Глава 13

1. Пророчество: Дословно «важная весть».

Исаия часто использует это название для вестей, высказанных против различных народов (см.Ис.15:1; 17:1; 19:1; 21:1; 22:1; 23:1). Данное пророчество продолжается вплоть до Ис.14:28 (см.комм.Ис. 14:1). Началось оно в 716 или 715 году до н.э. (см.комм.Ис.14:28).

Высказав целый ряд вестей относительно Иудеи и Иерусалима, Исаия теперь направляет свое внимание на соседние народы. Этот раздел включает в себя главы с 13-й по 23-ю.

Данные вести предназначались главным образом не для тех государств, которые в них упоминаются, а непосредственно для народа Божьего, израильтян, чтобы они смогли понять действия Бога в отношении окружающих их народов.

Исаия начинает с Вавилона, а затем переходит к таким государствам, как Моав, Сирия, Эфиопия и Тир. В патриархальный период Вавилон являлся великой державой Востока.

Однако приблизительно за 800 лет до дней Исаии слава Вавилона начала меркнуть, и одновременно такие империи, как Египет, Ассирия и Хетейское государство, стали играть видную роль в делах Ближнего Востока.

Будучи во дни Исаии вассальным государством ассирийской империи, Вавилон все же начал восстанавливать свою утраченную мощь и в продолжении следующего столетия уже был готов вновь стать передовой нацией Западной Азии.

В 729-728-х годах ассирийский царь Феглаффелласар III стал царем Вавилона, правя под именем Фул, а в 709-м году царем Вавилона стал Саргон. В годы царствования Сеннахирима вавилонский царь Меродах Валадан представлял серьезную угрозу ассирийскому владычеству. Он неоднократно выезжал из Вавилона, но каждый раз возвращался обратно.

Именно Меродах Валадан заключил союз с Езекией, обещая поддержать его в борьбе с Ассирией. Приведенный в ярость частыми мятежами вавилонян, Сеннахирим в 689 году до н.э. разрушил их город, который был вновь восстановлен позже в том же столетии.

2. Поднимите знамя: Бог должен был дать сигнал для разрушения Вавилона. Это Он так направлял ход событий в народах, что одно за другим государства должны были обратить внимание на гордый и нечестивый город, пока наконец он не будет полностью разрушен. Знамя, поднятое на горе, хорошо видно для всех, так должен быть виден и Господень сигнал, возвещающий гибель Вавилона. Взмах руки был жестом негодования и угрожающего суда, грядущего на город.

3. Избранным Моим: Или «посвященным Моим», т.е, предопределенным или назначенным для выполнения поставленной задачи. Ассирийцы (Ис.10:5), вавилоняне (Иер.25:9; Аввак.1:6), а позже мидяне и персы (Ис.13:17; 45:1-4; ср. Дан.5:30-31) были призваны сыграть определенную роль на исторической арене.

Торжествующих в величии Моем: Дословно «Моих надменно ликующих». Ассирия (Ис.10:7-14) и Вавилон (Дан.4:27; 5:20-28) были надменными и высокомерными, гордясь обладанием той силой, которую Бог позволил им иметь.

4. Большой шум: Дословно «шум смятения».

На горах: На еврейском языке 13-й стих написан в стихотворной форме, и Исаия, вероятно, употребляет выражение «на горах» чисто в поэтическом смысле. Не может быть, чтобы эти «горы» были символическими, потому что само пророчество здесь не является символическим.

Обозревает боевое войско: Сравни Иер.50: 9-10,14,29-31; Иез.38:14-16; Иоиль.3:1-2,9-17; Соф.3:8; Зах.14:2-3; Откр.16:13-14; 19:11-21).

Войско обозревается, чтобы быть готовым к сражению с Вавилоном. Следует помнить, что 13-я глава Исаии названа пророчеством или важной вестью о Вавилоне (ст.1) и что вся эта глава полностью является буквальным предсказанием о падении и опустошении буквального Вавилона.

Однако новозаветние писатели представляют падение буквального Вавилона прообразом падения духовного Вавилона (см.Откр.14: 8; 17:16; 18:2,4; 19:25). Поэтому данное здесь описание падения буквального Вавилона может также рассматриваться, как описание падения духовного Вавилона, поскольку Дух Пророчества относит эти подробности к падению духовного Вавилона. Относительно двойственности исполнения отдельных предсказаний см.комм.Втор.18:15.

5. Орудия: То есть Божьи средства для совершения суда над Вавилоном.

Сравни египетские язвы и «негодование» Бога на другие народы, а также в конце мира (см. Исх.7:19, по 12:30; Ис.26:20; 34:2-3; Наум.

1:5-7; Откр.14:10; 15:1).

6. День Господа: Это выражение встречается по крайней мере раз двадцать в книгах различных ветхозаветних пророков. Оно всегда используется для указания времени небесного суда над определенным городом или народом, реже над отдельными личностями или над жителями всего мира.

В противоположность так называемый «день человека» изображается в Писаниях, как «день спасения», «время благоприятное» или «благоугодное» (Ис.49:8; 2Кор.6:2; Пс.68:14), время, когда испытание для человечества, как отдельных личностей или целых народов, все еще продолжается (см.Пс.94: 7-8; Евр.4:7).

«День Господа» же, напротив, есть время, когда исторические испытания какого-то города завершаются и, наконец, когда судьба всего человечества будет решена навсегда. В продолжение «дня спасения» люди и народы имеют возможность употреблять дарованную им Богом силу для избрания добра или зла. С наступлением же «дня Господа» воля Бога становится наивысшей, не ограниченной более проявлением человеческой воли.

«День Господа» для Иудеи (см. комм.Ис.2: 12; Иоиль.1:15; 2:1; Соф.1:1-7) был, таким образом, днем, когда ей как нации, не было более позволено следовать своим нечестивым путем и Бог вынес ей свой справедливый приговор (Иез.12:21-28). То же самое было с северным царством, Израилем (Амос.5:18), с Египтом (Иез.30:3), с Едомом (Авдий.1:15), и другими древними народами (Дан.5:22-31).

То, что происходит с отдельным городом или целым народом при наступлении «дня Господа», подобно тому, что произойдет со всем миром, когда окончится время его испытания.

Так например, в 24-й главе Евангелия от Матфея описание Христом «дня Господа» для Иерусалима и иудейской нации явно соответствует во многих отношениях тому, что совершится со всем миром во время пришествия Христа и при «кончине века» (Матф.24:3; Лук.21:20; ср.Матф.24:30).

Поэтому принципы, проявляемые, когда «день Господа» приходит на один какой-то город или народ, также применимы к тому времени, когда «день Господа» приходит на весь мир; и ветхозаветнее пророческое описание судьбы определенного древнего города или народа в значении «дня Господа» в принципе применимо также и к «великому дню Господа» (Соф.1:14) в конце времени. Новозаветние писатели представляют судьбу древнего Вавилона в качестве прообраза судьбы духовного Вавилона (см.комм.Ис.13:4), и они относят выражение «день Господа» ко времени, когда Христос возвратится на землю для суда (см. 1Кор.5:5; 2Кор.1:14; 1Фес.5:2; 2Петр.3:10). «День Господа» для Вавилона, как он изображен в Исаии 13-й главе, во многих отношениях является также описательным для великого «дня Господа» в конце мира.

Идет как разрушительная сила: «день Господа» никогда не представляется в Писании как время, когда люди будут иметь еще один случай, другую благоприятную возможность получить спасение. «День Господа» всегда без исключения является днем суда, днем разрушения, днем тьмы и мрака (см.Иоиль.1:15; 2:1-2; Амос.5:18-20).

7. Опустились: Такое положение рук служит отражением упадка духа, беспомощности, а иногда, как и здесь, безнадежности. Люди в крайнем отчаянии или ужасе обычно беспомощно опускают руки (см.Евр. 12:12).

8. Как раждающая: Это образное выражение часто используется для передачи невыносимых болей и мучений (см. Пс.47:7; Иер.4:31; 6:24; 13:21; 49:24; 50:43).

Лица у них разгорелись: Дословно «лица у них как пламя».

В то время, как люди с ужасом смотрят друг на друга, их взор выражает полное отчаяние, и страх отражается с силой, подобной ярости пламени.

9. День Господа: См. комм.Ис.13:6.

Сделать землю пустынею: Конец греха не жизнь, а смерть.

Грех уничтожил некогда процветавшие народы Ассирии и Вавилона, он разрушил многие прекраснейшие города земли, и вскоре он разрушит и опустошит весь мир. Это пророчество, первоначально служившее описанием падения буквального Вавилона, новозаветние писатели относят к опустошению духовного Вавилона при Втором пришествии Христа (см.комм. Ис.13:5).

Истребить с нее грешников: Истребление грешника не является, как полагают некоторые, актом произвола со стороны Бога. Бог любит грешников и желает спасти их (Иез.18:23,31-32; 2Петр.3:9). Грех же рано или поздно сам истребляет грешника. Люди, ходящие путями нечестия, постепенно становятся столь развращенными, жестокими и безрассудными, что действия, которые они предпринимают с целью истребления своих ближних, приводят всех к общей гибели. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6).

«Все, взявшие меч, мечем погибнут» (Матф.26:52; ср.Откр.3:10). История подтвердила истинность этих слов. Вавилон взял меч и от меча и погиб, то же произошло с Хеттейским государством, Ассирией, Грецией и Римом. Настанет день, когда этот принцип предрешит судьбу всего грешного мира.

10. Звезды: Сверхъестественная тьма, в которой даже небесные светила не излучают свой свет, часто упоминается, как одно из обыкновенных явлений, сопровождающих «великий и страшный день Господа» (Иоиль.2:10-11; 3:15-16; Амос.8:9; см.Матф. 24:29; Марк.13:24-25; Лук.21:25; Откр.6: 12-13).

11. Накажу мир: Справедливость требует, чтобы зло было наказано.

Бог справедлив, и Он не позволит, чтобы беззаконие человека оставалось ненаказанным. Грешникам следует осознать, что день расплаты за их нечестивые поступки непременно придет (см.Екл.8:11).

12. Дороже: Суд над нечестивыми влечет за собой истребление населения земли и превращение ее в груды развалин (ст.9). Только верный остаток избежит общего истребления. Хотя и малочисленные, они будут дорогие или «драгоценные», как чистое золото Офирское.

13. Потрясу небо: Что касается падения буквального Вавилона, то стихи 13-й и 14-й являются образным описанием окончательного опустошения, изображенного более подробно в стихах с 19-го по 22-й. Что же касается конца мира, то данные стихи следует понимать буквально (см. Евр. 12:26; Откр.6:14). Ужасные сотрясения отметят заключительные сцены истории земли (см. Откр.6:14; 16:18-19). Это голос Бога сотрясает небеса и землю.

Пылающего Гнева Его: То есть относящееся к буквальному Вавилону (см.Ис.13:19). В отношении духовного Вавилона и конца мира изображенные здесь сцены представляют заключительные события последней из семи язв, когда будет «Вавилон великий воспомянут перед Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» (Откр. 16:19).

14. Как преследуемая серна: Или «газель». В последние дни нечестивые из всех народов будут рассеяны как овцы без пастыря. Подобно тому, как испуганные животные ищут какого-либо места, которое могло бы служить убежищем и укрытием, так и нечестивые будут искать такого места, где бы они могли укрыться от последнего гнева Божьего, но не найдут его.

15. Будет пронзен: Пророк продолжает свое красочное описание падения Вавилона, относимого новозаветними писателями ко Второму пришествию Христа.

Вавилоняне бегут перед своими врагами.

17. Мидян: Во дни Исаии Ассирия была главным врагом Вавилона. В 689-м году до н.э, например, войска Сеннахирима полностью разрушили этот город. Мидийское же царство было в то время относительно малозначимым государством. Здесь пророчество предсказывает те дни, когда Мидия станет играть главную роль в разрушении Вавилона.

Когда в 539-м году Вавилон пал, мидяне в союзе с персами были участниками этого события.

В последнем же сражении Дарий Мидянин сыграл исключительно важную роль (см.Дан. 5:31). Исаия предсказывает также, какое участие примет Кир в борьбе с Вавилоном (Ис.44:27-28; 45:1-3). Однако окончательное падение Вавилона произошло спустя несколько веков (см.комм.Ис.13:19).

Не ценят серебра: Мидяне изображены здесь народом, главной целью которого не была нажива. Им нужен был прежде всего сам Вавилон, а не его богатства. Они добивались власти, они пришли не грабить, а победить.

19. Краса царства: Лишь столетие спустя после дней Исаии во времена царствования халдейской династии Вавилония достигла наивысшей славы и всеобщего уважения за свое великолепие и красоту.

Содом: См.комм.Быт.19:24; Иеремия,видевший Вавилон в расцвете его могущества, также предсказывал о том, что падение его будет подобно Содому и Гоморре (Иер.50:40). Разрушение Вавилона будет полным, он никогда более не будет восстановлен (Иер.51:64). Та же участь ждет и духовный Вавилон в конце мира (Откр.18:21).

При жизни Исаии город Вавилон был совершенно разрушен Сеннахиримом (см.комм.Ис.13: 17), однако вскоре он был вновь восстановлен сыном Сеннахирима Асарданом. Позже, когда вавилонским царем стал Навуходоносор, он превратил этот город в один из самых красивых городов древнего мира. Взяв Вавилон в 539-м году, мидяне и персы не стали разрушать город, а сделали его своей столицей. Полвека спустя, когда в городе возник мятеж, Ксеркс подверг его частичному разрушению.

После этого он никогда уже не восстанавливался полностью и вообще потерял свое прежнее превосходство. Однако позже, хотя и полуразрушенный, город Вавилон стал столицей Александра Великого после того, как он взял его в 331-м году. Таким образом, это пророчество Исаии нашло свое исполнение лишь через несколько столетий после смерти самого пророка.

И только во дни царствования Селевка Никанора (312-280 годы до н.э.) над восточной частью империи Александра Вавилон окончательно пал в 305 году. Этот царь построил новую столицу на реке Тигре, в сорока милях севернее Вавилона, на склоне горы Опис, и назвал его в честь самого себя Селевкией.

Строительный материал и часть населения для нового города были взяты из Вавилона, чье превосходство было таким образом утрачено навсегда. Тем не менее в течение, вероятно, каких-то двух столетий Вавилон продолжал еще иметь некоторое значение.

Ко времени Страбона, примерно в 20-м году до н.э. или несколько позже, большая часть города была превращена в огромную пустыню, хотя еще населенную. Во дни же царствования Трояна (98-117 годы н.э.) город был разрушен полностью и окончательно.

20. Не заселится никогда: Когда Вавилон был окончательно разрушен, он сделался заброшенным городом. Через столетие после Исаии Иеремия высказал подобное же предопределение (Иер.51:37).

Аравитянин: Это слово используется в качестве общего названия бродячих племен бедуинов, кочевавших по пустынным восточным землям Палестины.

Не раскинет… шатра: Со дня разрушения Вавилона в древности (см.комм.19 ст.) место, на котором он стоял, никогда не заселялось. Путешественники прошлых поколений иногда рассказывали, что бедуины обходили стороной развалины древнего города из-за суеверного страха, который внушало им то место.

Это действительно могло быть так в какое-то время в прошлом. Причиной же, которую высказывают бедуины ныне, служит то, что древние руины просто не представляют подходящего места для заселения. Как и в прошлые тысячелетия «аравитянин» по-прежнему не раскидывает там «шатра своего».

Поселение бедуинов на месте расположения древнего Вавилона однако вовсе не сделало бы предсказание Исаии необоснованным. Пророк обращал внимание не столько на неприступные стены и роскошные дворцы города, сколько на его языческое поклонение, языческую культуру и военную мощь. Его выразительное описание города, превращенного в необитаемые развалины, красноречиво говорило о том, что гордая империя должна исчезнуть с лица земли. Время подтвердило точность предсказания Исаии, ибо ныне ничего не осталось от той древней цивилизации, кроме ее руин (см.комм.Иез.26:14).

21. Звери: После оставления его людьми место древнего Вавилона сделалось местом обитания хищных животных. Вместо сильных мужчин и женщин дикие звери заселили тот некогда величественный город.

Филинами: В других переводах «скорбными существами». Соответствующее еврейское слово встречается единственно лишь в данном тексте, и значение его не совсем понятно. Можно предположить, что данное слово просто имитирует или же передает крик определенного живого существа.

Некоторые полагают, что здесь подразумеваются филины, другие переводят это место, как «существа, издающие пронзительный крик».

Косматые: Ввиду того, что козы особенно косматы, выражение «косматый» обычно употребляется в значении «козел» или «коза». Название «Сеир» (Быт.32:3) происходит от того же еврейского слова.

Позже под этим словом стали понимать мифических демонов, которые, как люди предполагали, имели вид козлов, однако нет никакого основания думать, что Исаия здесь подразумевает именно демонов.

Остальные живые существа, упоминаемые Исаией в 13-й главе 21-м и 22-м стихах, являются животными в прямом смысле слова. Поэтому в данном случае «косматые» обозначают просто диких «коз».

Шакалы: Или «гиены» (гиена — хищное млекопитающее южных стран, питающееся падалью). Вместо музыки, веселых пиров вавилонян, среди развалин древних дворцов будет слышно мрачное завывание различных диких животных, упомянутых здесь.

Близко время его, и не замедлят дни его: В еврейском тексте эти начальные слова первого стиха 14-й главы являются заключительными словами последнего 23-го стиха 13-й главы.

Город Вавилон был полностью разрушен Сеннахиримом в 689 году до н.э. еще при жизни Исаии (см.комм.Ис.13:17-19). Однако это не было его окончательное уничтожение, ибо позже город был все же восстановлен.