По поводу единства

Однако одного взгляда на нынешнее состояние нашей возлюбленной Церкви адвентистов седьмого дня, достаточно, чтобы увидеть, что от единства мы далеки и, возможно, даже вошли во время просеивания. С одной стороны, появился целый ряд ответвлений и различных независимых пастырей, называющих себя «историческими адвентистами», но в то же время объявляющих организованную церковь «Вавилоном». Некоторые из этих служителей отделились от поместных церквей, образовав малые группы или домашние церкви, и, не признавая авторитета церковной организации, отвлекают из деноминации десятину. Споры вокруг доктрин — от вопроса Троицы до времени начала и конца субботнего покоя в соответствии с древними календарями; от настройки времени до иного истолкования пророчеств о последних днях — вот примеры причин, положенных в основу появления многих новых движений.18

С другой стороны, (и здесь маятник отклоняется в противоположном направлении), в течение последних двух десятилетий несколько церквей в Северной Америке отделились от деноминации, став церквями адвентистских собраний. Хотя некоторые из этих церквей и являются ответвлениями от нашей церкви, многие из них произошли в результатераскола более старых признанных церквей. Там имело место не только введение членов церкви в отступление и заманивание их финансовой поддержкой; речь идет также о явном отказе от многих основополагающих доктрин адвентистской веры. Общим знаменателем для многих конгрегационалистских церквей является игнорирование библейских доктрин 1844 года — очищения святилища, следственного суда, трехангельской вести и других отличительных адвентистских доктрин, которые тесно связаны с эсхатологическим пониманием вести о праведности по вере.19 В последнее время церковь, кажется, изо всех сил сражается с фактом, совсем недавно ставшим достоянием общественности, — тем фактом, что некоторые преподаватели в наших университетах и колледжах (и не только в ла-Сьерра), популяризируют теорию эволюции.20 Роль Эллен Уайт и ее богодухновенность, как и богодухновенность всей Библии, некоторыми по-прежнему ставятся под сомнение.21 «Адвентисты Сегодня» (AdventistToday), орган прогрессивного адвентистского движения, почти ежемесячно добавляет новые спорные вопросы в этот котел.

Хотя количество членов церкви вмире приближается к 20-миллионной отметке, в Северной Америке их число почти не растет. Причиной такого положения вещей может являться то, что среди кажущейся поляризации, наблюдающейся в Североамериканском дивизионе, тысячи членов организованной церкви слышат множество голосов, старающихся привлечь их внимание. В своей книге «Остаток» (“TheRemnant”), Клиффорд Гольдштейн весьма ярко описывает некоторые страшные грехи, существующие в нашей церкви.22 Не нужно долгого расследования, чтобы прийти к выводу, что в наших рядах не все в порядке. Возможность единства кажется более недосягаемой, чем когда-либо в истории адвентизма. Многие выражают мысль, что единственная надежда на выживание — это «расчистить путь», чтобы Бог мог излить поздний дождь на Свою «слабеющую церковь». Но, возможно, одним из величайших препятствий на пути к единству, как ни печально, являются именно вопросы, связанные с самим поздним дождем и громким кличем, в частности, — в связи с нашей адвентистской историей. Сегодня в церкви представлены два основных взгляда на эти вопросы, оба из которых, как утверждают их сторонники, поддерживаются Эллен Уайт, хотя они несколько отличаются друг от друга в отношении ее авторитета и богодухновенности. Прежде чем мы пойдем дальше, хотелось бы бросить беглый взгляд на эти два основных воззрения на тему позднего дождя и громкого клича, на 1888 год и другие тесно связанные с ними богословские вопросы.