Глава 47

1. Девица, дочь: Сравни: «Девствующая дочь Сиона» (Ис.37:42), «Дева, дочь Египта (Иер.46:11). В противоположность Вавилон был блудницей (ср. Откр.17: 1,5). О блудницах, связанных с древними восточными храмами, часто говорили как о «святых девах», но они не были ни девами, ни святыми. Вавилон гордился своей религией, которая внешне казалась предметом славы и красоты, но внутренне являлась мерзостью (ср.Откр.17:4).

Здесь пророк снимает маску с «девицы», дочери Вавилона, и открывает ее позор.

Вместо того, чтобы восседать на престоле, она должна занять то место, которое действительно принадлежит ей,- в прахе земли, это символ плача и опустошения (ср.Ис.3: 25).

Внимательные читатели книги Откровения, наверно, заметили большое сходство между замечательной частью ее символизма и языком отдельных отрывков книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. По-видимому, Иоанн, руководимый вдохновением свыше, заимствовал многое из языков древних пророков с тем, чтобы представить будущие события церкви в таких выражениях, которые были бы уже знакомы и многозначительны для внимательного читателя Ветхого Завета.

Угнетение буквальным Вавилоном и его последующее разрушение дали Иоанну яркую картину угнетения остатка народа Божьего духовным Вавилоном и окончательного разрушения последнего. Символы и язык книги Откровение становятся более ясными и значительными, будучи исследуемы во свете того, что древние пророки писали относительно событий своей эры. Поэтому различные моменты наказания буквального Вавилона, указанные в Исаии сорок седьмой главе, приобретают особое значение при правильном изучении наказания духовного Вавилона, изложенного в Откровении с 16-ой по 19-ю главы.

Обрати внимание на следующее: ———————T———————Исаия 47 гл. ¦ Откр.16-19 гл. ———————+———————1. «Сядь на прах» ¦1. «Посыпали пеплом (ст.1). ¦ головы свои»(18:19).

¦ 2. «Называть тебя ¦2. «Роскошествовала» нежною и роскошною» ¦(18:7). «Все тучное и (1 ст.).»Изнеженная, ¦блистательное»(18:14).

живущая беспечно» ¦ (ст.8). ¦ ¦ 3. «Возьми жернова» ¦3. «Взял камень, по(ст.2). ¦добный большому жер¦нову» (18:21).

¦ 4. «Совершу мщение» ¦4. «Вавилон великий (ст.3). ¦воспомянут перед Бо¦гом, чтобы дать ему ¦чашу вина ярости ¦гнева Его»(16:19).

¦ «Воздайте ей так,как ¦и она воздала вам» ¦(18:6).

¦ «Силен Господь Бог, ¦судящий ее» (18:8).

¦ «Он осудил ту вели¦кую любодейцу»(19:2).

¦ 5. «Госпожею царств» ¦5. «Великий город, (ст.5). «Вечно буду ¦царствующий над земгоспожею»(ст.7). ¦ными царями»(17:18).

«Подобной мне нет; ¦ «Сижу царицею, я не не буду сидеть вдо- ¦вдова и не увижу говою, и не буду знать ¦рести (18:7).

потери детей»(ст.8). ¦ ¦ 6. «Ты не оказала им ¦6. «Я видел, что жена милосердия,на старца ¦упоена была кровию налагала крайне тяж- ¦святых»(17:6).

кое иго твое»(ст.6). ¦ «В нем найдена кровь ¦пророков и святых и ¦всех убитых на земле» ¦(18:24).

¦ 7. «С которыми вела ¦7. «Торговавшие всем торговлю»(ст.15). ¦сим, обогатившиеся от ¦нее»(18:15).

¦ «Купцы твои были ¦вельможами земли» ¦(18:23).

———————+———————Смотри комм. Ис.13-14;23 гл; Иер.25:12; 50:1; Иез.26:13.

2. Мели муку: Вавилония считала себя госпожею (Ис.47:7; ср. Откр.18:7), но она должна была стать рабыней (ср. Исх. 11:5; Иов.31:10). Пышные наряды и украшения, в которые она облачалась, будут сняты с нее, и перед всеми обнажатся отвратительные черты рабыни, искаженные за годы изнурительного труда.

Подбери подол: Ассирийские рисунки изображают в таком виде пленниц.

Переходи: Перед нами предстает группа нечестивых рабов, встретившаяся на пути в землю пленения, лишенные одеяния, переходящие босыми и нагими через реку.

3. Не пощажу никого: Т.е, изображенных здесь, идущих в плен. Бог не будет проявлять милосердие ни к кому из вавилонян (см. Иер.50:3,13-14,25, 29,31,40; 51:6,22-24,63-64).

5. Сиди молча: Вместо веселия и радости будет тишина опустошения и смерти (см. Иер.50:12-13,30,39; 51:26,29, 43,62).

Госпожею царств: См. Ис.47:7; Откр.18:7.

6. Я прогневался: Бог допустил, чтобы Вавилон совершил суд над грешными жителями Иудеи (см. Иер.5:15; Аввак.1:6), но не одобрил жестокость, которую Вавилон проявил к ним при этом. За такую бессердечность и жадность Бог опустошит Вавилон (Иер.50:11-12; 51:25). Подобным же образом Бог поступит и с Ассирией (Ис.10: 5-15).

7. Вечно буду госпожею: В гордой самоуверенности Вавилония думала, что она будет самым главным городом и повелительницей мира. Подобным же образом Рим считает себя городом «вечным». В последние дни духовный Вавилон будет также считать себя царицею, которой не суждено видеть горести (Откр.18:7).

Не помышляла, что будет после: Во дни благоденствия и славы Вавилон не помышлял о последствиях своего нечестивого пути и высокомерной гордости… Блаженны сегодня те люди, которые помнят слова «Что посеет человек, то и пожнет»(Гал.6:7), и что путь нечестия — есть путь к смерти (Прит.14:12).

8. Другой подобной мне нет: Эти слова принадлежат только одному Богу (Втор.4:35,39; Ис.44:8; 45:5).

Вавилония должна была вскоре в гордости своей приписать то, что Господь допустил совершить ей, как совершенное лично ею. Это же хвастливое заявление высказала о себе и Ниневия (Соф.2:15).

Не буду сидеть вдовою: Ср. Откр.18:7.

9. Множество чародейств твоих: Мистическое искусство Вавилона не спасет его в день его гибели. В последнюю ночь в истории Вавилона к Валтасару были приведены обаятели и гадатели, но они не могли даже прочитать написанное на стене, не говоря уже о том, чтобы спасти город (Дан.5:7,26,31). Своими чародействами духовный Вавилон улавливает и вводит в заблуждение земные народы (Откр.18:23).

Занимаясь таинственным волшебством, вавилонские чародеи заявили, что они находятся в общении с богами. Однако когда их заявления были подвергнуты испытанию, им ничего не оставалось делать, как с позором признаться, что они не обладают такой силой (Дан.2:2,11).

10. Мудрость твоя: См. комм. Дан.1:4.

Сбили тебя с пути: См. Иез.28:15-17.

Никто кроме меня: См. комм. Ис.47:8.

11. Не узнаешь, откуда оно поднимется: Эта фраза может быть также переведена «против которого ты не будешь знать никаких заклинаний». Бог предсказал о падении Вавилона за полтора столетия вперед. Действительно, перед этим Вавилон достиг вершины своего могущества, тем не менее все мудрецы вавилонские были крайне удивлены, когда этот час разрушения настал (Дан.5:4-9; ср. Матф. 24:39). Против указа Бога и могущества Кира вавилонские чародеи не знали никаких заклинаний.

12. Пособишь себе: Более точно: «сможешь устоять», «сможешь вытерпеть». Слова Исаии не лишены иронии.

Зная, что Вавилон все равно будет обращаться к своим чародействам, несмотря ни на какие предупреждения, Исаия с явной иронией предлагает им продолжать и далее свое безрассудство, может быть, в конце концов волшебство их окажется успешным (ср.Ос.4:17).

13. Наблюдатели небес: Дословно: «разделяющие небеса». Астрология, т.е, лженаука, занимающаяся предсказанием событий по расположению звезд и планет, была главной и сильно развитой наукой в древнем Вавилоне. Звездочеты тщательно изучали небеса в поисках знамений о грядущих событиях. Однако все труды их были напрасными. Исаия предлагает вавилонским мудрецам продолжать заниматься своим таинственным искусством и выяснить для самих себя, какую пользу оно может принести им в час гибели, предсказанной Господом.

Звездочеты: То же, что и наблюдатели небес.

Предвещатели по новолуниям: Другая отрасль древней астрологии.

14. Угля, чтобы погреться: В день гибели, магические искусства бессильны предложить какой-либо путь избавления, и люди, всецело доверяющиеся полученным через них советам, теперь уже не смогут находить в них утешение.

Огонь, который должен уничтожить Вавилон, уничтожит также и звездочетов.

15. С которыми вела торговлю: Вавилон был торговой землей — «городом торговцев» (Иез.17:4). Духовный Вавилон также тесно сотрудничает с купцами земли (Откр.18:11-18). Древний Вавилон более всего был заинтересован в материальных предметах и финансовой прибыли.

Незаконное использование материальных благословений всегда оказывается проклятием для тех, кто накопляет их (см. Втор.8: 10-18; Ос.2:5-9; Лук.12:13-21).