13 глава

Христос омывает ноги ученикам

(Ин. 13:1-20. Лк. 22:24-30. Главный комм. Луки и Иоанна)

1

Перед праздником. Этот случай произошёл в связи с пасхальной вечерей в четверг ночью, т. е. страстной недели. Относительно дискуссии о хронологическом аспекте этой вечери — см. доп. прим. на Мф. 26 главы.

Пришёл час Его. Раньше при Своём служении Иисус заявлял, что Его час ещё не пришёл (см. на 2:4). Теперь уже наступил час кризиса. В эту же самую ночь Его должны были предать в руки Его врагов, и прежде, чем это произойдёт, согласно иудейскому счёту, день, начавшийся с заходом солнца, Иисус должен уже покоиться в новом гробу Иосифа.

Перейти от мира сего. Иисус пришёл от Бога (см. на 1:1-14), будучи посланным в мир (см. на 3:17), но не оставался в этом мире (16:7). После завершения Своей работы на земле, Он должен был возвратиться к Своему Отцу. Иоанн часто выделяет эти факты (см. стр. 892 — введение).

Своих. Здесь — в особенном смысле учеников, а не иудейскую нацию, как в 1:11.

В мире. Его ученики находились в мире, но не от мира сего (17:11-16).

До конца. Гр. еис телос, переведенное в 1Фес. 2:16 — также до конца.

2

И во время вечери. Очевидность самого текста раздвоена между этим и чтением когда вечеря заканчивалась (как в англ. Библии времён короля Якова). Собрав вместе все сведения, представленные различными авторами Евангелия, можно придти к заключению, что чтение во время вечери или в ходе, в течение вечери — будет правильным. Однако омовение ног, вероятно, имело место раньше принятия пищи, в связи с пасхальной вечерей (ср. ЖВ 645, 646. См. на Лк. 22:24). Авторы Евангелий не отметили все подробности, происходившие на последней вечере; следовательно, нельзя узнать определённо, в какой момент пасхального ритуала (см. на Мф. 26:21), — если Иисус в самом деле следовал точному обычному ритуалу в данном случае — была введена вечеря Господня (ср. ЖВ 653).

Предать Его. См. на Мф. 26:14, ср. Лк. 22:3.

3

Всё. Т. е. всё, что необходимо было совершить относительно плана спасения (17:2. Евр. 2:8, см. на Мф. 11:27. Ин. 3:35).

От Бога исшёл. Этот факт несомненно упомянут, чтобы показать, что во время омовения запылённых ног Своих учеников, Он вполне сознавал Свою Божественность. Таким образом, этот акт был наивысшим проявлением Его смирения.

К Богу отходит. См. на ст. 1.

4

Встал с вечери. Это был обычай — полулежать на кушетках во время принятия пищи (см. на Мк. 2:15).

Снял с Себя верхнюю одежду. Т. е. чтобы не препятствовала Его движениям (см. на Мф. 5:40).

Препоясался. Цель этих и последующих действий можно заключить из повествования представленного Лукой о споре среди учеников — кто из них должен почитаться больше (см. на Лк. 22:24). Иисус имел в виду дать пример скромного, не эгоистичного служения. Он надеялся, что практическое проявление смирения повлияет на учеников больше, нежели любое предписание или заповедь.

5

Начал умывать ноги ученикам. Согласно иудейскому обычаю, простиравшемуся вероятно ко времени Иисуса, омытие ног учителю, было одной из обязанностей чужеземного раба; но это не вменялось в обязанность рабу — иудею. Однако это служение принадлежало жене; она могла омыть ноги своему мужу, и дети — своему отцу (см. Штрак и Биллербек, Ком на Новый Завет т. 2 557 стр.). Это служение, таким образом, рассматривалось, как служение слуги, но поскольку на последней вечере не было никакого слуги, эту задачу должен был выполнить один из учеников, но никто не решился добровольно выполнить дело слуги.

6

Тебе ли омывать мои ноги? В гр. языке ударение ставится на местоимения Тебе и мои: Тебе ли умывать мои ноги?. Некоторые комментаторы подчёркивают, что Пётр, когда говорил эти слова, возможно, приподнял свои ноги. Такое действие вполне возможно, как соответствующее его пылкой, горячей натуре (Мф. 16:22. Ин. 13:37. См. на Мк. 2:15).

7

Что Я делаю, теперь ты не знаешь. В гр. языке ударение ставится на местоимение я и ты: Что Я делаю, теперь ты не знаешь. Полное значение этого действия Иисуса могло быть понятно только впоследствии. А до того времени, вместо того, чтобы задавать вопрос, Петру надлежало проявить веру и скромно подчиниться воле Учителя.

8

Не умоешь ног моих вовек. Это отрицание сильно отражено в гр. подлиннике. Такая сильная вспышка — характерная черта речи Петра (см. на ст. 6). Его слова отражали самоуверенность, а не скромное подчинение. Он не ожидал, что Иисус предложит ему затем.

Не имеешь части со Мною. Только уразумев символическое значение действия Иисуса — лишь таким образом Пётр мог иметь власть со Христом (см. на ст. 12:15). Кроме того, независимый дух и высокомерное отношение Петра несовместимы с характером тех, которые наслаждаются духовным общением со Своим Господом в этой жизни и питают надежду наслаждаться вечным общением с Ним в мире грядущем.

9

Не только ноги мои. Другая характерная порывистая вспышка речи Петра. Осознав, что своим отказом Учителю, он встретился лицом к лицу с фактом отделения от Него, Пётр сразу же подчинился повелению, и даже решил выполнить больше, чем советовал Его Учитель. Но он всё ещё не понял значение этого акта.

10

Омытому. Гр. лоус — обмывать тело. Лоус как термин применяется для омывания всего тела (см. Деяния 9:37 и в переводе 70-ти Исх. 2:5. 29:4. Лев 14:8, 9). Чтобы выразить частичное омовение тела обычно применяется слово нипто, как и выражено ниже в этом стихе и в Мф. 6:17. 15:2 и т. д. В данном случае Иисус, вероятно, ссылается на обычай омытия тела прежде, чем присутствовать на празднике. Когда пребывали гости, им был необходимо только омыть ноги. Из этого факт очевиден следующий урок: ученики нуждались в духовном очищении в источнике, который откроется дому Давидову… для омытия греха и нечистоты (Зах. 13:1). Они не согрешили настолько, чтобы иметь нужду в полном очищении. Однако их жизнь не была без греха. Они часто предавались наущениям сатаны. Омовение имело значение только в том случае, если оно представляло устранение греха путём искреннего раскаяния и признания вины.

Нужно только ноги омыть. Имеется некоторая очевидность самого текста (ст. стр. 146) к опущению этих слов. Тогда чтение будет следующим: Омытый не нуждается в омовении. Однако, как текстуально (согласно отдельному тексту), так и контекстуально (в пределах всего контекста) — перевес на стороне оставления этих слов.

Но не все. Ссылка на Иуду, который никогда не был вполне предан Христу.

11

Ибо знал. Иисус знал это от начала (6:64).

Предателя. Гр. выражение представляет действие предателя, как уже совершающееся, что, несомненно, было истинным (см. на Мф. 26:14. Ср. ЖВ 645).

12

Надел одежду Свою. См. на ст. 4.

Знаете ли? Частично значение этого действия уже было запечатлено Им. Пример неэгоистичного служения Иисуса — смирил их гордость. Но они всё ещё не уяснили полного значения этого служения.

13

Вы называете. Т. е. согласно вашему обычаю называть…

Учителем. Гр. дидаскалос — буквально означающее учитель (см. на 1:38).

Господом. Гр. куриос, термин, применяемый как по отношению к людям (Мф. 6:24) — переведенное словом господин, так и к божеству (Мф. 1:22). В более обычном смысле куриос соответствует английскому сэр (русскому господин, сударь). Впоследствии, возможно в период перед вознесением Иисуса (см. Ин. 20:28), это слово применялось в его наиболее полном смысле, приписывая Иисусу Божественное значение (см. Деяния 10:36. Рим. 14:8). Здесь ссылка на эти два титула, вне всякого сомнения, чтобы запечатлеть факт, что хотя Иисус исполнял работу слуги, Он в то же самое время был учителем и Господом. Это служение не умалило Его достоинства (см. на Ин. 4:11).

14

Должны. Гр. офеило — быть обязанным. Офеило переведено должен в Мф. 18:28 и должны были в Лк. 17:10. Рим. 15:27. Последователи Христа должны были подражать примеру Его скромного служения. Вот образец служения, которое требовалось от них; самозабвенное служение любви, которое ставит свои интересы и удобства позади и ниже интересов и удобств других.

15

Пример. Он сделал более, чем только дал пример. Он учредил обряд, который Его последователи должны соблюдать до конца времени; обряд, предназначенный, чтобы ярко напоминать уроки первоначального служения. Этот обряд имеет троекратное значение:

1) Он символизирует первоначальное очищение души от греха. Очищение от осквернения, накапливающегося впоследствии в процессе жизни, символизировано обрядом омовения ног. Как и при крещении, обряд омовения ног не будет иметь никакого значения до тех пор, пока участвующий в нём посредством раскаяния и основательного обращения не устранит грех из своей жизни. В самом акте омовения ног нет никаких заслуг. Только тогда, когда совершено соответствующее предварительное приготовление — это служение будет иметь приемлемое значение.

2) Этот обряд символизирует перепосвящение к служению. Тот, кто участвует и склоняется в омовении ног своим братьям — таким образом свидетельствует, что он готов принять участие в служении Господу, независимо, каким бы скромным не было предложенное ему служение.

3) Этот обряд символизирует дух христианского общения. Таким образом, он представляет собой соответствующее приготовительное служение для участия в вечере Господней. Относительно дискуссий на эту тему — см. ЖВ 642-651.

16

Истинно. См. на Мф. 5:18. Ин. 1:51.

Раб. Или слуга.

Не больше. Если это не ниже достоинства учителя — совершать служение слуги или раба, конечно нельзя рассматривать такое служение ниже своего достоинства (ср. на Лк. 6:40. Мф. 10:24. Лк. 22:27).

17

Если это знаете. Знание обязанности возлагает на человека ответственность исполнения. Человек не несёт ответственности за вопросы и дела, о которых он не знал, при условии, конечно, что его неведение не является преднамеренным (см. Ин. 9:41. 15:22. Рим. 5:13. Иак. 4:17).

Блаженны. Гр. макариои (см. на Мф. 5:3).

Когда исполняете. Исполнение должно быть нераздельным от исповедания (см. Мф. 7:21. Лк. 6:46. 12:47. Рим. 2:13. Иак. 1:25).

18

Не о всех вас. Слова благословения, высказанные в ст. 17, не применимы ко всей группе учеников. Иуда, как предатель, исключён из этого благословения.

Я знаю. Иисус знал характер каждого из Своих учеников, и от начала знал, что Иуда должен предать Его (см. 6:64). Относительно дискуссии, почему ему было дано место среди двенадцати — см. на Мк. 3:19.

Избрал. См. 6:70.

Да сбудется. Пророчество не предвидело, что именно Иуда должен предать своего Господа. Божественное предвидение предвидело событие — что должно произойти (см. на 12:39).

Ядущий со Мною хлеб. Цитировано из Пс. 40:10 (см. комм. там).

19

Прежде, нежели то сбылось. Если бы Иисус не сказал ученикам наперёд об отпадении Иуды, они могли бы заключить, что Он сделал ошибку в суждении, когда разрешил Иуде стать одним из двенадцати. Замысел в избрании Иуды принадлежал не Иисусу, но самим ученикам (см. на Мк. 3:19). Исполнение этого пророчества является печатью, подтверждающей произнесённое предсказание.

Это Я. См. на 8:24.

20

Принимающий Меня. См. на Мф. 10:40.

Предсказание Иисуса о предательстве

(Ин. 13:21-30. Мф. 26:21-25. Мк. 14:18-21. Лк. 22:21-23. Глав ком на Мф. и Ин.)

21

Возмутился. См. на 12:27.

Истинно. См. на Мф. 5:18. Ин. 1:51.

Предаст Меня. Это сообщение — более определённое, чем в ст. 18, 19. Сравни Мф. 26:21. Мк. 14:18.

22

Недоумевая. Гр. апорео — быть в недоумении, отчаиваться, как во 2Кор. 4:8. Ученики недоумевали, ибо они не могли понять, чтобы кто-либо из их группы мог предать Иисуса.

23

Возлежал у груди Иисуса. Относительно обычая возлежать на пиру — см. на Мк. 2:15. Гости возлежали на своей левой руке на специально предусмотренных для этой цели кушетках. Факт, что голова Иоанна покоилась на груди Иисуса, показывает, что он находился по правую сторону от Иисуса. На знаменитом шедевре Леонардо да Винчи — Последняя вечеря направленно представлены гости, возлежащие за столом.

Которого любил Иисус. Излюбленное определение Иоанна о самом себе (см. 19:26. 20:2. 21:7, 20). В 20:2 слово для любил филео, в то время, как в других местах употреблено агапао (см. на 11:5).

24

Ему Симон Пётр сделал знак. Некоторые подчёркивают, что Пётр занимал положение по левую сторону Иисуса. Однако если бы он занимал такое положение, ему было бы затруднительно сделать знак Иоанну. Более вероятно — что это важное положение занимал Иуда (ср. ЖВ 644).

26

Кусок. Гр. псомион — кусок, кусочек возможно хлеба, хотя некоторые подчёркивают, что это может указывать на горькие травы, часть которых согласно пасхальному ритуалу обмакивалась в острый соус или чаросетх (см. на Мф. 26:21, 23).

Иуде… Искариоту. См. на Мк. 3:19.

Симонову. Или сыну Симона. См. на 6:71.

27

Сатана. Это имя встречается в Евангелии от Иоанна только здесь, в других местах апостол называет сатану диаволом (8:44. 13:2). О значении имени сатана — см. на Иова 1:6. Зах. 3:1. Мф. 4:1.

Вошёл в него. Т. е. полностью овладел им. До этого времени Иуда всё ещё имел возможность раскаяться, но в этот момент он перешагнул пограничную линию.

Делай скорее. Если Иисус, истинный пасхальный Агнец, должен был быть заклан в день, когда закалались все пасхальные агнцы (см. доп. прим. на Мф. 26, прим. 1), для Иуды оставалось лишь немного времени, чтобы совершить своё негодное дело.

28

Понял. Лучше пришёл к пониманию. Или осознал. Рассуждение вращалось вокруг предательства, но не было необходимостью связывать заявление Иисуса с предательством Иуды (ст. 27). Однако, Иуда понял, что Иисус имел в виду.

29

Ящик. Гр. глосокомон — денежный ящик (см. на 12:6). Иуда был казначеем группы.

К празднику. Т. е. для праздника. Ученики уже приготовили всё для их личной пасхальной вечери. Однако пасха и праздник опресноков ещё были впереди. Некоторые пытаются обосновать взгляд, что этот день — день регулярного пасхального праздника, именно они выдвигают доказательство, что для Иуды не было возможности купить продукты в праздничный день. Это доказательство не имеет основания. В этот день разрешалось иудеям покупать пищу, но предусмотренные сделки не совершались в обычном порядке. Об этом очень ясно сказано в Мишне: Человек не мог на праздник точить нож, но он мог протянуть этот нож о другой нож, чтобы наточить его; человек не мог сказать мяснику: Взвесь мне на десять динариев мяса, но тот резал животное и разделял его среди них. Человек мог сказать (в праздник) своему соседу: Наполни мне этот сосуд, но не в смысле, налить определённую меру. Раввин Иуда говорит: Если это был специальный сосуд — мера, он мог не наполнить его. Это сказано Аббой Саулом Батнисом, что он старался наполнить свои меры накануне праздника и дать их своим покупателям в праздник. Абба Саул говорит, что он поступал так же и в промежуточные дни праздника, ради точности меры; но Сагес заметил, что он поступал так же и в обычный день, ради опорожнения мер. Человек мог идти к лавочнику, у которого он был постоянным покупателем и сказать ему: Дай мне (так много) яиц и орехов и назначь расчёт; ибо таким путём глава семьи будет подводить итог в своём собственном доме (Безах 3, 7, 8 в Талмуде изд. Санкина стр. 144, 148, 152).

Нищим. Это был соответствующий случай пожертвовать средства для бедных, которые не могли другим образом иметь на праздник пасхального агнца.

30

Тотчас вышел. Иуда понял смысл заявления Иисуса. Он знал, что Учитель читал его намерения. Его решение не уступить, было тем фактором, который пересёк пограничную линию Его личного испытания (см. на ст. 27). Действие предательства — результат его личного решения (см. на 3:18, 19).

А была ночь. Это была буквальная ночь (см. 1Кор. 11:23), ибо пасхальная вечеря вкушалась после захода солнца. Согласно Мишны, пасхальную жертву необходимо вкушать только во время этой ночи и до полуночи (Зебахим 5:8. в Талмуде изд. Санкина стр. 283). Но Иоанн имел в виду более, чем буквальную ночь. Для Иуды наступила духовная ночь, ибо он ушёл от Того, Кто был Светом мира (Ин. 8:12) и попал под власть и руководство князя тьмы (ср. Лк. 22:53, см. доп. прим. на Мк. 1).

Прощальная беседа

(Ин. 13:31 — 14:31)

31

Сын человеческий. См. на Мф. 1:1. Мк. 2:10.

Прославился. Уход Иуды был знаком, что предательство и смерть Сына человеческого были близко. В этих скоро грядущих событиях Иисус должен был прославиться (см. 7:39. 12:16, 23, 24). Беседа, записанная в 13:31 по 14:31 произошла в верхней горнице прежде ухода на Елеонскую гору (см. 14:31, ср. ЖВ 672, 673).

Бог прославился. Отец и Сын сотрудничали в тесном согласии для спасения мира (см. на 10:30). Слава Одного была славой Другого.

33

Дети. Гр. текниа. Этот ласкательный термин встречается только здесь в Евангелии от Иоанна, но часто в 1Ин. (2:1, 12, 28. 3:7, 18. 4:4, 5, 21). Подобные выражения — мои дети было обычным на устах иудейских учителей, когда они обращались к своим ученикам (Талмуд Таанидх 21а в изд. Санкина стр. 104. Баба Батхра 60б в изд. Санкина стр. 245).

Не долго. Ср. 7:33.

Как сказал Я иудеям. См. 8:21.

Вы не можете придти. См. на 8:22.

34

Заповедь новую. Заповедь о любви сама по себе не была новой. Она принадлежала к наставлениям, данным Господом чрез Моисея (Лев. 19:18). Такое же предписание найдено также и в Мишне: Будь ты учеником Аарона, любящим мир и стремящемся к миру; (Будь ты) тем, кто любит своих ближних и приводит их ближе к Торе (закону) (Абот 1:12 в Талмуде изд. Санкина стр. 8). Заповедь была новой, в том новом проявлении, которое будет дано о любви; именно к такой любви приглашал Спаситель Своих учеников, и желал, чтобы они соревновались в ней. Иисус открыл людям характер Своего Отца, а в этом характере, новое понятие о любви Божией. Новая заповедь предписывает людям сохранять такое же отношение друг к другу, какое Иисус проявил к ним и вообще ко всему человечеству. Если древняя заповедь предписывала людям любить ближних как самих себя, новая заповедь побуждает их любить так, как Иисус любил. Таким образом, Новая Заповедь — более трудна для исполнения, чем древняя, но для её исполнения изобильно и свободно представлена благодать.

Любите. Гр. агапао; см. на Мф. 5:43, 44. Заповедь читается буквально: Продолжайте любить.

35

Потому. Последователи великих учителей отражают характерные черты своих учителей. Любовь была одним из главных свойств Иисуса. Жизнь Иисуса — это практическое проявление любви в действии. Проявление такого же рода любви учениками Иисуса должно представить доказательство их родства и тесного общения с их Учителем, именно скорее любовь, чем исповедание, отмечает истинных последователей Христа т. е. христиан.

Иметь любовь. Буквально продолжать любить. Постоянные, пламенные проявления любви, скорее, чем отдельные проявляющиеся вспышками явления милостивой доброжелательности — суть доказательство истинного следования за Христом, признаки истинного ученичества. Павел определил этот вид любви в 1Кор. 13 глава.

36

Почему я не могу идти за Тобою? Пётр сравнил себя с расширенным толкованием новой заповеди. Возможно, её требования были слишком трудными и невыполнимыми, для уровня его настоящего духовного переживания. Однако он заинтересовался высказыванием Иисуса об уходе, чего он, конечно, не понимал (см. ст. 37), как и фарисеи прежде (гл. 7:35. 8:22).

А после пойдёшь за Мною. Это место, вероятно, имеет двоякое применение:

1) Следование Петра за Иисусом в смерти. Пётр, как ученик Господа не был готов сделать это в настоящий момент, как ясно отметили последующие события (Мф. 26:56, 69-75). Однако, впоследствии, он претерпел смерть за свою веру (см. Ин. 21:18, 19, ср. ЖВ 537, 538).

2) В вознесении Иисуса на небо. Чтобы последовать за Иисусом на небо, Пётр должен был ожидать, пока Господь не возвратится в конце веков (14:1-3).

В этом заявлении Иисуса, вероятно, имеется преднамеренная двусмысленность.

37

Почему я не могу идти за Тобою теперь? Относительно характерной нетерпеливости Петра — см. на Мк. 3:16. В это время, когда он говорил, его возбуждённая верность была искренней, но оказалась слишком непостоянной, когда подверглась испытанию. Для Петра было бы очень хорошо продумать и взвесить притчи о построении башни и царе, идущем на войну (Лк. 14:27-33).

Я душу мою положу за Тебя. Приблизительно 35 лет спустя в городе Риме Пётр положил свою жизнь за своего Учителя. Согласно его личной просьбе, он был распят головой вниз (см. Деяния Апостолов 537 с.).

38

Истинно, истинно. См. на Мф. 5:18. Ин. 1:51.

Комментарий Е. Уайт на 13 главу

Иоанна 13:2

Иуда — сухая ветвь.

(Ин. 15:1-8. См. ЕГВ на Лк. 22:3-5)

Иуда не преобразовался и не превратился в живую ветвь через связь с истинной лозой. Эта сухая ветвь не была тесно связана с Лозой и потому не могла быть плодоносной, живой ветвью. Он открыл, что он был черенком, который не нёс плода — черенком, который не был волокно от волокна и прожилкой от прожилки, сросшийся едино с Лозой и не стал соучастником её жизни.

Бесплодная разобщённая ветвь может стать одно со стволом родительской лозы, при условии, если сделается соучастником жизни и питания живой Лозы, будучи присоединённой к Лозе, находясь в самом тесном общении, какое только возможно. Волокно с волокном, прожилка с прожилкой, веточка настолько тесно будет связана с жизнедательной Лозой, что жизнь Лозы станет жизнью ветви и она принесёт плод, подобный плодам Лозы. (Review and Herald 16 ноября 1897 г.)

Иоанна 13:10-11

Омовение ног — проверка очищения сердца.

Христос дал ученикам понять, что омовение их ног не очищает от греха, но через это смиренное служение проверяется, очищено ли их сердце. Если сердце очищено, этот акт будет представлять из себя всё, что в сущности он заключает в себе. Он омыл ноги Иуде, но при этом сказал: Не все вы чисты. Иуда присутствовал на этой сцене, имея в сердце грех предательства и Христос открыл всем, что Он знал предателя Своего и что омовение его ног согласно установленного обряда не очистило его душу от морального осквернения…

Иисус дал убедительное доказательство, что Он в совершенстве понял характер Иуды, и что Он не отказался служить ему, зная, что Иуда уже согласился предать Его в руки Его врагов. И мы, по Его примеру, согласно уроку, представленного в обряде омовения ног, не должны откладывать своё участие в этом установлении по причине, что некоторые верующие не очистились от своих грехов. Христос знал сердце Иуды, и всё же омыл его ноги. Беспредельная любовь не могла сделать что-либо больше, чтобы привести Иуду к раскаянию и спасти его от предстоящего рокового шага. Если это служение Его Учителя, смирившего Себя, чтобы омыть ноги наихудшему из грешников, не тронуло его сердце, что ещё больше можно было сделать? Это было последнее действие любви, которое Иисус мог проявить ради Иуды. Безграничная любовь не могла заставить Иуду раскаяться, исповедать свои грехи и быть спасённым. Ему была предоставлена всякая возможность, не было ничего, что ещё можно было сделать, чтобы спасти его от сетей сатаны. (Review and Herald. 14 июня 1898 г.)

Иоанна 13:13-14

Посвящение к служению.

Обряд омовения ног — обряд служения. Это урок Господа, которому все должны научиться и осуществлять его на деле. Если этот обряд будет совершаться в правильном духе, дети Божии будут наслаждаться святым общением, будут помощью и благословением друг другу. Чтобы народ Божий не был введён в заблуждение через эгоизм, пребывающий в естественном, не возрождённом сердце, и который ещё более увеличивается через самоугождение; Сам Христос представил нам пример смирения. Он не мог оставить эту великую тему, чтобы не передать её людям. Он рассматривал это настолько важным, что лично Сам, равный с Богом, омыл ноги Своим ученикам:

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. (Ин. 13:13-17)

Это служение очень много означает для нас. Бог желает представить нам полное значение этого служения, а не только акт внешнего очищения. Этот урок не просто указывает на этот единственный акт. Это служение открывает великую истину, что Христос является примером того, какими должны быть наши отношения друг с другом посредством Его благодати. Оно показывает, что вся жизнь должна представлять собой скромное, верное служение. Обряд омовения ног наиболее ярко иллюстрирует необходимость истинного смирения. В то время, когда ученики спорили за наивысшее место в обещанном царстве, Христос препоясал Себя и совершил служение раба, омывая ноги тем, кто называл Его Господом. Он — чистый и непорочный Агнец представил Себя как жертву за грех, и теперь, вкушая пасху со своими учениками, Он положил конец жертвам, которые приносились на протяжении 4000 лет. Вместо национального праздника, отмечаемого иудейским народом, Он установил памятное служение, состоящее из омовения ног и святой вечери, которые должны совершаться Его последователями во все времена и в каждой стране. Они всегда должны повторять действия Христа, чтобы все могли видеть, что истинное служение призывает к неэгоистичному служению. (Рукопись 43. 1897 г.)

Иоанна 13:14, 15

Смирение — активный принцип.

(Мф. 23:8. 1Кор. 11:28)

Смирение — активный, действенный принцип, вытекающий из полного сознания великой любви Божией, и всегда проявит себя своим образом действия. Принимая участие в обряде омовения ног, мы показываем своё желание выполнить этот акт смирения. Это акт, который символизирует состояние ума и сердца. Все же вы — братья. Как братья, мы отождествляем себя со Христом и друг с другом. Как братья мы тождественны со Христом и через Его благодать становимся тождественными друг с другом. И когда мы омываем ноги последователям Христа, мы как бы в самом деле касаемся ног Сына Божия. Мы совершаем этот акт, ибо Христос повелел его совершать и Христос Сам находится среди нас. Его Святой Дух совершает работу единения наших сердец. Чтобы стать одно со Христом — это потребует самоотречения и самопожертвования в каждом нашем шаге. Участие в обряде смирения призывает к самоисследованию. Благородные принципы души всё более укрепляются при каждом таком случае. Христос живёт в нас, и это привлекает сердце к сердцу. И в итоге, мы придём к тому, чтобы любить как братья, быть добрыми, нежными, вежливыми в ежедневном служении и наши сердца будут чувствовать горе другого. (Письмо 210. 1899 г.)

Чувствовать пульс совести.

(1Кор. 11:23-25)

В этом обряде Христос освободил Своих учеников от забот и бремени древних иудейских обязательств, выраженных в ритуалах и церемониях. Они не имели более никакой силы; ибо образ встретился с прообразом в Нём, источнике и основании всех иудейских обрядов, которые указывали на Него, как на великую и единственную действенную жертву за грехи мира. Он дал этот простой обряд как особое время Его личного присутствия, чтобы привести всех участвующих к такому состоянию, чтобы они чувствовали пульс своей собственной совести; чтобы пробудить их к пониманию уроков, заключающихся в этих символах; оживить их память, убедить их во грехе и привести к основательному раскаянию. Этот обряд должен научить их, чтобы брат не возвышался выше брата; чтобы увидеть и понять опасности разногласий и споров; ибо всё это отражается на здоровье и святой деятельности души… (Review and Herald 14 июня 1898 г.)

Иоанна 13:34

Новое понятие о любви.

(см. ЕГВ на 1Ин. 3:16-18)

Почему она названа новой заповедью? Ученики не любили друг друга, как любил их Христос. Они всё ещё не видели полноты любви, которую Он должен проявить ради человека. Он должны ещё увидеть Его висящим на кресте, за их грехи. Через Его жизнь и смерть они должны были получить новое проявление в любви. Повеление любите друг друга должно было получить новое значение в свете Его самопожертвования. В свете, сияющем с Голгофского креста, они должны были почитать значение слов: Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. (Review and Herald 30 июня 1910 г.)

Открыть особенно нежную любовь.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин. 13:34, 35)

Почему эта заповедь была новой для учеников? Слова как Я возлюбил вас — должны были ещё исполниться, когда Христос принесёт жертву за грехи мира. Как Христос возлюбил их, так ученики должны были любить друг друга. Они должны были проявить любовь, пребывающую в их сердцах, к мужчинам, женщинам, детям, делая всё, что в их силах для их спасения. Но особенно они должны были открыть нежную любовь ко всем единоверцам. (Рукопись 160. 1898 г.)

Любовь — постоянная сила.

(Ин. 15:12. Иак. 3:17)

Иисус сказал: Любите друг друга, как Я возлюбил вас. Любовь — не просто порыв, временное чувство, зависящее от обстоятельств. Это живой принцип, постоянная сила. Душа, питаемая потоками чистой любви, которые текут из сердца Христа, как никогда не иссякающий источник. О, как посредством такого общения оживляется сердце, облагораживаются его побуждения, становятся более глубокими его чувства! Когда дети Божии воспитываются и исправляются под влиянием Святого Духа, они будут любить друг друга искренно, неподдельно — беспристрастно и нелицемерно. И всё это потому, что сердце находится в любви с Иисусом. Наша любовь друг к другу исходит из нашего общего отношения к Богу. Мы являемся одной семьёй, мы любим друг друга, как Он любит нас. Сравнивая эту истинную, освящённую, дисциплинированную любовь — с внешней вежливостью мира, бессмысленным выражением неумеренной дружбы — между нами разница, как между мякиной и пшеницей. (Письмо 63. 1896 г.)

Практическая, деятельная любовь.

Любить, как любил Христос — означает проявлять неэгоистическую любовь во всякое время и на всяком месте, нежными словами и приятным взглядом. Они ничего не стоят выражающим их, но они оставляют за собой аромат, окружающий душу. Их влияние никогда не может быть оценено. Они являются благословением не только для получающего, но и для дающего; ибо они производят взаимное влияние и на него. Истинная любовь — драгоценное качество небесного происхождения, которое увеличивается в благоухании, пропорционально его уделения другим… Любовь Христа глубока и искренна, текущая подобно неудержимому источнику ко всем, которые желают принять её. В Его любви нет никакого эгоизма. Если эта рождённая небом любовь является пребывающим принципом в нашем сердце — она сделается не только наиболее близким и дорогим, с которым мы находимся в святом общении, но и всем, с которыми мы придём в соприкосновение. Она приведёт к тому, что мы, обратив внимание на маленькие дела, проявим уступчивость, будем совершать добрые дела, будем говорить нежные, истинные, ободрительные слова. Она приведёт нас к тому, чтобы сочувствовать тем, чьи сердца жаждут сочувствия. (Рукопись 17. 1899 г.)

Любите друг друга.

Эгоизм и гордость препятствуют чистой любви, которая соединяет нас в духе с Иисусом Христом. Если эта любовь воистину развивается и умножается — ограниченный будет сочетаться с ограниченным и всё будет сосредотачиваться на Безграничном. Человеческая природа будет соединяться с Человеческой природой, и все будут связаны с сердцем Безграничной любви. Освящённая любовь друг к другу — свята. В этом великом деле христианская любовь друг ко другу — более высока, более постоянна, более вежлива, долее неэгоистична, чем мы можем себе представить; она включает в себя христианскую нежность, христианскую благотворительность, вежливость, помещая человеческое братство в объятия Бога, осознавая достоинство, которыми бог наделил права человека. Это достоинство христиане должны всегда развивать для чести и славы Божией… Единородный Сын Божий признал благородство человеческой природы, принял эту человеческую природу на Себя, и умер ради человечества, свидетельствуя на протяжении всех веков: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. (Письмо 10. 1897 г.)

Роковой обман.

Истинное освящение соединяет верующих со Христом и друг с другом узами нежного сочувствия. Посредством такого соединения в сердце постоянно текут обильные потоки христианской любви, которые затем проявляются в любви друг ко другу. Качества характера, которые так необходимы всем, чтобы обладать полнотой характера во Христе — суть Его любовь, Его терпение, отсутствие эгоизма и Его благость. Эти качества характера приобретаются через совершение добрых поступков с добрым сердцем… Величайший и наиболее роковой обман — полагать, что человек может иметь веру и жизнь вечную, без обладания христоподобной любовью к своим братьям. Тот, кто любит Бога и своих ближних, исполнится светом и любовью. Бог будет в нём и во всём вокруг него. Христиане будут любить окружающих их, как драгоценные души, за которые умер Христос. Не может быть христианина без любви, ибо: Бог есть любовь. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: Я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нём истины. Это Моя заповедь, чтобы вы любили друг друга, как Я возлюбил вас. Это плод, который необходимо возвратить Богу. (Рукопись 133. 1899 г.)

Ничтожная возможность для сатаны.

Силы тьмы имеют ничтожную возможность сделать что-либо против верующих, которые любят друг друга, как Христос возлюбил их, которые отказываются, чтобы создавать отчуждение и споры, которые стоят совместно, которые добры, вежливы, нежно сердечны, лелеют веру, которая созидается любовью и очищает душу. Мы должны иметь дух Христа, или мы — не Его. (Рукопись 103. 1902 г.)

Золотая цепь.

Любовь Христа является золотой цепью, которая связывает ограниченные человеческие существа, которые верят в Иисуса Христа с Безграничным Богом. Любовь, которую Господь имеет к Своим детям, превосходит познание. Наука не в состоянии ни определить её, ни объяснить её значение. Никакая человеческая мудрость не в состоянии измерить её глубину. Чем более мы прочувствуем влияние этой любви, тем более кроткими и смиренными мы станем. (Письмо 43. 1896 г.)

Иоанна 13:34, 35

Удостоверение личности учеников.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин. 13:34, 35)

Какой широкой, какой полной является эта любовь! Новую часть этой заповеди ученики не понимали. Они должны были любить друг друга, как Христос возлюбил их. Их удостоверение личности — Христос, сформированный внутри их, надежда славы. После страданий Христа, после Его распятия и воскресения, и провозглашения над взятой внаём гробницей Иосифа: Я есмь Воскресение и жизнь, после Его слов к 5000 собравшимся увидеть Его в Галилее, после Его вознесения на небо, ученики уже имели некоторое представление о любви Божией и любви, которую они должны проявлять друг ко другу. Когда Святой Дух излился на них в день Пятидесятницы — эта любовь была открыта. (Рукопись 82. 1898 г.)

Иоанна 13:36-38 — см. ЕГВ на Мф. 26:31-35.