Глава 3

1.Верно слово: если кто епископст­ва желает, доброго дела желает.

2.Но епископ должен быть непоро­чен, одной жены муж, трезв, це­ломудрен, благочинен, (честен), страннолюбив, учителен,

3.Не пьяница, не бийца, (не свар­лив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,

4. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в по­слушании со всякою честностью;

5.Ибо, кто не умеет управлять соб­ственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

6.Не должен быть из новообра­щенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

7.Надлежит ему также иметь доб­рое свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

8.Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не при­страстны к вину, не корыстолю­бивы,

9 Хранящие таинство веры в чис­той совести.

10 И таких надобно прежде испыты­вать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

11 Равно и жены их: должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим;

13 Ибо хорошо служившие приго­товляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,

15 Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утвержде­ние истины.

16 И беспрекословно — великая бла­гочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, по­казал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

1. Верно:Греч, pistos, «истинно», «заслуживает доверия». Некоторые толкователи полагают, что первую фразу гл. 3 необходимо рассматривать как заключительное заявление о подчинении жён, как оно представлено в гл. 2. Однако эта фраза может быть применена как к предшествующему, так и к по­следующему, ибо оба толкования достойны внимательного рассмотрения.

епископства: — Или, «надзиратель» (см. на Деян. 11:30; 20:28). В апо­стольские времена должность «епископа» была подобна служению старейшины или пресвитера. Относительно исторического развития сана епископа (см. VIтом, 26, 38 стр.).

доброго:Греч, kalos, «превосходный», «похвальный».

2. должен:Греч, dei, «это является необходимым», то есть, в силу исклю­чительной природы случая христианский руководитель должен служить приме­ром принципов своего исповедания, если он желает убедить других в достоин­стве своей вести. Река течет не выше, чем ее источник и община обычно не под­нимается выше, чем её руководство.

непорочен: — Или, «безупречен», «не порицаем открыто». Принимая во внимание следующий перечень моральных условий руководитель церкви не должен быть доступным для порицания. Он должен доказать свою нравствен­ную пригодность.

одной жены: — Эту фразу можно объяснить различным образом, как озна­чающую, что: 1) все служители должны быть женаты; 2) многобрачие и вне­брачное сожительство строго воспрещены для служителей; 3) разведённая лич­ность не должна служить в должности епископа, и 4) служители не должны снова жениться, если овдовели.

Против первого объяснения следует утверждение, которое будет трудно со­гласовать с заявлением Павла, поощряющее людей жить так, как он жил, т.е. без жены (см. на 1Кор. 7:7, 8). Однако те, которые придерживаются первого объяс­нения указывают, что несмотря на то, что хотя заявление Павла относительно брака предвидится в контексте, оно было сделано «по настоящей нуж­де», которая вынудила его побудить к предосторожности (см, на 1Кор. 7:26, 28). Павел не умалил божественный порядок в отношении семьи, который Бог учредил в Едеме. Общение мужа и жены являются одним из Его предопреде­лённых средств для надлежащего развития обоих, как об этом провозгласил сам Павел (см. на Ефес. 5:22-33; 1Тим. 4:3; Евр. 13:4). Несомненно, Павел вклю­чил это в свой совет относительно епископов, ибо женатый человек должен быть более хорошо подготовлен, чтобы понимать многие проблемы, возникаю­щие среди семейств в церкви. Павел здесь определённо осуждает принудитель­ное и обязательное безбрачие духовенства. Это бесспорно ясно.

Второе объяснение может отражать мышление Павла, ибо он всегда осуж­дал сексуальную беспорядочность. В те времена, когда внебрачное сожительст­во и многобрачие были приемлемы на Востоке и среди Греков и Римлян, хри­стианская церковь была призвана стоять не осквернённой, как пример лучшего образа жизни. Если члены церкви потерпят неудачу в этом отношении, они должны быть порицаемы и прощены, но если руководитель церкви потерпит неудачу, служа примером наивысшего аморального образца, этим он лишается своего руководящего положения. Возможно, Павел подчёркивал опасность на­значения на должность епископа или старейшины любого человека, который имел не совсем хорошую нравственную репутацию.

Придерживающиеся третьего объяснения указывают, что подобно тому, как Иудеи признавали наиболее мелкие, незначительные поводы для развода (см. на Матф. 5:32), некоторые из первых христиан оправдывали развод по другим причинам, чем прелюбодеяние (см. на Матф. 19:8, 9). Развод в жизни еписко­па, по какой-либо причине становился помехой для духовного руководства.

В течение веков значительная поддержка была оказана четвертому объяснению. Придерживающиеся этого объяснения склонны к переводу «лишь однаж­ды женатый». Этому противостоит убеждение, что согласно Греческому под­линнику, нет необходимости подразумевать, что епископ не может жениться больше, чем только один раз, но сказано просто, что он является «муж одной жены», то есть, он не может иметь одновременно двух или более жён. Этим также обращается внимание на то, что нигде в Священном Писании не осужда­ется повторный брак после смерти первой супруги и также не рассматривается вредным или убыточным для духовного руководства. В конечном счете, те, ко­торые противостоят этой точке зрения, отмечают, что защитники безбрачия и других аскетических обычаев чрезвычайного характера являются наиболее стойкими приверженцами этой точки зрения.

Ясно только одно, епископ должен иметь незапятнанную репутацию супру­жеской верности, которая должна служить достойным образцом для его стада.

трезв:Греч, nephalios, «воздерживающийся от вина», «трезв». В класси­ческом языке nephaleos употреблялось для описания еды без вина или возлия­ния, представленного языческому богу.

целомудрен:Греч, sophron, «благоразумный», «неповреждённого ума», «рассудительный», «здравомыслящий», «здравый». Такие руководители всегда необходимы в церкви, чтобы предохранять её от фанатизма и путеводить её во времена серьёзных, непредвиденных обстоятельств.

благочинен:Греч, kosmios, «хорошего поведения» (см. на гл. 2:9).

страннолюбив: — См. на Рим- 12:13. Характер епископа должен отме­чаться не эгоистичным вниманием к путникам-христианам.

учителейн:Греч, didaktikos, «искусный в учении». Служитель Божий должен быть готов охотно учиться,а также быть готовым наставить других в истинах Слова Божия, следуя примеру великого Учителя.

3. Не пьяница: — Или, «не пристрастен к вину». Старшие братья не долж­ны давать какого-либо повода для обвинения, что они пьяницы или искатели удовольствий (ср. на 8 ст. гл. 5:13). Они должны стоять выше всех других членов церкви образцом трезвости.

не бийца (не сварлив): — Т.е., тот, кто не драчлив и не задирист. Умиро­творяющее миротворческое расположение является важнейшим качеством ха­рактера каждого церковного руководителя.

не корыстолюбив: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опу­щению этих слов,

тих:Греч, epieikes, «кроткий», «благоразумный», «умеренный» (см. на Иак.3:17).

миролюбив: — Или, «не драчун», миротворец.

не сребролюбив: — Буквально, «не любящий серебра». Опыт Иуды Иска­риота и Симона Волхва открывает опасность и вред наносимый служителю церкви чрез сребролюбие (см. Ин. 12:1-6; Деян. 8:14-23).

4. управляющий:Греч, proisterai, «управлять», «председательствовать». Если человек потерпит неудачу в самой маленькой задаче, таковой неспособен преуспевать в более великой задаче управления многими семействами, которые составляют общину или группу церквей (см. 5 ст.).

домом:Греч, oikos, «дом», и в более обширном значении «семья», «до­машние», «домашнее хозяйство».

детей … в послушании: — Дети служителя должны показать своим послушным поведением и серьёзным отношением, что они уважают своего отца. Сыновья первосвященника Илия представляют трагический пример ложной любви отца и недостаточный контроль за своим семейством (см на 1Цар.2:12-27),

честностью:Греч, semnotes (см. на гл. 2:2).

6. новообращенных: — Буквально, «ново насажденных». В Священном Писании ничего не сказано относительно какого-то определённого минимально­го срока для кандидатов на служителя, требуется лишь, чтобы они были духов­но зрелыми.

возгордился: — Или, «стал надменным», «тщеславным». Тщеславие или самомнение затемняет суждение.

осуждению с диаволом: — Фраза может быть понята в значении 1) что «новообращенный» получит такое же осуждение или приговор, подобно диаволу, когда гордость ускорила его восстание в небесах (см. на Иез 28:12-17); или 2) осуждение, которое сам диавол, как «клеветник братьев наших» (см. Откр. 12:10; Иов. 1:6; 2:4, 5) произнесёт против «новообращенного», который стал жертвой тщеславия. Против этой последней точки зрения выдвигается довод, что нигде не сказано о судебных функциях диавола. Суд — дело Божие и приго­вор, подобно свершённому над диаволом в небесах Откр. 12:7-9, будет также произнесён над теми, которые разрешили гордости управлять их мышлением.

7. Надлежит: См. на 2 ст.

доброе свидетельство: — Репутация епископа в обществе должна быть репутацией наивысшего характера, которая заслуживает полного уважения и доверия со стороны тех, которые не связаны с церковью (см. на 2Кор. 6:3). Христианство будет мало привлекательным, если его руководители в такой же мере потеряют чистоту, как это часто встречается с людьми вне церкви.

нарекание: — Т.е., грубую критику и поношение, как от членов церкви, так и со стороны неверующих. Когда влияние служителя приносит крити­ческое суждение общества, уныние и отчаяние последуют почти определенно, которые всё более и более обесценят его полезность.

диавольскую: См. на Матф. 4:1. Служители, потерявшие уважение членов церкви и внешних, по крайней мере, попадают в одну «из сетей диавольских» и будут находиться там до тех пор, пока не произойдет изменение сердца.

8. Диаконы: См. на Марк 9:35. Относительно дискуссии об обязанно­стях и исторического развития сана диакона (см. на VI том, 25, 26 стр.).

также: — В такой же мере, как должность епископа или служителя имеет определенные требования, точно так же и должность диакона.

честны:Греч, semnos, «достойный чести», «удостоенный». О родствен­ном существительном (см. на гл. 2:2).

не двоязычны: — Т.е., не говорят одной личности одно и противополож­ное кому-либо другому. Каждый церковный служитель должен быть миротвор­цем, а не сплетником или нарушителем мира. Возможно, что именно это слово подсказало Джону Буньяну мысль дать имя одному из характеров в книге «Пу­тешествие пилигрима» • «господин двоязычник».

вину:Греч, oinos, «вино», новое или броженое. Некоторые придержива­ются мнения, что Павел здесь говорит о непереброжённом вине, — виноградном соке, ибо сказать ему что-либо другое, означало бы противоречить его собст­венному заявлению относительно осквернения тела (см. на 1Кор. 6:19; 10:31), и представить нечто противоположное всеобщему учению Библии, относитель­но опьяняющих напитков (см. на Пр. 20:1; 23:29-32; Ин. 2:9). Другие полага­ют, что Павел здесь разрешает умеренное употребление обычного вина, они заявляют, что если бы он говорил о виноградном соке, в таком случае он не имел бы необходимости предостерегать диаконов о «пристрастии к вину», и, следовательно, не имел веского основания, чтобы воспретить епископам, пить его вообще. По общему согласию, это место является затруднительным. См. на Втор. 14:26; ср. на 1Тим. 5:23.

не корыстолюбивы: — Или, «не стремящиеся к бесчестной прибыли». Христианин всегда должен быть выше мысли перехитрить кого-либо, даже хотя так поступая, он не был бы виновен в нарушении какого-либо определенного закона. Кроме того, он не должен использовать преимущество своей должности, чтобы извлечь пользу для косвенной личной прибыли. Деньги не являются главной целью его жизни.

9. таинство: — Относительно значения слова употреблённого Павлом «тайна» (см. на Рим. 11:25).

веры: — Буквально, «веры», с определённым артиклем т.е. включая всю ос­новную часть христианского учения. Диакон должен не только хорошо знать Библию, но также отражать в жизни принципы Библии.

чистой совести: — См. на гл. 1:5. Вместо недостатков, отмеченных в гл. 3:8, диакон будет служить примером исполнения принципов христианской веры в своей ежедневной жизни. Верный диакон не будет стоять пристыженным пе­ред Богом и людьми, ибо совесть его свободна от осознанного делания зла.

10. испытывать: — Пригодность любого кандидата в диаконы не должна быть принята без доказательств. Павел настаивает на внимательном исследовании всех фаз человеческой жизни, прежде занятия им ответственной должности диакона, несмотря на то, что эта должность является менее важной в сравнении с должностью епископа (см. 2-7 ст.). Павел здесь особенным образом осуждает выдвигаемое иногда предложение, чтобы назначение на церковную должность делать, как поощрение для беззаботных или слабых в вере, в надежде, что такое признание сможет возбудить их ревность и благочестие.

11. жёны:Греч, gunaikes, «женщины», или «жёны». Невозможно оконча­тельно определить, или Павел здесь говорит о диаконисах или о жёнах диако­нов.

честны: — См. на 8 ст.

клеветницы:Греч, diaboloi (см. на Матф. 4:1).

трезвы:Греч, nephalioi, «воздерживающиеся от вина» (см. на 2 ст.).

верны: — Т.е., всегда заслуживающие доверия в делах, относящихся к ним. Возможно, это ссылка на доверие в распределении милостыни нуждающимся.

12. одной жены: См. на 2 ст.

детьми: — См. на 4 ст. Тот же самый высокий образец хорошо устроенной домашней жизни, которая применима к епископу, в такой же мере относится и к диакону. Религия, которая не находит своего применения в доме не заслуживает оценки.

13. служившие:Греч, diakoneo, «служить» (см. на Деян. 6:1). Вся фраза читается буквально так: «Те, которые служили» или «те, которые помогали». Павел теперь подводит итог 1-12 ст. и представляет побудительную причину для всех служить верно, каждому в своей определенной должности — епископам, пресвитерам, диаконам и диаконисам. Даже и в этом случае термин diakonos, «диакон», в первоначальном смысле, предполагающий его особое техническое значение, применим также для изображения всех, которые служат церкви лю­быми способностями и полномочиями. Павел, хотя был апостолом, многократно изображал себя (см. 1Кор. 3:5; 2Кор. 3:6; 6:4; 11:23; Ефес. 3:7; Кол. 1:23) и Тимофея, пресвитера Ефесской церкви (см. 1Тим. 4:6), как diakonoi (в множественном diakonos) в переводе на русский язык служители.

Приготовляют: -(см. на Ефес. 1:14). Верное служение приводит к развитию способностей, что­бы служить ещё более грамотно в будущем.

степень:Греч, bathmos, «ранг», «чин», «порог», «преддверие», то есть, чин или положение среди народа. Возрастающая деятельность в церковном тру­де — доказательство глубокого общения с Богом, а в итоге увеличение уважения в общине. Павел не представляет выполнение церковных обязанностей, как средство, обеспечивающее личное спасение и верное исполнение дела на земле, как средство, чтобы заслужить более возвышенное положение в вечности.

дерзновение:Греч, parresia, «бесстрашное доверие», «жизнерадостное мужество» (см. на Деян. 4:13). Павел многократно употреблял parresia, чтобы изобразить доверие всех членов церкви, которое они должны иметь к успеху Евангельского плана и в их личных достижениях чрез живое общение со Хри­стом посредством веры (см. Ефес. 3:12; Флп. 1:20; Евр. 3:6; 4:16; 10:19, 35). Когда служитель церкви соединён со Христом, нет таких проблем, личных или профессиональных, которые бы лишили его бодрости духа. Выполняя хорошо любую определенную задачу, в итоге он будет иметь спокойствие и доверие, и все это приготовит человека встретить более трудные проблемы в будущем.

вере: — Т.е., христианской вере, которая нашла свое средоточие во Христе.

14. надеясь … придти: — Насколько известно, это желание никогда не осуществилось.

15. поступать:Греч, anastrepho, «вести себя». Павел наставляет Тимофея относительно управления делами местной церкви, и особенно, в виду высокого нравственного поведения, требуемого для всех руководителей. Когда пред Ти­мофеем предстанут часто встречающиеся различные проблемы, обычные для всех общин, он должен найти в послании Павла готовый, легко доступный ис­точник справок, касающийся поведения и образа действий.

доме: — Или, «семье» (см. на Ефес. 2:19; 1Тим. 3:4). Во времена, когда христиане не имели общественных церковных зданий (см. 18 стр.) мысль что Бог, тем не менее пребывает в их среде, будь они одни или собраны вместе, была глубоко утешительной. Здание не может воспроизвести изображение «жи­вого Бога», но это в состоянии сделать обращенный христианин. Таким образом, церковь Божия является основным духовным союзом всех её обращён­ных членов, независимо от того, поклоняются ли они в одном и том же месте, или отделены большими расстояниями.

Бога живого: — Поклонение «живому Богу» требует живой веры, которая осознает намерения Божии в ежедневном труде. Только христианская жизнь наполненная энтузиазмом направленным для распространения евангельской программы, сможет быть местом обитания живого Бога.

столп: — См. Гал. 2:9. Истинные христиане являются Божьими свидетеля­ми о силе Его благодати и мудрости Его намерений. Когда они упускают воз­можность вполне сотрудничать с божественным планом восстановления в чело­веке образа Божия, день обновления этой земли неизбежно задерживается (см. НУХ 69). Если сила и намерения Божии не проявляются в жизни народа, испо­ведующего Его, обвинения сатаны будут оправданы (см. на Иов. 1:9; ПП 42). Посему Павел побуждает членов церкви, отражать в их жизни принципы исти­ны, которые они исповедуют.

утверждение:Греч, edraioma, «столб, придающий устойчивость», «под­держка», «подпора», «упор». Церковь, состоящая из искупленных мужей и жён, активно занятая восстановлением в человеке «образа Его Создателя» (см. Вос. 18с.), является главным показателем наивысшей достаточности «истины». Но недостаточно просто соглашаться с принципами истины; они должны быть вполне отображены в жизни (см. на Ин. 8:32).

16. беспрекословно: — Буквально, «посредством всеобщего согласия». Многие толкователи полагают, что этот стих ссылается на хорошо известный гимн ранней церкви.

благочестия: — См. на гл. 2:2. Торжество благодати Божией над силами зла в жизни человека всегда будет причиной для удивления и благодарности.

тайна: — См. 1 Тим. 3:9; см. на Рим. 11:25. «Благочестия тайна» 1Тим. 3:15 является основой для каждой надежды и источником всякого утешения.

Бог: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «Он, Кото­рый». Определённая ссылка на Иисуса, в Котором и через Которого Божествен­ная тайна была открыта.

явился: См. на Ин. 1:14.

во плоти: — Иисус Христос, хотя обладал «всякой полнотой Божества те­лесно» (см. на Кол. 2:9), лишил Себя Своих небесных исключительных прав (см. на Флп. 2:5-5) и жил в сфере человечества, стал равным по обладанию человеческим телом (см. на 1Тим, 2:5). Относительно дискуссии о человече­ской природе Христа (см. V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; 917 стр.).

оправдал:Греч, dikaioo, «провозглашать праведным». Относительно дискуссии о Христе, как «Праведнике» (см. на Деян. 7:52). Христос был про­возглашен праведным, ибо Он был безгрешен (см. на Ин. 8:46). Люди призна­ются праведными, когда они ищут Его вменённой праведности (см. на Рим. 4:25).

в Духе: — Или, «в Духе» по отношению к духовным вещам. Спаситель представил Свою жизнь в духе полного посвящения воле Божией, и именно это положение сохранило Его от греха. Христос пришел, чтобы быть заместителем человека, и это был Его отчёт, как человеческой личности, которая вполне дока­зала справедливость Божию в Его требованиях и в Его суждениях.

показал ..Ангелам: — Т.е., каждая фаза земной жизни Христа от рожде­ния до воскресения и вознесения была в поле зрения ангелов. Они были свиде­телями Его совершенного характера, лишенного всякого эгоизма (см. Матф. 4:11; Лук. 2:9-15; 22:43; Евр. 1:6).

народах: — Т.е., нациях, к которым Сам Господь повелел идти апостолам (см. Матф. 28:18-20; Деян. 1:8).

верою: — Здесь Павел хронологически начертал успех миссии Христа от воплощения до благосклонного принятия Его в сердцах искренних людей. Та­ким образом, Павел засвидетельствовал о быстром продвижении Евангелия во всём известном тогда мире (см. на Кол. 1:23).

вознесся:Греч, analambano, подобное слово употреблено в повествова­ниях о вознесении Марк 16:19; Деян. 1:2,11,22.

во славе: — Буквально, «в славе», то есть, торжественный приём, которым приветствовали Иисуса, когда Он возвратился на небеса был великолепным.

Комментарий Е. Г. Уайт к 3 главе 1 Тимофею.

2 ССШ 103.

4 РП97, ЮО; 1СЦ.119, 139, 216, 235; 5СЦ618.

7 4СЦ 38.

15 НУХ 54; ИС 366.

16 НУХ 134; РУУ262; ЖВ 24; ОХВ 179, 444; СЕ 251; ВМ 190; ПЦ597; ПХ12; 2СЦ215; 5СЦ 746; 6СЦ59; 7СЦ29; 8СЦ 326.