5. Будьте вдохновляющим

Вдохновение! Это неуловимое качество оставляет теплое чувство и приподнятое настроение после проникновенного разговора или хорошего вечера в театре!

Часто вдохновение не нуждается в словах или даже в музыке. Оно может прийти через идею, мнение или даже обрывок чьей-то фразы в обстановке особой атмосферы. Поэтому оратор должен научиться ловить это неуловимое, но необходимое качество, чтобы воплощать его, как любой другой великий актер или актриса, в нужный момент.

У меня есть множество разных методов, как привлечь внимание, и я постоянно ищу другие способы завлекать внимание публики в любой ситуации. Иногда моменты для привлечения внимания появляются благодаря самой атмосфере той или иной ситуации. Но остерегайтесь ошибок, чтобы не навредить своему дальнейшему выступлению, когда начало не оказалось удачным. Обычно я испытываю метод в менее благоприятной обстановке, чтобы посмотреть его действие, прежде чем применят его на большом количестве людей. Начало выступления, в котором используется какой-то метод привлечения внимания, закладывает основание для вдохновляющей речи и заряжает ваших слушателей ожиданием, которым вы пользуетесь в дальнейшем.

После того как вы применили свой метод привлечения внимания, должен следовать поток интересной речи, связанной с тем, что вы говорили, когда завлекали людей. Двигаться нужно вверх, к главной сути выступления, пока вы не достигнете самого пика. Многие ораторы начинают с привлечения внимания, а затем теряют почву, не осознавая, что привлечение внимание является всего лишь отправной точкой выступления. Остальная часть выступления с того момента должна быть восходящей, вот почему следует переходить к сути.

Именно в этот момент аудитория должна почувствовать ваше настроение. Если вы воодушевлены или печальны, вам необходимо передать это ей своей интонацией, положением тела или словами. Это позволит публике чувствовать то, что чувствуете вы, и быть там, где находитесь вы.

Когда вы начнете изучать великих ораторов сегодняшних дней и прошлых лет, то увидите, что они не только позволяют вам разделять их настроение, но и затрагивают ваши самые глубокие эмоции. Глядя на них или слушая их, вы будете смеяться или плакать, притягиваемые их настроением. Черчилль, Мартин Лютер Кинг-младший, Билли Сандей или Билли Грэм, — вот только некоторые из них — не теряли над собой контроля. Может быть, вы замечали в редких случаях, как блестят слезы в их глазах или улыбку на их лицах. Сами они никогда не становились объектом эмоций. Вместо этого они выступали в качестве инициаторов эмоций. Инициатор держит все под контролем. Он должен видеть путь перед собой и уметь направлять по нему.

Существует огромная разница между лекцией и речью. Эта разница очень ощутима, ее нужно очень ясно видеть. Лекция — это всего лишь выраженные в словесной форме написанные заметки, принципы или формула. В лекции обращение идет к аудитории, которая должна будет ответить на экзамене, в письменной форме или в отчете. По существу, лекция зачитывается лектором. Речь во многом отличается от лекции. В ней содержится много элементов, она отражает гораздо больше возможностей передачи информации с убедительностью и чувством. Поэтому с речью обращаются, ее произносят.

Один из самых простых способов, как вдохновить свою аудиторию, состоит в том, чтобы предложить ей некоторую форму участия, связанную с вашей темой. Это может быть в виде немедленной реакции, например аплодисментов или вставания. Можно также предложить им поучаствовать позже. Однако все активные формы участия аудитории должны быть хорошо продуманы вами, чтобы потом вы не оказались в затруднительном положении.

Много лет назад вместе с другими я обращался к одной аудитории, что привело к 12000-му маршу протеста. К счастью, он прошел чинно и был хорошо воспринят. Хотя этот марш мог бы легко выйти из-под контроля при участии некоторых горячих фанатиков. Толпу легче зажечь, чем остановить. Поэтому убедитесь в том, что форма участия, которую вы предлагаете, будет иметь предсказуемые или контролируемые результаты.

Стремясь воодушевить аудиторию, старайтесь использовать живые и правдоподобные примеры. Ищите примеры, которые люди смогут применить, в которых есть что-то, что они хотели бы иметь в своей жизни. Любая общая или конкретная иллюстрация такого рода должна быть использована с определенной степенью осторожности. Везде, где возможно, пользуйтесь примерами, относящимися к реальным событиям в прошлом или настоящем. Они должны вести вас к заключительной мысли и быть связанными с той формой участия, какую вы запланировали. Предлагайте использовать воображение, рисуйте словесные картины с намеками на вознаграждение или опасность, в зависимости от желаемого результата.

По мере того как вы следуете своему плану убеждения, уговаривайте свою аудиторию посредством примеров, фактов, предложений и презентаций. Необходимо достигнуть такого момента в речи, где вы можете проявить некоторую власть. При условии, конечно, что вы получили одобрение аудитории и заработали право говорить или предлагать мысли и действия, направленные на достижение вашей главной цели. Вынесение каких-либо требований ко всей аудитории, будь они едва различимые или прямые, должно происходить своевременно. Они также должны отвечать эмоциям и настроению аудитории. Иногда это можно определить по тем ответам, которые вы получаете, — по аплодисментам или более тихим признакам согласия и поддержки — по положению тела или зрительному контакту. Но точно убедитесь, что ваша оценка настроения аудитории абсолютно верна.

Это чувство времени вырабатывается годами опыта. Тогда можно заранее оценить публику и написать такую речь, которая предоставит вам право что-то требовать от любой аудитории.

Заключительная часть вашей речи должна включать в себя финальный удар, который выбьет все оставшиеся осколки в уме вашей аудитории, чтобы ни один аргумент не остался незатронутым. Реакция аудитории на ваш заключительный удар может смыть все ошибки или упущения, которые омрачили ваше выступление.

Финал должен обладать выдающейся силой и мощным крещендо. Это может выражаться в нескольких формах. Может, вы видели в новостях по телевизору, как какой-нибудь диктатор или кто-нибудь пытается в чем-то убеждать. Обычно они заканчивают свою речь громким, вызывающим провозглашением или призывом к действию. Причина, по которой они это делают, заключается в том, что это часто производит должный эффект!

Бывает, что оратор заканчивает речь громким, вызывающим действием, но будет, наверное, мудро не поступать так. Определенно существуют другие методы, как придать финалу требуемый динамизм. Финал может быть тихим, с медленными, тщательно подобранными словами. Или он может быть в виде очень тихих, почти шепотом сказанных слов, которые сходят на нет к концу выступления, когда вы тихо удаляетесь со сцены, пока аудитория остается. Тогда внезапно весь стадион встает, взрываясь бурными овациями. Когда это происходит, то закончили ли вы выступление громко или тихо, но вы добились успеха и отлично выполнили свою работу!

Принципы

1. Начните с того, чтобы привлечь внимание.

2. Пусть поток речи будет скорректированным, возносящимся к сути.

3. Позвольте аудитории почувствовать ваше настроение.

4. Затрагивайте глубочайшие эмоции.

5. Предложите форму участия.

6. Используйте реальные, легко воображаемые иллюстрации.

7. Заканчивайте мощным крещендо, громко, агрессивно или тихо, с тщательно подобранными словами.