Глава 15

1.

Иное: т. е. ссылка на знамение, упомянутое в Откр.12:1.

Знамение: см. Откр.12:1.

Великое и чудное: имеется в виду его обширность.

Семь ангелов: относительно числа «семь» в книге Откровение см. Откр.1:11.

Семь последних язв: эти язвы описаны в 16-ой главе. Они «последние», потому что неповторимы по своему характеру, хотя окончательное истребление сатаны и грешников будет позже (Откр.20:11-15).

Оканчивалась: «завершить, исполнить, выполнить». Специальное наказание для поклоняющихся зверю и его образу (Откр.16:2) сосредоточено в последних семи язвах (Откр.14:10).

Ярость Божия: см. Откр.14:10.

2.

Стеклянное море: см. Откр.4:6.

Смешанное с огнем: в Откр.4-ой главе «стеклянное море» подобно «кристаллу»(6 ст). Здесь оно имеет оттенок подобно огню, по-видимому, благодаря отражению славы Божией.

Победившие: это те, которые ответили на призыв и приняли весть. Они были защищены от смятений и зла, и теперь они в полной безопасности в царствии Божьем. Они одержали победу через кровь Агнца (Откр.12:11). Они остались верными Богу даже тогда, когда был вынесен смертный приговор (Откр.13:15). Теперь они в полной безопасности стоят на кристальном море, они одержали победу и теперь торжествуют в небесном царствии и поют гимн победы.

Зверя: см. Откр.13:2.

Образ: см. Откр.13:14.

Начертание: см. Откр.13:16.

Число имени его: см. Откр.13:18.

Гусли Божии: см. Откр.14:2. Стихи с 2-4 вводные перед страшным описанием семи последних язв, пророк описывает картину победы церкви Божией над ее врагами. Святые не погибнут в этом страшном бедствии, но будут избавлены.

3.

Песнь Моисея: ссылка на песнь избавления после того, как Израиль перешел Чермное море (Исх.15:1-21). Этой песнью Израильский народ отмечал свое избавление от Египетского рабства, а новой песнью — освобождение от насилия и деспотизма Вавилона великого» (Откр.17:5).

Раба Божия: ср. с И. Нав.14:7: где Моисей назван «раб Господень» и Исх.14:31: где он назван «рабом Его».

Агнца: избавление святых совершено Христом, Агнцем Божьим (Откр.17:14). И вполне естественно, что он возвеличен и прославлен в этой песне избавления.

Велики и чудны: в этой песне есть много ссылок на Ветхозаветнюю фразеологию. Чудесные дела Божии превозносятся в Пс.138:14; и 110:2-4 ст.

Господи Боже Вседержитель: см. Откр.1:8.

Праведны и истинны: ср. Втор.32:4; Пс.144: 17; Откр.16:7; 19:4.

Царь святых: по содержанию текста более логично прочесть «Царь народов» или же «Царь веков». В книге пр. Иеремии Господь назван «Царь народов (Иер.10:7). Этот стих поддерживает мысль 4-го стиха, что все народы придут и поклонятся Богу.

4.

Кто не убоится Тебя? ср. с Иер.10:7. Весть первого ангела в Откр.14-ой главе гласит: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу». Святые приняли это обращение, и теперь их странствование окончено, и они приносят хвалу славе Божьей (ср. с восклицанием поклоняющихся зверю: «Кто подобен зверю?» Откр.13:4).

И не прославит имени Твоего: ср. с Пс.85:9

Свят: см. Деян.13:34-35. Это одна из тех причин, почему люди должны прославить Своего Творца. Другие две причины: «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои».

Суды Твои: здесь конечно суды Божьи про тив зверя, его образа и поклоняющихся ему.

5.

Храм: см. ком. Откр.14:15

Скинии свидетельства: это определение от носится к Святому святых в Числ.17:7. В Деян.7:44: по всей вероятности, имеет отношение ко всему святилищу. ср. с Числ.9:15-16. В данном случае более верно последнее определение. Скиния в пустыне была образом «истинной скинии, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.8:2).

6.

Семь Ангелов: см. Откр.15:1 ст.

Льняную одежду: белая одежда — типичное одеяние небесных существ (Матф.28:3; Лук.24:4; Деян.1:10; ср. с Деян.10:30).

8.

Наполнился дымом: ср. с Исх.40:34-36; Ис.6:4;

Никто: буквально «ни один». Это говорит о том, что время посредничества окончено. Никто больше не может войти никто больше не имеет доступа к престолу благодати. Время приготовления окончено; теперь пришло время гнева Божия.

Комментарий Е. Уайт к 15-й главе

К Откр. 15:2. «Мы все вместе вошли на облако и семь дней поднимались к стеклянному морю, где Иисус Своей рукой возложил на нас венцы. Он дал нам золотые арфы и пальмовые ветви победы» (Оп. и вид. стр.15). «… И Бог сказал день и час пришествия Иисуса и заключил вечный завет со своим народом. Он говорил предложения и затем останавливался и Его слова раскатывались по всей земле. Израиль Божий стоял с глазами устремленными вверх, внимая словам Иеговы, которые расходились по всей земле, подобно мощным раскатам грома. Это было все так страшно торжественно и в конце каждого предложения святые восклицали: «Аллилуия! Слава!» Их лица были освещены славой Божьей и сияли, как лицо Моисея, когда он сходил с горы Синай. Нечестивые не могли смотреть на их сияющие лица. И когда были сказаны вечные благословения над теми, кто почитал Бога, соблюдая Его святую субботу, пронесся могущественный возглас победы над зверем и его образом» (Оп. и вид. стр.34). «Страшные испытания ожидают народ Божий.

Дух войны охватывает всю землю. Но во время скорби, время, которое еще не переживали мы, избранный народ Божий будет непоколебим. Сатана и его воинства не смогут уничтожить их» (Свид. т.9. стр.17).

К Откр. 15:2-3. «Иоанн видел, как милосердие, нежность и любовь Божья шла рука об руку с Его святостью, справедливостью и могуществом. Он видел, что грешники находили в Нем Отца, прощающего их грехи. И взирая на исход великой борьбы, Он видел на Сионе победивших зверя, стоящих на стеклянном море, держа гусли и поющих песнь Моисея, раба Божия и песнь Агнца» (Д. А. стр.589).

«Истинные ученики Христа следуют за Ним через суровую школу битвы, перенося горькие разочарования и самоотречение, но благодаря этому они лучше понимают мерзость и скорбь греха и смотрят на него с отвращением. Будучи участниками Христовых страданий они станут достойными участниками и Его славы.

В видении пророк видел окончательную победу церкви Божьей, он пишет: «И видел я как-бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Д. А. стр.590).

«Те, кто размышляют над великими милостями Божьими, не забывают даже самых маленьких Его даров, опояшут себя радостью и сердце их будет воспевать хвалу Богу. Темой нашего постоянного восхваления должны быть те благословения, какие мы ежедневно принимаем из рук Бога и превыше всего смерть Иисуса, которая принесла в нашу среду блаженство и небо. Какую милость, несравненную любовь проявил Бог к погибающим грешникам, когда связал нас с Собой, чтобы мы были Его собственным наследием. Какая жертва была принесена Нашим Искупителем, чтобы мы могли называться детьми Божьими! Мы должны хвалить Бога за блаженную надежду, которая предлагается нам в великом плане искупления; мы должны хвалить Его за то, что Иисус живет, чтобы ходатайствовать за нас.

«Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня»- говорит Творец (Пс.49:23). Все небожители присоединяются в прославлении имени Божьего. Поэтому будем учиться теперь петь песнь ангелов, чтобы мы могли петь ее тогда, когда станем в их блестящие ряды» (Патр. и прор. стр.289).

«В то время, когда Иоанну была показана последняя великая борьба церкви с силами зла, ему также было разрешено увидеть и окончательную победу, и избавление верных.

Он видел церковь, смертельно сражающуюся со зверем и его образом… над дымом и шумом битвы он видел искупленных, стоящих на Сионе с Агнцем, имеющих вместо начертания зверя имя Отца написанное на их челах» (Свид. т.5. стр.752).

К Откр. 15:3. «Как зачарованные, смотрели нечестивые на коронацию Сына Божьего. Они видят в Его руках скрижали Божественного закона, постановления которого они отвергли и нарушили. Они слышат голоса искупленных, полные восторга, изумления и обожания и когда волны прекраснейших звуков доносятся и до стоящих за воротами города, все единодушно восклицают: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (ВБ стр.669).

«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои»- теперь становится ясным и понятным каждый вопрос истины в этой долгой борьбе. Пред всеми сотворенными существами вскрываются последствия восстания, результат устранения Божественных предписаний. Вся вселенная увидит разницу между работой сатаны и правлением Божьим. Сатана осужден своими же делами. Божья мудрость, Его справедливость и доброта полностью восстановлены. Все поймут, что во всех действиях Своих в этой великой борьбе Он преследовал цель вечного блага для своего народа, а также для всех сотворенных Им существ. «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои» (Пс.144:10).

История греха всю вечность будет свидетельствовать о том, что счастье всех сотворенных существ тесно связано с законом Божьим. Перед лицом всех неопровержимых фактов великой борьбы вся вселенная — как приверженцы Бога, а также и сторонники сатаны — единогласно признают: «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых» (ВБ стр.671).

«При заключении истории земли Его праведность будет признана всем миром, хотя это запоздалое признание не сможет спасти противников истины от заслуженного наказания.

При сочувствии и одобрении всей Вселенной Бог продвигает Свой план вперед к своему окончательному завершению и победоносному уничтожению восстания. Тогда откроется, что все оставившие Божественные предписания, перешли на сторону сатаны в борьбе против Христа. Когда же князь мира сего будет осужден и все объединившиеся с ним разделят его участь, тогда все небожители, как свидетели приговора, провозгласят: «Праведны и истинны пути Твои, Царь святых» (Патр. и прор. стр.79).

«Борьба окончена. Все скорби и страдания также окончены. И песнь победы наполняет все небо» (Свид. т.8. стр.44).

К Откр. 15:3-4. «Когда искупленные будут стоять пред лицом Божьим, там они поймут, какое близорукое и ограниченное было их представление о том, что небо считает успехом. Подводя итоги всем тем усилиям, какие они употребляли для достижения успеха, они увидят какими дерзкими были их планы, какими незначительными перенесенные испытания, какими неразумными их сомнения. Там они поймут, как часто они терпели неудачу и только потому, что они не надеялись на Бога и Его слово.

И только одна истина станет для всех очень понятной и ясной, а именно — что занимаемое человеком положение не приготовляет его для входа в небесные дворы. Они увидят, что честь принадлежащая человеку, должна принадлежать только одному Богу. Из уст небесного хора и искупленных раздаются слова: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит мени воего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонят- ся пред Тобою, ибо открылись суды вои» (Свид. т.7. стр.28).