Глава 43

1. Ныне же: Относительно общего значения см. комм. Ис.40:1. Угрозам и порицаниям заключительных стихов предыдущей главы противопоставляются теперь обетования надежды. Суд сменяется милостью, любовь Бога сильнее, нежели его гнев. «Во всякой скорби их Он не оставлял их» (Ис.63:9).

Несмотря на согрешения Он все же любил их, ничего более не желал, как их полного возвращения к Нему.

Сотворивший тебя: См. комм. Ис.40:12,2628. Бог сотворил Израиля как народ для славы имени Своего (Ис. 43:7,21). Они не смогли выполнить этого Его намерения, однако Бог желал показать им, что они по-прежнему были Его народом, носящим Его имя и предназначенным быть Его особым представителем среди людей (Ис.43:10; 44:8).

Не бойся: См. комм. Ис.41:10.

2. Через воды: Даже когда дети Божьи оказывались в самых тяжелых обстоятельствах, они имели заверение, что Он будет всегда с Ними, чтобы поддерживать и спасать их. Им не было обещано отсутствие всяких скорбей и переживаний, но утешение и конечное избавление. Много раз Израиль переходил через «огонь и воду» и всегда Бог спасал его (Пс.65:12; ср. Ис.8:7-8). «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33:20; ср. Пс.33:17-18). В Писании огонь и вода часто выступают в роли очищающих средств (Числ.8:7; Иов.23:10; ср. 2Петр.3:5-7).

3. Святый Израилев: См. комм. Ис.40:25.

Ефиопию и Савею: См.комм.Быт.10:6-7. Некоторые предполагают, что этот стих относится к переходу Египта, Ефиопии и Савеи в руки Персии в ответ на ее решение об освобождении Иудеев из вавилонского плена. Кир издал первый указ, позволяющий иудеям выйти из Вавилона и приступить к восстановлению храма (2Пар.36:22-23; Ездр.1:2-4), а сын его Камбиз завоевал Египет. Главная мысль здесь — многоценность Израиля в очах Господа (См.также Иез.29: 18-19).

4. Я возлюбил тебя: См. Втор.7:7-8. В Своей любви к Израилю Бог делает все необходимое для него. Во дни Моисея эта любовь была проявлена в избавлении от фараона, а во дни Исаии — в избавлении от Сеннахирима. Любовь Бога к Израилю была без всякого пристрастия, ибо Бог нелицеприятен (Деян.10:34), Он смотрит не на национальность, а на характер человека (Деян.10: 35).

5. От востока: Частично эти слова исполнились при возвращении иудеев из вавилонского плена. Дальнейшее свое исполнение они должны были найти в собирании верных со всех частей мира в период христианской эры. Окончательное же исполнение их будет лишь тогда, когда праведные будут собраны от четырех концов земли при возвращении Христа (Матф.8:11; 24:31; Лук.13:29).

6. Не удерживай: Поэтическим языком Исаия продолжает рисовать картину обращения людей от всех народов. В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а вместо «сыновей Моих» и «дочерей Моих» написано «сыновей твоих и дочерей твоих».

7. Называется Моим именем: И следовательно, принадлежит Богу. Это относится как к иудеям, так и к язычникам, поскольку они являются «сонаследниками» (Ефес.3:6), призванными быть «родом избранным… дабы возвещать совершенства Призвавшего из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр.2:9; ср. Деян.11:26; Иак.2:7).

8. Слепой: См. комм. Ис.6:9-10; 42:7,18-20.

Народ земли, бывший до сего времени «слепым» и «глухим» к духовным явлениям, собирается теперь для получения явного доказательства, что Господь есть истинный Бог, и для вынесения твердого решения «за» или «против» истины (Ис.43:9).

9. Все народы: Народы земли собираются для того, чтобы представить свое дело пред судом Вселенной. Им предоставляется возможность оправдать себя; будучи же неспособны сделать это, они призваны признать, что Господь есть Бог и что Его пути истинны. Впредь не будет никакого извинения за их слепоту (см. Ис.43:8).

10. Мои свидетели: Все признающие Бога (9 ст.) уполномачиваются быть свидетелями о Нем перед миром. Бог представил много доказательств Своей Божественной мудрости и силы, как например, в Египте (Исх.3:12-15), на горе Кармил (3Цар. 18:36-39) и др. В древние времена иудеи должны были в особом смысле слова служить свидетелями Божьими. Как народ они должны были стать живыми свидетелями того, что Господь есть Бог.

Остаток, сохранившийся в Иерусалиме после нашествия Сеннахирима, был для тогдашнего мира свидетельством любви Бога к Своему народу и Его силы, могущей избавлять их.

Даже сегодня, не являясь более избранным народом Божьим, иудейская нация служит весьма показательным свидетельством истинности Слова Божьего. На церковь наших дней возложена ответственность подобная той, которая была у Израиля в древние времена (см.1Петр.2:9).

11. Кроме Меня: Во дни Моисея Бог спас Свой народ от власти Египта, в во дни Исаии от власти Ассирии. На протяжении всех веков он спасал их от власти греха. Когда Иисус пришел в мир, Он явился с определенной целью, спасти людей Своих от грехов (Матф.1:21). Другого средства для спасения нет (Деян.4:12).

12. Иного нет: Т.е. нет идола (Втор.32:16; Ис.42:8; 44:10; Иер.3:13).

Когда Израиль не служил иным богам, Господь мог проявить для него Свою силу. Еще задолго он предсказывал, что введет Свой народ в обетованную землю, спасет их от руки их врагов и возвратит их из вавилонского плена. Никакой другой Бог не мог высказать такие предсказания. Во всем этом дети израильские были свидетелями Божьего предвидения и Его верности.

13. Кто отменит это? Кто из людей может воспрепятствовать Богу? Он осуществляет Свои намерения независимо от человека. Когда Ассирия попыталась разрушить Иудею вопреки воле Божьей, Бог истребил ее осаждающие войска (Ис.14: 24-27; 37:33-37).

14. Искупитель ваш: См. комм. Ис.43:11.

Святый Израилев: См. комм. Ис.40:25.

Я послал в Вавилон: Этими словами Исаия за целое столетия вперед предсказывал о вавилонском пленении.

В полном знании, как все это произойдет, Бог говорит о будущих событиях, как будто они уже совершились. Он явил Свою силу в спасении Своего народа от руки Сеннахирима.

Теперь же Он предсказывает, какие будут отношения между Его народом и Вавилоном. Чтобы вавилоняне не рассматривали свое завоевание Иудеи, как доказательство превосходства их богов над Богом Израиля, Он заранее предсказывает об этом событии и заявляет, что оно является исполнением Его вечного плана (см. Ис.10:5-15).

Запоры: Это слово следует перевести как «беглецы», «беженцы».

Величавшихся кораблями: В английском переводе «крики которых в кораблях». Значение этой еврейской фразы, переведенной подобным образом, не совсем ясно. В Септуагинте написано «крики, которых будут заключены в оковы», а в Вульгате написано «в их прекрасные корабли». В новом английском переводе вся эта фраза звучит так: «возгласы халдеев обратятся в плач».

15. Царь ваш: Бог был царем Израиля (Исх. 15:18; Пс.9:37; 28:10; 145:10; Ис.44:6; Откр.11:15). Здесь показаны его самые главные качества: Его характер — святой; Его сила — Творец; Его авторитет — Царь.

16. В море дорогу: Намек на переход через Чермное море (Исх.14:18; Пс.76:20). Как Бог проявил Свое могущество в избавлении Своего народа от египетского ига, так Он проявит свою силу в избавлении их от Вавилона. Та же самая сила способна и сегодня избавлять человека от греховного плена.

17. Войско и силу: Т.е, как «фитиль из пакли» (см. комм. Ис.42:3).

У Чермного моря египетские войска угасли подобно пламени фитиля. Дорога избавления для народа Божьего стала для войск фараона путем смерти.

18. Вы не вспоминаете: Бог в прошлом соделал великие чудеса для Своего народа, но все они будут слишком малыми в сравнении с тем, что сделает для него в будущем.

19. Реки в пустыне: Очевидно, поток воды, дарованный Израилю в пустыне (см. Исх.17:6; Числ 20:8; Пс.77: 15-16; 1Кор.10:4). Здесь взор пророка устремляется вперед к той великой работе, которую совершит Бог для распространения вести Его благодати в странах, ныне сухих и бесплодных (см. комм. Иез.47:1,8-9; см. также Ис.35:6-7; 41:18; 44:3). Переход через пустыню был поистине таким же чудом, как и переход через Чермное море. Сила Божья ничуть не ослабела и сегодня. Как Бог открыл путь в земной Ханаан, так он откроет его и в небесный.

20. Полевые звери: Образная картина, в которой диким зверям приписываются чувства и отношения людей. Весь вид пустыни должен совершенно измениться.

Прекрасные сады появятся на месте жгучих песков; цветущие пастбища и плодородные поля заменят собой голые пустыни, и дикие обитатели пустыни будут радоваться чудесному преобразованию. Эти славные изменения должны были явиться в результате проповеди Евангелия в духовных пустынях и сухих районах земли.

21. Я образовал для Себя: См. Втор.7:7-8; ср. Иез.16:1-14.

22. Не трудился для Меня: Без заботы и благословений Божьих Израиль никогда не стал бы нацией (см. Ис. 43:21), однако народ не оценил того, что Бог сделал для него (Втор.6:10-12; 8:7-18; Ис.5:1-7; Иез.16:15; Ос.2:5-8). Они были всецело поглощены земными делами и перестали интересоваться делами Бога.

23. Не заставлял тебя служить: Или «не обременял» (ср. Ис.1:1-12; Мал.2:13). Требования Божьи не были обременительны. Все, что Господь предлагал Своему народу сделать, было лишь для их блага. Он предписал ритуальный закон не для Своей, а для их пользы, чтобы они могли полнее понять план спасения.

24. Затруднял Меня: Поскольку человек согрешил, Христос должен был оставить небо и принять образ «раба» (Фил.2:7). Именно наши грехи заставили Царя Славы стать рабом среди людей. Требования Бога были благоразумными и служили лишь для блага людей, но они не желали исполнять их.

Бог не мог более терпеть их лицемерного и притворного поклонения (Ис.1:13-14).

25. Изглаживаю: Исаия ясно представляет Христа как Спасителя человечества от грехов. Только Он прощает людям их грехи. Божественное прощение не только юридическое урегулирование отношений путем согласия сторон, которые изглаживают из книги грехи прошлого. Это есть преобразующая сила, совершенно искореняющая грех из жизни. Изглаживая преступление, Бог тем самым делает грешников святыми. Таким образом, Он совершенно уничтожает грех. Учение о искуплении греха ясно изложено как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Грехов твоих не помяну: Ср. Ис.1:18; Мих.7:19. Поскольку они исповеданы, оставлены и прощены, Бог обращается к кающемуся грешнику так, как если бы он никогда не грешил (Иез.18: 20-21). Слова Христа, сказанные женщине, взятой во грехе, относятся ко всем: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан. 8:11).

26. Припомни Мне: Ср. Ис.1:18; Евр.4:16.

Данный текст можно перефразировать следующим образом: «Представь мне твои праведные дела, если можешь, чтобы тебе оправдаться через них. Если ты можешь сказать в свою пользу что-либо доброе, говори, Я с радостью изглажу из книги твой грех, если только дела твои таковы, что они оправдают тебя».

Станем судиться: На современном юридическом языке Исаия привлекает Израильский народ к суду Божественной справедливости.

27. Праотец: Т.е, Адам, отец всего человечества, со времени которого грех вошел в мир.

Ходатай: Или учителя, т.е, вожди народа.

28. Лишил священства: Этот суд Божий постиг народ Иудейский за его беззакония. Язычники зло насмехались и позорили его, когда войска Сеннахирима окружили Иерусалим (Ис.34:4-20; 37:10-13).