Б) Внешние качества проповедника

1) Дар слова

Проповедник должен иметь дар слова, т. е. способность последовательно и ясно выражать свои мысли. Правда, великий пророк древности Моисей, по его признанию, был «косноязычен» (заика), но, ведь потому то Бог назначил Аарона, брата Моисея, быть оратором при нем, из чего видно, что Бог не напрасно одаряет некоторых людей даром слова, который Он может употребить для Своих премудрых целей.

Высший дар слова — красноречие, есть способность излагать свои мысли не только последовательно и ясно, но красиво и изящно. Этот дар может быть очень полезен, но к нему следует относиться с большою осторожностью.

Очень часто красноречие выражается в красивых оборотах речи, при очень скудном содержании мысли. Вы можете слышать проповедников, которые могут много «говорить», но «мало» выразить. Их проповеди скорее всего могут быть названы краснобайством, чем красноречием.

Такое красноречие (краснобайство) может быть опасно. Красивые звуки речи без содержания увлекают людей по ложному пути. К числу именно таких людей по крайней мере в первом периоде его деятельности принадлежал, по-видимому, Аполлос (Деян. 18,24), который хотя и был внешним образом сведущ в Писании, но, не зная точно пути Господня, увлекал людей по неправильному пути (Деян. 19,1-7).

Истинный дар слова заключается в способности облекать в красивые выражения, красивые или глубокие мысли.

Такой дар может быть лишен цветистости выражений, но за то он могуч внутренней силою.

Вот что говорит о красноречии Августин в своем сочинении «De Doctrina Christiana»: «Мудрость в проповеди без красноречия может принести пользу; красноречие без мудрости не может принести пользы и даже часто приносит вред. Соединение же мудрости и красноречия делает проповедь действенной».

Но вообще погоня за красноречием со стороны проповедников дело неправильное.

Слова проповедника должны пронизывать сердце человека, а не гладить его. Спаситель хочет, чтобы мы были не сахаром, а солью.

Когда спасают человека, то не заботятся о красивых жестах: если нужно утопленника тащить за волосы, то не останавливаются даже перед вывихом руки, лишь бы спасти его. Главное в проповеди, это ее сила, побуждающая к спасению, а не красивые слова.

Августин говорит о Киприане, что тот произнес только несколько проповедей по всем приемам ораторского искусства, чтобы показать, что он может так проповедывать, но после того он стал проповедывать очень просто, тем указывая, какою должна быть проповедь.

Надо проповедывать так, чтобы люди приходили не для того, чтобы смотреть трость, ветром колеблемую, или человека, одетого в пышные одежды красноречия, но для того, чтобы слушать служителя Божия, возвещающего им вечные истины.

Язык должен быть простой, но выразительный. Нужно избегать длинных мудреных, а особенно иностранных слов. Нужно так проповедывать, чтобы вас понимал мальчик Ваня, сидящий позади всех.

Нужно избегать напыщенного слога.

Кромвель приказывал солдатам: «стреляй пониже!»

Этот приказ годен и для проповедников.

Надо помнить, что железный ключ лучше служит своей цели, чем золотой.

Есть люди, которые могут излагать свои мысли сжато и кратко.

Другие, наоборот, выражаются пространно и неясно.

Этот недостаток может быть устранен, главным образом, подражанием и воспроизведением библейского языка, который идеально сочетает краткость с ясностью речи.

2) Логичность и последовательность изложения

Есть умы, которые от природы имеют способность логично и последовательно рассуждать и выражаться. Но, с другой стороны, есть умы, лишенные этой способности. Когда такие люди начинают о чем-либо говорить, они не могут сосредоточиться на одном предмете, их мысль перескакивает с одного предмета на другой, забегает вперед или возвращается назад.

Слушать таких ораторов мучительно. Но этот недостаток может быть устранен путем изучения грамматики, теории словесности и логики.

Очень хорошо, если они сделают попытку излагать свои проповеди письменно, прежде чем произнести их.

При письменном изложении скорее получится навык к установлению связи между отдельными частями проповеди или выражениями.

3) Голос проповедника

Голос проповедника есть такой же дар Божий и требует такого же мудрого применения, как и все другие дары Божии.

Есть люди, имеющие природный громкий голос и как будто со дня рождения предназначенные для выступления пред множеством народа.

Есть люди, имеющие очень слабый голос и часто до того тихий, что их едва слышно, даже на малом расстоянии, почему они и не могут быть проповедниками в больших собраниях.

Но есть люди, у которых есть довольно значительный голос, но они не умеют им пользоваться и потому производят очень невыгодное впечатление.

Например, у одного проповедника был замечательный мощный баритон, но он портил всякое впечатление тем, что позволял себе резкие переходы от самых высоких нот к самым низким нотам, вплоть до шепота.

Такие недостатки можно устранить путем личных усилий.

Проповедникам полезно соблюдать некоторые правила гигиены,что несомненно может способствовать сохранению чистоты и силы голоса.

1) He следует говорить за один раз так много, чтобы довести голос до крайнего утомления.

2) Не следует «надрывать» голоса, т. е. доводить его до крайнего напряжения по высоте или по силе звука.

Нарушение первого и второго правила влечет за собою ослабление голоса или хрипоту.

3) Нужно избегать всего, что может раздражать верхние дыхательные пути: для сего нужно дышать не ртом, а носом, не пить и не есть ничего слишком горячего или острого, не говорить и не петь на воздухе или в пыльной атмосфере.

4) Необходимо, чтобы полость рта всегда была в чистоте; для сего нужно чистить зубы перед сном.

5) Иногда голос проповедника ослабевает внезапно на кафедре; это происходит от утомления мускулов, напрягающих голосовые связки.

На такие случаи полезно на кафедре иметь стакан тепловатого чаю, который помогает и в случае тягостной сухости во рту.

6) Воздуха или холода бояться не нужно; неблагоразумно кутать шею. Но очень важно избегать простуды; после продолжительной проповеди в закрытом помещении не следует выходить пока не отдохнешь. Сосуды слизистой оболочки верхних дыхательных путей после продолжительной речи переполнены кровью и им необходимо дать возможность придти в норму.

4) Одежда и пища проповедника

В отношении одежды и пищи проповедника очень часто встречаются крайности.

Чаще всего можно встретить роскошь в одежде и пище. Вы видите проповедников в шелку и золоте. Мне пришлось видеть одного проповедника, у которого вся рука была в дорогих перстнях; вид такой руки во время проповеди производил один соблазн.

Своим посланникам-проповедникам Христос заповедал не брать «с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Мат. 10, 9-10).

Это обозначает: «ничего лишнего».

Проповедник должен уклоняться всеми силами от всякого излишества в чем-либо.

Излишество в пище «отягчает» не только плоть, но и дух (Лук, 21, 34). Излишество в одежде и обстановке производит соблазн в других, склоняет проповедника к праздности, ослабляет в нем способность переносить труд и лишения для Господа.

Проповедник — воин Божий, а воин должен быть закален духом и телом для перенесения всяких лишений на пути земном в борьбе за Его дело.

В древности спартанцы были непобедимы потому, что их воины приучались к перенесению всяких лишений. Их заставляли спать на досках, одеваться в легкую одежду во время морозов, их били, чтобы они без крика могли переносить боль и т. п.

Недавно, при посещении одного училища для проповедников заграницей, один из учащихся молодых проповедников сообщил мне, что каждый из них убирает для себя свои постели, а по очереди, как дежурные, они убирают весь дом, не исключая уборной, причем он заметил, что именно в тот день он чистил уборную.

Может быть на это многие посмотрят, как на крайность, но во всяком случае приучение проповедников к труду, хотя и низкому по нашему мнению, вещь для них полезная в смысле противодействия стремлению к роскоши. Но бывает и другая крайность.

Есть проповедники, задавшиеся целью аскетической; они лишают себя даже необходимой пищи; некоторые, указывая на пример Иоанна Крестителя, предпочитают ходить в грубой и даже грязной до неряшливости одежде.

Но против такого образа жизни восстает ап. Павел, который говорит, что Богу нежелательна мудрость в самовольном служении «изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2,23).

Проповедник должен подавать пример чистоты не только духовной, но и телесной. Костюм проповедника должен быть прост и может быть беден, но он должен быть чист и сам проповедник опрятен.

Покрой одежды, конечно, не имеет значения; он зависит от той страны или среды, где человек находится и в этом случае применимы слова ап. Павла: с Иудеями — Иудей; с подзаконными — подзаконный и т. п.

Борьба с внешними недостатками. Для борьбы с внешними недостатками у проповедника существует прежде всего то же могучее средство, как и для борьбы с внутренними недостатками — именно молитва. Но кроме того, он может применить и средства практического характера.

Что личные усилия могут иметь успех, можно подтвердить примером знаменитейшего греческого оратора Демостена.

До выступления на поприще ораторского искусства Демостен был человек слабогрудый, с картавой речью, слабым голосом и подергиваниями в плече.

Когда он выходил говорить, то его освистывали.

Но Демостен решил освободиться от своих недостатков.

Обрив себе голову, чтобы не возвращаться в город, он удалился в пещеру, где заложив себе камешки в рот и повесив меч над плечом, произносил перед зеркалом речи, декламировал на берегу шумящего моря, стараясь перекричать шум волн и т. п.

Путем таких усилий, Демостен совершенно освободился от своих недостатков и сделался одним из величайших ораторов всех веков.

Поэтому, проповедующему никогда не следует отчаиваться. Путем непрестанных усилий над собою, при молитве, многое можно сделать.