XVII. Недостатки, которых должен проповедник избегать в проповеди

1) Затягивание проповеди

Проповедник не должен затягивать своих проповедей. Это наиболее распространенный недостаток.

Нормальная продолжительность проповедей от 20 до 45 минут. Проповедник особенно талантливый может говорить и дольше. Шпенер, например, говорил в течение 2-х часов и народ слушал его с ненасытимостыо. Но для проповедника средней силы нельзя рекомендовать ни в каком случае более 1/2 часа; если он будет говорить дольше, то рискует потерять своих слушателей.

Надо помнить, что краткость никогда не вредит проповеди, растянутость — всегда.

Вот что говорил по этому поводу Августин: как только оратор (проповедник) убедится, что его поняли, он должен немедленно окончить свою речь или перейти к другим предметам. Проповедывать кратко гораздо труднее, чем продолжительно.

Один проповедник говорил: «Если я хочу держать проповедь в течение одного часа, то я приготовляюсь два или три часа, но если мне нужно сказать проповедь в течение 1/4 часа, то я готовлюсь два дня».

2) Чрезмерное подражание

Есть два подражания: одно, когда человек перенимает у другого манеры, голос, выражения и даже части проповеди; другое, — когда человек перенимает у другого не действия, а способы.

Первый род подражания называется слепым подражанием. Оно — вредно для слушающих, потому что, видя подражательность у проповедника, они начинают легко относиться и к самой его проповеди. Оно вредно и для него самого, потому что отвлекает его от естественного развития и приводит к искусственности, которая вредит его служению.

Кроме того, привычка заимствовать у других проповедников ослабляет энергию человека, который перестает трудиться над собою, почему его работа делается менее плодотворной.

Но подражание второго рода, при котором более слабый проповедник воспринимает у более сильного не действия, а способы — несомненно полезно. Наша мысль такова: копировать Сперджена, его манеры, голос и пр. — неразумно, но усвоить его способ изучения Св. Писания, приготовления проповедей — действительно полезно и вполне правильно.

3) Повторение одного и того же

Есть проповедники, у которых все проповеди состоят из повторения текстов и мыслей, которые они делают из года в год.

Склонность к повторениям иногда переходит у них в непреодолимую привычку.

Рассказывают, что один лютеранский проповедник, о чем бы он не проповедывал, всегда заключал настойчивым увещанием уплачивать долги. Чтобы избавить его от этого, суперинтендент предложил ему однажды произнести проповедь на тему об обращении ап. Павла, думая, что ему негде будет вставить свою любимую мысль.

Но что же случилось?

Заканчивая свою проповедь и говоря о плодах обращения — он все-таки сказал, что одним из первых результатов обращения Павла было то, что он уплатил свои долги.

Повторение проповеди имеет две стороны: 1) полезную, — благодаря повторению люди лучше усваивают проповедываемые истины; 2) вредную, — повторение ослабляет впечатление от проповеди, ибо слыша в проповеди то, что они уже прежде слышали, люди составляют себе представление о скудости духовного материала проповедника.

Иногда ссылаются на то, что знаменитые проповедники в родеМуди и др. повторяли одну и ту же проповедь в тех же точно выражениях по несколько раз.

Но что допустимо для великих проповедников, того нужно избегать проповедникам средней силы.

Повторяемость у проповедников есть результат недостаточного познания Слова Божья и людей.

Для устранения повторений проповедник должен усердно

1) изучать Слово Божье

2) изучать самого себя

3) изучать людей

4) читать полезные книги.

В сущности проповедник всегда может иметь достаточно духовного материала, чтобы не повторяться. При правильном отношении к делу проповедник может проповедывать на один и тот же текст двадцать раз, давая всякий раз новые мысли.

Известный германский проповедник Гофакер, который проповедывал с такою силою, что во время его проповеди тысячи слушателей умилялись, плакали и рыдали, пишет следующее по этому вопросу: «Мне казалось, что если я проповедывал на один какой-либо текст, то будто я исчерпал его смысл и мне уже нечего больше сказать на него. Но в такие часы я слышал голос: «Бедный человек! Воззри ко Мне! Если Я не помогу тебе, ты будешь беспомощен!»

«В сущности я имею одну проповедь: придите и воззрите на Христа. Я проповедую закланного Агнца. Он привлекает сердца».

«Я убедился, что человек, проповедующий Христа, никогда не исчерпывается. Наша мудрость — сосуд, а сосуд имеет дно, любовь же Христа есть бездна и из этой бездны мы получаем благодать на благодать».

4) Искусственное духовное толкование

Духовное аллегорическое толкование во многих случаях необходимо. Но в отношении этого следует соблюдать мудрую умеренность.

Стремление видеть аллегорию во всех местах Св. Писания приводит к заблуждениям.

На юге один проповедник, вдавшись в духовное толкование, совершенно отошел от Христа. Он стал учить, что Христос крестился не в воде, а в народе, ехал в Иерусалим не на ослах, а на двух заветах: Ветхом и Новом и т. п.

Неправильно толковать духовно все слова притчей. Например, в притче о закваске (Мат. 13, 33) было бы неблагоразумно толковать духовно, почему не две, а три меры, почему женщина, а не мужчина и т. п.

В притчах обязательно установить только общий смысл.

5) Проповедник не должен обращать внимания на число слушателей

Есть проповедники, которые настолько привыкают к большим собраниям, что если им приходится проповедывать в маленьких, то у них нет ни силы, ни вдохновения. А между тем часто маленькие собрания приносят иногда большие благословения.

Д-р Бигер из Синсиннати однажды пришел в собрание; у него был только один слушатель. Несмотря на это, он начал и кончил собрание, как обыкновенно.

Потом оказалось, что единственный слушатель его получил решительный толчок к обращению в этом собрании. Он сделался известным проповедником в Соединенных Штатах: через него образовалось несколько церквей.

6) Проповедник не должен смешивать в проповеди того, что относится к верующим с тем, что относится к неверующим

Проповедники исторических церквей не делают этого различия именно потому, что у них утерян самый принцип обращения.

Но для евангельских проповедников это различие нужно проводить ярко и ясно.

В собрании неверующих следует говорить только призывные речи; в собраниях для верующих — назидательные, но в последнем случае необходимо всегда прибавлять слово призыва на случай нахождения в собрании необращенных.

7) Проповедник не должен употреблять высокомудрых, а особенно иностранных слов, которые бывают многим непонятны

В редких случаях их можно употреблять, но во всех таких случаях необходимо разъяснение их. Особенно неприятно, когда иностранные слова употребляются неправильно.

Проповедник должен также избегать всяких провинциализмов и неправильных выражений.

8) Проповедник должен избегать сухости в проповедях

Сухость в проповедях получается, главным образом, оттого, что проповедник вдается в голое рассуждение или изложение мыслей без примеров из жизни.

Главное средство борьбы с сухостью в проповедях это — приведение примеров из жизни для пояснения мыслей.

Примеры в проповеди то же самое, что притчи в проповедях Христа.

9) Проповедник не должен оставлять без внимания ни одного из замечаний друзей или даже врагов о недостатках его проповедей

Ни в коем случае не должен он обижаться на людей за критику, но благодарить за нее и, принимая к сведению, исправлять недостатки.

Наши критики — наши лучшие учителя.

Заключение

Заканчивая сию книгу, я должен все-таки сказать, что самое лучшее руководство к проповеди есть Библия, а самый лучший лектор и вдохновитель — Дух Святой. Идеальное состояние проповедника есть такое, когда он чувствует себя и говорит, как орудие Божье.

Считаю полезным в заключение привести здесь слова известного немецкого проповедника Людвига Гармса (1808-1865):

«У меня есть только одна теория: это теория Духа Святого. Будем же, исполняясь силою Духа Святого, опираясь на Библию и вдохновляясь любовью Христа, говорить народу, насколько способен к сему наш язык, говорить, потому что мы не можем иначе.

Истинный путь жизни заключается в том, чтобы в каждом человеке видеть душу, которая искуплена Кровью Христа, которая должна была бы принадлежать Ему и которую мы должны возвратить Ему.

Проповедуете ли вы Слово Божье безбоязненно? Не бойтесь последствий, бичуйте грех и нечестие дворян и помещиков, присутствуют ли они или нет, а также грехи и нечестие рабочих, присутствуют ли они или нет, нравится ли им это или нет.

Слово Божье никогда не приходит обратно бездейственным!

Рисуйте пред их взорами Иисуса Христа прежде всего, изображайте Христа пред их взорами в полной славе Его и красоте Его креста. Молитесь со своими людьми от всего сердца о Духе Святом.

Не сочиняйте своих проповедей, а вымаливайте их на ваших коленах.

Если народ заснул (духовно), боритесь с Господом о душах их; жертвуйте временем, силою, удобствами и всем для Господа и спасения душ человеческих!

Все у вас должно быть основано на Слове Божьем и ничто не должно освобождать вас от обязанности простого искреннего отношения к нему.

Называйте вещи их собственными именами, чтобы плоды ваших слов люди могли впоследствии осязать своими руками, чтобы ничто не шло поверх их голов. При этом, умоляю вас, живите в святости и избегайте всего, что отзывается миром; не проповедуйте ничего, чего вы не практикуете в жизни».

А мы закончим замечанием Моисея: «о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Святого на них!» (Числ. 11, 29).