Глава 4

1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:

2 Он подчинен попечителям и до­моправителям до срока, отцом назначенного.

3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;

4 Но когда пришла полнота време­ни, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родил­ся от жены, подчинился закону,

5 Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Бо­жий чрез (Иисуса) Христа.

8 Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в суще­стве не боги;

9 Ныне же, познавши Бога, или, лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным ве­щественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10 Наблюдаете дни, месяцы, време­на и годы.

11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:

13 Знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в пер­вый раз,

14 Но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не воз-

гнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15 Как вы были блаженны! Свиде­тельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревнова­ли по них.

18 Хорошо ревновать в добром все­гда, а не в моем только присутст­вии у вас.

19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изо­бразится в вас Христос!

20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, [964] по­тому что я в недоумении о вас.

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушае­те закона?

22 Ибо написано: «Авраам имел двух

сынов, одного от рабы, а другого от свободной».

23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свобод­ной, тот по обетованию.

24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,

25 Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынеш­нему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;

26 А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.

27 Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившая­ся родами; потому что у остав­ленной гораздо более детей, не­жели у имеющей мужа».

28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.

29 Но как тогда рожденный по пло­ти гнал рожденного по духу, так

и ныне.

30 Что же говорит Писание? «Изго­ни рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной».

31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

I. наследник: Эта глава расширяет и иллюстрирует истину, представ­ленную в гл. 3:17-29 в аналогии усыновления гл. 4:1-9 и двумя сыновьями 21-31 ст. отделенные увещанием и биографическим введением 10-20 ст. Здесь наследником (ср. гл. 3:29) представлено всё духовное семя Авраама (см. гл. 3:7-9, 26-29).

детстве: Наследник может быть ребёнком, но это не лишает его права быть наследником. В своё время он получит имущество, находящееся под опе­кой его отца. Как дитя, он имеет на него право, но не имеет над ним власти. Неясно, или Павел здесь представляет наследство отца как ещё живущего или уже почившего, но не в этом вопрос. Как становится очевидным из контекста 2-7 ст., детство или период несовершеннолетия представляет положение Израиля как народа, когда они жили «под законом» гл. 3:17-19, 23-25.

раба: Пока наследник возрастает, у него не более власти над своим на­следством, которое он получил, чем как если бы он был одним из рабов своего отца. Он находится под руководством попечителя (ср. гл. 3:24), которому он должен проявлять послушание. Из-за недостатка зрелости в понимании и суж­дения, он не может наслаждаться свободой, которую должен получить по дос­тижении зрелости. Точно также происходило с Иудеями при их узаконенной системе. При выходе из Египта, Израильтяне оказались невероятно тупы и бессмысленны и очень мало продвинулись вперёд как нация, на протяжении их истории (см. Исх. 32:9,10; 33:3; Иез. 20:1-38; Мал. 1:6; 3:7; Матф. 21:33-43; 23:29-38; IV том, 30-33 стр.). «Закон» (см. на Гал. 2:16) когда они вышли из Египта, Бог дал им закон, приспособленный к их пониманию. Элементарные положения церемониальной системы были предназначены для того, чтобы дать им возможность понимать и вести их к получению Его благословений (см. на гл. 3:19, 24). Именно, это и было намерением Божиим, чтобы при таком настав­нике они могли достигнуть духовной зрелости (см. IV том, 26-28 стр.) и насле­довать все обетования, обещанные Аврааму (28-30 стр.; см. на гл. 3:6-8,14).

господин всего: Павел, кажется, подразумевает, что наследник теперь достиг юношеского возраста и стремится, возможно, с нетерпением, к получе­нию управления над своим наследством. Но он ещё несовершеннолетний и у него нет права на юридическое наследство, как если бы он был рабом своего отца.

2. попечителям — Буквально, «опекунам [несовершеннолетних детей]».

домоправителям: Или, «домашним управителям», «опекунам». Павел здесь подчёркивает полную зависимость наследника на протяжении его несо­вершеннолетия. Он находится под постоянным надзором, чтобы удержать его от расточения его наследства (ср. Лук. 15:11-32). Во времена ВЗ, Бог поместил Израиль под попечительство системы законов, которые имели цель указать им на пришествие Мессии и привести их к вере в Него (см. на Гал. 3:19).

до срока…. назначенного.:Т.е., для получения наследства, как оно было обусловлено отцом. Вероятно, это происходило лишь тогда, когда [965] на­следник достигал своей зрелости. Павел здесь указывает на время, когда Изра­иль должен был войти в полное обладание преимуществами завета (см. IV том, 26-30 стр.; см. на гл. 3:19, 24; 4:4).

3- мы: Павел здесь выступает в роли Иудея (см. на гл. 2:15). Когда он снова обращается к Палатам, он употребляет местоимение «вы» гл. 4:8-21. На­конец, он говорит о себе, как об одном из Галат (гл. 4:27-31; ср. на гл. 2:15,17).

доколе были в детстве: Т.е., прежде креста.

порабощены: Или, «в рабстве». На протяжении ВЗ времени Иудеи были подчинены «закону» (см. на гл. 2:16), как рабы подчинены своему господину; Бог требовал от них исполнить Его предписания в такой же мере, как ожидают от несовершеннолетнего слушаться своих домоправителей. Как странно, что «бессмысленные» Галаты стремились возвратиться к такому состоянию рабства гл. 3:1; 4:9; 5:1. Они никогда не могли получить свободу от осуждения, кото­рую весь закон мог представить гл. 3:13. И сегодня те, которые полагаются на свои собственные усилия ради спасения, находятся в таком же состоянии рабст­ва, как Иудеи ВЗ времён и Галаты во время подчинения Иудействующим (см. введение к Галатам 933 стр.). Любая самовольно взятая обязанность, или какое-либо требование в силу проповеднического авторитета принесёт духовное раб­ство, если всё это занимает место веры в Бога и подчинения Его воле.

началам: Греч, stoicheia. В первоначальном значении «вещи или предме­ты, приведённые в порядок»; и затем «алфавит», ибо его буквы написаны в ряд

А, Б, В…..В буквальном смысле stoicheia означает основные элементы из

которых состоит мир и вселенная (как в 2Пет. 3:10, 12); в космологическом смысле элементарные существа вселенной (ср. Кол. 2:15); и в иносказательном смысле элементарные познания Гая. 4:3, 9; Кол. 2:8, 20. Слова «так и», равны заявлению Гал. 4:3 с приведённым в 2 ст., и таким образом «начала мира» в 3 ст. тождественны «попечителям и домоправителям» в 2 ст. (см. соответст­вующий комментарий). Павел здесь ссылается на церемониальную систему, как на начальный учебник религии, и её предписания, как первоначальные настав­ления относительно плана спасения. «Закон» (см. на гл. 2:16) был таким обра­зом, лишь алфавитом А, Б, В … или началом открывающейся истины, приспо­собленным к пониманию духовных детей (см. на гл. 3:24; 4:1). Исходя из точ­ки зрения Павла, церемониальная система и её требования теперь кажутся дет­скими, «немощными» и «бедными» 9 ст. Церемониальные установления были даны Богом исключительно безграмотным людям, которые только что освобо­дились из рабства. Служение во святилище было упрощено- и поэтому его зна­чение могло быть понято. Бог никогда не имел в виду, что Иудеи должны удов­летворятся этими первоначальными положениями в великой теме избавления. Служение и жертвы были лишь тенью или символом. Они никогда не предна­значались, чтобы занять место истинного исповедания, и оставления грехов (см. Кол. 2:17; Евр. 10:1,4).

мира: Греч, kosmos, здесь вероятно слово «мир» в значении человечест­ва, как в Ин. 3:16,17,19; Рим. 5:12; 11:12; и т.д. Фраза «началам мира» мо­жет быть переведена таким образом, «элементарные, религиозные принципы для человеческой расы».

4. полнота времени: Точное время пришествия Мессии было предсказа­но пророками (см. на Дан. 9:24, 2$). В небесном совете было предопределено время для этого события (см. Деян. 17:26). Мессия пришёл не только в отме­ченное пророчеством Даниила время, Он пришёл в наиболее благоприятное время истории. Человечество наслаждалось миром, находясь под одним правле­нием. Наземные и морские путешествия отличались относительной безопасно­стью и быстротой. Был всеобщий Греческий язык. Священные Писания стали доступны на Греческом языке — перевод LXX — приблизительно на протяжении двух столетий. Люди не имели удовлетворения в своих религиозных верованиях и страстно желали узнать истину относительно жизни и человеческой судьбы. Иудеи были рассеяны повсюду и помимо своего сознания, несли свидетельство об истинном Боге. Со всех частей земли они приходили, чтобы присутствовать на празднествах в Иерусалиме и могли понести с собой везде, по своём возвра­щении весть о пришествии Мессии (см. V том, 59-63 стр.; ЖВ 31-38). Провиде­ние не могло определить место и время более благоприятное для евангельской вести к миру, чем Палестина в этот период истории.

Слово «полнота» также подразумевает, что все предсказанные события, предшествующие пришествию, исполнились раньше или в самом факте прише­ствия. Бог совершенен в мудрости и познании, и мы имеем основание, верить, что [966] все события в Его великом всеобъемлющем плане будут совер­шаться в точном порядке и в назначенные времена (ср. ЖВ 32). Эта точность очевидна во всём творении, из движения небесных светил и даже в строении мельчайшего атома. Действительно, нет основания для сомнений, что подобная точность является истинной и в отношении великого Божьего плана спасти че­ловечество.

послал Сына Своего: Павел здесь подразумевает предсуществование Иисуса. Иисус многократно ссылается на Свою предыдущую жизнь с Отцом Ин. 16:28; и т.д. В Своей молитве к Отцу, Он сказал о славе, которую имел прежде бытия мира (Ин. 17:5; см. на Ин, 1:1-3,14).

родился от жены: Здесь ясно отмечена человеческая природа Иисуса и вместе с предыдущим заявлением объясняет Его божественно-человеческую природу. Он был как Сыном Божиим, так и Сыном Человеческим, эта великая истина была провозглашена также святыми пророками древности (см. Ис. 7:14; 9:6, 7).

подчинился закону: См. на гл. 2:16. Как Иудей, Иисус исполнил тре­бования «закона» в такой мере, насколько они были применимы к Нему, без­грешному существу (см. Матф. 17:24-27; Лук. 2:21-38; ср. Матф. 23:1-3).

5. искупить: Контекст определенно подчёркивает, что Павел имеет в ви­ду искупление из «рабства» тех, которые находились под руководством «попе­чителей и домоправителей» (см. на 2, 3 ст.). Наряду с более важной задачей искупления людей от греха, Христос исполнил символы церемониальной систе­мы, также освободив Иудеев от дальнейшей обязанности по отношению к этой системе и от «клятвы закона», которая распространилась на всех, постоянно ищущих спасения через согласие с её требованиями (см. на гл. 3:10,13).

подзаконных: См. на Рим. 2:12; Гал. 2:16. Что Павел не имеет в виду понятие находиться под осуждением морального закона становится ясным из гл. 4:21. Никто не должен даже «желать», быть под осуждением Десятисловия. Ссылка может относиться только к проявлению Иудейской узаконенной систе­мы (см. на Рим. 6:14).

нам: Павел здесь снова говорит от имени Иудеев (см. на 3 ст.). Верую­щие из язычников никогда не были «под законом» в подразумеваемом здесь смысле.

получить усыновление: Или, «быть принятыми как сыновья». Иудеи перестали бы быть несовершеннолетними детьми, когда они приняли Иисуса верой, как обещанного Мессию (см. на Ин. 1:12,13). Вера в Иисуса освободила их от подчинения символам церемониальной системы и дала им полные права наследников обещанного наследства (Гал. 4:1-3; ср. гл. 3:6-9, 14, 16, 24). До пришествия веры (см. на 23-25 ст.) Иудеи были лишь условными, но не на­стоящими наследниками.

6. А как вы — сыны: Павел здесь обращается прямо к Галатам. Хотя язычники, уступили ложному благовествованию Иудействующих гл. 1:6-8, и попали в «иго рабства» гл. 5:1, Иудейской узаконенной системе гл. 4:9, 21, от которой Бог освободил даже христиан из Иудеев (см. на гл. 3:24, 25). Возмож­но, также, что некоторые из Галатийских верующих были Иудеями и могли быть увлечены в узаконенную систему Иудействующими. Но независимо будь они Иудеями или язычниками, они стали сынами Божьими через веру гл. 3:2, 6-9,14. Ибо их возвращение к символам церемониального закона, которое указы­вало на исключительный опыт, в котором они уже наслаждались в общении с воскресшим Спасителем, должно было отрицать реальность и ценность этого опыта (см. на 1Ин. 3:1,2).

в сердца ваши: Галаты испытали «залог» Духа (см. на 2Кор. 1:22), ко­торый подтвердил их принятие как сынов Божиих.

Духа: См. на Ин. 14:16-18; 16:6-11.

«Авва. Отче!»: См. на Рим. 8:15.

7. уже не раб. — См. на 7cm. Это был Дух, который дал такую уверен­ность. Будучи членом семьи Божьей, верующий мог теперь, как сын и наслед­ник, обращаться к Богу. Он мог поступать так с полной уверенностью, что Отец озабочен его интересами. Под влиянием Иудействующих, Галаты отвергли зна­чение и ценность свободы, которую Бог так великодушно предусмотрел в Иису­се Христе. Сравните притчу о блудном сыне Лук. 15:11-32.

наследник: См. на гл. 3:29; 4:1.

8. Но тогда, не знавши Бога: Теперь Павел, очевидно, обращается к членам Галатийской церкви из язычников и напоминает им об их опытах, преж­де чем они стали христианами. Тогда Бог еще не открылся им и не дал Своего Закона. Но это не значит, [967] что они были вообще без всякого познания о Боге (см. Рим. 1:18-21), но Бог дал Иудеям особое откровение о Себе, посред­ством которого, они наслаждались особым преимуществом (см. Рим, 3:2, 2). Бог особым образом смотрел на прежнее относительное невежество язычников Деян. 17:30.

в существе не боги: Это были идолы или ложные боги и, таким обра­зом, в действительности не боги вообще (см. 1Кор. 8:4; ср. IKop. 10:20). Пре­жде познания Христа, язычники были в рабстве своих богов. Это не относилось к христианам из Иудеев, ибо они не поклонялись идолам прежде познания Хри­ста.

9. Ныне же: Галатийские верующие из язычников не находились более в неведении (ср. Деян. 17:30), и действительно были без извинения.

познавши Бога: Греческая фраза подразумевает более чем только умст­венное восприятие. Они вошли в личное, основанное на опыте, познание Бога. Они наслаждались, занимаясь познанием спасения.

лучше: Павел спешит удалить какую-либо возможность помыслить, что Галаты будут гордиться собой, познавая истинного Бога. Они не имели основа­ния приписывать честь самим себе. В конце концов, спасение состоит в Божьем изыскании ради человека, а не в человеческом поиске ради Бога (Ин. 3:16; см. на Лук. 15:2, 4).

познание от Бога: Они стали предметом Его благосклонного внимания. Истинно, что Иисус пришёл взыскать и спасти погибшее Лук. 19:10, но с дру­гой стороны, Бога найдут только те, которые ищут Его старательно Иер, 29:13.

для чего возвращаетесь: Искренне надеясь проникнуть сквозь туманное мышление Галат, очарованные, какими они и были, Павел обращается, преры­вая логическое изложение своего доказательства. Настоящее время глагола «возвращаетесь» подразумевает, что процесс возвращения всё ещё продолжает­ся. Они ещё вполне не возвратились. Греческое слово epistrepho, «поворачи­ваться», «возвращаться», обычно переводится «обращать», «быть обращённым» (см. Марк 4:12; Лук. 22:32; Ин. 12:40; Деян. 3:19).

к немощным и бедным вещественным началам: См. на 3 ст. Они ос­вободились от служения грубым элементарным представлениям и обычаям язы­чества. Теперь они снова увлеклись новым видом рабства, едва ли более луч­шим, чем тот, от которого освободились через благовествование. Каждая из этих систем тщетно пыталась достигнуть праведности через дела. Для того ли Галаты оставили обряды и церемонии язычества, чтобы позаимствовать их от Иудаизма? Ибо фактические цели Иудаизма выродились в систему внешнего соблюдения обрядов, в некотором отношении трудно отличимую от других языческих религий (см. IV том, 32, 33 стр.). «Закон» (см. на гл. 2:16) был «не­мощным», ибо в нём не было силы спасти даже наиболее ревностных поклон­ников, и он был «нищим» или бедным, ибо в нём недоставало существенной искры жизни. Кроме того, Иудеи добавили к «закону» так много преданий, что его первоначальная цель была непонятной, и он стал бременем для тех, которые старались удовлетворить его требования, как средство, чтобы заслужить спасе­ние (см. на Марк 7:3). Галаты отдали все блага Евангелия и не получили взамен ничего.

хотите: Их обращение к Иудаизму было добровольным. Они казалось, не­терпеливо стремились обменять их бесценную свободу на нищету рабства!

поработить: См. на 3 ст.

10. Наблюдаете: Греческое выражение подразумевает тщательное вни­мание.

дни, месяцы: Павел здесь ссылается на семь церемониальных суббот, и новомесячий церемониальной системы (см. Лев. 23 гл.; Числ. 10:10; 28:11-15). В Священном Писании нет основания для предположения, как некоторые по­ступают, что «дни», о которых здесь говорит Павел, есть ссылка на седьмой день субботу. Нигде в Библии нет ссылки на седьмой день в таком выражении, как употреблено здесь. Кроме того, седьмой день суббота был установлен при творении (см. Быт. 2:1-3; ср. на Исх. 20:8-11), прежде чем вошёл грех и около 2500 лет прежде начала церемониальной системы при горе Синае. Если соблю­дение седьмого дня субботы повергло человека в рабство, тогда и Сам Творец вошёл в рабство, когда Он соблюдал первую субботу в истории нашего мира! А такое заключение — немыслимо.

времена: Буквально, «определённые периоды» здесь ежегодные праздни­ки религиозного Иудейского календаря (см. на Числ. 28:2).

годы: Субботний год и год (968] юбилейный (см. Исх. 23:10, 11; Лев. 25:8-12).

П. Боюсь за вас: Кажется невероятным, что Галаты могли, так легко возвратиться от свободы назад к рабству. Могло ли это быть, что они действи­тельно осознавали что они делали и предлагали идти вперёд, любым курсом? Исходя из любой точки зрения, их курс действия не имел смысла.

не напрасно ли я трудился: Если результатом самоотверженных усилий Павла в их пользу 13,14 ст. был лишь обмен одного вида рабства на другой, эти усилия были в самом деле бесполезны!

12. прошу вас: Или, «умоляю вас». Павел теперь переходит от доказательства к просьбе.

будьте, как я: В своё время Павел был Иудеем, преданный узаконенной системе, каким только мог быть стойкий фанатичный фарисей Деян. 26:5. Но он отказался от этой системы, которая однажды была такой любимой для него и ради практических намерений стал как бы язычником, чтобы привести язычни­ков ко Христу IKop. 9:20-23; 10:32, 33. Почему должны были Галаты — языч­ники теперь принять Иудаизм? Если он отказался от него ради их интересов, почему они не отказались от Иудаизма ради него?

и я, как вы: Там, где не затрагивался вопрос принципов, Павел сообра­зовался с языческими обычаями. Его образ жизни среди них был примерным.

не обидели меня: Или, «не повредили мне», «не причинили мне зла». Форма этого глагола в Греческом языке служит соединительным звеном этого заявления с 13-15 ст., скорее, чем непосредственно 12 ст. Заявление пред­ставляет собой образную речь, подтверждающую мысль о превосходном обра­щении Галат, сказанного по случаю его первого пребывания среди них. Они правильно истолковали тон его послания (см. гл. 1:6-9; 3:1-4; 4:10,11; и т.д.), как не отражающее личную жалобу против них. Он ни в чём ие был обижен их отношением, ибо дух, который они проявили, был наиболее похвальным 13-15 ст. Несомненно, Павел снова пытался возбудить их прежний дух посвящения и готовности следовать его учению. Прежде всего, они нуждались в его каждом совете; почему и теперь не таким же образом?

13. хотя:я в немощи: Или, «вследствие немощи». Очевидно, Павел не имел намерения распространять Евангелие в Галатии в это время, но был при­нуждён оставаться там в это время, по причине слабого здоровья. Некоторые намекают, что он заболел малярией или какой-либо другой болезнью, в низмен­ной береговой местности во внутренних областях страны в надежде получить облегчение. Возможно, что эта «немощь» была «жало в плоти», о которой он говорил в своём послании к Коринфянам и о котором он так серьёзно молился (см. на 2Кор. 12:7-9).

в первый раз: Исходя из этого, можно или невозможно отметить более чем одно предыдущее посещение Галат. Общепринято считать, что о первом из двух предыдущих посещений есть упоминание. Согласно так называемой Южно-Галатийской теории (см. введение к Гагатам 932 стр.; Дополнительное При­мечание к Деян. 16 гл.), это могло быть посещение, отмеченное в Деян 13:14 по 14:21. Однако это не может быть принято в расчёт относительно этого пу­тешествия, принимая во внимания, что Павел в это время был в плохом состоя­нии здоровья. Согласно Северо-Галатийской теории, это должно быть путеше­ствие, описанное в Деян. 16:1-6. Краткость сообщения о последнем путешест­вии разрешает предположить о его болезни в это время. Если принять Северо-Галатийскую теорию, заявление в Ли. 4:13 может быть рассмотрено, как на­мёк на посещение Павлом Галатии, сделанное в период его второго и третьего миссионерского путешествий с особой ссылкой на второе путешествие. См. на Деян. 16:6.

14. искушения моего: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «вашего искушения». Это должно означать, что немощи Павла были искушением для Галат отвергнуть его. Контекст, склонен к принятию этого чтения, поскольку об этом свидетельствует также привычное отношение Павла к страданиям (см. 2Кор. 4:8-11; 12:9, 10). Чтение «искушения моего» может отражать склонность со стороны Павла прекратить труд по причине своей те­лесной «немощи», какой бы она ни была.

не презрели … не возгнущались: Несчастье Павла могло дать извине­ние Галатам, чтобы относиться к нему с презрением. В древние времена несча­стье обычно рассматривалось как прямое наказание от Бога за какой-либо вели­кий грех (см. Деян. 28:4). Для Галат естественно было заключить, что Павел оскорбил богов и рассматривать его честь малозначительной. Но они не посту­пили так. Их ответ при таких обстоятельствах, [969] что согласно их постиг­нутых понятиях, они могли отвернуться от него, наоборот, был от всего сердца благосклонным. Какую причину — личную или какую-либо другую, — могли они иметь для обращённых против Павла теперь? Их прежнее поведение свидетель­ствовало против их настоящего положения.

как Христа Иисуса: Они не могли предоставить Павлу более благо­склонного приёма. Их милостивое гостеприимство не оставило желать чего-либо лучшего.

15. блаженны!: «Что произошло с вашей радостью?». Изменение их по­зиции не увеличило их удовлетворения. Надежду на силу Христа они обменяли на свои собственные дела. Нет сравнения для радости и удовлетворения, кото­рые исходят из опыта жизни преданной Иисусу Христу (ср. на Матф. 11:28-30).

исторгли: Не могло быть более убедительного доказательства их пре­данности Павлу. Не было ничего слишком великого или слишком трудного для них сделать для него. Из этого некоторые заключили, что глаза Павла были причиной его великого горя (см. 14 ст.). Таким было, в самом деле, постоянное страдание организма Павла, хотя только этого доказательства должно быть не­достаточно, как факта (см. Дополнительный Комментарий ЕГУ на 2Кор. 12:7-9).

16. врагом вашим: Теперь Павел не менее выразительно передал им ис­тину, чем в прежнем случае (ср. гл. 1:8, 9). Он не изменился; его благовествование не изменилось. Почему должно измениться их отношение к нему? Теперь он пытался представить им свободу от рабства Иудаизма, как прежде он осво­бодил их от рабства язычества (см. на гл. 4:9). Павел действительно был наи­лучшим другом, согласный даже рисковать потерей их дружбы в попытке избавить их от «немощных и бедных начал» Иудаизма 9 с/и. «Искренны укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего» Пр. 27:6.

Призыв Павла к Галатам видимо имел, благотворительный эффект (ср. ДА 388). Факт, что Галаты сохранили его послание, свидетельствует о сущности, что они ответили на его призыв и высоко оценили его как документ их спасе­ния. Этот факт подчёркивает, что они высоко оценили заинтересованность Пав­ла в них, а также принятие истины, которую он снова представил их сознанию.

17. Ревнуют по вас: Или, «алчно преследуют вас». Иудействующие при­творно проявляли великий интерес к благополучию Галат и очевидно много потрудились над ними, чтобы убедить их в своей точке зрения относительно Иудаизма и обрезания. Они нуждались в Галатах, как своих последователях. Очевидно, значительное давление им приходилось переносить от этих руково­дителей. Мы не можем избежать осуждения их побуждений, но мы можем хва­лить их за ревность (см. на Лук. 16:8).

Потеря энтузиазма со стороны христиан влечет за собой потерю интереса, проявляемого не христианами к учениям церкви. Если мы подлинно ревностны, наша ревность должна быть непринужденной. Судорожные, вынужденные, ис­кусственные попытки представить нашу религию в смысле ответственности, произведут мало впечатления. Поверхностный энтузиазм со временем подведёт себя. Лучшее свидетельство в пользу религиозных убеждений является их про­явление в жизни, вполне посвящённой принципам, которые они отражают. Это жизнь, которая принимается в счет.

нечисто»: Их побуждения были сомнительного характера (см. ниже «по них»).

вас отлучить: Вероятно, от заботливого внимания Павла и его благовествования. Заявление может быть также отнесено к желанию Иудействующих, чтобы Галат отлучили из церковного членства прежде обрезания. Возможно, также эти коварные люди намеревались изолировать их от соприкосновения с другими церквами, верными Павлу, в надежде сделать их деятельными среди язычников.

по них: Истинное побуждение Иудействующих в концентрации такого великого внимания на Галатах, было, чтобы они сами лично могли стать цен­тром внимания среди Галат. Это они надеялись получить в ответ на свою при­творную заинтересованность о благополучии церкви.

18. хорошо ревновать в добром: Ревность сама по себе похвальна, если отражает достойные побуждения. Однажды Павел хвалил Коринфян за их рев­ность, ибо она побудила других делать добро 2Кор, 9:2. Его собственная преж­няя ревность об Иудаизме побудила его преследовать христианскую церковь Фил. 3:6. Очевидно, Галаты посчитали свою ревность в этом новом направле­нии как доказательство подлинности их ревности, [970] не подозревая, что ревность никогда не может заменить освящённого, правильного и честного мышления. Ревность Иудаизма и Иудействующих не была согласно познанию Рим. 10:2. Павел был очень опечален о ревности Иудеев по отношению к христианству, когда он писал это послание к Римлянам. Их слепота произошла не по причине недостатка благоприятных возможностей для познания, но через нежелание принять то, чему они были научены (см. Ос. 4:6; IV том, 30-33 стр.). Теперь такое неразумное состояние мыслей преобладало среди членов Галатийских церквей.

а не в моем только присутствии: Павел не был завистливым, как бы Га-латы не стали более ревностными в его отсутствии, чем когда он был с ними.

19, Дети мои: Это любимая форма общения, присущая Иоанну, не встречается больше нигде в Писаниях Павла. Этим подчёркиваются не только нежные чувства Павла к ним, но также подразумевается их духовная незре­лость. Принимая во внимание, что Павел рассматривает всех, которые приняли от него благовествование, как своих духовных детей, это выражение едва может быть рассматриваемо, как упрёк с его стороны, как полагают некоторые толко­ватели. Это было просто напоминанием о чувстве обязанности к нему. Как их духовный отец с его стороны справедливым и надлежащим было лишь проявить заботу об их благополучии. Он оказал такую заботу о Коринфянах и представил себя как их отец (см. 1Кор. 4:15).

я снова в муках рождения: К Коринфянам Павел написал: «я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (см. 1Кор. 4:15). Чтобы привести Галат ко Христу, Павел также перенёс острые боли, подобно рождению детей. Теперь чтобы они возвратились к их вере, он должен был пройти через весь этот горь­кий опыт снова.

доколе не изобразится в вас Христос!: Павел будет настойчиво прояв­лять свои усилия до тех пор, пока Христос снова не будет управлять их сердцем посредством веры (см. на гл. 2:20). Символ рождения всё ещё кажется, был в мыслях апостола. Иисус говорил об опыте рождения свыше Никодиму Ин. 3:3, и Павел желал чтобы Христос изобразился внутри тех, которые приняли Его (см. Кол. 1:27). Когда в сердце живёт Христос, Он откроется везде Своей со­вершенной жизнью через жизнь христиан (см. на Рим. 8:3, 4; Гал. 2:20). Мыс­ли христианина будут тогда подобны мыслям Христа Фил. 2:5. Этот процесс продолжается до тех пор, пока христианин достигнет полноты «возраста» Хри­стова Ефес. 4:13.

20. быть у вас: Для Павла было гораздо лучше вручить свою весть лич­но. Всё, что он написал, могло быть неправильно истолковано и неправильно применено. Если бы он присутствовал, он мог бы ответить на все вопросы, ко­торые, несомненно, могли возникнуть во время чтения его послания. Его враги истолкуют это в самом худшем свете. Даже Петр нашёл нечто трудное для по­нимания в посланиях Павла 2Пет. 3:16. И сегодня многим непонятно значение слов Павла в посланиях к Галатам, ибо они упускают из виду изучить его в кон­тексте и против изучения, предпосылок, действительного положения, которое существовало в Галатийских церквах.

голос мой: Или, «тон моего голоса». Павел предпочёл бы изменить своё отношение к ним, но факты остаются фактами. Как приятно было для него, если бы они изменили свою позицию, и это дало бы ему возможность выразить уве­ренность в них снова, лучше, чем произносить эти слова недовольства, сомне­ния и осуждения. Именно это он желал бы сделать, если бы присутствовал, ко­гда они изменят свой курс и возвратятся к прежней верности Евангелию. Павел здесь предвидел изменение их сердца при принятии его послания.

в недоумении о вас: Или, «в замешательстве о вас». Его недоумение души (см. на 19 ст.) объясняется суровостью фактов, которые он высказал от­носительно их в послании. Возможно, прежде чем они причитают его полно­стью, они уже должны раскаяться. Но факты, в сущности, таковые, как они есть, и он должен сказать всё, что он находит своей обязанностью сказать. Они дали доказательство неискренности и непостоянства, всё же он не пожелал усугуб­лять дело чрезмерной строгостью. Именно в этом была причина, почему он был в затруднении или замешательстве как поступить с ними. Он не осознавал ясно, как многое ещё должен сказать им.

21. желающие: См. на 9 cm, В 21-31 ст. Павел начинает свой заключи­тельный призыв против безрассудства Иудейской узаконенной системы, как средства спасения.

под законом: Т.е., под Иудейской узаконенной системой (см. на Рим, 2:12; Гал. 2:16), ищущей спасения через дела закона. Очевидно, Павел не мог бы ссылаться на осуждение морального «закона», ибо никто не «пожелал» бы быть под осуждением. [971J

слушаете: Т.е., слушать, при этом обращая внимание (см. на Матф. 7:24).

закона?: Павел теперь употребляет слово «закон» в другом смысле. Ил­люстрации 22 ст. взята из Пятикнижия, на которую Иудеи обычно ссылались как на «закон» или «закон Моисеев» (см. на Лук. 24:44). Чтобы убедить «несмысленных Галат» Гал. 3:1 в их ошибке, когда они обратились к делам цере­мониального закона для спасения, Павел для доказательства ссылается на «за­кон» Моисея, который содержал в себе обрядовой закон. Вопрос Павла предна­значался, чтобы пробудить Галат к исследование открытого Слова Божия. Они должны были сделать это искренно. Чтобы обнаружить для себя особые истины, которые он старался им объяснить. А именно, что «закон» указывал на Иисуса, как на Единственного, Которому они должны доверить своё спасение. Павел постоянно цитировал из Пятикнижия в поддержку своего учения относительно вести и миссии Иисуса.

22. двух сынов: Измаила и Исаака Сыт. 16:15; 21:3. Павел теперь об­ращается к самому «закону» (см. на Гал. 4:21) для иллюстрации различия меж­ду рабством «закона» и свободой во Христе. Принимая во внимание, что Пяти­книжие частями прочитывалось каждую субботу в синагогах (см. V том, 57 стр.), книги Моисея были хорошо известны всем Иудеям и язычникам, которые присутствовали при служении в синагогах. Приведённый рассказ был простым фактом Иудейской истории, но Павел употребил его в аллегорическом (иносказательном) смысле 24 с/я. чтобы показать различие между сущностью рабства в церемониальной системе и наслаждение свободой, которая исходит от веры в Иисуса Христа. Авраам, в действительности имел более чем двух сыновей (см. на Быт. 25:1, 2), и наиболее значительными из сынов. Ложные учителя, несо­мненно, делали особое ударение на благословение быть сынами Авраама (см. на Гол, 3:7). Павел напомнил Галатам, что Авраам имел двух сынов, из которых один потерял наследство в обетованном завете, а другой нет Быт, 17:19-21. Просто быть «сынами» Авраама не давало ещё гарантии относительно принятия завета обетования.

от рабьи: Агарь, рабыня Египтянка (см. на Быт. 16:1-4). Её сын Измаил был сыном Авраама, — в действительности его первенцем, — но в последствии того, что она была рабыней, её .сын был также сыном рабыни.

свободной»: Т.е., Сарры, сын которой наследовал её свободу.

23. по плоти: Измаил был сыном человеческого решения, человеческих усилий, привести в исполнение обещанный завет. Действительно, Измаил был живым свидетельством, что Авраам потерял веру по обетованию. Исаак был сыном обетования сын веры (Быт. 12:3; 13:14-16; 15:4; 17:3-6,19-21), Запись о его рождении является одним из Божественных вмешательств (см. Быт, 18:10; 21:1, 2; Евр. 11:11, 12). Каждое об­стоятельство рождения Исаака подчёркивает веру. Веру Авраама — как пример христианской веры (см. Рим. 4:16-25). Он поверил Божьему обетованию, когда с человеческой точки зрения исполнение обетования казалось невозможным. Исаак был выдающимся сыном Божьего обетования и веры Авраама. Павел, здесь делает особое ударение на факте, что сын рождённый от рабы, является рождённым в положении подчинения и рабства, а сын от свободной, рождён в жизнь свободы.

24. иносказание: Аллегорией или иносказанием является повествование или рассказ, в котором лица, предметы и действительность употреблены в ме­тафорическом, то есть, переносном значении, подразумеваемом, но не точно выраженном. Посредством такой аллегории Павел изобразил положение духов­ного рабства, в которое впали Галаты, которое, в самом деле, казалось им же­ланным. Исторические события не были аллегорическими, когда они имели место, и также когда Моисей записал их. Павел применил аллегорию к ним, чтобы выразить цель, иллюстрировать урок веры и свободы вопреки делам и рабству. Он не сказал, что всё это было аллегорией, но что она была приведена -в отношении них, исключительно ради них, как он изобразил это в рассказанной истории. В дни Павла такой метод рассуждений был распространённым. Срав­ните употребления притч широко употребляемых в учении Иисуса (см. V том, 203, 204 стр.). Один из наиболее эффективных методов передачи истины — ил­люстрировать её подходящими, интересными историческими событиями или фактами из жизни.

два завета: Один из них был завет веры, представленный Саррой, дру­гой — завет «дел», представленный Агарью (см. на Иез. 16:60; Гол, 3:15,17-29; Евр. 8:8-10).

горы Синайской: См. на Исх. 19:5-8; 24:7, 8. [972]

рождающей в рабство: Буквально, «рождающий [детей] в рабство». До тех пор, пока человек будет полагаться на дела закона, чтобы они спасли его, он не сможет избавиться от рабства. Вопреки всему, что он сможет сделать, чтобы заслужить спасение, он никогда не сможет достигнуть цели. Он поручился ис­полнить невозможную задачу. Иудейская узаконенная система буква закона, -любого закона — убивает (см. на 2Кор. 3:6).

25. Агарь: Или, Хагар.

означает гору Синай: Т.е., согласно иносказанию Павла (см. на 24 ст.), Агарь здесь представляет Синайский завет дел (см. на гл. 3:19). Посредством Агари и её сына Измаила Авраам однажды намеревался исполнить план Божий. Это был его путь в исполнении плана, но не Божий. В плане Божием нет поло­жения, чтобы спасение человека было достигнуто чрез дела закона, по той про­стой причине, что это невозможно.

соответствует … Иерусалиму: Т.е., буквальному Израилю как нации. Израиль, тем не менее, совершил ошибку, которую Авраам сделал с Агарью и Измаилом, попытавшись исполнить намерение Божие согласно разработанного человеческого плана. Таким образом, заменив делами веру в Божьи обетования, как в своё время сделал Авраам, Галаты возвратились к особому виду поклоне­ния, которое привело Израиль как нацию к рабству, гибели и отвержению.

с детьми своими: Т.е., с отдельными Иудеями и прозелитами. в рабстве: См. на 2Кор. 3:14,15; Гал. 4:3.

26. вышний Иерусалим: Как буквальный Иерусалим представляет Из­раиль нацию, так «вышний Иерусалим» представляет христианскую церковь (см. Евр. 12:22, 23), новоизбранный народ Шет. 2:9. Новый Иерусалим явля­ется столицей царства славы (см. Откр. 21:2; Евр. 11:10), но Павел здесь употребляет Иерусалим в символическом смысле; между Иудаизмом и христи­анством, полная противоположность. Первый «в рабстве»; последний «свобо­ден».

свободен: Т.е., «свободен» от «детоводителя» в гл. 3:24, 25, от порабо­щения в гл. 4:3, и от состояния рабства 22, 25 ст.,

матерь: Образно выражаясь, Иудеи часто говорили о буквальном Иеру­салиме, — имея в виду нацию, Израиль — как о «матери» живого поколения лич­ностей, составляющих нацию. В подобном смысле историческая христианская церковь является «матерью» живущих христиан.

всем нам: Вероятно ссылка «всем» в гл. 3:26, подразумевает язычников и Иудеев. Стена разделения между Иудеями и язычниками была устранена Христом (см. Ефес. 2:12-22). Эта добрая весть о единстве чрез веру во Христа при­несла великую радость язычникам, ибо они теперь были приняты как равные Иудеям (см. Деян. 13:44-48).

27. Ибо написано: Цитата взята из Ис. 54:1 (см. IV том, 26-30 стр.).

«возвеселись, неплодная: В дни Исайи буквальный Израиль был бес­плодным в том смысле, что он не приносил плодов праведности (см. Ис. 5:1-7) и не сделал ничего для евангелизации мира. Перспектива славного успеха те­перь принадлежала христианской церкви. Это обетование славного исполнения воли Божьей, первоначально предложенное буквальному Израилю, как нации нести свет человечеству, Павел теперь применил к церкви (см. IV том, 29, 35, 36 стр.). Подобно тому, как женщина Востока, которая не имела детей, должна была радоваться, как имеющая детей, так язычники могли радоваться, что еван­гельские преимущества, однажды предложенные Израилю, теперь стали их дос­тоянием (см. Деян. 11:18). Иудеи лишились их благоприятной возможности быть вестниками о Мессии ко всему миру. В самом деле, наиболее и постоянное сопротивление работе Апостолов среди язычников исходило от Иудеев.

оставленной: Т.е., «свободной женщине» в 22, 23 ст. «оставленной» ибо она была «неплодной».

гораздо больше детей: Здесь имеется в виду большое число обращён­ных из язычников, которые ответили на призыв евангельской вести Павла и других апостолов. Когда Павел возвратился в Иерусалимскую церковь и делал отчёт пред руководителями, он постоянно говорил о своём успехе среди языч­ников (см. Деян. 15:12; 21:17-19). Иудеи были озабочены о новообращённых (см. Матф. 23;15 и были, в самом деле, успешны (см. V том, 62 стр.). Почти в каждой синагоге, где Павел проповедовал, были язычники или вполне обращён­ные в Иудейскую веру или подобно Корнилию, когда Петр впервые встретил его (см. Деян. 10:1, 2), богобоязненного, привлечённого [973] высокими идеалами Иудаизма. Последние, в великом количестве, колебались от полноты преимуществ Иудейского поклонения. Когда эти язычники услышали евангель­ское провозглашение, они радостно приняли благую весть, которая предостави­ла им равные возможности с Иудеями, получить все преимущества спасения, предусмотренные через Иисуса Христа. Многие из первых обращённых Павлом язычников из каждого города, вероятно, пришли из этой группы. Павел провоз­глашал всеобщее, то есть, всемирное Евангелие (см. Рим. 1:15-17; Гал. 3:26).

у имеющей мужа»: Согласно иносказания Павла, это была Агарь.

28. дети обетования: См. на 23 ст. Павел здесь ссылается на христиан, которые получили привилегию наследовать все обетования, первоначально представленные Аврааму и его потомкам (см. IV том, 35 стр.). Иудеи упустили возможности войти в покой из-за неверия (Евр. 3:19 по 4:2), и поэтому избран­ному народу из всех наций осталось войти в «покой», предопределённый Богом для всех, которые с «дерзновением приступают к престолу благодати» (см. на Евр. 4:9, 16). Галаты верили и наслаждались великой истиной о праведности чрез веру до тех пор, пока ложные учителя из Иерусалима склонили их к попытке получить её чрез дела. Но хотя они находились в состоянии возвращения к «иному благовествованию» Гал. 1:6, 7, Павел не терял надежды на их воз­вращение на путь веры.

29. рожденный по плоти: Исторически это был Измаил (см. на 22 ст.). В иносказании Павла (см. на 24 ст.) это относится к Иудеям и Иудействующим христианам дней Павла, которые пытались получить спасение чрез материали­стические требования буквы закона (см. на 2Кор. 3:6).

гнал: Относительно исторических обстоятельств намёк (см. на Быт, 21:8-11; ср. Быт. 16:4, 5). Присутствие Измаила сделало судьбу Исаака труд­ной и даже угрожало лишить его первородства. В подобном смысле Иудеи и Иудействующие христиане теперь преследовали христиан из язычников и пыта­лись лишить их обещанного завета об оправдании верой.

рожденного:по духу: Историческая ссылка на Исаака, как сына обетова­ния (ср. 23 ст.). Здесь Павел ссылается на христиан, которые вошли в обещан­ный завет спасения через веру во Христа, посредством рождения свыше (см. на Нн. 3:3, 5; Гал. 3:2, 3).

ныне: Все хорошо знают о преследования Павла, которое он переносил или прямо от Иудеев или по их подстрекательству (см. Деян, 16:19; 19:24-28; см. на 2Кор. 11:24, 26). Павел необычайно беспокоился о язычниках, за их соб­ственное начало. Его заключительное заточение и казнь были результатом лож­ных доносов, которые начались с Иудеев. Самые жестокие преследования ис­тинных христиан, были те, в которых так называемые христиане пытались ис­требить их по причине различия в вере и обычаях.

30. Рабу. — Т.е., исторически Агарь (см. на Быт. 21:10; Гал. 4:24). В ино­сказании Павла «раба» представляет ветхий завет, церемониальную систему и принципы праведности чрез дела (см. на 24, 25 cm,).

сына ее: Исторически Измаила (см, на 22 ст.), а в иносказании Павла, всех Иудеев и Иудействующих христиан, которые утверждали, что спасение заключается в признании буквального Израиля, как всё ещё избранного народа Божия и в исполнении условий ветхого завета и церемониальной системы. От­носительно применения совета Павла к нашему времени (см. введение к Гала-там 934 стр.)

не будет наследником вместе: Разрешение проблемы, к которой лицом к лицу встретились церковь в Галатии и в других местах не заключалась в стира­нии грани между Иудаизмом и христианством, но удаление принципов Иудаиз­ма, совместно с теми, которые содействуют ему. Спасение через дела совер­шенно несовместимы со спасением чрез веру (см. на Рим. 11:6; Ефес. 2:3, 9). Смешение этих двух систем невозможно, ибо, если вера выхолощена чрез дела, она перестанет быть чистой верой. Сравните поучение Христа на эту тему (см. на Марк 2:21,22).

31. Итак, — Т.е., на основании иносказания в 22-30 ст.

братия — Вопреки заблуждению, Павел предвидел, что Галеты примут его совет, и поэтому размышляет о них, как о своих «братьях» по вере

мы — Т.е., мы, христиане, включая как Иудеев, так и язычников (см на 28 ст.).

свободной:. — Исторически относится к Сарре (см. на 22 ст.У в иносгаании Павла к христианской церкви (см. на 26 7п,). Только д„™й>> соответствовали преимуществам [974] первородства 30 «„., христиане име-

Комментарий Б. Г. Уайт к 4 главе Галатам.

4 РУУ 259; ЖВ 32, 34, 37; ОХВ 399.

4,5 ЖВ31; РЦ700. 12 ДА 208.