Глава 7

1. Разве вы не знаете: Буквально, или Вы действительно неосведомлены? (см. на гл. 6:3), или предлагается альтернатива. Здесь Павел говорит о результатах, всего сказанного из его утверждений по отношению к истине и того, что вы должны быть мертвыми для греха гл. 6:11, это означает, что вы больше не находитесь под законом [гл. 6:14], в противном случае вы являетесь еще неосведомлёнными в понятии самой природы закона, о которой я упоминал, чтобы вы имели правильное представление об этом. Он приводит новый пример, с тем чтобы показать, как происходит переход от закона к благодати и каковы результаты этой перемены. В основе 7 главы лежат сказанные им выше слова ибо вы не под законом, но под благодатию гл, 6:14. Для пояснения этих слов он брал пример крещения и отношений между рабами и их господами. Теперь же он берёт в пример закон о браке.

знающим закон: Отсутствие артикля с этим словом, свидетельствует о том, что Павел говорит здесь о принципе закона вообще (см. на гл. 2:12). Он доказывает, что закон не может ни преследовать, ни наказывать человека после его смерти. Ниже, как видно из контекста данной главы, Павел, очевидно, имеет в виду закон ВЗ (см. гл. 7:7).

имеет власть: В предыдущих стихах Павел олицетворяет смерь и грех, говоря, что они имеют власть или господство над грешниками гл. 5:14,17; 6:12. Быть под властью закона в глазах Павла равносильно тому, что быть под властью греха (см. на гл. 6:14). Это объясняется тем, что закон является мерилом праведности. Он не может удалить вину или же влияние греха. Он требует от грешника только повиновения своим заповедям, но не даёт ему силы повиноваться им. Благодать же, напротив, делает то, что не способен совершить закон. Она, с одной стороны, отменяет вину греха, с другой стороны, даёт силу побеждать его. Таким образом, Павел рассматривает состоящих под законом как находящихся под грехом, а умирающих для закона, как умирающих для греха. Его цель в данной главе, подчеркнуть, что, вследствие греха и немощи греховной плоти гл. 8:3, закон совершенно не способен дать грешнику спасение.

человеком: Греч, antltropos, означает, обычно, всё человечество (см. Марк. 2:27; и т.д.) или лицо любого пола (см. Матф. 15:11; Ин. 3:4; 16:21; и т.д) Слово для человека в отличие от слова для женщины в апёг (Марк 10:2; Лук 1:27; и т.д.).

он жив?: Это Греческое выражение можно перевести в значении пока закон имеет силу. Однако первый вариант более соответствует настоящему контексту. Навел стремится доказать, что закону присущ принцип, согласно которому он предъявляет свои требования к человеку до тех пор, пока тот жив.

2. Замужняя: Греч, hupandros, буквально, под мужем, то есть, подвластна мужу. В НЗ, это слово встречается только в данном стихе, а также встречается в переводе LXX в Числ. 5:20, 29; Пр. 6:24, 29.Его можно перевести, как замужняя женщина.

привязана законом: Буквально, быть связанным в соответствии с законом

к живому: Данный пункт читаем буквально, к живому мужу. Сравните 1Кор7:39.

освобождается: Греч, katargeo (см. на гл. 3:3), освобождать. Здесь представлено определение, что положение женщины, как жены, освобождается после смерти мужа.

закона замужества: Т.е., закона относительно мужа. Сравните выражение закон о прокажённом Лев. 14:2. После смерти мужа жена освобождается от закона замужества, привязывающего её к нему и запрещающего выходить ей замуж за другого.

3. называется: Греч, chrlmatizo, то есть, согласно существующему закону, она рассматривается или считается прелюбодеицей. Как таковая она подлежит суровому наказанию ВЗ закона (см. Лев. 20:10).

закона: Т.е., от закона замужества (см. на 2 ст.).

4. Так и вы: На примере закона замужества Павел старается пояснить некоторые моменты жизни Христианина. Он доказывает, что смерть освобождает от требований закона. Следовательно, как смерть мужа освобождает жену так, что она может выйти замуж за другого, так и распятие христианина вместе со Христом освобождает его от власти греха и закона так, что он может заключить новый духовный союз с воскресшим Спасителем.

умерли: Буквально, были преданы смерти. Имеется в виду распятие со Христом ветхого человека гл. 6:6. В выше приведённом примере, смерть мужа освобождает жену от закона. По аналогии с этим, смерть ветхого человека освобождает его от осуждения и власти закона и позволяет ему вступить в союз со Христом. Как и в 6гл, Павел рассматривает Христианина, как бы имеющего в себе две жизни, ветхую греховную жизнь, которую он стремиться похоронить вместе со Христом и новую жизнь в святости и послушании, для которой он воскрес вместе со Христом (см. гл. 6:11).

для закона: Смерть ветхого человека приводит его к свободе от рабства и попыток получить спасение посредством дел закона (см. на гл. 6:14).

Телом Христовым: Буквально, через тело Христово, то есть, через мученическую смерть Христа (см. 1. Пет. 2:24; Ефес. 2:15; Кол. 1:22). Верующий, крещённый в смерть Рим. 6:4 и участвующий в Его смерти для греха и закона, может почитать своё ветхое я мёртвым для таких дел, в которых он раньше был рабом. Принимающий Христа, как бы занимает место рядом со Христом на кресте и там распинает своего ветхого человека. принадлежать другому. Сравнение союза между Христом и верующим, довольно часто встречается в посланиях Павла (см. 2Кор. 11:2;Ефес. 5:25, 28, 29; ср. Иер. 3:14).

приносим плод: Символика этой главы идёт параллельно с символикой 6 гл. Ветхий человек, это первый муж. Распятие ветхого человека гл. 6:6 есть смерть мужа. Воскресение нового человека для новой жизни гл. 6:5,11 есть вступление в новый брачный союз. В том и в другом случае конечным результатом является несение плодов Богу, плодов обновленной праведной жизни гл. 6:22.

5. по плоти: Т.е., в союзе с греховным человеком, в теле греховном гл. 6:6, повинуясь низменным влечениям плоти. Приведённые слова характеризуют невозрожденную жизнь, главный смысл которой состоит в удовлетворении плотских страстей. Такая жизнь противоположна жизни по духу гл. 8:9.

страсти греховные: В более раннем Английском языке слово страсти употреблялось, как эмоции, влечение, порыв.

законом: Буквально, через закон. Значение этого выражения Павел разъясняет в следующих стихах. Он стремится доказать не то, что закон якобы является источником греховных страстей, но напротив, что он есть орудие разоблачения этих страстей 7 ст., отождествляя их с грехом, и, таким образом, выявляя греховную природу человека. Таким образом, закон осуществляет важную функцию, которая является необходимой предпосылкой для спасения грешника. И осуждать за это закон было бы большой ошибкой. Павел ни в коей мере не принижает значение нравственного закона, напротив, в своём благочестии, он фактически возвышает закон. Одной из главных задач Павла является то, чтобы разъяснить правильное взаимоотношение закона и Евангелия. В связи с этим он постоянно подчёркивает, что грешники не должны полагаться на закон, даже на Закон Божий, чтобы достичь того, что можно приобрести лишь посредством оправдывающей и освящающей благодати Божьей через Иисуса Христа. Понимание этой фундаментальной истины нисколько не снижает значения закона Божьего, напротив, оно ещё более возвышает его значение для тех, кто имеет веру (см. на гл. 3:31). [548]

действовали: Или, были активными. Сравните их бездейственность в возрождённом христианине (см. гл. 6:6).

в членах наших: Т.е., в органах и функциях нашего тела (см. на гл. 6:13).

приносить плод: Сравните Иак. 1:15.

6.умерши: Смысл этого выражения указывает на то, что закон в условиях Евангелия мёртв. Здесь Павел снова говорит о том средстве, с помощью которого мы освобождаемся от закона. Такое освобождение достигается смертью греховного человека 4 ст. точно так же, как и свобода жены 2 ст. приобретается смертью мужа. Когда наш ветхий человек распят со Христом гл. 6:6, то, по аналогии с женой, в приведённом примере, он также умирает для закона гл. 7:4, который до этого жестоко властвовал над нами и нашей греховной природой (см. на гл. 6:14).

освободились: Греч, katargeo (см. на гл. 3:3). Это слово употребляется в 7:2, обозначая освобождение жены от закона замужества. Быть освобождённым от закона равносильно тому, что более не быть под законом. О значении этого слова (см. на гл. 6:14).

чтобы нам служить: В этом предложении изложена либо цель (ср. 4 ст.), либо результат (ср. гл. 6:22). Оба варианта одинаково возможны.

обновлении духа: Верующие, умершие для греха и воскресшие для обновленной жизни гл. 6:2, 4, отныне проявляют новый дух служения. Их послушание закону Божию не является более механическим, основанным на праведности, состоящей в исполнении некоторых внешних форм поведения и не имеющих никакого отношения к состоянию сердца. Посредством своего союза с воскресшим Спасителем верующие познали новый путь истинного, сердечного и духовного послушания. Такое служение возможно только для тех, кто возрождён от Духа Святого и живёт под Его влиянием. Об этом Павел говорит в гл. 8.

ветхой букве: Это выражение характеризует формальное послушание тех, кто старался приобрести спасение посредством дел закона. Таким было служение Фарисеев, которые не забывали давать десятину с мяты, аниса и тмина, но в то же врем оставляли важнейшее в законе: суд, милость и веру (см. на Матф. 23:23). Это было важнейшим делом их сердца и духа. Служение по ветхой букве может привести лишь ко греху и смерти Рим. 7:5. Но Евангельская весть, исходящая от Бога, делает людей способными для духовного служения от сердца. Возрождение от Духа Святого означает рождение чистого сердца и обновление правого духа (см. Пс. 50:12), так отныне, верующий служит Богу не в духе рабства и страха, но в духе свободы и любви (см. Ин. 4:23; 6:63; 2Кор. 3:6).

7. Что же скажем?: Это обычное выражение Павла (см. на гл. 4:1). Павел намерен опровергнуть неверное представление, которое может сложиться у некоторых в связи с его словами о взаимоотношении закона и греха.

неужели от закона грех?: Павел уже заявлял 5 ст. о том, что грех пользуется законом, чтобы привести грешника к погибели. Означает ли это, что закон сам по себе является чем-то греховным, единственная цель которого состоит в том, чтобы сделать людей ещё хуже, чем они были? Отвечая на это, Павел указывает, что проблема заключается не в законе, а в человеке. Хотя верно, что закон служит поводом для греха 8 ст., тем не менее, он сам по себе свят, праведен и добр 12 ст.

Никак: См. на гл. 3:4.

но: Греч alia, обычно переводится словом но, а здесь, вероятно, в значении напротив (см. 1Кор. 12:22). Закон не только не служит греху, но напротив, разоблачает его. Слово alia можно также понимать в значении однако, тем не менее (см. Рим. 5:14). Хотя всячески подчёркивается, что, если бы не закон, я бы не познал грех. Павел также даёт и истолкование данного аргумента.

я не иначе узнал грех: Поскольку грех есть беззаконие или непокорность закону (см. на 1Ин. 3:4), то отсюда логически вытекает, что закон жизни, открывает грех в его истинном свете. [549] Относиться к закону как к врагу только за то, что он открывает истинную природу нашего греха, не логично. Человек с некрасивой внешностью не считает зеркало своим врагом за то, что оно показывает его уродство. Также и больной не считает врача своим врагом из-за того, что тот открывает ему причину его болезни. Точно также и Бог не является причиной греха потому, что Он показывает его нам в зеркале Своего святого нравственного закона через Божественного врача, Который пришёл открыть нам наш грех и исцелить от него.

посредством закона: Буквально, через закон (см. на гл. 2:12).

я не понимал бы: Примечательно то, что Павел приводит в качестве примера десятую заповедь, которая является не только одной из десяти заповедей, но и содержит в себе принцип, в основе которого лежит всякий грех (см. ПП 309). Его слова относительно этой заповеди в данном контексте показывают, что она имеет более широкий и глубокий смысл, чем то, что в ней указано. В ней он видит запрет пожелания не только того, что непосредственно указано в ней, но и запрет всего того, что неугодно Богу. Другими словами, закон запрещает всякое эгоистичное, греховное желание, которого Павел не знал, если бы не закон. Он увидел, что истинное послушание заповедям Божиим, это не внешнее повиновение букве закона, а дело разума, сердца и духа (14 ст.; ср. гл. 2:29). Также и грех, это не только внешнее нарушение буквы закона, но и глубокое укоренившееся состояние разума, наклонностей, привычек и характера, которые рождают греховные поступки (см. Матф. 5:28; 1 Ин. 3:15). Когда Павел всё это осознал, то первоначально это вызывало в его плотском и невозрожденном сердце немедленное сопротивление греха Рим. 7:8.

пожелания: Греч, epithumia, желание, стремление иногда к чему-то доброму Лук. 22:15; Фил. 1:23, но в большинстве случаев, к запретному Иак. 1:14, 15; Рим. 13:14; и т.д. Слово пожелай, стоящее в конце стиха, переведено с Греч. epithumed и представляет собой глагольную форму от epithumia. Родственная связь этих слов хорошо видна на примере следующего предложения: если бы закон не говорил: не пожелай. Смотрите далее на Рим. 7:8, где epithumia переведено как пожелание.

если бы закон не говорил: Имеется в виду десятая заповедь Исх. 20:17.

8. грех: Здесь Павел олицетворяет грех, как принцип и антагонистичную силу т.е. враждебную закону Божьему (см. на гл. 5:12). Грех в НЗ изображается как враг, постоянно стремящийся к тому, чтобы привести нас к гибели. Он назван запинающим грехом Евр. 12:1, заковывающим нас в рабство Рим. 6:12, соблазняющим и приводящим нас к смерти Иак. 1:14,15. Другими словами грех, это всё то, что сатана старается добиться от нас, путём всевозможных ухищрений и соблазнов. О том, как сатана использует закон Божий, с тем чтобы соблазнить людей к непослушанию и таким образом привести их к смерти (см. на Рим. 7:11).

повод: Греч, aphorme, благоприятная возможность, побуждение. В НЗ это слово встречается только в посланиях Павла Рим. 7:11; 2Кор. 5:12; 11:12; Гал.5:13 1Тим. 5:14.

От Заповеди: Имеется в виду десятая заповедь, как часть закона Божия.Выражение от заповеди или посредством заповеди можно сказать: взяв повод. В таком случае вся фраза будет означать, что грех воспользовался заповедью (как в KJV). Приведённое выражение можно также связать со словами произвёл во мне, тогда вся фраза будет означать, что грех произвёл во мне всякое желание посредством заповеди 13 ст. В том и в другом случае разобранная часть стиха имеет один и тот же смысл.

произвел: Греч, katergazomai, работать до конца, завершить (см. так Рим. 2:9; 1Кор. 5:3;2Кор. 7:10). Это слово употребляется в обоих случаях, когда речь идёт о возникновении зла, или добра (см. Рим. 7:15,17,18, 20).

пожелание: Греч, epithumia, можно перевести словом страсть или буквально, по Русски пожелание 7 ст. (см. соответствующий комментарий). Павел говорит, что заповедь не пожелай вызвала в нём ещё большее желание. Такова реакция невозрожденного сердца на ясно выраженную волю Божию. Когда что-либо запрещено, то нередко это запрещение становится для нас ещё вожделеннее, вызывая в нас злые страсти необузданного сердца (см. Пр. 9:17).

Грешник часто кажется спокойным, в мире с самим собою и людьми, но как только закон Божий касается его совести, он, как правило, раздражается и даже приходит в ярость. Он с презрением старается отвергнуть его и в то же время трепещет перед его могуществом. Чтобы показать свою независимость и решение грешить дальше, он с головой окунается в беззаконие и становится ещё более нечестивым и упорным грешником. В нём возникает желание победить, и в борьбе с Богом он желает ни за что не оставаться побеждённым. Находясь под осуждением греха, человек, как правило более нечестив, нагл и безрассуден, чем когда он не знает греха. Когда он особенно оскорбителен и груб в своём сопротивлении Богу, это является безошибочным доказательством того, что он находится под осуждением греха.

Сравните прошлый лично пережитый опыт Павла, когда он сопротивлялся воле Божией. После мученической смерти Стефана в сердце Павла появилось убеждение в том, что Стефан был прав. Это привело его в ярость, и чтобы подавить в себе это растущее убеждение, он с фанатичной злобой стал преследовать, мучить и убивать верующих Христиан (см. ДА 112, 113). Он пытался идти против рожна своего убеждения и своей просвещенной совести Деян. 26:14. Его предрассудки и репутация побудили его восстать против Бога, пока он, наконец, не сделался орудием в руках сатаны (см. ДА 101, 102). Таким образом, откровение воли Божьей привело греховную природу Павла к ещё большему греху, пока в конце концов он не был подвластен такому обстоятельству, когда он был готов полностью признать свой грех и свою нужду в Спасителе (Деян. 9:6; ср. ДА 119).

Опыт Павла ясно показывает нам, что закон не только не способен удалить от нас наше непослушание и грех, но, напротив, может даже усилить действие греха. Когда Павел встретился лицом к лицу со Христом, только тогда он обрёл свободу от власти греха.

без закона: Буквально, вне закона или отдельно от закона, в стороне (см. на гл. 2:12).

грех мертв: Павел уже говорил о том, что без закона грех мёртв гл. 4:15; 5:13. Под словом мертв он, очевидно, разумеет бездейственность греха, а не конец его существования. Сравните: вера без дел мертва Иак. 2:26. Грех продолжает властвовать со времени грехопадения Адама Рим. 5:12, 21, однако, сила и действие греха становятся явным лишь тогда, когда появляется закон с его ограничениями и запретами. В таком случае грех становится явным нарушением воли Божьей, побуждая невоздержанную природу человека к активному сопротивлению.

9. Я жил: Павел говорит о своём прошлом опыте, но через него он изображает грех невозрожденных и полагающихся на свою собственную праведность.

некогда без закона: Период времени, о котором Павел здесь говорит, продолжает оставаться предметом обсуждения среди многих толкователей. Однако из контекста ясно видно, что он имеет в виду то время, когда он понял истинную природу, духовный смысл и сферу Божественного закона. Это было время, когда он считал себя праведным во внешнем повиновении закону. Но то была праведность законника, подобная той, о которой говорил юноша всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне? Матф. 19:20. Также и Павел мог сказать о себе, что он по правде законной непорочный (Фил. 3:6; ср. Деян. 26:5). Сравните самодовольную молитву фарисея Лук. 18:11,12. Когда же Павел увидел духовный характер закона, тогда грех показался ему ещё более отвратительным. Он стал смотреть на себя как на грешника, и чувство его собственного достоинства сразу исчезло (см. ПХ 29, 30).

когда пришла заповедь: Т.е., когда духовное значение заповеди не пожелай 7 ст. запечатлелось в его сознании, совести и мыслях. Павел увидел в этом запрете дух греховных желаний и всего запрета, и когда он нашёл, что этот дух выражен в Слове Божьем, которое живо и действенно [551] и острее меча обоюдоострого Евр. 4:12, тогда его собственная праведность потерпела полный крах.

грех ожил: Буквально, вернулся к жизни. Павел вовсе не говорит о том, что до времени, когда пришла заповедь, грех, как олицетворение некоего отвратительного существа был в его жизни бездейственным. Он только подчёркивает, что до этого он не понимал его истинной природы и роковых последствий 13 ст., фактически же, грех беспрепятственно властвовал над его жизнью 5 ст. Теперь же грех восстал, чтобы поддержать свой пошатнувшийся авторитет. Во всём его злобном коварстве и силе проявился его истинный характер обманщика, врага и убийцы.

Когда и каким образом Павел стал впервые ощущать осуждающую силу закона, об этом он ничего не говорит, тем не менее, нам достаточно известна его прошлая жизнь, чтобы нам составить некое представление о его взглядах на закон до его обращения. Как высокообразованный Фарисей, живущий в строгом согласии с законами своей религии, он тщетно прилагал все старания к тому, чтобы путём внешнего исполнения удовлетворить требования святого и справедливого закона. Но безмятежная, исполненная любовь, которую Стефан проявил во время своей мученической смерти, глубоко тронула душу Павла, и пробудила в нём сознание того, что повиновение закону больше, нежели только исполнение буквы закона (см. на 8 ст.).

10 я умер: Когда Павел понял духовную природу закона, то это откровение послужило к ещё большему осуждению его как преступника и вызвало в нём всякое недоброе пожелание 8 ст. Таким образом, он стал в полном смысле этого слова сознательным грешником, хорошо понимая, что у него нет надежды на жизнь (см 6:21,13).

заповедь: Буквально, вся часть стиха с этими словами звучит так: Заповедь для жизни, послужила мне к смерти.

данная для жизни: Обетование жизни сопровождалось вручением законов Божиих Израильскому народу (Лев. 18:5; Втор. 5:33; Иез. 18:9, 21; 20:11, ср. Матф. 19:17). В этом нет ничего деспотичного. Законы Божии, предусматривающие наше физическое, умственное и духовное здоровье, были даны исключительно для нашего же блага. Наша жизнь и блаженство как в настоящей, так и в будущей жизни, зависят от полного повиновения этим непреложным законам Божиим.

Послужила: Буквально, это послужило для меня, то есть, заповедь была найдена. Повторение слова опущено в KJV, что добавляет акцент к странной несогласованности, которая выражена в этом стихе. Павел наконец-то понял, что сама заповедь, на соблюдение которой он полагался для спасения, могла только осудить его к смерти. В данном стихе выражена главная мысль Павла, что грешники, желающие получить спасение, не должны полагаться на закон. Павел уже ясно указывал, и здесь продолжает разъяснять на основании своего опыта, что собственная праведность является серьёзным непониманием природы закона Божьего и может привести, как мы видим выше, к неожиданным результатам. Закон Божий представляет собой высокий жизненный уровень, которого с помощью только личных усилий, не может достичь ни один смертный. Он стоит перед ним лишь как виновный и осуждённый. Но блажен тот человек, который сознавая свою беспомощность и нужду, обращается к своему Спасителю, в Котором он единственно может обрести праведность и спасение своей души Гал. 3:24.

Большим заблуждением у Иудеев было их неверное понятие о функции т.е. действии закона в греховном мире. Гордясь своей собственной праведностью, они не желали признать своей вины перед законом и своей неспособности жить в согласии с его требованиями. Следовательно, они не ощущали своей нужды в Спасителе. Они посвятили себя тщательному исследованию Священного Писания, думая, что в законе они найдут жизнь, а не осуждение. Они не желали прийти ко Христу, чтобы через Него получить праведность и жизнь (см. Ин. 5:39, 40). См. на Иез. 16:60.

к смерти: Посредством закона Павел узнал грех (9 ст.; ср. гл. 3:20), а также, что возмездие за грех смерть гл. 6:23.

11. Потому что грех: Со слов потому что, начинается разъяснение сказанного в 10 ст. Первая часть приведённого стиха аналогична 8 ст., но обратный порядок слов в Греческом языке подчёркивает тот факт, что именно не заповедь, а грех обольстил и умертвил его, то есть, Павла. Грех снова здесь олицетворяется как активная сила, направленная на соблазн и разрушение, что свойственно сатане.

заповеди: Эти слова могут быть связаны с: взяв повод или — обольстил меня (ср. на 8 ст.). После, и этим убил меня, может указывать, что вторая связь должно быть предпочтительнее. Тогда данное место читалось бы, для греха, используя случай, обольстил меня заповедью. Препятствие, которое закон устанавливает против греха, сделалось случаем для овладения властью греха.

обольстил: Греч, exapatao, первоначальное значение сбить кого-либо с пути.

оно употребляется только в посланиях Павла (см. Рим. 16:18; 1 Kop. 3:18; 11:3; 2Фес. 2:3). В саду Едемском грех воспользовался заповедью, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть Быт. 3:3, с тем, чтобы возбудить в Еве недоброе желание. Находясь у запретного дерева, она недоумевала, почему Бог запретил вкушать им от его плодов (см. ПП 54). Сатане представилась возможность, он использовал Божественный запрет с тем, чтобы склонить Еву к преступлению. Обман греха состоит в том, что он изображает предмет греховных вожделений как что-то доброе. Однако это доброе, когда оно достигается, оказывается злом (Иак. 1:14,15; ср. Евр, 3:13, 17). Сатана заверял Еву в том, что, вкусив от запрещённого плода она вступает в более возвышенную сферу бытия и приобретает более обширные знания (см. ПП 54). Таким обманным путём сатана использовал заповедь ко греху. Когда же его недобрая цель была достигнута, он использовал ту же заповедь как средство осуждения, так как сатана является не только искусителем человека, но и его обвинителем (Откр. 12:10; ср. Иов. 1:911; 2:4, 5). В своём горьком разочаровании Ева увидела, что то, к чему она стремилась, думая, что это принесёт ей блаженство, принесло ей лишь осуждение и смерть.

Никто так не обманут, как грешник, который предаётся запретным вожделениям(см. Пр. 7:21-23).

умертвил: Сравните, я умер 10 ст. Заповедь, хотя сама по себе свята и жизненна, сделалась поводом не только ко греху, но и к его последствию, смерти. Всё это произошло посредством обмана. Предмет вожделений не был в действительности добрым, но искуситель так воздействовал на плотские чувства людей, что он стал казаться им весьма привлекательным и добрым. Одна из важнейших задач преобразующей благодати Божьей состоит в том, чтобы рассеять пагубное заблуждение и вернуть людей к правильному мировоззрению, и таким образом к жизни и миру с Богом.

ею: Т.е., заповедью. С этого слова начинается вывод, основанный на 7-11 ст., а также ответ на вопрос 7 ст. : неужели от закона грех?.

закон: В Греческом языке это слово также встречается с артиклем (см. на гл. 2:12). Как и в гл. 7:9 Павел, очевидно, говорит о законе, чтобы отнести его к кодексу и о заповеди, как о специальной заповеди в законе.

свят: Не имея ничего общего с грехом 7 ст., закон свят и чист. Будучи выражением характера Своего Творца, закон является истинным, справедливым и святым.

заповедь свята: В начале Павел говорит о святости всего закона. Теперь же он особенным образом подчёркивает святость, справедливость и доброту заповеди не пожелай. Акцент, вероятно, основан на том факте, что именно эта заповедь была описана выше 7-11 ст., как являющаяся преднамеренным случаем для увеличения действия и познания греха.

Десятая заповедь свята, так как она является выражением святой воли Божьей, запрещающей всякое нечистое побуждение. Её святость нисколько не снижается оттого, что она открывает грех 7 ст., и что посредством неё грех склоняет грешников к ещё большему преступлению 8, 9 ст., что в конечном итоге приводит их к осуждению смерти. Вина заключается не в святой заповеди, а в нечестивых людях, которые в силу своей немощи и греховности, не могут жить согласно возвышенного мерила чистоты и святости, которого справедливо требует закон. а

праведна: Заповедь праведна и справедлива в своих требованиях. Она определяет нравственную норму праведного характера. Несмотря на всевозможные обвинения сатаны, она требует лишь такого послушания, какое способен проявить любой человек (см. на Матф. 5:48; см. ДА 531; ЖВ 24, 309). Своей жизнью полного послушания, Иисус подтвердил справедливость Божественного закона. Он доказал [553]что закон можно соблюсти, и Своею жизнью Он достиг совершенства характера, что стало возможным через полное послушание. Все повинующиеся Богу, как повиновался Ему Иисус, возвещают, что закон свят, праведен и добр. С другой стороны, все, нарушающие заповеди Божии, поддерживают утверждения сатаны в том, что закон несправедлив и не может быть исполнен (см. на Рим. 3:26; ср. ЖВ 29)

добра: Греч, agathos, в моральном смысле, добрый (ср. на 16 ст.). Назначение заповеди было, дать человеку жизнь, как в этой земной жизни, так и в вечности (см на 10 ст.). Кто будет исполнять её, тому она даст праведность и блаженство во всем (см. Пс. 18:812).

13. сделалось . смертоносным?: Другими словами: Неужели в моей смерти виноват святой закон?. Здесь Павел повторяет, что вина не в законе, а в нём самом и в его греховных наклонностях.

Никак: См. на гл. 3:4. Закон не больше приносит смерти, чем это приносит грех.

но грех: После слов фразы, сделалось мне смертоносным должно быть утверждение. Спор Павла, предоставленный в RSV, ясен: исполняя то, что является добрым, причиняет мне смерть? Ни в коем случае это не могло быть грехом

оказывающийся грехом: Или, проявившийся как грех, то есть, в его истинном свете.

причиняет мне смерть: Истинная природа греха становится очевидной, когда он используется, с тем чтобы привести человека ко злу и смерти. То, что является откровением характера и воли Божьей и что предназначено быть мерилом святости, он использует для того, чтобы умножить грех и навлечь на людей большее осуждение 8-11 ст. Бог потому допустил греху причинять смерть посредством закона, чтобы он то есть, грех, злоупотребляя добром, мог разоблачить себя во всей своей греховности и обмане (см. ПП 42, 43).

крайне грешен: Буквально, грешен сверх меры. Слово избыток или крайность соответствует Греч. huperbote, от которого произошло Английское слово hyperbole, преувеличение. Сравните употребление Павлом Греческого слова в его посланиях 1 Kop. 12:31; 2Кор. 1:8; 4:7,17; 12:7; Гал. 1:13. Апостол уже объяснил каким образом закон открывает чрезвычайную греховность греха. В Рим. 7:7-13 закон Божий полностью оправдан от всякого обвинения в том, что он ответственен за грех и смерть, господствующую среди людей (ср. на гл. 5:14,17} Вина справедливо возлагается на грех. И в той мере, в какой люди соединены со грехом, они причастны к его вине и осуждению. Приведённые стихи также подчёркивают взгляд Павла на то, что посредством закона достичь спасения невозможно. Важная функция закона состоит в том, чтобы обличить грех и открыть грешнику его заблуждение, но он не в состоянии искоренить в нем дух непослушания или простить его преступление. Закон открывает грешнику его грехи, но не способен излечить его от них (ВБ 467).

Исследуемые стихи ещё более поясняют отношение между евангелием и законом. Постоянная и неизменная функция заповедей, открывать грешнику мерило праведности, и убедить его в том, что он грешен и нуждается в Спасителе. Если бы не было закона, открывающего грех, то Евангелие не имело бы никакой силы, ибо пока грешник не видит своего греха, он не чувствует необходимости в своём покаянии и вере во Христа. Таким образом, утверждать, что Евангелие упраздняет закон, значит не только не признавать важное значение закона, но и изображать совершенно в ложном свете цель Евангелия и плана спасения (см. на гл. 3:31).

14. Ибо: Здесь Павел посредством глубокого анализа действия греха в жизни человека снова подводит нас к оправданию закона и к разоблачению истинной природы греха. Значение 14-25 ст. остаётся одним из самых спорных отрывков во всём послании. Самыми важными вопросами являются: можно ли считать описание интенсивной нравственной борьбы автобиографичной? А если да, то относится ли данное описание к опыту Павла до или после его обращения? Здесь Павел говорит о своей личной борьбе со грехом, очевидно, из всех простых слов, значение которых для нас предельно ясно (ср. 7-11 ст.; ПХ19; ЗСЦ 4 75). Несомненно также и то, что он описывает борьбу, которую в той или иной мере переживает каждый человек, столкнувшийся со святым законом Божиим и увидевший его духовные требования. [554]

Более затруднительным является вопрос о том, к какому периоду относится духовный опыт Павла, который он описывает. Некоторые толкователи считают, что Павел говорит здесь о повседневном своём опыте, как об опыте уже обращённого христианина. Они указывают на настоящее время глаголов и на выражения, которые свидетельствуют о его ненависти ко греху 15, 19 ст., и о серьёзном стремлении к добрым делам 15, 19, 21 ст. Далее они уверяют нас в том, что необращённый человек не мог бы сказать по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием 22 ст., я умом (моим) служу закону Божьему 25 ст. Другие толкователи предполагают, что его борьба имела место до его обращения. Они указывают, что такие выражения как я плотян, продан греху 14 ст., живущий во мне грех 17 ст., желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу 18 ст., Бедный я человек! Кто избавит меня 24 ст. по-видимому, не могут относиться к Павлу после его возрождения. Тем не менее, они указывают, что опыт, о котором он рассказывает, относится не к тому времени, когда он был некогда без закона, а к тому моменту, когда пришла заповедь, то грех ожил (см. на 9 ст.). Описанный опыт скорее можно отнести не к невозрождённому человеку, как таковому, а к грешнику, сознающему всю тяжесть своей вины и искренно стремящемуся посредством чинных усилий привести свою жизнь в согласие с божественными требованиями. Однако все его усилия обречены на полную неудачу, пока он не найдёт Христа и не ощутит могущественную силу Евангелия. Подобный опыт переживает и тот, кто хотя и обращён, но не пользуется преобразующей силой Евангелия, стремясь вместо этого очистить свою жизнь сам, без помощи Божьей. То же можно сказать и о тех, кто называют себя христианами, которые никогда полностью не вручали свою жизнь Христу.

Главная цель Павла в приведённом стихе состоит в том, чтобы показать взаимоотношение закона, Евангелия и грешника, пробудившегося для серьёзной борьбы с грехом, чтобы получить спасение. Павел свидетельствует, что, несмотря на то, что закон может ускорить и усилить борьбу, однако только Евангелие Иисуса Христа способно принести борющемуся полную победу 25 ст.; гл. 8. У каждого человека, приведённого посредством закона к сознанию своего греха, борьба протекает по разному и не в одно время. Каждый Христианин может сказать на основе своего опыта с уверенностью, что в нём, после его обращения и возрождения, продолжает происходить сильная борьба. Жизнь самого Павла была непрерывной борьбой с самим собой, его собственная воля и желания ежедневно сталкивались с сознанием своего долга и волей Божией (СИ 452, 453). Сущность борьбы Павла выражена в его словах: Я усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9:27, RSV). Точно так же и процесс освящения каждого христианина, получившего оправдание, представляет собой постоянную и упорную борьбу с самим собой (НУХ331; ДА 560, 561). Чем ближе мы будем подходить ко Христу, тем яснее мы будем видеть чрезвычайную греховность греха, и тем искреннее мы будем сознавать греховность нашей человеческой природы (см. на Иез. 20:43; см Иез. 16:62, 63; НУХ160,161).

Хотя часто интенсивная нравственная борьба в душе христианина продолжается после обращения по мере его ежедневного обращения (см. Лук. 9:23-25; 2Кор. 4:16; 5СЦ 200; 7СЦ 44), тем не менее, нельзя с полной определённостью заявить, что апостол здесь говорит о такой борьбе. В исследуемых стихах он ставит своей целью показать неспособность человека, опирающегося на свои силы, исполнением закона достичь праведности. Тех, которые под законом, он изображает находящимися в рабстве греха (см. на Рим. 6:14). Несмотря на все свои усилия, они не способны сделать то, что требует от них закон, но находятся в несчастном, жалком положении пока не найдут Христа гл. 8:1. То, что раньше они не способны были исполнить, ныне они могут достичь посредством могущественной силы Иисуса Христа гл. 8:3, 4, они более не помышляют о плотском, но живут по духу гл. 8:5, и думают о духовном г.1. 8:1.

мы знаем: Павел допускает, что духовная сторона закона читателям хорошо знакома (ср. гл. 2:2; 3:19).

закон духовен: Здесь Павел обобщает и повторяет то, о чём он уже говорил в 12 ст. Он вновь подчёркивает тот факт, что закон не отвечает за пагубные последствия, о которых упоминалось выше. Закон в своей основе духовен, так как он был дан самим Богом, а Бог есть дух (Ин. 4:24, [555] RSV). Он духовен по своей природе, потому что свят, праведен и добр, и поэтому он требует такого послушания, которое может лишь проявляться теми, которые духовны и имеют плоды Духа Матф22:37-39; Ин. 15:2; Рим. 13:8,10; Гал.5:22, 23; Ефес. 3:9).

Плотян: Т.е., состоящий из плоти и крови, что указывает на немощь человеческой природы (см. также 2Кор. 3:3). Павлу свойствен такой же способ выражения: рождённое от плоти есть плоть Ин. 3:6, и его противоположность- рожденное Духа есть дух Ин. 3:6 следует в Рим. 8 гл. В сравнении с духовностью и святостью Божественного закона Павел считает себя созданием плоти и потому способен на всякий грех, к которому склонна его развращённая природа. Таким образом, желая повиноваться духовному закону, он оказывается втянутым в непрерывную борьбу со своими унаследованными и приобретёнными наклонностями гл. 7:23. Он призывает верующих распять свою плоть, заявляя, что он сам удерживал своё тело в постоянном порабощении 1Кор. 9:27; Гал. 5:24. Он призывает их также и в своей жизни иметь воздержание1Кор. 10:31и представить свои тела в жертву живую, святую, благоугодную на служение Богу Рим. 12:1. Он называет тело храмом Святого Духа 1Кор. 6:19 и призывает всех христиан прославлять Бога в своих телах 1 Kop. 6:20. Он считает, что плоть, как и дух, оба нуждаются в очищении 2Кор. 7:1 и выражает надежду на скорое искупление и преображение нашего тела Рим. 8:23; 1 Kop. 15:51-53.

продан греху: Т.е., продан, чтобы быть подвластным греху. Сравните Ахава, который предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа (ЗЦар. 21:25; ср. ЗЦар. 21:20; ). Власть греха над плотью может быть столь же неограниченна, как и власть господина над купленным рабом. Некоторые, в виду предыдущего свидетельства Павла о том, что обращённый Христианин свободен от рабства греха Рим. 6:18, 22 рассматривают приведённое выражение, как доказательство того, что Павел говорит здесь о своём духовном состоянии до обращения, то есть, о таком времени, когда он глубоко осознал свою вину, но ещё не полностью отдал себя Христу (см. на гл. 7:9). Другие считают, что Павел, вероятно, использует этот эмфатический оборот речи для того, чтобы изобразить всю силу греха, против которой он боролся после своего обращения. По их мнению, он стремится показать, что повинуясь влечениям своей плотской природы, он поступал как раб, и исполнитель чужой воли. Ниже он добавляет, что грех продолжает жить в его плоти 17,18 ст., и что, даже достигнув такого состояния, когда он стал находить удовольствие в законе Божием, он по прежнему видит в своих членах злую силу делающую его пленником греха 22, 23 ст.

В сравнении с духовностью закона самые святые люди кажутся плотскими. Познание святого характера Божьих заповедей Павлом пробудило в нём ещё большее сознание своего несовершенства, о чем свидетельствуют слова продан греху. Сравните Иова, который, хотя был признан Самим Богом непорочным и справедливым человеком Иов. 1:1; 2:3, позднее говорил о себе я ничтожен, я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле Иов. 40:4 KJV; 42:6.

15. Ибо: Павел начинает рассказывать о своём опыте, относящемся к тому времени, когда он был продан греху 14 ст.

понимаю: Греч, ginosko, знать, узнать, постичь, понять. Сравните перевод я не понимаю мои собственные действия (RSV).

что делаю: Слово делаю встречается в этом стихе три раза и является переводом трёх разных Греческих слов. В первом случае Павел употребляет слово katergazomai, как и в8 ст., означающее привести в действие, достичь,

не то делаю: Греч, ouprassd. Prasso выражает постоянное действие. Слово встречается также и в гл. 1:32; 2:13, 25; и т.д.

хочу: Греч, h d, желать.

Делаю: В этом случае слово делаю (poieo) выражает действие или поступок, как в гл. [556] 4:21.Мартин Лютер, очевидно, был хорошо знаком с таким состоянием человеческой души, когда он писал: Я боюсь себя более, нежели самого папы и всех кардиналов. Те, по мнению которых Павел описывает свою внутреннюю борьбу после того, как он осознал свою вину, но ещё не полностью вручил себя Иисусу Христу ( гл. 7:14), считают, что он продолжает подчёркивать тот факт, что нет той силы, которая сделала бы его способным совершать дела праведности. Сравните опыт Чарльза Уесли (ВБ 254-256). Полной неудачей окончатся усилия тех, кто ищет спасения, но не отдаёт себя целиком и полностью в распоряжение Иисуса Христа. Те, кто считают, что Павел описывает непрерывную борьбу с собой и грехом, которая происходит после обращения, сознают грехи и недостатки в своей жизни, что причиняет им постоянную тревогу и беспокойство. В отдельные моменты, когда они не бодрствуют над собой, сила плотских страстей может одерживать победу над ними. Нехорошие, себялюбивые мысли продолжают вспыхивать в их сознании, подобно молнии. Человек, который до своего обращения был неверующим, и чей разум был наполнен скептицизмом, часто обнаруживает в себе влияние прежнего образа мышления, что беспокоит его в течение многих лет. Такова сила привычки. Одно только мимолётное проявление нечистой мысли в разуме человека, оставляет за собой скверну греха, и когда грех лелеется много лет подряд, он оставляет в душе болезненную рану, которая причиняет каждому христианину после его обращения немалые страдания.

По мере того, как христианин замечает, что его прежние чувства и желания, которые он ненавидит и осуждает, стараются одолеть его, он оказывает им всё более решительное сопротивление и стремится приобрести плоды Святого Духа. Но он видит что ни своими силами, ни с помощью закона он не может освободиться, от того, что ненавидит и не может делать то, что он одобряет. Каждый день является свидетельством его искреннего признания в его беспомощности и в его стремлении получить помощь свыше (см. 4СЦ429).

16. соглашаюсь: Греч, sumphemi, буквально, говорить вместе с кем-либо, отсюда соглашаться. В НЗ это слово встречается всего лишь один раз. Тот факт, что Павел осуждает свои греховные поступки, свидетельствует о том, что он считает, что закон Божий добр.

Добр: Греч, kalos, прекрасный, превосходный. Здесь это слово, вероятно выражает нравственную красоту и превосходство закона, о котором говорит Павел. В 12 ст. слово agathos переведено в моральном смысле добрый. Слово kalos относится к слову agatho, как явление в сущности.

17. потому уже: Греч, nuni, это слово можно перевести либо во временном явлении — выражением: в настоящее время, или в логическом значении: будучи имеет. Последнее значение более соответствует содержанию стиха (ср.Рим. 7:20)

не я: В Греческом языке слово я имеет эмфатическое ударение. Здесь Павел говорит как о внутреннем человеке 22 ст., отличном от другого я, в котором живёт грех, названный в 18 ст. плоти моей, а в 23 ст. членах моих. В приведенной части стиха Павел нисколько не отрицает ответственности человека за свои греховные поступки, он лишь стремится показать великую силу и живучесть греха, который старается утвердиться в христианине, несмотря на его самые серьёзные усилия противостоять ему, и, если христианин не будет бодрствовать над собой, то не сможет одержать верх над своим грехом. Напоминая о своём миссионерском труде, Павел говорит: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною 1Кор. 15:10. Это, разумеется, не означает, что он лично не принимал участие в своём труде, но это значит, что он трудился под влиянием благодати Божьей. Подобно тому, когда он говорит: уже не я живу, но живёт во мне Христос Гал. 2:20. Своей новой и лучшей жизнью он обязан за всё Христу. Так и здесь, он нисколько не извиняет себя за нарушение закона, но лишь заверяет нас в том, что он так поступал, находясь под влиянием силы, которая уже не могла безраздельно господствовать над его разумом.

18. не живет во мне… доброе: Человек сам не способен сопротивляться силе зла. Чтобы ему победить злые страсти, в его душе должна занять место более могущественная сила. Павел пережил в своей жизни горькую неудачу, на которую обречены все, кто стремится достичь праведности своими собственными силами.

есть во мне: Буквально, находится около себя, то есть, под рукой.

не нахожу: Исследование текста [557] показывает (ср. 10 стр.), что выражение нахожу опущено. В таком случае, эта часть стиха читается так: чтобы сделать оное, то есть, доброе, того нет. Дух Павла стремился к добрым делам, но плоть его была немощна.

19. не делаю: Этот стих по существу, является повторением 15 ст., ещё более подчёркивая напряжённость борьбы со грехом (см. на 15 ст.).

20.Если же: Этот стих, в целом является повторением того, что говорится в 16, 17 ст. (см. комментарий).

21. я нахожу закон: Буквально, тогда я нахожу закон . В Греческом языке присутствует определенный артикль (см. на гл. 2:12). Указывая здесь на закон, Павел относит его к пагубной силе, которая когда-то воздействовала на него, создавая проблемы в его опыте, которые были описаны выше 18, 19 ст.

22. по внутреннему человеку: См. на 17 ст.

нахожу удовольствие: Греч, sunedomai, буквально, я радуюсь, я восхищаюсь. В НЗ это слово встречается лишь один раз. По-видимому, это выражение сильнее, по сравнению с выражением соглашаюсь в 16 ст. (ср. 77с. 1:2; 118:97).

законе Божием: В Греческом тексте слово закон стоит с артиклем (см гл. 2:12). Здесь Павел, очевидно, имеет в виду волю Божию, открытую человеку

23. в членах моих: Т.е., в органах и функциях моего тела (см. ????. 6:15; 12:12,18, 20).

иной: Греч, heteros, другого рода. Heteros выражает не только различие и нередко противопоставление (см. на Гал. 1:6, 7). Этот иной закон оказывает сопротивление тому закону, который одобряет внутренний человек. Закон греха: 7:23, 25, злая сила в 21 ст. (см. соответствующий комментарий) пользуется каждым плотским влечением, как своим орудием.

противоборствующий: Греч, antistrateuomai, в НЗ это слово встречается только в данном месте. Форма глагола выражает ведение военных действий:3акон в членах плоти ведёт борьбу против закона ума (см. также 1Пет. 2:11; Гал. 5:17).

закону ума моего: Под умом Павел подразумевает мыслить, наблюдать или как он образно выражается, внутреннего человека 22 ст. Второе, высшее я соглашается с тем, что закон добр 12, 16, 22 ст. Закон Божий открывает разум и принятый им, становится законом человеческого ума. С другой стороны Павел видит иной закон, действующий посредством плотских влечений, законов в его членах, закон греха (см. на 21 ст.).

делающий меня пленником: Или, ведущий меня в плен. Слово aichmalotrj, в НЗ, помимо данного стиха, встречается ещё в Лук. 21:24 и 2Кор. 10:5. В данном стихе Павел употребляет сильное выражение, с тем чтобы показать всю суровость и трудность борьбы со грехом. Он изображает себя втянутым в смертельную борьбу со грехом, в процессе которой он стремится освободиться из плена своих злых наклонностей.

24. Бедный: Греч, talaiporos, что можно также перевести словом несчастный. В НЗ это слово встречается ещё в Откр. 3:17, где оно talaiporos характеризует состояние Лаодикийской церкви. Бедствие, происходящее от внутренней, нередко очень напряжённой борьбы между добром и злом, побудило Павла признать свою беспомощность и в сокрушении взывать о помощи. Но он знает источник избавления от своего несчастья, о котором он тут же сообщает своим читателям Рим. 7:25.

кто избавит меня: Или, кто спасёт меня? Поставленный вопрос даёт возможность Павлу возвестить благую весть, которая является темой всего его послания. Приходит ли избавление посредством закона? Может ли человек добиться свободы с помощью своей воли и разума? Все эти методы оказались напрасными и привели в конечном итоге как было показано выше, к губительным результатам. Для человека есть только один путь, только в Иисусе Христе, Господе нашем 25 ст.

сего тела смерти?: Слово сего в Греческой конструкции выражено не чётко Его можно связать либо со словом тело, либо со словом смерти, хотя последнее сочетание этой части стиха является предметом многочисленных споров. Впрочем, большинство толкователей согласны с тем, что нет никакого доказательства тому, что Павел ссылается на древний обычай, согласно которому арестанта приковывали к трупу, хотя этот обычай сам по себе может служить потрясающей иллюстрацией духовного плена о котором рассказывает нам Павел.Он рассматривает плоть, как место греха, где действует закон в членах наших, чтобы приносить плод смерти 5, 13, 23, 25 ст. Однако, наше [558]физическое тело или плоть. он не считает злом (см. на 5 ст.). Его зов об избавлении направлен от рабства закону греха, так чтобы его тело не служило более закону греха и смерти, но было представлено в жертву живую, святую, благоугодную Богу гл. 12:1.

25 благодарю Бога: Исследования текста показывают (ср. 10 стр.) на разночтение. Кроме приведённого, возможен также вариант: Благодарение Богу. Павел не даёт прямого ответа на вопрос: Кто избавит меня?. Не говорит он также, за что благодарит Бога. Но это становится ясным из контекста, что не способен сделать закон, что не может сделать совесть, чего не может добиться человек своим усилием, может быть достигнуто посредством Евангелия. Полное избавление может прийти лишь через Иисуса Христа и только лишь через Него одного. Сравните слова Павла Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

Вот то главное, к чему приводит всё рассуждение Павла в этой главе. Недостаточно убедиться в красоте закона или признать его требования, недостаточно также признать его добрым или находить удовольствие в его требованиях и заповедях. Никакие самые искренние стремления к послушанию не помогут в борьбе против закона греха, действующего в наших членах, до тех пор, пока борющийся грешник с верой не придёт ко Христу и не отдаст самого себя в Его полное распоряжение. В таком случае повиновение закону заменяется повиновением Личности. А поскольку это повиновение любимой Личности, то оно ощущается как истинная свобода (см. ПХ 19; ЖВ 466).

тот же самый я служу: Некоторые недоумевают, почему Павел заканчивает свою мысль славным выражением Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим, и снова говорит о внутренней борьбе, от которой он избавился. Некоторые рассматривают благодарение Павла, как вводное предложение. Они полагают, что это восклицание следует естественно за вопросом: Кто избавит меня?. Они считают, что, прежде чем перейти к подробному описанию славного избавления гл. 8, Павел как бы вкратце обобщает всё, о чём он говорил в предыдущих стихах и снова свидетельствует о борьбе с силами греха.Другие же толкователи считают, что выражение: тот же самый я означает, представленный самому себе, то есть, без Христа. Они полагают, что Павел высказывает здесь общую истину, которая подходит к любому моменту христианина, поэтому они не считают его славословие вводными словами, по их мнению, оно вполне уместно и логически оправдано. Как бы человек ни старался своими силами, независимо от Христа победить свой грех, он всё равно потерпит неудачу.

Комментарии Е. Г. Уайт к 7 главе Римлянам

7 2СЦ512.

9 ПХЗО; ЗСЦ475.

12 ЖВ309;Ев. 372; РП66; ОХВ 238; 123,365;ПХ19; 2СЦ513.

13 ВБ507;ОЖ81; ЗСЦ476.

14 ПХ19; ЗСЦ475.

16 ПХ19.

18 ДА 561;НУХ 161.

24 НУХ 201; ЖВ203; ВБ461;СИ 84;

ВБ 467, 469;ПЦ15,625;

ПХ19; 6СЦ53.