Глава 28

1. Венку гордости: Или «гордому венку».

Пьяных Ефремлян: Эта глава является единственной вестью порицания, адресованной Исаией специально северному царству, хотя Иерусалим также упоминается в стихе 14-м. Поэтому она должна быть дана еще до пленения Самарии ассирийцами в 723-722 гг до н.э. Самария, «гордый венок» народа пьяниц, была неоднократно порицаема за пьянство (Амос.4:1-2; 6:1-6).

Пророки нередко высказывали предостережение против этого порока (Ис.5:11-12; 28:7-8).

Однако как это явствует из контекста, Исаия, главным образом, касается вождей северного царства, которые были пьяны как в буквальном, так и в переносном смысле и которые были неспособны руководить народом в соответствии с волей Божьей.

Увядшему цветку: Со времени смерти ИеровоамаII в 753 году до самого падения царства, происшедшего тридцать лет спустя, каждый мог без труда видеть, как заметно ослабевала и меркла сила и слава Израиля. Царство быстро распадалось (см.комм.4Цар.15:29; 1Пар.5:26). Когда Исаия провозглашал эту весть, оно действительно было «увядшим цветком».

Тучной долины: Самария находилась на возвышенности, расположенной в прекрасной плодородной долине.

2. Сильный: То есть Ассирия, «жезл гнева» Божьего (см.комм.Ис.7:17-20).

3. Попирается: То есть ассирийскими завоевателями.

4. С созревшею прежде времени смоквою: См.

комм. Марк.11:13. Обычно урожай собирали в августе месяце. Самые же ранние смоквы, которые созревали в июле, считались особенным деликатесом (см.Ос.9:10; Мих.7:1). Их с жадностью срывали и тут же поедали. То же должно было произойти и с Самарией.

5. Для остатка: Когда Израиль пал, жители Иудеи оставались сравнительно верными Богу, и для них Господь был славным венцом. Об отношении Иудеи к Богу после падения Израиля см.Ос.1:6-7; 4:15-17; 11:12.

6. Духом правосудия: Бог даровал благочестивому царю Езекии дух мудрости и здравого суждения, который в бедственные дни помогал ему принимать разумные решения, спасшие его народ от участи, постигшей северное израильское царство.

Этот же самый дух распознавания обещан руководителям народа Божьего и сегодня.

До ворот: Или «у ворот». Ассирийцы подступили к самым воротам Иерусалима, и падение его, казалось уже неизбежным, но Господь обратил вспять ассирийские войска,и Иудея была спаСенна (Ис.37:25-37).

7. Но и эти шатаются: Жители Иудеи, в особенности ее вожди, так же стали рабами вина. Даже священники и пророки, которые должны быть примером для народа, впали в заблуждение. Ложные пророки были в пьяном состоянии, когда они провозглашали свои фальшивые вести, и священники тоже спотыкались, совершая святое богослужение. Предавшись вину и крепким напиткам, они больше уже не были в состоянии отличать «священное от несвященного и чистое от нечистого» (Лев.10:9-10).

Обезумели: Они не могли уже мыслить ясно и логично.

8. Нет чистого места: пророк рисует самые отвратительные признаки пьянства (см. 7 ст.). Священники и народ были осквернены как буквально, так и духовно.

9. Кого хочет он учить: Священники и пророки, святым долгом которых было поучать народ, сами находились в заблуждении, а потому были не способны выполнять возложенные на них обязанности (см.комм.Матф.23:16). Разум их был столь затуманен, что Бог не мог наставлять их.

Поэтому было необходимо отстранить их и избрать новых вождей — людей, которые были кротки и старательны, бдительны и духовны.

Прежних руководителей, сознание которых было духовно омрачено, необходимо было заменить такими людьми, которым Бог мог бы передавать Свои вести истины и мудрости. В глазах ученых священников эти люди могли казаться всего лишь младенцами, но они были смиренными и прилежными и были способны познавать пути Божьи.

10. Заповедь на заповедь: Истину необходимо передавать ясно и логично, так чтобы из одного ее пункта естественно вытекал другой. Только в таком случае люди могут получить полное и правильное представление об истине.

Наставления следует давать как детям, снова и снова повторяя один и тот же пункт и переходя от одного пункта к другому постепенно, в доступной и легкой последовательности, соответственно тому, насколько люди, чьи умы охвачены грехом, способны воспринимать возвещаемые им истины. Такой метод обучения может показаться слишком упрощенным, однако он является весьма эффективным.

11. На чужом языке: Бог говорил к Своему народу на их родном языке через Своих вестников пророков, но они не слушали. Теперь же Он будет говорить с ними по-другому, используя для этого вначале ассирийцев, а затем вавилонян, персов, римлян. В 1Кор.14:21 Павел относит этот библейский текст к людям, говорящим на языке, не понятном для слушающих.

12. Вот — покой: Только внимая и повинуясь явленной воле Божьей, человек может обрести истинный покой. Иисус призывал всех обремененных прийти к Нему, обещая успокоить их (Матф.11:28). Однако Израиль и Иудея не желали слушать (см.комм. Ис.6:9-10) и поэтому и не получили покоя, который предлагался им (см. комм. Евр.3: 18-19; 4:1-11).

13. Упадут навзничь: Бог говорит к Своему народу ясно и просто, и у них не было никакого основания для оправдания. Его советы, могущие принести благословения, теперь служили свидетельством против них. Краеугольный камень истины сделался «камнем претыкания и соблазна» (1Петр. 2:6-8; ср.Ис.28:16). То, что было дано с целью помочь людям, стало причиной их падения (см.комм.Рим.7:10).

14. Хульники: Или «насмешники». Вожди народа Божьего с презрением относились к Его постановлениям и насмехались над Его словами, посланными для их предостережения. Исаия обращается непосредственно к тем людям, которые в своей мирской мудрости осмеивали Его поучения и упорно отстаивали проведение политики, несущей народу неизбежную гибель. В резких, порицающих словах пророк делает выговор этим вождям и ясно говорит о судьбе, которая неминуемо ожидает их (см.комм.стихов 21-23).

15. Вы говорите: Пророк передает слова хульников, о которых говорится в 14-ом стихе. Это их презрительный ответ на весть предостережения, записанную в стихах с 1 по 13.

Союз со смертию: Исаия предупрежал, что эти люди «упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены» (13 стих). Но хульники только смеялись и проявляли полное безразличие.

Смерть, как говорили они, согласилась и дальше позволять им жить, несмотря на предначертание Бога. Не умрем за наши злодеяния (см.комм.Быт.3:4).

С преисподнею: Символическое царство мертвых (см. комм. Пр. 15: 11). «Преисподняя» образно представлена в виде чужой страны, с которой «хульники» заключили договор. «Смерть» — царь этой страны.

Столь низкими и безнравственными были эти вожди некогда избранного народа Божьего, что они открыто насмехались над истиной и праведностью. Нечестивый царь Ахаз, отец Езекии, вступил в союз с Ассирией и стал открыто признавать ассирийских богов, поклоняясь им. Он даже заменил жертвенник Господень в Иерусалиме языческим жертвенникомм (4Цар.16:7-18). Своим служением сатане они надеялись избежать его кары.

Всепоражающий бич: То есть суды Божьи, о которых предсказывал Исаия.

Ложь сделали мы убежищем: Эти «хульники» говорили о своих личных верованиях и политике, как о «лжи». Они сами знают, что говорят неправду, однако по некоторым своим соображениям, они согласны прибегнуть скорее ко лжи, чем к истине.

16. Основание: Глубоко заблуждались вожди Иудеи, строившие на песчаном основании. Гибель и разрушение были бы неизбежной участью всей нации, если бы вожди продолжали и дальше идти своим путем (см. комм.Ис.3:12). Они нуждались в другом, лучшем основании.

На Сионе: См. комм. Пс.47:3.

Камень испытанный… драгоценный: Им должен был стать никто иной, как Мессия (см.Матф.21:42; Деян.4:10-11; Рим.9:33; Еф.

2:20; 1Петр.2:6-8). Это был испытанный камень, на котором церковь могла строить безопасно. Какие бы штормы не поднимались против здания, сооруженного на этом основании, оно никогда не поколеблется (см.комм. Матф.7:24-27). Относительно особенности использования древних краеугольных камней см. комм.Матф.21:42. О Христе, как камне, на Котором строится церковь см. комм. Матф.16: 18.

Не постыдится: Употребленное здесь еврейское выражение имеет такое значение: «не будет тревожиться», «не будет действовать под влиянием порыва».

Тот, кто верует во Христа, может идти вперед с полной уверенностью и надеждой, ему не нужно будет опрометчиво обращаться в бегство. Окруженный различными испытаниями и затруднениями он не станет тревожиться, он будет полностью уповать на Бога (см. комм. Ис.26:3-4).

17. И поставлю суд мерилом: Дословно «поставлю справедливость мерилом». Несправедливость широко распространилась повсюду, но все же Мессия (см.комм.16 стиха) оживит в людях сознание того, что является правильным отношением к Богу и ближним (см.комм.Матф.5:19-22) через возвеличивание и прославление закона (Ис. 42:21). Исаия продолжает здесь образность 16-го стиха, исходящую из построения здания. Христос будет «Краеугольным Камнем» церкви Божьей, и от нее требуется точное исполнение Его принципов справедливости и праведности (см. комм. Мих.6:8; ср.1Петр.2: 5-10).

Весами: Дословно «отвесом». Отвес — это небольшой груз на нитке, с помощью которого определяют действительно ли стена, окна и двери строго вертикальны, а следовательно, соответствуют основанию.

Градом истребятся: Только здание, построенное на Христе и Его принципах справедливости и истины, может стоять безопасно (см. комм. Матф.7:2427). Люди, строящие на основании лжи увидят, что их здание не может противостоять испытаниям времени (ср.Откр.16:21).

18. Союз со смертию: См.комм.Ис.28:15. Всякие планы, в которых умышленно не принимаются во внимание постановления Божьи, рано или поздно приведут своих составителей к полному разочарованию.

19. Как скоро он пойдет: Пророк образно представляет свое описание потока, устремившегося на дом. Хульники (ст.14) думали, что такого потока никогда не будет и что их здание лжи будет стоять непоколебимо (см. Матф.7: 26-27; ср.2Петр.3:3-7). Когда люди приходят в себя, наступает слишком печальное пробуждение, ибо их дом лжи рушится на глазах.

Ужас: Только когда будет слишком поздно, до этих хульников дойдет «слух», или «весть», которую Исаия ныне провозглашает против них (см.Иер.8:20), и это вселит в них ужас.

20. Слишком коротка будет постель: Образность вновь меняется. «Постель» символизирует политику, которую поддерживали вожди Иудеи.

Эта политика, по их утверждению, должна была обеспечить спокойствие и мир народу. Но как предупреждает Исаия, она в действительности окажется бессильной удовлетворить их нужды. Они не смогли осознать своего подлинного положения, как нации, и не понимали, какое именно средство, или «постель», необходимо для обеспечения национального благосостояния. Их планы были слишком примитивными, чтобы отвечать требованиям того критического положения, в котором оказался народ. Проектирования, на которые они полагались, не спасут их. Кажущиеся мудрыми, но в действительности являющиеся пагубными, эти планы, к которым люди столь часто прибегают, приводят лишь к упадку и разочарованию духа. Единственным надежным убежищем в трудное время является упование на Господа и стремление делать добро (см.Пс.36:3).

21. Как на горе Перациме: Когда Давид был помазан в царя, против него выступили филистимляне, но они были разбиты полностью около Перацима и Гаваона (1Пар.14:8-16).

Как Господь обнаружил Свою силу при поражении врагов Давида, так Он покорит в последние дни врагов Сиона.

Необычайное дело: Бог по своему характеру милосерд, благ и долготерпелив (Исх.34:6-7; Иез.18:23,32; 33:11; 2Петр.3:9). Ему не свойственно причинять Своему творению раны и страдания, посылать наказания и смерть. Но в то же время Он не может оставлять их без наказания (Исх.34:7). Порой совершение Божественной справедливости кажется столь замедленным, что люди начинают сомневаться вообще в ее совершении когда-либо (Екл.3:11; Соф.1:12; Мал.2:17; 3:14) и думают, что они дальше смогут следовать своими нечестивыми путями безнаказанно. Всем, кто осмеливается так злоупотреблять Божьим долготерпением и милостью, здесь дается предупреждение, что суд непременно совершится (см.Иез.12:21-28; см.комм.Ис.28:14,22-23). Когда Христос придет как воин, чтобы поразить Своих врагов (Откр.19:11-21), люди увидят Его исполняющим ту роль, которая, кажется, совершенно противоречит тому, что они знали до сих пор. Агнец Божий явится тогда как «лев от колена Иудина» (Откр.5:5-6).

22. Не кощунствуйте: См. комм. 15 ст. «Не смейтесь над предупреждениями о грядущих разрушениях»,- умоляет Исаия.

Узы ваши не стали крепче: Сопротивление только увеличивает их вину и делает еще тяжелее их наказание (см.Иер.28:10,13).

Истребление определено: То есть определено искоренение греха и уничтожение грешников на земле.

23. Приклоните ухо: В стихах 23-29 Исаия дает поучительный урок, взятый из земледельческой жизни, — вспашка поля, сеяние и выколачивание зерна, но не изъясняет притчу, предлагая читателю сделать это самому. Как для каждого из этих земледельческих процессов существует какое-то определенное время (см. Ис.5:1-7; Иак.5:7), пусть хульники (Ис.28:14) не обманывают себя, думая, что время жатвы может откладываться на какой-то неопределенный срок. Бог поступает с людьми согласно их индивидуальных потребностей, то посылая наказание, то даруя милость,- всегда так, как это будет лучше для каждого из них.

24. Всегда ли земледелец пашет: Ни один благоразумный земледелец не будет проводить все свое время, только вспахивая огород или только сея, как бы важны не были эти занятия. Необходимо, чтобы каждое действие было совершено в надлежащее время. Ни один из этих процессов не продолжает выполняться вечно. Точно также поступает и Небесный Земледелец.

25. Уровняет поверхность: Каждый сорт зерна следует сеять в подготовленную для этого почву каким-то особым, присущим только для него одного способом. Одни зерна просто разбрасывают, другие сеют рядами, третьи сеют рядовой сеялкой. Бог поступает с людьми по-разному, исходя из того, как будет лучше для каждого из них.

Чернуху: Прежде предполагалось, что это было своеобразное растение, выращиваемое как кормовая трава, однако позже удалось установить, что это было не что иное, как черный тмин, обычно известный под названием фенхель, или волошский укроп.

Растение это достигает в высоту примерно пятьдесят сантиметров и имеет желтые, а иногда голубые цветы. Его многочисленные семена, черные, острые на вкус и необычайно ароматные, используются на Востоке как приправа, а также как лекарство, способствующее пищеварению.

Тмин: См.комм.Матф.23:23. По вкусу и запаху, а также и по внешнему виду он напоминает семена волошского укропа, но он менее приятен на вкус. Как и волошский укроп, он также используется на Востоке в качестве лекарства, способствующего пищеварению.

Пшеницу: Дословно «просеянную пшеницу», зерно менее ценное, чем пшеница, употреблялось обычно бедными классами.

В определенном месте: Дословно «высевают в пограничной полосе» или «делают границей».

Полбу: Сорт дикой пшеницы низкого качества.

27. Не молотят чернухи: Земледелец, использующий большую телегу с колесами, снабженными особыми остриями для выколачивания зерен, которые достаточно лишь слегка поколотить палкой, покажется далеко неблагоразумным человеком.

Исаия хочет этим сказать, что некоторые люди реагируют должным образом даже на самое легкое выколачивание. С таковыми Господь будет поступать более мягко, нежели с другими.

28. Зерновой хлеб выколачивают: Как подсказывает постановка следующего предложения, здесь правильно было бы употребить вопросительную форму: «Разве зерновой хлеб толкут?» Молотьба имеет своей целью не растолочь и раздробить зерно, а лишь отделить его от мякины. Тем не менее легкий метод, используемый в выколачивании тмина (см. комм. 27 ст.) оказывается недостаточным при молотьбе зерен, предназначенных для выпечки хлеба.

Для пшеницы, проса, полбы и ячменя часто применялись большие катки с тяжелыми колесами, или же проводили лошадей и крупный рогатый скот по зерну.

Точно так и Господь вынужден прибегать к более строгим мерам для воздействия на некоторых людей, чем Он использует для других. Но даже самые тяжелые наказания не продолжаются бесконечно. Бог не ставит Своей целью разрушать, Он желает лишь отделить никому не нужную мякину от ценного зерна.

Как только эта цель становится достигнутой, процесс выколачивания прекращается.

29. Дивны судьбы Его: Суды Божьи диктуются не местью, а справедливостью и мудростью. Когда люди познают пути Бога, они увидят, что Он действительно есть «Чудный Советник» (Ис.9:6).

Велика премудрость Его: Дословно «Он повелевает большому делу возвеличиться». Бог не только всеведущ, но также и вездесущ, не только премудр, но и всесилен, Он не только дивен в судьбах Своих, но также велик в осуществлении намерений Своей воли.