Глава 39

1. Меродах Валадан: См.комм.4Цар.20:12. Это имя довольно часто встречается в ассирийских надписях Саргона и Сеннахирима. Меродах Валадан первоначально правитель Бит-Якена, небольшого государства, расположенного на севере Персидского залива, был вавилонским царем с 721-го по 709-й год и затем еще короткий период в 703-м году до н.э.

В то время, когда заболел Езекия и когда были посланы эти послы, он находился в изгнании. Ввиду упорного сопротивления, оказываемого Езекией Сеннахириму, Меродах Валадан видел в иудейском царе ценного сановника. Послы пришли якобы под предлогом поздравить Езекию с его выздоровлением, в действительности же, очевидно, с целью заручиться его поддержкой в жестокой борьбе, которая велась в то время против попыток Ассирии завладеть всем Ближним Востоком.

2. Обрадовался посланным Езекия: Это столь неожиданное проявление внимание со стороны вавилонского царя льстило его тщеславию, он был счастлив, что и другие были заинтересованы в оказании сопротивления Ассирии. Поэтому Езекия приветствовал вавилонских послов как своих союзников и друзей, вовсе не подозревая, что через короткое время Вавилон займет место Ассирии, став великой державой Востока, и что один из его царей покорит Иудею.

Показал им дом: Относительно безрассудности Езекии см. комм. 4Цар.20:13.

3. И пришел пророк Исаия: Сравни предыдущие вести, высказанные Исаией против союза с другими странами (Ис.8:9-13; 30:1-7; 31:1-5).

4. Что видели они: См.комм.4Цар.20:15. Еще Соломон предвидел то время, когда люди будут приходить из далеких стран, чтобы познать Бога Израилева (3Цар.8:41-43). Неумение использовать эту возможность для свидетельства об истинном Боге говорит о неблагодарности Езекии за благословение и исцеление (Ис.38:1-9) и освобождение от Сеннахирима (Ис.37:36).

6. Унесено в Вавилон: См.комм.4Цар.20:17.

7. Сыновей твоих: См.комм.4Цар.20:18.

8. Благо слово: Этот ответ в какой-то степени подчеркивает эгоистичную точку зрения царя (см.комм.4Цар.20:19).

Мир и благосостояние: Дословно «мир и истина» (см.комм. 4Цар.20:19). Езекия утешался мыслью о том, что Бог явил к нему Свое благоволение, отсрочив наказание на некоторое время. Бог часто откладывает приведение в исполнение вынесенного приговора, когда люди искренне раскаиваются и выражают Ему свою покорность (см.3Цар.21:28-29; 4Цар.22:18-20).