Глава 11

1. Отрасль: Предыдущая глава говорит о судах, ожидающих как Ассирию, так и Иудею. Прекрасные цветущие «деревья» Иудеи будут срублены за ее нечестие. Это напоминает картину в Дан.4:7-23, где Навуходоносор и его царство уподобляются величавому дереву, которое было срублено Божественным судом и лишь корень которого оставался в земле. У Господа были великие планы относительно еврейской нации, когда она только возникла. Он желал, чтобы эта нация стала вестником света и истины для мира и чтобы ее благотворное влияние продолжало все более и более расти, пока не объемлет всю землю, неся жизнь и мир всему человечеству. Но из-за своего неповиновения нации пришлось претерпеть уничтожение и плен.

Тем не менее через семя Давида должен был восстать некий царь, чтобы совершить то, что Давид и его преемники иудейского престола не смогли выполнить. Когда нация была срублена и от нее только лишь остался корень, из этого, казалось бы, безжизненного корня должна была произойти некая Отрасль, которой надлежало расти и процветать (см. Ис.4:2; 53:2; Откр.5:5; 22:16). Она должна стать «деревом» праведности и со временем наполнить собой всю землю, даруя мир и радость всему человечеству.

Перед нами, таким образом, картина грядущего золотого века, счастья и великолепия, когда вся земля возрадуется в праведности, и враги правды и мира будут совершенно уничтожены. Снова и снова Исаия возвращается к этой сцене (см.Ис.35:6-10; 65:17-25; 66:22-23).

Об Иисусе как о праведной Отрасли говорится также в Иер.23:5-6; 33:15-17; Зах. 3:8; 6:12-13. Относительно двойственного характера данного Давиду обетования см. комм. Втор.18:15.

2. Дух Господень: Характер Мессии и Его миссия ясно изображен в стихах с 1-го по 5-й (см.Ис.61:1-3; Иоан. 1:33).

Дух премудрости и разума… ведения: Относительно слов «премудрость» и «разум» и различия между ними см. комм.Прит.1:2. Относительно возрастания Иисуса в премудрости см. Лук.2:52 и ср. Ис.50:4. Относительно премудрости, дарованной Христу для выполнения Его миссии, см. Марк.1:35. Премудрость в ее наивысшей форме исходит только от Бога (Пс.110:10; Пр.1:7; Иов.28:28). Никто не может научить Бога мудрости (Иов.38: 4-41; Ис.40:13-14), ибо Он Сам премудр. Он все знает, понимает и учитывает прошлое, настоящее и будущее во всем, что говорит или делает.

Уча людей страху Господню и премудрости, а также показывая все безрассудство путей беззакония, Иисус тем самым представил неоспоримое доказательство, что Он был Мессией (см.Матф.13:54; Иоан.7:15; Марк.6:2).

3. Страхом Господним исполнится: Дословно «Он вдохновит его в страхе Господнем», в значении «Он сделает Его деятельным в страхе Господнем». Он находит удовольствие в исполнении воли Господней. Его мысли — это Божьи мысли (см.Иоан.10:30; 14:10), Его воля- это Божья воля. Иисус показал, что Он имеет небесное происхождение, и Он Своей жизнью явил перед людьми Божественную праведность. Фактически это и была та единственная цель, ради которой Он пришел на землю (см.Матф.1:23; Лук. 2:49).

По взгляду очей Своих: Люди склонны судить по наружности, совет же Христа был: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан. 7:24; 1Цар.16:7). Об Иисусе сказано, что Он «знал всех», что Он «знал, что в человеке» (Иоан.2:24-25).

Каждый христианин должен избегать судить «по взгляду очей своих» и порицать других «по слуху ушей своих», ибо как часто примерные христиане высказывают слишком поспешные мнения о своих же собратьях и критикуют их по поводу различных улик, основанных лишь на слухах.

4. По правде: Судьи стали продажными, нечестными, наживающимися за счет бедных и несчастных, и богатые безжалостно угнетают вдов и сирот (Ис.1:23; 10:1-2; Иер.5:28; Амос.2:6; 4:1; 5:10-11; 8:4-6; Зах.7:10).

Дух обетованного Мессии резко отличался от духа тех времен. Справедливость, беспристрастность, милосердие и полное сочувствие, понимание нужд бедных и угнетенных вот те качества, которые постоянно выставляются как характеризующие идеального царя (см.Пс.71:2,4,12-14).

Поразит землю: Исаия изображает Мессию, возвращающимся на землю, чтобы покорить Своих врагов и принять Свое царство (Дан.2:43-44; Откр.2:23-24; 19: 11-21: ср.Откр.12:5; 14:4-20). Тогда-то Он и поразит неверных правителей земли. Когда Христос утвердит Свое царство, Он «сокрушит и разрушит все царства» земные (Дан.2:44) и «будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся» (Откр.2:27; ср.Пс.2:8-9). В Откр.1:16 ст, «острый с обеих сторон меч» показан исходящим из уст Христа, а в 2Фес.2:8 Иисус изображен убивающим антихриста «духом уст Своих» (см. также Ос.6:5). Как словом уст Своих Христос создал все (Псал.32:6-9; Иоан.1:1-3), так словом Своим Он уничтожит все злое.

5. Препоясанием чресл Его: Мессия показан облаченным в одежды праведности. Это символическое изображение указывает на обязательное наличие справедливости и истины, честности и верности. Мессия должен являться самим воплощение справедливости. Об антихристе же, напротив, сказано, что он действует «со всяким неправедным обольщением» (2Фес. 2:10). Последователи Христа должны облечься в ту же самую одежду праведности, которую носит Он Сам (см.комм.Матф.22:11-12; ср.Ис. 61:10; Откр.3:18).

Чресл: Чресла, т.е, бедра — часть тела между нижним ребром и бедренной костью. В противоположность слову переведенному «чресла», подразумевается поясница.

6. Волк: В царстве Христа произойдет изменение как в животном мире, так и среди людей. Кровопролитие и жестокость прекратятся. Основные принципы животных станут совершенно другими.

Закон Божьего царства будет законом жизни и любви. Ни смерти, ни болезни, никакого мучения не будет там уже никогда.

7. Есть солому: На обновленной земле не будет плотоядных животных.

Все существа будут жить на принципах искренней дружбы друг с другом и человеком.

8. Младенец: Подобно тому, как молодые животные не будут страшиться существ, которые в этом мире являются их смертельными врагами, так и детям на Новой Земле нечего будет бояться. Вражда и страх среди животных и людей будут совершенно неизвестными на обновленной земле.

9. На всей святой горе Моей: То есть в царстве Христовом, которое наполнит всю землю (Дан. 2:35). Оно будет свято, потому что Бог свят, и потому что все жители его будут иметь подобный характер. Там не будут ни унижать, ни уничтожать, потому что интересы одного не будут противоречить интересам другого. Благосостояние каждого будет благосостоянием всех. Эгоизм будет явлением прошлого. Единственным помышлением человека будет делать добро ближнему и жить во славу Бога.

Земля будет наполнена: Ср. Аввак. 2:14.

Один пульс гармонии будет бить во всей огромной Вселенной.

10. К корню Иессееву: см. комм. Ис.11:1 ст. Язычники: Это пророчество о Христе и о даровании Евангелия всему миру. В каждой части земли Мессия будет представлен человеку, как средство спасения от греха. Вестники Христовы будут стоять перед людьми в качестве Его представителей, указывая на Него, как на знамя, ведущее народы земли на путь света и благословения.

Покой: Дословно «место отдыха» (Иоан. 14:2-3). Нашедшие Христа обретут мир и покой, мир, который не может дать земная жизнь и который нечестивые никогда не смогут иметь. Самым блаженным практическим познанием человека является наслаждение «покоем», дарованным Христом, покоем от всякой заботы и бремени греха (см.комм. Матф.11:28), так как уже здесь, в этом мире, человек может испытывать предвкушение славного покоя и мира вечного царства.

11. Снова: В других переводах «во второй раз», т.е, в противоположность первому разу, историческому освобождению из Египта. Евреи всегда с радостью оглядывались назад, вспоминая свое избавление от египетского ига и вступление в обетованную землю. Теперь же должно произойти вторичное освобождение, на сей раз от вавилонского рабства.

Бог предусмотрел, чтобы евреи, возвратившись из рабства и получив там жизненный урок, которому Он желал их научить, быстро достигли уровня, соответствующего Его славному плану о них, как об избранном народе.

Благодаря этому мир стал бы вскоре приготовлен к возвещению Евангелия и пришествию Мессии. Однако Израиль вновь не устоял, и поэтому избавление, обещанное здесь, совершиться лишь в конце земной жизни, когда Бог прострет Свою руку, чтобы освободить Свой народ от этого нечестивого мира и ввести его в небесный Ханаан (см.комм.Откр.18:4).

12.Изгнанников Израиля и рассеянных Иудеев: Что касается природных народов Израиля и Иудеи буквальное исполнение данного здесь обетования пришло с освобождением их из вавилонского рабства. Однако их неспособность жить согласно славным привилегиям, милостиво предусмотренным для них по возвращении из плена, и сделало их отвержение как народа неизбежным (см.комм. 11 ст).

Поэтому в принципе, данное обетование должно исполниться для духовного Израиля, т.е, для церкви. Соответственно эти слова указывают на великую работу освобождения от греха, совершаемую ныне в каждом уголке мира. Повсюду люди выступают в качестве знамен и маяков для неба, ведя человечество на путь света и истины. Наблюдаемая ныне работа является исполнением пророчества Исаии и залогом будущих благ (см.комм.Откр.18:4).

От четырех концов: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а опущено слово «четырех».

13. Зависть Ефрема: История народа Божьего была историей постоянной ревности, зависти, беспокойства, раздоров и войн. Видение Исаии о будущем мире не было бы совершенным, если бы оно не касалось так же исцеления старых ран и примирения Израиля с Иудеей. Перед окончательным уничтожением северного царства Езекия всячески стремился вызвать дух примирения, пригласив с этой целью представителей северных колен прийти в Иерусалим для празднования национального праздника Пасхи (2Пар.30 гл).

14. Филистимлян: Упоминаемый здесь народ издавна был национальным врагом Израиля. Это пророчество было условным, ибо исполнение его зависело от верности Израиля перед Богом (Иер.18:7-10). В результате же упорного нежелания израильтян сотрудничать с Богом они лишились Его благословений, и Он не мог теперь покорить их врагов, как намеревался сделать это и раньше.

Данное пророчество будет в точности исполнено в наши дни для церкви, ибо Бог покорит всех ее врагов (см.Дан.7:18; 12:1; Откр.19:2). Установление царства Мессии принесет окончательное поражение всех Его врагов. Когда придет Христос, тогда царство, воздвигнутое Им (см.Матф.35:31), «сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан.2:44).

15. Залив моря Египетского: То есть залив, известный ныне под названием Суэцкого залива, рукав или проток Красного моря, воды которого вновь должны высохнуть, возможно, скорее символически, чем буквально, чтобы содействовать еще одному чудесному и славному избавлению из Египта.

На реку: Соответствующее еврейское слово обычно употребляется в Ветхом Завете для обозначение реки Евфрата (см. Быт.15:18).

Евфрат должен высохнуть, чтобы приготовить путь для освобождения из Вавилона. Вавилон и Египет были двумя древними народами, наиболее тяжко угнетавшими еврейскую нацию, и оба эти государства были сокрушены рукой Господней, чтобы совершить освобождение Его народа. Египет был поражен во время выхода из него израильского народа, когда Господь иссушил воды Чермного моря; Вавилон же был разрушен незадолго до окончания семидесяти лет плена (который во дни Исаии был еще только явлением будущего), когда Кир изменил русло Евфрата и благодаря этому взял город Вавилон (см.Ис.44:27-28; см. комм. Иер.51:36).

Именно после взятия города Вавилона (см. комм.Ездр.1:1) Кир издал указ, согласно которому иудеям разрешалось уходить из Вавилона, чтобы возвратиться в Иудею и приступить к восстановлению храма (2Пар.36:22-23; Ездр.1:1-6). Как Бог освободил евреев от египтян и позже от вавилонян, так Он освободит Свой верный народ при окончании времени.

16. У Ассура: Ассур, т.е, Месопотамия, родина Ассирии. Во дни Исаии Вавилон был провинцией Ассирии.

Большая дорога: Как Бог безопасно вел Свой народ по «страшной пустыне» (Втор.1:19) и тысячу лет спустя возвратил его из Вавилона (Ис.19:23-25; 35:8), так Он будет вести безопасно Свой остаток народа во время великих дней скорби, предсказанных Даниилом (см.комм. Дан. 12:1; ср. Иер.30:7).

Как это было: Чудесная сила Божья, явленная в земле египетской и у Чермного моря, была жива в памяти народа Божьего, мысли которого постоянно возвращались к тем драматическим событиям, как к доказательству того, что их Бог был истинным Богом и что они были Его избранным народом.