Глава 11

1     Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2    Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

3    Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

4    И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5    И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

6    Ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

7     А тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8    Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9     И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10   Ибо всякий просящий получает, [787] и ищущий находит, и стучащему отворят.

11   Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12   Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13  Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.

14  Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15  Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16  А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17  Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;

18  Если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

19  И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20  Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Бо-жие.

21  Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;

22   Когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23   Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24   Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25  И, придя, находит его выметенным и убранным;

26  Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, л, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.

27   Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28  А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

29  Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

30  Ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

31  Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32   Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33   Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

34  Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35   Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36   Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37  Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38  Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39  Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40  Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41  Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.

42   Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43  Горе вам, фарисеям, что [788] любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45   На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46   Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

47  Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

48  Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49  Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

50  Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

51   От крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52  Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли,  и  входящим воспрепятствовали.

53  Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

54  Подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

1. когда Он … молился: [Наставление о молитве, Лук. 11:1-13]. Лука не записал ничего определенного относительно времени или места этого случая. Если Лука придерживается хронологической последовательности, этот случай мог произойти вскоре после посещения Вифании гл. 10:38-42. Если это так, тогда время может приблизительно примыкать к посещению Иисусом Иерусалима, чтобы присутствовать на празднике Обновления, где была попытка побить Его камнями (ЖВ 470; см. на Лук. 17:1; Ин. 10:22, 31, 33). Случай мог произойти в Иерусалиме или, если не в Иерусалиме, то где-нибудь в Перее. О дальнейших сведениях, относительно событий, имевших место приблизительно в это время (см. на Матф. 19:1). Время суток — может быть раннее утро, — обычное время Иисуса для молитвы такого рода (НУХ 139). После этого случая ученики должны были отсутствовать на протяжении краткого времени (НУХ 140), возможно по поручению (см. на Лук. 10:1), или возможно, по случаю краткого посещения своих домов (см. ЖВ 259). Относительно личной молитвенной жизни Иисуса (см. на Марк 1:35; 3:13).

научи нас молиться: Ученики были очень поражены, услышав, как Иисус молился, находясь в такой тесной связи со Своим небесным Отцом, как друг с другом. Его молитва отличалась от молитв религиозных руководителей того времени, в действительности — от всех молитв, которые они слышали. Формальная молитва, выраженная в заранее составленных фразах, по-видимому, направленная к безразличному Богу, очень много теряла в своей реальности и жизненности, что и составляет отличительные черты молитвы. Если бы они могли так молиться, как Иисус, — размышляли ученики, их эффективность, как учеников, могла бы сильно увеличиться. В виду факта, что Иисус научил их посредством наставления Матф. 6:7-15 и примера Лук. 9:29, как молиться, кажется вероятным, что при этом случае требование исходило от некоторых учеников, которые не были с Иисусом при подобных случаях в прошлом. Выражение «ученики», не ограничивается лишь двенадцатью. Эти ученики могли быть из семидесяти. Согласно просьбы «научи нас молиться», Иисус, прежде всего, дал им образец молитвы, затем притчу, чтобы проиллюстрировать дух молитвы и некоторое увещание, побуждающее к верности и прилежанию в молитве гл. 11:2-13.

как и Иоанн научил: Ничего больше не сказано в Священных Писаниях относительно того, как Иоанн научил своих учеников молиться. Кажется естественно, что после того, как его ученики соединили свои интересы с учениками Иисуса (см. на Марк 6:29), они должны были изложить подробно все, чему они научились от их прежнего учителя.

2. говорите: Этой молитве более подходит название — молитва учеников, ибо она не вполне отражает образец молитвы, которой [789] должен молиться Иисус. Она кажется более приемлемой для заблуждающихся, смертных. К примеру, Иисус не нуждался, чтобы молиться о прощении грехов. Относительно комментария на молитву, переданную Иисусом раньше (см. на Матф. 6:9-13; см. НУХ 140).

Отче наш: Иисус учил людей обращаться к Богу, называя Его новым именем. Все это Он делал, чтобы укрепить их веру и отразить близость отношений, как преимущество, которым они могут наслаждаться в общении с Ним (НУХ 141,142).

5. кто-нибудь из вас: Относительно уроков, которые Иисус вывел из этой притчи (см. на 8 ст.). Что касается обстоятельств, при которых Иисус сказал эту притчу (см. на 1 ст.). Относительно учения Иисуса в притчах и принципов их истолкования (см. 203-207 стр.).

в полночь: В странах Востока путешествие в период жаркого времени иногда совершается ночью. С другой стороны, возможно, это посещение друга 6 ст. было неожиданной и неизбежной задержкой в его путешествии.

6. друг мой: Это важная точка в повествовании, что человек не просит для себя, но для друга, находящегося в нужде (см. на 8 ст.).

мне нечего: Факт, что человек не имел ничего у себя, поясняет причину, почему он пришел в полночь за помощью. Сознание, что сами мы не в состоянии сделать ничего Ин. 15:5 подобным образом, должно привести нас к великому Источнику духовной пищи (см. Ин. 6:27-58). Желающие по-дружески относиться к людям, чтобы ознакомить их с великим Другом всех людей, часто чувствуют их недостаток в небесном хлебе, который они с таким пылким желанием стремятся передать другим.

7. «не беспокой меня: Очевидно, это была не скупость, но лишь нежелание нарушить покой, что и выражено словами: «не беспокой меня». Человек пришел однажды побеспокоить, поднять с кровати, чтобы он предоставил его ночному путешественнику необходимое количество хлеба 8 ст.

Иногда люди представляют Бога, как не желающего, чтобы народ беспокоил Его, но Его истинный характер как заботливого, любящего и великодушного Отца ясно изложен в 9-13 ст. Нежелание друга встать и восполнить нужду, ни в коем случае не представляет Бога (см. 13 ст.). Здесь урок из притчи не является уроком сравнения, но контраста.

заперты: Как если бы он сказал: «закрыты наглухо, прочно». Он подразумевал, что это будет таким. Закрыть надежно дверь, в древние времена не было такой простой задачей, как в настоящее время.

со мною на постели: Во многих местностях на Востоке даже и теперь все члены семьи спят совместно в одной комнате, часто на «соломенных тюфяках [матрасах]» на полу или, возможно, на низких кроватях в виде возвышающейся платформы. Если поднимался один член семьи, легко было пробудить всех.

не могу: В данном случае, на самом деле было лишь нежелание, а возможность с его стороны была, чтобы выполнить просьбу друга.

8.  неотступности: Греч, amadeia, буквально, «бесстыдство» или «дерзость». Снова и снова хозяин дома отказывал настойчивым просьбам своему полночному посетителю (см. НУХ143), но посетитель не желал уйти с ответом «нет». «В подлинной вере есть жизнерадостность, стойкость принципа и неизменность цели, которую ни время, ни тяжелый труд не в состоянии ослабить» (НУХ 147). В данном случае притча снова поучает скорее путем контраста, чем сравнения (см. на 7 ст.). Со стороны Бога нет нежелания, чтобы даровать то, что послужит к благу Его земных детей. Нет необходимости Его убеждать или склонять сделать нечто доброе, которое в противном случае Он не желал бы или отказался сделать. Бог знает наши нужды, Он вполне сможет восполнить их, Он желает предоставить нам «несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем» Ефес 3:20.

9. просите: Относительно комментария на 9-13 ст. (см. на Матф. 7:7,11). Молитва не столько заключается в том, чтобы убедить Бога принять нашу волю относительно какого-либо вопроса, как узнать Его волю относительно просимого. Он знает наши нужды прежде нашего прошения; более того, Он знает, что является самым лучшим для нас. Наоборот, мы часто лишь смутно сознаем о наших личных нуждах. Мы часто полагаем, что нуждаемся в предметах, в которых не имеем нужды и которые могут даже повредить нам, и наоборот, мы можем даже и не осознавать о наших величайших нуждах (ср. НУХ 145). Молитва должна привести нашу волю, и таким образом, нашу жизнь в согласие с волей Божьей (см. НУХ 143). Она является прекрасным средством воспитания наших желаний. Истинная цель молитвы [790] не заключается в том, чтобы произвести перемену в Боге, но совершить перемену в нас так, чтобы в нас было желание согласовать «хотение и действие по Его благоволению» Фил. 2:13.

Искреннему просителю Бог желает послать ответ на каждую просьбу, произнесенную со смирением и верой. Он может ответить «Да», Он может сказать «Нет», и Он может сказать просто «Ждите». Иногда ответ на молитву задерживается до тех пор, пока не произойдет перемена в наших сердцах перед Богом, чтобы Он мог ответить на нее (см. ЖВ 200). Для ответа на молитву имеются определенные условия, и мы должны выяснить, не заключается ли затруднение в нас. С нашей стороны является оскорблением Богу наше раздражительное, нетерпеливое отношение к Нему, в то время, когда мы не согласны с условиями, при которых Он сможет ответить на нашу молитву.

Центральным уроком притчи, конечно, является настойчивость в молитве. Притча также определяет виды просьб, в которых Господь советует быть настойчивыми. Это молитвы, цель которых — благословение наших ближних и распространение Его царствия. «Все, что Христос получил от Бога, мы также можем получить» (НУХ 149). Непостоянство в молитве неугодно Богу, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» Пак. 1:17. Кто не постоянен в молитве, в действительности не может надеяться получить что-либо от Бога. «Сомневающийся … да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» Иак. 1:6, 7.

14. изгнал Он беса: [Слепой и немой бесноватый; непростительный грех, Лук. 11:14-32 = Матф. 12:22-45 = Марк 3:20-30. Главный комментарий: Матфея]. Если случай, рассказанный здесь Лукой вместе с последующей беседой рассматривать как равнозначный параллельному месту в Евангелии от Матфея, становится очевидным, что Лука не следует точному хронологическому порядку. Случай, отмеченный Матфеем, произошел приблизительно полтора года до времени отмеченного контекстом, в котором это событие записано Лукой (см. на Матф. 12:22; Лук. 11:1). Большое сходство между двумя повествованиями, которое за исключением Лук. 11:16, 27, 28, почти идентичны, все это, кажется, устраняет возможность, что случай отмеченный Лукой был другим событием и бьш связан со служением в Пе-рее (см. на / ст.). Если описаны два случая, тогда эти два случая должны быть почти одинаковыми, включая последующее рассуждение.

16. А другие, искушая: См. на Матф. 12:38-42; 16:1. 24. нечистый дух: См. на Матф. 12:43-45.

27.  одна женщина: Она была из «народа», то есть, очевидно, из группы, которая слушала предшествующее рассуждение. Кроме того, слова «говорил это» соединяет случай в 27, 28 ст. с дискуссией в предыдущих стихах. В этом месте, в повествовании Матфея гл. 12:46 говорится о приходе матери и братьев Иисуса, случай, отмеченный Лукой гл. 8:19-21. Возможно, что их прибытие побудило эту женщину выразить отмеченное здесь заявление.

28. блаженны: Иисус не противоречил хвалебной речи женщин в адрес Марии, подобно любой хорошей матери, она заслуживала чести и разделяла честь достойного сына. Вместо этого, Иисус указал на несоответствие понятия говорившей в такой мере, как к этому имеет отношение царство Небесное. Иисус не одобрил и не опроверг того, что она сказала. Если бы Иисус имел в виду, что Его ученики или христиане, в общем, должны оказывать особую честь Марии, это приписывание ей чести со стороны незнакомой женщины, должно было представить для Христа идеальную возможность выразить такое учение или, по крайней мере, сердечное одобрение тому, что было сказано, как Он поступил в том случае, когда Петр признал Его за Сына Божия (см. на Матф. 16:17). Соответственно в Священном Писании придается главное значение признанию христианином Божественности Христа, в то время как относительно идеи, касающейся особой чести Марии, даже нет намека (см. на Матф. 1:18, 25; 12:48, 50; Лук. 1:28, 47). В Матф. 12:46-50 Иисус, кажется, отказался придать какое-либо значение Своей матери, по крайней мере в такой степени, в какой заинтересованы некоторые верующие христиане.

29.  род сей лукав: Относительно 29-32 ст. (см. на Матф. 12:38-

42). Неясно, или случай, рассматриваемый Лукой, соответствует случаю отмеченному в Матф. 12:38-42 или это случай, происшедший позже, связанный со служением в Перее (см. ЖВ 488; см. на Лук. 11:1, 33).

33. зажегши свечу: [Внутренний сеет, [791] Лук. 11:33-36. £р. на Матф. 5:15]. Факт, что Лука уже отметил сказанное Христом о свече и ее свете в связи с проповедью у моря (см. на гл. 8:16), подразумевает, что предмет разговора в гл. 11:33-36 был представлен в позднейшее время, вероятно в связи с служением в Перее. Определенно также, что Иисус повторил многое из своих прежних поучений на протяжении этого периода (см. ЖВ 488). Эти факты также могут подразумевать, что 14-32 ст. отмечают события, происшедшие в Перее (см. на 14, 29 ст.).

37. один фарисей: [На обеде у фарисея, Лук. 11:37-54. Ср. на Матф. 23:1-39; Лук. 20:45-47]. Нет никакого довода, чтобы не рассматривать этот случай, приведенный в 37-54 ст. как совершенно отличный от выраженного в Матф. 23:1-39; Лук. 20:45-47. Слова «когда Он говорил это» гл. 11:37 тесно соединяют остальную часть главы с предшествующей ей. Здесь Иисус обедает в доме фарисея, в то время как в других упоминаемых случаях, Он находится во дворах храма в Иерусалиме (см. на Матф. 23:38; 24:1). Этот случай произошел за «несколько месяцев» перед концом Его служения (НУХ253; см. на Лук. 12:1).

Утверждения высшей критики, что Лука взял материалы из различных источников, по мере нахождения их и, не понимая их связи с другими событиями в жизни Иисуса, привел их в порядок, согласно своему взгляду, не имеет никакого фактического основания. Современные проповедники часто, таким образом, употребляют материал для проповеди с большими или меньшими изменениями на многие различные случаи, и посему нет никакого довода думать, что Иисус не поступал таким же образом в представлении своих наставлений. Действительно, это должно быть странным, в самом деле, если в Своем учении из селения в селение, из города в город Он никогда не повторил подобных всеобщих истин. Буквальное сходство между сообщениями, которые как явствует из контекста, были ясно сказаны в различные времена, вообще не является странным или удивительным. Если временами слова Луки подобны написанным другими, даже в записи различных случаев из жизни Христа, то нет никакой причины, чтобы отвергать, что Он был руководим Духом вдохновения. В то же самое время, также необходимо помнить, что авторы Евангелий не всегда следуют точному хронологическому порядку в представлении евангельского повествования (см. Дополнительный Комментарий ЕГУ на 2Пет 1:21).

Хотя случай, описанный в гл. 11:37-54 отличается от представленного в Матф. 23:1-39, большое сходство содержания делает подходящим дать главный комментарий скорее там, чем здесь.

к себе обедать: Относительно Иудейских обычаев за столом (см. на Марк 2:15).

38. удивился: Этот стих может быть представлен более округленно: «фарисей был удивлен увиденным, что перед завтраком Он не совершил омовения» (см. на Матф. 22:4). Относительно значения и способа омовения рук (см. на Марк 7:1-8). Об учении Иисуса на эту тему (см. на Марк 7:9-23).

39. внешность … очищаете: Относительно комментария на 39, 40 ст. (см. на Матф. 23:25).

хищения: Греч, ha/page, «похищение», «грабеж», «мародерство», «награбленное добро» или «кража». В Евр. 10:34 ha/page, переведено «расхищение». Форма прилагательного ha/pax употреблена при упоминании «хищных» волков (см. на Матф. 7:15) и «грабителей» (см. Лук. 18:11; IKop. 5:10; 6:10).

40.  Неразумные!: Греч, aphrones, «бессмысленные» или «глупые». Ap/tron является прилагательным, соответствующим существительному apkrosune, «глупость», «безрассудство».

41. Подавайте лучше милостыню: Сравните гл. 12:33. Значение 41 ст., неясно. Выражение taenonta, переведенное «что у вас есть», не встречается больше нигде в НЗ, и что этим хотел сказать Иисус, неопределенно. В переводе KJV чтение является объяснительным и предположительным, как и все другие. Буквальная Греческая фраза, кажется, более склонна к переводу RSV «то, что находится внутри», то есть, «внутри» или «чаши» и «блюда» или «внутри» самих фарисеев (см. 39 ст.). Если Иисус ссылается на содержимое «чаши» и «блюда», то Он подчеркивает, что щедрость к бедным является лучшим путем избежания действительного осквернения, чем тщательные церемониальные очищения сосудов, в которых содержалась пища. Если Он ссылался на самих фарисеев, то Он говорил, что дух щедрости и забота о бедных является лучшим путем к достижению чистоты сердца, чем утонченная забота о мелочах традиционализма [приверженности к традициям] (см. на Марк 7:7). [792] Сравните совет Иисуса богатому юноше (см. Лук. 18:22, 23).

будет у вас чисто: См. на Марк 7:19. Очевидно, здесь в значении: «вы будете чистыми в свете Божьем», и когда это условие будет исполнено, ничто другое не должно беспокоить вас. Однако некоторые рассматривают эти слова в ироническом смысле: «вы будете чисты [в своих глазах]», когда вы дадите милостыню.

42. горе вам: См. на Матф. 23:13. мяты, руты: См. на Матф. 23:23.

43. председания: См. на Матф. 23:6.

44. книжники и фарисеи, лицемеры: Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к опущению этих слов. Относительно комментария на слова книжники и фарисеи (см. 51, 52 стр.). Относительно слова «лицемеры» (см. на Матф. 6:2).

гробы скрытые: Время изглаживает любое внешнее доказательство мест захоронения и люди, могут «ходить над ними, не зная этого» (RSV). Контакт с мертвыми приводил к ритуальному осквернению.

45.  некто из законников: Эта отличительная деталь повествования Луки не приведена в соответствующем месте Матф. 23:27. «Законники» были «книжниками». Имея в виду язычников, которые могли неправильно понять техническое Еврейское значение, приписываемое слову «книжник», Лука заменяет его термином «законник».

Ты и нас обижаешь: Большинство книжников были фарисеями. Фарисеи составляли религиозную секту, книжники или «законники» были профессиональными толкователями закона. В соответствующем месте в Матф. 23 гл. Иисус обращается как к фарисеям, так и к книжникам с самого начала. Это другой признак, что Лука здесь отметил случай, имевший место при другом событии, чем представлено Матфеем, вопреки большому сходству между двумя сообщениями (см. на 57 ст.).

46. налагаете на людей: См. на Матф. 23:4.

47. строите гробницы: Относительно 47, 48 ст. (см. на Матф. 23:29,30).

49. премудрость Божия: См. на Матф. 23:34. Согласно IKop. 1:24, 30, Сам Иисус является воплощенной «премудростью от Бога», но сомнительно, чтобы Иисус в данном случае ссылался на Самого Себя. Более вероятно, Он имел в виду значение, «Бог в Своей мудрости». Нет также никакой известной книги, которая бы носила в своем заглавии это выражение.

50. от рода сего: См. на Матф. 12:39; 23:36; 24:34. пророков: Относительно 50, 51 ст. (см. на Матф. 23:35, 36). создания мира: См. Матф. 13:35; 25:34; Откр. 13:8.

52. ключ разумения: Сравните на Матф. 23:13. «Ключ разумения» является ключом, который открывает дверь к познанию, то есть, познанию спасения, как ясно здесь отражает контекст и в Матф. 23:13. Относительно подобного употребления слова «ключи» (см. на Матф. 16:19).

53. Когда Он говорил им это: Текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к чтению, «когда Он уходил оттуда».

книжники и фарисеи: Относительно книжников и фарисеев (см. 51, 52 стр.). Относительно предыдущих усилий с их стороны воспрепятствовать работе Иисуса (см. на Матф. 4:12; Марк 2:24; Лук. 6:6, 7,11; и т.д.).

54.    чтобы обвинить Его: Текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к опущению этой части предложения. На протяжении двух лет шпионы из Синедриона ходили по пятам Иисуса везде в пределах Галилеи и Иудеи (ЖВ 213; см. на 55 ст.). Теперь они были более активными, чем раньше. Но шпионы не смогли услышать ничего, что могло бы, хотя в малейшей степени, быть истолковано против Него, за исключением самых грубых искажений и умышленных, ложных истолкований (см. на Матф. 26:59-63).

 

Комментарий Е. Г. Уайт к 11 главе Евангелия от Луки.

 

1
1-13
4
5,6
5-8
7-9
9
9,10
9-13
11,12
11-13
13
21 28
35
37-52
42
52
54
 

НУХ140; НПХ103; 9СЦ278.
НУХ 139-149.
НПХ113.
2СЦ 28.
НУХ 140.
ЖВ 495.
НУХ 147; 7СЦ214.
СЗ 380.
НУХ 141; СП 381.
РП21; 1СЦ71.
РУУ 242.
ДА 50; ОХВ434.537; ВБ 477; НПХ 132; 1СЦ 120- 5СЦ
157; 8СЦ22.
5СЦ309; 6СЦ407.
ОХВ 339; 4СЦ 60.
ПЦ 83; ЗСЦ 59, 65.
СП 76.
РП 166; 2СЦ 85.
СП 109; ЗСЦ 441; 5СЦ728.
НУХ 22; СП 108.