32. «Божественность» и «примирение» заняли свое достойное место – 1 часть

I. Необыкновенная ценность понятия о «Божестве»

1. Неправильные выводы, сделанные на основании взглядов отдельных лиц

Свидетельство необычного свидетеля Адвентистской Церкви — обширно охватывающее истину праведности через веру во Христе, во всей Его полноте — было представлено в одной из предыдущих глав. Это было вдохновенное свидетельство. В этой главе мы параллельно дополним предыдущее содержание дальнейшим двойным свидетельством Е. Уайт — первое о Вечном Божестве Христа, затем о полном совершении примирении на кресте.

Эти вопросы, как мы уже не раз подчеркивали, являлись двумя главными причинами первоначальных споров, недоразумений, вызванных публикацией неверных взглядов и понятий со стороны отдельных лиц, но не Церкви в целом.

Эти, к сожалению опубликованные выражения, создали о нас мнение среди других вероисповеданий, что мы-адвентисты не христианской веры, но придерживаемся определенных еретических взглядов. Многие неадвентисты задавали вопрос: «Разве не все Адвентисты с самого начала так понимали? — и этот вопрос задавали известные мужи и это было понятно. И мы должны были ответить на этот вызов и сделали мы это от всего сердца.

2. Здравые выводы на основании исторического обзора

Самый эффективный ответ, конечно, может дать только рассмотрение чудесного свидетельства главного Адвентистского свидетеля — доказывающего последовательность и непрерывность ее свидетельства на протяжении всех лет и оспаривая [494] неправильные взгляды отдельных лиц по вопросу главных ключевых истин — вечных истин, лежащих в сердце вечного Евангелия или веры Иисуса, которая составляет сущность Адвентизма.

И результаты оказались блестящими, удовлетворяющими и даже поразительными. И в самом деле, нам трудно понять полноту воздействия ее свидетельств, если мы не разрешим себе сделать систематический обзор ее трудов по этим двум главным темам на протяжении всех лет. Что мы и намерены сделать, имея в виду все ее Свидетельства.

3. Возвеличивая Христа во всей Его «полноте»

В изложении этой темы заложен материал для исследования; руководство для правильного понимания и верных выводов; тема для творческих планов высшего класса. Никогда не будем обесценивать нашего служения бессодержательными темами, недостойными сюжетами, легкомысленными пустыми вопросами и бесполезными теориями, предположениями — или же опускаться в своей проповеди до «среднего уровня аудитории» — как некоторые разрешают себе делать. Наоборот, мы поднимаем сознание нашего народа, представляя ему великие темы, благородные темы, преобразующие принципы и божественные побуждения, которые нас лично трогали.

Такое отношение неизбежно будет побуждать нас подниматься все выше и серьезно работать над собой. Тогда мы сможем ответить на призыв Божий: «Ухватитесь за великие темы» (РГ. 19 апреля, 1906 г.). Когда мы представим эти величественные темы самым ярким образом, мир будет очарован красотой превосходящего Христа и тронут всезаполняющим присутствием и силой такого Спасителя.

Если мы сделаем это, многие люди подымутся и благословят нас — в это время, когда все возрастающее число прославленных богословов оставляют вечные истины о Божестве Христа и Его Полноту примирения и их паства мечется в поисках света и надежд в этот век самотека и отступления. Это золотой час, наша наивысшая точка возможности и преимущества.

4. Вклад Е. Уайт в вопросе Божества

В этой главе мы хотим развернуть панораму Свидетельств Е. Уайт о Божестве Христа.

Это очень величественная картина цели. Здесь острота проницательности, объемность, уравновешенность, надежность. Ни один писатель в наших рядах не приблизился к осуществлению этой задачи. Никто из наших величайших богословов не в состоянии сравниться в силе выражения и содержания этой темы. Почему? Мы слишком нерешительны, слишком робки, слишком неуверены, слишком боязливы для того, чтобы выражаться смело, определенно, точно, на основании Библии — в этот век компромиссов и неуверенности. Заявления Е. Уайт — освежающе точны и определены.

Ее свидетельства продолжают жить своей жизнью в сравнении с трудами величайших теологов мира в прошлом и настоящем — в их восприятии основной истины. И эти свидетельства свободны от неуравновешенности [495] склонности некоторых прославленных светил ослеплять блеском своего затуманенного великолепия.

Нам нечего стыдиться,- наоборот, мы должны испытывать законную гордость за вклад Елены Уайт в полноту истины о Божестве Христа — в этот день, когда ставят под сомнение Его вечное предсуществование и полноту Божества, его искупительную смерть, буквальное воскресение и близкое личное возвращение. Эти свидетельства являются якорем, руководящим указанием и образцом. Здесь выдвинута твердая вера Адвентистов седьмого дня. И пусть в этом не будет никакого сомнения.

Извлечения, с которыми вы познакомитесь, взяты в кавычки, представляют из себя основные выражения, систематически и последовательно извлеченные из бесценных материалов в параграфах Приложения «А», «Б» в книге «Доктр. вопр.» Их содержание, вместе с полным текстом самих книг вносит ясность в вопросе почему мужи не нашей веры были явным образом потрясены этой кульминационной вершиной книги «Доктринальные вопросы» (Перепечатано с Биб. Ком. АСД. 2 т

А).

II. Изумительное представление Божества Христа и Его человеческой природы

Здесь Елена Уайт чудесным образом описывает вечное предсуществование Христа и невыразимое Его Божество, Его природу во время Воплощения, беспримерный союз человеческого с Божественным, которое Он действительно принял, когда взял на Себя наше естество — не наши «греховные слабости», но наш грех, вину и наказание, которые были вменены Ему — но не свойственны и не присущи. Ниже мы даем это положение в сжатом, но всеобъемлющей форме.

1. Превосходящая «Божественность Христа»

Прежде всего и основательно, Христос — одно «в природе, характере, в цели» с «вечным Отцом». Отец и Сын — «одной сущности» (Знам. 27 ноября, 1893, 54 стр.)

то есть, сути, сущности. Он «равен с Отцом», «обладая свойствами Бога». Тем не менее более того, Он «Бог по существу и в самом наивысшем смысле». Он был «Богом превыше всего и благословен от вечности» — «единосущный». Е. Уайт повторяет это: Он «вечный, единосущный, несотворенный». Его жизнь «первоначальна, не заимствована, без происхождения». Он — «Источник и Хранитель всего».

(Какое описание в присущих только ей выражениях! Это прямая противоположность тем понятием, какие просочились в нашу печать еще в начале нашего движения). [496] И снова, Сын Божий «был от вечности, отдельная Личность и тем не менее Одно с Отцом». Не было такого времени, когда бы Его не было в близком сотрудничестве в вечном Боге». «От вечности Христос был соединен с Отцом». Он разделял славу, «которую имел с Отцом от самой вечности». «От дней вечных» Он был «с Богом от самой вечности».

(Что можно сказать еще больше или более определенно? Навряд ли можно подыскать более точные выражения. Это абсолютная противоположность арианству. Дальше следует связь между Отцом, Сыном и Св. Духом — Его вечным предсуществованием).

2. Вторая Личность вечного Божества

Кроме того, Он был вторым «из трех существующих Личностей небесного Трио». «Божество состоит из «Отца, Сына и Св. Духа». «Три величайших силы Неба» — это «Отец, Сын и Дух Святой». В этих разных словах содержатся «вечные небесные Личности», «три наивысших небесных силы», сотрудничающих для нас и через нас. Имя Божье — это «тройное имя». Это основание Триединства. И это есть авторитетное Адвентистское учение. (Далее следует описание природы Христа во время Воплощения. Он взял нашу «человеческую природу, но не наши «греховные наклонности». Наш грех, вину и наказание — все это было вменено Ему, но это не было совершено Им, это не было Его. Затем следует еще более прекрасная картина).

3. Союз божественного с человеческим

Воплощение — «золотая цепь, которая связывает наши души со Христом». Во время Воплощения «Христос был настоящим человеком». И тем не менее Он был Богом во плоти». В Нем была вся «полнота Божества телесно».

Он был «равен с Отцом в чести и славе». В Иисусе «божественность и человеческая природа были таинственным образом соединены и человек и Бог стали Одно». Этот бесподобный «союз» является единственной «надеждой для нашего падшего рода».

Во Христе «две природы чудесным образом сочетались в одной Личности». «Божественность была облечена в человеческую плоть». Когда Он «облек Свою божественность в человеческое одеяние» Он «не разлучился со Своей божественностью». «Божественность и человеческая природа были соединены вместе», особенным образом подчеркивает это Елена Уайт. «Божественность (Божество) не опустилась до человеческой природы; божественность осталась на Своем месте». «Беспомощное дитя в Вифлиемских яслях — по-прежнему оставалось Сыном Божьим». Во Христе, во плоти «мы взираем на Бога в человеческой природе».

(Это недостижимая тайна, но это прекрасная истина. Она должна быть воспринята верой).

4. Смертный, однако Источник жизни

Христос не был «подобен другим детям». Он был «Богом в человеческой плоти». «Как член человеческой семьи Он был смертен», но как Бог «Он был источником жизни [497] для мира». В своей «божественной Личности» Он «мог сопротивляться наступлению смерти».

Но Он «добровольно принял на Себя человеческое естество».

«Это было Его личное дело и личное согласие». Однако мы не должны очеловечивать Христа в образ простого человека.

«Он был Богом на земле, но Он снял с Себя образ Божий» и «принял образ и вид человека». «Он понес на Себе грехи мира и вынес на Себе наказание, которое подобно горе обрушилось на Его божественную душу». Его никто не принуждал умереть, но Он умер «по Своей собственной воле». Но «это умерла Его человеческая природа; Божество не разрушилось, не умерло; это было невозможным».

(Все это изложено очень точно и определенно. И это мы также должны принять; хотя же такие подобные мысли и выражения высказывали и другие богословы не нашего вероисповедания).

5. Принял безгрешную природу Адама до падения

Во время Своего воплощения Христос был «как представитель человека», именно таким, «каким Бог сотворил его» — т. е. каким был Адам. Как «второй Адам», Он «начал там, где начал первый Адам». Он «прошел путь, где Адам пал и (Он, Христос) искупил падение Адама». Он взял «природу, но не греховность человека». Он «победил сатану в той же самой природе, над которой в Едеме сатана одержал победу». Он «не разделил ни в малейшем ее греховности». Он был «подвластен слабостям и немощам», которым подвержено человечество: У нас не не должно быть никакого сомнения в абсолютной непорочности человеческой природы Христа». Он не имел в Себе склонности, предрасположения ко греху». Таковы основные заявления.

Христос был подобен Адаму до Падения — «чистым, безгрешным Существом, без пятна греха на Себе». «Он мог пасть» (Это было вполне возможным — иначе искушение не было бы для Него действительностью, а только комедией, фарсом). Он «взял человеческую природу и был искушен во всем, каким только искушениям может быть подвержена человеческая природа. Но, «ни на одно мгновение в Нем не возникла плохая склонность». Когда «Адам был подвергнут искушению в Едеме, тогда он был без тени греха». Христос был «осажден искушением в Едеме». Следовательно, «Христос в пустыне искушения стоял на месте Адама, чтобы выдержать испытание там, где он (Адам) не выдержал и пал.

Тем не менее Христос «принял человеческую природу, после того как человечество скиталось за вратами Едема четыре тысячи лет, удалившись настолько далеко от своей первоначальной «чистоты и святости». Но «никогда, никоим образом, не создавайте ни малейшей тени впечатления», что «какое-либо пятно или склонность ко злу была свойственна Христу». И затем следует строгое предостережение: «пусть каждый человек стоит на страже того, чтобы никогда ни в чем не сделать Христа равным, подобным нам, себе; этого не может быть». [498] (Хотя это и очень острое заявление, но здесь использована такая фразировка, чтобы не допустить никакого извращения. Мы должны твердо стоять на этом основании).

6. Он облекся в наше греховное естество»

Христос действительно «обладал человеческой природой». Он принял на Себя «все свойства человеческой природы». Однако в то время Он «был причастником божественной природы». Он, действительно принял нашу человеческую природу «со всеми ее слабостями». «Он понес на Себе грехи и немощи человечества такими, какими они были, когда Он пришел на землю, чтобы помочь человеку». Он «разделил участь человека и тем не менее Он оставался непорочным Сыном Божьим»,- «Богом во плоти». «Его духовная природа была свободна от всякого налета греха». Однако «все собранные со всего света грехи были возложены на Носителя Греха». Он был «одно с Богом» и «ни одного пятна разложения не было на Нем».

Но Он испытывал «позор греха». «Бремя грехов мира давило Его душу». «Непорочный Сын Божий принял наказание», которое должен был нести грешник. Сам «безвинный» Он «понес на Себе наказание виновных», «Непорочный» Он «занял место нарушителя закона». «Вина каждого греха всей своей тяжестью давила божественную душу Искупителя мира». Он принял на Свою безгрешную природу «наше греховное естество». (Он занял наше место. Он умер вместо нас).

7. Искушен во всех пунктах или принципах

Он «принимал участие в страданиях и испытаниях скорбящей человеческой природы». «Более того, Его страдания были соразмерны совершенству Его святости». Но «ни одной мыслью или чувством Он не ответил на искушение».

Он «принял человеческую природу со всеми ее слабостями». Он «принял природу человека с возможностью уступить искушению». (Вот почему Он понимает, сочувствует нам в наших немощах. Разница — очень контрастная и фундаментальная).

8. Он понес на Себе вмененный Ему грех и вину мира

Он «понес на Себе вину грехов мира». «Он мог терпеть, потому что Он был без малейшей тени греха неверности». Он «понес на Себе немощи и вырождение человеческого рода». Он — принял человеческую природу, когда человечество «было ослаблено четырьмя тысячами лет греха». Он «принял последствия действующего великого закона наследственности». Он сражался «с риском потерпеть поражение и понести вечную потерю». Он мог сопротивляться «вторжению болезни, изливши из Своей божественной природы жизненную силу и здоровье на человечество». Но Он не сделал этого.

«В Нем не было хитрости и греховности». Он «открыл перед миром характер Божий». Елена Уайт повторяет: У нас не должно быть никакого опасения или сомнения в том, что касается «совершенной безгрешности человеческой природы Христа». [499] Он «был подобен каждому из нас, кроме греха». Он был «рожден без тени греха». Хотя и «без тени греха или порока» Он «взял нашу природу в ее выродившемся состоянии». Он «опустился на самую низкую ступень нищеты и унижения среди людей». И «взявши на Себя нашу падшую природу, Он показал чем она могла стать».

И вновь мы слышим голос предостережения: «ни малейшего сомнения в нас не должно быть, что касается безгрешной природы Христа». (Эти слова должны очень внимательно изучаться. Эти слова призывают нас к их полному принятию).

9. Без «страстей» падшей природы

«В Своей человеческой природе Он сохранял чистоту Своего божественного характера». Он был «не осквернен разложением, свойственным греху». Он «оставался чужд греху, страстям нашей падшей природы, но был осаждаем подобными нам немощами». Он «был Братом в наших немощах, но Ему были чужды подобные страсти». «Он был безгрешным». «Ни один след греха не исказил в Нем образа Божьего». Приняв на Себя «человеческую природу в ее падшем состоянии» Христос «не принял ни малейшего участия в ее грехах». «Придя, чтобы обитать в человечестве» Он «не принял его осквернения». Обвинители Христа стояли осужденными «в присутствии безграничной чистоты».

(Таким путем Елена Уайт много раз повторяет эту главную мысль и принцип).

10. Он навсегда сохранил за Собой «человеческую природу»

Наконец, «приняв нашу природу», Христос «связал Себя с человечеством такими узами, которые никогда не порвутся. Через все вечные века Он будет связан с нами». «Бог отдал Его падшему роду» — чтобы навсегда Он сохранил Свою человеческую природу». Он «принял «человеческую природу» и «взял ее с Собой на высоты Неба».

(Какое удивительное, невыразимое Существо описано здесь!!! Его величие и слава превосходят наше понимание. Но Его сходство с нами настолько реально и чудесно, что вызывает в нас всю нашу любовь и преклонение. Он — Один и единственный Бого-Человек и Спаситель навеки. Но это еще не все).

III. Елена Уайт дает безошибочный, верный ответ на два вопроса, которые были представлены в ложном свете

1. Здравое учение среди неправильных взглядов

Никогда не следует забывать о том, что эти бесценные жемчужины и фундаментальные взгляды, которые мы здесь рассматриваем, были написаны Еленой Уайт в то время когда многие из наших ярких мужей не имели единого понятия по главному вопросу о божественности Христа, Его божественно-человеческой природе на земле, о реальности Его искушений, по вопросу предрасположения ко греху и множество других родственных вопросов.

Неуклонно продвигаясь вперед в выполнении возложенной на нее задачи, Елена Уайт продолжала свидетельствовать самым определенным, [500] ясным образом, указанным ей Небом о божественности Христа и в этом свидетельстве она была впереди всех своих современников и, конечно, и сегодня впереди многих из нас. На нее не отражались отклонения других. Действительно, только Божественная Рука могла вести ее и охранять ее.

Последовательность и непрерывность изложения в этом вопросе — является одним из чудес ее литературных трудов, написанных под влиянием Св. Духа. Ничто из ее обширных литературных материалов по вопросу Божественности Христа, о чем она писала на протяжении целых лет не нуждается в пересмотре, вычеркивании, повторении, объяснении и ничто не обойдено молчанием.

И это была очень деликатная, неуловимая для многих территория. Пусть кто-нибудь представит подобный отчет в современных анналах?!!

2. Борьба завершается — единством

Мы вновь подчеркиваем, что вопрос Божественности Христа — был одним из тех двух главных вопросов, недоразумения и борьбы, который на протяжении десятилетий беспокоил нас. И только в 1931 году эта борьба разрешилась и обе стороны пришли к соглашению. И нужно отметить, что это соглашение было достигнуто большей частью благодаря свидетельствам Е. Уайт, которые уже давно были даны и только ожидали того времени, когда мы примем их и объединимся. До 1957 года эти свидетельства не были собраны все вместе и опубликованы, чтобы таким путем, своим собранием в одно свидетельство произвести достойное впечатление.

Следовательно, это была Елена Уайт, которая смело и широко разрешила эту проблему — через свои письменные труды — этот великий «камень преткновения» — Божественность Христа — который вызвал столько недоразумений и неправильных представлений во всем религиозном мире об Адвентистах. Для этого с ее стороны требовалась больше чем блестящая человеческая проницательность или же тонкое понимание истины. Это говорило о божественном просвещении и сверхъестественной одаренности.

То же самое абсолютно верно и в отношении другой великой темы — искупления — к которой мы перейдем сейчас.

IV. Искупление — «дело», завершенное на Голгофском кресте

Второй главной областью вечных истин веры Иисуса — которая также к огромному сожалению являлась вопросом недоразумений и неправильного понимания со стороны некоторых в первые десятилетия нашего движения — было дело креста как акт искупления. Вопрос искупления являлся другой величественной и жизненной темой, о которой Елена Уайт так много, определенно и четко писала, с такой последовательностью и постоянством. Узкие взгляды некоторых из наших отцов-пионеров вызвали со стороны богословов других вероисповеданий тяжелые кривотолки об этой истине. И это положение должно было быть исправленным, чтобы, таким образом, мы могли пользоваться с их стороны непредубежденным отношением. Сделаем обзор обширного свидетельства Елены Уайт [501] о широкой, двойной роли искупления, вопрос, который она с такой силой и красотой излагает.

1. Центральность искупительной жертвы

Жемчужиной первой величины в этой области, в ее трудах является следующее всеобъемлющее заявление: «Жертва Христа, как искупление за грех,- это великая истина, вокруг которой группируются и все остальные». Это — всеобъемлющая истина. Это примирение точно обозначало — «Сын Божий, вознесенный на кресте». И она добавляет — крест является «великим центром притяжения». Кроме того, «Христос на кресте» «является средством, движущим миром». Всякая другая истина «облечена влиянием и силой» в пропорциональном соотношении с этой истиной.

Действительно «Христос на кресте — это «НАША ВЕСТЬ».

(Эта истина является основной в ее трудах и такой она и должна быть в нашем учении и проповеди).

Нам даются советы «собирать сильные подтверждающие выражения относительно искупления, совершенного Христом». «Христос Распятый» — Личность и дело — это весть Божья, которая должна звучать «по всей широте и долготе мира». «От нее зависит каждая наша надежда».

Но этот вопрос имеет два аспекта. Христос «искупительная Жертва и Его Посредническая работа» должны занимать наше «сознание»до «конца времени». Мы должны стать «живым примером силы крови Христа».

(Это также очень четкий и определенный совет).

2. «Полное» искупление, совершенное на кресте

«Когда Отец увидел Жертву Своего Сына (на кресте)» Он сказал: «Достаточно. Примирение совершилось!» И еще: «Когда Он принес Себя на крест, было совершено совершенное искупление за грехи народа». И еще: «Пострадавши вне врат» «тогда было совершено полное искупление за грехи народа». И еще: «Когда перед всей небесной вселенной предстал крест» Он (Отец) увидел полноту искупления».

Ссылаясь на «великое примирение» Елена Уайт говорит: «На искуплении Христа лежала небесная печать. Его жертва во всех отношениях была совершенной. Она вполне «достаточна», «действующая» и «полная».

(Дело креста неоспоримо — это акт примирения).

3. Воплощение — необходимое условие искупления

Христос искупил мир «ценой выкупа», взявши на Себя человеческую природу «путем Перевоплощения». Он «добровольно принял человеческую природу, чтобы таким путем предложить Себя как выкуп». И так как Он равен [502] с Богом «безграничным и всемогущим» Он «божественный Сын Божий являлся единственной, совершенной, драгоценной жертвой способной вполне удовлетворить все требования совершенного Закона Божьего». Но Он не был должен, обязан, выполнить работу искупления».

(Это было абсолютно добровольно с Его стороны. Этот поступок был продиктован любовью).

4. Непорочный Христос — был совершенной Жертвой

Христос мог сделать это только потому, что Он был Сам «лично непорочен».

И «вися на кресте» Он был «непорочным и чистым». Если бы Он не был «без греха» Его «смерть на кресте» не имела бы никакой ценности. Он принес Себя «без греха» как жертву Богу. И потому что Он был безгрешен, «Он совершил полное искупление отдавая Свою жизнь, как выкуп за нас».

(Его смерть была, вне всякого сомнения, актом искупления).

5. Христос был одновременно и Жертвой, и Священником

Когда Христос умирал за нас, наша вина и наказание снимались с нас и возлагались на Того, Кто отдавал Себя за нас. «Все наше беззаконие» было «возложено на Него». Христос «страдал за человека».

И совершая это, Он «занимал двойное положение как жертва и как Тот, Кто приносит ее, т. е. как Священник и как Жертва. Он приносил жертву, будучи одновременно и Священником, и Жертвой».

(Он, как Священник, принес Себя в Жертву).

6. Только крест «означает» искупление

Следовательно, крест является средством искупления человека. Грех Эдема повлек за собой наказание смертью. Если бы не было совершено такое Искупление, то не было бы и прощения за грех. Значит, «крест должен был стать средством искупления». «Христос отдал Себя как искупительную Жертву».

(Эта мысль повторяется неоднократно).

7. Дело искупления охватывает собой весь мир

По своей масштабности «искупление Христа охватывает всю человеческую семью». Это было вполне достаточно «для всего человеческого рода».

Он уплатил за всех грешников. Этого искупления было «достаточно» для всех. «Все грехи мира — весь мир — можно было выкупить таким искуплением. «Всякое препятствие устранялось».

И в результате, «связь» которая была нарушена через грех вновь восстановилась. Таким образом, крест «перебросил мост через пропасть — между Небом и Землей». Это через крест грешники «примиряются с Богом» и отверженные становятся «сыновьями» и «наследниками» Божьими. Через крест «широко распахнуты врата небесного Рая».

[503] (Таково главное значение и величие креста).

8. «Праведность» дается через искупление

Через «искупительную жертву» дается «вменяемая праведность Христа», чтобы оправдать — покрыть собой наши прошлые грехи. И через «жертву, совершенную на Голгофе» происходит «освящение благодатью — Его праведность наделяется нам, передается во всей своей полноте». «Грех был вменен Ему вместо нас и тем не менее Он остался абсолютно чист и непорочен».

(Следовательно, Его праведность абсолютно необходима для нашего спасения).

9. На Голгофе была уплачена вся цена выкупа

«Выкуп, внесенный Христом» — это «Искупление, совершенное на кресте». Такова безграничность, необъятность искупительных средств. Он пришел, чтобы «принести жизнь и бессмертие» падшему человечеству. Он спасает человека от смертного приговора. И это единственный выход.

(Отсюда и центральное положение креста).

10. Справедливость и милость — соединились у креста

«Равен с Богом» как Бог, понес «наказание за всякую неправду и грех», как добровольная жертва. «Милость и истина — проходят перед лицом Твоим» (Пс. 88: 15). «Справедливость склоняется в благоговении у креста, говоря «Достаточно». Счет сатаны был оплачен раз и навсегда. Крест полностью отвечал всем «правам и требованиям справедливости и милости». Христос «вычерпал всю величину, меру наказания и обеспечил прощение». Бог-Отец «с удовлетворением склонил Свою голову». Теперь «справедливость и милость могли соединиться» — крест вновь соединил Бога и Человека.

(Это наивысшая точка искупления).

11. Неизменяемый Закон Божий — реабилитирован

Крест — является неопровержимым доказательством неизменяемости Характера Закона» (ПС. 88: 29-35). Он не был изменен, «чтобы пойти на компромисс с грешником в его грехах». Крест свидетельствует о непреклонности наказания за грех. Таким путем была «сохранена» неприкосновенность «божественного закона правления» Божьего, ибо закон так же «вечен», как и «престол Божий». Поэтому крест аннулирует доводы сатаны против Закона.

12. Искупление больше нужды человека

Что касается «размеров искупления», то справедливость требовала, чтобы страдал человек.

Но «Христос, равный с Богом, понес страдание Сам лично, как Бог».

Вся иудейская система жертвоприношений символизирует собой смерть «непорочного Агнца Божьего, представляя собой смерть и посредническое служение Христа». Наказание и бесчестие понес Заместитель.

13. Искупление нанесло смертельный удар сатане

Крест нанес «смертельный удар сатане». Христос получил право отнять добычу [504] из рук великого обманщика. Голгофа «навсегда освободила всю вселенную от обвинительной силы сатаны». Крест «низвергнул князя мира сего», и его участь была запечатлена. Крест Христа низринул трон сатаны навеки, навсегда. Христос объявил: «Где стоит престол сатаны, там водружен Мой крест».

14. Дело искупления никогда не будет нуждаться в повторении

«Смерть Христа на кресте» — дело искупления — «никогда не будет нуждаться в том, чтобы его совершить еще раз». Это было сделано однажды и навсегда. «Больше во Вселенной Бога не повторится подобное восстание». В этом была цель и осуществление плана искупления.

(Следовательно, крест — это центральная точка в искуплении и искупительное дело креста — совершено).

V. Утверждение истины широкими, смелыми приемами

1. Краткий обзор пройденного

Еще раз мы хотим обратить внимание на то, что все эти чудесные утверждения были сделаны после 1888 г

великого кризиса и великого света. Взвесьте в целом эти свидетельства Е. Уайт. В ее изложении этой величайшей и вместе с тем очень деликатной темы нет и тени сомнения, колебания, нерешительности, противоречия. Она очень четко, определенно, точно подходит к разрешению этой великой темы — вокруг которой создалась такая воинствующая обстановка со стороны «некоторых». Она проложила для нас дорогу. Она передавала свет с неба. И этот свет был принят.

Елена Уайт заняла лидирующее положение в выдвижении этой определенной истины и, таким образом, как бы автоматически, внося исправления в существующие кривотолки и заблуждения. Ее не пугал вертящийся водоворот сражающихся мнений и взглядов. Она утверждала истину Божью широкими, смелыми приемами и неуклонно шла своим курсом. Она представляла истинное, библейское уравновешенное понятие об искуплении, избегая сетей и ложных выводов со стороны талантливых, но заблуждающихся мужей, окружающих ее. Она исправляла их заблуждения, ошибки, но сама занимала непоколебимую позицию. Она была истинным проводником.

2. Отборные средства для достижения единства

Результаты были необыкновенны. С поражающей всех очевидцев мудростью и благоразумием Елена Уайт разрешала конфликтные ситуации. Это не было чем-то сверхъестественным. Она обладала вдохновенной проницательностью — время оправдало ее утверждения. В свое время то, что вызывало недоразумения превратилось в средства единства и понимания. Широко распространенное еще раньше сомнение некоторых в том, что [505] акт искупления был завершен на кресте, предоставляя таким путем полное право для посреднического служения Христа на небе — полностью рассеялось у огромного большинства.

Четкие, сжатые свидетельства Е. Уайт, в недавние годы, убедили скептически настроенных теологов других вероисповеданий в обоснованной справедливости наших взглядов относительно этой великой темы. Но Елена Уайт с самого начала непоколебимо отставала эти правильные принципы. И никогда не будем забывать того, что она излагала эти исчерпывающие понятия в то время, когда некоторые из очень одаренных мужей понимали эти вопросы по-другому.

Таким даром одарил Бог Свой народ, чтобы помочь ему правильно разрешить эту великую оспариваемую тему. В следующей главе мы рассмотрим вопрос о Первосвященническом ходатайстве искупительной Жертвы. [506]