Глава 1

1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону воз­любленному и сотруднику наше­му,

2 И Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику наше­му, и домашней твоей церкви:

3 Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Хри­ста.

4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах мо­их,

5 Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Ии­сусу и ко всем святым,

6 Дабы общение веры твоей оказа­лось деятельным в познании вся­кого у вас добра во Христе Иису­се.

7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно,

9 По любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа;

10 Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:

11 Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я воз­вращаю его;

12 Ты же прими его, как мое сердце.

13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование;

14 Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а доб­ровольно.

15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,

16 Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по пло­ти и в Господе.

17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.

18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.

19 Я Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне дол­жен.

20 Так, брат, дай мне воспользо­ваться от тебя в Господе; успо­кой мое сердце в Господе.

21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сде­лаешь и более, нежели говорю.

22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

23 Приветствует тебя Епафрас, уз­ник вместе со мною ради Христа Иисуса,

24 Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

25 Благодать Господа нашего Иису­са Христа со духом вашим. Аминь.

1. Павел: — Свои послания Павел обычно начинает со ссылки на свои Бо­жественные полномочия, как апостола. Но поскольку это послание главным образом не предназначалось для публичного чтения, оно послано с особой це­лью старому другу — здесь не было нужды в подчеркивании апостольского авто­ритета.

узник Иисуса Христа: — Настоящее положение Павла, как «узника», на­ходилось в определённом контрасте с воспоминанием Филимона о Павле, как ревностном благовестнике, неутомимом путешественнике, неустанном админи­страторе. Филимон знал, что настоящее бесчестие и лишения Павла были по­следствием верного свидетельства о Христе, которому они оба служили. Хотя Филимон связал себя подобными узами во Христе, он, по крайней мере, насла­ждался физической свободой. Павел здесь прикасается к сострадательности сердца Филимона. В такой мере чувство собственного достоинства Филимона готово жертвовать, будучи собратом «узнику Иисуса Христа». Павел написал возлюбленному другу со смелым, решительным доводом, с мужеством посвя­щенного, зрелого мужа.

Тнмофей: — Филимон возможно познакомился с Тимофеем в период по­следнего общения с Павлом в Ефесе (см. Деян, 19:22). Быть может, близкие узы дружбы проявились между Филимоном и Тимофеем; таким образом, упо­минание имени Тимофея здесь показывает его заинтересованность относитель­но затруднительных взаимоотношений между Филимоном и Онисимом и в та­кой же мере, его согласие со всем написанным.

брат:: Ссылка на великое братство всех христиан, к которому принадле­жали Павел, Тимофей, Филимон, а теперь и Онисим. Павел здесь полагается на этот братский дух, поскольку он стремится найти путь к нежному принятию беглого раба. В конце концов, этот дух должен уничтожить рабство, как устано­вившееся положение.

Филимону: — Ничего больше неизвестно о Филимоне, кроме открытого в этом послании. Очевидно, он жил в Колоссах, ибо Онисим был из Колосс (см. Кол. 4:9), подобно Архиппу (см. Кол. 4:17). Филимон, обращённый Павлом (см. Флм. 19), был состоятельной личностью, имевшей влияние и престиж в обществе (см. 2 ст.). Следовательно, его действие относительно Онисима должно оказать великое влияние на его семью, группу христиан, среди которых он трудился и его языческое общество.

возлюбленному: — Филимону будет очень трудно пренебрегать советом, данным в такой искренней и братской любви. Подлинная любовь, не часто так выражается, особенно среди людей. Сам Павел служит примером многих неж­ных черт характера, в такой же мере, как и строгих качеств, которые всегда бу­дут проявлять искренние люди-христиане.

сотруднику: — Возможно, Филимон трудился с Тимофеем и Павлом в евангелизации Ефеса и окружающих районов Деян. 19:26. Однако Павел мог просто ссылаться на труд Филимона в развитии церкви в Колоссах. Павел знал, что руководство Филимона заслуживает доверия и достойно похвалы.

2. сестре возлюбленной:: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чте­нию «сестре», то есть, сестре в христианском общении. Павел предоставляет Апфии равное положение с собой и Филимоном. Возвышение женщины являет­ся одним из великих вкладов христианства человеческой расе, это один из мно­гих примеров в НЗ, где выделено достоинство женщины. В большинстве языче­ских обществ женщина сведена к положению рабыни, но христианство освобо­дило её от этого состояния и предоставило ей равное общественное и духовное положение с её мужем. Облагороженные товарищеские отношения христиан и даже многих домов не христиан, находят отражение вдохновенных учений Ии­суса Христа.

Архиппу: — В виду близкой связи, в которой Архипп упомянут наряду с Филимоном и Апфией, он, возможно, был их сыном. Павел рекомендует Архиппа, как своего «сподвижника», за его энергичное христианское руководство. Возможно, он управлял делами Колосской церкви в период отсутствия Епафраса, постоянного руководителя Кол. 4:17.

Домашней твоей: — Некоторые полагают, что это ссылка особенно на слуг и других членов семьи Филимона. Другие, однако, полагают, что Павел ссыла­ется на христианскую общину, которая встречалась для поклонения в этом до­ме. Что первые христиане встречались в частных домах для церковного служе­ния, об этом много свидетельств в НЗ. К примеру, дом Марии в Иерусалиме Деян. 12:12, дом Прискиллы и Акилы в Риме Рим. 16:3-5, их дом в Ефесе 1Кор. 16:19 и дом Нимфана в Лаодикии Кол. 4:15. В больших городах несколь­ко церковных служений, должно быть, совершались в различных домах одно­временно. Павел знал, что вся церковь питает интерес к возвращению Онисима. Это письмо, несомненно, читалось вслух, ибо все, вероятно, нуждались в его совете помочь им осознать, в чем заключается их христианский долг по отно­шению к Онисиму. Размеры дома Филимона были достаточные, чтобы предос­тавить обшине место для поклонения, это свидетельствуют о его состоятельно­сти и общественном влиянии.

церкви:Греч, ekklesia (см. на Матф. 18:17).

3. Благодать: — Относительно схожести приветствия (см. на Рим. 1:7].

4. всегда: — Может быть соединено с фразой «благодарю Бога моего».

молитвах моих: — Разделить с Богом радости и печали жизни, как и друг с

другом, вот чем является молитва в её самом лучшем смысле. Павел напоминает Филимону о глубоком уважении и благодарности, которую апостол чувствовал по отношению к нему. Павел тактично приготовлял путь, чтобы Филимон со­гласился любезно принять Онисима. Обильное ободрение заключалось в опре­делённом познании, что возлюбленный и уважаемый друг молится о нас, что этот друг имеет полное доверие к нашему честному и освящённому суждению (см. 5-7 ст.). Такой является уверенность, которую Павел дал Филимону.

5. Слыша — Т.е., от Епафраса или Онисима Кол. 1:7,8; 4:12,13.

любви:Греч, agape (см. на 1Кор. 13:1). Любовь Филимона не была пус­той сентиментальностью. Его посвящение постоянно выражалось в делах к Богу и ближним. Павел предполагал, что Филимон проявит такую же христианскую любовь и верность в своём принятия Онисима.Любовь и вера, — это качества характера, которые истинные хри­стиане проявляют к Богу и людям.

святым:Греч, hagioi, буквально, «святые личности» (см. на Рим. 1:7),

6. общение:Греч, koinonia, «общение», «соучастие». В дополнение к благодарности Богу за полезность и ободрение Филимона, Павел также молит­ся, чтобы Филимон мог изобиловать в осознании каждой возможности проявить свою христианскую любовь и верность.

познании:Греч, epignosis (см. на Ефес. 1:17).

всякого … добра: — Филимон был широко известен из-за своего великоду­шия и полезности; и Павел молится, чтобы он ни в коем случае не упустил воз­можность проявить христианскую «любовь и веру» 5 cm. Ко всем людям, при каждом удобном случае, подлинный христианин проявит качества «любви и веры». С тактичностью, рождённой от подлинной любви, Павел рассуждает не только с Филимоном, но и со всей общиной в Колоссах, которая будет читать это послание. Не только Онисим, но все рабы-христиане должны проявить «лю­бовь и веру».

У вас:-Или, «среди вас», то есть, всех, включая и рабов, которые были членами церкви в Колоссах или где-нибудь в другом месте.

7. имеем: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «име­ли». Павел здесь уточняет причину для своей благодарности 4 ст. Когда Павел получил вести о верности Филимона 5 ст., трудные, утомительные часы, про­ведённые апостолом в проповеди Евангелия в Колоссах и для Филимона, в осо­бенности 19 ст., были обильно вознаграждены.

радость и утешение: — В тюрьме Павел вероятно, с удовольствием вспо­минал о прошлом гостеприимстве Филимона. Приятные воспоминания принес­ли ему «радость и утешение».

сердца: — Буквально, «брюшные внутренности». В других переводах «внутренности». В древности внутренние органы рассматривались, как место­нахождение чувств.

брат: — Простое прикосновение любви — но кто может измерить её ценность, когда она выражена искренно? Филимон никогда не подвёл Павла и Павел не сомневался, что Филимон и впредь будет достойным его доверия.

8. Посему: — Т.е., на основании чудесного сообщения о подлинной «любви и вере» 4-7 ст., Павел был уверен, что его совет относительно Онисима будет воспринят любезно. Поскольку Филимон понял и практиковал осознанную хри­стианскую любовь, Павел решил обратиться именно на этом уровне. Эта уверенность является подлинной похвалой для Филимона, выражением чистосер­дечной оценки о его христианском свидетельстве. Не все исповедующие хри­стианство готовы принять указание от других, даже когда оно выражено стар­шими, превосходящими по воспитанию и опыту.

дерзновение:Греч, parresia (см. на Деян. 4:13).

приказывать:Греч, epitasso, «приказывать», «повелевать». Положение Павла, как апостола и отца Филимона по вере 19 ст., заключало в себе автори­тет, на основании которого Павел мог обратиться с указанием к Филимону, принять Онисима, как брата-христианина. Павел не имел никакого сомнения, что Филимон отзовётся на любое указание, данное ему апостолом с таким высо­ким авторитетом. Но Павел знал более лучший путь (см. на 9 ст.). Никакая более высокая похвала не может соответствовать любому человеку, чем откры­тое признание, что он живёт выше и свыше простых правил и предписаний, что его жизнь руководствуется более высокими побуждениями и личным обязатель­ством по отношению к Иисусу Христу и христианским принципам.

что должно: — Или, «ваша обязанность», то есть, как подлинного хри­стианина.

9. По любви: — Как талантливый руководитель, Павел не приказывает. В представлении нужды и цели, которую необходимо достигнуть, апостол посто­янно обращается к наиболее благородным побуждениям, на которые подлинный христианин должен отозваться. Брошенный вызов к справедливому и более благородному отзыву, склонит соработника Павла приложить все усилия, чтобы исполнить ожидания апостола. Таким образом, Филимону здесь представилась возможность скорее послужить, чем случай просто отозваться на приказание.

прошу: — Или, «обращаюсь к кому-либо». Очевидность любви Павла к Онисиму и Филимону неоднократно видны на протяжении всего послания. Не с чувством превосходства, но как к равному, Павел обращается к Филимону за помощью, чтобы уладить проблему относительно положения Онисима, как рас­каявшегося раба-христианина. Павел был уверен, что Филимон должен оценить этот снисходительный подход к разрешению взаимной проблемы.

Павел старец: — Точный возраст Павла в этот момент точно установить нельзя. Приблизительно 28 лет назад во время кончины Стефана, побитого кам­нями, Павел был назван neanias, «юношей» (см. на Деян. 7:58). Следовательно, Павел, несомненно, был в возрасте конца пятидесяти начала шестидесяти годов, когда было написано это послание. Относительно даты написания послания к Филимону (см. VI том, 105 стр.). Из-за своей напряженной жизни апостол вы­глядел старым и утомлённым, всё же не настолько уставший, чтобы не обратить внимания на вопросы личной дружбы. Некоторые вместо «старец» читают «по­сланник», поскольку это место они считают параллельным мысли Павла «по­сольство в узах» в Ефес. 6:20. По законам языкознания и согласно контексту чтение «посланник» не убедительно.

узник Иисуса Христа: См. на 1 ст.

10. Онисиме: — Означает, «полезный». Утончённая нежность Павла во вве­дении особенной проблемы, касающейся Онисима, открыта в Греческом ориги­нале, где имя Онисима упомянуто в предложении последним. Буквально стих читается следующим образом: «Я прошу тебя о моём личном сыне, которого я родил в этих узах, Онисиме». Нежным образом Филимон был введен в самые сокровенные тайники сердца Павла, и таким образом, побуждён рассматривать Онисима, подобно апостолу. Без включения заявления о личном, нежном отно­шении Павла с Онисимом, Филимон мог просто напомнить о его прежнем, пло­хом поведении, непослушании и возможной жадности, проявленной Онисимом в прошедшее время 11 ст.

Павел здесь употребил сильное притяжательное местоимение, которое уси­лило нежную связь существующую между ним и Онисимом. Он написал бук­вально, «сыне моем». Таким образом, Павел взывает к сердцу Филимона преж­де, чем представить его взору имя его прежнего раба. Из-за высокого уважения Филимона к Павлу, он должен быть озабочен, оказать всякую возможную по­мощь, чтобы доставить ему удовольствие. Как бы апостол сильно не любил, Филимон не должен легкомысленно отнестись к этому вопросу.

Филимон должен отметить параллель между своим опытом 19 ст. и Онисима — оба были «сынами» Павла, его духовными потомками. Павел часто называл своих обращённых «возлюбленными детьми» (см. на 1Кор. 4:14, 15, 17; 1Тим. 1:2,18).

родил я в узах моих: — Здесь не отмечено, как Павел познакомился с Они­симом, даже нет намека, как, почему, и каким образом Онисим пришел к Павлу. Таинственным действием Провидения они оказались вместе — Павел, который не пропускал удобного случая для служения и Онисим, который смело, мужест­венно отозвался.

11. негоден: — Или, «бесполезен». Не ясно или Павел здесь ссылается на праздность или даже на воровство в период, когда Онисим трудился для Фили­мона или на исключительную самовольную отлучку Онисима от Филимона, таким образом, делая себя «бесполезным», что касается служения его хозяину.

а теперь: — Т.е., с тех пор, как Онисим встретил Павла и был обращён. Па­вел подразумевает, что если бы Онисим не убежал, он вероятно теперь не был бы христианином. Здесь можно отметить, слегка подчёркнутый выговор Фили­мону. Как христианин, он мог исполнить дело для Онисима, которое Павел до­вёл до конца. Онисим убежал от своего земного хозяина и нашел в Риме апосто­ла Павла, прежде чем он нашёл своего истинного Господа и хозяина. Таким образом, Павел встретил возможное возражение Филимона. Онисим однажды был негоден для Филимона, но теперь возвращается к своему хозяину новым и другим человеком. Филимон, в такой же мере, как и Онисим, будут полезны посредством снисходительного принятия, поскольку прежде, бывший слуга Филимона будет теперь исполнять служение значительно лучше, чем это было в прежние дни.

и мне: — Павел теперь соединяет себя с интересами Онисима и будущим. Следовательно, что Филимон сделает для Онисима, — всё это он совершил бы для Павла.

возвращаю: — Или, «посылаю». Онисим был послан сопровождать посла­ние. Нет доказательств, что Павел заставлял или даже побуждал Онисима воз­вратиться. Кроме того, Павел не имел никакой власти послать Онисима назад к Филимону и никаким образом он не сделал ничего определённого, чтобы пока­зать, что Онисим должен направиться в Колоссы. Однако Павел имел полное доверие к честности Онисима. Они оба понимали, что христианская обязанность Онисима — возвратиться к Филимону, даже если его отсутствие должно лишить Павла милостивого служения Онисима.

12 прими: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению

этого слова.

как мое сердце: — См. на 7 ст. Мысленно Павел сопровождал возвра­щающегося раба. Принимая Онисима, Филимон не только приветствовал обра­щённого раба, но также удовлетворял великодушие сердца самого Павла.

13. Я хотел:Греч, boulomai, «желать». Павел, возможно, лично желал, чтобы «полезный» Онисим остался в Риме, как личный слуга апостола. Для преклонного работника, утомлённого годами чрезвычайного служения, личные ухаживания преданного друга не могли быть измерены деньгами или сравнены каким-либо другим образом. Однако, хотя Павел должен был лишиться уте­шающего присутствия Онисима, он получит внутреннее вознаграждение благо­даря успешному примирению двух своих друзей. Следовательно, Павел не мог позволить своим личным нуждам служить препятствием более важному делу -духовного торжества или злоупотреблять правами Филимона, законного хозяи­на Онисима.

вместо тебя: Апостол также намекает, что Филимон должен рассматри­вать личное служение Павлу, как одну из наиболее высоких жизненных почес­тей, которые если бы Филимон был в состоянии, должен был бы совершить для Павла, как это сделал Онисим. Следовательно, Филимон не только должен ра­доваться удовлетворительным служением, исполненным Онисимом, но также быть благодарным, что Онисим оказал услуги вместо него.

в узах за благовествование: — Сравните 1, 10 ст. Другое нежное напо­минание, что хотя они оба служили одному Хозяину, Павел переносил трудно­сти Римской темницы, в то время, как Филимон наслаждался преимуществами свободы вместе с благословениями жертвенного служения Павла. Тонкое чув­ство сострадания Филимона 5-7 ст. должно быстро уловить свою ответствен­ность к своему уважаемому другу.

14. согласия: — Или, «намерения». Хотя Павел мог быть вполне уверен в одобрении Филимона, но он ничего не желал нарушить из дарованных, всегда уважаемых и святых прав свободного избрания каждого человека. Апо­стол знал, что подлинная дружба строится только на свободных и добровольных выражениях доброты. Поэтому, с великой вежливостью и уважением, Павел настаивал, чтобы все дальнейшие решения, относительно Онисима, сделал Фи­лимон.

хотел:Греч, thelo, «решать», «хотеть». Для Павла было более ценным уважение Филимона, чем даже физическое утешение услуг Онисима. Цель апо­стола: в выражении своих личных желаний относительно Онисима, не заключа­лось в том, чтобы вызвать сочувствие со стороны Филимона, чтобы он возвра­тил Онисима Павлу. Такое желание ниже Павла, скорее, он так выразился с единственным намерением, — подчеркнуть высокую ценность, которую он при­давал характеру и служению Онисима.

дело твое: — Т.е., выгода, доставшаяся Павлу от подчинения Филимона ре­шению апостола оставить Онисима, как своего личного спутника.

вынужденно: — Павел, кажется, убедительно чувствовал, что если бы он оставил Онисима в Риме, Филимон не возразил бы, но апостол не желал прини­мать меры там, где разрешение Филимона могло произойти вынужденным.

15. может быть: — Хотя Павел не утверждал определённо, что побег Они­сима был предопределённым, он допускал такую возможность.

на: время: — Сколько бы времени ни прошло с тех пор, как Онисим оставил

Филимона, оно представляет лишь момент, в сравнении с будущим временем, когда Филимон будет наслаждаться общением с ним.

отлучился: — Буквально, «был отделён». Это кажется другой намек, что Бог принимал участие в побеге Онисима от Филимона. Побег Онисима не пре­уменьшается здесь Павлом; он улаживается внутри, более значительной пер­спективы его новых взаимоотношений к Богу и Филимону.

навсегда:Греч, aidnios, буквально, «длительный период», то есть, навсе­гда лишь в пределах определенного времени (см. на Матф. 25:41). Онисим должен быть верным слугой Филимона и другом-христианином столько време­ни, пока они оба будут жить.

16. Не как уже -: Или, «не более».

но выше раба: — Павел говорит о том, что Филимон должен принять Они­сима, как брата-христианина, чья жизнь, как и его, вручена Господу Иисусу Христу. Чтобы служение Онисима было выше, чем языческого раба, он должен служить Филимону с такой преданностью, как её воспринял сам Павел.

Брата: возлюбленного: — Любовь, которую Павел проявил к Онисиму в короткий период, говорила о ценном общении, ожидающем Филимона, который будет общаться с Онисимом более продолжительное время. Онисим покидал Филимона как раб-беглец. Теперь же возвращается как «полезный» (пригодный) 11 ст. брат-христианин, плод благодати Божией. Для Павла переживания Они­сима иллюстрируют силу Божию, как он извлекает добро из зла. Хотя ошибки и неудачи препятствуют людям, всё же Господь может достигнуть своих благо­словенных целей для тех, которые признают Его.

Праздность и малодушие Онисима, которые привели его в Рим, также при­вели его к Павлу, и следовательно, к Иисусу Христу. Теперь он возвращается к Филимону преобразованным, неузнаваемым человеком. Временная разлука послужила для уз вечного общения. Для Филимона не было трудным просле­дить руку Божью в опытах своего прежнего раба. Следовательно, Филимон должен считать это личным преимуществом, — сотрудничать с волей Божией относительно Онисима.

по плоти: — Т.е., как добросовестный слуга, который должен вполне оп­равдать доверие Филимона к себе. Прежде, чем Онисим оставил Рим, Павел наслаждался его служением «по плоти» и с этого времени только Филимон бу­дет пользоваться этим преимуществом.

и в Господе: — Не взирая на прежние отношения Онисима к Филимону, его необходимо теперь рассматривать как возлюбленного брата-христианина и как действительного кандидата на небеса, каким был сам Филимон. Таким обра­зом, радость христианской надежды должна стать взаимным обладанием.

17. если: — Греческий подлинник подразумевает, что Павел не сомневался относительно близких и горячих христианских чувств товарищества, сущест­вующих между ним и Филимоном. Соответственно, эта часть предложения мо­жет быть перефразирована: «поскольку ты считаешь меня как товарища».

прими его, как меня: — После долгого внимательного словесного вступ­ления, Павел выразил эту просьбу, которая составляет кульминационную точку послания. Даже представляя это прошение, которое было отсрочено нежной и приятной тактичностью, Павел взывал к исключительно подлинному и нежному побуждению Филимона — личной дружбе. Из точки зрения своих законных прав, Филимон мог поступить по-иному, чем советовал Павел. Но Павел поднялся выше простой справедливости и обосновал свой довод на уров­не любви. Из-за несомненного уважения Филимона к суждению Павла и из-за его благодарности за любовь апостола, Онисим будет принят на основании, как его оценил Павел. Для человека, подобного Филимону, этого будет достаточно.

18. Если: — Греческий подлинник подчеркивает действительность долга Онисима Филимону, исходя из точки зрения Павла. Однако, условное предло­жение представляет Филимону преимущество судить, исходя из настоящих об­стоятельств, или Онисим действительно был должен ему что-нибудь. Прежде оставления Филимона, Онисим воровал и как христианин он должен без сомне­ния постараться сделать полное возмещение убытков. Некоторые полагают, что потерю здесь нужно рассматривать в смысле служения Онисима, служения, которое можно оценить определённой суммой, поскольку Филимон должен был заместить Онисима другим слугой.

Павел здесь не делает никакого скрытого намека, что Филимон должен ан­нулировать финансовый долг Онисима из-за долга Филимона Павлу. Такой об­раз действия противоречил высоким нравственным принципам, посредством которых Павел направлял своё поведение.

считай это на мне: — Павел желал, чтобы никакое препятствие не мешало откровенному принятию Онисима, когда он достигнет Колосс. Павел должен был долг, причитающийся с беглого раба записать на себя лично, как отец по­крыть грехи своего сына 11 ст. Такая предусмотрительность и любовь, которая покрывает недостатки раскаявшегося грешника, отражает славное благородство великих дел Христа к людям, которые осознали свой долг к Богу. Христос, по­добно Павлу, не был ответственным за неудачи людей. Все же Он стал вместо человека, покрывая его долг своими собственными заслугами, так, чтобы каю­щийся грешник мог быть оправдан пред всем творением. Христос, подобно Павлу, был согласен уплатить долг другого так, чтобы грешник был воспринят всеми таким, как если бы он никогда не совершал преступления. Посему, когда раскаявшийся слуга возвратится, Филимон не должен будет видеть Онисима и его долг, но Павла и его обещанное возмещение. Может ли язык быть более снисходительным, и всё же, несмотря на это, более проницательным, чем автор послания изобразил здесь пером?

19. моею рукою: — Больше всего, вероятно, Павел написал все послание

своей собственной рукой (ср. на Гал. 6:7).

я заплачу: — Это долговое обязательство Павла устранило последнее пре­пятствие, которое могло замедлять или препятствовать Филимону от всего сердца принять Онисима.

должен: — Павел нежно напомнил Филимону о его двойном долге Павлу. Филимон был обязан Павлу, ибо Онисим теперь «полезный» 11 ст. слуга, дос­тойный значительно большего «по плоти и в Господе» 16 ст. Кроме того, Фи­лимон был должен Павлу за радость и мир христианского благовествования, чрез служение Павла. Апостол не хотел препятствовать успешному примире­нию хозяина и слуги. Павел трудился над обращением их обоих, и такой долг нельзя искупить никакими деньгами. Таким образом, Филимон сможет увидеть свой личный, ещё больший долг Павлу.

20. Так:Греч, noi, подтверждающая частица (ср. Матф, 15:27; Рим. 3:29; Откр. 14:13) которая говорит об утвердительном ответе на просьбу со­держащуюся в Флм. 17.

воспользоваться:Греч, oninemi, «получить пользу», «иметь радость», от которого произошло собственное существительное «Онисим» (см. на 10 ст.). Это затруднительное положение разрешилось с пользой для всех заинтересо­ванных лиц. Каждый участник — Павел, Онисим, Филимон — извлечёт неизмери­мую личную пользу из искреннего, милостивого принятия Онисима в Колоссах. Павел не желал никакой материальной выгоды, а только видеть радость двух своих обращённых, соединённых узами христианского общения. Не эгоизм по­буждал Павла к этому, а любвеобильное желание увидеть проявление христиан­ского благородства среди своих обращённых.

успокой мое сердце: — См. на 7,12 ст. Наивысшая радость служителя со­стоит в проявлении христианских принципов среди своих обращённых.

в Господе: — Т.е., в образе действия, который Господь должен одобрить.

21. послушание: — Не в смысле покорности прямому повелению Павла, ибо в этом послании нет никакого повеления (см. на 9 ст.). Скорее Павел был уверен в согласии Филимона с высоким христианским чувством долга. Возможность проявить прощающую любовь Христа снова предстала пред Фи­лимоном. На основании его прошедшей характеристики (см. на 5-7 ст.), Павел не сомневался относительно ответа Филимона.

сделаешь и более:, нежели говорю.: — Некоторые полагают, что Павел здесь говорит об освобождении Онисима из рабства. Павел, несомненно, наде­ялся, что такой случай должен произойти (см. ДА 457). Он был уверен, что Фи­лимон окажет откровенный и радушный прием Онисиму с духом великодушия. В НЗ нет прямого указания делать нападки на установление рабства, но в нём начертаны принципы, которые должны в конце концов оказаться роковыми для этого установления. В виду социальной структуры Римской империи, образ действия Павла едва ли мог быть лучшим. Он провозгласил повсюду принципы христианской свободы и вёл людей к сознанию жестокости рабства. Таким об­разом, он исполнил план Божий относительно проблемы рабства, более верно медленным процессом развития и просвещения, чем прямыми атаками на него (см. на 1Кор, 7:20-24; Ефес. 6:5).

22. вместе: — Или, «одновременно», то есть, когда Филимон радушно примет Онисима.

помещение: — Здесь Павел скромно выражает свою полную уверенность в добром решении Филимона относительно Онисима. Только истинные друзья, связанные взаимным уважением, могут выражаться так откровенно относитель­но помещения, как поступил Павел. Со стороны Филимона не должно быть ни­какого повода, чтобы Павел не потерял веры в его честность. Очевидно, Павел имел основание надеяться на своё скорое освобождение из тюрьмы. Предание говорит, что вскоре после написания этого послания, Павел исполнил своё обе­щание посетить Колоссы (ср. Флп. 2:24; см. VI том, 30 стр.).

надеюсь: — Или, «верю» KJV.

по молитвам вашим: — Т.е., по молитвам, которые возносились о его ос­вобождении, вероятно от «домашней церкви Филимона» 2 ст. и в такой же мере ходатайственных молитв других членов церкви от повсюду рассеянного христианского мира.

буду: дарован вам.: — Глубоко сознавая свой долг апостола, Павел чувство­вал значение своего присутствия в церквях. Однако, с великодушной скромно­стью, он осознавал, что только их ходатайственные молитвы обеспечат его ос­вобождение.

23. Епафрас: — Возможно, основатель и руководитель церквей в Колоссах,

Лаодикии и Иераполе (см. Кол. 1:7; 4:12,13).

узник вместе со мною: — См. на Рим. 16:7. Заключённый, подобно Павлу (см. Флм. 1, 9,13), за проповедь христианства.

Марк: — По-видимому, Иоанн Марк сын Марии (см. Деян. 12:12), автор второго Евангелия — молодой человек, сопровождавший Павла в его Первом Миссионерском Путешествии (см. на Деян. 13:13; 15:37; Кол. 4:10; 2Тим. 4:11).

Аристарх: См. на Деян. 19:29; 27:2; Кол. 4:10.

Димас: — Несмотря на то, что он был спутником Павла в период его пер­вого тюремного заключения Кол. 4:14, в последствии оставил его и очевидно отступил от истины (см, на 2Тим. 4:10).

Лука: — Врач, который впервые упоминается как спутник Павла при пу­тешествии в Македонию (см. на Деян. 16:10). Он, очевидно, оставался в Фи­липпах на протяжении семи лет, до возвращения Павла (см. на Деян. 20:5, 6). Записи, кажется, отмечают, что он оставался вместе с Павлом до его казни (см. Деян. 21:15; 27:2; 2Тим. 4:11).

24. Благодать Господа нашего: — См. на Гал. 6:18.

Постскрипт, Написано Филимону из Рима через раба Онисима. Постскрипт, следуемый после 24 cm. не имеется ни в каком древнем ману­скрипте, и не был частью послания, написанного Павлом.

Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе Филимону.

3-6 ДА 457. 9 5СЦ 730.

9-16 ДА 457. 17-21 ДА 458.