16 глава

1

Соблазнились. Гр. скандализо (см. на Мф. 5:29). О предостережении относительно преследования и как предотвратить разочарование и уныние — см. на 15:20.

2

Синагог. См. на 9:22.

Он тем служит Богу. Евреи, которые преследовали апостолов, считали, что эти Евангелисты были богохульниками, которые стремились ниспровергнуть религию, установленную Богом (см. Деяния 6:13, 14. 21:28-31). Ревность, с которой евреи защищали свою религию, найдена в одном из предписаний Мишны: Если кто-либо украдёт… и проклянёт волшебными проклятиями или будет сожительствовать с язычницей (буквально сириянкой) — будет наказан зилотами (т. е. фанатичными ревнителями иудейской веры). Если священник, исполняя служение в храме, окажется нечистым, и его братья священники не поставят ему это на вид, тогда молодые священники должны вытащить его из храма и дубиной разбить ему череп. (О мирянине, который исполнял служение в храме, Р. Акиба сказал: Его задушили, при этом мудрецы сказали: Его смерть в руках неба) Синедрион 9, 6 в Талмуде изд. Санкина стр. 542). Страницы истории отметили неоднократно повторяющиеся преследования, совершаемые во имя религии.

3

Не познали. Сравни 15:21.

4

Время. Буквально час. Очевидность самого текста за чтение их час т. е. время этих преследователей (см. Лк. 22:53).

Вспомнили. Предсказание должно было укрепить их в час преследования (см. на 15:20).

Был с вами. О гонении не было необходимости говорить им раньше, ибо, когда преследование настигало их, Иисус был с ними, чтобы ободрить их. В действительности, когда Иисус был на земле, преследование было направлено против Него. Но после Его вознесения ненависть врага должна была переместиться против Его представителей.

Пришествие Утешителя

(Ин. 16:5-33)

5

А теперь иду. Ср. 7:33. 13:33. 14:2.

Спрашивает. Буквально продолжать расспрашивать. Если понять этот стих в таком смысле, тогда он не противоречит 13:36 и 14:5. Ученики уже раньше расспрашивали об этом, но перестали спрашивать. Они были заняты своими мыслями и не размышляли о радости их Учителя в виду Его возвращения к Его Отцу. И что план спасения ещё на один шаг приближался к своему завершению. Его уход был целесообразным (16:7).

6

Печалью. См. на 14:1. Вместо этого они должны были возрадоваться ввиду славы, которая ожидала их Учителя после Его возвращения к Отцу. Но поскольку их сердца заполнили мысли о разлуке — их угнетало мрачное предчувствие…

7

Лучше для вас. Или полезнее для вас. Смерть, воскресение и вознесение Христа были важными событиями в продвижении плана спасения. Без этого эра Святого Духа не могла стать действительностью. Таким образом, уход Христа представлял для учеников преимущество и пользу. Иисус не мог везде присутствовать в Своём воплощённом теле, но через посредника Духа Святого, Иисус мог пребывать с каждым из Своих последователей во все времена и на всяком месте (см. Мф. 28:20).

Утешитель. См. на 14:16.

Пошлю Его к вам. Согласно Божьему плану, прежде сошествия Святого Духа Иисус уже должен был завершить Свою работу на земле и вознестись к престолу Отца.

8

Обличит. Гр. елегчо — привести к сознанию вины, обличить. Это слово так и переведено в 8:9. В 8:46 также обличит (ср. 1Кор. 14:24. Титу 1:9. Иак. 2:9), но признать себя виновным — более предпочтительно. В Лк. 3:19, Еф. 5:11, 13, 2Тим 4:2, 1Тим 5:20, Титу 1:13, Евр. 12:5, Отк. 3:19 гр. слово елегчо переведено в смысле обличать.

О грехе. Это делал также Иисус (7:7). День Пятидесятницы — это день излития Святого Духа, который предусматривал поразительное проявление этого особенного аспекта работы Святого Духа (т. е. обличения во грехе, когда люди признали себя виновными). Те, которые слышали обращение Петра — умилились сердцем (Деяния 2:37). Одно из первых доказательств действия Святого Духа — суть глубокое убеждение, что человек является грешником.

О правде. Дух Святой не только раскрывает грех; он приводит к сознанию положительной праведности. Он побуждает людей принять праведность Христа, как вменённую ему (Рим. 10:3-10), так и переданную (в последующем процессе жизни — Гал. 2:20. Флп. 2:13).

О суде. Иисус предостерегал людей о грядущем суде (Мф. 5:21, 22. 10:15. 11:22, 24. 12:36). Никто не избежит суда; с такой же уверенностью, как и никто не избежит смерти (Евр. 9:27). Хотя страх перед судом не является главной побудительной причиной для праведных дел, однако, чтобы пробудить разум, омрачённый грехом — сильное влияние производят частые, но правильно применённые обращения со ссылкой на суд (см. Мк. 9:43-48. Отк. 14:9-11. См. на Ин. 16:11). Таким образом, Святой Дух убеждает людей в их грехе, указывает на спасение и праведность во Христе и предостерегает о последствиях, если они будут продолжать грешить и пренебрегать свободно предложенным спасением.

9

Не веруют в Меня. Бог предусмотрел лишь единственное средство спасения (Деяния 4:12. 1Кор. 3:11), а именно — веру в Иисуса Христа (Ин. 3:16). Те, которые просвещены подобно иудеям, не будут иметь извинения, когда они отказываются верить в Того, Кого послал в этот мир (См. на 15:22).

10

Я иду к Отцу Моему. Будучи на земле, Иисус указывал на путь совершенной праведности, которая необходима для желающих войти в Царство Небесное (Мф. 5:48. 6:33). Это была главная работа Святого Духа после вознесения Христа (см. на 16:8).

11

О суде. Гр. кризис — действие суда. Оправдание Божественного характера на кресте стало гарантией, что сатана будет судим и наказан. И если это было действительным по отношению к главному возмутителю, это будет также истинным и по отношению ко всем его последователям (см. на ст. 8).

Князь мира сего. См. на 12:3, ср. 14:30.

12

Многое имею сказать вам. Человеческий разум способен воспринимать истину в ограниченной степени. Иисус провёл более трёх лет со Своими учениками и верно наставлял из Божественной истине. Они поняли многое, и ещё многое необходимо было им открыть (см. на 11:26). Мудрость Божия — безгранична и не может быть исчерпана. Даже в течение всей жизни, в результате прилежного изучения мы сможем получить лишь ограниченное понятие о безграничных сокровищах духовного познания. Иногда приобретению дальнейших Божественных истин препятствует духовная летаргия. Так было с коринфянами, которых Павел определил как плотских, которым нужно было молоко, а не твёрдая пища, потому, что они не могли усваивать питательную духовную пищу (1Кор. 3:1, 2). Слово Божие побуждает христиан оставить начатки учения Христова и поспешить к совершенству (Евр. 6:1. 5:11-14).

13

Дух истины. См. на 14:17.

На всякую истину. См. на 14:26. 16:12. Истина — здесь главным образом в её богословском значении (см. на 8:32). Однако, все истинные научные открытия и изобретения имеют свой источник в Боге (см. Сов. учителям. стр. 277).

Не от себя говорить будет. Иисус провозгласил этот принцип относительно Самого Себя (12:49. 14:10). Конечный источник авторитета был Бог.

Будущее возвестит вам. Иисус открыл грядущее (Мф. 24 и т. д.), но ещё более великий свет относительно будущего должен придти. Пророчество Откровения — выдающийся пример исполнения этого предсказания. Относительно вестей к церквам Иоанн заявил: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам (Отк. 2:7, 11).

14

Прославит Меня. Т. е. через Откровение величества и славы воскресшего Христа и раскрытием тайн плана спасения.

От Моего возьмёт. Возможно, передаст только часть из всей полноты истины (см. на ст. 12).

15

Всё. См. 3:35, ср. 17:10.

16

Не увидите Меня. Первое вскоре — обычно понимается как указывающее на краткое время до страданий, и второе опять вскоре — на три дня, простирающиеся между распятием и воскресением. Некоторые в этих словах Христа усматривают двоякий смысл:

1) Что они указывают на смерть и воскресение;

2) Что они указывают на вознесение к Отцу и на Его возвращение в конце веков (14:1-3). Это возвращение ещё в другом месте представлено как событие недалёкого будущего: Свидетельствующий сие говорит: Ей гряду скоро! (Отк. 22:20, ср. 1:3). Однако, принимая во внимание объяснение в Ин. 16:20-29 — лучше отнести это к событиям непосредственного будущего.

17

Некоторые из учеников Его. Очевидно, они не желали спросить Его прямо. Его загадочное заявление сильно возбудило их любопытство.

Что это? Иисус уже говорил о Своей смерти и воскресении, но ученики не вполне поняли о значении Его слов (см. на Мф. 16:21). Отсюда вытекает недоумение относительно Его заявления.

20

Вы восплачете и возрыдаете. Иисус не дал прямого ответа на вопрос учеников, но более осветил обстоятельства предстоящих событий, которые должны быть вскоре. Относительно исполнения этого пророчества — см. Лк. 23:27. Ин. 20:11).

Мир возрадуется. Враги Иисуса радовались, когда Он молчал. Однако их ликование было недолгим, такой же краткой была и печаль Его друзей!

Печаль ваша в радость будет. См. 20:20.

21

Женщина. Буквально женщина (с определённым артиклем), типичная женщина, образ страдающей при родах женщины имеется в Ветхом Завете (Ис. 26:17. 66:7). Но только здесь упоминается, что её печаль превращается в радость.

Человек. Гр. антропос, человек в общем смысле, т. е. человеческое существо.

22

Возрадуется сердце ваше. Это применение Иисус отнёс к образу, представленному в ст. 21, чтобы ярче выделить скорбь женщины при рождении и символически указать на муки рождения новых представлений о царствии. Радость учеников наступила в день воскресения.

Никто. Гр. оудеис — никто, включает диавола и его ангелов. Радость учеников будет совершенной и постоянной в духовном общении с воскресшим Господом, Который будет с ними до скончания века (Мф. 28:20. Ин. 16:23).

23

В тот день. Т. е. когда начнётся эра даров Святого Духа (14:16, 17, 26. 15:26. 16:7-14).

Не спросите Меня ни о чём. Выражение спросить дважды употреблено в этом стихе. В первом случае переведено от еротао и во втором — от аитео. Еротао обычно обозначает — задавать вопрос в противоположность аитео, которое означает — просить чего-либо. Это различие имеется в виду, что касается этих двух слов спросите и просить в данном стихе. В этом случае Иисус уведомил Своих учеников, что в день излития даров Святого Духа не нужно будет задавать вопросов, так как Дух Святой научит их всему (14:26). Ученики в эту последнюю ночь задавали много вопросов и обнаружили тупость в своём понимании (14:5. 8:9, 22. 16:17). Дух Святой озарит их разум и то, что теперь казалось им загадочным — станет ясным.

Однако Иоанн также употребляет еротао в смысле — спрашивать о чём-либо (см. 14:16), где оно переведено умолю. Если Иоанн имеет здесь в виду это же самое значение, тогда имеется контраст между спросите Меня и умолю Отца. Ученики ещё не долго пребывали лично со Христом, но они свободно могли просить Отца во имя Иисуса и быть вполне уверенными, что их просьбы будут удовлетворены.

Истинно. См. на Мф. 5:18. Ин. 1:51.

Во имя Моё. См. на 14:13.

24

Доныне вы. Прежде взаимоотношения Сына с Отцом не были вполне понятными. Молитвы направлялись к ограниченному божеству, или возможно в некоторых случаях, не понимая вообще сущности Божества. Только после вознесения Христа и Его посвящения как Священника и Царя, Его истинное положение как Посредника в молитвах христиан стало понятным.

Радость ваша. См. на 15:11.

25

Притчами. Гр. пароимаи (см. на 10:6).

Прямо возвещу. Дух Божий будет способствовать их пониманию (14:26. 16:13).

26

Во имя Моё. См. на 14:13.

Не говорю. Это не значит, что Бог не хотел слышать молитвы святых до наступления времени посредничества Христа. Сам Отец любил учеников (см. стр. 27) и готов был отвечать на молитвы, как Своему Сыну. Смысл иллюстрации представления Иисуса как Посредника (Евр. 7:25) заключается в том, что только посредством безграничной жертвы Сына возможно и для Отца и для Сына увеличить полноту благословений для просящего.

27

Сам Отец. См. на ст. 26.

Потому, что вы. Бог любит не только тех, которые любят Его Сына, Он любит весь мир (3:16, ср. Рим. 5:8). Однако когда люди отзываются на любовь Божию, тогда возможно ещё большее проявление любви.

28

Я исшёл. Здесь суммированы основные факты христианской веры:

1) Предсуществование Христа до воплощения (Я исшёл от Отца),

2) Воплощение и связанные с ним события (Я пришёл в мир), и

3) Вознесение (Иду к Отцу). См. на 1:1, 14.

29

Притчи не говоришь. См. на 10:6.

30

Видим. Буквально знаем. Вероятно, ученики быстро пришли к заключению, что момент освящения, упомянутый в ст. 25, уже наступил. Фактически же Иисус продолжал показывать им, какими ограниченными были их понятия (ст. 31, 32).

Чтобы кто. Здесь ученики признали способность Христа читать сердца. Отвечая на не высказанные желания учеников, Он сказал, что знает всё (ст. 17-19).

31

Теперь веруете? Христос не отрицал, что они верили. Он просто подразумевал, что их вера была несовершенной.

32

Вы рассеетесь. См. Мк. 14:27, 50.

И Меня оставите одного. Они все оставив Его бежали (Мф. 26:56).

Но Я не один. Христос никогда не терял общения со Своим Отцом.

33

Мир. См. на 14:27.

Иметь скорбь. См. на 15:20. 16:2.

Мужайтесь. Гр. харсео — быть бодрым, быть смелым, мужественным, быть полным мужества (ср. Мф. 9:2. 14:27).

Я победил мир. Взирай вперёд с доверием на крест, — Иисус был вполне уверен в победе над силами тьмы (Кол. 2:15). Князь мира сего будет поражён (см. на 12:31. 14:30, ср. 16:11) и ученикам уже нечего бояться.

Комментарий Е. Уайт на 16 главу отсутствует