Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на послание Евреям
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 37355 Все тексты автора ГК АСД
Глава 3
1.Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
2.Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
3.Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его,
4. Ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог.
5.И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6. А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7.Почему, как говорит Дух Святый, «ныне, когда услышите глас Его,
8.Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9. Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить; «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 Доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота»,
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
1. Итак: — Т.е., в виду всего того, что было сказано в гл. 1 и 2 относительно возвышенного положения Христа как Бога и Его безграничной снисходительности в принятии человеческой природы.
братия святые: — Все верующие являются «братьями» во Христе. Однако в виду того, что послание к Евреям было адресовано главным образом к христианам из Иудеев (см. введение к Евреям 387 стр.), выражение «братия» -здесь, кажется, ссылается на эту более ограниченную группу верующих, Тема последующих глав — уроки из истории древнего Израиля — имели особенное значение для Иудейских «братьев» во Христе. Они здесь названы «святыми» в смысле, что их жизнь была посвящена Богу, а не в значении, что они не имеют недостатков или проступков (см. на Матф. 5:48; Рим. 1:7),
участники: —Греч, metochoi, «имеющий долю» (см. на Лук. 5:7; ср.Евр. 3:14; 6:4; 12:8).
в небесном звании: — Или, «призыв с неба», то есть, призыв Бога принять спасение через Иисуса Христа (см. на Рим. 8:28,30).
уразумейте: — Греч, katanoed, «сосредоточить внимание на чём-то», «размышлять», «обдумывать». «Святые братия» здесь приглашены сосредоточить своё внимание на центральной теме послания к Евреям — служение Иисуса как великого Первосвященника в небесах (см. введение к Евреям 390 стр.).
Посланника: — Греч, apostolos, «посол», «посланник», «делегат», «вестник», «посланный» (см. на Марк 3:14; Деян, 1:2). Христос пришёл на эту землю как «Посланник» Отца, «посланный Богом» (ЖВ 475; ср. Ин. 6:29). Он пришёл представить Бога перед людьми (см. на Матф. 1:23; Ин. 1:14), и возвратился в небеса как представитель человека, или Первосвященник перед Отцом. Подобным образом в ВЗ времена Первосвященник в земном святилище представлял Бога по отношению к народу и народ перед Богом (см. на Лев. 16:4).
Первосвященника: — См. на гл. 2:17.
исповедания: — Греч, homologia, «исповедание», «признание», «вероисповедание» (см. на Рим. 10:9; 1Тим. 6:12).
Иисуса Христа: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению слова «Христа». «Иисус» — имя нашего Спасителя как человека среди людей; «Христос» — Его имя как Мессии ВЗ времён, как «посланного Богом», как Сына Божия. Назвать Иисуса Христом — означает признать, Сына Марии как в самом деле Того, в котором нашли своё исполнение пророчества ВЗ и что как Сын Человеческий, Он воистину является Сыном Божиим. Два имени, таким образом, употреблённые вместе, составляют утверждение веры в Божественно-человеческую природу нашего Господа. См. на Матф. 1:1.
2. верен: — Здесь ссылка на верность Иисуса в период Его земного служения. При воплощении Он смирил Себя, отказываясь от исключительных прав Божественного положения и приняв человеческую природу, Он перенёс лишения и искушения, окружавшие Его жизнь на земле, — Он продвигался вперёд с решимостью и стойкостью духа ко кресту (см. Флп. 2:5-8; Евр. 2:14,17; 12:2; V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; 917-919 стр.). Он был во всём верен плану, положенному прежде создания этого мира (см. ЖВ 147, 208).
Поставившему: — Греч, poieo, «поставить», «сделать», «исполнять», «назначить» (см. на Марк 3:14). Христос был верен Отцу, пришедший на эту землю как Его представитель (см. на Ин. 1:14). На тайном совете мира между Отцом и Сыном (см. на Зах. 6:13), где был разработан план спасения, Христос согласился придти на землю. В осуществлении этого плана Он добровольно подчинил Отцу определённые, исключительные права Божества. Он подчинил Себя Отцу на время Своей жизни на земле, чтобы иметь возможность жить как человек среди людей и чтобы Его совершенная жизнь могла представить им пример взаимоотношений, которые они должны поддерживать с их небесным Отцом (см. на Матф. 6:9; Ин. 1:14; ср. V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; 918 стр.). Таким образом, Отец «поставил» Христа на Его земную миссию (см. на Ин. 3:16), и в этой подчинённой роли Христос оказался «верен».
как и Моисей: — В 1-6 ст. Христос сравнивается с Моисеем, великим законодателем Ин. 1:17; 7:19, и в смысле основателя Еврейского народа. Павел желает показать, что Христос — несравненно больше Моисея Евр. 3:3. Высокое уважение, которое Иудеи в НЗ времена оказывали Моисею, становится очевидным из их гордого высказывания, что они его «ученики» Ин. 9:28, 29. Христос уже был представлен как равный с Отцом Евр. 2:8, и превосходящий ангелов 4 ст. Здесь Он показан как больший Моисея. В последствии Он будет представлен как превосходящий Авраама (гл. 7:2, 4; ср. 75 ст.), отца народов (Ин, 8:39; см. на Матф. 1:1), Левия Евр. 7:9,10, и Аарона 11 ст. — и Его священство как превосходящее священство Аарона.
«И сделал Моисей все; как повелел ему Господь» Исх. 40:16; он был надёжным, заслуживающим доверия, руководителем. Подобным образом, живя как человек среди людей, Христос верно представил Отца на земле, говоря и делая только то, что было в согласии с волей Божией и угодно Ему Ин. 4:34; 6:38; 8:28, 29. В конце Своего служения на земле Он сообщил Отцу: «Я … совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» Ин. 17:4.
доме Его: — Здесь Моисей сравнивается с управляющим делами и домом своего господина (ср. Быт. 15:2; Лук. 12:42; 16:1, 2). Иосиф однажды служил в этой должности в доме Потифара Быт. 39:1-6. Управляющий был хранителем имущества своего господина и администратором дома. «Дом» — здесь ссылка на избранный народ Божий, через которого Он намеревался осуществить план спасения. В древние времена этим домом был Еврейский народ, теперь — христианская церковь (см. IV том, 26, 35). Не ясно, или местоимение «Его» ссылается на Моисея, его естественное прошлое или на Бога, как можно заключить из 4 ст. Если «Его» ссылается на Моисея, «дом» в котором он был назначен надзирать, рассматривается с точки зрения его сущности, представленного для наблюдения. Если «Его» ссылается на Бога, — дом рассматривается с точки зрения собственности Божией. Относительно практических целей значения существует тот же самый путь. Кажется вероятным, что последняя часть 2 ст. основана на Числ. 12:7, где Бог провозгласил Моисея как «верного» над «домом» Своим.
3. Он: — Т.е., «человек Иисус Христос» 1Тим. 2:5.
достоин: — Или, «рассматривается как достойный».
славы: — Греч, doxa (см. на Ин. 1:14; Рим. 3:23; 1Кор. 11:7), здесь значение «чести», или «уважения». Как устроитель «дома» Христос заслуживает большей чести чем «дом» или Моисей, его временный управляющий.
большую честь: — Величественное устройство вызывает похвалу тех, которые созерцают его. Но все же самая большая честь принадлежит архитектору, который замыслил его план и строителю, который воздвиг его.
в сравнении: — Здесь символ немного изменён, но цель остаётся прежней — возвеличить Христа. Христос представлен в ВЗ роли — строителя дома.
кто устроил его: — Т.е., «Христос». Сравните гл. 11:10.
4. Бог: — В 3 cm. строитель дома является Христос, здесь это сказано о Боге (ср. на Ин. 1:1,14).
5. И:— Первая часть 5 cm. повторяет последнюю часть 2 ст., чтобы восставить образ Христа и Моисея как управителей, каждого над своим соответствующим «домом». Этот образ был прерван в 3, 4 ст., где Христос 411 имеет отношение к Своей ВЗ роли строителя дома, над которым Моисей был управителем. В НЗ времена управителем над домом стал Христос.
верен: — Намерение возвеличить Христа не заключается в умалении Моисея. Далеко от этого Моисей рекомендован как вполне «верный» человек. До некоторой степени превосходство Христа над Моисеем заключается в факте, что хотя, Христос впоследствии стал управителем над «домом», Он на самом деле был его строителем и хозяином, в то время, когда Моисей служил в качестве его управителя.
служитель: — Греч, therapon, «[личный] слуга», «слуга-компаньон». Therapon изображает слугу, который оказывает более высокие услуги и притом личного служения, чем doulos — рабы (см. на Рим, 1:1) или diakonos (см. на Марк 9:35). Здесь применительно к Моисею, therapon выражает то глубокое уважение, которое Иудеи оказывали великому законодателю. Он был очень великим, но, несмотря на это, был лишь «слугой-компаньоном» Христа в продвижении намерений Божиих на земле. Но какую более высокую честь могло Небо оказать какому-либо человеку?
для засвидетельствования: — Верная жизнь и служение Моисея несли свидетельство о верности Христа, когда Он должен был придти на землю, чтобы служить, как служил Моисей (см. на 1-3 ст.). В действительности, вся церемониальная система, учреждённая Моисеем по указанию Бога была «для свидетельства о том, что было сказано после», «свидетельства» о служении Христа как «Посланника и Первосвященника исповедания нашего» 1 ст. См. Втор, 18:15.
того, что: — Т.е., жизнь и миссия Христа на земле и Его служение как Первосвященника в небесах.
6: Христос как Сын: — Христос больше чем Моисей, в такой же мере, как «сын» больше, чем «слуга» (Евр. 3:5; ср. Гал. 4:1). Моисей доказал свою «верность» как «служитель», и Христос как «Сын». См. Матф. 21:34-37; ср. Быт. 15:2-4; см. на Евр. 1:5; 5:8. Относительно Христа как Сына Божьего (см. на Лук. 1:35; Ин. 1:14).
в доме Его: ср. гл. 10:21.
дом же Его — мы:: «Дом» над которым надзирал Моисей, был «дом Израилев» (ср. гл. 8:8). «Дом», над которым Христос теперь осуществляет руководство — христианская церковь 1Пет. 2:5; Ефес, 2:19-22.
дерзновение: — Греч, parresia, «смелость», «мужество», «доверие» (см. на Деян. 4:13; ср. Евр. 4:16; 10:19, 35). Это «дерзновение» состоит из сердечного, определённого убеждения христианина, это всё, чему он научился верить относительно Христа. Преимущество верующего — наслаждаться благословенной уверенностью настоящего, нынешнего одобрения Богом (см. на 1Ин. 5:10-12). Он хранит в своём сердце «залог Духа» (см. на 2Кор. 1:22) и «осуществление» всего, на что надеется (см. на Евр. 11:1).
упование: См. на Рим. 5:2-5; 8:24; Ефес. 1:18. Христианская надежда сконцентрирована в «Посланнике и Первосвященнике исповедания нашего», в «явлении славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», в «воскресении мертвых» и в жизни вечной Евр. 3:1; Тит. 2:13; 3:7; Флп. 3:11; 1Кор. 15:12-23. Христиане имеют доброе основание, чтобы быть наиболее бодрым, надеющимся и жизнерадостным народом на земле.
хвалимся: — Греч, kauchema, «гордость», «ликование», «торжество». Родственный глагол kauchaomai имеет различные значения: радоваться, гордиться и т.д. (см. на Рим. 5:2). Сравните «хвалиться» (kauchaomai) крестом Христа, слова апостола Павла в Гал. 6:14. Христиане должны гордиться и радоваться, ибо имеют надежду.
сохраним: См. на Матф. 24:13; Евр. 10:35, 36; ср. Откр. 3:11.
твердо … до конца: — Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этих слов, хотя в целом — за их оставление. Подобное выражение полностью подтверждено в 14 ст. См. на Матф. 24:13; Откр. 2:10.
7. Почему: — Т.е., в виду того, что было сказано в 1-6 ст. относительно Христа, как «Посланника и Первосвященника исповедания нашего» 1 cm, и нашего «дерзновения» и «надежды» в Нём 6 ст.
говорит Дvx Святый: — Одобрение, высказанное Духу Святому, как посреднику связи между Богом и человеком (см. на 2Пет. 1:21), особенно, что касается Пс. 94, из которого цитировано содержание в Евр. 3:7-11, и Давиду, как человеку, вдохновенному сверхъестественной силой, когда он писал этот псалом (ср. Евр. 4:7).
ныне: — См. на Пс. 94:7. «Ныне» — сегодня, на что Давид ссылается, — было его собственное время, но руководимый вдохновением, писатель послания к Евреям провозгласил, что изложенная здесь истина применима в равной силе к НЗ времени (см. IV том, 37 стр.; см. на Втор. 18:15). Святой Дух несёт такую же весть к нам сегодня (см. на Евр. 4:7-9). От поколения к поколению простирается подобный милостивый призыв, призывая людей найти «покой» душе во Христе. Вскоре милость не будет больше умолять и день спасения окончится.
Мысль, изложенная в гл. 3:7-11, повторяется снова и снова в гл. 3 и 4, формируя основное доказательство, здесь представленное. Заключение, выведенное из доказательства — «для народа Божия еще остается субботство [покой англ. пер.]» гл. 4:9 и что мы должны «приступать с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и благодать для благовременной помощи» гл. 4:16.
Необходимо отметить, что доказательство в гл. 3 и 4 открывается представлением Христа как «Посланника и Первосвященника исповедания нашего» гл. 3:1 и заканчивается призывом придти к Нему с верой, в полной уверенности, что Он может и предусмотрит нам помощь, в которой мы нуждаемся гл. 4:14-16. Заметим, как выражения, «сохраним … дерзновение» гл. 3:6, «будем твердо держаться исповедания нашего» гл. 4:14, «приступаем с дерзновением к престолу благодати» гл. 4:16 связывают линию рассуждений совместно.
когда: — Греч, еап, «если», «когда», «когда же». Свободное избрание человека в принятии или отвержении милостивого призыва Божия — здесь представлено ясным, безошибочным языком. Бог не предопределил некоторых людей принять, а некоторых других — отвергнуть Его благодать (см. на Ин. 3:17-20; Ефес. 1:4-6).
услышите глас Его: — Очевидно, подразумевается более чем слышание физическим слухом. Ссылка — на эффективное слышание, то есть, слышание, в результате которого совершается соответствующее действие. Сравните на Матф. 7:24-27; Откр. 1:3.
8. Не ожесточите сердец ваших: — Т.е., не отвергайте и не пренебрегайте милостивого призыва голоса Божия 7 ст. Относительно комментария на ожесточение сердца (см. на Исх. 4:21; Рим. 9:18).
ропота: — Буквально, «восстание», «мятеж». Здесь особенная ссылка на восстание в Кадес-Варне (см. Числ. 14:1-35), тем не менее, как Евр. 3:9 предлагает, это можно также применить в общем смысле к различным случаям, когда народ восставал перед кризисом в Кадесе (см. Числ. 14:22). Там народ отказался войти в «покой» Ханаана (см. на Евр. 4:11), и как результат — почти всё совершеннолетнее поколение было исключено, чтобы войти в обетованную землю Числ. 14:22-35.
искушения: — Буквально, «испытания», здесь «искушение» не в смысле, в котором это слово обычно применяется сегодня (см. на 9 ст.). «День искушения» — ссылка на такое же событие, как отмечено словом «восстание» и объясняет природу восстания. Израиль вызывал Бога для испытания при многих случаях (см. Исх. 17:2, 7; Числ. 14:22).
в пустыне: — Кадес был расположен в пустыне Син Числ. 20:1; 27:14.
9 искушали Меня отцы ваши:: Или, «ваши отцы испытывали Меня», или «ваши отцы привели Меня к испытанию». Посредством непрерывного ропота и восстаний Израиль испытывал терпение Бога до предела. Его беспредельное терпение к древнему Израилю может быть источником надежды для тех, которые отошли далеко в наше время, хотя их нельзя извинить за производящую сильное впечатление Божью благодать и долготерпение (см. Рим. 6:1, 15). «По милости Господа мы не исчезли» (Пл. Иер. 3:22; ср. Исх. 34:6, 7).
Повторяющиеся случаи восстания против авторитета и водительства Господа были неизбежным результатом «греховного сердца» и «неверия» Израиля (см. на Евр. 3:12,19). Посредством язв в Египте, при переходе Чермного моря, посредством манны, через воду из скалы, избавлением от ядовитых змей и во многих других случаях Бог продемонстрировал для Своего народа Свою чрезвычайную мудрость и силу. Снова и снова Господь допускал обстоятельства, чтобы научить Свой народ доверять Ему и следовать Его наставлениям. Но Израиль доказал, что он «народ жестоковыйный» Исх. 32:9, медлительный, чтобы научиться. Этот упрямый дух продолжался почти на протяжении 40 лет странствования по пустыне (см. Числ. 20:5).
Однако мы не должны осуждать Еврейский народ за их многочисленные ошибки. Скорее мы должны научиться из печальных опытов, через которые они прошли из-за их порочного сердца и избегать повторения таких ошибок, которые они совершали 1Кор. 10:5-12.
испытывали Меня:: Или, «проверяли Меня».
видели дела Мои: — Т.е., свидетельства различных примеров Божественного провидения, которые были достаточными, чтобы даровать им опыт совершенного доверия к мудрости и силе Бога. Были неоднократные случаи, когда по справедливости Бог мог оставить их следовать их собственным превратным путям. Но согласно милости Он продолжал терпеливо обходиться с ними.
сорок лет:: Точно 40 лет прошло между празднованием Пасхи во время исхода из Египта и празднованием Пасхи несколько дней спустя после перехода через Иордан (см. I том, 187 стр.).
10. вознегодовал: — Или, «рассердился», «разозлился», «разгневался». Человеческим языком 9-11cm. Бог провозгласил совершенную бесполезность дальнейших попыток расположить к доверию и сотрудничеству поколение рабов, которых Он избавил из Египетского рабства. Как группа людей, хотя не обязательно как отдельные личности, их испытание окончилось в Кадес-Варне. Последующие события достаточно доказали, что их характер как группы был зафиксирован вне возможности изменения, и не могло быть никакого улучшения в дальнейшем пребывании с ними.
Оный род::— Т.е., взрослое население выше 20 лет, которое вышло из Египта Числ. 14:29,35.
непрестанно: — Неоднократно, соприкасаясь с испытанием, дети Израиля упускали возможность проявлять веру в Божественное провидение (см. Числ. 14:22).
заблуждаются: — Греч, pl&nao, «блуждать», «сбиться с пути» (ср. на Матф. 18:12).
сердцем: — Израиль отказался уразуметь волю и провидение Бога и следовать Его водительству. Отказ был преднамеренным, обдуманным и продолжал оставаться таким вопреки всем доказательствам, которые Бог предусмотрел. Сравните Ос. 4:6.
не познали они путей Моих:: Они приняли благоприятное обеспечение Бога в пустыне, как само собой разумеющееся, как должное им и не сумели вполне оценить Его глубокое намерение в вызове их из Египта и в образовании особого народа (см. IV том, 26-30 стр.). Они не осознавали, что Бог определил им переживания в пустыне для их же блага, чтобы научить их доверять и сотрудничать с Ним и, таким образом, приготовить их для временного пользования Обетованной Землёй.
11. гнев: — Греч, orge (см. на Рим. 1:18; 2:8). Относительно комментария на «гнев», или «ярость» Бога (см. на 4Цар. 13:3).
они не войдут:— Бог обещал Аврааму, что его потомки должны возвратиться в Ханаан в «четвертом роде» Быт. 15:16. Исключительная цель Божия в выводе Еврейского народа из Египта — привести их в землю, которую Он обещал им. Но когда в своём крайнем упрямстве они отказались усвоить уроки, которые они должны были воспринять прежде вступления в Ханаан, Бог в конце концов не имел другого выбора, как позволить им идти своим собственным путем. Бог видел бесполезность в том, чтобы дать им в обладание Обетованную Землю, ибо на основании их поступков в пустыне, они сделали бесполезной цель, ради которой Он давал им эту землю. Бог долготерпел этот народ, но теперь уже не было ничего, что Он мог бы сделать для них. Сравните обетование Божье дать им «покой» Исх. 33:14 и Его «расторжение обещания» Числ. 14:34.
покой: — Греч, katapausis, «[определенный] покой», «[место] покоя». Основное понятие katapausis — прекращение работы и всякого рода деятельности, вместе с состоянием бездеятельности, которое следует после прекращения действий. Katapausis встречается всего восемь раз в гл. 3 и 4 (гл. 3:11,18; 4:1, 3 [дважды], 5,10,11) и родственный глагол katapauo три раза (гл. 4:4, 8,10 [«успокоился», «почил»]). Во всех случаях katapausis является определённым, специально упоминаемым, особенным «покоем», Божиим «покоем». Везде, где katapausis встречается в переводе LXX, это обычно перевод из Евр. menuchah, «место отдыха», «покой» от nuach, «успокоиться», «оставаться [вместе]», «покоиться», то есть, после предшествующей деятельности. В переводе LXX katapausis употреблено в отношении постоянного местопребывания ковчега в Ханаане после странствий по пустыне Числ. 10:36, и относительно наследия Израиля в Ханаане после 430 летнего блуждания Втор. 12:9. Родственный глагол katapauo является обычным переводом Евр. nuach или shabath, каждое из которых означает «отдыхать», «покоиться». В Быт. 2:2, 3; Исх. 34:21; 31:17, katapauo употребляется пять раз в отношении субботнего «покоя». Подобно katapausis, katapauo представляет прекращение любой деятельности и может также включать «покой», который следует после прекращения деятельности. См. на Евр. 4:9.
Тщательное внимание к четырём различным применениям слов katapausis и katapauo неотъемлемо для понимания доказательства, представленного в гл. 3 и 4.
1::В гл. 3:11,18; 4:3,5 — ссылка на обещанное буквальное занятие Ханаанской земли поколением Израильтян, которое было освобождено из Египта. Обетование не было исполнено из-за восстания в Кадес-Варне (см. на гл. 3:7-11). Факт, что следующее поколение вошло в этот вид «покоя», становится очевидным из таких мест, как Втор. 3:18, 20; Ис. Нав. 21:44; 23:1.
2:: Очевидно однако, что вход Израиля в буквальный Ханаан является лишь одним из видов «покоя», который Бог приготовил для Своего народа. В то время, когда они обосновались в Обетованной Земле, Он имел намерение определить их как народ, чтобы они были как Его избранные вестники спасения по отношению к миру (см. IV том, 26-30 стр.). Но и столетия спустя, во времена Давида, они не вошли в этот вид Божьего «покоя» Евр. 4:7, 8; фактически, они никогда не входили в него (см. IV том, 30-34 стр.). На протяжении своей истории Израиль неоднократно повторял по существу ту же ошибку, сделанную поколением, чьё испытание как группы закончилось в Кадесе. Таким образом, Бог в конце концов исключил их как народ навсегда от входа в Его духовный «покой», как Он раньше исключил поколение в Кадесе от вхождения в буквальный Ханаан (см. IV том, 33 стр.). Они потеряли право на свою роль как избранного народа (см. на Матф. 21:43).
Возобновлённое Божье приглашение во времена Давида — войти в этот духовный вид Его «покоя» — является доказательством того, что Израиль не сумел достигнуть его в дни Иисуса Навина и после не сумел — во времена Давида, даже вычеркнул Своё намерение для Израиля как нации. Кроме того, повторение приглашения в дни Давида являются доказательством, что Иисус Навин не дал Израилю духовного «покоя» гл. 4:8.
3: В гл. 4:4 (см. соответствующий комментарий) покой Бога в седьмой день творческой недели употреблён в иллюстративном, наглядном смысле «покоя», в который Бог желает ввести христиан.
4: В гл. 4:1, 3,10,11 katapauo и katapausis ссылаются на «покой» христианина от дел греха и от попыток достигнуть спасения своими собственными заслугами. Сравните личное приглашение Христа «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (см. на Матф. 11:28).
Линия рассуждения в гл. 3 и 4, которая сконцентрирована на слове «покой», по существу следующая:
1:. Бог первоначально имел намерение, что Моисей должен ввести Израиль в Ханаан — «покой», но ни Моисей, ни поколение, которое оставило Египет, не вошло в Ханаан.
2:. Иисус Навин, однако, ввел следующее поколение в Ханаан, но из-за их неверия, он не мог ввести их в Божий духовный «покой».
3: В дни Давида Бог повторил приглашение войти в Его духовный «покой» (см. IV том, 31 стр.). Но становится очевидным, посредством НЗ времён, что Израиль как нация не вошел в Божий «покой».
4: Однако приглашение и обещание Бога не теряет силу из-за невыполнения обязательств, ибо когда Бог назначил определённую цель, Он, в конце концов, достигнет её, вопреки человеческим неудачам (см. на гл. 4:3, 4}.
5: Поскольку народ Божий не вошёл в Его «покой»; следовательно, «для народа Божия еще остается субботство [«покой» англ.]» гл. 4:9.
6:. Если христиане желают «приступать с дерзновением к престолу благодати» гл. 4:16, где Христос служит как «Посланник и Первосвященник исповедания нашего» (гл. 3:1; ср. гл. 4:14,15), — они найдут Того, Кто может «сострадать в немощах наших» гл. 4:15 и получат «милость и обретут благодать для благовременной помощи («благодать в помощь во время нужды» KJV)» 16 ст. Так поступая, они войдут в духовный «покой» Божий, «покой» души, который Он предусмотрел для кающихся грешников. Таким образом, согласно объяснения автора, опыты, в которые не сумел войти Израиль на протяжении столетий, — становятся преимуществом искренних христиан сегодня гл. 3:13,15.
7:. «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим … Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто, по тому же примеру не впал в непокорность» гл. 4:1,11. Вера является ключом, чтобы войти в Божий «покой» (гл. 4:2; ср. гл. 3:18,19; 4:6; 11 гл.), и мы должны наблюдать, чтобы в нас не оказалось «сердца лукавого и неверного» гл. 3:12.
При Левитском священстве люди должны были исполнять определённые «дела», предназначенные, чтобы помочь им понять и оценить план спасения во Христе Иисусе. Но при служении Христа как Первосвященника, люди могут приходить прямо ко Христу без посредничества человеческих священников. Они получат «покой» во Христе, без «дел» требуемых церемониальной или любой другой системой. В гл. 3 и 4 писатель умоляет своих Иудейских христиан братьев — отстать от этих бесполезных «дел» и войти в «покой» просто верой в силу искупительных заслуг и служения нашего великого Первосвященника в небесах. Сравните Ис. 30:15; Иер. 6:16; Матф. 11:29.
12. Смотрите:: Или, «смотреть», «беречься», «рассматривать», буквально, «видеть». Те, которым адресовано послание и всем христианам, читающим его, необходимо обратить наиболее серьёзное внимание на опыты древнего Израиля, чтобы избежать повторения сделанных ими ошибок.
братия: — См. на 1 ст.
сердца лукавого и неверного:: Корень трудностей всегда заключался в вопросе отношений человека с Богом. Так произошло с Израилем в пустыне, и впоследствии в Ханаанской земле. Та же самая трудность препятствует сегодня христианам по имени войти в опыт «покоя», который возможен только посредством истинной веры во Христа Иисуса. Потеря веры Израиля находится в отмеченном контрасте с верностью Моисея и Христа 1,2 ст.
отступить: — Греч. aphistem, «отходить», «удаляться», «покидать», буквально, «держаться на расстоянии». Наше слово «отступать» происходит от родственного существительного apostasia, которое переведено в Деян. 21:21 и в 2Фес, 2:3 как «отступление» (см. соответствующий комментарий). В данном случае, христиане предостережены осознавать отступление в их сердцах от «от Бога живого», в то время как они содержат в исправности внешнюю форму религии. Опыты, через которые прошёл древний Израиль, «происходили с ними как образы» или «уроки» 1Kop. 10:11, и «описаны в наставление нам». Христиане, которые в виду ожесточения древнего Израиля, рассматривают себя, как стоящих выше, сделают хорошо, прислушаясь к предупреждению: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Kop. 10:12; ср. 1Kop. 10:1-10).
Бога живого:: Отделить себя от Источника жизни — означает умереть.
13. наставляйте друг друга каждый день: — Или, «продолжайте наставлять [или, «увещевать»] друг друга изо дня в день». Сравните на Деян, 16:15; 1Kop. 1:10.
доколе можно говорить «ныне»: — Т.е., пока продолжается день испытания, и пока милостивое приглашение войти а Божий «покой» ещё раздаётся.
ожесточился:: См. на Исx. 4:21; ср. Евр. 3:8.
обольстившись: — Или, «обманувшись». Люди соблазняются грехом, ибо он кажется привлекательным и желанным. Так произошло, когда Ева «увидела», что Бог предостерёг её не вкушать кажущегося «доброго», «приятного» и вожделенного (см. на Быт. 3:6), что она преступила границу, которая отделяла праведность от греха. Искренний христианин сделает хорошо, чтобы остеречься, когда что-либо, о чём Бог предостерёг, начинает казаться привлекательным и желанным. Когда то, о чём Бог сказал как о явном грехе, начинает казаться вполне справедливым, — христианин может знать, что он стоит на заколдованной почве сатаны, где всё кажется противоположным действительности.
14. сделались: — Скорее, «стали».
Причастниками Христу: — Или, «соучастниками во Христе». Христианин соучастник в победе и характере своего благословенного Господа и может разделить свои преимущества и благословения, которыми он наслаждается в результате великой жертвы на кресте и Его служения как Первосвященника в небесах. Союз со Христом здесь и теперь является драгоценным опытом (см. на Гал. 2:20). Это — «покой», в который нам необходимо войти,
если только … сохраним: — См. на Матф. 24:13; Евр. 10:35, 36.
начатую: — Со временем живая, яркая вера, которая сопровождает подлинное обращение, может потускнеть и горячее сердце может стать холодным. Счастлив тот христианин, который сохраняет свою первую веру и пыл неослабевающим на протяжении всей жизни. См. на 6 ст.
твердо: — Греч, bebaios, слово переведённое «твердо» в 6ст.
жизнь: — В переводе KJV «доверие». Греч, hupostasis (см. на гл. 1:3), отличное слово от которого переведено «дерзновение» в гл. 3:6 (см. соответствующий комментарий). Держаться твёрдо до конца — является противоположным ожесточению человеческого сердца (ср. 8,15 ст.).
до конца:: См. на Матф. 24:13; Откр. 2:10. Предостережения в книге к Евреям первоначально было адресовано верующим Иудеям апостольской церкви и вести этой книги имели своё основное применение к этой группе (см. введение к Евреям 387, 389). В церкви апостольских времён было общепринято верить, что обетование возвращения Господа не должно долго задержаться (см. Дополнительное Примечания к Рим. 13 гл.), но прошло уже около 30 или более лет со времени вознесения Христа на небеса (см. VI том, 106 стр.), и ещё не произошло никакого знамения Его непосредственного пришествия. То, что тогда казалось долгой и неожиданной задержкой, — могло обнаружить веру некоторых ослабевшей и возможно предостережение быть «твердым … до конца» имело в виду эту особенно колеблющуюся группу. Ясное понимание работы Христа как нашего великого Первосвященника в небесах, должно обеспечить твёрдое основание для их веры, предоставляя возможным для них быть «причастниками Христу» Евр. 3:14. Они должны понимать, что ещё остаётся великая работа, которую необходимо совершить как для себя, так и для других. Могла быть также задержка и в пришествии Иисуса, но их преимуществом было войти в Божий «покой» теперь (см. на 7-11 ст.) верой (см. на 12 ст.). Предостережение, переданное здесь апостольской церкви особенно присуще для церкви сегодня.
15. Доколе говорится: — Христианин должен оставаться «твердым» на протяжении великого земного дня спасения — «доколе … говорится «ныне»».
ныне: — Относительно комментария на 15 ст. (см. на 7, 8 ст.). Для подчёркивания цитаты из Пс. 94, здесь повторено частично.
16. некоторые: — Т.е., те, которые восстали в Кадес-Варне (см. на 8-11 ст.). Это — преуменьшение, ибо почти все из тех, которые освободились из Египта, были вовлечены в восстание и погибли в пустыне. Однако первая часть 16 ст. согласно Греческого подлинника может быть переведена «Которые … восстали». В Греческом языке 16 ст. очевидно имеет параллельную конструкцию с 17, 18 ст., которые фактически подразумевают, что он также должен быть переведён как вопрос.
слышавших: — Или, «даже если они слышали», то есть, даже если они знали лучшим образом.
возроптали: — Т.е., «восстали» (см. на 8 ст.).
но не все: — Скорее, «В самом деле, это были не все …?». Первый риторический вопрос получает ответ из второго вопроса. Вопрос подразумевает, что все, которые вышли из Египта — восстали. В общем смысле это было истинным, хотя были некоторые исключения (см. Числ. 26:65; ср. Ис. Нав. 17:4; 22:13, 31,32; Числ. 25:7).
с Моисеем: — Т.е., под водительством Моисея.
17. негодовал: — См. на 10 ст.
сорок лет?: См. на 9 ст.
согрешивших: — Т.е., тех, которые по привычке возроптали (см. на 8-10 ст.).
кости: — Или, «тела».
пустыне?: См. на 8 ст.
18. клялся: См. Числ. 14:22-35.
Не войдут в покой Его: См. на 11 cm,
против непокорных?: — Или, «тех, кто непослушен».
19. Итак видим: — Автор заканчивает линию рассуждения, введённого
цитированием, начатым в 7 ст.
они не могли: — Поколение Израильтян, чьё восстание достигло апогея в Кадес-Варне, было исключено из входа в Обетованную Землю из-за основного и рокового недостатка, не через произвольное действие со стороны Бога, или из-за Моисея, не сумевшего обеспечить сильное и умелое руководство. Моисей был «верен во всем доме» 2, 5 ст., и поэтому не мог быть обвинён как ответственный за их неудачу. Они не могли войти из-за потери веры, проявленной в их непослушании.
неверие: — Неверие народа находилось в резком и печальном контрасте с верностью Моисея. Если бы народ был более подобен ему, они смогли бы войти. Подобно Моисею, Христос также «верен» и не может стать ответственным за неудачу со стороны некоторых христиан войти в обещанный «покой» души (см. на 11 ст.). Этот урок извлечён из опыта древнего Израиля (см. на гл. 4:1).
Комментарий Е. Г. Уайт к 3 главе Евреям.
5, 6 ПП 480.
7,8 ХД358; РУУ419; ПХ34; 5СЦ216.
11 1СЦ281
12 ССШЗО; ПП294; ПХ 108; ИС 126; СП 355; 1СЦ377; 2СЦ 656; 5СЦ72,234,701.
12-14 1СЦ429. 12-16 8СЦ115.
13 НУХ 44.
14 ДА 242, 518; РУУ 183; Ев. 360; СЕ 128, 262, 269, 307; МЖС 313; ПЦ595; 6СЦ60,250; 7СЦ 108; 8СЦИ.297; 9СЦ29.
15 ХД358; РУУ 419; ПХ34; 5СЦ216. 19 Ев. 696; ВБ 458.