Глава 4

1. Семь женщин: В тот день — день войны (см.Ис.3:24-25) — лучшие еврейские мужи падут или будут уведены в плен. Поэтому на каждого, достигшего брачного возраста мужчину, будет в тот день приходится несколько незамужних женщин.

Женщины будут обращаться к этим немногим оставшимся мужчинам с просьбой жениться на них. Несколько таких женщин, прежде живших в роскоши и праздности, бывших горделиво изящными в своей красоте, станут просить одного мужчину обеспечить им ту защиту и поддержку, которую может принести замужество. Они выразят готовность своим трудом добыть себе пропитание и одежду, что было всегда святой обязанностью мужчины в Израиле. В стране, где многобрачие стало уже обычным явлением, подобное положение должно было привести к весьма заметному росту многоженства.

Некоторые относят положение, описанное в стихе 1-ом непосредственно к церкви нынешнего времени, полагая, что «семь женщин» символизируют мнимых христиан, а «один мужчина»- Христос. Эти женщины, как они объясняют, хватаются за христианскую веру не с искренностью (см.Матф.25:1-13), а лишь внешне, лицемерно, усматривая в этом исключительно выгоду. «Семь женщин» готовы скорее «есть свой хлеб», чем «истинный хлеб с небес» (Иоан.6:32), скорее «носить свою одежду»- «запачканную одежду» (Ис.64:6), чем совершенную одежду Христовой праведности (Матф.22:11-12). Объясняемый таким образом стих Ис.4:1 имеет своей целью подчеркнуть важность искренности в духовной жизни, противопоставляемой самодовольному лицемерию.

Другие сравнивают «семь женщин» с различными течениями христианства, имеющими лишь «вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5). Символическое применение слов имеет некоторую духовную важность. Сообщения любого пророка могут всегда иметь второстепенное значение наряду с первостепенным, однако относительно данного текста мы не находим никакого вдохновенного свыше толкования, позволяющего исследователю Библии применить его во второстепенном значении. Именно этот факт заставляет библейских комментаторов рассматривать данный текст как имеющий непосредственное историческое значение. Весть в Исаии 3:16 — 4:1 была адресована жителям Иерусалима, жившим, как это видно из контекста, в дни самого пророка.

В тот день: То есть в день, описанный в Ис.3:23-25. Ход мыслей не прерывается между третьей и четвертой главами. Деление глав в данном месте делает неясным значение четвертой главы, которая должна рассматриваться как продолжение третьей.

Относительно подобных случаев неточного разделения глав см.1Цар.4:1; 4Цар.7:1, 11:21, 24:20. В этом стихе Исаия показывает наивысшую степень тяжести небесного наказания, которому должны были подвергнуться невозрожденные дочери Сиона.

Сними с нас позор: В еврейском тексте это звучит как повеление. Быть бездетными у еврейских женщин считалось позором, наказанием за грех (Быт. 30:23; 1Цар.1:6; Лук.1:25). Иудейские женщины, очень желая материнства, просили оставшихся мужчин стать их мужьями.

2. В тот день: Смотри комм. Ис.4:1. Здесь вновь говорится о дне Божьего суда над Израилем, однако этот стих открывает другую, более радостную сторону описываемой картины. Неся гибель нечестивым, день Господа в то же время принесет спасение праведным (см.Матф.16:27; Рим. 2:6-10; Откр.22:12).

В стихах со 2-го по 6-й говорится о Христе, «Отрасли» (см.комм.Ис.11:1), как об Искупителе и Избавителе, а также о славном деле, которое Он совершит для Своего народа. Согласно первоначальному плану это предсказание должно было исполниться для природного Израиля, но ввиду отступления всей нации оно исполнится для духовного Израиля при Втором пришествии Христа.

Отрасль: Ср. пророчество о Мессии в Ис.11:1; Иер.23:5-6, 33:15; Зах.3:8, 6:12, где о Христе говорится как об «Отрасли». Израиль будет опустошен подобно засохшему дереву, но от семени Давида произойдет «Отрасль» праведности и принесет плод праведности. Природный Израиль погибнет как нация, но Иисус восстановит праведность на земле. Подобное изображение опустошенной земли, которая все же в будущем принесет обильные плоды, неоднократно дается на страницах Священного Писания (см. Пс.71:16; Иез.34:27; 47:6-9; Ос.2:15,21-22; Иоиль 3:18; Амос 9:13).

Плод земли: Первоначально обетованная земля была очень плодоносной (Исх.3:8; 33:3; Числ.13:27; Втор.8:7-10).

Если бы только дети Божьи были верны Ему, тогда эта земля всегда бы приносила свои плоды в изобилии (Втор.28:1-12), но так как они оказались неверными, то их ждала засуха, опустошение и смерть (Лев.26:14-29; Втор.28:15-48; Ос.2:1-13). В конце концов Бог умилосердится над Своим народом, и он вновь обретет благоволение в Его очах. Вся земля будет восстановлена, и плоды праведности в преизбытке наполнят ее (см.Ис.35: 1-10; 44:3-6; 55:10-13; 60:21; Иер.3:18-19; Иез.34:25-31; Ос.1:10; Иоиль 2:19-27; Амос 9:13-15; ср.2Петр.3:13).

Для уцелевших сынов Израиля: Т.е. для уцелевшего остатка. В недавно обнаруженной рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а добавляется еще слово «Иудеи». Исаия ясно говорит о том, что те, кто остался верен Господу и через кого Бог посылает благословения на землю, избегнут бедствий войны, упомянутых в Ис.3:24-25 ст. (см.Ис.10:20-22; 37:31-33). Во дни нашествий Сеннахирима вся иудейская земля, за исключением Иерусалима, временно находилась в руках ассирийских захватчиков. Только лишь в Иерусалиме оставался небольшой остаток. Если бы не этот остаток, то разрушение Иудеи было бы таким же полным, как разрушение Содома и Гоморры (Ис.1:9).

К этому небольшому остатку Исаия обращается с милостивым обетованием: «И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток и спасение от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это (Ис.37:31-32). Как в те дни должен был сохраниться остаток, который будет сбережен Господом и не попадет в руки врага, так и в наши дни сохранится остаток, который будет сбережен Господом и не попадет в руки сатаны.

3. Будут именоваться святыми: Основной темой пророческой вести Исаии была святость. Он видел Господа, сидящего на престоле, и на него произвела огромное впечатление святость Божьего характера (Ис.6:3). Он постоянно говорит о Боге, как о «Святом Израилевом» (Ис.1:4; 5:19,24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12; 31:1; 37:23; 41:16,20; 43:3,14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 55:5; 60:9,14). Это же самое имя встречается помимо книги Исаии всего лишь шесть раз во всей Библии (4Цар.19:22; Пс.70:22; 77:41; 88:19; Иер.50:29; 51:5). Постоянным стремлением Исаии было, чтобы Израиль оставил свои грехи и стал святым народом.

Все вписанные в книгу для житья: Бог ведет запись о каждом человеке на земле. Имена, которые записаны для жизни, находятся в книге жизни (см.Исх.32:32; Пс.68:29; Иез.13:9; Дан.12:1; Мал.3:16; Фил.4:3; Откр.3:5; 13:8; 21:27). Все, чьи имена не изглажены из книги жизни, войдут в царство Божье, как святой народ.

4. Омоет скверну: Каждый, желающий оставить свои грехи, будет очищен кровью Христа. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоан. 1:7). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9; Пс.50:4,11-13).

Духом огня: В недавно найденной рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано дословно «бурей», или образно «яростью». Значение последней фразы 4-го стиха не меняется, какой бы ни был первоначальный вариант написания.

В переводе Семидесяти, в Вульгате и Массоретском тексте это выражение несет одинаковый смысл.

5. Облако и дым: Слова «облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи» говорят о видимых признаках присутствия Бога, сопровождавших Его народ при путешествии из Египта в Ханаан (Исх.13:21; Числ.9:15; 10:34; 14:14). Как в те дни Иисус был со своим народом, охраняя и благословляя их, так и ныне Он будет со Своим народом на всем их пути к небесному Ханаану (Зах.2:5).

И блистание: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а пропущены эти слова и далее весь отрывок до слова «днем» (см.6 ст). По всей видимости, это ошибка писаря, переписывавшего рукопись Мертвого моря, или эти слова были уже опущены в свитке, с которого эта рукопись переписывалась. Такие ошибки очень часто встречаются в древних рукописях. Взгляд писаря пропускает небольшой текст в рукописи, с которой он переписывает текст между одним и другим одинаковым словом, повторяющимся немного ниже.

Над всем чтимым: подобно шатру всеобъемлющее присутствие Божье дарует защиту, безопасность, руководство и мир.

6. Шатер: Или «скиния». Шатер, обещанный Богом для Своих детей, оградит от всякого искушения, затруднения и опасности, которые могут угрожать им (Пс.26:5; 90:1; Ис.26:3-4).