Глава 6

1.

И я видел: шестая глава начинается такими же словами, как четвертая и пятая главы: «И взглянул я», но имеет совершенно иное содержание. Запечатанная книга открыта! (см. Откр.5:1-5).

Агнец: см. ком. Откр.5:6.

Снял первую из семи печатей: следующие слова проливают свет на всю важность и значение печатей: «Решение иудейских вождей распять Христа было отмечено в книге, которую Иоанн видел в руке Сидящего на престоле, книге, которую ни один человек не мог открыть, и это решение во всей своей мстительности и ярости будет показано им в тот день, когда эта книга будет распечатана Львом из колена Иудина» (Прит. Хр. стр.294).

Эти слова говорят о том, что вместе с другими вопросами в этой книге отмечено поведение иудеев на суде Христа и что в великий день суда (смотри Откр.20:11-15), эти враги Христа встретятся со своими злыми делами. Вполне логично сделать вывод, что в этой книге записаны также и другие важные события, характеризующие великую борьбу на протяжении всех веков. И, нужно сказать, что Иоанну были показаны сцены этих будущих событий. В символической форме ему была открыта история великой борьбы вплоть до кульминационного момента оправдания характера Божьего во время окончательного суда (см. Откр.20:11-15; и 5:13). Тот факт, что Христос победил, чтобы открыть книгу (Откр.5:5), говорит о том, что Он является победителем в великой борьбе (см. ВБ стр.666:672).

Подобно посланиям к семи церквам события, показанные после снятия печатей носят как специальный характер, так и общий (см. Откр. 1:11). Эти события следует рассматривать и как имеющие особое значение для заключительных моментов истории церкви на земле.

Животных: см. ком. Откр.4:6.

Иди и смотри: по содержанию стиха возникает вопрос: нужно ли включать сюда слова: «и смотри»? Если сохранить эти слова, то повеление относится к Иоанну; если опустить их, то повеление относится к лошади и всаднику, (2 ст.) которые, согласно данному повелению, вышли на арену действий. И 3:5 и 7 стихи как бы подтверждают эту точку зрения.

2.

Конь белый: символы четырех коней в первых четырех печатях с 2 по 8

стих часто сравнивают с черными конями из видения Захарии 6 гл,2-3 ст. Безусловно, есть и сходные черты в этих символах, но есть и расхождение. Прежде всего, неодинаков выход коней по их масти. Во-вторых, в книге Откровение на лошадях сидят всадники, а в книге пр. Захарии кони впряжены в колесницы, и значение этих символов также имеет совершенно иное значение (Зах.6:5-6).

Что касается объяснения первого коня и его всадника, комментаторы придерживаются двух основных точек зрения. Одни понимают, что этот конь символизирует собой церковь апостольских времен (31-100 гг. по Р. Хр.), где белым цветом представлена чистота веры и ревность, принесшая величайшие победы в христианской истории. И, по всей вероятности, со времени первого столетия христианской эры не наблюдалось больше такого чудесного роста и расширения границ царства Божьего. Лук в руке всадника символизирует покорение, завоевание, а венец — победу.

Распространение Евангельской истины продвигалось такими быстрыми темпами, что когда ап. Павел в 62 г. по Р. Хр. писал послание к Колоссянам, он мог сказать, что благая весть возвещена «всей твари поднебесной» (Кол.1:23).

Другие комментаторы придерживается того мнения, что кони и всадники символизируют собой не церковь, но различные неблагоприятные условия, в которых церковь жила и, через которые по милости Божьей она проходила. Согласно Библейскому символическому языку, конь — это символ войны (см. Иоиль 2:1:4-5). И снаряжение всадника, сидящего на нем, говорит о том, что это воин. Как венец, так и белый цвет коня говорят о победе, следовательно, первый всадник символизирует время, в которое будет жить церковь Божья и которое будет характеризоваться военными победами и господством, когда Рим выйдет как «победоносный, и чтобы победить», добившись своего владычества.

Адвентисты Седьмого Дня верят, что первый конь представляет церковь в апостольские времена. Лук — символ военных действий.

Венец: см. ком. Откр.2:10.

Победоносный, и чтобы победить: то есть «побеждая и находясь в состоянии и силе побеждать», что означает постоянную победу.

3.

Второе животное: см. ком. Откр.4:6. В порядке очереди каждое из этих живых существ объявляет об одном из четырех всадников.

Иди и смотри: см. ком. Откр.6:1.

Конь рыжий: иностранный перевод говорит: «красный». Символическая картина второго всадника рисует те условия, в которых жила церковь в период с 100 по 313

годы. Жесточайшие преследования и гонения, которые церковь переносила от рук римских кесарей, очень метко представлены всадником, имеющим в своей руке «большой меч» и силу «взять мир с земли». Если белый цвет символизирует чистоту веры (Откр.6:2.), то красный цвет следует рассматривать как разложение или большой упадок веры путем принятия различных иных учений, точек зрения и постановлений.

Другие придерживаются того мнения, что цвет этого коня символизирует собой кровь. Если первый конь является символом славы и величия военной победы (см.2 ст), то второй конь говорит об обратной стороне военных действий, а именно — потере мира и кровопролитии. Таковы неизбежные результаты победоносной славы, если понимать, что конь является символом победы и господства Рима. Адвентисты Седьмого Дня придерживаются первой точки зрения.

Меч: большой нож и короткий для борьбы. ср. употребление этого слова в Матф.10:34 и Иоан.18:10.

5.

Третье животное: см. ком. Откр.4:6 и 6:3.

Иди и смотри: см. ком. Откр.6:1.

Конь вороной: или черный. Если белый конь означает победу или же чистоту (ст.2.), то черный конь будет означать поражение или же будет говорить о дальнейшем упадке и разложении веры.

Мера: то есть весы. Этот символ характеризует внутреннее состояние церкви после того, как в четвертом столетии христианство было признано законным, когда церковь и государство соединились. В результате этого союза главное место в церкви было отведено светским (или мирским) вопросам, и духовная смерть явилась неизбежным результатом этого соединения. Эти весы также могут быть символом большой заботы о материальной стороне жизни. Хотя войны и увенчались победой (ст.2), которая была достигнута большим кровопролитием (ст.4), но еще одно страшное последствие вытекало отсюда голод.

6.

Хиникс: то есть «мера». Приблизительно равна одной кварте, что составляет 2:14 л. Эта хлебная мера символизирует дневную норму пищи рабочего человека.

Динарий: греческая монета стоимостью 10-15 копеек. Римский динарий составляет дневную плату обычного рабочего (см. Матф.20:2). Следовательно, ежедневный паек пшеницы на один день для рабочего человека и его семьи составляет меру, но, согласно историческим данным, реальная картина истинного положения вещей была еще тяжелее. Но, невзирая на огромную нужду, Господь всегда заботился о Своем народе. Применяя эти слова к периоду христианской истории после законного признания христианства (313-538 гг.) следует понимать это время как время всеобщей заинтересованности в материальных благах.

Ячмень: это зерно ценилось дешевле пшеницы, и было обычной пищей бедных, а также употреблялось на корм скоту (Матф.6:9).

Не повреждай: голос, говорящий о высокой цене пшеницы и ячменя, также повелевает, чтобы масло и вино не было напрасно уничтожено.

Елей и вино: в древности как елей, также и вино ежедневно употреблялись в пищу, то есть были обычным продуктами питания. Некоторые объясняют их как символы веры и любви, которые должны были быть сохранены в обстановке бурного роста материальности, господствующей в церкви после ее законного признания государством в 4-ом столетии.

7.

Четвертое животное: см. ком. Откр.4:6 и6:3.

Иди и смотри: см. ком. Откр.6:1.

8.

Бледный: цвет ужаса и смерти. Как видно, бледный конь говорит о том времени, когда отчаяние достигло своего страшного наивысшего предела (Откр.6:2:4-5).

Ад: жилище мертвых, «могила»(Матф.11:23).

здесь смерть и ад олицетворены в определенные живые образы и представлены как наездник на коне и «ад», следующий за смертью.

Четвертая часть земли: вероятно, это говорит об обширном пространстве.

Мечем: см. Откр.1:16. Меч, за мечом следует голод, смерть, и звери земные рисуют упадок цивилизации как результат войн. Опустошение, нанесенное мечом, поражающим людей и уничтожающим посевы, вызывает голод; голод, производя свою разрушительную работу над здоровьем людей, завершается смертью. Смерть, производя свою губительную работу среди людей, снимает границы защиты против вторжения диких зверей.

Применительно это к специальному периоду христианской истории, четвертый всадник представляет особенный период 538 – 1517 года — начала реформации (см. Откр.2:18).

Мор: слово «убивать мором» едва ли будет правильным выражением. Перевод слова «мор» в смысле «смерть» не улучшит смысла этой части стиха. В переводе «семидесяти» еврейское слово «смерть» или «мор» часто переводится как «чума» или «язва» (см. Лев. 26:25; Иер.21:6; Иез.5:12). Иоанн, которому семитский язык был более близок, чем греческий, использовал видимо этот смысл слова.

9.

Жертвенник: жертвенник, о котором идет речь в этой пророческой картине, вероятно, напоминает бронзовый жертвенник во святилище евреев, и погибшие мученики представлены здесь как жертвы. Подобно тому, как кровь животных выливалась к подножию жертвенника (Лев.4:7.) и «жизнь», по переводу семидесяти, «душа» плоти, в крови (см. Лев.17:11.), так и души тех, которые погибли мученической смертью, находились под жертвенником, у его подножия.

Души: см. Матф.10:29. Прежде всего необходимо иметь ввиду, что все происходившее перед глазами Иоанна в видении было представлено ему картинно в отдельных сценах. По этому вопросу при всяком истолковании различных символов нужно руководствоваться правилами объяснения таких пророчеств.

Иоанн видел жертвенник, у подножия которого лежали «души» мучеников. Правила толкования не требуют от нас определять место жертвенника на конкретном историческом этапе. В данном случае, как и в притчах не все детали имеют объяснительную ценность. Все содержание пятой печати говорит о том, что она была дана, чтобы ободрить тех, кого ожидала мученическая смерть, что, вопреки кажущемуся торжеству врага, оправдание и победа придут. Такое ободрение имело особенное значение для тех, кто жил в дни страшного средневековья и особенно во дни реформации (1517-1755 гг). Им, должно быть, казалось, что длинный период преследования и гонения никогда не окончится. Содержание пятой печати являлось сильнейшим уверением в том, что дело Божье в конце концов восторжествует. Такие же ободрения будут даны и сражающимся в последней великой битве.

Всякая попытка объяснить эти «души», как бесплотные духи мучеников является грубым нарушением толкования символических пророчеств. На небе нет ни белых, ни красных, ни черных, ни смертоподобных лошадей с их воинственными всадниками. На небе нет Иисуса в виде Агнца с кровоточащей раной. Четыре животных не являются типичными представителями класса животных на небе. И, подобно этому, там нет и «душ», лежащих у подножия жертвенника. Все видение было картинным, символическим изображением, преследующим цель дать полное представление о духовном.

Убиенных: картина меняется, переходя от описания условий преследования и смерти народа Божьего к рассмотрению самого состояния святых.

За слово Божие: см. ком. Откр.1:2:9.

За свидетельство: см. ком. Откр.1:2:9.

10.

И возопили: то есть в ходе видения, данного Иоанну, он слышал их говорящими.

Владыка: отдавая свою жизнь, мученики показали себя истинными рабами Бога (см. Тим.1:1. ср. с Откр.6:11.), и поэтому Он является их Владыкой. Это обращение к Отцу.

Святый и истинный: см. Откр.3:7: где эти слова обращены ко Христу.

Мстишь: мученики не приносили отмщение за себя; они жаждали оправдания Божьего имени (Рим.12:19; Откр.5:13).

Живущим: см. ком. Откр.3:10.

11.

Одежды: по содержанию текста следовало бы сказать «одежда». Это слово имеет другое значение, чем в Откр.3:5 и 4:4: в данном случае это слово будет обозначать «длинное одеяние», как знак чести и достоинства (Марк.12:38). В видении Иоанн видит «души», облеченные в белые одежды. Этим подчеркивается, что, несмотря на их позорную смерть, Бог еще не отомстил за них, но они уже признаны Им как победители.

Во дни Иоанна это заверение было особенно утешительным для верующих, которые видели своих ближних уничтоженными Нероном и которые сами встретили мученическую смерть во время царствования Домициана. И с тех пор в каждом столетии это обетование Бога, данное его замученным детям, вселяло много надежды и бодрости в сердца тех, кто был готов отдать свою жизнь ради Его имени.

Успокоились: это повеление относится к тем, кто в пророческом видении был встревожен и обеспокоен кажущимся длинным временем отсрочки или промедления.

В действительности же погибшие мученики спокойно отдыхают до славного дня воскресения (ср. Откр.14:13), а «сотрудникам и братьям» еще предстоит борьба, из которой они должны выйти победителями.

На малое время: время отсрочки не было не ограниченным (Откр.1:1.

ср. Откр.12:12.), «великая борьба» со злом должна достичь своей высшей победоносной точки. Греху нужно дать время, чтобы его отвратительный характер полностью созрел и открылся, чтобы справедливость Божья и Его праведность никогда больше не подвергались сомнению (Откр.5:13).

Дополнят: то есть, чтобы число было полным. Это не означает, что Провидение Божье определило число мучеников, но было необходимо, чтобы прошло определенное время, в которое бы полностью развернулась программа действий сатаны, и чтобы имя Божье было показано как справедливое и истинное.

12.

Великое землетрясение: события шестой печати говорят о явлениях во всей Вселенной. Так как это землетрясение сопровождается затмением солнца, которое произошло в 1780 году, то здесь речь идет о Лиссабонском землетрясении, произошедшем 1 ноября 1755 года, как об одном из сильнейших землетрясений, зарегистрированных когда-либо сейсмографами. Его толчки ощущались не только в Северной Африке, но и в далекой Западной Индии.

Солнце стало мрачно: помрачение солнца часто упоминается в Ветхозаветных пророчествах в связи со страшными событиями, предшествующими Пришествию Христа (см. Ис.13:10). Иисус в Своем пророчестве о кончине мира сделал особенный акцент на этом явлении природы, чтобы Его последователи обратили на это внимание как на признак Его близкого Пришествия (Матф.24:29:33).

Буквальное исполнение этого события наблюдалось 19 мая 1780 года в восточном Нью-Йорке и Новой Англии. Тщательное исследование газетных сообщений этого времени свидетельствует о том, что в вышеуказанный день в восточном Нью-Йорке и Новой Англии в 10 часов утра наступила тьма, которая в течение дня медленно распространялась в восточном направлении к Новой Англии и к морю.

Эта тьма продолжалась в течение нескольких часов. Это необычайное явление было предсказанным событием «в те дни после скорби» (Марк.13:24; Матф.24:29).

Это явление наблюдалось в местах, где впоследствии возник особенный интерес к пророчествам Даниила и Откровения.

Луна сделалась как кровь: ночью 19 мая 1780 года луна не дала своего света, как и солнце, днем скрыло свои лучи.

13.

Звезды небесные пали: это знамение совер шилось 13 ноября 1833 года и определенно считается одним из величайших, неповторимых явлений в истории. Небесные знамения 19 мая 1780 года и 13 ноября 1833 года точно исполнились, как было предсказано Иисусом.

Незрелые смоквы: есть такой сорт смокв, которые очень сильно осыпаются еще до своего созревания.

14.

Свиток: см. комм. Откр.5:1. Небо свивается как кусок пергаментного свитка.

По представлениям древней космологии небо понимали как потолок или же как свод над землей. Пророк видит небо свернутым, чтобы земля была обнаженной пред Богом. Ис.34:4: дает ту же картину. Это событие относится к выражению Иисуса «силы небесные поколеблются», то есть к началу седьмой язвы. Это событие будущего, и оно тесно связано с Пришествием Сына Человеческого.

Всякая гора и остров: в Откр.16:20 эти страшные конвульсии земли происходят при седьмой язве.

15.

Цари: см. Откр.16:14 и 17:12. Последующий перечень лиц представляет всю полноту власти социальной и политической жизни того времени в Римской империи во дни Иоанна. Хотя здесь и не упоминается о Пришествии Христа, но эта мысль вложена во все содержание текста.

Богатые: см. Иак. 5:1-6.

Тысяченачальники: в Новом Завете это выражение относится к военному трибуналу (см. Иоан.18:12; Деян.21:31-35). В данном случае, возможно, представляет высший военный состав.

Сильные: ср. с 1Кор.1:26.

Свободный: ср. с Откр.13:16 и 19:18.

16.

Падите на нас: см. Ос.10:8; Лук.23:30. Видеть Бога для некоторых будет страшнее смерти.

Гнев: см. Рим.1:18.

17.

Великий день: см. Иоиль.2:11:31; Ис.13:6.

Кто может устоять: ср. с Наум.1:6; Мал.3:2; Лук.21:36. Этим испытующим вопросом и оканчивается целая серия событий в этой главе. Каждая из шести печатей указывает на различные фазы великой борьбы между Христом и сатаной, и каждая из них несет в себе яркую цель — оправдать перед всей Вселенной праведность Божью (Откр.5:13). Затем наступает перерыв в открытии печатей и дается ответ на вопрос: «Кто может устоять?»

Комментарий Е. Уайт к 6-й главе

К Откр. 6:2. «В видении я видела две армии, которые вели страшную борьбу. Одна армия шла под знаменем мира, а другая под окровавленным знаменем князя Еммануила. Знамя за знаменем повергалось на землю, когда отделение выходило из Господней армии и присоединялось к врагу, и подразделение за подразделением выходило из вражеских рядов и присоединялось к тем, кто соблюдал заповеди Божьи. Посредине летел всадник и многим вручал знамя Еммануила…

Некто громким повелительным голосом приказывал: «Стройтесь в ряды! «Пусть те, кто верны заповедям Божьим, займут свое положение.»Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцом и вы будете Моими сынами и дщерями» (2Кор. 6:17-18). Пусть все те, кто выходят, придут на помощь Господу и помогут Ему в борьбе против врага.

Битва ожесточилась. Победа переходила от одной стороны к другой. Воины креста прорвались вперед, но внезапно знаменосцы ослабели. Однако их отступление было вызвано для того, чтобы занять еще более выгодные позиции. Раздавались крики радости, хвалебные гимны неслись к Богу и вместе с ними пели и ангелы, когда воины Христа водрузили Его знамя на стенах крепости, находящейся раньше в руках врага. Начальник нашего спасения руководил битвой и оказывал помощь своим воинам. Его могущественная сила ощущалась во всех рядах, продвигая сражающихся вперед к воротам. Он провел их через страшные переживания для очищения их характера, ведя их шаг за шагом к победе и обучая их, как нужно побеждать.

Наконец победа была одержана. Армия, следовавшая за знаменем, на котором было написано: «Заповеди Божии и вера в Иисуса», одержала великую победу. Воины Христа подошли вплотную к воротам города, и город с радостью принял своего Царя. Итак, было утверждено царство мира, радости и вечной праведности»(Свид. т.8. стр.41).

К Откр. 6:6. «Для того, чтобы приобрести для Себя одного человека и дать ему вечное спасение, Христос оставил небесные дворы, пришел на землю, перенес агонию греха и позора и умер, чтобы сделать его свободным. В виду такой безграничной цены, внесенной за искупление человека, как же осмеливаются некоторые мнимые приверженцы истины холодно и безразлично относиться к наименьшим из стада Его? О, как заботливо должны братья и сестры в церкви следить за каждым своим словом и поступком, чтобы не повредить ни фимиама, ни елея! Как терпеливо, нежно и ласково должны они обращаться с теми, кто искуплен кровью Христа! С какой преданностью и серьезностью должны они стараться понять тех, кто разочаровался и впал в отчаяние! Как нежно они должны относится к тем, кто желает повиноваться истине, но не имеет в этом поддержки со стороны домашних, кто постоянно вдыхает атмосферу неверия и мрака»(Свид. т.5:614).

К Откр. 6:10. «Подобно тому, как наступление римской армии было для учеников знамением разрушения Иерусалима, так и союз между папством, протестантизмом и спиритизмом (или язычеством) будет для нас знамением того, что долготерпение Божие достигло своего наивысшего предела, что мера нашего национального беззакония переполнилась и что ангел благодати готов улететь и больше никогда не возвратиться на землю.

И тогда народ Божий будет переживать такие бедствия и отчаяние, которые пророки описывают как бедственное время Иакова. К небу будут подниматься вопли верных гонимых детей Божьих. Подобно тому, как кровь Авеля вопияла от земли, так и с мученических могил, морских глубин, горных пещер и трещин земли к Богу возносятся голоса: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу» (Свид. т.5. стр.451).

К Откр. 6:11. «Народ Божий будет очень щедро вознагражден за тяжелый крест, который он нес за все потери, пережитые муки, насильственно отнятую жизнь» (Прит. Хр. стр.187).

К Откр. 6:12. «Эти знамения исполнились до начала 19 столетия. В 1755

году произошло одно из ужаснейших землетрясений, когда-либо отмеченных историей. Хотя вообще оно и стало известным как Лиссабонское землетрясение, однако оно распространялось в большей части Европы, Африки и Америки. Оно ощущалось в Гренландии, Вест-Индии, на острове Мадейре, в Швейцарии и Норвегии, Великобритании и Ирландии. Оно охватило собой не меньше, чем четыре миллиона квадратных миль. В Африке колебания были также сильны, как и в Европе. Была разрушена большая часть Алжира, и недалеко от Марроко совершенно была поглощена землей деревня с ее 8-10 тысячами жителей. На побережье Испании и Африки обрушилась огромная волна, сметающая на своем пути города и оставляющая после себя огромные опустошения.

В Лиссабоне в начале послышался громоподобный подземный гул, и моментально вслед за этим сильнейший толчок разрушил большую часть города. В какие-нибудь шесть минут погибло около 60 000 человек. Море в начале отступило, оставляя после себя мель, но затем при вторичном приливе поднялось на 50 футов, даже выше своего уровня. Среди остальных необыкновенных событий, произошедших во время катастрофы, была гибель набережной, выстроенной из чистого мрамора, на что были истрачены колоссальные суммы денег. В надежде укрыться от падающих обломков там собралось очень много людей, вся набережная со всеми находящимися на ней погрузилась в море, и никогда ни один из этих погибших не показался на его поверхности… Как потом было установлено, в тот страшный день погибло 90 000 человек.

Спустя 25 лет явилось другое знамение, упомянутое в пророчестве — затмение солнца и луны; точное исполнение этого события в определенное время сделало его еще более выдающимся и знаменитым. В Своей беседе с учениками на Елеонской горе после описания длинного периода скорби — 1260 лет папского владычества, относительно которого было сказано, что эти дни будут сокращены, Он также упомянул и о некоторых определенных событиях, которые произойдут перед Его Пришествием, и указал время свершения первых из них. «После скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего»(Матф.24:29). 1260 лет окончились в 1798 году. За четверть столетия до этой даты преследования окончились. После гонения, согласно словам Христа, должно было произойти помрачение солнца. 18 мая 1780 года это пророчество исполнилось.

«Мрачный день 18 мая 1780 года останется единственным в своем роде — в высшей степени таинственным и необъяснимым феноменом, окутавшим неизъяснимым мраком все небо и атмосферу Новой Англии» (Девенс. «Наши первые столетия».)

Распространение этого мрака было необычайным. Он охватил собой огромнейшие территории. Он наблюдался на Востоке… на Западе, он достиг самых отдаленных частей Коннектитута и Албании. На юге он распространился по всем морским побережьям, а на Севере — над всеми Американскими колониями.

Днем мрак сгущался все больше и больше. За один или два часа до захода солнца небо было кое-где светлым, непроницаемый туман скрывал его…

После захода солнца небо снова заволокло тучами и стало очень быстро темнеть. Темнота ночи была такой же необычной и устрашающей, как и днем. Несмотря на полнолуние, ничего нельзя было различить без искуственного света, который едва мерцал вдали в соседних домах, как будто сквозь непроницаемую египетскую тьму.

Один из очевидцев так рассказывает: «Я не мог отделаться от мысли, что даже если бы каждое небесное светило скрылось за завесой густейшей тьмы или же совсем погасло, то и тогда окутавший землю мрак не был бы столь непрогляден». В 9 часов вечера взошла полная луна, но она не рассеяла этой кромешной тьмы. После полуночи мрак исчез и показалась кроваво-красная луна. Этот день, 19

мая 1780 года, вошел в историю как «мрачный день». Со времен Моисея не было еще случая, чтобы столь густая тьма распространилась на такую обширную территорию на длительное время» (ВБ 304-308 стр).

К Откр. 6:12-17. «В 1833 году, спустя 2 го да после того, как Миллер начал проповедовать о близости Пришествия Христа, исполнилось одно из последних знамений, обещанных Спасителем. Иисус сказал: «… и звезды спадут с неба» (Матф.24:29).

И Иоанн, увидев сцены, возвещающие день Господень, говорит: «И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои».

Это пророчество с поразительной точностью исполнилось 13 ноября 1833 года, в день великого падения звезд. Это было одно из самых величественных и грандиозных зрелищ, когда-либо наблюдаемых человеком.

Весь небесный свод над Соединенными Штатами в был движении. Никогда еще в этой стране не было такого явления, которое, с одной стороны вызвало бы у очевидцев такое глубокое изумление, а с другой стороны, вызвало бы ужас и страх. Величественность и великолепие этого зрелища все еще свежи в памяти многих. Самый густой дождь не мог бы сравниться с плотностью падения метеоритов на землю, и Восток, и Запад, и Север, и Юг производили одно и то же потрясающее впечатление.

Одним словом, казалось, все небо находилось в движении… Это зрелище, как описывал его профессор Силлиман, наблюдалось во всей Северной Америке, при совершенно ясном и прозрачном небе от 2 часов ночи до наступления полного рассвета была видна непрерывная игра ослепительно светящихся светил по всему небосводу.

Никакой язык не в состоянии описать всей прелести этого зрелища; кто не был очевидцем этого события, тот даже не может представить себе великолепия и славы его. Создавалось впечатление, что звездное небо сконцентрировалось в одной точке, у самого зенита и оттуда одновременно с молниеносной быстротой во все стороны расходились светящиеся стрелы — бесчисленные в своем количестве: тысячи их сменялись тысячами, как будто бы они и были специально приготовлены для этого. Вряд ли можно сделать иное сравнение этого зрелища, чем со смоковницей, роняющей незрелые смоквы во время сильной бури.

В Нью-Йоркском коммерческом журнале за 14 ноября 1833 года была напечатана статья относительно этого чудесного зрелища. Ее автор утверждал: «Ни один ученый или философ не писал еще, как я думаю, о таком утреннем происшествии. В настоящее время мы, может быть, и затрудняемся дать точное определение этому происшествию, но 18 столетий назад пророк точно предсказал падение звезд, что и сбылось в самом буквальном смысле этого слова» (ВБ стр.333-335).

К Откр. 6:14. «Я видела, что, когда Бог говорит «небо» в описании знамений Матфеем, Марком и Лукой, Он имеет ввиду землю. Силы небесные — это солнце, луна и звезды. Они управляют на небе. Силы земные — это силы, господствующие на земле.

Силы небесные были потрясены голосом Божьим, и тогда солнце, луна и звезды были сдвинуты со своих мест. Они не исчезли, но были потрясены голосом Божьим. Темные, тяжелые тучи надвигались одна на другую. Атмосфера разделилась и свернулась, как свиток, и тогда мы могли смотреть через открытое пространство на Орион, и оттуда мы слышали голос Божий. Святой город сойдет на землю через это пространство. Я видела, что силы земли еще не поколебались и что все события идут своим чередом. Вначале война, военные слухи, меч, голод, мор потрясают землю, а затем голос Божий потрясает солнце, луну и звезды. Я видела, что потрясение сил в Европе — это не потрясение небесных сил, но это потрясение разгневанных народов» (Оп. и вид. с.41).

«Гнев Божий в семи язвах будет излит на жителей земли, причиняя им большие страдания. Лжепастыри будут подвергнуты особенному наказанию. Их глаза и язык истлеют, в то время как они будут еще ходить и ходить.

После того как святые будут избавлены голосом Божьим, нечестивые яростно набросятся друг на друга. Земля будет залита кровью и покрыта мертвыми телами» (Оп. и вид. стр.289-290).

К Откр. 6:14-17. «Недалек тот час, когда Бог поднимется, чтобы восстановить свой попранный авторитет. «Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие» (Ис.26:21).

К Откр. 6:15. «… и затем в страшной торжественной тишине Иисус повелит умершим нечестивым проснуться, и они выйдут из своих могил слабыми, хилыми, какими и сошли туда. Какое зрелище! Какая картина! … цари, великие земли, знатные и простые, образованные и необразованные все воскреснут и увидят Сына Человеческого… все стараются спрятаться в скалы от славы, окружающей Иисуса. И, сокрушенные Его величием и Его славой, они все восклицают: «Благословен грядущий во имя Господне» (Оп. и вид. стр. 294).

К Откр. 6:15-17. «Насмешливые шутки прекращаются, лживые уста смолкают, бряцание оружия, военные крики затихают. Все молчат, и только слышатся молитвы, вопли и рыдания. С насмешливых уст срываются вопли: «Настал великий день гнева, и кто может устоять?» Нечестивые умолкают, они желают, чтобы скалы накрыли их, чтобы только не видеть лица Того, Кого они отвергли и обесчестили.

Им знаком тот голос, который проникал до слуха мертвых. Сколько раз этот голос, полный скорби и нежности, призывал их к раскаянию! Сколько раз они слышали его в торжественной мольбе своего Друга, Брата и Искупителя! Отвергнувших Его милость ничто не гложет с такой силой, как этот голос, который столько времени умолял их: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» (Иез.33:11). Этот голос пробудил в их сознании отвергнутые предостережения, призывы, неоцененные преимущества, которые они теперь желали бы стереть и изгладить из своей памяти» (ВБ стр.553).

«Те, кто избрали служить греху и продолжали грешить и сообразовались с миром, будут оставлены привязанными к своим идолам…

Когда Христос во славе придет на землю, царями, вельможами, богатыми, великими людьми — всеми будет владеть одно чувство необыкновенного горя, утраты и отчаяния. С их уст будут срываться только душераздирающие слова и молитвы: «Милости! Милости!

Спасите нас от гнева оскорбленного Бога!», и в ответ они услышат необыкновенно четкий, величественный и могущественный голос: «Я вас звал, и вы не отвечали; Я простирал руки Мои, и вы не обратили на это внимания; вы отвергли советы Мои и обличения Мои, и теперь Я посмеюсь над вашим бедствием…

Они во дни своего благополучия отвергли Христа и презирали тех, кто следовал за Ним, и теперь мужи, которые считали низким для себя склонится пред Христом, которые ненавидели Его, Его презренный крест — теперь валяются в грязи и пыли. Их величие отошло от них, и теперь они уже без малейшего сомнения и колебания склоняются пред святыми» (Свид. т.2. стр.21-22).

К Откр. 6:16-17. «Кровь Его на нас и на детях наших…» Ужасным образом исполнятся эти слова в день суда.

Когда Христос снова придет на землю, Его увидят тогда не как арестанта, окруженного отбросами общества; Его увидят как Господа славы; Христос придет во славе Своей, во славе Отца и во славе ангелов. Десятки тысяч и тысячи тысяч ангелов, прекрасных сыновей, победителей Божьих, исполненных славы, окружают Его. Тогда Он воссядет на Своем престоле, престоле славы, и народы соберутся пред Ним… Священники и начальники увидят снова сцену суда… Тогда весь мир узнает и осознает все. Тогда они отдадут себе отчет в том, против кого они боролись, слабые, нечестивые, погибшие существа! В ужасной душевной муке и страхе они возопиют к горам и камням и скалам: «падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (ВБ. стр.640).

К Откр. 6:17. «… тогда лица всех побледнели, а те, которые отвергли Его, сделались мрачными. И мы воскликнули: «Кто может устоять? Чиста ли моя одежда?»

Ангелы перестали петь и наступила страшная тишина. И Иисус сказал: «Те, у кого чистые руки и чистые сердца, устоят. Моей благодати довольно для них». При этих словах наши лица просветлели и сердца наполнились радостью. Ангелы взяли на тон выше и запели снова, а облако все ближе приближалось к земле» (Оп. и вид. с.16)

«В его присутствии лица всех побледнели, и чувство безысходного ужаса и отчаяния овладело теми, кто отверг Его милость. «Тает сердце, колена трясутся… лица у всех потемнели» (Наум.2:10). Праведные восклицают, охваченные страхом: «Кто может устоять?» При этих словах песни ангелов смолкают и мгновенно наступает страшное молчание.

Затем раздается голос Иисуса: «Моей благодати довольно для вас». Лица праведных светлеют, и радость наполняет каждое сердце. Ангелы берут на тон выше и снова начинают петь, приближаясь все ближе к земле» (ВБ стр.54.)

«Братья, вы, которым открыты истины Слова Божия, какую работу вы совершаете в заключительных фазах истории этого мира? Пробудила ли вас эта торжественная действительность? Понимаете ли вы всю грандиозную работу приготовления, которая происходит на небе и на земле?

О, пусть все, кто принял этот свет, и кто имеет возможность читать и слышать это пророчество, обратят внимание на слова, написанные там: «Ибо время близко». Пусть никто не играет с грехом, источником всякого несчастья в нашем мире. О, пусть никто не разрешает себе оставаться в сонливом состоянии и при том в безразличии. Участь вашей души не должна оставаться в неясности. Вы должны быть уверены в том, что вы полностью стоите на Божьей стороне. Из каждого искреннего сердца должен исходить настоящий вопрос: «Кто может устоять?»

В эти драгоценные часы испытания заложили ли вы для строения вашего характера самые лучшие материалы? Очистили ли вы ваши души от каждого пятна? Ходите ли вы во свете? Отвечают ли ваши дела исповеданию вашей веры?» (Свид. т.6.стр.404-405)