3 глава

Беседа с Никодимом.

(Ин. 3:1-21)

1

Никодим. Гр. имя, означающее победитель народа. В период новозаветного времени многие иудеи заимствовали греческие имена. Ученики — Андрей, Филипп, Фома называемый близнец и Алфей носили такие имена. Никодим был состоятельным человеком, фарисеем, членом национального совета — синедриона.

При существующем разделе глав, становится неясным взаимоотношение повествования третьей главы с заключительными стихами главы второй. Именно беседа с Никодимом иллюстрирует заявление главы 2:25, что Иисус знал, что в человеке (см. на 3:3). Он узнал в этом руководителе искренного искателя истины; искателя, которому Он мог вверить более ясное и более полное познание о Своей Миссии, чем большинству людей (2:24). Никодим представлял собой достойное исключение из всеобщего принципа, провозглашённого в 2:24, 25. Таким образом в самом начале Своего публичного служения Иисус приобрёл друга, влияние которого предусмотрительно разрушило планы руководителей Израиля, чтобы прекратить Его работу не в своё время (см. 7:50, 51. Ср. 19:39. ЖВ 176, 460).

Один из начальников. Т.е. член синедриона (см. стр. 67).

Иудейских. См. на 1:19.

2

Пришёл к Иисусу. Это посещение имело место на Масличной горе (ЖВ 168. Ср. стр. 685, 686), вероятно вскоре после первого очищения храма, отмеченного в 2:13-17… Никодим был свидетелем этого драматического события (см. ЖВ 168) и, несомненно, слышал высказывания Иисуса и был свидетелем некоторых из Его чудес (2:23). Без сомнения, вместе с другими иудеями он разделял надежду о политическом Мессии, который должен освободить нацию от уз Рима (см. на Лк. 4:19) и был смущён, приведён в недоумение, когда Иисус объяснил духовную природу Своего царства. От природы Никодим был осторожным, предусмотрительным, и не открыл себя явно как последователь скромного назарянина вплоть до Его распятия (Ин. 19:39 ср. ЖВ 177). Посеянное семя в данном случае пало на плодородную почву, которое, в конечном счёте, принесло обильную жатву.

Ночью. Осознавая всеобщую позицию руководителей Израиля к Иисусу, Никодим считал благоразумным не подвергать риску свою репутацию или положение, стараясь, чтобы не сделалось известным, что он принял Иисуса настолько серьёзно, что искал личной беседы с Ним. Эта предосторожность предоставила вес усилиям Никодима, чтобы отклонить руководителей Израиля от их намерения — арестовать Иисуса.

Равви. См. на 1:38.

Мы знаем. Никодим был удовлетворён доказательством Божественного одобрения к словам и делам Иисуса. Другие руководители обладали равными возможностями, чтобы наблюдать и принять во внимание природу прав Иисуса (см. 2:18-20) и, без сомнения, подобно Никодиму, знали заключения, на которые указывали доказательства, но гордость и упрямство сердца воспрепятствовали им признать их законность, подобно Никодиму. Он был одним из многих в 2:23, которые уверовали.

Учитель. Гр. дидаскалос (см. на 1:38) титул уважения. Никодим сам был учитель (дидаскалос) Израиля (3:10), однако был готов принять Иисуса — не имевшего официального образования и разрешения проповедывать — как равного себе. Единственное объяснение этого посещения — он чувствовал в своём собственном сердце факт, что Иисус был более, чем просто учитель. Однако, прежде всего гордость удерживала его от открытия сокровенных внутренних мыслей, что Иисус мог быть Мессией. Но когда его действия оказались противоположными в сравнении с другими руководителями нации, — мера до которой его пылкое желание к истине превозмогло гордость — является поразительной.

От Бога. Эти слова в гр. языке находятся в подчёркнутом положении. Этими словами Никодим признал, что чудеса Иисуса составляли из себя более веские права, чем человеческий авторитет.

Никто. Чудеса (см. 2:23) содержали доказательство Божественной силы, что было невозможно отрицать. В последних случаях Иисус направил внимание иудейских руководителей на значение Его чудес, как свидетельствующих о Его Божественной миссии (см. 5:36. 10:38. Ср. ЖВ 40:6. Т. У. Стр. 209).

Какие Ты творишь. Личное местоимение Ты — подчёркнуто. Чудеса Иисуса отличались от совершаемых другими людьми; они содержали в себе доказательство подлинности.

Если не будет с ним Бог. Чудеса свидетельствовали о Божественном одобрении и признании. Никодим следовал за доказательством и через него пришёл к логическому заключению.

3

Истинно, истинно. См. на 1:51. Иисус не обратил внимания на предложенный комплимент и направил Свой ответ на высказанный призыв к истине, подразумеваемый в факте, что Никодим искал Его для личной беседы.

Свыше. В других переводах снова. Гр. анотхен, которое в других местах Евангелия от Иоанна означает свыше (3:31. 19:11…). Это слово можно надлежащим образом применить в любом смысле, независимо от того, какое значение имел в данном случае Иисус. Всё же ясно, что Никодим понимал его в смысле снова, а Иисус, вероятно, имел в виду свыше — значение, в котором анотхен употреблено позже в этой же самой главе (ст. 31)… Конечно, рождение, на которое здесь указывает Иисус — не второе рождение, не его повторение, как можно подразумевать из слов снова.

Согласно иудейской теологии — быть рождённым сыном Авраама было почти определённой гарантией принятия в царство Небесное (8:33). Не-иудеи (язычники), чтобы быть спасёнными, должны были стать через усыновление сынами Авраама. Для Никодима не было удивительным — услышать от Иисуса утверждение, что язычники, т.е. не-иудеи должны родиться снова, чтобы увидеть Царство Божие, но мысль, что он осмотрительный иудей находился вне круга спасения — была новой и волнующей мыслью. Два с половиною года спустя (8:39) Иисус определённо провозгласил, что происхождение от Авраама рассматривается как таковое скорее согласно моральному подобию, чем физическому родству. Сравни высказывания Павла по этому вопросу (Рим. 2:28, 29. 9:6, 7. 10:12, 13. Гал. 3:9, 28, 29…). Как обращение, так и рождение свыше являются признаками новой жизни (см. на Ин. 1:13. Рим. 6:3-6. 2Кор. 5:17. Ср. Еф. 4:22-24. Кол. 3:9-11).

Увидеть. Т.е. войти (ст. 5).

Царства Божия. Иисус здесь ссылается главным образом на Своё духовное царство, царство Божественной благодати (см. на Мф. 4:17. 5:12).

4

Как может, он… войти? Никодим знал, что Иисус не говорил, что человек снова должен родиться физически и его ответ не подразумевает, что он в действительности думал так. Он просто выражал невозможность. Но взаимоисключающее заключение явилось для него в равной степени невероятным — мысль, что он преданный иудей имел необходимость в опыте, о котором упомянул Иисус. Он стоял перед затруднительным положением — не в состоянии принять первый выбор и не расположенный принять второй.

5

Истинно, истинно. См. на Мф. 5:18. Ин. 1:51

От воды и Духа. Теперь Иисус объясняет, что значит быть рождённым свыше (см. на 1:12, 13). Ссылка от воды — ясный намёк на водное крещение, которое совершалось над иудейскими прозелитами, и практиковалось ессеями (секта в Иудее; см. на стр. 63, 91). Кроме того, на протяжении многих месяцев Иоанн крестил своих последователей из среды иудеев в реке Иордан (Мф. 3:5, 6, 11). Однако, фарисеи, которые выделялись притворной, высокомерной степенью праведности — отказались принимать крещение (Лк. 7:30). Поскольку Иоанн представил его как символ покаяния (см. на Мф. 3:6) Никодим, несомненно, слушал со вниманием Иоанна и возможно слышал Его заявление о крещении водою (Ин. 1:26), а также Святым Духом. Никодим ожидал вступления в Царство Божие как естественно рождённый, преданный иудей, но Иисус провозгласил, что ничто меньшее, чем полное преобразование жизни силою Святого Духа было недостаточным (см. на Рим. 6:3-6).

Быть рождённым от воды и Духа равнозначно быть рождённым снова, т.е. свыше (см. на Ин. 3:3). Родившиеся свыше имеют Бога как своего Отца и сходны с Ним в характере (см. 1Ин. 3:1-3. Ср. Ин. 8:39, 44). Следовательно, они воодушевлены благодатью Христа, чтобы жить без греха (Рим. 6:12-16) и не предают своей воли для совершения греха (1Ин. 3:9. 5:18).

6

Рождённое от плоти. Т.е. чрез естественное рождение (см. 1:13). В естественном мире существует принцип, что все живые существа воспроизводятся по роду своему (Быт. 1:21). Этот же принцип в равной мере истинен и в духовном мире. В Новом Завете плоть и Дух противоположны и представляют две контрастные и исключающие друг друга плоскости существования (ср. Рим. 6:12-18).

8

Дух. Гр. пнеума — Дух, дыхание, ветер. Здесь очевидно имеется в виду последнее значение.

Так бывает со всяким. Подобно веянию ветра, новое рождение невидимо само по себе. Аргумент, что поскольку новое рождение не является очевидным естественному зрению, следовательно, является лишь плодом воображения — не более обоснован, чем отрицать действие ветра. В каждом случае суждение должно быть основано на представленных результатах.

10

Учитель Израилев. Никодим был лично смущён вопросами, о которых он должен учить других.

11

Истинно, истинно. См. на Мф. 5:18. Ин. 1:51.

Мы говорим. Иисус моментально начал говорить, применяя множественное число, возможно потому, что он высказал общий принцип, истинный как для Него Самого, так и для Никодима. То, что Никодим сказал (ст. 9) стало очевидным, что как учитель Израилев (ст. 10) он не знал очень многого. Заявления и вопросы Никодима открывают, что именно он не знал. Он имел лишь теоретическое познание о спасении, да и это познание было основано на ложной теории. Если бы Никодим пережил опыт нового рождения, он не только понял бы всё это для себя, но смог бы разумно объяснить и другим. Некоторые подчёркивают, что выражением мы Иисус ссылается на лица Божества.

Не принимаете. Если бы Никодим постоянно упорствовал в неправильном понимании вопросов, о которых высказывался Иисус, он сопричислил бы себя к классу упорствующих душ, отмеченных в 1:11, которые не приняли Его.

12

Земном. Не вполне ясно, что здесь имеется в виду, под земным и небесным. Возможно, посредством земного Иисус ссылается на элементарные, первоначальные принципы спасения — такие, как новое рождение. В контрасте к таковому небесное должно представлять собой более глубокие тайны Божии, в которые мог проникнуть, возможно, только учитель Израиля. Никодим ещё не постиг элементарных принципов и совершенно не был готов, чтобы рассуждать о более глубоких истинах (ср. 1Кор. 3:1, 2. Евр. 5:12-14).

13

Никто. Никакой человек не мог авторитетно говорить о небесном до тех пор, пока он не был в небесах (ср. ст. 11). Люди распознают тайны небес только посредством откровения, но не посредством размышления о них.

Восходил на небо. Т.е. никакой человек не восходил на небо, чтобы изучить небесное. Только Сын Человеческий, Который сошёл с небес и всегда был там, только Он в состоянии открыть небесное. В данном случае нет ссылки на вознесение Христа после воскресения.

Сшедший с небес. Ср. 6:33, 38, 42, 50, 51, 58. См. на 1:14.

Сын Человеческий. Характерный титул Иисуса по отношению к Самому Себе, употребление которого здесь является доказательством, что Иисус всё ещё говорил (см. на Мк. 2:10).

Сущий на небесах. Значительность доказательства самого текста — за опущение этой части предложения. Если её сохранить, — она указывает на вечное существование Иисуса на небесах, Его постоянное пребывание. Однако, возможно фраза прибавлена позднейшими переписчиками и таким образом указывает на время, когда Иисус уже был однажды в небесах.

14

Змию. См. на Чис. 21:6-9. Так в пустыне искренний, пристальный взгляд веры приносил исцеление. Так, вера в безграничную жертву на Голгофе приносит исцеление от разрушительных действий греха. В Свой последний день, поучая в храме, Иисус провозгласил: И когда буду вознесён от земли, всех привлеку к Себе (12:32). В Евангелии Иоанна выражение вознесён всегда ссылается на распятие (см. 8:28. 12:34). Евангельские записи не ссылаются на какой-либо другой случай в этот ранний период Его служения, где бы Иисус открывал такие глубокие истины, как высказанные здесь Никодиму. Когда Никодим увидел Иисуса висящим на кресте, он должен был вспомнить яркий образ Моисея, возносящего змея в пустыне и слова Иисуса, что Он вознесён будет. Только это событие, которое разрушило надежды учеников, убедило Никодима в Божественности Сына Божьего (ЖВ 775, 776). Из всех авторов синоптических Евангелий, только Матфей (Мф. 20:19) цитирует слова Иисуса как предсказание о Его смерти через распятие.

Должно. Или необходимо. Повсюду Иисус применяет это слово в ссылке на Самого Себя (см. 9:4. 10:16. 12:34. Ср. 20:9). Он подтверждает Божественную необходимость, которая привела Его на эту землю для исполнения плана спасения (см. Лк. 2:49).

15

Верующий. См. 1:12. 3:16.

Не погиб. Очевидность самого текста склонна к опущению этих слов в ст. 15, но подтверждает об их наличии в ст. 16.

Большинство комментаторов придерживается взгляда, что в 15 стихе заканчиваются слова Иисуса, и далее, начиная со стиха 16, следуют комментарии Евангелиста.

16

Так возлюбил Бог. Английское слово любовь совершенно не соответствует тому, чтобы выразить глубину интереса заботливого, выраженного греческими словами агапе — любовь и агапао — любить (см. на Мф. 5:43). Любовь является выдающимся, превосходящим другие свойства Творца по отношению к Его созданиям. Она представляет собой руководящую силу в Божественном проявлении. Бог есть любовь (1Ин. 4:8). Иоанн говорит о себе, как ученике, которого любил Иисус (21:7. Ср. 13:23. 19:26. 20:2. 21:20), т.е. любил выдающимся образом. Причина заключалась просто в том, что Иоанн более чем любой из его собратьев-учеников подчинялся влиянию совершенной жизни Иисуса, и, в конечном счете, стал понимать и отражать совершенство этой жизни более полно, чем они (см. стр. 891, 892). Иоанн, таким образом, был лучше других учеников пригоден, чтобы оценить величину Божественной любви и объяснить её своим ближним. Это он попытался сделать в 3:16 — Так возлюбил Бог. В 1Ин. 3:1 он восклицает снова: Смотрите, какую любовь дал нам Отец! Ему не достаёт слов, чтобы выразить глубину этой вечной, неизмеримой любви и Иоанн просто приглашает людей посмотреть на неё. Наивысшее выражение Божественной любви представляет из себя дар Отца в лице Сына Своего (Ин. 3:16), через которого нам представилась возможность называться и быть детьми Божиими (1Ин. 3:1). Нет больше той любви, если кто положит душу за друзей своих (Ин. 15:13).

Мир. Гр. космос — мир, как нечто созданное, организованное, реально существующее (см. на Мф. 4:8). Любовь Божия охватывает всё человечество, но непосредственно она приносит пользу только тем, которые откликаются на неё (см. на Ин. 1:12). Чтобы быть вполне эффективной, любовь требует взаимности. Но, говоря многозначительно, любовь Божия охватывает тех, которые отвергают её, как и тех, которые принимают её. Никто из погибших не сможет обвинить Бога, как не любящего их. Утверждать, что Бог предопределил некоторых на погибель, независимо от их личного выбора в этом вопросе — означает заявить, что Он ненавидит их. Это означает бесчестить Его как поступающего несправедливо и возложить на Него ответственность за их судьбу (см. Рим. 5:8. 2Кор. 5:19. См. на Ин. 3:17-20).

Что отдал. Любовь неподдельна, подлинна лишь тогда, когда она в действии. Любовь Бога к грешникам привела Его к тому, чтобы отдать всё, что Он имел ради их спасения (см. Рим. 5:8). В этом сущность любви — пожертвовать собой ради других; эгоизм представляет противоположность любви.

Сына Своего Единородного. Буквально Своего Единственного Сына (см. доп. примечание на 1 главу. См. на Лк. 1:35. Ин. 1:14).

Всякий. В любви Божией нет никакого ограничения. Нет никого, кому бы Он произвольно отказал во благах спасающей благодати. Для этого имеется лишь одно условие — вера во Христа и охотное сотрудничество со Христом (см. на 1:12). Благодать Божия ведёт людей к покаянию (Рим. 2:4). Именно солнечное сияние Его любви смягчает жестокие сердца, возвращает отошедших от истины и превращает грешников в святых.

Верующий. См на 1:12.

Погиб. Гр. аполумми — полностью уничтожить, уничтожить, превратиться в ничто, Возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23). Противоположность вечной жизни — не вечное страдание, но вечное уничтожение, вечная смерть. В самом себе грех имеет семена смерти. Смерть происходит не просто потому, что Бог хочет этого, но потому, что грешник решил отделиться от Бога — источника жизни.

Жизнь вечную. Гр. зое аиониос. В Евангелии от Иоанна прилагательное аиониос — вечная встречается только со словом зое — жизнь (3:15, 16, 36. 4:14, 36. 5:24, 39. 6:27, 40, 47, 54, 68. 10:28. 12:25, 50. 17:2, 3). Относительно значения зое — см. на 1:4, и аиониос — см. на Мф. 25:41). Греческий текст Иоанна 3:16 читается буквально: Мог сохранить имеющуюся вечную жизнь. Вечная жизнь — это жизнь, которая простирается вечно, жизнь, которая не оканчивается. Это становится возможным только через неразрывную связь с источником всякой жизни.

В Ин. 1:5, 11 Евангелист подчёркивает факт, что Бог даровал нам вечную жизнь (зоен-аионион). Дар вечной жизни был дан тогда, когда Бог отдал невыразимый дар — Своего Единородного Сына. Преимущество искреннего христианина — радоваться, что он имеет вечную жизнь теперь, как дар Божий и сия жизнь в Сыне Его (1Ин. 5:11. Ср. 3:2). Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия, не имеет жизни (1Ин. 5:12). Обладание вечной жизнью обусловленное на пребывании Христа в сердце верою. Тот, кто верит, имеет жизнь вечную и перешёл от смерти в жизнь (см. на Ин. 5:24, 25. 6:54. 8:51).

17

Послал Бог. Равнозначное Бог… отдал (Ин. 3:16. Ср. Мф. 15:24. Мк. 9:27. Лк. 4:18, 43). В данном случае Иоанн не рассматривает теологическое взаимоотношение между Посланным и Тем, Кто послал Его, но скорее цель этой посылки (см. на Мф. 1:23). Посланничество Иисуса не подразумевает ни превосходства Отправляющего, ни более низкое положение Посланного. На протяжении всей прошедшей вечности Христос был равным с Отцом (Евангелие 615 стр. См. на Ин. 1:1).

Сына Своего. См. на Лк. 1:35. Ин. 1:14.

В мир. Т.е. при воплощении (см. на 1:14).

Чтобы судить мир. Иоанн спешит разъяснить (ст. 18, 19), что те, которые не верят в Сына уже осуждены, просто потому, что они отказались верить: Цель Божия в послании Своего Сын в мир — спасти мир. Поэтому, если в пришествие Спасителя, некоторые люди навлекут на себя осуждение, Бог не будет за это ответственным. Осуждение произойдёт не потому, что истинный свет пришёл в мир (см. на 1:4-9), но потому, что люди умышленно отвратились от света, ибо предпочли тьму. Иудеи представляли себе пришествие Мессии — как грозного Судью, чтобы осудить неверующих (см. на Лк. 4:19) и ангелов, радующихся над уничтожением погибающих (см. на 15:7). Но Христос не пришел, чтобы осудить мир, как он этого заслуживает, но спасти мир (ср. ЖВ 25 стр.).

Через Него. См. на Мф. 1:21. Лк. 19:10. Бог желает, чтобы все люди были спасены и посредством великого дара — Своего Сына Он предусмотрел их спасение. Но воля Божия должна быть подтверждена волей каждого человека лично, чтобы спасение стало действенным для него. Спасение даруется только тем, которые верят и принимают Христа (см. на Ин. 1:12. 3:16).

18

Уже осуждён. Как те, которые верят во Христа, оправдываются посредством их веры в Него, так и те, которые не верят, — автоматически осуждаются из-за их потери веры. То, что некоторые должны отвергнуть Христа — в этом никогда не было воли Отца, и те, которые поступают так — таким образом навлекут на себя осуждение. И осуждение — результат отсутствия спасающей веры. А всё, что не по вере — грех (Рим. 14:23). Само осуждение не было целью пришествия Спасителя в мир, но для тех, которые не верят — осуждение является неизбежным результатом Его пришествия. Бог предопределил, что те, которые верят, будут спасены и что те, которые не верят, — погибнут, но Он оставил за каждым человеком право избрать: верить ему или не верить. В этом смысле дело каждого верующего и каждого неверующего, каждого святого и каждого грешника было определено, когда впервые полагался план спасения, но каждому лично было оставлено право решать — или он желает быть святым или грешником. Это — библейское предопределение. На заключительном суде приговор будет вынесен людям каждому лично, как в давно прошедшее время оно было вынесено им в общем (см. на Ин. 3:19. 5:29. Ефес. 1:3-12).

Имя. См. на 1:12.

Единородного. См. на 1:14.

Сына Божия. См. доп. прим. на 1 гл. См. на Лк. 1:35.

19

Суд. Гр. кризис — процесс суда, не крима — приговор, или результат суда.

Свет пришёл. См. на 1:4, 5, 9. Здесь Иоанн объясняет, каким образом суд приходит к людям. Это не потому, что Бог желает, чтобы некоторые люди погибли (см. на 3:18), но потому, что некоторые люди предпочли тьму — свету. Приговор — не произвольный акт, но неизбежный результат отношения к закону — возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23). Судьба каждого человека определяется его личным отношением к Свету. Люди, не получившие света, не подлежат суду (Пс. 86:4, 6. Иез. 3:18-21. 18:2-32. 33:12-20. Лк. 23:34. Ин. 15:22. Рим. 7:7, 9. 1Тим. 1:13), но когда свет истины осветит их сердца, они не имеют извинения во грехе своём (Ин. 15:22). Люди не желающие оставить свои греховные пути, предпочитая тьму, — поступая таким образом, становятся слепыми по отношению к свету (2Кор. 4:4). С другой стороны, Иисус обещал, что те, которые решили следовать за Ним, не будут ходить во тьме (Ин. 8:12) и что никто не сможет похитить их из Его руки (10:28).

20

Ненавидит свет. Только те, которые ненавидят свет истины, будут ослеплены грехами (см. на ст. 19). Таковые убегают от света по такой же причине, как вор избегает встречи с милиционером.

21

Поступающий по правде. Т.е. искренно стремящийся к соблюдению принципов истины, чтобы они более полно проявились в Его жизни. Согласно высказывания ап. Павла, такая личность признаёт, что в ней не живёт доброе (Рим. 7:18) и что похвала за победоносную жизнь принадлежит Богу, Который сделал это возможным через Иисуса Христа (Рим. 8:1-4. 1Кор. 15:57. Гал. 2:20. См. на Мф. 5:48).

Служение в Иудее.

(Иоанна 3:22-36.)

22

После сего. Гр. мета-таута — обычная переходная фраза (см. гл. 5:1. 6:1. 7:1). Сего — суть событий, описанных в 2:13 по 3:21, происшедших во время пасхи 28 г. или вскоре после неё.

С учениками Своими. Т.е. Иоанном, Андреем, Петром, Филиппом и Нафанаилом (см. 1:40-45).

В землю Иудейскую. События, описанные в 2:13 по 3:21 происходили в самом Иерусалиме или вблизи его. Из Иерусалима Иисус теперь решил расширить сферу своего служения на города и селения Иудеи, где Он и совершал Свою работу приблизительно на протяжении восьми месяцев — от апреля до декабря 28 г. За исключением краткого сообщения в Ин. 3:22-36 Евангельские записи обходят молчанием подробности этого периода в служении нашего Господа.

Иисус посвятил начальную фазу Своего служения Иерусалиму и Иудее с особой целью — представить руководителям нации возможность быть свидетелями доказательств Его Божественной миссии, принять Его как Мессию и поднять нацию на такой уровень, чтобы она исполнила свою Божественно-определённую задачу (ЖВ 231). Но вопреки кажущемуся успеху, раннее служение в Иудее было в значительной степени бесплодным — что касается практических результатов (см. ЖВ 194, 245). В самом деле, в день пятидесятницы было больше истинно обращённых, чем на протяжении раннего служения Христа (см. ЕГВ доп. материал на Деяния 2:1-4, 14, 41). Великая популярность Иисуса (Ин. 3:26) возбудил зависть в учениках Иоанна Крестителя за их учителя, который одновременно проповедовал и крестил в той же самой местности… Поэтому, приблизительно в декабре месяце Иисус временно удалился в Галилею (4:1-3). Он возвратился в Иерусалим на пасху в 29 г. когда Его раннее служение в Иудее пришло к своему концу, и Он сосредоточил свои усилия на Галилее (см. доп. прим. на Лк. 4 главы, таблицы стр. 229. См. на Мф. 4:12. Лк. 4:16).

Жил… крестил. Гр. глаголы подчёркивают длительное служение. Посредством крещения Иисус выразил Своё одобрение служению своего предтечи, но Он представил Сам акт крещения Своим ученикам (4:2). Подобно Иоанну, Иисус, несомненно, искал местности, где было много воды (3:23). Относительно самого обряда крещения — см. на Мф. 3:6.

23

Иоанн также крестил. Служение Иоанна Крестителя после временного ухода Иисуса из Иудеи приблизительно в декабре месяце — продолжалось ещё некоторое время. Он был арестован и заключён в темницу, между этим временем и последующей пасхой (см. доп. прим. на Лк. 4 гл. 3:19, 20).

В Еноне близ Салима. Расположение этих древних мест неопределённо. Согласно В. Ф. Альбрайта — наиболее вероятное отождествление можно сделать с временным Салимом, который расположен приблизительно четыре мили юго-восточнее Наблуса и Сихема и рядом с современной деревней Айпин (В. Ф. Альбрайт, Происхождение Нового Завета и его эсхатологии в исследованиях почтенного С. Х. Додда стр. 159). Вади Фараг, где имеется много источников. Позднее предание указывает размещение этих селений на несколько миль юго-восточнее Беф-Сана, вблизи Иордана, где кажется, Иоанну было бы бессмысленно подчёркивать, что там было много воды. Это описание может быть значительным только для сравнительно неизвестной местности, где возможный недостаток обильного снабжения водой мог поднять вопрос — каким образом можно было совершить обряд крещения.

Много воды. Этот комментарий указывает на крещение посредством погружения, единственную форму обряда, при которой необходимо много воды (см. на Мф. 3:6. Рим. 6:3-6).

24

Заключён в темницу. Иоанн находился в темнице около одного года, приблизительно от времени пасхи 29 г. до того же самого времени следующего года (см. на Лк. 3:19, 20).

25

Произошёл спор. Хотя, боясь народа (Мф. 21:16) иудейские авторитеты избегали открытого нападения на Иоанна, они пытались менее заметными путями препятствовать его работе. Крещение было центром проповеди Иоанна (Мк. 1:4. Лк. 3:33). Как символ покаяния и очищения от греха… Иудеи совершали крещение над прозелитами, для церемониального очищения обращённых из язычников (см. на Ин. 3:3-5). Но Иоанн считал необходимым для иудеев принять этот обряд и сделать его знаком раскаяния и обращения от греховной жизни. Безусловно, истинно, что ессеи совершали крещение приблизительно в таком же значении, как практиковал его и Иоанн (см. стр. 63, 91), но они были малочисленными и имели мало влияния на жизнь и формирование мышления нации.

Об очищении. Т.е. о церемониальном омовении.

26

Равви. См. на 1:38.

Тот, Который был с Тобою. См. 1:29-36.

Он крестит. См. на 4:2.

Все идут к Нему. Проповедь Иоанна Крестителя встречала такое всенародное одобрение, что книжники и священники стали завидовать ему (см. на 1:19-25). Но здесь был учитель, ещё более популярный, чем Иоанн. Ученики Иоанна возмущались кажущимся успехом Иисуса и стали завидовать из-за своего учителя (ср. Мк. 9:38). Они чувствовали, что поскольку крещение, как особое характерное проявление принадлежало Иоанну (см. на 3:25) — Иисус и другие не связаны непосредственно с Иоанном и сами не имели права совершать обряд в таком определённом смысле и с такой целью, как совершал Иоанн.

27

Не может ничего человек принимать. Иоанн признавал, что его успех дарован небом и подтвердил своё убеждение, что ещё больший успех, сопровождавший труды Иисуса, — также должен быть с неба. В обоих случаях инициатива принадлежала Богу, и какое право люди имели бросать вызов действиям Бога? Иоанн был убеждён в своём личном Божественном поручении и с самого начала предсказывал о пришествии Того, Кто был даже большим, чем он (1:26-27). Почему он должен возмущаться и негодовать на выполнение своего собственного предсказания?

Полное смирение и самоотверженная покорность — суть характерные черты истинного последователя Христа. Иоанн мог сказать: Ему должно расти, а мне умаляться, только потому, что прикосновение Божественной любви преобразовало его (см. ЖВ 179). Напрасно гордость и зависть нападали на него, чтобы повлиять как на его разум, так и на чувства.

28

Вы сами мне свидетели. Отношение Иоанна ко Христу уже было отмечено в памяти его учеников.

Не я Христос. См. 1:20.

Но я послан перед Ним. См. на Мф. 3:3.

29

Имеющий невесту. Взаимоотношение Бога со Своим народом часто сравнивается со взаимоотношением жениха с невестой, (см. Ис. 54:5. Иер. 2:2. Иез. 16:8) Иисус выступил теперь публично, чтобы успешно склонить к Себе народ израильский.

Друг жениха. Друг жениха был посредником, который договаривался между семьёй жениха и невесты. Безусловно, он радовался, когда сделка достигала своего счастливого завершения. Иоанн выполнил свою определённую роль в призыве Израиля — принять своего духовного Господа и Учителя, и теперь радовался очевидному успеху Того, ради Которого он трудился. Его личная радость таким образом исполнилась (см. на Мк. 2:19).

Стоящий и внимающий. Возможно, Иоанн говорил о друге жениха как поглощённого изучением желаний жениха и выполнением их. Или, возможно Иоанн ссылается на момент, когда жених приветствует свою невесту в первый раз, лицом к лицу и друг жениха радуется успешному завершению своей задачи. Подобным образом Иоанн не мог сожалеть, что люди были привлечены ко Христу. В действительности, этим исполнились его глубочайшие надежды.

30

Ему должно расти. См. на ст. 27, 29. Это не могло быть иначе, согласно заявление Иоанна. Высказанные слова являются почти последними отмеченными выражениями Иоанна Крестителя прежде его тюремного заключения. Несомненно, никогда не были произнесены слова более скромные, более покорные, более не эгоистичные слова, чем высказанные Иоанном в данном случае. В расцвете своей жизни и служения он решил удалиться и оставить поле для других. Воистину, не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11).

31

Приходящий. Специальное иудейское идиоматическое значение слова Мессия (см. Мф. 11:3. 21:9. 23:39. Лк. 7:19… см. на Ин. 1:14).

Свыше. Гр. анотхен (см. на ст. 3) Христос пришёл свыше, чтобы люди могли родиться свыше. Иоанн заявил, что Ему свойственно, справедливо и необходимо, в самом деле, быть выше всех, имеющих земное происхождение.

От земли. Те, которые являются земными по происхождению, являются тоже земными по природе.

Говорит как сущий от земли. Иоанн был от земли, и говорил как человек. Иисус был свыше и говорил с мудростью свыше. Не удивительно, что люди отошли от Иоанна к Иисусу — от меньшего к большему.

Есть выше всех. Очевидность самого текста — за опущение этого выражения, повторяющегося во второй раз в 31 ст. Если опустить эти слова и соединить 31 стих с 32, тогда можно читать следующим образом: Приходящий с небес свидетельствует о том, что Он видел и слышал. Если это выражение оставить как повторяющееся второй раз, — посредством него Иоанн допускает, что Христос безгранично больший, чем он сам, в действительности больший, чем все люди и отказывается рассматривать себя соперником Иисуса.

32

Видел и слышал. Т.е. то, что Христос видел и слышал о характере и воле Отца (см. на ст. 11-13). Иоанн снова напоминает своим читателям, что свидетельство Иисуса о небесных вещах происходит от Отца (см. 8:40. 15:15).

Никто не принимает. Риторическое преувеличенное подчёркивание, что лишь немногие из толпы, следовавшей за Иисусом, в самом деле приняли Его, как посланного Богом (1:11. 2:24). Что некоторые в действительности приняли и поверили свидетельству Иисуса — очевидно из 3:33 (ср. 1:11-12).

34

Послал Бог. Т. е. Христа (см. на 1:14. 3:31). Относительно значения, в котором Отец послал Сына на эту землю см. ст. 17. Иисус не пришёл во имя Своё и не говорил Свои собственные слова, но пришёл во имя Отца, высказывая слова Отца (ср. 5:19, 30 и т. д.).

Мерою. Т.е. умеренно бережливо. Иоанн заявил, что причина, почему служение Иисуса было столь успешным — является факт, что Он пришёл свыше, и что живя здесь как человек среди людей, Он был исполнен Св. Духа. Иоанн не мог претендовать, чтобы эти особые свойства пребывали в такой же мере, как их имел Иисус, поэтому Иисуса безгранично превосходил Иоанна Крестителя. Самое большее Иоанн мог знать лишь отчасти и… пророчествовать отчасти (1Кор. 13:9). Как Божественная личность, Иисус не имел никакой нужды в даровании Ему Св. Духа, но как человеческая личность — всё, что Он имел было воспринято Им от Отца.

35

Любит Сына. Как засвидетельствовано голосом с небес при Его крещении (см. на Мф. 3:17). Прежде пришествия на эту землю Отец и Сын были соединены вместе как равные в вечном общении (см. на Ин. 1:1). Но Иоанн здесь говорит о любви Отца к Своему Сыну в Его воплощённом состоянии, когда Он жил на земле, как человек среди людей. Безграничная любовь, которая существовала между Отцом и Сыном на протяжении всей вечности не могла каким-либо образом уменьшиться из-за воплощения.

Всё дал. Даже как человек среди людей Иисус имел полное право действовать во имя Отца (ср. 5:22, 26, 27. 13:3. 17:2, 24… см. на Мф. 11:27. 28:18).

36

Верующий. Буквально тот, кто продолжает верить. Быть однажды в благодати недостаточно — если человек желает войти в царство, он должен оставаться в благодати. Состояние, в котором человек находится перед Отцом, определяется его отношением к Сыну (см. на 1:12. 3:15, 16).

Неверующий. Гр. апентхео, буквально непокоряющийся, непослушный, как явствует из 1Пет. 2:7, 8. Однако, апентхео скорее указывает на мятежное состояние ума и воли, чем на открытые, очевидные поступки непослушания (ср. Еф. 5:6, где существительная форма этого слова переведена выражением противления, или непослушания, как в других переводах). Состояние ума определяется направлением или курсом жизни (ср. Ин. 3:18).

Не увидит жизни. Т.е. не будет участвовать в жизни вечной (см. ст. 16, 3). Человек не может отвергать Христа и надеяться получить непосредственно от Отца вечную жизнь.

Гнев Божий. См. также на Рим. 1:18. Относительно такого же выражения, переведенного также словом гнев и применённого Христом — см. на Мк. 3:5. Гнев Божий — направлен против всякого греха. Бог предусмотрел путь, посредством которого люди могут избавиться от когтей греха, но если они откажутся отделиться от него — они неизбежно разделят его судьбу и будут уничтожены вместе с ним.

Комментарий Е. Уайт на 3 главу

Иоанна 3:3-7 — См. ЕГВ на Иез. 36:25, 26.

Иоанна 3:5-8 — См. ЕГВ на 2Кор. 5:17.

Иоанна 3:14-15 — См. ЕГВ на Ин. 12:32.

Иоанна 3:14-17

(Ин. 1:29. Гал. 6:14. Евр. 2:14)

Сила креста.

Смерть Христа на кресте принесла уверенность в уничтожении имеющего державу смерти, кто был первоисточником греха. Когда сатана будет уничтожен, никто не будет искушать ко греху; никогда не будет нужды в повторении искупления; и не возникнет никакой опасности, что в Божией вселенной снова возникнет восстание. Только тот, кто эффективно мог удерживаться от греха, в этом мире тьмы, не допустит греха в небеса. Значение смерти Христа будет осознано святыми и ангелами. Падшие люди не могли иметь жилище в раю Божием без Агнца закланного от создания мира. Не должны ли мы в таком случае возвысит крест Христа? Ангелы приписывают честь и славу Христу, ибо даже они не могут быть в безопасности, если не будут созерцать страдания Сына Божия. Именно через силу Христа небесные ангелы защищены от отступления. Без креста они были бы не более безопасными против греха, чем ангелы до падения сатаны. Ангельское совершенство потерпело неудачу в небесах. Человеческое совершенство потерпело неудачу в Эдеме среди райского блаженства. Все желающие жить в безопасности на земле или в небесах должны взирать на Агнца Божия. План спасения, представивший справедливость и любовь Божию, предусмотрел гарантию против отступничества в непавших мирах и в такой же мере среди тех, которые были искуплены кровью Агнца. Наша единственная надежда заключается в совершенном доверии Его крови, которая может спасти исключительно всех, которые чрез Него придут к Богу. Смерть Христа на Голгофском кресте — наша единственная надежда в этом мире и она будет нашей темой в мире грядущем. О, мы не вполне осознаём ценность искупления! Если мы осознаем её, мы будем больше рассуждать о ней. Дар Божий в Его возлюбленном Сыне был выражением непостижимой любви. Это было всё, что Бог был в силах сделать, чтобы сохранить репутацию Своего закона и при всём этом спасти нарушителя закона. Почему же человек не должен изучать тему искупления? Это величайшая тема, которая может привлечь человеческий ум. Если люди будут созерцать любовь Христа, проявленную на кресте, их вера будет увеличиваться, чтобы присвоить заслуги Его пролитой крови, и они будут очищены и спасены от греха. (Знамение времени 30 декабря 1899 г.)

(1Кор. 2:2. Кол. 1:20)

Свет с креста.

Без креста человек не мог иметь связи с Отцом. На нём покоится значение всякой нашей надежды. В виду него христианин может продвигаться вперед шагами победителя; ибо от креста струится свет любви Спасителя. Когда грешник приближается ко кресту и взирает на Того, Кто умер, чтобы спасти его, он может радоваться полной радостью, ибо его грехи прощены. Преклоняясь у креста, он может достигнуть наивысшего места, которого человек может добиться. Свет познание славы Божией открыт в лице Иисуса Христа; и слова прощение говорят: Живите, о вы, виновные грешники, живите. Ваше раскаяние принято; ибо Я получил выкуп.

Через крест мы познаём, что наш Небесный Отец любит нас безграничной и вечной любовью и привлекает нас к Нему с более сильными чувствами симпатии, чем проявляют матери к своему своенравному, капризному дитяти. Можем ли мы удивляться восклицанию Павла: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). Наше преимущество также заключается в том, чтобы прославить Голгофский крест; наше преимущество — отдать себя вполне Тому, Кто отдал Себя за нас. И когда наши лица озарятся от сияния любви Его лица, мы пойдём, чтобы отразить этот свет на находящихся во тьме. (Review and Herald 29 апреля 1902 г.)

Любовь сильнее, чем смерть.

Иисус поместил крест в сферу света, сходящего с небес, ибо в нём покоится привлекательная сила для взора людей. Крест находится в одной линии с сиянием Божественного одобрения, так что посредством созерцания креста люди могут увидеть и познать Бога и Иисуса Христа, которого Он послал. Смотря на Бога, мы видим Того, Кто предал душу Свою на смерть. Взираем на крест — раскрывается вид простирающийся к Богу и Его ненависть ко греху очень ясно видна. Но в то время, когда мы стоим у креста и созерцаем ненависть Бога ко греху, мы также видим и Его любовь к грешникам, которая сильнее смерти. Для мира крест является неопровержимым доказательством, что в Боге заключается истина, свет и любовь. (Знамение времени 7 марта 1895 г.)

Иоанна 3:16

Наука искупления.

План искупления далеко превосходит понимание человеческого ума. Великое снисхождение со стороны Бога является тайной, которая свыше нашего понимания. Величие плана спасения не может быть вполне осознано; и безграничная мудрость не могла изобрести план, который можно было бы превзойти. Он мог быть успешным лишь через облачение Божественности в человеческую природу — через Христа, ставшего человеком и претерпевшего гнев из-за греха, как последствие нарушения закона Божия. Через этот план великий и страшный, Бог в Своём величии мог быть оправдан и даже стать оправдывающим для всех, которые верят в Иисуса и которые приняли Его, как их личного Спасителя. Это — небесная наука искушения, спасающая людей от вечной гибели; всё это было выполнено только через воплощение Сына Божьего в человеческую природу, через Его победу над грехом и смертью и в попытке понять этот план, ограниченные умы не в состоянии. (Письмо 43. 1895 г.)

(Быт. 9:13-17. Отк. 4:3)

Радуга свидетельствует о праведности Христа, милости и справедливости.

В многоцветной радуге выше престола выделяется вечное свидетельство: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб… Всякий раз, когда закон представляется перед народом, пусть учитель истины укажет на престол, окруженный многоцветной радугой обетования, праведностью Христа. Слава закона, — слава Христа; он пришёл, чтобы возвеличить закон и сделать его почитаемым. Представьте это очень ясно и определённо, что милость и мир встретились совместно во Христе, и праведность и истина обнялись друг с другом.

Как радуга в облаке формируется посредством сочетания солнечного света и дождя, так многоцветная радуга, окружающая престол, представляет объединённую силу милости и справедливости. Нельзя поддерживать и защищать только справедливость; ибо это может заслонить многоцветную радугу обетования выше престола; люди смогут увидеть только наказание закона. В таком случае не было бы никакой справедливости, никакого наказания, тогда не было бы никакой стабильности в правлении Божием. Именно сочетание суда и милости сделало спасение совершенным. Оно сочетается из двух, которые приводят нас при взоре на Искупителя мира и закон Иеговы — чтобы воскликнуть: Твоя благость сделала меня великим! (Review and Herald 13 декабря 1892 г.)