Глава 2

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так-что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 И, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи?» или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:

11 Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

13 И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.

14 Проходя, увидел Он Левия Ал-феева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники; ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

20 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. [579]

21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино выте-

чет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать!

25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Да-

вид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28 Посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

1. Чрез несколько дней: [Опускание расслабленного через крышу, Марк 2:1-12 = Матф. 9:2-8 = Лук. 5:17-26. Главный комментарий: Марка. См. карту 218 стр.; таблицу 231 стр.; на чудеса 208-213 стр.]. Греч. dH'' hemerffn, «дни спустя». Эта фраза, по мнению некоторых, относится ко всему периоду первого путешествия Христа по Галилее, от времени Его отбытия из Капернаума гл. 1:35-38 до возвращения в город. Однако поскольку это путешествие, возможно, длилось несколько недель, то будет вернее этими «днями» считать те дни, на протяжении которых Он удалился в пустыню из-за множества народа, когда «Он не мог уже явно войти в город» (гл. 1:45, RSV). В таком понимании «несколько дней» являются периодом между событиями, описанными в конце 1 гл. и теми, о которых сообщается в начале 2 гл.

опять пришел Он: Или, «возвратился» (RSV). Для Марка характерно употребление Греческого слова райп, «опять», относясь к местам или обстоятельствам, упомянутым ранее (см. гл. 2:13; 3:1, 20; 4:1; 5:21; 8:13). В отличие от него, Матфей обычно употребляет palin, начиная новый раздел своего повествования. Как Матфей так и Марк отмечают факт, что Иисус недавно возвратился из своего первого путешествия по городам и селениям Галилеи (см. Матф. 9:1). Матфей добавляет, что Христос возвратился в Капернаум на лодке. Очевидно Его первое путешествие окончилось на восточном берегу Галилейского озера или же Он ушел в этот район тогда, когда молва о нем, широко распространенная исцеленным прокаженным, вынудила Его на время отказаться от публичного служения (см. на Марк 1:45).

Капернаум: См. на Матф. 4:13. Матфей говорит о Капернауме как о «собственном городе» Христа, то есть, как о центре, из которого исходило руководство служения в Галилее и который Он, по-видимому, считал Своим домом.

слышно стало: Буквально, «было услышано».

что: Греч, hoti, «что», свидетельствует о том, что следующие слова «Он в доме» являются прямым цитированием того, о чем говорили люди.

в доме: Только Марк говорит об этом факте, как и о многих других деталях, упущенных остальными синоптиками. Это равносильно словам «дома», намек без сомнения на дом Петра (см. ЖВ 267, 271; см. на гл. 1:29).

2.Тотчас: Выход Христа из Капернаума в Его первое миссионерское путешествие, был вызван волнением народа и тем, что большая толпа народа стала Его искать (см. гл. 1:33, 37). Но Его отсутствие не уменьшило энтузиазм народа. Как только стало известно, что Иисус снова в городе, люди поспешили к Нему.

3. с расслабленным: Греч.рагаЬШкох, «паралитик».

несли четверо: Деталь, приведенная одним Марком. Эта и другие детали не только отражают фактическую сторону события, но отмечают это повествование как сообщение очевидца. В данном случае, возможно Петра (см. введение к Ев. от Марка 563 стр.).

4. многолюдством: Т.е., толпа людей.

раскрыли кровлю: Буквально, «разобрали [580] крышу». Лука в Лук. 5:19 отмечает, что «сквозь кровлю спустили его». По обыкновению Ближнего Востока, этот дом, несомненно, имел плоскую крышу и приставную лестницу, по которой на крышу поднимались со двора (см. Деян. 10:9; ср. на Втор. 22:8). Очевидно, крыша состояла из черепиц, положенных на стропилах.

Этот необычный метод приближения к Иисусу был отчаянным желанием самого больного, который боялся, что теперь, будучи так близко к Иисусу, он может упустить случай (см. ЖВ 268). То, что Иисус покинул так неожиданно Капернаум гл. 1:37, 38, отлучаясь на несколько недель и потом уединился в пустыне гл. 1:45, возможно, усилило отчаяние этого человека, который ожидал близкой смерти (см. ЖВ 267).

постель: Греч, kraidatos, бедного человека «кушетка» или «лежанка». Грубое ложе вряд ли представляло нечто большее, нежели травяной матрац или тюфяк.

5. веру их: Т.е., четверых носильщиков и расслабленного. То, что они разобрали кровлю, красноречиво свидетельствовало о чувстве настоятельной нужды и об их вере, что только один Иисус может удовлетворить ее. Такое осознание нужды и такая вера существенно необходимы прежде, чем целительная сила Иисуса может быть применена по отношению тела или души (см. на Лук. 5:8).

чадо!: Греч, teknon, буквально, «дитя». В обращении оно означает «мое дитя», «мой сын». Так как его болезнь была последствием его распутной жизни (ЖВ 267), то в его истории во многом повторялась история блудного сына (см. Лук. 15:13, 14). Почти то же произошло и с расслабленным из Вифезды несколько месяцев ранее (см. Ин. 5:14).

прощаются тебе грехи: См. на 10 ст. Страдание предоставило ему время для размышления, и он пришел к убеждению, что его собственные грехи были причиной его страданий. Эти то грехи, которые тяжелым бременем легли на его разум, имел в виду Иисус. Расслабленный пришел за исцелением не только тела, но и души (см. ЖВ 267, 268). Он был физически беспомощен и духовно безнадежен, пока не представил свое дело Иисусу, Который дал ему как помощь, так и надежду. См. на Ин. 9:2.

6. книжников: См. 55 стр., и на гл. 1:22. Согласно Луки (см. на Лук. 5:17), эти «фарисеи и законоучителя» пришли изо всех частей «Галилеи и Иудеи и Иерусалима». Появление столь многих представителей из разных мест указывает, что их присутствие в этом случае не было случайным. Факт, что эти религиозные служители были именно из тех мест, где Иисус до этого времени трудился, указывает, что они были в Капернауме, чтобы разузнать о Том, Который стал центром такого огромного интереса. Ситуация напоминает делегацию, которую руководители Иерусалима отправили к Иордану, чтобы разузнать о действиях Иоанна Крестителя Ин. 1:19-28 два года тому назад. Настоящая делегация из Иудеи, где раньше трудился Иисус, могла быть направлена для того, чтобы дать указание руководителям Галилеи, как им поступать в виду деятельности Иисуса в данной местности.

Эти люди были шпионами (см. ЖВ 267; ср. 213); и как бы для того, чтобы напомнить им об исцелении расслабленного из Вифезды Ин. 5:1-9, Иисус теперь исцелил другого человека, страдающего такой же болезнью. Не нужно было им долго ожидать того, чего они искали — мнимой улики того, что Иисус богохульствует. Его прежние слова, обращенные к еврейским руководителям, были названы богохульством Ин. 5:18; теперь же Он открыто воспользовался исключительно Божественным правом, которое они также сочли богохульством. Этот инцидент был первый из многочисленных стычек Иисуса с еврейскими властями на протяжении Его служения в Галилее.

помышляли: Греч, dialogizomai. «подытоживать счета», «обсуждать», «спорить».

7. Он — Греч. Aoutos, «этот [один]» как будто в презрительном смысле. Они думали, что поймали Иисуса на богохульстве, однако странным образом эта улика не могла быть использована на суде против Него полтора года спустя Матф. 26:59, 60; Марк 14:55, 56. Затруднение заключалось в том, что Он представил им факт практического применения Божественной силы — прощая грехи и исцеляя болезнь, — а не просто [581] утверждение, что Он Мессия. См. 209 стр.

богохульствует?: Греч, blasphemiai, «клеветнические речи», «злословие», то есть, всякие унижающие заявления. Книжники предполагали, что, прощая грехи расслабленного, Иисус, простой человек, как они утверждали, незаконно покушался на исключительное право Божества. По обрядовому закону священник выслушивал исповедь человека, но не произносил слов прощения. Принятие им жертвы просто символизировало принятие Богом исповеди (см.

Евр. 10:1-12). Своим отказом принять доказательство свидетельств и действий Божественности, книжники совершали именно тот грех, в котором они обвиняли Христа (см. Матф. 12:22-32). По Левитскому закону богохульство наказывалось смертью через побитие камнями Лев. 24:16, хотя Евреи во дни Христа, не имели возможности это осуществить.

кто может прощать: Книжники были совершенно правы с богословской точки зрения, потому, что ВЗ ясно указывает на Бога как на Того, Кто один прощает грех (Ис. 43:25; Иер. 31:34; ср. Ин. 10:33), их ошибкой было то, что они в Человеке, стоящем перед ними, не узнали Бога. См. 209 стр.

8. узнав: Греч, epiginosko, «точно знать», «узнать». Иисус неоднократно читал человеческие мысли (Марк 12:15; Лук. 6:8; 9:47; 11:17; ср. Ин. 4:16-19; 8:7-9). Это обычно приводило их в сильную ярость.

9. Что легче?: Очевидно, книжники рассуждали так: «легко сказать, что человеку прощены грехи, потому, что никто не может этого проверить». Иисус немедленно принял их безмолвный вызов и задал вопрос по его сути: «Что легче по вашему, простить человеку грехи или вылечить его от паралича»? Ответ был очевиден.

10. Но чтобы вы знали: Иисус соделал чудо, которое все могли видеть в удостоверение реальности куда большего чуда, которого они не видели (ср Рим. 1:20).

Сын Человеческий: Здесь впервые все три синоптика употребили этот отличительный титул Матф. 9:6; Марк 2:10; Лук. 5:24. Это было излюбленное назначение Христа для Себя; оно встречается в Евангелиях около 80 раз. Однако никто и никогда не обращался к Нему так, и ни один евангелист не употребил его по отношению к Нему. Это звание понималось, по крайней мере, некоторыми Евреями, как титул Мессии, руководителя нового царства, которое должно было быть установлено. Кроме, как под клятвою Матф. 26:63, 64; Марк 14:61, 62, и в личной беседе с теми, которые были готовы поверить в Него как в Мессию Матф. 16:16, 17; Ин. 3:13-16; 4:25, 26; 16:30, 31, Иисус не предъявлял прямых притязаний на то, что Он Мессия. Его целью было, чтобы люди увидели в Его жизни, в Его словах и делах доказательство того, что пророчества о Мессии в Нем нашли свое исполнение. См. 209 стр.

Иисус буквально был «Сыном Человеческим», как в чисто историческом значении (см. Лук. 1:31-35; Рим. 1:3, 4; Гал. 4:4) так и в более высоком смысле. Звание Сын Человеческий говорит о Нем, как о воплощенном Христе (см. Ин. 1:14; Фил. 2:6-8). Оно указывает на чудо, через которое Творец и создание соединились в одну Божественную личность. Оно свидетельствует об истине, что сыны человеческие могут в действительности стать сынами Божиими Ин. 1:12; Шн. 3:1, 2; Гал. 4:3-7. Божество было отождествлено с человечеством, чтобы человечество снова смогло преобразиться в подобие Божественного (ЖВ 25). Относительно Иисуса как Сына Божия (см. на Лук. 1:35; Ин. 1:1-3), и как Сына Человеческого (см. на Лук. 2:49, 52; Ин. 1:14; см. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.).

власть: Греч, exousia, «власть». Обычное Греческое слово «власть» в значении «могущество» или «сила» dunamis. Чтобы сотворить чудо, необходима сила, но для прощения грехов требуется власть. В данном случае, exousia стоит в начале предложения и таким образом подчеркивает Христову власть прощать грехи. Еврейские руководители неоднократно оспаривали эту власть (см. гл. 11:28).

прощать грехи: Сначала должна быть удалена причина болезни прежде, чем страдалец сможет быть освобожден от самой болезни (см. на 5 спи). Исцеление тела без исцеления души могло бы привести лишь к повторению того образа жизни, который избрал молодой человек, и который привел его к болезни. Поэтому Христос, Который дал человеку новое тело, в первую очередь снабдил его новым сердцем.

говорит: Вставка от автора помещена в середине речи Христа, чтобы [582] указать, что в этом месте Его обращение от книжников переходит к расслабленному. Она имеется в том же месте во всех трех повествованиях (см. Матф. 9:6; Лук. 5:24). Подобные примеры тождественности выражений могут быть найдены в Марка 1:16 и Матф. 4:18; Марк 5:28; и Матф. 9:21; Марк 14:2 и Матф. 26:5; Марк 15:10 и Матф. 27:18. См. 177, 178 стр.; ср. 306, 307 стр.

11. Тебе говорю: Греч, soilego, «тебе Я говорю». Порядок слов на Греческом языке выделяет того, к которому обращается Иисус. Слова 10 ст. обращены к неверующим книжникам; теперь для убеждения Он обращается к расслабленному со словами: «Тебе говорю: встань». Сила исцелить физически была доказательством власти, могущей исцелить духовно.

возьми постель твою: Страдалец был принесен к Иисусу на своей постели. Теперь же он оставляет? Иисуса, унося свою постель, — доказательство больших изменений, которые произошли.

иди в дом твой: Т.е., «иди домой» (RSV).

12. ничего такого: Или, «ничего подобного». Человек, который пришел к Иисусу с глубоким чувством нужды, вернулся с торжествующей радостью, в то время как те, которые пришли с самодовольством, гордостью и злобой, возвратились «немыми от изумления и ошеломленными» (ЖВ 270). Дух, с которым человек приближается к Иисусу, определяет, найдет ли он в Нем каменный мост для перехода в небо, или же камень преткновения, ведущий к погибели (см. Матф. 21:44; Лук. 2:34; 1 Пет. 2:8).

13. И вышел … опять: [Призвание Левия Матфия, Марк 2:13, 14 = Матф. 9'9 = Лук. 5:27, 28. Главный комментарий: Марка. См. карту 218 стр.; таблицу 231 стр.]. Очевидно, что это было короткое путешествие до окрестностей Капернаума, а не большое миссионерское путешествие по Галилее. Второй такой поход, которому предшествовало призвание двенадцати учеников и нагорная проповедь, еще не начинался.

14. увидел: См. на Лук. 5:27.

Левия: Лука также употребляет это имя Лук. 5:27. Но Матфей в этом же повествовании отдает предпочтение имени Матфей Матф. 9:9. О том, что эти два имени относятся к одному и тому же лицу, указывает кроме того, тот факт, что Матфей назван «мытарем [сборщиком налогов]» Матф. 10:3, и также то, что в своих списках двенадцати другие евангелисты упоминают Матфея, а не Левия (Марк 3:18; Лук. 6:15; ср. Деян. 1:13). Обычаем Евреев было иметь больше одного имени, как Симон Петр и Иоанн Марк. См. на Марк 3:14.

АлФеева: Некоторые отождествляют «Левия, сына Алфеева» с «Иаковом, сыном Алфеевым» гл. 3:18. Однако, в виду приведенных выше доказательств, что Левий и Матфей одна и та же личность, становится ясно, что Левий и Иаков — лица разные. Были ли они братьями, неизвестно (см. на гл. 3:18).

у сбора пошлин: Т.е., в таможенной конторе или будке. Это, очевидно, было у «моря» 13 ст., и вероятно было пунктом, на котором Ирод Антипа собирал пошлины от караванов и путешественников, которые следовали по главной дороге от Дамаска и Востока к Птолемаде (Акко) на Средиземном море (см. на Ис 9:1) или же переправлялись через Галилейское озеро с территории Ирода Филиппа. О стратегическом и коммерческом расположении Капернаума (см. на Матф. 4:13; и Лук 4:31).

В обществе собиратели пошлин пользовались дурной славой. Они часто бывали не только агентами Римских угнетателей, но и присваивали для себя, используя свою законную власть для притеснения и обмана народа. Их ненавидели и презирали все как социальных и религиозных изгоев общества и церкви. См. 66 стр.; см. на Лук. 3:12.

следуй за Мною: Обычное приглашение, которым Христос призывал в ученичество (см. Матф. 4:19; Ин. 1:43). Будучи неожиданно приглашен принять великое решение в своей жизни, Матфей был готов; предположительной причиной к такой готовности можно считать его прежнее знакомство с Иисусом. В его сердце уже должна была быть тоска и желание следовать за Ним. Но так, как он хорошо знал отношение раввинов к собирателям пошлин, то конечно, ему не приходило на ум, что этот великий Раввин удостоит его принятия в среду Своих учеников. Лука в Лук. 5:28 добавляет, что Матфей «оставил все», чтобы следовать за Иисусом, он оставил доходное дело, чтобы служить безвозмездно. [583]

15. возлежал: [На празднике у Матфея, Марк 2:15-17 = Матф. 9:10-13 = Лук. 5:29-32. Главный комментарий: Марка. См. карту 219 стр.; таблицу 231 стр.]. Греч. kataJteimai, «возлежать». Хотя в ВЗ времена Иудейским обычаем было сидеть за трапезой, во дни Иисуса в «лучших» домах, по крайней мере, обычно во время еды полулежали на низких диванах или кушетках, наклоняясь в сторону, противоположную столу, лежали на подушках и опирались на левую руку. Вокруг обычного стола с трех сторон стояли такие наклонные диваны, четвертая сторона оставалась открытой для доступа слуг, подносящих пищу. То, что в доме Матфея был такой стол, говорит о том, что он был человеком культурным и состоятельным.

Очевидно, пир в доме Матфея имел место через несколько недель, а возможно и месяцев, после его призыва (см. ЖВ 342; см. на гл. 5:21). Это записано здесь возможно для того, чтобы завершить повествование об опытах Матфея в одном контексте.

в доме его: Из контекста явствует, что это был дом Матфея и что Иисус был почетным гостем (см. также Лук. 5:29; ср. ЖВ 274).

мытари: Греч, telonai, «собиратели пошлин», «финансовые государственные агенты» (см. на Марк 2:14; Лук. 3:12).

грешники: См. на / 7 ст. Такое общение, как это, кажущееся к тому времени иногда бесплодным, несомненно, способствовало созреванию к жатве душ, принявших сторону последователей Иисуса и ставших свидетелями истины, когда Дух Святой излился над верующими в день Пятидесятницы (см. ЖВ 274, 275).

они: — Т.е., те, которые приняли Его учение, некоторые вместе с Матфеем, очевидно, стали на сторону Иисуса сейчас; другие, несомненно, сделали это чуть позже, в частности, после воскресения (см. ЖВ 275).

16. Книжники:и Фарисеи,: — Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к чтению «книжники из фарисеев», то есть, книжники, которые были фарисеями. В то время как некоторые книжники были саддукеями, большинство были фарисеями, так как именно последние особенно интересовались мелочами закона (см. 51, 52, 55 стр.). Нам они представляются скорее как «фарисейские книжники», нежели «саддукейские книжники».

ученикам: Греч. иииЯёАя, «учащиеся», «школьники», «ученики». В Евангелии это слово обычно употребляется по отношению группы, которая сопровождала Иисуса и помогала Ему в Его служении. Ученики были maihetat; Христос был didaskalos, «наставник» или «учитель» (см. на Ин. 3:2).

Жалуясь ученикам, книжники надеялись лишить их уважения к их Наставнику. Лука говорит, что книжники «роптали» перед учениками Лук. 5:30, очевидно понимая, что прямые нападки на Иисуса будут безрезультатными. Так же, как и предыдущие попытки заставить Его замолчать оказались бесполезными (см. Марк 2:6-11; Ин. 2:18-20; 5:16-47).

ест и пьет: Есть и пить с язычниками являлось нарушением церемониального закона и порождало обрядовую нечистоту Деян. 11:3. Практически собиратели пошлин приравнивались к язычникам, и рассматривались социальными изгоями общества (см. на Марк 2:14; Лук. 3:12,13).

17. здоровые: Греч, koi ischuontes, «имеющие силу». Лука говорит «здоровые», hoi' /tugimnonUs. Выражение Луки является более точным hugies и происходит от Греческого слова, которым обычно обозначают здоровье. Павел

неоднократно употребляет то же слово, что и Лука применительно к «здравому» учению Ним. 1:10; 2Тим. 1:13, к «здравию» в вере Turn. 1:13.

Я пришел … не: Указывая на глубокую истину и о цели Его миссии на земле, Христос разоблачил лицемерие и заблуждение фарисеев и их отношение к Христову общению с собирателями пошлин. Если эти люди такие грешники, как заявляют фарисеи, то они должны иметь большую нужду, чем другие. Не им ли тогда Христос должен посвятить Свои лучшие усилия? Он пришел «спасти человека» Матф. 1:21, но если бы Он мог спасать только праведников, то Он не мог бы быть действительным Спасителем. Истинность Его миссии, как Спасителя людей, проверялась тем, что Он мог сделать для грешников.

праведников: Фарисеи утверждали, [584] что могут достичь праведности через строгое согласие с требованиями ритуального закона. Позже Иисус пояснил, что такая «праведность» — подделка, и не имеет никакой ценности в царстве, которое Он пришел провозгласить (Матф. 5:20; ср. Матф. 23:1-33). Но в данном случае ради аргумента Он не оспаривал их притязание на Свою личную праведность Марк 2:16, 17, потому, что таким образом Он мог пояснить причину, почему Ему следовало служить духовным нуждам мытарей.

В действительности же, фарисеи иногда бывали виновны в тех же грехах, в которых они так горько упрекали собирателей пошлин. Иисус говорил, что они «поедают домы вдов» Матф. 23:14 и освобождают жадного сына от попечения о своих старых родителях (см. на Марк 7:11), если они через это могут извлечь для себя выгоду. Таким образом, фарисеи, подчеркивая юридическую точность, очень часто были лицемерами. С другой стороны, мытари, которые не считали себя образцами исполнения ритуальных законов, иногда были больше расположены принять учение Иисуса, несмотря на свои грехи. См. на Лук. 18:9-14.

18. Ученики Иоанновы: [Вопрос относительно поста, Марк 2:18-22 = Матф. 9:14-17 = Лук. 5:33-39. Главный комментарий: Марка. См. карту 219 стр.; на чудеса 203-207 стр.].

постятся: Возможно, лучше сказать «постились». Безусловно, Иоанновы ученики разделяли в некоторой степени аскетический образ его жизни (см. Матф. 3:4), как это видно здесь из того, что они постились. Кажется, что они действительно пребывали в посте то время, когда задали этот вопрос Иисусу.

В одном древнем Еврейском трактате о посте из 1-го столетия до Р. Хр. Megillath Ta'aaith, говорится об Иудеях, которые в то время регулярно постились во второй и пятый день недели, то есть, по понедельникам и четвергам (см. Лук. 18:12). Хотя Иудейская традиция приписывает выбор этих дней рассказу о том, что Моисей начал свой 40-ка дневный пост на горе Синае (см. Исх. 34:28) в четверг и окончил его в понедельник, кажется вероятным, что соблюдение именно этих двух дней, как дней поста, возникло из стремления отдалить их как можно дальше от субботы и также друг от друга. (См. Штрак и Биллербек, Комментарий на Новый Завет, 2 том, 241-243 стр.). Штрак и Биллербек, ведущие авторитеты по древнему Иудаизму, отмечают, что точные мотивы этих двух постов в неделю не совсем ясны, но кажется вероятным, что они возникли из желания наиболее серьезных людей искупить мирской образ жизни нации, который, как они чувствовали, стремительно приближает ее к гибели. Вообще Евреи в древности имели обычай поститься индивидуально, с целью изгладить грех или достичь благоприятного ответа на молитву, или исполнения желания.

В действительности многие постились, потому что верили в особую заслугу поста перед Богом. Такой обычай поститься явился следствием неправильного понимания характера Божия и природы праведности. Слишком часто пост вырождался в средство достижения праведности от дел, через которые люди надеялись умилостивить разгневанного Бога, независимо от состояния их сердец. Столетие до Иисуса пророки осуждали такие идеи, возвещая, что Богу сделались ненавистными посты Израиля и другие его религиозные обряды Ис. 58:3-5; Зах. 7:5, 6.

Временами христиане нуждаются в особой остроте мысли и проницательности рассудка. Им могут предстоять важные решения или у них может быть желание глубже познать волю Божию. В таком случае пост может принести большое благословение. Таковой не должен обязательно означать полное воздержание от пищи, но диету, ограниченную самым простым и необходимым для сохранения здоровья и энергии. Христианин может, подобно Даниилу, воздерживаться от «вкусного хлеба» Дан. 10:3. Бог не прославляется и христианские опыты не возрастают от действий, которые ослабляют тело и ухудшают здоровье. См. Матф. 6:16.

Приходят … и говорят: Не указано точно, кто именно, так же евангелист Лука ничего определенного об этом не говорит (см. Лук. 5:33). Однако Матфей прямо говорит, что это были ученики Иоанна Крестителя, которые спрашивали Иисуса о вопросах поста пребывая в сомнении Матф. 9:14.

Согласно предварительной хронологии, принятой в этом комментарии, Иоанн [585] был арестован ранней весной 29 г. по Р. Хр., возможно он был казнен перед Пасхой 30 г. по Р. Хр. (см. на Матф. 4:12; Марк 6:14-29; Лук. 3:19, 20). Его ученики затронули вопрос о посте, возможно, за несколько месяцев перед его смертью.

Твои ученики не постятся?: Таким образом, книжники, наверное, надеялись посеять отчуждение между все увеличивающимся количеством учеников и их Учителем.

19. сыны чертога брачного: Так в это время среди Евреев обычно назывались свадебные гости. Сравнение, употребленное здесь Иисусом, имеет свои корни в ВЗ пророчестве, в котором связь Иеговы со Своим народом изображается как отношение жениха к невесте (Ис. 62:5; ср. Ос. 1:2). Иоанн уже прежде употреблял такое выражение, чтобы выразить свое отношение к Мессии гл. 3:25-30, когда еврейские вожди пытались вызвать соперничество между Иоанном и Иисусом примерно за год до этого. Казалось знаменательным, что Иисус кратко употребил это сравнение в присутствии учеников Иоанна Крестите-

Иисус ни в малейшем не уклонялся от религиозных требований, которые Он Сам дал Израилю через Моисея. Спор между Ним и фарисеями вокруг «преданий старцев» и «тяжелых, неудобоносимых бремен» Матф. 23:4. Эти традиционные требования, были возвышены до такого уважения и важности, что временами им позволено было даже противодействовать истинному духу закона Моисеева (гл. 15:3-6; ср. ЖВ 395). Таким образом, форма религии, которую книжники и фарисеи возлагали на людей, делала их служение Богу «тщетным» и ничего не значащим Марк 7:7. См. на Матф. 23:2, 3.

Иисус теперь выдвигал в трех кратких сравнениях несовместимость Своего учения с учением книжников. Ученики Иоанна, хотя они, вероятно, принимали Христа как Мессию (см. Ин. 1:35-37), тем не менее, придерживались, по крайней мере, некоторых обрядовых постановлений, принятых книжниками и фарисеями Марк 2:18. В притче о свадебных гостях, о «сынах чертога брачного», Иисус защищал Своих собственных учеников против обвинения, что они подобным образом не соблюдают преданий. Он утверждал, что обряды должны быть подчинены делу более важному. Потом, на примерах о новом вине 22 ст. и новой одежде 21 ст., Иисус развил дальше фундаментальный принцип, непримиримую разницу между новым и старым учениями. Здесь Он объясняет, почему Он считал обрядовые предписания раввинов ничего незначащими. Вместе взятые, эти три притчи были направлены на пояснение ученикам Иоанна Крестителя, что если они в действительности верят учению их наставника, то примут и Его учение. .

не могут поститься: Будет оскорблением для невесты и жениха, если свадебные гости будут печальными, унылыми и откажутся от участия в свадебном пире.

20. придут дни: Здесь впервые Иисус открыто дает понять, что Он, в конечном счете, будет взят от Своих учеников, подобно жениху, которого силой уводят от свадебного празднества. Больше года тому назад Он объявил Никодиму лично, что Он будет «вознесен от земли» Ин. 3:14.

отнимется: Греч, apairo. «изъять», «отнимать». В данном тексте это слово значит принудительную и болезненную разлуку, что и сбылось в насильственной смерти Иисуса.

Он был «отнят» от них на кресте и возвращен им после воскресения.

21. Никто к ветхой одежде: См. на Лук. 5:36. В этой пространной метафоре или краткой притче Иисус указывает на безрассудство попытки починить старую одежду Иудаизма Его новым учением.

заплаты: Учение Иисуса не было только заплатой на изношенной Иудейской религиозной системе.

старого: Здесь Иудаизм сравнивается с изношенной одеждой, которая стала бесполезной и должна быть выброшенной. Первоначальный дух Иудейской религии был давно утрачен большинством тех, которые придерживались ее [586] и вместо нее выросла система внешних обрядов. Употребив это сравнение, Иисус стремился показать ученикам Иоанна Крестителя тщетность сплетения благой вести о царствии небесном с изношенными предписаниями Иудейских преданий.

еще хуже: Т.е., когда одежда после починки впервые попадает под дождь. Иисус этим хочет доказать, что старая одежда лишь еще больше обнаруживает свои дефекты.

22. вина молодого: См. на Лук. 5:39. Под «молодым вином» подразумевается вино, в котором еще не начали своей работы силы брожения или в котором брожение началось, но еще не завершилось. Представление Евангелия «молодым вином» и его работы процессом брожения имеет сходство с притчей о закваске, но выделяет другой результат (см. на Матф. 13:33). «Молодое вино» представляет собой жизненную Божью правду в действии в человеческих сердцах.

мехи: В древние времена мехи для вина изготовлялись из овечьих или козьих шкур, где ноги шкуры зашиты, а шея служит горлышком меха. «Ветхие мехи» теряют свою первоначальную упругость и становятся сухими и твердыми. Таково было положение Иудаизма во дни Христа.

прорвет мехи: Революционные учения Иисуса не могли смириться с реакционными догмами иудаизма. Любое усилие совместить христианство с мертвыми формами Иудаизма, то есть, соединить их, заставив христианство принять его форму и смириться с ним, окажется тщетным. Иисус учил, что принципы небесного царства в человеческой душе приведут к проявлению этих принципов в деятельной, сияющей религии (см. на Матф. 5:2).

вино вытечет: Усилие соединить новое со старым, окончится двойным разрушением. «Вино» Евангелия «вытечет», а «мехи» Иудаизма «пропадут».

мехи новые: Вероятно, это относится либо к людям готовым принять Евангелие, либо к новому виду церковной организации, через которую должно продвинуться Евангелие.

23. в субботу: [Срывание колосьев в день субботний, Марк 2:23-28 = Матф. 12:1-8 = Лук. 6:1-5. Главный комментарий: Марка. См. карту 218 стр.]. Так как здесь фарисеи не протестуют против пройденной дистанции, то эта дорога, вероятно, не превышала обычного субботнего пути, около 2/3 мили (889 м.) (см. 50 стр.).

проходить: Этот инцидент, возможно, произошел в субботу, поздней весной 29 г. по Р. Хр., так как он присоединен к событиям этого периода.

засеянными полями,:Или, «возле засеянных полей». Безусловно, ученики не шли цо засеянному полю, но по тропинке среди полей.

колосья: Буквально, «зерно», в данном случае, вероятно, пшеницу или ячмень. Лука (см. Лук. 6:1) добавляет, что ученики срывали пшеницу или ячмень и ели, растирая руками.

24. И фарисеи сказали: Это четвертое известное столкновение Христа с книжниками и фарисеями с начала Галилейского служения (см. 6, 16, 18 ст.; см. на Лук. 6:6).

чего не должно делать!: — Если бы это был любой другой день недели, то действие учеников, несомненно, не вызывало бы возражений, потому, что ВЗ закон представил голодному право — есть от плодов или зерна поля, мимо которого он проходил (см. на Втор. 23:24, 25).

Одобрение Христом поступка учеников, исцеления, совершенные Им лично в субботний день, часто ошибочно принимаются современными авторами за доказательство того, что Он Сам не соблюдал и не учил Своих учеников соблюдать законы и уставы ВЗ, касающиеся соблюдения субботнего дня. Некоторые также утверждают, что позиция, занятая Христом по этому вопросу, означает отвержение Им четвертой заповеди. На самом же деле Иисус лично оставался верным требованиям закона Моисеева и Десяти заповедям во всех отношениях, и учил Своих последователей делать то же. Он неоднократно подтверждал вечную общеобязательную природу морального закона (см. на Матф. 5:17, 18; Ин. 15:10; и т.д.) и признавал также действительность обрядового закона Моисеева для Иудеев в то время (см. на Матф. 23:3). Иисус, конечно, был Иудеем. [587]

Однако на протяжении всего Своего служения на земле Христос имел конфликты с иудейскими руководителями, относительно законности придуманных постановлений и преданий человеческого изобретения (см. на Марк 7:2, 3, 8). Этим требованиям, которые многие из Его современников, очевидно, считали даже более существенными для благочестия, нежели закон Моисея и Десять заповедей, Христос оказывал непримиримую оппозицию (см. на гл. 2:19). Самая беглая проверка многих из этих предписаний доказывает их нелепость, тем не менее фарисеи упорно учили, что спасение достигается мелочно-точным соблюдением всех этих правил. Жизнь благочестивого Иудея становилась одним бесконечным и тщетным усилием избежать обрядовой нечистоты, которая ему угрожала в случае даже неумышленного несоблюдения малейшей детали этих чисто человеческих предписаний. Эта система праведности от дел находилась в смертной вражде с праведностью по вере.

В Мишне перечислено 39 основных видов работ, запрещенных в день субботний (Shaibath 7.2, Талмуд издания Сончино 348, 349 стр.). Первые 11 из них относятся к выращиванию и приготовлению хлеба: сеять, пахать, жать, вязать снопы-молотить, веять, перебирать, (отделять пригодное для пищи от непригодного), молоть, просеивать, месить, печь. Следующие 12 подобным образом относятся к изготовлению одежды, начиная со стрижки овец и оканчивая пошивом одежды. За ними следует 7 видов, относящихся к приготовлению туши оленя для пищи или кожи. Оставшиеся параграфы относятся к письму, строительству, разжиганию и гашению огня, транспортировке предметов с одного места на другое.

Эти общие правила были в дальнейшем изъяснены до мельчайших деталей. Вдобавок к этим общим правилам было множество других предписаний, касающихся соблюдения субботы. Наиболее известными является так называемый «субботний путь», установленный в 2000 локтей 2/3 мили, то есть, — около одного километра 889 м. (см. на 50 стр.) Нарушением Субботы считалось также посмотреть в зеркало, висящее на стене или зажечь свечу (Shaibath 149 а, Талмуд издания Сончино 759 стр.), те же самые предписания разрешали продавать язычнику яички, снесенные в субботу, или нанимать язычника для зажигания свечи или огня. Считалось незаконным плевать на землю, чтобы таким образом не оросить траву, что запрещалось в субботу. Было непозволительным носить носовой платок в субботу, кроме если один его конец был пришит к одежде. В таком случаем носовой платок уже не считался платком, а частью одежды. Подобно и правила, относящиеся к расстоянию, которое можно было пройти в субботний день, можно было обойти, спрятав заранее несколько порций пищи, на соответствующих промежутках дороги, которой рассчитывали пройти. Формально места, где была положена пища, считались другим «домом» того, кто положил пищу. От каждого из этих «припасов» пищи можно было начинать другое субботнее путешествие до следующего подобного тайника. Вот немногие из «бремен тяжелых и неудобоносимых» Матф. 23:4, которые были возложены на благочестивых Иудеев во дни Христа.

Таким процеживанием комара и проглатыванием верблюда фарисеи систематически использовали букву созданных человеком законов, чтобы разрушить дух закона Божия. Суббота, от дней творения была предназначена для того, чтобы дать человеку возможность узнать своего Творца через рассматривание творения и размышление о Его любви и благости, вместо этого она превратилась в памятник эгоизма и произвола фарисеев и книжников. В действительности она давала неправильное представление о характере Божием, изображая Его как тирана.

Природа провозглашает мудрость, силу и любовь Божию и на эти черты первоначально должна была обращать внимание человека и суббота, дабы человек не был до того поглощен своей деятельностью, чтобы забыть Того, Кто дал ему жизнь и постоянно проявляет Божественную силу ради его счастья и благополучия. Проблема, которую некоторые современные христиане видят в вопросе, что можно и что нельзя делать в субботу, разрешается, как только мы вдумываемся в назначение субботы. Все, что приближает нас к Богу, помогает нам лучше понять Его волю и Его путь и приводит нас к более тесному сотрудничеству в нашей собственной жизни с Ним и содействует [588] счастью и благополучию других — это есть истинное соблюдение субботы (см. на Ис. 58:13; Марк 2:27, 28).

25. неужели вы никогда не читали: Иисус указал, что, изучая Писания, они упустили урок, содержащийся в событии, о котором Он собирался рассказать.

когда имел нужду: Священные законы и вещи, принадлежащие к святилищу, были предназначены для блага человека, и если все это оказывалось в противоречии с его лучшими интересами и наибольшими нуждами его, то оно должно было отойти на второй план.

26. дом Божий: — Во время этого события храм еще не был построен. «Дом Божий» все еще состоял из скинии, которая в то время размещалась в Номве.

Авиафаре: Авиафар был сыном Ахимелеха, официального первосвященника в то время (см. Щар. 21:1, б). Слова Иисуса, по-видимому, следует понимать так, что Авиафар был заместителем своего престарелого отца и фактически выполнял, по крайней мере, некоторые функции первосвященника уже при жизни своего отца и под его надзором. Когда Ахимелех был убит, Авиафар убежал к Давиду, забрав с собой священный ефод, символ сына первосвященника (см. Щар. 22:20). Аналогичная ситуация создалась во дни Христа, когда Каиафа был первосвященником, но Анна считался своего рода почетным первосвященником (см. Деян. 4:6; см. на Лук. 3:2).

хлебы предложения: См. на Исх. 25:30. Разработанные правила приготовления и употребления «хлебов предложения» выделяли их как святыню. Старый хлеб, взятый со стола святилища, должен был съедаться священниками на святом месте, во дворах святилища (см. на Лев. 24:5-8).

не должно было есть: Никто, кроме священника, не мог есть священного хлеба (см. Лев. 24:9).

27. суббота: См. на Быт. 2:1-3; Исх. 20:8-11.

 для: Буквально, «ради».

человека: Греч, anthropos, буквально, «личность», родовое существительное, включающее мужчин, женщин и детей (см. на гл. 6:44). «Человечество» будет более точным переводом слова anthropos. Суббота была предназначена и установлена любящим Творцом для блага человечества. Только крайне искаженное мышление может представить субботу, направленную «против» человека в каком-либо смысле (см. на Кол. 2:14).

не человек для субботы: Бог создал человека не потому, что у Него была суббота и надо было, чтобы кто-то ее соблюдал. Наоборот премудрый Творец знал, что человек, создание Его рук, нуждается в условиях для морального и духовного возрастания и усовершенствования характера. Ему нужно было такое время, когда его собственные интересы и цели были бы подчинены изучению характера и воли Божией, открытые в природе, а позже в откровении. Седьмой день суббота, был предназначен Богом для удовлетворения этой потребности. Оспаривать каким-либо образом определение Творца насчет того, когда и как этот/день должен соблюдаться, равносильно отрицанию, Бог знает лучшее для творения Своих рук.

Бог определил, что суббота должна быть благословением, а не бременем, и соблюдение ее служит во благо человеку, а не во вред его. Суббота предназначена для умножения его счастья, а не для затруднения его. Соблюдение субботы

в основном не состоит в мелочном исполнении определенных формальностей и в воздержании от определенных занятий; думать об этом в таком свете, значит быть в полном неведении об истинном духе и целях соблюдения субботы и стать на позицию праведности через дела. Мы воздерживаемся от определенных дел и занятий, избегаем определенных тем размышления и бесед не из-за того, что этим надеемся снискать Божию благосклонность. Мы освобождаемся от этих вещей для того, чтобы посвятить наше время, энергию и наши мысли другим целям, которые умножат наши познания о Боге, признательность за Его благость, нашу способность сотрудничать с Ним и умение служить Ему и нашим ближним более усердно. Соблюдение субботы, которое только или большей частью состоит из воздержания от физического труда, вовсе не является соблюдением субботы; лишь тогда, когда вводится положительное, деятельное соблюдение субботы, мы можем надеяться получить от соблюдения ее те блага, которые нам хочет дать мудрый и любящий Творец. См. на Ис. 58:13. [589]

Множества требований раввинов, относящиеся к мелочному соблюдению субботы, основывались на понятии, что суббота более важна в очах Божьих, нежели сам человек. Согласно очевидному пониманию этих слепых толкователей этого Божественного закона, человек был создан для субботы — создан соблюдать ее механически. Раввины свели субботу до уровня нелепости своими суровыми и бессмысленными уточнениями того, что должно и что не должно делать в этот день (см. на 24 ст.). Они подчеркивали отрицательную сторону соблюдения субботы, воздержание от определенных вещей, формы религии были представлены как сущность.

28. Посему: После указаний нацель субботы 27 ст. Христос направляет их внимание на ее Создателя и вместе с этим на Свое право определить, как лучше осуществить эту цель.

Сын Человеческий: См. на Матф. 1:1; Марк 2:10; см. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.

господин: Сам Спаситель имел право определить, что подходит для этого дня; следовательно, фарисеи преступили границу своих полномочий (см. 24 ст.). Церковь не имеет права отягощать субботу обременяющими ограничениями, — как это сделали Иудеи — или пытаться переносить ее святость с одного дня на другой. Оба покушения являются замыслом лукавого, стремящегося удалить человека от истинного духа соблюдения субботы. Человек не имеет права оспаривать день, избранный Богом, ни будучи фарисеем, ни христианским богословом.

и — Или, «даже». Ход мысли Христа перед придирчивыми фарисеями более полно изложен Матфеем, а именно: 1) Человеческие нужды более важны, чем обрядовые требования человеческих традиций (см. Матф. 12:3, 4). 2) Работа, связанная со служением в храме, соответствует предписаниям о соблюдении субботнего дня (см. Матф. 12:5). 3) Христос — больше храма (см. Матф. 12:6), или субботнего дня (см. Матф. 12:8).

Комментарий Б. Г. Уайт к 2 главе Евангелия от Марка.

1-12

ЖВ 262-271.

3-5

ЗСЦ 168.

5

НУХ125; СИ 174; 6СЦ232.

5-11

6СЦ 234.

6

8СЦ 202.

7

ЖВ269; СИ 76.

10

ЖВ 270.

12

ЖВ269; СИ 77.

14-22

ЖВ 272-280.

17

НУХ58; ОХВ252; СП 230, 351; 2СЦ 74; ЗСЦ 49; 4СЦ 42;

5СЦ219.

20

ЖВ 277.

27

1СЦ533; 2СЦ582; 4СЦ247.

27,28

ЖВ 285, 288.

28 ВБ 447.