Глава 53

1. Кто поверил: кто бы поверил сообщению об уничижении и возвеличивании Мессии, Раба Господня (см.Ис.52:7,13-15).

Повествование о самоотверженной любви Спасителя и Его жертве за человека (Ис.52:1353:12) — это самая удивительная весть,величайшая Евангельская весть всех времен и вечности. Заметим, что деление 52 главы правильнее всего было бы провести между стихами с 12 по 13, чем как оно сделано ныне. Современные иудейские толкователи отрицают, что образное описание «страдающего раба» (см.комм.Ис.52:13), данное в этой главе, есть в каком-то смысле предсказание и что оно относится к Мессии. Современные христианские комментаторы обычно склонны соглашаться с этой точкой зрения. Обе эти группы толкователей относят главу 53 к страданиям иудеев от руки их врагов или к иудеям, жившим во дни Исаии. Некоторые высказывают предположение, что здесь пророк описывает свои личные переживания. Однако такие новозаветные тексты как Матф.8:17 и Ин.12:38 ясно относят Ис.53 гл. ко Христу.

Слышанному от нас: дословно: «Слышанному нами, т.е. тому, что мы слышали. Это относится к той евангельской вести Ис.52:7, которая подробно излагается в Ис.52:13 — 53:12.

Мышца: орудие, с помощью которого человек осуществляет свои намерения.

Здесь Божья «мышца» или сила открывается в совершении спасения человечества.

2. Он: то есть «раб», представленный в Ис. 52:13 — Мессия (см.комм.Ис.41:8).

Перед Ним: очевидно,подразумевается «перед Богом», указывая на покорность Его воле и зависимость от Его попечения (Лк.2:49).

Как росток: Христос возрастал до возмужалости физически, умственно и духовно в соответствии с естественными законами человеческого развития (Лк.2:52).

Как растения получают питание от почвы, так и Он должен был черпать мудрость и силу у Бога. «Росток» служит как бы намеком на «ветвь» в Ис.11:1.

Из сухой земли: растение, произрастающее из сухой земли, выглядит низкорослым, чахлым и непривлекательным.

Иудейские вожди не видели в характере Иисуса ничего привлекательного. «Сухая земля» может также представлять собою иудейскую нацию с ее бесплодным, безжизненным циклом формального служения. Иисус был рожден иудеем, однако жизнь Его и проповедуемая Им весть не были плодами вырождающего иудаизма Его дней. Бесплодная почва иудейской религии никогда не могла бы произвести цветущий росток, подобный тому, о котором говорит здесь Исаия.

Ни вида: то есть ничего, что могло бы привлекать внимание.Людей должно было влечь ко Христу не проявление сверхъестественной славы, а красота праведной жизни (см.»Жел.век»). Он ходил среди людей как совершенный человек. Впрочем, Исаия здесь не говорит о виде Христа как человека, а только указывает на тот факт, что Он не был такого рода Мессией, которого ждали иудеи (Лк.4:29). Относительно внешнего вида Иисуса см.Лк.2:52.

3. Презрен и умален: в Своей жизни Христос не раз испытывал на Себе, что значит быть ненавидимым, оскорбленным и отверженным.

Муж скорбей: приняв на Себя образ человека, Христос сделался чувствительным ко всякой боли, печали и разочарованию, известным людям. Через человеческую природу Иисуса Божественное естество испытало все то, что стало уделом смертного человека. Всякая враждебность и злоба, которую нечестивые люди и злые ангелы могли только проявить к Нему, были Его долей на протяжении всей жизни и достигли своего крайнего предела в Его суде и распятии.

Мы отвращали: вместо того, чтобы посочувствовать Христу в Его страданиях, люди с ожесточением и презрением отвращались от Него. Они не чувствовали никакой жалости к Нему. И наоборот, упрекали Христа за столь тяжкую судьбу (Мф. 26:29-31; 27:39-44). Даже ученики Иисуса оставили Его и бежали (Мф.26:56).

4. Наши немощи: стихи с 4 по 6 выразительно свидетельствуют о замещающем характере Христовых страданий и смерти.

Тот факт, что Он страдал и умер именно за нас, а не за Себя Самого, подчеркивается 9 раз в этих стихах и упоминается снова в стихах с 8 по 11. Он страдал вместо нас. Те муки, унижения и оскорбления, которые заслуживаем мы,Он взял на Себя (см.»Жел.век»).

Уничижен Богом: сатана представил дело так, как будто бы страдания Иисуса были наказанием, ниспосланным Ему от мстительного Бога за то, что Он был грешником (см.»Жел.век.»). Если бы это было действительно так, тогда бы Он не смог быть искупителем мира.

4. Наказание: то есть наказание, необходимое для того, чтобы примирить нас с Богом (Римл.5:1).

6. Все мы блуждали как овцы: это выражение, по-видимому, вошло в поговорку (Пс.118:176; Матф.18: 11-12). Относительно спасения «пропавшей овцы» см.комм.Лк.15:1-7, о взаимоотношениях пастыря и его «овец» см.комм.Ин.10:1-18.

7. Не открывал уст Своих: то есть в знак выражения протеста, или жалобы, или самозащиты молчание было свидетельством полного и беспрекословного подчинения (см.Мф.26:39-44). Все, что Мессия делал, Он делал добровольно и с радостью, чтобы обреченные грешники могли быть спасены. Относительно этого исполнения см.Мф.26:63; 27:12,14.

8. От уз: правильно «через притеснения».

Мессия был лишен справедливого беспристрастного выслушивания на суде, несмотря на заверения иудеев в том, что их суд был вполне законным. Решение суда было крайне предубежденным.

Он был взят: т.е. «Умер Он».

Род Его кто изъяснит: значение данной фразы на еврейском языке не вполне ясно, и на этот счет предлагают различные варианты перевода. Этот раздел книги Исаии весьма поэтичен по своей форме. В связи с этим второе предложение первого поэтического параллелизма в ст.8 обычно однородно по своему значению с первым предложением. Точным переводом этой еврейской фразы одновременно вполне согласующимся с поэтической формой будет следующий: «Кто беспокоится за судьбу Его?», то есть «Кто переживает о случившемся с Ним?». Первое предложение ясно указывает на суд и осуждение Иисуса, на тот факт, что никто не встал на Его сторону и не выступил в защиту Его.»Он все переносил один».Другие высказывают предположение, что данное предложение указывает на отсутствие у Иисуса естественного потомства, через которое был бы сохранен Его род.

За преступления: относительно замещающего характера страданий и смерти Христа смотри разъяснение ст.4-6 9. Со злодеями: приведенный раб (см. комм. Ис.52:13) был присужден к погребению, как грешник, а не как святой.

Его, отдавшего Свою жизнь за преступления грешников, намеревались поместить после смерти вместе с ними.

У богатого: Ему предстояло быть посгребенному у богатого человека, Иосифа из Аримафеи (Мф.27:57-60).

Потому что: или «хотя» Христос подвергся участи грешника, когда не сделал ничего, чем заслужил бы такую участь.

10. Господу было угодно: Господа не радовало то, что Его раб (см.Ис.52:13) Мессия должен был страдать, однако в целях вечного благополучия человечества и безопасности вселенной Ему надлежало пострадать. «Господу угодно было», в смысле «такова была воля Господня». Только таким путем можно было осуществить план спасения. Страдания Христа были частью вечного плана (Деян.2:23;3:18).

Душа: соответствующее еврейское слово означает «Он сам» или «Его жизнь» (см.3Цар.17:21; Пс.15:10). Его жизнь заместила собой наши жизни (см.Ис.53:4; «Жел.век.»). Вследствие греха человек лишился своей невинности, своей способности любить и повиноваться Богу своей отчизны, своей власти над землей и даже над своей жизнью. Христос пришел, чтобы навсегда восстановить Свое утраченное не только на этой земле, но и во всей вселенной.

Жертва умилостивления: или » жертву за грех». Соответствующее еврейское слово обычно переводится как «жертва повинности» (см.Лев.5:6). Эту жертву приносили в том случае, когда требовалось какое-то возмещение убытка или человеку, или Богу. В смерти Раба Божия осуществилась необходимая действенная жертва за грех, который принес известные потери или убыток. Именно такая жертва и была необходима для искупления и восстановления человека (Ин.1:29; 17:3;2Кор.5:21; 1Петр.2:24).

Потомство: или «потомки», те, которые пожелают принять Его, уверовать «Во имя Его» (Ин.1:12) и «родиться свыше» (Ин.3:3). Он «претерпел крест» ради этой надлежащей Ему радости (Евр.12:2). То, что Христос должен был увидеть Свое потомство, ясно указывает на Его возвращение из мертвых.

Долговечное: дословно «продлит дни Свои» Здесь еще более ясно утверждается мысль о воскресении (Евр. 7:16,25; Откр.1:18).

Воля Господня: Христос находил удовольствие в выполнении воли Своего Отца (Мф.26:39,42; Ин.4:34; 5:30; 6:38). И через Него воля Божия будет теперь вновь преобладать среди человечества (Мф. 6:10; 7:21; Ин.17:6). Миссия Христа будет успешной.

11. Подвиг: подвиг, то есть труд в значении «плоды Его труда». В Септуагинте и в других рукописях книги Исаии стоит еще дополнительное слово «свет». Таким образом, первое предложение звучит так:» От подвига души Своей Он увидит свет».

Довольством: Его жертва не будет напрасной. Благодаря Его смерти многие души будут жить, благодаря Его страданиям многие обретут мир и вечную радость. (см.»Жел.век.» ср. Евр.12:2). Последствия вполне оправдывают ту жертву, которая необходима для их достижения.

Через познание Его: значение данной фразы не вполне ясно.

Очевидно, здесь говорится о близком знакомстве Христа с характером и волей Отца, которые Он пришел явить миру.(см.Ис.11:2; 50:4; Мф.11:27; Ин.1:18; 5:19; 8:28; 10:15; 17:3).

Праведник, раб Мой: здесь Отец говорит о Своем Сыне, Мессии (см.Ис.41:8; 52:13).

На Себе понесет: вновь подчеркивается заменяющий характер жертвы Мессии, о котором говорилось в ст. 4-6,10.

12. Посему Я дам Ему часть: Бог вознаградит Своего победившего раба, возведя Его пред всей вселенной на почетное место.

Добычу: все, утраченное Им (см.комм. ст. 10), будет возмещено. Христос сделался «наследником всего» и Свое наследство разделит с теми, кого Он спас от руки врага (Евр.1:2; Рим.8:17; Кол.1:12 ).

Они участвуют в Его победе, не как слуги или рабы, но как искупленные Его кровью и получившие право царствовать с ним во веки веков (2Тим.2:12; Откр.5:10; 22:5). Он получил имя выше всякого имени, пред которым преклонится всякое колено (Фил.2:9,10).

Предал душу Свою: см.комм.ст.10.

Сделался Ходатаем: Здесь ясно предсказывается о непосредственном служении Христа (Римл.8:34; Евр. 7:25; 9:24; 1Ин.2:1).