Глава 12

1     Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

2    Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3    Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

4    Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

5    Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6    Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7    А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8    Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

9    А кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10   И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.

11   Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

12  Ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

13  Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14  Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15  При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

16  И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17  И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18  И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

19  И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20  Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21   Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

22  И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

23  Душа больше пищи, и тело -одежды.

24  Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25  Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26  Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

27  Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28   Если же траву на поле, которая сегодня есть, [794] а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29  Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

30  Потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

31   Наипаче ищите Царствия Бо-жия, и это все приложится вам.

32   Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

33  Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскуде-вающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

34   Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

35  Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи;

36  И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.

37  Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

38  И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.

39  Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

40  Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, при-идет Сын Человеческий.

41  Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?

42   Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?

43   Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет пот ступающим так.

44  Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45  Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —

46  То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47   Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

48  А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

49   Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

50  Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

51  Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

52  Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:

53   Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

54  Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;

55  И когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.

56  Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

57  Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

58  Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу;

59  Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки. [795]

1. Между тем: [Предостережение против фарисеев, Лук. 12:1-12]. Эти вступительные слова, несомненно, соединяют рассуждение, записанное в гл. 12 со случаем в доме фарисея, отмеченном в гл. 11. Хотя в предыдущих случаях Иисус уже изложил большинство из советов, отмеченных в гл. 12 (см. ЖВ 408, 488), эта глава, кажется, полностью связана с рассуждением, представленным непосредственно после случая в доме фарисея (см. на гл. 11:53, 54). До окончания земного служения Иисуса еще оставалось лишь несколько месяцев (НУХ 253). Лук. 12:2-9, 51-53 подобно Матф. 10:26-36, поручение двенадцати. Лук. 12:22-34, 57-59 подобно Матф. 6:26-34, 19-21; 5:25, 26. Лук. 12:39-46 подобно Матф. 24:43-51. Лук. 12:54-56 имеет сходство с Матф. 16:2, 3. Тема всей гл. 12 от Луки — искренность и посвящение, которые должны характеризовать истинного последователя Иисуса в противоположность лицемерию фарисеев.

тысячи народа: Греч, muriades, буквально, «десятки тысяч», следовательно, в обычном употреблении, любое большое число (см. Деян. 21:20). Английское слово (как и русское) «мириады» происходит от типах (множественное число, muriades).

теснили друг друга: Наглядная, изобразительная подробность, которая подчеркивает размеры толпы.

сперва: Последующее рассуждение было направлено главным образом к ученикам, но имело в виду также и «тысячи народа». Слово «сперва» не должно быть соединено с «берегитесь», но с фразой «начал говорить Своим ученикам».

берегитесь: См. на Матф. 16:5-9. В событии, происшедшем в доме фарисея, ученики увидели на деле закваску фарисеев (см. Лук. 11:37-54).

лицемерие: Прежде Иисус определил «закваску» фарисеев, как их «учение» (см. Матф. 16:12), то есть, их исповедание — чему они верили и учили. Здесь выражение «закваска» применяется преимущественно к их образу жизни. В теории («учение») и на практике («лицемерие»), посредством наставления и примера влияние фарисеев удаляло людей от Бога и истины. Относительно слова «лицемерие» (см. на Матф. 6:2; 23:13).

2. ничего сокровенного: Относительно комментария на 2-9 ст. (см. на Матф. 10:27-33).

3.  внутри дома: Буквально «[внутренние] комнаты» или кладовые, где обычно помещались различные товары и запасы продуктов.

5. геенну: Греч geena (см. на Матф. 5:22; Иер. 19:2).

6. пять ли малых птиц: В параллельном месте в Матф. 10:29 две малые птицы продаются за один «ассарий».

ассария?: Греч, assariaicu. 49 стр.; см. на Матф. 10:29).

8. исповедает: Буквально, «согласиться с [чем-либо]» и, следовательно, «признать».

10. слово на: См. на Матф. 12:32.

Сына Человеческого: См. на Матф. 1:1; Марк 2:10.

11. начальствам и властям: Буквально, «руководителям и властям». Относительно комментария на 11,12 ст. (см. на Матф. 10:19, 20).

13. Некто: [Безумие богатых, Лук. 12:13-34. На притчи (см. 203-207 стр.)]. Этот некто из «народа» (см. 1 ст.), который ожидал Христа на улице, вне дома фарисея, который принимал Его (см. гл. 11:37). Этот человек, обратившийся к Иисусу, слышал резкое, открытое обличение, высказанное против книжников и фарисеев (см. гл. 11:39-52; НУХ 253) и Его совет ученикам относительно их поведения перед начальствами и властями (см. гл. 12:11; ср. НУХ 252). Он рассудил, что если бы Иисус так смело и авторитетно сказал его брату, тот не осмелился бы поступить иначе, чем сказал бы ему Иисус. Он представлял себе благую весть о царствии не более как средство для продвижения своих самолюбивых личных интересов. Сравните отношение Симона волхва к спасению Деян. 8:9-24.

народа: Греч, ochlos, «толпа». OcAlos переведено словом «народ» в 1 ст. Относительно хронологического местонахождения этого случая (см. на 1 ст.).

скажи брату моему: Скорее, «прикажи брату моему». Очевидно, оба брата были алчными, скупыми; иначе было бы очень мало поводов к ссоре между ними.

чтобы он разделил … наследство: Согласно закону Моисееву о наследстве, старший брат получал две части имущества своего отца, а последующий брат или братья разделяли оставшуюся часть (см. на Втор. 21:17). Возможно, это был младший сын, который в этом случае обратился к Иисусу и возражал, что старший брат действительно взял двойную часть, предназначенную ему законом.

14.  человеку: Эта форма обращения подразумевает [796] строгость или суровость (см. Лук. 22:58, 60; Рим. 2:1; 9:20).

судить или делить: Царство, которое Иисус пришел провозгласить, было «не от мира сего» (см. Ин. 18:36). Он никогда не уполномочивал Своих учеников быть представителями социального правосудия, также Он никогда не пытался выносить решения между людьми (см. Ин. 8:3-11). Подобно пророкам древности Мах. 6:8; и т.д., Иисус ясно изложил принципы, регулирующие взаимоотношения между человеком и его ближним (см. на Матф. 5:38-47; 6:14,15; 7:1-6,12; 22:39; и т.д.), и предоставил отправление гражданского правосудия исключительно гражданским властям, поставленным должным образом. Ни при каких обстоятельствах Он не уклонялся от этого правила и те, которые выступают от Его имени, должны следовать Его примеру, как в этом, так и в других отношениях (НУХ 254).

15. любостяжания: Греч, pleonexia (см. на Марк 7:22). Любостяжание или «жадность», «скупость», «завистливость», как сказано в других переводах, может быть определено как чрезмерная привязанность к материальным вещам жизни, особенно принадлежащим кому-либо другому. Человек, обратившийся ко Христу, не имел нужды в еще большем богатстве, единственно, в чем он нуждался — в полном удалении жадности из его сердца, после чего богатства имели бы мало значения для него. Если бы в его сердце не было жадности, зависти, там не было бы более места для спора. Как всегда, Иисус направил удар по корню затруднений и предложил такое разрешение, которое предотвращало возникновение подобных проблем в будущем. Он не выдвигал никаких временных универсальных средств, подобно тем, которые выставляются в настоящее время для решения общественных проблем. То, в чем люди нуждаются больше всего, не более высокая заработная плата или прибыль. Они нуждаются в изменении сердца и ума, которые направят их к тому, чтобы искать «прежде всего, царствия Божия и правды Его» в полном доверии, что все необходимое для жизни «приложится» им (см. на Матф. 6:33).

от изобилия его имения: — См. на Матф. 6:24-34. Материализм находится в корне многих главных современных проблем мира. Он предусматривает основу для большинства политических и экономических мировоззрений и таким образом является причиной большинства классовых и национальных конфликтов, которые беспокоят человечество. Неудовлетворенность тем, что мы имеем, рождает желание иметь больше, принуждая других отдать все или часть того, что они имеют скорее, чем трудиться честно для самих себя. Жадность или любостяжание является причиной многих неразрешимых проблем мира.

Просьба человека, который обратился к Иисусу, чтобы Он взял на Себя роль судьи относительно поведения его брата, была внушена тем же самым духом, который руководит некоторыми предпринимателями — выжать как можно больше прибыли, независимо каким путем это будет достигнуто; это тот же самый дух, который побуждает некоторых тружеников требовать все большей заработной платы, независимо от ценности их личного вклада в производство и способности их предпринимателя, чтобы платить. Это дух, который направляет одну группу заинтересованных лиц, чтобы обеспечить законодательство, благосклонное к ним, не интересуясь совершенно, как такое законодательство отразится на других группах в стране, это дух, который направляет один народ, чтобы навязать свою волю другим народам, независимо от желаний или наилучших побуждений этих народов. Это дух, который так часто приводит к разрушению семейств, проявлению преступлений среди юношества и к бесчисленным преступлениям вообще.

Бог обращается ко всем, которые желают любить и служить Ему, чтобы они видели материальные вещи жизни в их истинном свете, и подчинили таковые предметам вечной ценности (см. на Матф. 6:24-34; Ин. 6:27). Противоположно мнению большинства людей — больше «богатства» еще не означает больше счастья. Счастье зависит не от «имения», но от состояния сердца и ума людей (см. на Еккл. 2:1-11).

16. притчу: — Относительно учения Христа в притчах и принципах их истолкования (см. 203-207 стр.). Эта притча, отмеченная только Лукой, иллюстрирует принцип, объявленный в 15 ст., что все материальное «счастье» не представляет наиболее важную цель в жизни (см. также на Матф. 19:16-22). Эту притчу можно подходящим образом озаглавить так: «Безрассудная жизнь, посвященная приобретению богатства».

поле: — Человек засевает семена в почву и заботится о них самым наилучшим образом, но только один Бог дает рост семени (см. на Марк 4:26-29). Как бы человек ни содействовал процессу роста, только Бог увеличивает рост (см. Шор. 3:6, 7). Именно Бог посылает солнечный свет и дождь (см. на Матф. 5:45) и благословляет усилия человека во «времена плодоносные» (см. Деян. 14:17). Прежде входа Израиля в обетованную землю, Бог предостерег их не забыть, что именно Он дает человеку [797] «силу приобретать богатство» (см. Втор. 8:11-18). Все же человек всегда склонен приписывать похвалу себе за то, что Бог дает ему, говоря: «моя сила и крепость руки моей приобрели все богатство сие» Втор. 8:17. Роковой обман! Тот, чье сердце неблагодарно Богу, «осуетиться в умствованиях своих и омрачится несмысленное их сердце» (см. Рим. 1:21). Мудрый в своих глазах, он сделается безрассудным в глазах Божиих (см. Рим. 1:22). Если он настойчиво будет следовать таким курсом, он, в конце концов, всецело удалит Бога из своих мыслей и предастся погоне за материальным счастьем и физическими удовольствиями (см. Рим. 1:23-32). Он станет более любить удовольствия, чем Бога 2Тим. 3:4.

17. рассуждал сам с собою: — Т.е., рассматривая вопрос со всех сторон. Он «рассуждал» об этом, чтобы придти к логическому заключению.

некуда: — Осуществление задуманного должно было привести его к мысли о том, что многие нуждаются в тех самых благах, которыми Бог в таком обилии наградил его. Но эгоистичные интересы ослепили его глаза к нуждам ближних (см. на гл. 16:19-31).

собрать: — Буквально, «собрать вместе».

18.  хлеб мой: — Отметьте его собственнические выражения: «мой хлеб», «добро мое», «житницы мои», «душа моя» (ср. Ос 2:5). Его мысли были только о себе. Очевидно, он не осознавал, что «благотворящий бедному дает взаймы Господу» Пр. 19:17.

19. душе: — См. на Матф. 10:28.

покойся: — Он достиг своего счастья и готов уединиться. Он желал полностью предаться расходованию благ жизни, не помышляя более об их приобретении.

ешь, пей, веселись: — Он определенно чувствовал, что собранных благ хватит ему до конца его жизни, и он решил проводить свои грядущие дни в разгульной жизни, подобно блудному сыну в дальней стране, забыв Бога и своих ближних (см. на Лук. 15:13; ср. Еккл. 8:15).

20. безумный!: — См. на гл. Ц:40. Иисус не подразумевал, что Бог действительно произнес эти слова к «безрассудному» или хотя бы привел его к осознанию этого имени, все выраженное здесь означает не больше, чем то, что наш Господь имеет в виду, не подразумевая, что беседа между богатым человеком и «отцом Авраамом» гл. 16:24-31 действительно имела место. В обоих примерах беседа принесла пользу людям, слушавшим притчу, чтобы они могли видеть Божественный принцип, иллюстрированный притчей. Сравните также беседу между деревьями в лесу Суд. 9:8-15.

душу: Эта часть предложения читается буквально, «они потребуют твою душу у тебя». Некоторые подчеркивают, что безличное выражение «они» является уклончивым раввинским иносказанием, чтобы избежать употребления Божественного имени (см. на гл. 15:7). Другие относят это местоимение к «губителям» (см. Иов. 33:22).

21.  сокровища для себя: Всякий человек, который размышляет и планирует все исключительно для себя, теряет доброе влияние (см. на гл. 11:40) в лице Божьем. Евангелие царствия предназначено, чтобы отвлечь мысли людей от себя и направить их вверх к Богу и от себя к ближним. Относительно заключающегося здесь принципа (см. на гл. 12:15).

в Бога: Т.е., в свете Божьем. «Безумный» не положил никакого сокровища в небесах (см. на Матф. 6:19-23).

22. сказал: Ответив человеку, прервавшему Его рассуждение, Иисус возобновил Свое обращение к народу в общем и к ученикам в особенности (см. на 1,13 ст.).

не заботьтесь: Буквально, «не будьте озабоченными» или «не имейте [забот] в мыслях» (см. на Матф. 6:25). Относительно дальнейшего комментария на Лук. 12:22-34 (см. на Матф. 6:19-21, 25-33).

23.  пищи: Греч, trophe, «питание», «пища», «провизия» (см. на Матф. 3:4).

25. прибавить себе росту: См. на Матф. 6:27.

29. не ищите, что вам: В подлиннике подчеркнуто «вам».

33. влагалища: Греч, battantia, «мешки» или «сокровищницы» (см. гл. 10:4).

35. Да будут чресла ваши препоясаны: [Ожидая возвращения Господа, Лук. 12:35-59. На притчи (см. 203-207 стр.)]. Т.е., будьте приготовлены к действию (см. на Пс. 64:7). Бодрствование является главной ключевой нотой этой краткой притчи. Здесь в первый раз Иисус проповедовал публично относительно Своего Второго пришествия. Окончание Его земного служения уже было на виду. Поэтому, Он старался приготовить людей к Своему вознесению и возвращению в силе и славе. Ударение в притче ставится на праведную жизнь в виду пришествия Господа. [798]

36. ожидающим: Не в праведности, но в бодрствующем и серьезном приготовлении. Сравните притчу о десяти девах Матф. 25:1-12.

37. Блаженны: Или, «счастливы» (см. на Матф. 5:3). истинно: См. на Матф. 5:18.

препояшется: См. на Пс 64:7. Т.е., принимая во внимание их верность и преданность Ему.

38. вторую стражу: Т.е., приблизительно между 9 часами после полудня и полночью (см. на Матф. 14:25).

третью стражу: Приблизительно от полночи до 3 часов после полудня.

39. хозяин дома: Греч. oOtodespoles, «хозяин дома» (см. на гл.2:29). См. на Пр. 7:19.

подкопать: Стены многих домов на Востоке были сделаны из земли, поэтому для вора было очень легко проникнуть во внутрь, пробив отверстие в стене (ср. Иез. 12:5,12).

41.  сказал … Петр: Петр, как обычно, действовал как самозваный представитель двенадцати (см. на Матф. 14:28; 16:16; 17:4).

или и ко всем?: Т.е., к двенадцати и всему предстоящему множеству (см. на 1 ст.); и Петр, очевидно, интересовался или увещание Иисуса о бодрствовании имело особое применение к ученикам как «слугам» «господина» в притче, или оно применялось к народу, в общем.

42.  кто верный и благоразумный домоправитель: Относительно комментария на 42-46 ст. (см. на Матф. 24:45-51).

47. знал волю господина своего: См. на Матф. 7:21-27. Бог измеряет ответственность человека соответственно его знанию об обязанности, включая истину, которую мог познать, но не воспользовался этим (см. Иез. 3:18-21; 18:2-32; 33:12-20; Лук. 23:34; Ин. 15:22; 1Тим. 1:13; Иак. 4:17).

49. Огонь пришел Я низвесть: В подлиннике слово «огонь» выделено. Относительно 49-53 ст. (см. на Матф. 10:34-36).

и как желал бы: Значение заключительной части 49 ст., неясно. Единственно возможный перевод: «как Я желаю, чтобы он уже возгорелся!».

50. должен Я креститься: Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, но скорее «крещение» в лице Его смерти (см. на Матф. 3:11). Слово «креститься», если употребляется, как в данном случае, символически обозначает быть «погруженным» в обстоятельства, встречаясь лицом к лицу со смертью, подобно тому, как если бы человек был погружен в воду на значительно долгое время.

54. когда вы видите облако: Относительно комментария на 54-56 ст. (см. на Матф. 16:2, 3).

57.  не судите: Относительно комментария на 57-59 ст. (см. на Матф. 5:25, 26).

58. соперником: Греч. an/ffiJkos, «оппонент [в законном процессе]», следовательно «враг» или «противник».

привел тебя: Буквально, «притащил тебя [насильно]».

истязатель: Личность, которой надо было уплатить штраф. Тому, кто не был в состоянии уплатить штраф, грозило тюремное заключение. Относительно древнего обычая заключения в тюрьму за долги (см. на Матф. 18:25).

59. полушки: Греч, lepton, очень маленькая медная монета (см. 49 стр.; ср. гл. 21:2).

Комментарий Б. Г. Уайт к 12 главе Евангелия от Луки.

1            НУХ96; ЖВ408. 1-7       Ев. 237.

2            СИ 486. 3-7       РП 28.

6,7       4СЦ 564.

8,9        5СЦ437.

11         ОХВ 202.

13          НУХ253; 9СЦ216. 13-21    НУХ 252-259.

14          9СЦ217. 14-21 НУХ 254.

15          НУХ 259; ПП496; ЗСЦ547; 4СЦ82.

15-21 ЗСЦ545. 15-23 2СЦ662. 16-21 2СЦ 199; ЗСЦ 154,401.

232

17-21

5СЦ 260.

18,19

НУХ 256.

19

СУ 232; 6СЦ452.

20

НУХ 343; СУ 142; ПП 668.

20, 21

НУХ 258.

21

2СЦ 196,233,246, 280, 681; ЗСЦ 546; 4СЦ386; 5СЦ262.

22-26

-_-   7 7 J 7 7 7 1 7 Ч
Ев. 237.

23

ВД366; Вое. 200.

24

ВД58; Вое. 117.

27

ПХ68.

27-31

Ев. 238.

30

НПХ 99.

32-34

ЖВ 496.

33

СЗ 18; НУХ 370, 374; СУ 40, 86, 114, 126, 151; Вое. 145;

 

РП57,95; ОХВ 210; СИ 216; СП 395; 1СЦ 169, 175, 176,

192, 197; 2СЦ 242, 280 676, 681; ЗСЦ 90, 402, 546; 5СЦ

 

152,259,734; 6СЦ258; 7СЦ291,295; 8СЦ35; 9СЦ131.

33,34

СЕ 341; 5СЦ465. [799]

33 10

6СЦ 453.

35

ДА 55; Ев. 473; ОХВ 366; МЖС 217; 6СЦ116; 9СЦ 48,

 

61,133, 148

36

ВБ 427. 1

36,37

РП 19, 55; 2СЦ 195. 1

36-38

2СЦ192. 1

37

ЖВ634; 1СЦ69; 5СЦ485; 9СЦ287. 1

42

ЖВ 634; Ев. 345, 373, 432; СП 149; 2СЦ 557, 642; 6СЦ 1

 

75, 78.

47

НУХ 353; 2СЦ251; 4СЦ249; 5СЦ 160.

47,48

СУ 137; 1СЦ 133; 8СЦ 96.

48

ДА 337; НУХ 265, 362; Ев. 563; ПП 420, 528; ИС 168;

 

СП 454; 1СЦ170; ЗСЦ 392; 7СЦ200.