Глава 3

1.Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте По­сланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,

2.Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.

3.Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем боль­шую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его,

4. Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог.

5.И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвиде­тельствования того, что надле­жало возвестить;

6. А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, кото­рым хвалимся, твердо сохраним до конца.

7.Почему, как говорит Дух Святый, «ныне, когда услышите глас Его,

8.Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искуше­ния в пустыне,

9. Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблу­ждаются сердцем, не познали они путей Моих;

11 Посему Я поклялся во гневе Мо­ем, что они не войдут в покой Мой».

12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отсту­пить от Бога живого.

13 Но наставляйте друг друга каж­дый день, доколе можно гово­рить; «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

14 Ибо мы сделались причастника­ми Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,

15 Доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточи­те сердец ваших, как во время ропота»,

16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, ко­торых кости пали в пустыне?

18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не про­тив непокорных?

19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.

1. Итак: — Т.е., в виду всего того, что было сказано в гл. 1 и 2 относитель­но возвышенного положения Христа как Бога и Его безграничной снисходи­тельности в принятии человеческой природы.

братия святые: — Все верующие являются «братьями» во Христе. Однако в виду того, что послание к Евреям было адресовано главным образом к хри­стианам из Иудеев (см. введение к Евреям 387 стр.), выражение «братия» -здесь, кажется, ссылается на эту более ограниченную группу верующих, Тема последующих глав — уроки из истории древнего Израиля — имели особенное значение для Иудейских «братьев» во Христе. Они здесь названы «святыми» в смысле, что их жизнь была посвящена Богу, а не в значении, что они не имеют недостатков или проступков (см. на Матф. 5:48; Рим. 1:7),

участники:Греч, metochoi, «имеющий долю» (см. на Лук. 5:7; ср.Евр. 3:14; 6:4; 12:8).

в небесном звании: — Или, «призыв с неба», то есть, призыв Бога принять спасение через Иисуса Христа (см. на Рим. 8:28,30).

уразумейте:Греч, katanoed, «сосредоточить внимание на чём-то», «раз­мышлять», «обдумывать». «Святые братия» здесь приглашены сосредоточить своё внимание на центральной теме послания к Евреям — служение Иисуса как великого Первосвященника в небесах (см. введение к Евреям 390 стр.).

Посланника:Греч, apostolos, «посол», «посланник», «делегат», «вест­ник», «посланный» (см. на Марк 3:14; Деян, 1:2). Христос пришёл на эту зем­лю как «Посланник» Отца, «посланный Богом» (ЖВ 475; ср. Ин. 6:29). Он пришёл представить Бога перед людьми (см. на Матф. 1:23; Ин. 1:14), и воз­вратился в небеса как представитель человека, или Первосвященник перед От­цом. Подобным образом в ВЗ времена Первосвященник в земном святилище представлял Бога по отношению к народу и народ перед Богом (см. на Лев. 16:4).

Первосвященника: — См. на гл. 2:17.

исповедания:Греч, homologia, «исповедание», «признание», «вероиспо­ведание» (см. на Рим. 10:9; 1Тим. 6:12).

Иисуса Христа: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опуще­нию слова «Христа». «Иисус» — имя нашего Спасителя как человека среди лю­дей; «Христос» — Его имя как Мессии ВЗ времён, как «посланного Богом», как Сына Божия. Назвать Иисуса Христом — означает признать, Сына Марии как в самом деле Того, в котором нашли своё исполнение пророчества ВЗ и что как Сын Человеческий, Он воистину является Сыном Божиим. Два имени, таким образом, употреблённые вместе, составляют утверждение веры в Божественно-человеческую природу нашего Господа. См. на Матф. 1:1.

2. верен: — Здесь ссылка на верность Иисуса в период Его земного служе­ния. При воплощении Он смирил Себя, отказываясь от исключительных прав Божественного положения и приняв человеческую природу, Он перенёс лише­ния и искушения, окружавшие Его жизнь на земле, — Он продвигался вперёд с решимостью и стойкостью духа ко кресту (см. Флп. 2:5-8; Евр. 2:14,17; 12:2; V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; 917-919 стр.). Он был во всём верен плану, положенному прежде создания этого мира (см. ЖВ 147, 208).

Поставившему:Греч, poieo, «поставить», «сделать», «исполнять», «назначить» (см. на Марк 3:14). Христос был верен Отцу, пришедший на эту зем­лю как Его представитель (см. на Ин. 1:14). На тайном совете мира между От­цом и Сыном (см. на Зах. 6:13), где был разработан план спасения, Христос согласился придти на землю. В осуществлении этого плана Он добровольно подчинил Отцу определённые, исключительные права Божества. Он подчинил Себя Отцу на время Своей жизни на земле, чтобы иметь возможность жить как человек среди людей и чтобы Его совершенная жизнь могла представить им пример взаимоотношений, которые они должны поддерживать с их небесным Отцом (см. на Матф. 6:9; Ин. 1:14; ср. V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; 918 стр.). Таким образом, Отец «поставил» Христа на Его земную миссию (см. на Ин. 3:16), и в этой подчинённой роли Христос оказался «ве­рен».

как и Моисей: — В 1-6 ст. Христос сравнивается с Моисеем, великим за­конодателем Ин. 1:17; 7:19, и в смысле основателя Еврейского народа. Павел желает показать, что Христос — несравненно больше Моисея Евр. 3:3. Высокое уважение, которое Иудеи в НЗ времена оказывали Моисею, становится очевид­ным из их гордого высказывания, что они его «ученики» Ин. 9:28, 29. Христос уже был представлен как равный с Отцом Евр. 2:8, и превосходящий ангелов 4 ст. Здесь Он показан как больший Моисея. В последствии Он будет представ­лен как превосходящий Авраама (гл. 7:2, 4; ср. 75 ст.), отца народов (Ин, 8:39; см. на Матф. 1:1), Левия Евр. 7:9,10, и Аарона 11 ст. — и Его священство как превосходящее священство Аарона.

«И сделал Моисей все; как повелел ему Господь» Исх. 40:16; он был надёж­ным, заслуживающим доверия, руководителем. Подобным образом, живя как человек среди людей, Христос верно представил Отца на земле, говоря и делая только то, что было в согласии с волей Божией и угодно Ему Ин. 4:34; 6:38; 8:28, 29. В конце Своего служения на земле Он сообщил Отцу: «Я … совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» Ин. 17:4.

доме Его: — Здесь Моисей сравнивается с управляющим делами и домом своего господина (ср. Быт. 15:2; Лук. 12:42; 16:1, 2). Иосиф однажды служил в этой должности в доме Потифара Быт. 39:1-6. Управляющий был храните­лем имущества своего господина и администратором дома. «Дом» — здесь ссыл­ка на избранный народ Божий, через которого Он намеревался осуществить план спасения. В древние времена этим домом был Еврейский народ, теперь — христианская церковь (см. IV том, 26, 35). Не ясно, или местоимение «Его» ссылается на Моисея, его естественное прошлое или на Бога, как можно заключить из 4 ст. Если «Его» ссылается на Моисея, «дом» в котором он был назначен надзирать, рассматривается с точки зрения его сущности, представленного для наблюдения. Если «Его» ссылается на Бога, — дом рассматривается с точки зрения собственности Божией. Относи­тельно практических целей значения существует тот же самый путь. Кажется вероятным, что последняя часть 2 ст. основана на Числ. 12:7, где Бог провоз­гласил Моисея как «верного» над «домом» Своим.

3. Он: — Т.е., «человек Иисус Христос» 1Тим. 2:5.

достоин: — Или, «рассматривается как достойный».

славы:Греч, doxa (см. на Ин. 1:14; Рим. 3:23; 1Кор. 11:7), здесь значе­ние «чести», или «уважения». Как устроитель «дома» Христос заслуживает большей чести чем «дом» или Моисей, его временный управляющий.

большую честь: — Величественное устройство вызывает похвалу тех, ко­торые созерцают его. Но все же самая большая честь принадлежит архитектору, который замыслил его план и строителю, который воздвиг его.

в сравнении: — Здесь символ немного изменён, но цель остаётся прежней — возвеличить Христа. Христос представлен в ВЗ роли — строителя дома.

кто устроил его: — Т.е., «Христос». Сравните гл. 11:10.

4. Бог: — В 3 cm. строитель дома является Христос, здесь это сказано о Боге (ср. на Ин. 1:1,14).

5. И:— Первая часть 5 cm. повторяет последнюю часть 2 ст., чтобы вос­ставить образ Христа и Моисея как управителей, каждого над своим соответст­вующим «домом». Этот образ был прерван в 3, 4 ст., где Христос 411 име­ет отношение к Своей ВЗ роли строителя дома, над которым Моисей был упра­вителем. В НЗ времена управителем над домом стал Христос.

верен: — Намерение возвеличить Христа не заключается в умалении Мои­сея. Далеко от этого Моисей рекомендован как вполне «верный» человек. До некоторой степени превосходство Христа над Моисеем заключается в факте, что хотя, Христос впоследствии стал управителем над «домом», Он на самом деле был его строителем и хозяином, в то время, когда Моисей служил в качест­ве его управителя.

служитель:Греч, therapon, «[личный] слуга», «слуга-компаньон». Therapon изображает слугу, который оказывает более высокие услуги и притом личного служения, чем doulos — рабы (см. на Рим, 1:1) или diakonos (см. на Марк 9:35). Здесь применительно к Моисею, therapon выражает то глубокое уважение, которое Иудеи оказывали великому законодателю. Он был очень великим, но, несмотря на это, был лишь «слугой-компаньоном» Христа в про­движении намерений Божиих на земле. Но какую более высокую честь могло Небо оказать какому-либо человеку?

для засвидетельствования: — Верная жизнь и служение Моисея несли свидетельство о верности Христа, когда Он должен был придти на землю, чтобы служить, как служил Моисей (см. на 1-3 ст.). В действительности, вся церемо­ниальная система, учреждённая Моисеем по указанию Бога была «для свиде­тельства о том, что было сказано после», «свидетельства» о служении Христа как «Посланника и Первосвященника исповедания нашего» 1 ст. См. Втор, 18:15.

того, что: — Т.е., жизнь и миссия Христа на земле и Его служение как Пер­восвященника в небесах.

6: Христос как Сын: — Христос больше чем Моисей, в такой же мере, как «сын» больше, чем «слуга» (Евр. 3:5; ср. Гал. 4:1). Моисей доказал свою «вер­ность» как «служитель», и Христос как «Сын». См. Матф. 21:34-37; ср. Быт. 15:2-4; см. на Евр. 1:5; 5:8. Относительно Христа как Сына Божьего (см. на Лук. 1:35; Ин. 1:14).

в доме Его: ср. гл. 10:21.

дом же Его — мы:: «Дом» над которым надзирал Моисей, был «дом Израилев» (ср. гл. 8:8). «Дом», над которым Христос теперь осуществляет руко­водство — христианская церковь 1Пет. 2:5; Ефес, 2:19-22.

дерзновение:Греч, parresia, «смелость», «мужество», «доверие» (см. на Деян. 4:13; ср. Евр. 4:16; 10:19, 35). Это «дерзновение» состоит из сердечно­го, определённого убеждения христианина, это всё, чему он научился верить относительно Христа. Преимущество верующего — наслаждаться благословен­ной уверенностью настоящего, нынешнего одобрения Богом (см. на 1Ин. 5:10-12). Он хранит в своём сердце «залог Духа» (см. на 2Кор. 1:22) и «осуществле­ние» всего, на что надеется (см. на Евр. 11:1).

упование: См. на Рим. 5:2-5; 8:24; Ефес. 1:18. Христианская надежда сконцентрирована в «Посланнике и Первосвященнике исповедания нашего», в «явлении славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», в «воскре­сении мертвых» и в жизни вечной Евр. 3:1; Тит. 2:13; 3:7; Флп. 3:11; 1Кор. 15:12-23. Христиане имеют доброе основание, чтобы быть наиболее бодрым, надеющимся и жизнерадостным народом на земле.

хвалимся:Греч, kauchema, «гордость», «ликование», «торжество». Род­ственный глагол kauchaomai имеет различные значения: радоваться, гордиться и т.д. (см. на Рим. 5:2). Сравните «хвалиться» (kauchaomai) крестом Христа, слова апостола Павла в Гал. 6:14. Христиане должны гордиться и радоваться, ибо имеют надежду.

сохраним: См. на Матф. 24:13; Евр. 10:35, 36; ср. Откр. 3:11.

твердо … до конца: — Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склон­но к опущению этих слов, хотя в целом — за их оставление. Подобное выражение полностью подтверждено в 14 ст. См. на Матф. 24:13; Откр. 2:10.

7. Почему: — Т.е., в виду того, что было сказано в 1-6 ст. относительно Христа, как «Посланника и Первосвященника исповедания нашего» 1 cm, и нашего «дерзновения» и «надежды» в Нём 6 ст.

говорит Дvx Святый: — Одобрение, высказанное Духу Святому, как по­среднику связи между Богом и человеком (см. на 2Пет. 1:21), особенно, что касается Пс. 94, из которого цитировано содержание в Евр. 3:7-11, и Давиду, как человеку, вдохновенному сверхъестественной силой, когда он писал этот псалом (ср. Евр. 4:7).

ныне: — См. на Пс. 94:7. «Ныне» — сегодня, на что Давид ссыла­ется, — было его собственное время, но руководимый вдохновением, писатель послания к Евреям провозгласил, что изложенная здесь истина применима в равной силе к НЗ времени (см. IV том, 37 стр.; см. на Втор. 18:15). Святой Дух несёт такую же весть к нам сегодня (см. на Евр. 4:7-9). От поколения к поколе­нию простирается подобный милостивый призыв, призывая людей найти «по­кой» душе во Христе. Вскоре милость не будет больше умолять и день спасения окончится.

Мысль, изложенная в гл. 3:7-11, повторяется снова и снова в гл. 3 и 4, фор­мируя основное доказательство, здесь представленное. Заключение, выведенное из доказательства — «для народа Божия еще остается субботство [покой англ. пер.]» гл. 4:9 и что мы должны «приступать с дерзновением к престолу благо­дати, чтобы получить милость и благодать для благовременной помощи» гл. 4:16.

Необходимо отметить, что доказательство в гл. 3 и 4 открывается представ­лением Христа как «Посланника и Первосвященника исповедания нашего» гл. 3:1 и заканчивается призывом придти к Нему с верой, в полной уверенности, что Он может и предусмотрит нам помощь, в которой мы нуждаемся гл. 4:14-16. Заметим, как выражения, «сохраним … дерзновение» гл. 3:6, «будем твердо держаться исповедания нашего» гл. 4:14, «приступаем с дерзновением к пре­столу благодати» гл. 4:16 связывают линию рассуждений совместно.

когда:Греч, еап, «если», «когда», «когда же». Свободное избрание чело­века в принятии или отвержении милостивого призыва Божия — здесь представ­лено ясным, безошибочным языком. Бог не предопределил некоторых людей принять, а некоторых других — отвергнуть Его благодать (см. на Ин. 3:17-20; Ефес. 1:4-6).

услышите глас Его: — Очевидно, подразумевается более чем слышание физическим слухом. Ссылка — на эффективное слышание, то есть, слышание, в результате которого совершается соответствующее действие. Сравните на Матф. 7:24-27; Откр. 1:3.

8. Не ожесточите сердец ваших: — Т.е., не отвергайте и не пренебрегайте милостивого призыва голоса Божия 7 ст. Относительно комментария на ожес­точение сердца (см. на Исх. 4:21; Рим. 9:18).

ропота: — Буквально, «восстание», «мятеж». Здесь особенная ссылка на восстание в Кадес-Варне (см. Числ. 14:1-35), тем не менее, как Евр. 3:9 пред­лагает, это можно также применить в общем смысле к различным случаям, ко­гда народ восставал перед кризисом в Кадесе (см. Числ. 14:22). Там народ от­казался войти в «покой» Ханаана (см. на Евр. 4:11), и как результат — почти всё совершеннолетнее поколение было исключено, чтобы войти в обетованную землю Числ. 14:22-35.

искушения: — Буквально, «испытания», здесь «искушение» не в смысле, в котором это слово обычно применяется сегодня (см. на 9 ст.). «День искуше­ния» — ссылка на такое же событие, как отмечено словом «восстание» и объяс­няет природу восстания. Израиль вызывал Бога для испытания при многих слу­чаях (см. Исх. 17:2, 7; Числ. 14:22).

в пустыне: — Кадес был расположен в пустыне Син Числ. 20:1; 27:14.

9 искушали Меня отцы ваши:: Или, «ваши отцы испытывали Меня», или «ваши отцы привели Меня к испытанию». Посредством непрерывного ро­пота и восстаний Израиль испытывал терпение Бога до предела. Его беспре­дельное терпение к древнему Израилю может быть источником надежды для тех, которые отошли далеко в наше время, хотя их нельзя извинить за произво­дящую сильное впечатление Божью благодать и долготерпение (см. Рим. 6:1, 15). «По милости Господа мы не исчезли» (Пл. Иер. 3:22; ср. Исх. 34:6, 7).

Повторяющиеся случаи восстания против авторитета и водительства Госпо­да были неизбежным результатом «греховного сердца» и «неверия» Израиля (см. на Евр. 3:12,19). Посредством язв в Египте, при переходе Чермного моря, посредством манны, через воду из скалы, избавлением от ядовитых змей и во многих других случаях Бог продемонстрировал для Своего народа Свою чрез­вычайную мудрость и силу. Снова и снова Господь допускал обстоятельства, чтобы научить Свой народ доверять Ему и следовать Его наставлениям. Но Из­раиль доказал, что он «народ жестоковыйный» Исх. 32:9, медлительный, чтобы научиться. Этот упрямый дух продолжался почти на протяжении 40 лет странствования по пустыне (см. Числ. 20:5).

Однако мы не должны осуждать Еврейский народ за их многочисленные ошибки. Скорее мы должны научиться из печальных опытов, через которые они прошли из-за их порочного сердца и избегать повторения таких ошибок, кото­рые они совершали 1Кор. 10:5-12.

испытывали Меня:: Или, «проверяли Меня».

видели дела Мои: — Т.е., свидетельства различных примеров Божествен­ного провидения, которые были достаточными, чтобы даровать им опыт совер­шенного доверия к мудрости и силе Бога. Были неоднократные случаи, когда по справедливости Бог мог оставить их следовать их собственным превратным путям. Но согласно милости Он продолжал терпеливо обходиться с ними.

сорок лет:: Точно 40 лет прошло между празднованием Пасхи во время исхода из Египта и празднованием Пасхи несколько дней спустя после перехода через Иордан (см. I том, 187 стр.).

10. вознегодовал: — Или, «рассердился», «разозлился», «разгневался». Че­ловеческим языком 9-11cm. Бог провозгласил совершенную бесполезность дальнейших попыток расположить к доверию и сотрудничеству поколение рабов, которых Он избавил из Египетского рабства. Как группа людей, хотя не обязательно как отдельные личности, их испытание окончилось в Кадес-Варне. Последующие события достаточно доказали, что их характер как группы был зафиксирован вне возможности изменения, и не могло быть никакого улучше­ния в дальнейшем пребывании с ними.

Оный род::— Т.е., взрослое население выше 20 лет, которое вышло из Египта Числ. 14:29,35.

непрестанно: — Неоднократно, соприкасаясь с испытанием, дети Израиля упускали возможность проявлять веру в Божественное провидение (см. Числ. 14:22).

заблуждаются:Греч, pl&nao, «блуждать», «сбиться с пути» (ср. на Матф. 18:12).

сердцем: — Израиль отказался уразуметь волю и провидение Бога и следо­вать Его водительству. Отказ был преднамеренным, обдуманным и продолжал оставаться таким вопреки всем доказательствам, которые Бог предусмотрел. Сравните Ос. 4:6.

не познали они путей Моих:: Они приняли благоприятное обеспечение Бога в пустыне, как само собой разумеющееся, как должное им и не сумели вполне оценить Его глубокое намерение в вызове их из Египта и в образовании особого народа (см. IV том, 26-30 стр.). Они не осознавали, что Бог определил им переживания в пустыне для их же блага, чтобы научить их доверять и со­трудничать с Ним и, таким образом, приготовить их для временного пользова­ния Обетованной Землёй.

11. гнев:Греч, orge (см. на Рим. 1:18; 2:8). Относительно коммента­рия на «гнев», или «ярость» Бога (см. на 4Цар. 13:3).

они не войдут:— Бог обещал Аврааму, что его потомки должны возвра­титься в Ханаан в «четвертом роде» Быт. 15:16. Исключительная цель Божия в выводе Еврейского народа из Египта — привести их в землю, которую Он обещал им. Но когда в своём крайнем упрямстве они отказались усвоить уроки, которые они должны были воспринять прежде вступления в Ханаан, Бог в конце концов не имел другого выбора, как позволить им идти своим собственным путем. Бог видел бесполезность в том, чтобы дать им в обладание Обетованную Землю, ибо на основании их поступков в пустыне, они сделали бесполезной цель, ради ко­торой Он давал им эту землю. Бог долготерпел этот народ, но теперь уже не было ничего, что Он мог бы сделать для них. Сравните обетование Божье дать им «покой» Исх. 33:14 и Его «расторжение обещания» Числ. 14:34.

покой:Греч, katapausis, «[определенный] покой», «[место] покоя». Ос­новное понятие katapausis — прекращение работы и всякого рода деятельности, вместе с состоянием бездеятельности, которое следует после прекращения дей­ствий. Katapausis встречается всего восемь раз в гл. 3 и 4 (гл. 3:11,18; 4:1, 3 [дважды], 5,10,11) и родственный глагол katapauo три раза (гл. 4:4, 8,10 [«ус­покоился», «почил»]). Во всех случаях katapausis является определённым, спе­циально упоминаемым, особенным «покоем», Божиим «покоем». Везде, где katapausis встречается в переводе LXX, это обычно перевод из Евр. menuchah, «место отдыха», «покой» от nuach, «успокоиться», «оставаться [вместе]», «по­коиться», то есть, после предшествующей деятельности. В переводе LXX katapausis употреблено в отношении постоянного местопребывания ковчега в Ханаане после странствий по пустыне Числ. 10:36, и относительно наследия Израиля в Ханаане после 430 летнего блуждания Втор. 12:9. Родственный гла­гол katapauo является обычным переводом Евр. nuach или shabath, каждое из которых означает «отдыхать», «покоиться». В Быт. 2:2, 3; Исх. 34:21; 31:17, katapauo употребляется пять раз в отношении субботнего «покоя». Подобно katapausis, katapauo представляет прекращение любой деятельности и может также включать «покой», который следует после прекращения деятельности. См. на Евр. 4:9.

Тщательное внимание к четырём различным применениям слов katapausis и katapauo неотъемлемо для понимания доказательства, представ­ленного в гл. 3 и 4.

1::В гл. 3:11,18; 4:3,5 — ссылка на обещанное буквальное занятие Ханаан­ской земли поколением Израильтян, которое было освобождено из Египта. Обе­тование не было исполнено из-за восстания в Кадес-Варне (см. на гл. 3:7-11). Факт, что следующее поколение вошло в этот вид «покоя», становится очевид­ным из таких мест, как Втор. 3:18, 20; Ис. Нав. 21:44; 23:1.

2:: Очевидно однако, что вход Израиля в буквальный Ханаан является лишь одним из видов «покоя», который Бог приготовил для Своего народа. В то вре­мя, когда они обосновались в Обетованной Земле, Он имел намерение опреде­лить их как народ, чтобы они были как Его избранные вестники спасения по отношению к миру (см. IV том, 26-30 стр.). Но и столетия спустя, во времена Давида, они не вошли в этот вид Божьего «покоя» Евр. 4:7, 8; фактически, они никогда не входили в него (см. IV том, 30-34 стр.). На протяжении своей исто­рии Израиль неоднократно повторял по существу ту же ошибку, сделанную поколением, чьё испытание как группы закончилось в Кадесе. Таким образом, Бог в конце концов исключил их как народ навсегда от входа в Его духовный «покой», как Он раньше исключил поколение в Кадесе от вхождения в букваль­ный Ханаан (см. IV том, 33 стр.). Они потеряли право на свою роль как избран­ного народа (см. на Матф. 21:43).

Возобновлённое Божье приглашение во времена Давида — войти в этот ду­ховный вид Его «покоя» — является доказательством того, что Израиль не сумел достигнуть его в дни Иисуса Навина и после не сумел — во времена Давида, да­же вычеркнул Своё намерение для Израиля как нации. Кроме того, повторение приглашения в дни Давида являются доказательством, что Иисус Навин не дал Израилю духовного «покоя» гл. 4:8.

3: В гл. 4:4 (см. соответствующий комментарий) покой Бога в седьмой день творческой недели употреблён в иллюстративном, наглядном смысле «покоя», в который Бог желает ввести христиан.

4: В гл. 4:1, 3,10,11 katapauo и katapausis ссылаются на «покой» христиа­нина от дел греха и от попыток достигнуть спасения своими собственными за­слугами. Сравните личное приглашение Христа «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (см. на Матф. 11:28).

Линия рассуждения в гл. 3 и 4, которая сконцентрирована на слове «покой», по существу следующая:

1:. Бог первоначально имел намерение, что Моисей должен ввести Израиль в Ханаан — «покой», но ни Моисей, ни поколение, которое оставило Египет, не вошло в Ханаан.

2:. Иисус Навин, однако, ввел следующее поколение в Ханаан, но из-за их неверия, он не мог ввести их в Божий духовный «покой».

3: В дни Давида Бог повторил приглашение войти в Его духовный «покой» (см. IV том, 31 стр.). Но становится очевидным, посредством НЗ времён, что Израиль как нация не вошел в Божий «покой».

4: Однако приглашение и обещание Бога не теряет силу из-за невыполнения обязательств, ибо когда Бог назначил определённую цель, Он, в конце концов, достигнет её, вопреки человеческим неудачам (см. на гл. 4:3, 4}.

5: Поскольку народ Божий не вошёл в Его «покой»; следовательно, «для народа Божия еще остается субботство [«покой» англ.]» гл. 4:9.

6:. Если христиане желают «приступать с дерзновением к престолу благода­ти» гл. 4:16, где Христос служит как «Посланник и Первосвященник исповеда­ния нашего» (гл. 3:1; ср. гл. 4:14,15), — они найдут Того, Кто может «состра­дать в немощах наших» гл. 4:15 и получат «милость и обретут благодать для благовременной помощи («благодать в помощь во время нужды» KJV)» 16 ст. Так поступая, они войдут в духовный «покой» Божий, «покой» души, который Он предусмотрел для кающихся грешников. Таким образом, согласно объясне­ния автора, опыты, в которые не сумел войти Израиль на протяжении столетий, — становятся преимуществом искренних христиан сегодня гл. 3:13,15.

7:. «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим … Итак постараемся войти в по­кой оный, чтобы кто, по тому же примеру не впал в непокорность» гл. 4:1,11. Вера является ключом, чтобы войти в Божий «покой» (гл. 4:2; ср. гл. 3:18,19; 4:6; 11 гл.), и мы должны наблюдать, чтобы в нас не оказалось «сердца лукаво­го и неверного» гл. 3:12.

При Левитском священстве люди должны были исполнять опреде­лённые «дела», предназначенные, чтобы помочь им понять и оценить план спа­сения во Христе Иисусе. Но при служении Христа как Первосвященника, люди могут приходить прямо ко Христу без посредничества человеческих священни­ков. Они получат «покой» во Христе, без «дел» требуемых церемониальной или любой другой системой. В гл. 3 и 4 писатель умоляет своих Иудейских христи­ан братьев — отстать от этих бесполезных «дел» и войти в «покой» просто верой в силу искупительных заслуг и служения нашего великого Первосвященника в небесах. Сравните Ис. 30:15; Иер. 6:16; Матф. 11:29.

12. Смотрите:: Или, «смотреть», «беречься», «рассматривать», букваль­но, «видеть». Те, которым адресовано послание и всем христианам, читающим его, необходимо обратить наиболее серьёзное внимание на опыты древнего Из­раиля, чтобы избежать повторения сделанных ими ошибок.

братия: — См. на 1 ст.

сердца лукавого и неверного:: Корень трудностей всегда заключался в вопросе отношений человека с Богом. Так произошло с Израилем в пустыне, и впоследствии в Ханаанской земле. Та же самая трудность препятствует сегодня христианам по имени войти в опыт «покоя», который возможен только посред­ством истинной веры во Христа Иисуса. Потеря веры Израиля находится в от­меченном контрасте с верностью Моисея и Христа 1,2 ст.

отступить:Греч. aphistem, «отходить», «удаляться», «покидать», бук­вально, «держаться на расстоянии». Наше слово «отступать» происходит от родственного существительного apostasia, которое переведено в Деян. 21:21 и в 2Фес, 2:3 как «отступление» (см. соответствующий комментарий). В данном случае, христиане предостережены осознавать отступление в их сердцах от «от Бога живого», в то время как они содержат в исправности внешнюю форму ре­лигии. Опыты, через которые прошёл древний Израиль, «происходили с ними как образы» или «уроки» 1Kop. 10:11, и «описаны в наставление нам». Хри­стиане, которые в виду ожесточения древнего Израиля, рассматривают себя, как стоящих выше, сделают хорошо, прислушаясь к предупреждению: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Kop. 10:12; ср. 1Kop. 10:1-10).

Бога живого:: Отделить себя от Источника жизни — означает умереть.

13. наставляйте друг друга каждый день: — Или, «продолжайте настав­лять [или, «увещевать»] друг друга изо дня в день». Сравните на Деян, 16:15; 1Kop. 1:10.

доколе можно говорить «ныне»: — Т.е., пока продолжается день испыта­ния, и пока милостивое приглашение войти а Божий «покой» ещё раздаётся.

ожесточился:: См. на Исx. 4:21; ср. Евр. 3:8.

обольстившись: — Или, «обманувшись». Люди соблазняются грехом, ибо он кажется привлекательным и желанным. Так произошло, когда Ева «увидела», что Бог предостерёг её не вкушать кажущегося «доброго», «приятного» и вож­деленного (см. на Быт. 3:6), что она преступила границу, которая отделяла праведность от греха. Искренний христианин сделает хорошо, чтобы остеречь­ся, когда что-либо, о чём Бог предостерёг, начинает казаться привлекательным и желанным. Когда то, о чём Бог сказал как о явном грехе, начинает казаться вполне справедливым, — христианин может знать, что он стоит на заколдованной почве сатаны, где всё кажется противоположным действительности.

14. сделались: — Скорее, «стали».

Причастниками Христу: — Или, «соучастниками во Христе». Христианин соучастник в победе и характере своего благословенного Господа и может раз­делить свои преимущества и благословения, которыми он наслаждается в ре­зультате великой жертвы на кресте и Его служения как Первосвященника в не­бесах. Союз со Христом здесь и теперь является драгоценным опытом (см. на Гал. 2:20). Это — «покой», в который нам необходимо войти,

если только … сохраним: — См. на Матф. 24:13; Евр. 10:35, 36.

начатую: — Со временем живая, яркая вера, которая сопровождает подлин­ное обращение, может потускнеть и горячее сердце может стать холодным. Сча­стлив тот христианин, который сохраняет свою первую веру и пыл неослабе­вающим на протяжении всей жизни. См. на 6 ст.

твердо:Греч, bebaios, слово переведённое «твердо» в 6ст.

жизнь: — В переводе KJV «доверие». Греч, hupostasis (см. на гл. 1:3), от­личное слово от которого переведено «дерзновение» в гл. 3:6 (см. соответст­вующий комментарий). Держаться твёрдо до конца — является противополож­ным ожесточению человеческого сердца (ср. 8,15 ст.).

до конца:: См. на Матф. 24:13; Откр. 2:10. Предостережения в книге к Евреям первоначально было адресовано верующим Иудеям апостольской церк­ви и вести этой книги имели своё основное применение к этой группе (см. вве­дение к Евреям 387, 389). В церкви апостольских времён было общепринято верить, что обетование возвращения Господа не должно долго задержаться (см. Дополнительное Примечания к Рим. 13 гл.), но прошло уже около 30 или более лет со времени вознесения Христа на небеса (см. VI том, 106 стр.), и ещё не произошло никакого знамения Его непосредственного пришествия. То, что то­гда казалось долгой и неожиданной задержкой, — могло обнаружить веру неко­торых ослабевшей и возможно предостережение быть «твердым … до конца» имело в виду эту особенно колеблющуюся группу. Ясное понимание работы Христа как нашего великого Первосвященника в небесах, должно обеспечить твёрдое основание для их веры, предоставляя возможным для них быть «прича­стниками Христу» Евр. 3:14. Они должны понимать, что ещё остаётся великая работа, которую необходимо совершить как для себя, так и для других. Могла быть также задержка и в пришествии Иисуса, но их преимуществом было войти в Божий «покой» теперь (см. на 7-11 ст.) верой (см. на 12 ст.). Предостере­жение, переданное здесь апостольской церкви особенно присуще для церкви сегодня.

15. Доколе говорится: — Христианин должен оставаться «твердым» на протяжении великого земного дня спасения — «доколе … говорится «ныне»».

ныне: — Относительно комментария на 15 ст. (см. на 7, 8 ст.). Для под­чёркивания цитаты из Пс. 94, здесь повторено частично.

16. некоторые: — Т.е., те, которые восстали в Кадес-Варне (см. на 8-11 ст.). Это — преуменьшение, ибо почти все из тех, которые освободились из Египта, были вовлечены в восстание и погибли в пустыне. Однако первая часть 16 ст. согласно Греческого подлинника может быть переведена «Которые … восстали». В Греческом языке 16 ст. очевидно имеет параллельную конструк­цию с 17, 18 ст., которые фактически подразумевают, что он также должен быть переведён как вопрос.

слышавших: — Или, «даже если они слышали», то есть, даже если они зна­ли лучшим образом.

возроптали: — Т.е., «восстали» (см. на 8 ст.).

но не все: — Скорее, «В самом деле, это были не все …?». Первый ритори­ческий вопрос получает ответ из второго вопроса. Вопрос подразумевает, что все, которые вышли из Египта — восстали. В общем смысле это было истинным, хотя были некоторые исключения (см. Числ. 26:65; ср. Ис. Нав. 17:4; 22:13, 31,32; Числ. 25:7).

с Моисеем: — Т.е., под водительством Моисея.

17. негодовал: — См. на 10 ст.

сорок лет?: См. на 9 ст.

согрешивших: — Т.е., тех, которые по привычке возроптали (см. на 8-10 ст.).

кости: — Или, «тела».

пустыне?: См. на 8 ст.

18. клялся: См. Числ. 14:22-35.

Не войдут в покой Его: См. на 11 cm,

против непокорных?: — Или, «тех, кто непослушен».

19. Итак видим: — Автор заканчивает линию рассуждения, введённого

цитированием, начатым в 7 ст.

они не могли: — Поколение Израильтян, чьё восстание достигло апогея в Кадес-Варне, было исключено из входа в Обетованную Землю из-за основного и рокового недостатка, не через произвольное действие со стороны Бога, или из-за Моисея, не сумевшего обеспечить сильное и умелое руководство. Моисей был «верен во всем доме» 2, 5 ст., и поэтому не мог быть обвинён как ответст­венный за их неудачу. Они не могли войти из-за потери веры, проявленной в их непослушании.

неверие: — Неверие народа находилось в резком и печальном контрасте с верностью Моисея. Если бы народ был более подобен ему, они смогли бы вой­ти. Подобно Моисею, Христос также «верен» и не может стать ответственным за неудачу со стороны некоторых христиан войти в обещанный «покой» души (см. на 11 ст.). Этот урок извлечён из опыта древнего Израиля (см. на гл. 4:1).

Комментарий Е. Г. Уайт к 3 главе Евреям.

5, 6 ПП 480.

7,8 ХД358; РУУ419; ПХ34; 5СЦ216.

11 1СЦ281

12 ССШЗО; ПП294; ПХ 108; ИС 126; СП 355; 1СЦ377; 2СЦ 656; 5СЦ72,234,701.

12-14 1СЦ429. 12-16 8СЦ115.

13 НУХ 44.

14 ДА 242, 518; РУУ 183; Ев. 360; СЕ 128, 262, 269, 307; МЖС 313; ПЦ595; 6СЦ60,250; 7СЦ 108; 8СЦИ.297; 9СЦ29.

15 ХД358; РУУ 419; ПХ34; 5СЦ216. 19 Ев. 696; ВБ 458.