Глава 16

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;

11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили.

12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

1. По прошествии: [Воскресение, Марк 16:1-11 = Матф. 28:1-15 = Лук. 24:1″12 = Ин. 20:1-18. Главный комментарий: Матфея и Иоанна]. То есть, прошло между событиями 15 гл. и теми, которые будут представлены в 16 гл. Время воскресения, таким образом, ясно определено в первый день недели, а не раньше, как некоторые предполагают (см. на Матф. 28:1).

Мария Магдалина: См. Дополнительное Примечание к Лук. 7 гл.

купили: По всей вероятности, эти ароматы были приобретены после захода солнца, мы сказали бы в субботу вечером, и были добавкой к тем, которые женщины приготовили в пятницу (см. Лук. 23:56) и тем, которые принес Нико-дим (см. Ин. 19:39).

2. весьма рано: См. на Матф. 28:1.

7. Петру: Только Марк называет здесь Петра по имени (ср. введение к Ев. от Марка 563 стр.). То, что Иисус обращался к Петру по имени, было доказательством того, что, несмотря на все ошибки, Петр все еще был признаваем и входил в число самых близких друзей Иисуса, потому что он искренне раскаялся (см. Матф. 26:75; Марк 14:72; ЖВ 713).

8. никому ничего не сказали: Т.е., они ничего не сказали тем, кого они встретили на пути в город. Некоторые неправильно истолковали это заявление, будто женщины ничего не говорили ученикам, и что поэтому Марк здесь противоречит другим евангелистам. Такой вывод совершенно необоснован.

9. Воскресши … Иисус:Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к опущению цитирования 9-20 ст. Евангелие от Марка кончается 8 ст. Комментаторы, склонные опустить 9-20 ст. указывают на многочисленные различия в литературном стиле, идиомах и строении слов между этими стихами и остальным Евангелием. Эти стихи названы продолжением, окончанием Марка. Вместо продолженного окончания несколько древних рукописей имеют так называемое [659] Краткое окончание: «Но они рассказали кратко Петру и тем, кто был с Ним, все, что им было сказано. Сам Иисус через них послал от востока до запада святую и непреходящую весть вечного спасения» (RSV). Принимая во внимание, в целом текстовое свидетельство (ср. 146 стр.), по сравнению с кратким, лучше все-таки следует читать с продолжительным окончанием. См. на 14 ст.

11. не поверили: Эти сведения о недоверии учеников, даже перед очевидцами, свидетельствующими, что Иисус воскрес, составляет неопровержимое доказательство точности и достоверности истории о воскресении, даже в мельчайших ее подробностях.

12. После сего: [На пути в Еммаус, Марк 16:12 — Лук. 24:13-32. Главный комментарий: Луки].

в ином образе: Возможно, это относится к воскресшему телу Иисуса, в противоположность Его телу до воскресения, или же к тому, что Иисус не был узнан учениками по дороге в Еммаус.

13. но и им не поверили: [Первое явление ученикам в верхней горнице, Марк 16:13 = Лук. 24:33-49 = Ин. 20:19-23. Главный комментарий: Луки и Иоанна]. См. на Лук. 24:34, 35, 41.

14. Наконец: [Второе явление ученикам в верхней горнице, Марк 16:14 = Ин. 20:24-29. Главный комментарий: Иоанна]. Для хронологической последовательности событий после воскресения (см. Дополнительное Примечание к Матф. 28 гл.).

одиннадцати: Технически правильный термин для обозначения группы последователей Иисуса в целом, после отступления и самоубийства Иуды осталось лишь одиннадцать из числа двенадцати. Однако в других местах их все еще называют по старому «двенадцать» (см. Ин. 20:24).

возлежавшим на вечери,:Некоторые ученики, по-видимому, временно жили в верхней горнице, в которой они имели последнюю совместную вечерю.

упрекал их: Неверие, на котором настаивают после предоставления достаточных доказательств, достойно только осуждения.

жестокосердие: См. на Исх. 4:21.

Древняя рукопись Кодекс Фреерианус (см. 119 стр.), известный так же, как кодекс Вашингтониезис добавляет к 14 ст. так называемый «Freer Logion». Эта вставка указывает неоспоримые признаки позднейшей дописки и представляет интерес только как текстовый курьез.

15. идите: [Явление на горе в Галилее, Марк 16:15-18 = Матф. 28-16-20. Главный комментарий: Матфея]. В этом повествовании нет ничего, что указывало бы на измененное время или место по сравнению с 14 ст. Все же эти стихи являются, пожалуй, краткими записями тех наставлений, которые Иисус давал 500 собравшимся на горе в Галилее (см. на Матф. 28:16, 19; ср. ЖВ 818, 821). «Снова и снова слова повторялись, чтобы ученики могли понять их значение» (ЖВ 818) чем, вероятно, можно объяснить различие в версиях Евангельского авторитета, данных разными евангелистами.

16. спасен будет: Здесь представлено два требования для тех, которые приняли весть Евангелия — вера в Иисуса и крещение. Первое является внутренним принятием спасения, так милостиво предложенного нам заместительной смертью Искупителя мира; второе является внешним знаком внутренней перемены жизни (см. на Рим. 6:3-6).

не будет веровать: Достойно внимания то, что если кто получит осуждение, то только по причине неверия. О крещении здесь ничего не говорится, потому что так или иначе, внутренняя сторона спасения намного превосходит важность внешней формы. Отсутствие крещения будет просто внешним проявлением внутреннего неверия, которого в свою очередь уже достаточно, чтобы лишить человека благословения. Возможно, Иисус предвидел, — как в случае с разбойником на кресте, — что будут случаи, когда действительно обращенные мужчины и женщины, не будут иметь возможность получить обряд крещения.

17. сии знамения: Т.е., сверхъестественные и чудные проявления Божественной силы (см. 208 стр.). Все же, какими бы ценными не были чудеса, их не так тяжело подделать или распространить сведения о предполагаемых чудесах. Эти слухи склонны смущать необращенных и легкомысленных. Поэтому чудеса

не являются самым сильным фактором доказательства истинности Евангелия (ЖВ 406, [660] 799). Следует помнить, что Сам Иисус решительно отказывался делать чудеса как знамения.

изгонять бесов: См. Дополнительное Примечание к Марк 1 гл.

новыми языками: См. Деян. 2:4; 10:46; 19:6; Шор. 12:28; 14:2-5. На протяжении своего служения в прошлом ученики не получили дара языков, потому что в этом не было нужды. Теперь, когда в этом была нужда, они были наделены этим даром. См. на IKop. 14 гл.

18. змей: См. на Лук. 10:19.

смертоносное: Здесь Иисус приводит примеры таких переживаний, которые обычно порождают серьезные травмы или смерть и обещает вестникам Евангелия, что во многих случаях они получат особую защиту согласно воле Отца.

возложат руки: См. на гл. 1:31.

19. Господь, после: [Вознесение, Марк 16:19, 20 = Лук. 24:50-53. Главный комментарий: Луки]. Эти вводные слова производят впечатление, что вознесение последовало немедленно за наставлением 15-18 ст. Но это было не так. Более вероятно, что здесь подразумевается более длительный разрыв во времени (см. на 15 ст.).

одесную Бога: Положение чести и власти. Возвышенное положение Христа на небе было предметом обсуждений для многих НЗ писателей (см. Деян. 7:55; 1 Пет. 3:22; Рим. 8:34; Ефес. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 10:12; Откр. 3:21; и т. д.).

20. пошли: Единственный среди евангелистов, Марк, в одной четкой строке говорит о триумфе Евангелия, выполненного Святым Духом через апостолов на протяжении нескольких лет после вознесения.

проповедывали везде: Такой является теперь миссия последователей Христа (см. 15 ст.).

содействии: По Божьему провидению Божественная сила всегда должна быть соединена с человеческими усилиями.

подкреплении слова: Частично, доказательством Божественной силы, проявленной через знамения, о которых говорится в 17,18 ст.

Аминь: Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) может читаться с опущением этого слова.

Комментарий Б. Г. Уайт к 16 главе Евангелия от Марка.

1 ЖВ 769.

1.2 РП186.

1-8 ЖВ 788-794.

2.3 ЖВ 788.

7 НУХ 156; ЖВ 793; Вое. 90; 4СЦ 488.

9 ЖВ 568.

15 ДА 174; ХС 9, 23; НУХ 300, 303, 371; РУУ 466; ЖВ 369,

818; Вое. 264; Ев. 301; ОХВ 199, 201; ВБ351; СЕ 115; СИ

106; МЖС226; МС 327; СП 401; ЗСЦ 406, 408; 4СЦ 472;

5СЦ 391, 456; 6СЦ 89, 273, 447, 480; 7СЦ 39; 8СЦ 15, 16,

119,215; 9СЦ39, 136, 255; СБ 187. 17,18 СЗ 497; ЖВ 821, 823; РП 29.

18 СЗ 34, 391; РУУ 466; СИ 148, 226; МЖС 226; 4СЦ 225. 19,20 С3 553; 7СЦ114. 20 ДА 599; СЗ 498; ЛЕ 20; ЖВ 827; СИ 139; МС 319; 6СЦ

480; 8СЦ15; 9СЦ141.

Дополнительный комментарий

Евангелие от Марка

Глава 1

Следующие цитаты — из неопубликованных писем, рукописей из статей в различных газетах, типа Ревью энд Геральд, которые не были включены в какой-либо перечень из находящихся в обиходе книг Елены Г. Уайт. Эти цитаты расположены в такой последовательности — Ев. от Марка и Ев. от Иоанна. Библейские ссылки в круглых скобках, предшествующие некоторым цитатам указывают на другие места Священного Писания, на которые эти цитаты проливают свет. Ключ к сокращенным источникам цитат вы найдете в начале настоящего комментария в вступлении.

9-11. См. ЕГУ на Матф. 3:13-17. 10-13. См. ЕГУ на Матф. 4:1-11.

Глава 2

14,15. См. ЕГУ на Лук. 5:29. 17. См. ЕГУ на Матф. 9:12,13. 22. См. ЕГУ на Матф. 9:17.

Глава 3

1-3. См. ЕГУ на Лук. 1:76, 77. 11. См. ЕГУ на Матф. 12:24-32. 28,29. См. ЕГУ на Матф. 12:31,32.

Глава 4

30. (Лук. 13:18). Не подобно земным правительствам. — «Правительство Царства Христа не похоже ни на одно из земных правительств. Оно является отображением характера тех, которые составляют Царство. «Чему подобно Царствие Божие?» — спрашивает Христос «или, с чем мы сравним его?» Он не может ничего найти на земле, что могло бы послужить точным сравнением. В Его правлении председательствует святая любовь, а обряды и служение Его украшены милосердием. Он поручил Своим слугам приносить милосердие и ласковую любовь. Свои собственные свойства, во всю их служебную деятельность и находить свое счастье и удовлетворение в излучении Божественной любви и нежного сочувствия на всех, имеющих с ними общение» (РГ19 марта, 1908).

Глава 6

26. См. ЕГУ на Матф. 14:9.

Глава 8

34. См. ЕГУ на Матф. 16:24; Лук. 9:23.

Глава 9

2-4. См. ЕГУ на Матф. 17:1-3.

Глава 10

13-16. См. ЕГУ на Матф. 19:13-15. 45. См. ЕГУ на Матф. 9:12,13.

46-52. (Матф. 20:30-34; Лук. 18:35-43). Некоторые имеющие глаза, ничего не видят. — «Только тогда, когда грешник чувствует нужду в Спасителе, его сердце следует за Тем, Кто может помочь ему. Когда Иисус ходил среди людей, то было много больных, которые нуждались во враче. Бедные, страждущие и несчастные следовали за Ним, чтобы получить помощь и утешение, которое они не могли получить в другом месте. Слепой Вартимей ожидал у дороги; Он долго ждал, чтобы встретить Иисуса. Толпы народа, которые обладали зрением, проходя туда и сюда, не имели желания видеть Иисуса. Один единственный взгляд веры тронул бы Его любящее сердце и принес бы им благословение Его великой милости, но им неизвестна немощь и убожество их душ, и они не чувствуют нужды во Христе. Не так было со слепым, бедным человеком. Христос являлся для него единственной надеждой. Когда он ждал и прислушивался, то он услышал топот множества ног, И тогда он с жадностью спрашивает: Что это за шум? Стоящие рядом отвечают: «Это Иисус Назорей проходит». С рвением пламенного желания он кричит: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!». Они стараются заставить его замолчать, но он кричит еще более неистово: «Сын Давидов, помилуй меня!» Эта мольба услышана. Настойчивая вера вознаграждена. Не только возвращено ему физическое зрение, но открыты ему также очи разумения. Во Христе он видит своего Искупителя, и солнце праведности озаряет его душу. Все, которые чувствуют свою нужду во Христе, как слепой Вартимей, и которые будут настолько убеждены и решительны, каким был он, получат то благословение, которое они просят.

Нуждающиеся, страждущие, которые искали во Христе помощника, были очарованы Божественным совершенством, красотой святости, которая сияла в Его характере. Но фарисеи не видели в Нем красоты, которой хотелось бы попросить у Него. Его простая одежда, скромная жизнь, чуждая внешнего блеска, представляла Его для них отпрыском из сухой земли» (РГ 15 марта, 1887). [1112]

Глава 11

12-14. См. ЕГУ на Матф. 21:18-20.

Глава 12

30. (Еккл. 9:10; Лук. 10:27; Рим. 12:11; Кол. 3:23). Служение каждой силой. — «Физические силы должны быть отданы на служение Богу из-за любви к Нему. Господь требует физических усилий, и вы можете открыть Ему вашу любовь, что будете делать то дело, которое необходимо сделать. Нет лицеприятия у Бога…

Есть мудрость в самом простом виде работы, и если все приняли бы это во внимание, то они увидели бы благородство в работе. Сердце и душа должны принимать участие в любом виде работы, только тогда в ней будет радость и успех. В сельском хозяйстве или ремесле люди могут доказать Богу, что они ценят Его дары, как физические силы, так и умственные способности. Пусть развитые способности занимаются изобретением все более совершенных методов работы. Это то, чего желает Господь. Почетна всякая нужная работа. Пусть закон Божий станет мерилом действия, и он всякую работу сделает благородной и священной. Верность в исполнении каждой обязанности делает работу благородной и обнаруживает характер, который Бог может одобрить.

«И будете любить Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею и всем разумением своим и всею крепостью своею». Бог желает любви, которая выражается в служении сердца, в служении души, в служении физических сил. Мы не должны останавливать свое развитие в любом виде служения Богу. Все, что Он нам даровал, должно быть разумно использовано для Него. Человек, который упражнением развивает свои способности, несомненно, улучшит их, но он должен стараться со своей стороны сделать все лучшее. Нужен разум и развитие способностей, чтобы внедрить самые лучшие методы в сельское хозяйство, в строительство и в любую другую отрасль, чтобы работник не работал напрасно….

Долг каждого работника не только отдавать свои силы, но и свой разум и свои мысли тому, что он предпринимает. … Вы можете желать стать стереотипом через неправильный курс действия, потому что вам не достает решительности взять себя в руки и произвести реформу, или же вы можете развить свои способности, чтобы всегда совершать наилучшее служение, и тогда вы будете нужны везде и всюду. Вы будете оценены за все ваши достоинства. «Все, что может рука твоя делать, по силам делай». «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите»» (Рукопись 8,1894).

30, 31. См. ЕГУ на Матф. 22:37-39. 37. См. ЕГУ на Лук. 4:18,19.

Глава 13

21,22. См. ЕГУ на Матф. 24:23, 24. 34. См. ЕГУ на Ин. 17:2V, 21.

Глава 14

1. См. ЕГУ на Матф. 26:2.

3-9. См. ЕГУ на Матф. 26:6-13; Ин. 12:3.

10, И. См ЕГУ на Матф. 26:14-16; Лук. 22:3-5.

27-31. См. ЕГУ на Матф. 26:31-35.

29-31. См. ЕГУ на Матф. 22:31-34.

32-42. См. ЕГУ на Матф. 26:36-46.

36. См. ЕГУ на Матф. 26:42; Лук. 22:42; Рим. 8:11.

40. См. ЕГУ на Матф. 26:43.

53. См. ЕГУ на Матф. 26:3.

61,62. См. ЕГУ на Матф. 26:63, 64; Лук. 22:70.

63. См. ЕГУ на Матф. 26:65.

Глава 15

6-15. См. ЕГУ на Матф. 27:15-26. 12-14. См. ЕГУ на Матф. 27:22, 23. 14,15. См. ЕГУ на Матф. 27:25, 26. 21. См. ЕГУ на Матф. 27:32.

26.См. ЕГУ на Матф. 27:37.

27.См. ЕГУ на Матф. 27:38. 31. См. ЕГУ на Лук 24:13-15. 33. См. ЕГУ на Матф. 27:45.

33,34,39. См. ЕГУ на Матф. 27:45, 46.

37.См. ЕГУ на Матф. 27:50; Ин. 19:30.

38.См ЕГУ на Матф. 27:51; Ин. 19:30.

39. См. ЕГУ на Матф. 27:54. [1113]

Глава 16

1, 2. (Матф. 28:1; Лук. 24:1; Рим. 6:3-5; Шор. 11:26). Воскресение не освящает первый день недели. — «Христос покоился во гробе в день субботний, и когда святые ангелы и люди пришли в движение утром первого дня недели, Он вышел из него, чтобы возобновить Свое дело наставления учеников. Но этот факт не освящает первый день недели и не делает его субботой. Иисус еще до Своей смерти установил памятник преломления Его тела, и пролития Его крови за грехи мира в обряде вечери Господней, говоря: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещайте, доколе Он придет». И кающийся верующий, который идет по пути, необходимому для обращения, отмечает в своем крещении смерть, погребение и воскресение Христа. Он погружается в воду в подобие смерти и погребения Христа, и выходит из воды в подобии Его воскресения — не для того, чтобы вернуться к старой греховной жизни, но для того, чтобы жить новой жизнью во Христе Иисусе» (ЗДП 204).

6. (Ин. 1:1-3,14; Фил. 2:5-8; Кол. 2:9; Евр. 1:6, 8; 2:14-17; 4:15). Божество не умирало. — «Было ли человеческое естество Сына Марии изменено в Божественное естество Сына Божьего? Нет, эти два естества были таинственным образом соединены в одной личности — Человеке Иисусе Христе. В Нем пребывала полнота Божества телесно. Когда был распят Христос, умерло Его человеческое естество. Божественность не может ни исчезнуть, ни умереть; это невозможно. Христос, безгрешная Личность, спасает каждого сына и каждую дочь Адама, если они примут предложенное им спасение, согласившись стать детьми Божьими. Спаситель искупил падшее человечество Своей собственной кровью.

Это великая тайна, которая не будет полностью разгадана во всем ее величии, пока не произойдет переселение искупленных. Тогда будут в полной мере оценены сила, величие и эффективность дара Божьего для человека. Но враг постарался так завуалировать этот дар таинственностью, что он потерял для людей всякое значение» (Письмо 280,1904).

(Матф. 28:5, 6; Лук. 24:5, 6; Ин. 2:19; 10:17,18; Деян. 13:32, 33). «Когда голос ангела произнес, «Отец Твой зовет Тебя», Тот, Который сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее», «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», — восстал из могилы к жизни, которая была в Нем. Божественность не умирала Человеческое умерло, но Христос сейчас провозглашает над открытой гробницей Иосифа: «Я есмь воскресение и жизнь». В Своей Божественности Христос имел силу разорвать узы смерти. Он говорит, что имеет жизнь в самом Себе, чтобы воскрешать, кого Он желает».

«Я есмь воскресение и жизнь». Эти слова могут быть произнесены только Божеством. Все творения живут по воле и силе Божьей. Они — зависимые получатели жизни от Сына Божьего Какими бы они не были умелыми, одаренными, какими бы большими они не обладали способностями, они наполняются от источника всякой жизни. Только Он, единственный, имеющий бессмертие, обитающий в свете и жизни, мог сказать: «Я имею власть отдать жизнь Мою и власть имею опять принять ее». Все человеческие существа в нашем мире берут жизнь от Него. Он является источником, ключом жизни» (Рукопись 131,1897).

«»Я воскресение и жизнь». Тот, Который сказал: «Я отдаю жизнь мою, чтобы опять принять ее», восстал из гроба к жизни, которая была в Нем. Человеческое умерло, Божественное не умирало. В Своей Божественности Христос обладал силой порвать узы смерти. Он объявляет: «Я имею жизнь в Самом Себе, для того, чтобы оживить кого хочу».

Все созданные существа, живут по воле и силе Божьей. Они являются получателями жизни от Сына Божьего. Однако какими способностями и талантами они не обладали, они наполняются жизнью от Источника всякой жизни. Только Он, — источник жизни. Только Он, Единственный Кто имеет бессмертие, пребывающий в неприступном свете может заявлять: «Я имею власть отдать Мою жизнь, и имею власть вновь ее принять» …

Христос был наделен правом, даровать бессмертие. Жизнь, которую Он положил [1114] за человечество, Он снова ее принял и дал ее человечеству. «Я пришел», — говорит Он, — «чтобы они имели жизнь, и имели ее с избытком»» (МР 4 августа, 1898).

Только Отец мог освободить Христа. — «Тот, Который умер за грехи мира, должен был оставаться в гробу определенное время. В этой каменной тюрьме Он был как заключенный Божественного правосудия. Он был ответственным перед Судьею Вселенной. Он нес грехи мира и только Его Отец мог освободить Его, сильный отряд могущественных Ангелов стоял на страже у гроба и если бы чья-то рука поднялась, чтобы передвинуть тело, свет их славы обессилил и низложил бы того на землю, кто отважился бы на это.

В могилу был только один единственный вход, и никакая человеческая сила, ни обман, не могли ничего сделать с камнем, который охранял вход. Здесь Иисус отдыхал на протяжении субботнего дня. Но пророчество предусмотрело, что Христос воскреснет на третий день. Сам Христос относительно этого уверял Своих учеников. «Разрушьте Храм сей», — сказал Он, — «и Я в три дня воздвигну его». Христос не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Его тело должно было подняться из гроба, не подвергнувшись тлению» (Рукопись 94, 1897).