Глава 13

1 Братолюбие между вами да пре­бывает.

2 Страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Анге­лам.

3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»,

6 Так что мы смело говорим: «Гос­подь мне помощник, и не убо­юсь: что сделает мне человек?».

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам сло­во Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Toт же.

9 Учениями различными и чужды­ми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не полу­чили пользы занимающиеся ими.

10 Мы имеем жертвенник, от кото­рого не имеют права питаться служащие скинии.

11 Так-как тела животных, которых кровь для очищения греха вно­сится первосвященником во свя­тилище, сжигаются вне стана, —

12 То и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;

14 Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15 Итак будем через Него непре­станно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прослав­ляющих имя Его.

16 Не забывайте также благотворе­ния и общительности, ибо тако­вые жертвы благоугодны Богу.

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они не­усыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас непо­лезно.

18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую со­весть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа),

21 Да усовершит вас во всяком доб­ром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветст­вуют вас Италийские.

25 Благодать со всеми вами. Аминь.

1. Братолюбие: — См. на Рим. 12:10. Заключительная глава послания к Евреям содержит ряд общих увещеваний на различные темы 1-17 ст. и личное приветствие 18-25 ст.

2. Страннолюбия: — Гостиницы не были общественными и на странников часто смотрели с подозрением. До тех пор, пока отдельные личности не прояв­ляли интереса к странникам, они часто вообще могли остаться без крова. В древние времена гостеприимство было сопряжено с обеспечением странников. Сегодня возможно не существует в такой мере подобной необходимости, по­скольку благоприятные условия для размещения путешественников в большин­стве случаев удовлетворительны. Однако принцип остаётся тот же и христиане должны изыскивать пути и средства проявления гостеприимства соответственно современным нуждам.

забывайте: — Очевидно, многие настолько занялись своими личными де­лами, что не проявляли интереса к положению своих собратьев, что они должны были делать. По мере увеличения членов церкви, возрастает опасность, что по­добное положение будет преобладать и в настоящее время. Наш ближний — вся­кий, кто нуждается в дружелюбии и гостеприимстве.

не зная: — Т.е., вначале, когда странники были приглашены войти.

гостеприимство Ангелам: — Таким было преимущество Авраама Быт. 18:1-8, Лота Быт. 19:1-3, Гедеона Суд. 6:11-20 и Маноя Суд. 13:2-4, 9-21. Верность в служении нуждам странников будет принята во внимание на заклю­чительном суде (см. Матф. 25:35).

3. узников, как бы и вы с ними были в_узах: Служение людям, нахо­дящимся в заключении, — следующая деятельность, которая будет принята во внимание в заключительном суде (см. Матф. 25:36). Как и в других местах Священного Писания (см. 1Кор. 9:22), здесь представлен принцип, что хри­стианин должен стараться представить себя в таких обстоятельствах, как любая личность, находящаяся в нужде и служить ей соответственно золотого правила (см. на Матф, 7:12).

страждущих: — Буквально, «те, с кем плохо обращаются».

как и сами находитесь в теле: — Подумайте, как бы вы чувствовали себя, находясь в таком положении, как те, с которыми плохо обращаются, и тогда соответственно этого служите их нуждам. Принцип, представленный в золотом правиле, снова применим для практического положения. Христианин не должен спрашивать заслуживают страждущие помощи или нет. Достаточно для него знать, что они нуждаются в помощи.

4. Брак: — Относительно комментария на христианские взгляды об ответ­ственности и преимуществах брачных отношений (см. на 1Кор. 7 гл.; ср. на Матф, 5:28-32; 19:5-10).

у всех да будет честен: — Первая часть стиха может быть переведена так: «Брак должен содержаться всеми в чести», или «пусть все уважают брак».

Брачный закон предписан мудрым Творцом, чтобы быть великим благословени­ем для человеческого рода, и когда намерения Творца исполнятся в семейной жизни, — будут неизмеримо добрые результаты. Лишь когда брак извращён, что­бы служить недостойным целям, тогда он теряет своё назначение — быть «чест­ным».

ложе непорочно: — Эта часть стиха может быть переведена: «Пусть ложе будет неосквернённым» (ср. выше под «у всех да будет честен»). Возможно, само ложе может быть осквернено, следовательно, апостол советует своим читателям хранить его чистым и честным и не унижать, превращая в ин­струмент для удовлетворения низких похотей. С другой стороны, некоторые придерживаются взгляда, что интимность брачной жизни является бесчестием или что они непременно умаляют благородство характера — всё это выдумка диавола, который бесчестит одно из установлений Творца, предписанное и объ­явленное как благо. См. на 1Кор. 7:3-5.

блудников: — Или, «безнравственных личностей». См. на Матф, 5:32.

прелюбодеев: См. на Исx. 20:14; Матф. 5:32.

судит Бог: — Т.е., наряду со всеми другими, которые постоянно живут на­рушая принципы, представленные в Его святом законе, — в последний день (см. на Откр. 21:8).

5. нрав:Греч, tropos, «образ жизни», «отличительная черта ума», «пове­дение», «характер». В древнем Английском языке это слово имело по существу все эти значения.

несребролюбивый: См. на Лук. 12:13-34.

довольствуясь: См. на Флп. 4:11; 1Тим. 6:6.

Тем, что есть: — Если бы люди смогли только научиться быть довольными тем, что они имеют и не домогались того, что имеют другие, — одна из наиболь­ших проблем, которая мучит человеческую расу, могла быть автоматически разрешена. Относительно комментария, касающегося христианского отношения к материальным благам жизни (см. на Матф. 6:19-34).

Сам: — Т.е., Бог. Цитата взята из Втор. 31:6, 8 перевода LXX,.

«не оставлю тебя: — Относительно благодетельного обеспечения Богом наших нужд (см. на Матф. 6:26-34).

6. смело: — Или, «уверенно». Цитата из Пс. 117:6 перевода LXX, (см, соответствующий комментарий).

7. наставников: — Буквально, «руководителей», «лидеров», здесь в значе­нии церковных руководителей. Относительно комментария о верности руково­дству церкви (см. на 1Фес. 5:12,13).

проповедывали: — Буквально, «говорили», подразумевая, что здесь упо­минаются прежние руководители, теперь покоящиеся в Иисусе.

кончину: — Фраза читается буквально, «результат их поведения». Несо­мненно, автор имел в виду определённых, особенных лиц, хотя и не назвал их по имени.

жизни:Греч, anastrophe, «образ жизни», «поведение» (см. на Ефес. 4:22).

подражайте: — Или, «следуйте».

вере их: — Герои веры, упоминаемые в гл. 11, все жили в далёкие времена. Но были также верные люди в более недавние времена, примеру которых мож­но было с уверенностью подражать.

8. Иисус Христос-: Относительно значения этих двух имён употреблённых вместе (см. на Матф. 1:1).

Тот_же: — Замечание в 8 ст., очевидно имеет цель — приготовить путь для предостережения в 9 ст. В виду факта, что Христос никогда не изменяется, весть о Нём никогда не может изменяться. Учения, которые отличались от чис­того Евангелия, уже провозглашённого, могли быть отклонены без дальнейшего исследования.См. Гал. 1:6-8.

9. различными: — Или, «иными», то есть, отличными от чистой уже воспринятой Евангельской вести.

не увлекайтесь: — Некоторые легко поддавались влиянию любого нового или странного учения. Потеряв духовную проницательность, они не в состоянии сделать различие между истиной и заблуждением чрез сравнение нового учения со Священным Писанием. Относительно комментария (см. на Ефес. 4:14; Кол. 2:4, 8),

благодатию укреплять: — Т.е., не «увлекаться» причудами в религии и бо­гословии. Устойчивая сила благодати Христа является наилучшей защитой хри­стианина против совращающих учений. Относительно комментария на «благо­дать» (см. на Рим. 1:7; 3:24).

не яствами: — Т.е., «не пищей». Очевидно, по крайней мере, некоторые религиозные мечтатели пошли дальше ясных учений Священного Писания от­носительно пищи и своей щепетильностью они сделали свои взгляды, по вопро­сам питания, мерилом веры. Относительно комментария на взаимоотношения пищи к религии и об предостережении против причудливых понятий в пище, замаскированных как религиозные обязанности (см. на Рим. 14:17; 1Тим. 4:3).

Не получили пользы: — Даже те, которые так сильно превозносили цен­ность своих фантазий относительно пищи, не получили от этого практической пользы. Здесь, несомненно, ссылка на одну или более Иудействующих фракций (партий), которые беспокоили раннюю христианскую церковь, таких как Эбио-ниты и Назаряне (см. VI том, 53, 54 стр.).

10. Мы имеем жертвенник: — Здесь автор намекает на факт, что священ­никам и Левитам были назначены определённые части некоторых жертвенных животных, приносимых в древнем святилище или храме (см. Лев. 6:16-18; 7:15,16, 31-34; Числ. 18:8-10; Втор. 18:1, 2; ср. 1Кор. 9:13). Воз­можно ложные учения, о которых упоминается в Евр. 13:9, подчёркивали важ­ность как обязательного условия для христиан — исполнять древние правила и церемонии Иудаизма, связанные с пищей и питием, как если бы таким образом можно достигнуть превосходящего состояния святости. Но христиане имели жертвенник — Голгофский крест и жертву, далеко превосходящую древние жертвы животных в ценности и действенности (см. на гл. 9:14, 24-28; 10:10, 12, 14). Этой жертвой был никто иной как «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» Ин. 1:29. Кроме того, Христос призывает верующих в Него вкушать Его плоть (см. Ин. 6:33-58).

не имеют права питаться: — Внутри сферы деятельности Иудейской рели­гиозной системы священники и Левиты пользовались почетным положением и особыми преимуществами. Но, отвергнув Иисуса, они не были достойны, не­взирая на их высокое положение, участвовать в том, на что имели право все истинные христиане. Павел, возможно, также имел в виду хлеб и вино со стола Господня. При любых обстоятельствах восхваляемые заслуги системы религии, относящейся к «различным и чуждым учениям» в 9 ст. — были безгранично ниже пути спасения через веру в Иисуса Христа.

служащие: — Т.е., священники и Левиты.

11. животных: — Когда кровь жертвы за грех вносилась во святилище, как в случае очищения священника или всего общества, священник не вкушал мясо жертвенного животного, но сжигал его вне стана Лев. 6:30. Подобным образом Иисус «пострадал вне врат» (Евр. 13:12; ср. Ин. 19:17), после чего Он начал служение Своей Кровью в небесном святилище Евр. 9:12. При ветхой жерт­венной системе священники не имели права вкушать свою обычную часть от такой жертвы гл. 13:10, но Христос сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое» 1Кор, 11:24.

12. дабы освятить: — Чтобы Христос мог служить Своей кровью ради рас­каявшихся грешников в небесном святилище, Он соответственно «пострадал вне врат» Иерусалима.

13. Итак выйдем к Нему: — Иудейские христиане не должны были более искать спасения в обрядах и церемониях Иудейской религии. Они всё ещё были Израильтянами и, как таковые, образно говоря, жителями города Иерусалима. Но если они желали найти Мессию, они должны искать Его вне границ Иудаиз­ма. В изложении послания к Евреям это положение составляет призыв к Иудей­ским христианам — отвратить свой взор от обрядов и церемоний Иудаизма и сосредоточить внимание на Иисусе Христе и Его служении как нашем великом Первосвященнике в небесном святилище (см. введение к Евреям 389 стр.).

нося Его поругание: — Проявившие сочувствие к Иисусу, когда Он на­правлялся на Голгофу, как осуждённый преступник, — несли «поругание» с Ним. Для Иудейских христиан поддерживать христианство, означало навлечь на себя ненависть своих ближних Иудеев, а возвратиться обратно к Иудейской жертвенной системе как средству спасения, навлекало на них обвинение в отступле­нии и измене.

14. не имеем … постоянного града: — Иудеи смотрели на Иерусалим как на «постоянный город», то есть, они считали, что Божественный план был не­разрывно связан с городом и что ему поэтому предначертано стоять вечно. Они чувствовали себя уверенно, находясь во всеоружии Иудаизма. Но христиане не имели такого «постоянного города». Их надежды и стремления не связывались с каким-либо земным городом или религиозной системой. Каким многозначи­тельным фактом для Иудейских христиан было через короткое время засвиде­тельствовать о разрушении Иерусалима!

но ищем будущего: — Т.е., Нового Иерусалима (ср. гл. 12:22). Сравните опыт патриарха Авраама гл. 11:10.

15. чрез Него: — Т.е., через Христа, или посредством жертвы, которую Он уже совершил за нас «вне врат» Иерусалима.

жертву хвалы: — Вместо вознесения благодарственных жертв в храме, как предписано в Моисеевом законе (см. Лев. 7:22-14), мы можем возносить посто­янную «жертву хвалы» Господу.

16. благотворения: — Т.е., служить нуждам других. Богу не угодна кровь тельцов и козлов (см. на гл. 10:5-8). Она более не служила полезной цели. Но Ему угоден дух жертвенного служения для других (см. на Матф. 25:24-49]. Проявление на деле «чистого и непорочного благочестия» Иак. 1:27 всегда приемлемо перед Его лицом.

общительности: — Или, «участия». ,

Не забывайте: — Возможно, некоторые стали небрежными в этом вопросе.

Благоугодны Богу: — Формальные обряды и церемонии не имеют значе­ния пред Богом. Он ищет людей, желающих поклоняться Ему в «духе и истине» Ин. 4:23, то есть, отражая Его характер и проявляя любовь и преданность Ему в жизни, посвящённой служению другим.

17. Повинуйтесь — См. на 7 ст.

будьте покорны: — Бог определил руководителей, чтобы пасти Своё стадо и Он призывает Своих овец подчиняться поставленным над ними, имея в виду, что в это же время эти руководители сами послушны Учителю. Здесь ссылка на ныне предстоящих, а не прежде бывших руководителей как в 7 ст.

они неусыпно пекутся: — Поставленные Богом над церковью руководите­ли ответственны пред Ним за благополучие Его народа и Он потребует строгий отчёт о их управлении.

о душах ваших: — Т.е., «о вас» (ср. на гл. 12:9,23).

обязанные дать отчет: — Управитель даёт отчет Своему хозяину за все блага, вверенные его заботе и знает, что он должен ответить за своё управительство. Сотрудничая с поставленными руководителями, члены церкви должны стремиться к тому, чтобы им намного легче было представить верный отчёт о своём управительстве.

радостью: — Т.е., сознавая, что они верно выполняли их ответственность. Сравните переживания верных слуг, призванных войти в радость их Господина (см. Матф. 25:21).

А не воздыхая: — Буквально, «не с воздыханием». Сравните опыт неверно­го слуги Матф. 25:28-30.

не полезно: — Члены церкви не извлекут пользы, затрудняя поставленным для них руководителям, представить добрый отчёт об их управлении. Оба разде­лят вместе «радость» или «воздыхание» в день расчета.

18. Молитесь о нас: — Или, «продолжайте молиться о нас», или «сделайте это привычкой молиться о нас». Сравните Ефес. 6:19; Кол. 4:12. Хотя он был человеком всестороннего опыта и великого духовного роста, Павел ценил мо­литвы своих собратьев во Христе и просил их молиться о них. Каждый истин­ный руководитель глубоко оценит заинтересованность и молитвы тех, ради ко­торых от трудится.

уверены:Греч, peitho, в той форме, в которой оно здесь стоит, означает «быть убежденным», «быть уверенным».

добрую совесть: — Т.е., чистую совесть. Сравните повторяющееся утвер­ждение Павла об обладании чистой совестью (см. Деян. 23:1; 24:16; Рим. 9:1; 2Кор. 1:12; 2Тим. 1:3).

желаем: — Буквально, «желать», «хотеть». Цель автора — отразить принци­пы Евангелия в своей жизни вполне (ср. 1Кор. 9:27).

вести себя честно: — Т.е., вести себя благородно.

19. Особенно: — Или, «более усердно», «старательно» (RSV).

прошу: — Серьёзность, с которой автор обращается к своим читателям, мо­литься о своём освобождении из обстоятельств, которые препятствовали обще­нию с ними, в самом деле касается и отражает его личную веру в силу молитвы.

возвращен был вам: — Стих 23 подчёркивает, что Тимофей некоторое время находился в заключении и кажется подразумевает, что автор послания к Евреям был на свободе. Возможно, чтобы Павлу придти к читателям, препятст­вовали другие обстоятельства, такие как болезнь или бремя миссионерских обя­занностей.

20. Теперь: — Это слово употреблено в KJV, в Синодальном переводе оно отсутствует. Стихи 21, 22 составляют апостольское благословение, произнесён­ное автором подразумеваемым читателям книги к Евреям. Он вверяет их миру Божию.

Бог же мира: См. на Рим. 15:33.

воздвигший из мертвых: — См. на Рим, 4:24. Столь часто повторяемое в посланиях воскресение Христа стало сущностью и центром христианской надежды и веры.

Пастыря овец: См. на Пс. 22 гл.; Ин, 10:10,11; ср. 1Пет. 2:25.

Кровию: — Утверждающая и действующая сила вечного завета. См. на гл. 9:18-28.

завета вечного: См. на гл. 8:8-12.

Приписка, следуемая в некоторых Библиях после 25 ст., «Написано к Евре­ям из Италии чрез Тимофея» — не была частью первоначального послания. Она впервые появилась в рукописях 6-го столетия.

21. Да усовершит:

Греч, katartizo (см. на 1Пет. 5:10; ср. на Матф.5:48)

добром деле: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между опущением и оставлением слова «деле». Соответственно «добром» изображает то, что Павел желает своим читателям иметь и быть, скорее чем то, что он жела­ет им сделать. Однако, цель этого «доброго» заключается в том, чтобы они мог­ли более эффективно «исполнять Его волю».

производя в вас: См. на Флп. 2:13.

Ему слава: См. на Гал. 1:5.

во веки веков !: — См. на Матф. 25:41; Откр. 1:6.

22. примите: — Или, «терпеть», «выносить».

слово увещания: — Т.е., весть, содержащаяся в книге к Евреям (см. введе­ние к Евреям 389 стр.).

намного: — Было ещё много, что сказать относительно этой темы, но не по­зволяло место.

23. Тимофей: — См. на Деян. 16:1.:

освобожден: — Тюремное заключение, на которое здесь имеется намёк, во всех других отношениях — неизвестно.

если он скоро придет: — Ничего более не известно о предполагаемом здесь посещении.

24. Приветствуйте: — Или, «здороваться».

наставников: — Т.е., руководителей церкви (см. на 7cm.).

Италийские:: Скорее, «те, которые из Италии», то есть христиане — ве­рующие. Или эти верующие были из Италии в то время и послание, таким обра­зом, было послано из Италии или они пришли из Италии и были с автором в каком-либо другом месте, — нельзя определить из этого выражения.

25. Благодать со всеми вами: См. на Тит. 3:15.

Аминь: — См. на Матф. 5:18; Рим. 15:33.

Комментарий Е. Г. Уайт к 13 главе Евреям.

1,2 1СЦ679.

2 ХД445; ГЩ 132; ПП 138,158; 2СЦ26.28; 6СЦ342.

4 ХД26,55; Ш146.

5 ДА 29; ХД 343; СЕ 152; МС 184; 2СЦ 623; ЗСЦ 293; 4СЦ 447,618; 5СЦ283; 6СЦ 157; 7СЦ274.

6 РУУ411; ОХВ348; СП 148; 2СЦ271.

8 ДА 209; МЖСЗОО; МС92; ПП630; СП 81; 5СЦ62.

9 1СЦ438. 11,12 СУ 54.

12 ЖВ741.

13 РУУ508; 1СЦ692; ЗСЦ 49, 423; 5СЦ 461; 6СЦ 332, 412;

8СЦ53,71.

16 МС 184.

17 ДА 371; ХД 528; ХС 169; ССШ 44, 50, 80; РУУ 47, 65, 102; Ев. 326, 339; РП61; ОХВ 55, 264; СЕ 189; СИ 173; СП 122, 150; 1СЦ 138, 153, 471; 2СЦ 467, 706; ЗСЦ 242; 4СЦ 343; 5СЦ 11, 237, 684; 6СЦ 62, 70, 75, 86, 92, 248, 302, 434; 7СЦ 13,68,117; 9СЦ45,58.

20,21 СИ 167; МЖС217. 21 4СЦ543.