Глава 3

1.Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распро­странялось и прославлялось, как и у вас,

2.И чтобы нам избавиться от бес­порядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. 3.Но верен Господь, Который ут­вердит вас и сохранит от лукаво­го.

4.Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете испол­нять то, что мы вам повелеваем.

5.Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпе­ние Христово.

6.Завещаваем же вам, братия, име­нем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,

7.Ибо вы сами знаете, как долж­ны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,

8.Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обреме­нить кого из вас, —

9.Не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

10 Ибо, когда мы были у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Хри­стом, чтобы они, работая в без­молвии, ели свой хлеб.

13 Вы же, братия, не унывайте, де­лая добро.

14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сооб­щайтесь с ним, чтобы устыдить его;

15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во вся­ком послании; пишу я так:

18 Благодать Господа нашего Иису­са Христа со всеми вами. Аминь.

1. Итак … братия: . Сравните на Флп. 3:1; 1Фес. 4:1. В данном случае эти слова предваряют заключение к посланию Павла.

молитесь за нас: — Апостол только что записал молитву о своих обращен­ных, чтобы они могли быть утешены и утверждены гл. 2:17. Теперь он просит их взаимно вспоминать о нём и его сотрудниках (ср. 2Кор. 1:11; Флп. 1:19). Он всегда чувствовал свою: личную недостаточность и сознавал свою нужду в Божественной силе (см. 2Кор. 2:16; 35).

слово Господне: — В просьбе Павла о молитве Фессалоникийцев не было себялюбивого элемента. Он был озабочен лишь тем, чтобы Слово Божие преус­певало через его личное служение и служение его сотрудников.

распространялось:Греч, trecho, «быстро распространяться», употребле­но здесь иносказательно. Кажется, что слово Божие в городе Коринфе не «быст­ро распространялось», не настолько свободно, как апостол желал. Он вероятно встретил трудности, вызванные противодействием со стороны Иудеев (см. на 1Фес. 3:7). Возможно, в ответ на объединенные молитвы Фессалоникийцев, Павлу было дано ободряющее видение, и впоследствии он был избавлен от Иу­дейского заговора, с целью прекратить его работу в этом городе (см. Деян. 18:9-17). Он оставался в Коринфе на протяжении полтора года и основал значи­тельную церковь. При нормальных условиях, «слово Господне», под влиянием Святого Духа, совершило быстрое продвижение вперед. Оно «живо и действен­но» Евр. 4:12. Оно «быстро течет» Пс. 147:4, Оно росло и распространялось Деян. 12:24.

прославлялось: — Слово Господа прославляется в преобразованной жизни тех, которые руководствуются им. Сказанное Евангелие должно стать украше­нием чрез благочестивую жизнь даже самых бедных христиан, обращенных рабов, которые не должны воровать, но быть всецело честными и верными в их служении (Тит. 2:9,10; ср. на Матф. 5:16).

как и у вас: — Павел вспоминает радостное принятие Евангелия Фессалоникийцами и его эффективное действие в них 1Фес. 2:13.

2. избавиться:Греч, ruomai, «избавлять», «освобождать». Хотя эта вто­рая просьба имела отличительно личную особенность, апостол не озабочен главным образом своей личной безопасностью, но желает иметь уверенность, что его миссионерская группа будет оставлена свободной, чтобы заниматься своим благочестивым делом.

беспорядочных:Греч, atopoi, буквально, «неуместных» следовательно, «неподходящих», «злых», «несправедливых». Греческое слово содержит опре­деленный артикль, подразумевая, что Павел ссылается на особый класс против­ников, несомненно Иудеев, которые совместно атаковали его и привели пред Галлиона, Римского проконсула (см. на Деян. 18:9-17). Эти Иудеи были более упорны, чем многие язычники, упрямо сопротивляясь призывам Священного Писания и чудесам, совершаемым Святым Духом в проявлении силы Божией. Некоторые из них зашли однажды так далеко, что начали богохульствовать Деян. 13:45.

не во всех вера: — Это, вероятно, ссылка на неверующих Иудеев, которые отвергли веру, то есть, христианскую веру. Фессалоникийцы уверовали тот же час, но они не должны были удивляться, если этого не произошло в случае со всеми другими людьми. Там были те, которые настолько отдались греху, что их совесть была сожженной 1Тим. 4:2. Некоторые, совершенно закрывая свои умы против доказательства, убедительно представленного их сердцу Духом Святым, поставили себя вне досягаемости Евангелия. Когда Господь через Свои чудес­ные дела во плоти представил безошибочное доказательство Своей Божественности, нашлись те, которые настолько ожесточили свои сердца против веры в Него, как Мессию, что они фактически приписали Его чудодействующую силу действиям сатаны. Таковые, согласно предостережению Господа, находятся в опасности совершить непростительный грех, если они уже, не совершили его (см. Матф. 12:22-32). Некоторые, не зашедшие ещё настолько далеко, были настолько ожесточены подобными преследованиями, что Евангелие не могло более войти в их сердца, чем доброе семя могло укорениться в почве, утоптан­ной при дороге (см. Лук. 8:5,12). Такие люди нуждались в том, чтобы разбить на мелкие куски, разрыхлить почву своего сердца, через искреннее раскаяние, чтобы они могли принять Слово и верить ему (см. Ос. 10:12).

3. верен Господь: — Неверности людей, особенно Иудеев, которые отвра­тились от истины Божией, противопоставлена неизменная верность Бога (см. на 1Кор. 1:9), Павел мог лично засвидетельствовать о верности Господа, по причи­не обещанного избавления и его исполнения в Коринфе Деян, 18:9-17.

утвердит:Греч, sterizo, «утверждать», «упрочить», «усилить». Павел уже молился, чтобы его обращённые могли быть утверждены гл. 2:17; теперь он выражает уверенность, что это совершится.

сохранит от лукавого: — Буквально, «сохранит вас от зла» или «сохранит вас от диавола». Ссылка может быть на зло в общем или на сатану, диавола, как исключительное зло (ср. Матф. 13:19, 38; Ефес. 6:16, RSV; 1Ин. 2:13, 14; 3:12; 5:18, RSV). Ссылка на сатану приемлема в этом послании, поскольку здесь Павел особенным образом выделяет работу сатаны и его сподвижников (см. на 2Фес. 2:3-12). Апостол заверяет своих читателей, что Господь, Которому они служат, будет верно охранять их от самых наихудших врагов.

4: уверены … в Господе: — Мысль о неверности других, привела мысли Павла обратно к нуждам верных Фессалоникийцев. Но, даже апостол, обод­ряющий верующих людей, отметил очень ясно, что основание его уверенности «в Господе», а не в людях (ср. Гал. 5:10).

исполняете и будете исполнять: — Здесь мы соприкасаемся с увещанием, выраженным в победном духе. Павел имел для Фессалоникийцев определённые повеления, но тактично выражал свою уверенность, что они уже совершают предлагаемое и будут продолжать поступать так. Его повеления были от Бога. Они приняли их как таковые и были в состоянии, посредством Духа Божия, исполнить их (см. 1Фес. 2:13). Он верил, что Господь, начавший доброе дело в их жизни, окончит его и приготовит их к Своему славному явлению (ср. Флп. 1:6).

то:, что мы вам повелеваем.: -Повеления не отождествлены в этом сти­хе, но ясно перечислены в 6-15 ст.

5. управит:Греч, kateuthuno, «сделать прямым, правильным». Слово яв­ляется частью молитвы Павла «Господь же да управит».

сердца:Греч, kardiai, здесь употребленное слово, включает ум, месторасположение рассудка, интеллекта (ср. на Рим. 1:21; 10:10; Ефес. 1:18). Мы нуждаемся в постоянном водительстве Господа в нашем мышлении, в такой же мере, как и в наших чувствах. Он обещал напомнить истины, которые мы изу­чали, открыть их значение и путеводить нас к полному пониманию Его воли (см. Ин. 14:26; 16:13).

в любовь Божию: — Эта фраза определяет первую из двух сфер, в которую согласно желанию Павла должны быть направлены сердца его читателей. Два истолкования этого определения возможны: 1) Что они могли быть ведомы к любви Божией; 2) что они могли придти к обладанию или участию в любви Божией. Сравнение с последующей фразой представляет второй выбор более предпочтительным.

терпение:Греч, kupomone (см. на Рим. 2:7; ср. на Евр. 12:1). Вся фраза читается буквально «терпение Христово», что может означать терпение, пред­ставленное Христом или Христоподобную стойкость. Однако контекст пред­ставляет возможность применить цель молитвы Павла к особенному вопросу терпеливого ожидания возвращения Спасителя,

6. Завещаваем же вам: — С этой фразой Павел начинает отмечать свои определенные указания Фессалоникийцам (ср. на 4 ст.). В своём первом по­слании он обращался к церкви, предостерегая фанатически настроенную группу в их среде 1Фес. 5:14. Его повторное обращение показывает, что там был лишь частичный успех, ибо он теперь прибегает к более сильным средствам и выра­жает повеления (ср. на 1Фес. 4:2,11).

нашего: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться с опущением этого слова. Относительно комментария о значении этой фразы «именем Господа нашего» (см. на Деян. 3:6; 1Кор. 5:4). Павел призывает имя Господа в подтверждение, что он лично получил повеление и теперь передаёт его верующим (ср. на 1Фес. 4:2; 2Фес. 3:12).

удаляться:Греч, stellomai, «держаться вдали», «удаляться», «остерегать­ся». Это внезапное прекращение близкого общения, со стороны заслуживающих доверия членов церкви, должно было привести таковых к сознанию, чтобы «ус­тыдить» 14 ст. и возвратить их от их греховных путей. Это был необходимый шаг в церковной дисциплине (ср. Матф. 18:15-17), но это не было исключение из церкви. Это заключительное действие было отложено для более серьезных нарушений (см. на 1Кор. 5:5).

всякого брата: — Наставление Павла всесторонне исчерпывающе, он же­лает, чтобы во всех случаях были приняты меры. Греч, ataktos (см. на 1Фес. 5:14). Греч, paradosis (см. на гл. 2:15).

приняли: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «они приняли». Важное текстовое свидетельство может быть также в пользу чтения «вы приняли», что имеет сильную поддержку контекста 7 ст.

7. Ибо вы сами знаете:Сравните подобное выражение в 1Фес. 2:1, 2, 5; 3:3; 5:2.

подражать:Греч, mimeomai, «подражать». Сравните употребление этого слова в ЗИн. 11; Евр. 13:7. Наставление, данное Павлом и его спутниками, не представляло путаницы, несовместимой с их собственной жизнью. Фессалоникийцы имели перед собой достойный пример (ср. на 1Кор. 4:16; Флп. 3:17). Павел мог побуждать христиан последовать ему, потому что он подражал Христу (см. 1Кор. 11:1). Если они могли находить в простоте и заботливости Павла Христоподобное поведение, они должны были знать, что этого требует от них Господь. Каждый служитель должен жить так, чтобы его жизнь согласова­лась с его учением.

не бесчинствовали: — Бесчинное, беспорядочное поведение, на которое Павел намекнул 6 ст. кажется, возникло из-за фанатичного взгляда о непосред­ственном пришествии Господа, и что в виду близости такового, было слишком поздно продолжать мирские занятия. Те, которые исполнились этой мыслью, могли настаивать на принципе общности владения имуществом церкви по эгои­стичным, самолюбивым причинам, чтобы воспользоваться от трудов других. Павел осудил этих ленивых, праздных людей 11 ст., но прежде он напомнил братьям, что его пример был положительным. Он мог смело ссылаться на факт своей занятой жизни среди них.

8. даром: — Скорее, «как дар». Сравните 2Кор. 11:7-9, где Павел хвалится, что он не отягощал Коринфян.

занимались: — Или, «действовали».

трудом и работою: См. на 1Фес. 2:9. Эти слова подчёркивают крайнюю степень меры занятости Павла и его спутников, чтобы представить надлежащий пример перед людьми и устранить всевозможные поводы для критики.

ночь и день: См. на 1Фес. 2:9.

обременить:Греч, epibareo, «отягощать», «быть бременем». Павел не желал быть бременем для Фессалоникийцев.

9. власти:Греч, exousia, «право», «авторитет» (см. на Ин. 1:12; Деян.1:7). Апостол желал ясно выделить, что он не противился, не отклонял слу­жения, поддерживаемого церковью. В самом деле, он повсюду учил об опреде­ленной обязанности церкви, поддерживать призванных Богом, чтобы служить им (см. 1Кор. 9:9-14). Он высоко оценил дары, присланные для его поддержки Филиппийцами, и назвал такие дары приятной жертвой «благоугодной Богу» Флп. 4:17,18. Но в Фессалонике он отказался от своих прав на церковную под­держку, чтобы дать членам достойный пример для подражания.

образец:Греч, tupos, «тип», «образец» (см. на Рим. 5:14).

подражания:Греч, mimeomai (см. на 7 ст.).

10. Когда мы были у вас: — Сравните на 1Фес. 3:4; 2Фес. 2:5.

то завещали вам: — Направление наставления, данное Павлом Фессалоникийцам, является поразительным. На протяжении краткого пребывания с ними, он кажется охватил каждую жизненно необходимую тему и направил своё уче­ние к их непосредственным нуждам. Поэтому, отсутствуя среди них, он мог ссылаться на устные повеления, данные им.

кто не хочет трудиться: — Павел, очевидно, ссылается на тех, которые предвидя непосредственное возвращение Христа, отказывались заниматься обычным трудом, полагая, что в этом нет необходимости в виду скорого прише­ствия.

тот и не ешь: — Апостол кратко противопоставляет рассуждению фанати­ков сжатое выражение, которое возможно было в обращении в его время или первоисточником такового был он сам. Его изречение также представляет цен­ность. Труд является благословением, праздность — проклятием (см. ЖВ 72; НУХ359). Бог снабжает пищей животных, но они ищут её для себя. Адаму было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» Быт, 3:19. Сам Спаситель, как «плотник» представил нам достойный пример Марк 6:3. Христианин должен сделать всё, что в его силах, чтобы содержать себя и не быть бременем для дру­гих. Он должен трудиться так, чтобы в дополнение к поддержанию самого себя, он был в состоянии помочь нуждающимся Ефес, 4:28.

11. Но слышим: — Кажется, что Павел получил свежие новости из Фессалоники и пишет относительно положения, которое тогда существовало.

некоторые у вас: — В то время, как апостол сделал Фессалоникийцев от­ветственными за положение в их церкви, он не включил их всех в своё осужде­ние, но осознавал, что затруднения, хлопоты, ограничивались немногими.

бесчинно:Греч, ataktos (см. на 1Фес. 5:14).

ничего не делают, а суетятся: — В Греческом языке здесь очевидная игра слов (одинаковое значение разных слов), которая может быть выражена сле­дующим образом, — «не занятый, но суетится» (Вордсворх). Суетливые заняты незначительным; тем, что интересует их, — делом каждого человека, но только не их собственным. Честный тяжелый труд — наилучшее средство для таких лю­дях, ибо те, которые добросовестны в исполнении своих собственных обязанно­стей, не найдут времени ни склонностей, чтобы вмешаться в дела дру­гих (ср. на 1Пет. 4:15; 1Фес. 4:1). Пустой разговор и злоре­чие являются главными в занятии суетливых. Такие действия навлекают двой­ное проклятие, которое падает более на сплетника, чем на оклеветанного им (см. 5СЦ176, 241, 242t 609, 610; Вос. 235).

12. Господом нашим Иисусом Христом: — Это тактичное прибавление к увещанию не только утверждает авторитет Господа, но подразумевает, что те, которым оно адресовано, рассматриваются как личности, находящиеся внутри церкви. Апостол всегда желал удержать всех, которые будут находиться внутри церкви, но он также желал, чтобы их жизнь соответствовала установленным образцам.

работая в безмолвии: — Сравните на 1Фес. 4:11. Призыв к стойкой, бла­гочестивой, спокойной жизни полезного труда в противоположность вмеша­тельству не в свои дела суетливых. Истинный христианин исполняет свои обя­занности тихим, скромным образом, будучи прилежным в занятиях, служит Господу (см. Рим. 12:11). Таким образом, подобно Павлу, он не будет стре­миться, чтобы зависеть от кого-либо в ежедневных средствах к существованию (ср. на 8 ст.).

13. братия, не унывайте: — Снова апостол обращается к телу церкви (см. 6 ст.), включая верных членов, которые не были сбиты с пути фанатичными лжеучителями. Народ Божий не должен стать унылым или лишенным мужества в делании добра при затруднительных обстоятельствах внутри или извне. Срав­ни на Гал. 6:9,10, где упоминается о делах благотворительности в пользу нуж­дающихся. Факт, что есть ленивые, расточительные, которые взирают на цер­ковь, ради её щедрости, не должен позволить иссякнуть побудительным причи­нам христианской щедрости. Церковь нуждается в благословениях, которые истекают от помощи её бедным. Это преимущество разделить наши временные благословения с менее счастливыми и таким образом быть взаимно полезными (см. 2Кор.8:14; 9:7-12; ЗСЦ525; 2СЦ24-26).

14. не послушает слова нашего: — Павел желал, чтобы церковь осознала, что послание было авторитетным. Оно было вдохновенным словом Божиим, написанным от имени Господа. Оно требовало послушания. Члены должны были помочь поддержать его наставления.

замечании:Греч, semeioo, «отмечать», «вставить знак», от semeion «знак», «метка», «примета».

не сообщайтесь: — Такое преднамеренное изгнание из общества со сторо­ны верных христиан, едва ли могло иметь для неудачника исцеляющий эффект. Посредством этого шага виновный должен увидеть себя так, как другие видели его и быть пристыженным. Устыдившись своего своенравного, капризного по­ведения, он должен быть приведён к раскаянию и быть спасенным.

15. не считайте его за врага: — Такая предусмотрительность очень необ­ходима в церкви. Для христианина легко быть грубым, суровым в своём мыш­лении по отношению к упорствующему, порочному брату.

как брата: — Павел не желал, чтобы ошибающийся человек был исключен из общины. Он желал, чтобы его все ещё рассматривали как брата и увещевали как такового. Если дисциплинарное наказание произведет своё намеченное дей­ствие, он должен быть восприимчивым к братскому совету и быть готовым воз­вратиться к уравновешенному истолкованию истины. Такой курс или направле­ние не будет легким для любой из сторон, но это идеал, к которому должна стремиться церковь.

16. Сам же Господь мира: — В 1Фес. 5:23 Павел говорит «Бог мира» ссы­лаясь на Отца, чьи свойства разделил Сын. В Ис. 9:6 титул «Князь Мира» про­рочески применим к Мессии; в Евангелиях Христос представлен как дарующий мир Своим последователям Ин. 14:27; 16:33; 20:19, 26; в Ефес. 2:14 Христос изображен, как «наш мир». Павел осознал, что только лишь Христос в состоя­нии принести истинный мир в тревожные сердца Фессалоникийцев.

всегда: — Апостол желает своим обращенным наслаждаться миром Христа во все времена, не зависимо, какие бы трудные обстоятельства ни постигли их.

во всем: — Т.е., в каждом необходимом образе действия.

всеми вами!: — В эту молитву апостол включает всю Фессалоникийскую церковь, — упрямых, непослушных членов в такой же мере, как и наиболее вер­ных. Он желал, чтобы присутствие Господа постоянно пребывало со всеми ими (ср. 1Фес. 5:26; 2Фес. 1:3; 3;18). Божественное присутствие в сердце каждого верующего будет наилучшей гарантией мира в церкви на земле и наслаждение вечным миром в мире грядущем.

17. Приветствие:Греч, aspasmos (см. на Кол. 4:18; 1Фес, 5:26). Ссылка на благословение 2Фес. 3:18, но приветствие несёт добавочное значение, по­скольку оно было написано личной рукой Павла (ср. на 1Kop. 16:21; Гал. 6:11; Кол. 4:18; Флм. 19). Личный автограф не был чем-то необычным в продиктованных посланиях, но он мог иметь особое значение в этом послании в виду возможной опасности от поддельных, фальшивых посланий (см. на 2Фес. 2:2). Если даже такой опасности не существовало, знак лично записанного при­ветствия должен гарантировать ещё более нежное, любящее принятие послания Фессалоникийцами,

знаком:Греч, semeion, «знай» (см. на Лук. 2:34), ссылка не столько на приветствие, как на факт, что оно было написано собственноручно Павлом.

во всяком послании: — Выражение показывает, что для Павла было обычным ставить автограф или подписывать все свои написанные труды, даже хотя он особым образом и не упоминает этого факта в каждом послании.

18. Благодать Господа нашего: — Сравните Рим. 16:24. Относительно значения фразы (см. на Рим. 1:7). Сравните на 1Фес. 5:28.

Аминь: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться с опущением этого окончания.

Постскриптум, приписки, находящейся в конце послания, нет ни в каком раннем манускрипте. Она плод более позднего редакторского прибавления и не является частью первоначального вдохновенного сообщения (ср. на 1Фес. 5:28). Местом написания был Коринф, а не Афины (см. введение к 2 Фессалоникийцам 261, 262 стр.).

Комментарий Е.Г. Уайт к 3 главе 2Фессалоникийцам.

3-5 ДА 267.

8 1СЦ447.

8,9 ДА 347.

10 НУХ247; СУ 122; СБ200. 10-12 ДА 348.

11 ДА 261.

12 ДА 267.

13 2СЦ445; ЗСЦ210; 9СЦ220. 15 ДА 268.