Глава 17

1. Пророчество о Дамаске: См.комм. Ис.13:1.

Стихи с 1-го по 11-й содержат весть, высказываемую против Дамаска и Израиля. Следует напомнить, что во дни Ахаза Сирия вступила в союз с Израилем против Иудеи и что Исаия уже предсказывал раньше о поражении как Сирии, так и Израиля (Ис.7:1-17). Настоящее же пророчество касается еще более тяжких судов.

Из числа городов: Страшный удар должен был обрушиться на Дамаск, больше он не будет числиться среди великих городов мира. Какое-то время город, вероятно, лежал в руинах, но затем был восстановлен, потому что столетием позже Иеремия вновь пророчествует против него (Иер.49:23-27).

2. Города Ароерские: Ни один район не известен в Сирии под этим названием, хотя на израильской территории был такой город к востоку от Иордана (Числ.32:34; Втор.2:36; 3:12; И.Нав.13:25; 2Цар.24:5). Очевидно, с целью избежать этого кажущегося затруднения или, возможно, следуя какому-то другому еврейскому тексту, переводчики Септуагинты написали: «Ее города будут покинуты навсегда». Города в пределах разрушенной территории будут настолько разрушены, что впредь стада будут пастись на том месте, где некогда находились цветущие города.

3. Твердыни Ефремовой: Ефрем, т.е. северное царство — Израиль, все еще представляется в сознании пророка связанным с Сирией. Как эти два народа объединились в общей борьбе против Иудеи (4Цар.16:5; Ис.7:1-2), так они должны были пострадать от общего суда, предопределенного Господом (см.комм.Ис.7:4,16).

Со славою: Слава Израиля была недолговечной, вскоре она должна была уже померкнуть. То же самое произойдет и с остатком Сирии.

4. Слава Иакова: Здесь явно подразумевается Ефрем, северное царство.

Десять колен ждало полное вымирание. Поэтому весть эта была, несомненно, дана до 722-721 годов до н.э, когда северное царство перестало существовать.

5. Жнецом: Одно символическое изображение сменяется теперь другим, а именно изображением жнеца, собирающего хлеб на полях. Подобным же образом жестокие ассирийские завоеватели пожнут израильские города.

В долине Рефаимской: Это была каменистая, но очень плодородная «долина великанов» южнее Иерусалима в сторону Вифлиема (см.комм. И.Нав. 15:8).

6. Обивании маслин: Употребленное здесь еврейское слово означает «сбивание» или маслин, или виноградных гроздей, но не зерен. Здесь вновь идет речь об остатке, который не подвергнется общему истреблению на сей раз в Израиле. Хотя суд непременно совершится и всему народу будет нанесен сокрушающий удар, все же небольшое число людей спасется, подобно тем немногим маслинам, на самой верхней ветке дерева, которые остаются после сильного встряхивания ветвей.

Эта мысль о спасающемся остатке вновь и вновь повторяется на страницах книги Исаии (Ис.10:20-22; 11:11-16; 37:4,32). «Остаток»- это всегда группа людей, уцелевших во время совершения небесного возмездия над иудеями за их беззакония. По-видимому, остаток проявляет полное повиновение, и можно не сомневаться, что он и впредь будет столь же верен Богу.

7. Взор свой к Творцу своему: Суды не окажутся напрасными, ибо они побудят ревностные и искренние души поднять свои глаза к Богу. Основной вестью, обращенной к народу во дни Исаии, было: «Вот Бог ваш» (Ис.40:9). Возможно, людям придется претерпеть большие страдания и горькие разочарования, чтобы взор их мог быть отвращен от земных предметов, но все же суды Господни в конце концов заставят их отвернуться от своих идолов и устремить свои глаза к Создателю.

8. Сделали персты его: То есть идолов (см. Втор.4:28; Ис.2:8; 31:7; 37:19; Ос.14:4; Мих.5:13). Язычники искали помощи у богов, которых они сделали сами, евреи же нашли помощь в Боге, Который был их Творцом.

10. О скале: Бог есть истинная скала, прибежище для Своего народа (Пс.27:1; 30:3-4; 61:3; 70:3; 88:27; 94:1).

Оставив Господа, народ будет тщетно искать защиты путем совершения различных идолопоклоннических обрядов.

Развел увеселительные сады: Дословно «насадил приятые растения». Это были такие растения, как пшеница, ячмень или всякие виды овощей или цветов, посаженных в корзинах и горшках для того, чтобы они быстро дали росток. Их считали как бы символизирующими магическую силу богов плодородия. Хотя эти божества природы и почитались могущественными, однако в действительности они не имели никакой силы и ничего не могли сделать для своих почитателей.

Черенки: Дословно «ростки», «побеги», «веточки» или «прутики» «богов чужих» или «богов иных» (Пс.43:21; 80:10).

Возможно, распускающиеся ростки использовались с той же целью, что и «приятные растения». Здесь также передается мысль, что Израиль оставил истинного Бога, а привил себе иных богов.

11. В день собирания: С этих быстро произрастающих насаждений не может быть обильного урожая. Как эти насаждения быстро произрастают, так они быстро и увядают. Пророк, очевидно, хочет этим сказать, что народ, оставивший Бога, как свою подлинную силу, будет тщетно искать помощи у своих богов плодородия. В дни опасности и поражения эти божества оставят его лишь с обильным урожаем горя и разочарования.

12. Народов многих: Страна, которой объявляется данное бедствие, не названа по имени. Однако несомненно, это были какие-то неприятели народа Божьего, которые должны были выступить против него подобно водам мощного потока, угрожая полностью уничтожить его. Такое пророчество было дано относительно Ассирии (Ис.8:7-8), и, возможно, именно эта империя имеется здесь ввиду.

13. Он погрозил им: Хотя ассирийские армии под предводительством Сеннахирима и грозили совершенно затопить Иудею, однако Господь воспрепятствовал им сделать это. Вместо нанесения поражения Израилю, враг должен был сам потерпеть полное поражение.

Прах по горам: Символы, используемые здесь, наглядно изображают полное бессилие и ничтожность ассирийских армий перед могуществом Бога. Одно время они неудержимо продвигались вперед, уничтожая все на своем пути подобно стремительным водам бушующего моря, грозя совершенно разорить иудейскую землю. Теперь же они станут как прах или пушинка, гонимая ветром.

Пыль: Дословно «колес», очевидно,имеется ввиду колесообразная засохшая чашечка чертополоха.

14. Прежде утра: Ночь, начавшаяся для Сиона мраком и невзгодами, окончилась победой и ликованием (Ис.37:22-36).

Разорителей: Согласно его собственным надписям Сеннахирим во время своего нападения унес из Иудеи огромное количество награбленного добра.