27. 1930-е годы отмечены групповыми исследованиями Библии

I. Дружеские диалоги сосредоточиваются на «вечных истинах»

1. Уникальные исследования. Диалоги и молитвенные группы

В начале тридцатых годов произошло замечательное событие, о котором и будет идти речь в этой главе — событие, которое имело огромное влияние на его участников и на окружающих людей. После Генеральной Конференции в Сан-Франциско, в 1930 г. в период с 1930 по 1935 годы группа лидеров из штаб-квартиры Генеральной Конференции начала встречаться по субботам, после обеда, периодически, для того, чтобы в тесном кругу исследовать Библию в непринужденной обстановке, за круглым столом, для диалога, выражаясь современным языком и для серьезных молитв. Это произошло вскоре после выхода изложения нашего «Вероучения».

Это был искренний порыв, без сомнения, вызванный работой бр. Даниэльса, со все возрастающим чувством личной нужды и страстным стремлением к взаимному духовному обогащению со стороны участников этого кружка. Эта группа обычно встречалась в одной из комнат штаб-квартиры. Это не были официальные встречи. Сама по себе группа также не носила никакого организационного характера — не было ни председателя, ни секретаря, не было повестки дня, не составлялись протоколы, отчеты. (Но некоторые из членов этой группы просто делали заметки.

Целая группа ответственных работников, живущих в Вашингтоне и испытывающая глубокий интерес к главным истинам вечного Евангелия — Вере Иисуса, вечным истинам — просто решила время от времени в назначенную субботу собираться вместе для исследования Слова Божьего. [430] План прост и несложен. Все участники этой группы намечали общую тему и затем один из них делал доклад о своей работе над этой темой. Затем вся группа принимала активное участие в обсуждении этого вопроса. Конечно, всегда эта работа должна была сопровождаться совместными молитвами о божественном просвещении и благословении. И это имело свои богатые последствия.

2. Участники группы

В эту группу входили люди, которые принимали участие в разборе важных библейских вопросов на Генеральной Конференции в 1926 и 1930 г. — такие, как А. Даниэльс, У. Прескотт, Оливер Монтгомери, Вилкокс, Хоуэл, Кристиан Хейнс. В группе царила дружеская непринужденная обстановка. Каждый мог свободно выразить свое мнение, поделиться своими знаниями. Это был обмен мнениями, а не полемика, диспуты.

Хотя я был в то время и моложе всех остальных, но мне посчастливилось также принимать участие в работе этой группы. Я думаю, что это произошло потому, что я был близко знаком с бр. Даниэльсом и сотрудничал в Союзе служителей, а также моя личная заинтересованность в этих очень важных темах. Я чувствовал себя необыкновенно счастливым, находясь в общении с этими выдающимися братьями, каждый из которых годился мне в отцы.

Этим и объясняется то обстоятельство, что я, единственный, оставшийся из всей этой группы в живых и могу об этом рассказывать сегодня, в печати впервые. Я не пропустил ни одной встречи этой группы, и потому я в курсе всех этих фактов. Эти встречи имели очень благоприятные последствия, влияние которых было очень ощутимым и продолжительным. Это имело влияние на выбор тем в личных и общественных проповедях, в преподавании, литературной работе. Отсюда исходило влияние на служителей — в лагерных собраниях, учебных заведениях и отделах. Впечатление было сильным и значительным. (Я все отмечал, записывал и теперь могу поделиться этим на страницах данной книги).

3. Главная цель группы

Члены этой группы поставили своей задачей исследование следующих очень важных вопросов — спасительная сила и преимущества вечного Евангелия и вечных истин во Христе как Господе, Спасителе в праведности через веру, во всей своей полноте. Другими словами говоря, в вере Иисуса Христа. И также связь между оправданием, освящением и прославлением,- и победоносная, исполненная Духом жизнь,- новозаветный опыт, истинное отношение между верой и делами; необходимое условие Полуночного крика и [431] Позднего дождя,- и освещение всех этих вопросов во свете специальных советов Божьих.

Вот какие вопросы занимали все внимание группы и особенным образом практическое их применение. Эти беседы не подчинялись никаким официальным занятиям. Участники их не стремились выразить только свое согласие и единомыслие. Никакие официальные выводы, заключения не выносились и не записывались, за исключением только личных заметок. Это было наподобие «Застольных бесед», только без Мартина Лютера. Все чувствовали себя только братьями, жаждущими проникнуть в истины Божьи. И мы не остались разочарованными.

Все, рассматриваемые вопросы, были представлены, главным образом, с практической стороны, в центре каждого из них стоял Христос, с ориентацией на трехангельскую весть в ее истинном значении. Они рассматривали вопрос о сущности христианства. Сердце нашей веры, духовной власти нашей вести и миссии. И в результате, эти беседы произвели свое неотразимое влияние и впечатление на всех участников. По примеру этой группы собратья собирались и в других местах и также имели большие благословения.

Мы получали такие сведения.

4. Приготовленные к ежедневной борьбе

Никто не придавал значения маловажным деталям. Внимание всех сосредоточивалось на «великих вопросах», которые предстояло разрешить. Участников этой группы не интересовали соблазнительные теории, чары философии, тайны психологии. Они желали только одного: быть руководимыми Святым Духом. Они сознавали Его водительство, как это и было обещано нашим Господом. (Иоан. 16:13; 14:26). Это были особенные моменты в жизни членов этой группы. Каждый из них чувствовал себя намного лучше подготовленным для выполнения своих ежедневных обязанностей и с большей уверенностью и надеждой взирал в будущее.

И сегодня, смотря на эти посвященные встречи с вершины лет, можно сказать только одно: влияние, какое эти встречи имели на участников этой группы было намного сильнее, глубже, чем они сами это осознавали в то время. Независимо от занимаемого положения никто из них не пытался настаивать на своей точке зрения или же навязывать свое личное мнение. Они желали только все вместе исследовать Слово Божье, обмениваться своим мнением, убеждением и опытом. И в результате, чудесное единомыслие, единодушие.

Эти исследования проводились не с целью, чтобы сделать о них доклад перед Комитетом или же внести изменения в некоторые доктринальные учения — и, конечно, совершенно не для печати. Эта группа не формировала своей работой школы нового направления мысли. Они желали только одного: лучше понять намерение Божье о нас, как Церкви и о каждом в отдельности. Это не было новым направлением Адвентизма.

5. Группа расформировалась

Я вновь хочу подчеркнуть следующую мысль. Эти встречи не носили официального характера. [432] Это не было создание организации внутри организации или вне ее. Эти мужи искали только одного: улучшить свою духовную жизнь и расширить горизонт своего понимания. Они хотели правильно понимать, каким образом ответить на свою личную духовную нужду — поддержать и оказать помощь друг другу и таким путем — всем служителям. И это совершилось. Их духовные горизонты расширились, знания углубились. Они разделили с другими радость этой свежести обновления, но не как официальная группа духовных представителей.

Со временем, некоторые из этих братьев переехали в другие места, некоторые из них ушли с работы по возрасту, другие умерли и, конечно, постепенно, эта группа расформировалась. Но влияние ее работы не исчезло. Оно продолжало жить в жизни как самих участников этой группы, а также и как живое благословение в жизни других. И сегодня я единственный человек, оставшийся в живых из всей этой группы, тогда самый молодой ее член, имевший это величайшее преимущество общения с этими мужами, с таким богатым опытом, и сегодня я считаю своим долгом рассказать об этих необыкновенных встречах, которые в то время не были записаны и о которых даже их современники знали очень мало. Хотя для некоторых это и могло произойти незамеченным, но результаты работы этой группы оставили свои реальные ощутимые следы.

Таковыми были последствия работы этих мужей, которые в 1930 г. добровольно объединились для исследования Слова Божьего. Со всей уверенностью можно сказать, что это было продолжение духовной работы 1888 г. Между событиями этих периодов существует определенная связь. Я должен сказать, что эта группа знала, что о ней впоследствии будет рассказано.

II. Главное внимание сосредоточено на «вере Иисуса»

1. Достойное определение Бога для нас

Возник такого рода вопрос: Адвентисты, согласно общественной точке зрения, всегда считали своей главной характерной особенностью как народ «соблюдение заповедей Божьих. Это, так сказать,- наше общественное лицо.

И так рассматривали нас и другие вероисповедания. Но возник вопрос: почему мы не определяем себя как народ, который «сохраняет и веру Иисуса?»… Это та же равная часть из этого двойного определения, какие Бог предназначил для нас. Не проявили ли мы здесь своей нерадивости? Это совет со стороны Е. Уайт. Весь религиозный мир сегодня был бы немало удивлен, если бы мы со своей стороны выдвинули этот девиз на передовую линию, как отличительную черту нашего вероисповедания. И этот день действительно наступит. Состояние мира делает наступление этого дня неизбежным.

И это именно то, что мы должны сделать в то время, когда «Вера Иисуса» не только со все возрастающей силой оставляется, но и самым неистовым образом отвергается в высших протестантских кругах вокруг нас — и в такой степени, как и в начале было отношение в «заповедям Божьим». И это особенным образом соответствует нам, так как мы становимся все более известными как [433] защитники «Веры Иисуса» — потому что это, действительно, охватывает собой или включает в себя — весь Адвентизм. Потому что Иисус поистине является «центром и сущностью всей истины спасения» (РГ. 15 авг. 1893 г.). И поэтому «в Нем открыта вся полная система истины» (там же). Для некоторых эта идея может показаться странной, чуждой, но это определенное и точное заявление Духа пророчества.

И особенным образом, было подчеркнуто, что мы никогда не должны забывать о том, что нет такой доктрины жизненного значения, которая могла бы быть вне Иисуса, и которая бы не включала в себя «Веры Иисуса». Это — основное для здравого Адвентизма, хотя быть может, и не всегда это подчеркивается.

2. Включает в себя каждый принцип и условие спасения

«Вера Иисуса» — включает в себя или охватывает каждый принцип и условие спасения; каждый долг по отношению Бога и ближнего; каждое побуждение к жизни. Она, действительно, берет в «заповедях Божьих» свой широкий размах, потому что Иисус Сам был могущественным Законодателем на Синае и Он есть «Господь субботы» — четвертой заповеди. В таком представлении «Заповеди Божьи» не умаляются ни на одну иоту. Наоборот, они еще более возвеличены, вознесены, облагорожены, расширены, углублены — если в их центре будет Христос. Это положение было особенным образом выделено.

Иисус — Источник всякого божественного откровения и пророчества. Он дал Откровение Иоанну (Откр. 1:1). Он — связующее Звено между Небом и Землей. Он — Непорочный Образец совершенной жизни на земле; Автор каждой победы. Он — живое Воплощение и Выражение каждой необходимой истины. Он — первоначальный Податель и Источник жизни вечной, бессмертной. Он был не только Законодателем, но и добровольным Носителем наших грехов и искупительной Жертвой за наши беззакония.

Он также и наш Ходатай перед нашим Отцом на Небе. Итак, все сосредоточивается во Христе и происходит от Христа. Следовательно, это «Вера Иисуса». Это еще один аспект для исследования.

3. Судья. Грядущий Царь и Совершенный Восстановитель

Он непогрешимый Судья, пред Которым предстанут все и Чье решение будет безошибочным и неизменным. Он — Царь царей, вскоре придет, чтобы учредить Свое вечное Царство вечной славы. Он — окончательный, неумолимый Губитель греха и всех нераскаявшихся грешников и преступников.

И в определенное время Он навсегда очистит всю Вселенную от последнего следа греха и его коварных подстрекателей. «Это будет Его «необычным делом» (Ис. 28:21).

Он — не только Творец, но и Тот, Кто вновь воссоздаст и восстановит [434] Новое Небо и Новую землю. Его силой все держится и будет держаться на веки вечные. Он — все во всем — «вся полнота Божества телесно». Все это и более этого — означает и включает в себе чудесная «Вера Иисуса — и ее Иисус. Нет ничего величественней, содержательней, чем это.

Вот почему определение «Вера Иисуса» — для нас сегодня — всеобъемлющее и такое многозначительное. Большее включает в себе меньшее. Когда мы только делаем упор на «Заповедях Божьих», то мы охватываем этим только часть, а не все и как бы исключаем этим необходимость действующей силы Великого Деятеля, Кто только Один может соблюсти заповеди Божьи в нас и через нас. Но когда мы делаем упор и на «Вере Иисуса», тогда мы, действительно, этим охватываем все. Соблюдать заповеди Божьи и сохранять веру (в) Иисуса — это Божий идеал. И этот вопрос был выдвинут.

4. Источник необходимой праведности

Иисус — Воплощение всякой праведности. Он облечен святостью, которая так необходима для того, чтобы быть принятым перед лицом Божьим. Такая праведность не исходит от наших усилий и стараний соблюдать «заповеди Божьи», но только от совершенства Христа, вменяемого и наделяемого, и действующего в нас. Следовательно, вера Иисуса крайне необходима со всех точек зрения. Заповеди сами по себе не могут дать нам силу для их исполнения (по причине нашей греховной ограниченности). Они определяют и указывают нам на наш долг, но сами по себе они не имеют нужной силы. Они не могут освободить нарушителя закона от наказания, которому он подлежит.

Вот почему, когда и где Иисус приходит. Итак,- оставить, пройти мимо, не принять «Веры Иисуса» — это означает пренебречь спасительными преимуществами вечного Евангелия.

5. Первоначальный упор на «проломе» в Законе — Субботе

Было признано, что некоторые из наших отцов-пионеров не слишком глубоко понимали этот вопрос. Границы познания в этом отношении раздвигались постепенно. В начале Заповеди Божьи заслоняли собой весь горизонт их представления в этом вопросе. Они делали главный упор на папском и протестантском «проломе» в законе Божьем, в особенности, на четвертой заповеди. Казалось, все концентрировалось здесь, в этом месте — суд, неприкосновенность закона и правление Божье, вопрос верности и непослушания перед Богом; исход великой борьбы между Христом и сатаной, добром и злом, святым и грешным. Это все верно и существенно.

По причине повсеместного пренебрежительного отношения к моральному закону, естественно, что вначале нашего движения, весь упор делался на защите попранного закона. И в результате, главным образом, мы стали известны, как сторонники закона, а не как вестники Евангелия Иисуса, могущего нам помочь соблюдать закон. И с общего согласия мы были признаны «законниками». И занимаемое нами положение [435] перед законом невольно делало нас законниками в нашем поведении, проповедях.

Мы сами, лично, создавали о себе такое неправильное представление.

И эти вопросы также серьезно обсуждались.

6. Неодинаковое представление о Христе — ослабляло голос свидетельства

Было признано, что разная точка зрения в первые десятилетия нашей работы о Божестве Христа, Его отношении к другим Личностям Божества и Личности Святого Духа — привело к неминуемому ослаблению в выдвижении вопроса о вере Иисуса. Но в данное время наши познания значительно расширились. У нас сложилась единая точка зрения о вечном Божестве Христа, Триединстве и Святом Духе, как Третьей Личности «Небесного Трио» (Серия в Изложении нашего «Вероучения»).

Поэтому не должно было быть больше места для нерешительности, опасения, что касается вопроса уместности выдвижения этой истины — Веры Иисуса. Впервые эта истина начала проясняться в 1888 г. и в последующие за этим годы. Было признано, что мы были медлительными, слишком медлительными в том, чтобы отвести вере Иисуса ее надлежащее место. Заповеди Божьи указывают на нужду, а вера Иисуса восполняет собой эту нужду, так необходимую. Заповеди Божьи ставят цель — вера Иисуса дает всю необходимую силу для послушания, чтобы быть принятыми Богом и исцеление при их нарушении.

Таким образом, «Заповеди Божьи» и «Вера Иисуса» — нерасторжимы. Принять одно и пренебречь другим — это означает дать несовершенную весть. Более того, оставить людей в сомнении и неуверенности относительно исхода жизненной духовной борьбы и поражения. Это означает умственное смятение и душевное неспокойствие. Это вселяет в сознание человека чувство неуверенности в личном спасении, а это трагично. И для некоторых это была проблема. И этот вопрос обсуждался.

7. Изменение нашего лица перед миром

Вопрос был поставлен в таком виде: наше одностороннее понимание «Заповедей Божьих» создавало предпосылку для неправильного представления о нас. И, действительно, возникало серьезное недоразумение. Нам не оставалось ничего другого, как только исправить это положение, т. е. отвести законное положение заповедям Божьим и вере Иисуса. Мы сами создали для себя такое положение. Но у нас есть возможности и сила во Христе изменить наше лицо перед миром. И эта задача самой наивысшей важности и неизбежной ответственности.

Первостепенная наша нужда теперь — это сосредоточить все на Христе — Первом и Последнем. С «Верой Иисуса» на нашем знамени, как символе нашей особенной вести перед миром — мы сами ощутим ее огромное действие на себе. Это означает переход от отрицательного к положительному, [436] от «не попирай субботу» к «Я буду через Его преизобилующую благодать следовать за Господином субботы, что бы ни случилось». Это возвысит все наше представление об Адвентизме и изменит все наши побуждения. Это переключит нас с человеческих обязанностей на божественные возможности; наши сомнения на уверенность; нашу тревогу и беспокойство на мир и доверие. И это все даст благословенная вера Иисуса!!! И этот вопрос рассматривался со всех точек зрения.

8. Время для дополнительного толчка

И это все, как было признано, должно произойти прежде чем совершатся великие последние события. Это произведет преобразующую силу и сильнейший бросок вперед. Это Дух продвижения и Дух руководства. Это путь победы и завершения. Это Божий призыв для сегодняшнего дня. Мы не должны больше медлить.

И, действительно, насколько раньше это должно было произойти.

Время требует этого. Мир готов к этому. Бог ожидает этого от нас. Довольно, и так столько времени мы медлили и были нерешительными. Дальнейшее промедление очень опасно. Мы нуждаемся в этом духовном, моральном стимуляторе — в этом дополнительном толчке. Теперь настало время — последнее время — действовать согласно указаниям Бога. Ап. Павел, бесподобный Апостол — является великим истолкователем и примером веры Иисуса. Об этом также много и серьезно размышляли.

III. Павел — верховный защитник «веры Иисуса»

1. Единственное пламенное чувство Павла — «Вера»

Вот суть этого вопроса: Ап. Павел, величайший богослов и учитель христианской Церкви — который под водительством Св. Духа так много написал о Новом Завете — был преисполнен одним непреодолимым чувством, которое красной нитью проходит через все его послания: проповедовать «Веру», разъяснять «Веру», защищать «Веру» и лично соблюдать «Веру». Иногда он произносит полное название «Веры» — «Вера Евангелия» или же «Вера Сына Божьего». Иногда допускает еще другие варианты, но обычно, он употребляет выражение «Вера». Но как бы он не выражался — во всех случаях, это было одно и то же — «Вера Иисуса».

Павел решил ничего другого не знать среди своих слушателей, кроме «Иисуса Христа Распятого» (1Кор. 2:2). Он проповедовал Христа как Вечносущего и как «всю полноту Божества» (Кол. 2:9). Он проповедовал Его вечное Божество, Его вечное Воплощение, Его полную победу над искушением, Его непорочную жизнь, силу, Его искупительную смерть, Его триумфальное Воскресение и Вознесение; затем Его небесное служение, как Посредника и как Судьи, и, наконец, Его Второе Пришествие как Царя всей земли.

Его единственной любовью был Христос и Его полнота — Творец, Законодатель, Искупитель, Восстановитель, Оправдывающий, Освещающий, Начальник Жизни, [437] Податель праведности, Прославленный, Бессмертный и Царь на веки и веки — наш Все во Всем.

2. Сила «Веры» Павла

Павел был верен до смерти.

Его бремя должно стать нашим бременем; его весть — нашей вестью; его вера — нашей верой; его верность — нашей верностью. Он соблюдал веру Иисуса. Он — наш пример и вдохновение. Обратите внимание на динамичную силу его выразительных утверждений: «Утверждайтесь в вере (ДА 16:5).

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы?» (2Кор. 13:5).

«Живу верой в Сына Божьего» (Гал. 2:20).

«Доколе все придем в единство веры» (Ефес. 4:13).

Он побуждает: «Подвизаться единодушно за веру евангельскую» (Фил. 1:23).

«Пребывая в вере твердо и непоколебимо» (Кол. 1:23).

Чтобы иметь «великое дерзновение в вере» (1Тим. 3:13).

И затем он предостерегает: «Некоторые отступят от веры» (1Тим. 4:1).

«Уклонились от веры» (1Тим. 6:10).

«Невежды в вере» (2 Тим. 3:8).

Он свидетельствует лично и увещевает, поддерживаемый Петром и Иудой: «Я (Павел) сохранял веру» (2Тим. 4:7).

«Противостойте твердой верой» (1Петр. 5:9).

«Подвизайтесь за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3).

«По вере избранных Божьих» (Тит. 1:1).

Все это составляло «Веру Иисуса». О нас сегодня было предсказано: «Здесь соблюдающие… Веру Иисуса» (Отк. 14:12). Такая «Вера» — вверенная нам, чтобы мы жили ею, защищали ее, соблюдали ее, и вывели на передовую линию, как сущность Адвентизма — «ВЕРУ ИИСУСА».

IV. «Скрытые резервы» Бога «на день Его силы»

1. Яркие, новые члены присоединятся к нам

Глубокий интерес вызвал к себе вопрос о «скрытых резервах», какими располагает Бог и ту роль, которую им отведено сыграть. Было призвано, что выдающиеся мужи — яркие проповедники, преподаватели, ученые, юристы, крупнейшие коммерсанты, правители и др. лидеры (согласно Духу Пр.) и даже прежние гонители — высокоодаренные мужи, яркие таланты и способности, опыты, средства — что мы сегодня не можем использовать, возможно по причине консервативности наших планов — в [438] назначенное время, внезапно присоединятся к нам, чтобы ответить на призыв Божий, когда весть вступит в последнюю фазу «Громкого клича».

Находясь во власти непреодолимого влияния Громкого клича и Позднего дождя эти люди порвут все свои прежние связи и соединят свои сердца, голоса и руки вместе с нами. Они оставят свои прежние организации, разорвут все свои связи и выступят, чтобы проповедовать радостную весть о нашем грядущем Господе, нашем скорогрядущем Царе Царей.

Самые яркие мужи, титаны — в сфере своей деятельности оставят кафедры, аудитории, судебные залы, научные лаборатории, коммерческие концерны и даже царские палаты — мы об этом знаем от самых авторитетных источников — чтобы возвещать «Весть» в ее истинном значении. Теперь мы не в силах представить себе это. И тем не менее — это будет так. Эти работники «одиннадцатого часа» займут место некоторых ярчайших светил, которые исчезнут во мраке в предстоящий период «просеяния». О, мы должны изучать наше личное отношение ко всему этому, чтобы мы видели и понимали, где мы стоим. Вот и такие вопросы, в таких глобальных масштабах рассматривала, изучала эта группа из штаб-квартиры.

2. Будет действовать в кризисных условиях

Было признано, что наша в высшей степени отработанная организация — «колеса в колесах» — возможно и не будет действовать во всю свою полную силу в тот финальный, кульминационный, критический период.

Но Господь будет управлять этими «скрытыми резервами» так и нами через Св. Дух в те страшные, заключительные часы истории мира. Возможно, что у нас будет отнята возможность регулярно оплачивать наших работников и самим лично получать оплату через наши функционирующие каналы, но Бог позаботится о всех нас в те трудные времена. И работа будет окончена и завершена.

Эти люди из «скрытых резервов» Божьих возможно и не будут в достаточной степени подготовлены для предстоящей работы. Но Бог изольет на них в достаточной степени Свою силу. Некоторые из них — это уже высокообразованные люди. А еще некоторые имели намного более тесную духовную связь с нашим живым Господом чем некоторые из нас, которые всю свою жизнь были адвентистами. И такие люди уже в такой степени облечены праведностью Христа, что намного превосходит многих из нас.

И для таких людей не будет трудно сразу воспринять великие основы — древние пограничные вехи, живые столбы, основные истины, составляющие структурную сущность Адвентизма. Когда эти истины полностью концентрируются во Христе, тогда их нетрудно понять и возвещать. Ибо это подобно пище для здорового ума.

3. Будет звучать одна нота

Когда Бог возьмет в Свои руки заключительное дело Своей работы на земле, в самых отдаленных уголках земли будет раздаваться только одно: «Господь — наша праведность». Эта истина перекроет собой все. Она охватит собой все. Христос — будет Источником, Текущим для всех.

Это одна из самых величайших перспектив; это одна из самых обоснованных надежд, которая не будет сокрушена — потому что нам обещан Святой Дух. Вся земля будет освещена славой Божьей. Это Он, будет Тот, Кто окончит работу. И вскоре Он завершит ее в праведности. Он совершит «поспешное дело на земле». Вот такими «скрытыми» резервами и достаточными возможностями обладает Бог для Дня Своей Силы. И, соответственно этому и естественный вывод.

V. Доктринальные «сухие кости» будут наполнены жизнью

1. «Дыхание» — вселяющее жизнь

Эта группа также понимала, что наши структурные доктрины — это шершавые, негладкие рамки — «сухие кости», как метко и ярко выражается Иезекииль в 37 главе, которых «очень много» и часто «очень сухих» — в то время как Христос, Его спасение и праведность — это дыхание, жизнь, дух, который наполняет их жизнью, силой и привлекательностью, красотой. А как часто, это было признано, на протяжении целого ряда лет мы «гремели» костями в наших публичных выступлениях.

Но здравые доктрины — справедливые, истинные и необходимые — никогда не умирали для нас. Они не смогут возродить, оправдать, освятить или же прославить нас. Они не могут простить и очистить нас. Они не смогут воскресить нас в последний день и дать нам бессмертие. И, превыше всего, они не в состоянии облечь нас в одежды абсолютно необходимой праведности Христа. Только Христос, как Личность, может дать нам то, в чем мы нуждаемся. Понимать это и практически проводить в жизнь — это главное.

Было также признано, что мы, как Адвентисты, слишком часто воздаем славу набору теоретических истин, которые сами по себе только должны привести нас ко Христу и полному принятию Его преобразующей милости и силе. Наша хвала, наше преклонение, наша верность — должны быть отданы непосредственно и сознательно Христу. Это приведет нас в состояние полного повиновения Ему, доверия к Его милости и облечет нас силой служить Ему. В таком духе рассматривалось и это положение.

2. Христос — центр каждой доктрины

Вот еще одна, очень часто повторяемая мысль: ни одна доктрина сама по себе не обладает преобразующей ценностью, если она не имеет в своем центре Христа и не приводит душу в живое общение с Христом. Это не суббота и не Закон — взятые просто в их чистом виде — в чем мы нуждаемся — но Христос в субботе и Христос в Законе. Только такая взаимосвязь может иметь ценность и преобразующую силу. Было признано, что наши отцы-пионеры слишком туго воспринимали это, как об этом свидетельствуют опубликованные материалы и книги тех времен. Они были заметно обособлены и часто безжизненны.

Чувствовалась острая настоятельная необходимость в перемене. То, к чему мы призывались было изложено в Духе пророчества [440], особенно в материалах за девяностые годы и в последующие, вплоть до кончины Е. Уайт в 1915 году.

Преобладание догматического перевеса в первые годы нашей работы создало о нас впечатление во всем христианском мире, как о догматиках, теоретиках, законниках. Какими медлительными мы были — и во многих случаях и поныне остаемся еще такими — чтобы отвести Христу — превосходящему, преобразующему — Его справедливое, центральное место во всем учении. Только это сможет переключить наше внимание на главное и преобразить нашу жизнь и свидетельство. И самое главное, это создает совершенно другое представление об Адвентистах в общественном мнении.

И это было признано жизненно-необходимым. И как было подчеркнуто — именно это и будет характеризовать заключительную фазу нашей работы и свидетельства перед миром и в нем.

VI. Бог избирает и использует скромных, прилежных работников

1. Будьте осторожны, чтобы ваше отношение к нашим отцам-пионерам не было пренебрежительным

Обсуждался также вопрос квалифицированности наших отцов-пионеров, ввиду того, что к сожалению некоторые люди, склонные к критике, разрешают себе нелестно отзываться о них. Примерно ведутся такие рассуждения: некоторые из наших людей с высшим академическим образованием делают вывод, что наши отцы-пионеры были людьми искренними, но необразованными, невоспитанными; у них не было образования, научной степени и поэтому в области доктринальных вопросов они были несведущи. Некоторые зашли в своих допущениях так далеко, что говорят,- что наши отцы-пионеры, конечно, вызывают восхищение своей искренностью, простодушием, но достойны сожаления в своем невежестве со стороны эрудиции.

Подобная поспешная строгая критика, как было замечено, напоминает одно из недооцененных замечаний относительно Петра и Иоанна, которые были избраны Самим Иисусом, чтобы стать Его апостолами и евангелистами новой веры. Критики Христа окрестили их как людей «необразованных, невежественных» (ДА. 4:13). Но Св. Писание дает о них следующую характеристику: «Они были с Иисусом» (Там же). В этом и состояла несравнимость их квалифицированности.

Почему-то Бог использовал именно такого класса людей, чтобы заложить основание христианской веры — основание, которое выдержало испытание веков, столетий. Эти мужи были квалифицированы, потому что они были восприимчивыми, чуткими людьми к голосу и наставлениям Св. Духа и в результате это были избранные вестники проповеди Слова Божьего.

2. Апостольское образование

Действительно, эти мужи были «неучеными» в смысле, не получившие образования в известных в то время Раввинских школах. В глазах своих современников они были также и «невеждами», т. е. не имеющими обязательных профессиональных знаний. Другими словами говоря, они не принадлежали к избранному обществу интеллектуалов тех дней. Они [441] были «простыми, неученными, рядовыми» людьми. Но даже и об Иисусе говорится, » как Он знает Писание, не учившись?» (Иоан. 7:15). Он также был унижен в глазах «интеллектуалов».

Христос избрал Своих учеников-апостолов не из среды избранных философски настроенных религиозных кругов, но Он избрал людей, которые были готовы учиться у Него. И тем не менее Он воздвиг Свою избранную Церковь Веков. Подобным образом и Бог не обратился к высшим теологическим эрудированным кругам 1844 годов,- но к тем, кто почитал истину выше учрежденной академической ортодоксальности, кто ставил водительство Духа истины выше надменной мудрости религиозного мира (1Кор. 1:20). Даже Е. Уайт иногда была недооценена по причине того, что не имела официального университетского образования. Но, как правило, подобные критики оставляли наши ряды.

Что касается наших отцов-пионеров — это были мужи в достаточной мере скромны, просты для того, чтобы принять удостоверяющее свидетельство Духа пророчества, когда в их среде возникали сомнения и разногласия.

И это возможно, восполняло собой все недостающее, необходимое — и как это сознавала и понимала эта группа мужей — компенсировало недостаточную квалифицированность наших отцов-пионеров. Они были руководимы и охраняемы действиями Духа Божьего. И посредством этих мужей Бог заложил основание Адвентистской веры. Эта высоко авторитетная группа — единогласно выразила свою благодарность Богу за этих скромных, простых, любящих учиться, ищущих истину — мужей, как основателей, а также и за достоверность Духа пророчества, подтверждающего истинность их главных изысканий и открытий.

VII. Все возрастающая сила и привлекательность «основополагающих истин»

1. Нужда в новых методах

Среди жизненно важных тем, которым было уделено особое внимание, был выдвинут вопрос о том, каким образом выдвигать особенные «основополагающие истины» нашей вести.

Этот вопрос возник не потому, что эти истины вызывали какое-либо сомнение или же требовали пересмотра в своем содержании. Совершенно нет. Но вопрос стоял в том, каким образом увеличить, усилить их притягательную силу. То что земля должна быть просвещена их превосходящей славой, было признано всеми. Это должно произойти. Но каким образом? Это был вопрос.

Определенно, что это время уже подошло; это ощущалось — чтобы наше представление истины было более позитивным, точным и вместе с тем привлекательным. Практически, довольно продолжительное время эти истины выглядели негативными. Время требует этого от нас, чтобы мы облекли эти истины самой большой силой и привлекательностью — чтобы их удерживающая сила убедила людей под влиянием Громкого клича приготовиться к встрече с грядущим Господом, облеченного в одежды Своей незапятнанной праведности.

2. Мы ослабляем их на свой собственный риск

Было также высказано одно предостережение. Вместо того, чтобы сделать нашу истину как можно более популярной — некоторые проявляют склонность к тому, чтобы в какой-то степени смягчать, ослаблять отличительную силу [442] и приспособить требования наших специальных истин к климатической обстановке мира. Но эти истины были даны Богом в определенное Им время специально для последних дней, для времени конца, для часа суда. Открытие этих истин или же их возрождение — явилось результатом напряженного личного и группового исследования Библии. Каждая из этих истин особенным образом подтверждена Духом пророчества. Следовательно, Адвентисты умаляют эти истины с опасностью для самих себя.

Смягчить эти истины или же лишать жизненной силы — это означает навлечь на себя осуждение неба. Мы, как Адвентистские работники, являемся поставленными Богом стражами на стенах Сиона и мы несем ответственность за часы караула, за наше верное исполнение долга. Любовь к душам должна охватить наше сердце и душу.

И поэтому в высшей степени справедливо: истину нельзя извращать, лишать ее жизненной силы, ослаблять; ее нельзя умалять, давать ей новое определение или же относиться к ней несерьезно, небрежно — не подвергая при этом опасности саму душу Евангелия с риском для слушателей и разрушая целостность вести. Напротив, ей нужно придать еще большую силу, укрепить ее и сделать ее еще более неуязвимой, еще более привлекательной, эффективной, потрясающей. И это должно стать целью нашего наивысшего искусства служения и силы.

3. Привлекательность и убедительность истины

И это, как было признано — есть требование проповеди, стоящее перед нами — превратить каждый принцип и условие истины в последнее обращение вечного Евангелия, неотразимое по влиянием силы и убедительности Св. Духа, через возвеличивание Христа. Еще большая часть детей Божьих — «Мой народ» — все еще находится во власти «Вавилона» (Отк. 18:4). Эти души должны «выйти оттуда» — тысячами каждый день. Это воистину чудесный час, в который стоит жить и трудиться. И по мере нашего приближения к блестящей вершине он будет становиться все прекрасней и величественней.

Заключительное обращение такой вести о настоящей истине, с главным Центром — Христом — завершится обращением «тысяч душ каждый день» в «одно стадо» при «Одном Пастыре» (Иоан. 10:16). Настоящая истина не утратила своей славы и великолепия.

Годы прошедшие не затмили и не разрушили ее красоты и прелести. Она вскоре вновь засияет в своей первозданной свежести и великолепии, которое ничто не укроет и силу которой ничто не сможет оспаривать. Это Ее славное будущее. И это произойдет благодаря служению мужей, исполненных Св. Духом и облеченных силой Позднего дождя. В эти связи и отношения мы должны войти. И только Христос может дать каждой истине настоящего времени эту необходимую, новую, динамическую силу — этот слишком часто отсутствующий в прошлом Элемент. Придирчивые критики не способны дать нужное направление и руководство.

Так в общих чертах выглядела картина работы этой группы в 1930 годы — воссозданная из заметок, сделанных в то время и отражающих подлинную согласованность рассуждений и мышление этой необыкновенной группы. [443]