Глава 20. Миссии ко всем народам

Миссионерское видение христиан первого столетия было утеряно в эпоху средневековья и начало возрождаться лишь спустя более четырнадцати столетий. Первые верующие жили желанием «проповедовать Евангелие всей твари, по всему миру», подготавливая возвращение Иисуса Христа.

Свидетельство Луки, записанное в книге Деяний Апостолов, сохранило для нас сведения о служении Петра, Филиппа, Стефана, Варнавы, Силуана, Марка, а также первого апостола язычников         Павла (Римлянам 11:13» 1 Тимофею 2:7; 2 Тимофею 1:11).

Вне библейские источники

Другие свидетельства о подвигах веры и путешествиях первых апостолов, а также других верующих, можно найти в различных исторических Документах, таких, как «Церковная история», Записанная в четвертом веке епископом Евсевием из Кесарии. Он упоминает о миссии апостола Варфоломея в Парфию (территория современного Ирана), Эфиопию, Месопотамию, Ликаонию (территория современной Турции) и в Армению.

Написанная епископом История сообщает о том, что апостол Фома проповедовал Евангелие в Парфии, в древнем государстве, известном как Хорастан, расположенном на территории современных Туркменистана, северного Афганистана и северо-восточного Ирана. Ему удалось дойти до южной Индии, где, как считается, он основал одну из древнейших христианских церквей.

Апостол Андрей, согласно легендам первых христиан, отправился в своем миссионерском служении на север. Обогнув Черное море, он проповедовал в землях, которые сейчас являются частью Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины, юга России, Грузии, а также Турции.

Истории о служении апостола Филиппа повествуют о его евангелизационном служении в Скифии, расположенной в северной части Черноморского побережья и к востоку от Каспийского моря. Племена скифов, прославившиеся своими ратными подвигами, мигрировали из Ирана на север.

Скупая информация об апостоле Матфее, которая дошла до нас, упоминает о его миссии в Эфиопии и о путешествии на восток, в Персию (Иран).

Симон Зелот отправился с евангелизационной миссией в Египет, после чего присоединился # Фаддею, распространявшему Благую Весть в Персии.

До наших дней дошла лишь скудная информация о служении некоторых из двенадцати апостолов. Но даже она указывает на многочисленные подвиги христиан ранней церкви, предпринимавших героические усилия для распространения Евангелия по всему миру.

Особое призвание Павла

Апостол Павел посвятил всю свою жизнь служению языческим народам, которые населяли Римскую Империю. Он провозглашал Евангелие и формировал церкви из обращенных — как из

иудеев, так и из язычников (Деяния 14:1; 18:4; 19:10,17; 20:21; 1 Коринфянам 1:24).

Павел писал: «Я должен и Еллинам и варварам, Мудрецам и невеждам» (Римлянам ,:14). Он настаивал на том, что спасение предназначено как иудеям, так и Язычникам (Римлянам 1:16; 10:12; Галатам 3:28; Колоссянам 3:11). Подчеркивая тот факт, что «спасение Божие послано язычникам» (Деяния 28:28).

В то время, как «апостол язычников» проповедовал Христа по всей Римской Империи, другие верующие служили за ее пределами. Мы никогда не сможем узнать о тысячах подвигов, совершенных во имя Христа отважными миссионерами, которые отдали свою жизнь во имя проповеди Евангелия язычникам.

Иудейская оппозиция

Почти везде, куда приходил Павел во время своих героических миссионерских путешествий, он был преследуем иудеями. Их крайне возмущал тот факт, что Павел, образованный фарисей, воспитанный Гамалиилом (Деяния 22:3; 26:4.5), проповедовал язычникам завет Авраама, закон Моисея, пророческие книги и Псалмы, оскверняя Священные Писания, используя их для доказательства того, что Иисус есть Мессия и Спаситель мира.

Другие иудеи, которые приняли Христа как Мессию, но по-прежнему продолжали придерживаться дискриминационных религиозных законов, также противостояли служению Павла. Всякий раз, когда эти иудеи слышали о том, что Павел обратил язычников ко Христу, они посылали своих представителей даже в отдаленные города, чтобы помешать ему или подвергнуть ужасным преследованиям (Деяния 13:44 — 50; 14:1,2,5,19; 17:4,5,13,17; 18:12,13; 21:11,12,19-21,27,28; 22:19-22; 24:5; 25:2,7,24; 26:2,21; 2 Коринфянам 11:23-27).

Повеление Христа учить о благословениях искупления все народы и все расы, как мужчин, так и женщин, противоречило священным учениям раввинов. Делать это, в глазах иудеев, было равносильно тому, чтобы «бросать жемчуг перед свиньями».

Но Павел установил для последователей Христа иные стандарты. Многие из них хорошо помнили, что Иисус проявлял сострадание по отношению к представителям всех рас, как к мужчинам, так и женщинам.

«Всеобщность» — основная черта подлинного христианства

Страстное желание проповедовать о Божьем спасении всем народам побуждало христиан первого столетия идти по всему миру, возвещая Слово (Деяния 8:1,4) как повелел им Христос (Откровение 1:8).они служили «Парфянам и Мидянам, и Еламитам, и жителям Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшим из Рима, Иудеям и прозелитам, Критянам и Аравитянам» (Деяния 2:9-11).

Лидеры ранней церкви были полны решимости нести Весть Христа «до края земли» (Деяния 1:8). Павел писал о своем желании дойти до западной границы европейского континента: «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам» (Римлянам 15:24).

Авторитетные церковные историки приходят к выводу, что верующие, «рассеявшиеся по разным местам» (Деяния 8:1), провозглашали Евангелие и основывали церкви по всей Северной Африке.

Другие материалы, а также легенды свидетельствуют о том, что верующие распространяли весть о Христе на севере, проникая в тевтонские и англосаксонские королевства, располагавшиеся там, где сейчас находятся Великобритания, северные страны Европы и Скандинавия.

Теократическое рабство

Но что же произошло позднее? Церковная верхушка, которой удалось захватить власть над христианской церковью, окончательно отказалась от идеи проповедовать Евангелие языческим народам. Рядовые верующие оказались в теократическом рабстве.

Когда подчинение церковным догматам заменило личную веру во Христа, Божье спасение стало рассматриваться как статус, даруемый властью церкви. Правительство и церковь объединились. Только пройдя через обряд крещения и став членом официальной церкви, человек мог считаться уважаемым членом общества.

Мысль о необходимости приобретать потерянных оказалась забытой, потому что общество окончательно отождествило себя с церковью. Церковь получила власть узаконивать деторождение, образование, брак, прием на работу, общественную активность, смерть, погребение и даже участь людей после смерти. С точки зрения официальной церкви, люди низших народов были не более чем потенциальными рабами. У религиозных лидеров не было ни малейшего желания проповедовать им Евангелие.

Политические миссии

Теократические государства извратили смысл повеления Христа — нести Евангелие всем народам, поставив миссионерскую активность на службу политике. Прикрываясь титулом посланников Христа, церковные иерархи отправляли в иностранные государства миссии с целью установить над ними политическое господство.

В 342 году была предпринята миссия Улфила к готам, в 432 году — миссия Св. Патрика к ирландцам, в 563 году — миссия Колумба на Иону (Внутренние Гебриды), в 716 году — миссия Бонифация к германцам, в 862 году — миссия Кирилла и Мефодия к славянам, в 988 году — миссия в Киевскую Русь. Позднее была предпринята миссия в Северную Америку, миссия Ксавьера в Индию в 1552 году и в Японию в 1549 году, миссия Рикки и Руджьери в Китай в 1582 году.

Все эти миссии были торговыми миссиями, финансируемыми церковью в интересах укрепления широкого политического влияния официальной религии.

Новое рождение мечты

Когда начатая Лютером Реформация покончила е духовным порабощением средневековья, христиане, больше не подчиняющиеся догмам официальной церкви, вновь начали мечтать о проповеди истины и спасения во Христе в отдаленных землях.

Первые моравские миссионеры из Саксонии (земля в Восточной Германии, близ Дрездена) отправились в 1732 году проповедовать Евангелие черным рабам Вест-Индии, и вскоре основали миссии в Гренландии, на Суринаме, в Южной Африке, в Алжире и среди североамериканских индейцев.

В конце восемнадцатого столетия Бог призвал Уильяма Карея, который, подобно Павлу, горел желанием проповедовать Евангелие языческим народам. Он пришел к выводу, что все народы и все расы обладают одинаковой духовной ценностью в Божьих глазах, что все они созданы Им и заслуживают услышать весть о Его любви.

Возрождение миссий

За стремлением Карея проповедовать о Христе язычникам не стояли политические цели, которые преследовала бы церковь. Он утверждал, что в то время, как государство ведет торговлю с языческими народами, церковь призвана проповедовать им Евангелие.

Торговцы рабами держали в своих руках сотни и тысячи невольников. Карей верил, что все они имеют душу и обладают ценностью в Божьих глазах, что христианам следует проповедать им Евангелие и привести их к вере во Христа. Написанная им брошюра под названием: «Размышления о долге христиан использовать все средства для обращения язычников» помогла сформировать в церкви новое мышление.

Несмотря на то, что Уильям Карей по профессии был простым сапожником, у него было много новых идей. Карей мечтал об основании медицинских и учебных заведений в языческих странах. Он перевел всю Библию на языки бенгали, орья, марати, хинди, асамиз и санскрит, а также отдельные части Писания на двадцать девять других языков. Он подготовил к изданию собственноручно отредактированные грамматики на семи языках, а также словари на бенгали, санскрите и марати. Его перу принадлежат две фундаментальные работы по садоводству.

Карей был убежден, что предпринятые им шаги, наряду с оказанием медицинских услуг, не только будут способствовать прогрессу языческих народов, но и откроют путь к принятию ими Божьего Слова. Подобная деятельность стала называться миссионерской.

Новые миссии

Христианская церковь приняла предложенную Кареем концепцию миссионерского служения. В скором времени были учреждены церковные советы и христианские миссионерские ассоциации, призванные содействовать распространению Евангелия по всему миру.

В 1810 году был образован Американский Совет Посланников, основной задачей которого была помощь иностранным миссиям.

В 1816 году Адонирам Джадсон и его жена Энн Хэзелтайн отправились на Бирму. Там они перевели Библию на бирманский язык и составили Словарь бирманского языка, который и по сей день считается образцовым, основали церковь, учредили школы и подготовили национальных проповедников, сочетая свою работу переводчиков с евангелизационным служением.

В 1840 году Дэвид Ливингстон приехал в Африку в качестве христианского миссионера и исследователя. Он был известен своей верой в способность обращенных африканцев проповедовать о Христе, тем самым, по его словам, «распространяя Евангелие через национальных агентов».

В 1866 году Хадсон Тэйлор основал Китайскую Внутреннюю Миссию.

Миссионерское видение, забытое в эпоху средневековья, вновь возрождалось в церкви Иисуса Христа. Христиане вновь начали осознавать ценность каждого человека, вне зависимости от его цвета кожи, национальности или пола.

Церковные организации стали формировать миссионерские советы и выделять средства для мужчин и женщин, отправляющихся миссионерами в нехристианские страны. Основывались библейские школы с миссионерским уклоном. Десятки тысяч мужчин и женщин принимали решение посвятить свою жизнь проповеди Христа и Его Евангелия в языческих землях, среди нехристиан. Благодаря их усилиям, многие миллионы людей уверовали в Евангелие, и сами стали учителями, проповедниками и пасторами.

Самые большие в мире церкви и христианские организации процветают в тех странах, которые белые называли языческими странами. В пятнадцатой главе мы уже писали о новых миссионерах мира, тысячи из которых являются гражданами стран третьего мира.

Церковь — одно тело

***

ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ в стремительно возрождающемся миссионерском служении языческим народам, хотя оно и было успешно, отсутствовала важная черта, присущая первой церкви — чудеса и знамения. В следующей главе мы рассмотрим повторное открытие этой истины, игравшей важную роль в евангелизационном служении верующих первого столетия.