Июль

1 июля. Свободных мест нет

Уютная комната в гостинице — желанное место для коммивояжера, уставшего после тяжелого рабочего дня. Но представьте, что вы приезжаете в гостиницу и обнаруживаете, что свободных мест нет. Вам говорят, что вы можете поселиться только в номере с еще одним, посторонним человеком. Так произошло 14 сентября 1898 года в центральной гостинице Боско-беля (штат Висконсин). Джон Николсон приехал туда в девять часов вечера и узнал, что все номера заняты. Клерк в гостинице предложил ему койку в номере девятнадцать, где уже был один постоялец по имени Самьюэл Хилл.

Прежде чем отправиться ко сну, Николсон открыл свою Библию. В девятнадцать лет он обещал умиравшей матери, что каждый вечер будет читать Священное Писание. Хилл, уже спавший к тому времени, проснулся. «Мистер Хилл, — сказал Николсон, — вы позволите мне посидеть при свете еще немного? Я привык перед сном читать Слово Божье и общаться с Господом».

«Читайте вслух, — оживился Хилл, — я тоже христианин». Николсон прочитал пятнадцатую главу из Евангелия от Иоанна, и оба мужа преклонили колени. Они не могли уснуть до двух часов ночи, обсуждая проблемы, с которыми сталкиваются христиане в дороге.

Николсон и Хилл встретились еще раз в Бивер-Дам (штат Висконсин). Вскоре они объявили о своем решении объединить христианских коммивояжеров, в связи с чем 1 июля 1899 года было организовано первое собрание. Но на встречу приехали только трое — Николсон, Хилл и Уильям Найтс. Тем не менее они основали организацию, чтобы объединить христиан для оказания друг другу духовной поддержки, евангелизации и служения. Они решили назвать свою организацию по имени ветхозаветного героя, Гедеона, который «сделал, как говорил ему Господь».

Поскольку все первые «Гедеоновы братья» были странствующими торговцами, возник вопрос, как они смогут быть свидетелями в гостиницах, где им приходится проводить так много времени. Кто-то из них предложил убедить владельцев гостиниц, в которых они останавливаются, обеспечивать своих постояльцев Библиями. На встрече в Чикаго в 1907 году было выдвинуто предложение, чтобы «Гедеоновы братья» сами распространяли по гостиницам экземпляры Библии. Это предложение было принято, и впервые Библии были привезены «Гедеоновыми братьями» в гостиницу «Superior» в Айрон-Маунтин (штат Монтана) в 1908 году. С тех пор этой организацией было распространено более семисот пятидесяти миллионов экземпляров Библии в более чем ста семидесяти странах.

И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте; когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: «меч Господа и Гедеона!»

Суд. 7:17-18

2 июля. «Та часть публичного богослужения, которая называется пением»

Из архивов Первой церкви Виндзора (штат Коннектикут) от 2 июля 1736 года, воскресенье:

Собрание общины, председатель собрания — Пелагия Эллин. Собрание проходило следующим образом: председатель предложил обсудить вопрос о той части публичного богослужения, которая называется пением. Должны ли они на своих собраниях в субботу петь так, как всю свою жизнь поет диакон Маршалл, что называется «по-старому», или же нужно петь так, как учит мистер Бил, что называется «пение по правилу». Когда собрание обсудило вынесенный на повестку дня вопрос, председатель предложил провести голосование. Но выяснить точное количество голосов оказалось трудным, потому что на собрании присутствовало очень много народу. Поэтому председатель приказал всем голосующим покинуть места, выйти в проход и тем, кто был за вариант диакона Маршалла, пройти на места мужчин, а тем, кто голосовал за вариант мистера Била, сесть на места женщин. Председатель спросил меня, сколько голосов я насчитал за вариант диакона Маршалла, и я ответил: «Сорок два», а он сказал, что их было шестьдесят три или шестьдесят четыре.

Затем председатель пожелал, чтобы те, кто был за вариант пения по учению мистера Била, встали со своих мест и вышли за двери, чтобы там их сосчитали. Они же ответили, что готовы выразить свое мнение любым приемлемым способом там, где они находятся, но выйти за двери для этого отказались и высказали желание, чтобы их голоса подсчитали там, где они находятся, потому что они готовы выразить свое мнение. Но председатель отказался это сделать и заявил, что на основании голосования на публичном богослужении в будущем будут петь по варианту диакона Маршалла, который называется «по-старому», и приказал мне записать свое решение, но я не стал этого делать в связи с возникшими обстоятельствами и записал только факты и ход собрания.

И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа и племени… …Сидя-Щему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и Держава во веки веков.

Отк. 5:9, 136

З июля. Испытание веры

Мы вполне можем любить свои семьи больше, чем Бога, и тогда этот грех превращает наших детей в идолов. Однажды Господь испытал двух человек в этом вопросе — патриарха Авраама с его сыном и известного героя веры Джорджа Мюллера с его дочерью. Мюллер в основном служил сиротам, но его вера была испытана его любовью к дочери. Вот что говорится об этом в его дневнике:

Моя любимая дочь и единственное мое дитя, верующая в Бога с 1846 года, 20 июня 1853 года заболела. Эта болезнь, сначала проявившаяся небольшой температурой, обернулась тифом. 3 июля мы решили, что надежды на ее выздоровление уже нет. Это было суровое испытание моей веры. Но вера восторжествовала. Моя любимая жена и я сумели отдать нашу дочь в руки Господа. Он чудесным образом поддерживал нас. И хотя моя единственная дочь подошла к самому краю могилы, моя душа пребывала в совершенном мире, покоясь в воле небесного Отца, пребывая в уверенности, что Он сделает для нее и ее родителей только то, что в конечном счете будет нам во благо. Дочь продолжала болеть до 20 июля, после чего началось восстановление.

Родители знают, что такое единственный и любимый ребенок. Наш Отец небесный фактически спросил меня: «Ты готов отдать мне это дитя?» Мое сердце отвечало Ему: «Как будет Тебе угодно, мой небесный Отец. Да будет воля Твоя». Но как наши сердца готовы были вернуть Ему нашу дочь, так Он готов был оставить ее нам, , и она выжила.

Из всех испытаний веры, которые мне пришлось пережить, это было самым тяжелым, но по избыточной Божьей милости, слава Ему вовек, я сумел радоваться о воле Божьей, ибо я был совершенно уверен, что если Господь заберет мою любимую дочь, так будет г, лучше для ее родителей, для нее и тем более для славы Божьей, чем если бы она жила. Этим я удовлетворился, и этим упокоилось мое сердце в мире, совершенном мире. <

Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

Быт. 22:12-14

198

4 июля. Правильный выбор

Марта Скарборо отпраздновала День независимости 4 июля 1870 года

рождением сына, Ли. Когда мальчику исполнилось восемь лет, Марта и ее муж Джордж, баптистский проповедник, переехали в Техас и стали разводить овец и проповедовать Христа. Первым их домом была землянка, а затем они построили бревенчатый домик у ручья. Джордж и Марта мечтали о красивом доме на холме. Они берегли каждый цент, но времена были тяжелые, и прошло много лет, прежде чем они сумели скопить достаточную сумму на строительство дома своей мечты. Тем временем Ли стал загорелым шестнадцатилетним ковбоем.

Однажды после окончания рабочего дня Джордж сказал Марте: «Давай пойдем на холм и выберем место для строительства дома. Мы накопили достаточно денег, поэтому пора начинать планировать постройку дома». Рука об руку они пошли по траве на вершину холма, стоявшего позади их деревянного домика. Это был долгожданный момент. На верху холма он сказал: «Вот здесь. Это самое подходящее место, которое только можно найти». Но Марта повернулась к нему, и ее глаза наполнились слезами. «Дорогой, — сказала она, — я так ценю твое желание построить мне новый и уютный дом на этом красивом месте, но на наши деньги есть другой призыв, и он много важнее, чем дом. Давай останемся жить в старом доме, а деньги вложим в обучение нашего мальчика. Боюсь, если мы используем деньги на постройку дома, мы никогда не сможем отправить Ли в колледж. Я согласна обойтись без дома, если мы сможем вложить деньги в обучение нашего мальчика».

Джордж был разочарован и в течение нескольких дней почти не разговаривал. Наконец однажды за полночь он сдался. Дом так и не был построен, но 8 января 1888 года Ли Скарборо уехал из дому, чтобы учиться в Бейлор-ском колледже в Вако (штат Техас). Со временем он стал мощным свидетелем для Христа, лидером Южно-баптистской церкви, писателем, ректором семинарии, пастором, евангелистом и бизнесменом, который строил колледжи, семинарии, церкви, больницы и миссионерские станции по всему миру.

Купи истину и не продавай мудрости, и учения, и Разума. Торжествует отец праведника, и родивший (м) УДрого радуется о нем. Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

Прит. 23:23-25

5 июля. Хлеб и книга

Когда у родителей возникают проблемы с детьми, им нужно почаще вспоминать, что Бог всех нас сотворил разными и каждый ребенок — уникальная личность с особыми чертами характера. Джордж Борроу родился 5 июля 1803 года в эпоху Наполеона. Отец Джорджа, человек военный, надеялся, что сын его станет дисциплинированным и целеустремленным. Но Джордж был молчаливым мечтателем, склонным к бродяжничеству. Его утомляло однообразие и манило неизведанное. Он ненавидел школу, но обладал неутолимой любознательностью: его интересовали предсказатели, знахари, змеи и карлики. Джордж очень легко усваивал языки и быстро перенял цыганский образ жизни. Став лудильщиком, он ходил по улицам с тележкой и пони, продавая горшки и кастрюли.

Однажды Джордж заснул под звездами и проснулся от звука приглушенного голоса, который произнес: «Отрежь веревку, это его пони». При тусклом свете тлеющих угольков костра Джордж увидел фигуры двух человек, отвязывающих пони со всем его имуществом. Он набросился на них, и в течение двух часов они яростно боролись. Наконец один из воров ударил Джорджа по голове камнем, после чего мошенники бросили его тело в подлесок и бежали.

На следующее утро два странствующих уэльских евангелиста увидели пару ботинок, торчащих из-под куста. Они вытащили Джорджа на открытое пространство и обмыли раны. Прежде чем отправиться своей дорогой, евангелисты дали ему хлеб и книгу. Джордж просидел в траве долгие часы, переваривая хлеб и книгу — Библию, хлеб жизни. Его пытливый ум очень скоро обрел Господа.

В последующие годы Джордж выучил десятки языков и стал переводчиком Библии. Его автобиография, повествующая о приключениях, которые он пережил, когда работал разносчиком христианских книг в Британском и зарубежном библейском обществе, стала очень популярной. В ней он рассказывает о жизни, полной захватывающих дух опасностей, от которых он едва спасался, о тюремном заключении и необычных путешествиях, особенно в Испании. Он был неординарным человеком, и его удивительное служение захватило воображение всей Англии и значительно способствовало распространению Библии в Европе.

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне -вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек…

Втор. 8:2-3

6 июля. Короткое перемирие

17 ноября 1417 года кардинал Оддон Колонна в Констанце был избран папой Мартином V. Несколько позже он приехал в Рим и был поражен тем, что увидел в великом городе. И люди, и здания пришли в упадок, и столица христианства деградировала, превратившись, пожалуй, в самый отсталый город Европы. В Италии царил хаос. Городами правили военачальники, а сельскую местность терроризировали бандиты. Папская казна была пуста, а врагов были легионы.

Мартин восстановил в Риме порядок, уничтожил бандитские гнезда вдоль дорог и нанял на службу умных и способных людей. Он больше был политиком, чем духовным лидером, но он скромно питался, пил только воду, мало спал, чем заслужил уважение народа и ненависть врагов.

Тем временем патриарх Константинополя, партнер Мартина в Восточной Церкви, страдал от собственных проблем. Османские турки угрожали Константинополю, и восточные лидеры, которые в 1054 году порвали отношения с Римом, теперь просили военной помощи. Вся Европа всколыхнулась в надежде, что Церковь наконец объединится. 8 февраля 1438 года константинопольский патриарх Иосиф прибыл в Венецию с делегацией из семисот человек, чтобы встретиться с папой Мартином. В Ферраре был созван вселенский собор, который впоследствии был перенесен во Флоренцию. Комитеты пытались найти способы примирения двух сторон в спорных вопросах, рассматривая такие проблемы, как взаимоотношения папы и патриарха, употребление пресных хлебов, природу чистилища и роль Святого Духа. Дебаты велись многие месяцы, после чего наконец лидеры пришли к компромиссу. 6 июля 1439 года в кафедральном соборе Флоренции был зачитан декрет обеих Церквей. Лидеры поцеловались, все присутствующие встали на колени и поклонились Богу.

Но эта радость оказалась кратковременной. Священство и жители Константинополя категорически отвергли решения Флорентийского собора. Османские турки захватили город и провозгласили его исламским. В Италии началось Возрождение, обязанное отчасти тому влиянию, которое оказали греки, встречавшиеся с флорентийской знатью, во главе которой стоял Козимо де Медичи. Можно сказать, что Флорентийский собор внес свой вклад в отступление Церкви перед мусульманами на Востоке и гуманизмом на Западе.

Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя [от единства веры], Душевные, не имеющие духа.

Иуд. 17-19

7 июня. Увядший сад Господа

Самьюэл Резерфорд родился в Шотландии в 1600 году. Он провел беззаботную юность, но после окончания университета в Эдинбурге всерьез последовал за Христом. Он изучал богословие и получил право проповедовать. Его пригласили стать пастором в маленькой шотландской деревушке Энвот. Вскоре после приезда туда жена и двое детей Резерфорда умерли. Но Самьюэл с головой погрузился в служение и не позволил себе расслабиться.

Планы Резерфорда охватывали всю церковь Шотландии, которая в тот период страдала от слабого богословия. Он написал книгу «Апология божественной благодати», в которой так критиковал священство, что его сняли с должности и «сослали» в Абердин, запретив проповедовать. Он чувствовал себя наполовину слепым человеком, которому только что вырвали глаз. Там, в Абердине, страдая физически и духовно, 7 июля 1627 года он написал письмо другу, Джеймсу Гамильтону, который тоже был изгоем:

Что касается предстоящего суда, который пугает тебя, мой возлюбленный в нашем Господе Иисусе брат, увы! Что есть я, чтобы утешать тебя, воина Христова, который сделал во сто крат более для драгоценного дела, чем я могу сделать! Но я знаю, те, которых мир был недостоин, блуждали по горам и в пустыне, скрывались в ущельях и пещерах земли. И пока на земле есть хоть один член мистического тела Христова, этому человеку суждено страдать от ударов, пока наш Господь Иисус не привлечет его и не проведет через ворота Нового Иерусалима.

Моей единственной радостью после Христа была проповедь Слова моего самого возлюбленного и наилюбимейшего Господа и слава Его царствия, но им не кажется жестоким вырвать глаз у бедного человека. Я не могу разрешиться от моего бремени. Никто здесь не будет знать моего Господа. Увы! Что же им нужно? Но не бойся. Увядший сад Христа снова зазеленеет в Шотландии. Мой Господь Иисус имеет слово, сокрытое на небесах и предназначенное для Шотландии, но еще не принесенное сюда.

Резерфорд тогда не знал, что в сокрытое слово Божье, предназначенное для Шотландии, входило собрание его писем из Абердина, опубликованное после его смерти и ставшее классикой христианской литературы.

За что так упорна болезнь моя и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою? На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. И спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей.

Иер. 15:18-21

8 июля. Паук над пламенем

Джонатана Эдвардса, пастора из Новой Англии, жившего в XVIII в., часто называют величайшим богословом Америки. Эдварде был блестящим проповедником. В шесть лет он уже изучал латынь. Ему не было тринадцати, когда он поступил в Йельский университет, который закончил почти в пятнадцать лет. В девятнадцать он уже был рукоположен, а в двадцать стал преподавателем Йельского университета, а позже — ректором Принстон-ского университета. Гарвардский университет в один день присудил ему степень бакалавра и магистра сразу. Но более всего он известен своей проповедью, самой знаменитой проповедью в американской истории — Грешники в руках разгневанного Бога.

Он прочитал ее в воскресенье, 8 июля 1741 года, когда служил в маленькой деревушке Энфилд (штат Коннектикут). Группа женщин всю предыдущую ночь провела в молитве за пробуждение. Когда Эдварде поднялся на кафедру, он спокойно объявил, что проповедь основана на тексте из Книги Второзаконие (32:35): «…скоро наступит уготованное для них». Для Эдвардса тема «огня и серы» была не очень характерной. Из тысячи прочитанных им проповедей эта тема была поднята не более чем в десяти.

Эдварде говорил просто и спокойно, предупреждая необращенных о том, что они висят над адским пламенем, как паук над костром. О, грешник! Подумай об этой устрашающей опасности. Необращенные ходят по самому краю преисподней, по шаткому основанию, и в этом основании есть бесчисленное количество невидимых глазу и очень слабых мест, и очень скоро оно не выдержит их тяжести.

Голос Эдвардса утонул в шуме криков и всеобщего смятения, охватившего собрание. Он помолчал, требуя тишины. Затем заключил: Пусть каждый, кто еще не пребывает во Христе, проснется и бежит от грядущего гнева. Гнев Всемогущего Бога несомненно нависает над большей частью этого прихода. Пусть каждый да бежит из Содома.

Сильные, здоровые мужчины крепко вцепились в спинки впереди стоящих сиденьев, физически ощущая, как они сползают в ад. Других била неконтролируемая дрожь, и они упали на пол. В деревне можно было слышать плач и вопли сидевших в собрании людей, моливших Бога спасти их. В тот вечер обратилось пятьсот человек, и с этого момента началась волна покаяния, которая привела в Царство Божье тысячи людей.

Это было началом Великого пробуждения.

У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них. Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне. ^ Втор. 32:35-36

9 июля. Молись и работай!

У постели матери в маленькой и темной комнате в одном из городков Германии столпилась группа перепуганных ребятишек, которым суждено было вскоре стать сиротами. Среди них был четырехлетний малыш. Он слышал, как умирающая мать прошептала:

— Мои дорогие дети, у меня есть для вас великое сокровище.

— Что это за сокровище, мама? — спросила старшая дочь.

Женщина указала на Библию: «Ищите в Библии, там вы найдете великое сокровище. Каждую страницу этой книги я поливала своими слезами». С этими словами она умерла. Семья была придавлена горем, а маленького Бартоломея Цигенбальга забрали к себе друзья семьи. Он никогда не забывал слов матери и в возрасте двенадцати лет признал Христа своим Спасителем. В восемнадцать он с отличием закончил университет в Галле.

Новое пробуждение в Германии придало свежие силы лютеранству, которое теперь приняло оттенок пиетизма. Новое развитие протестантского движения коснулось короля Дании Фердинанда. Он попросил прислать миссионеров в Транкебар, собственность Дании, находившуюся в южной части Индии. Цигенбальг услышал этот призыв и предложил свою кандидатуру. Во время долгого путешествия — почти восемь месяцев — он напряженно работал, так что почти никто не видел его на палубе. Он прибыл в Индию 9 июля 1706 года и очень скоро попал за проповедь благовестия в тюрьму.

Однако у Цигенбальга был лозунг: Ora et Labora — молись и работай! Он и в тюрьме следовал этому принципу. Там он изучил тамильский язык и, выйдя на свободу, мог свободно делиться Евангелием на этом языке. В течение одного года он крестил пять рабов по протестантскому обряду, а после этого была освящена первая поместная протестантская церковь в Индии. К 1711 году Цигенбальг закончил переводить на тамильский язык Новый Завет, катехизис Лютера, датскую литургию и несколько немецких гимнов.

Через тринадцать лет его здоровье значительно ухудшилось, и в 1719 году в возрасте тридцати пяти лет он умер, оставив после себя в Транкебаре триста пятьдесят обращенных, которые оплакали смерть учителя и продолжили его работу. Если Уильяма Кэри можно назвать «отцом современных миссий», то Цигенбальга, вероятно, следует называть их дедушкой, ибо он верно и преданно служил в Индии почти за целое поколение до прихода туда моравских миссионеров, приехавших из Гернгута, и почти за сто лет до Кэри.

Итак, я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом… Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании…

Рим. 15:17-18,20

10 июля. Небольшое послабление

В дни императора Траяна апостол Иоанн, последний оставшийся в живых из двенадцати учеников Христа, мирно покинул этот мир по естественным причинам. Затем заболел сам Траян. Его хватил удар, какое-то время он мучился водянкой и в 117 году умер в возрасте шестидесяти четырех лет. Его вдова вступила в заговор с Адрианом, чтобы посадить его на престол. Он был высоким, элегантным и представительным человеком и, чтобы скрыть пятна на лице, отрастил бородку.

В 124-125 годах император Адриан сделал христианам небольшое послабление. В Малой Азии начались антихристианские волнения, и правитель той области просил совета в письме, адресованном Адриану. Император, кивка головы которого было бы достаточно, чтобы начать уничтожение христиан, проявил нейтралитет. Он приказал расследовать каждый случай обвинения против христиан и издал указ, чтобы виновность их была доказана прежде, чем вынесут обвинительный приговор. Он запретил клеветнические атаки на христиан.

Если подданные в ваших провинциях смогут привести доказательства обвинений, выдвинутых против христиан, то провинившиеся должны быть наказаны. Но я не позволяю осуждать христиан на основании выкриков мятежной толпы. Таким образом, если кто-нибудь обвинит и докажет, что вышеупомянутые люди действительно делают что-то, противоречащее законам, вы должны вынести приговор в соответствии с их преступлениями. С другой стороны, я категорически настаиваю на том, что если кто-нибудь выдвинет против христиан клеветническое обвинение, вы должны применить к такому человеку строгое наказание в соответствии с серьезностью его обвинения.

Но если Адриан проявил к христианам равнодушие, то к иудеям он относился совершенно непримиримо. Он приказал перестроить Иерусалим как римскую колонию и переименовать ее в Элиа Капитолина. Словно миниатюрный антихрист, он возвел языческие алтари на месте храма, что привело к новому восстанию евреев и к пролитию крови. Это произошло в том же 135 году, когда Адриан, в возрасте пятидесяти девяти лет, заболел мучительной и изнуряющей болезнью. Он умолял близких дать ему яд. Но никто не проявил милости к своему императору, и ему пришлось мучиться еще три года, прежде чем 10 июля 138 года он умер.

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем (и) э того, что последнее время. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

1 Ин. 2:18,24

11 июля. Самодельная веревка

Рост корейской церкви, ставшей благословением современного христианства, дался большой ценой. Первых католических миссионеров, появившихся в этой стране в XVIII в., преследовали, а протестантский миссионер, Карл Гуцлаф, пробыл там в 1832 году всего один месяц. Следующий, Роберт Томас, приехал в Корею в 1876 году и стал первым протестантским мучеником. Наконец 11 июля 1886 года протестантский миссионер Гораций Андервуд тайком провел крещение первого корейского обращенного, мистера То Са Но.

Но действительно ли мистер Но был первым обращенным?

Доктор Тед Энгстром в своей книге «Что делает Бог?» рассказывает историю, которую ему поведал ветеран христианского движения в Корее. В начале 80-х гг. XIX в. корейские рабочие в Китае услышали Евангелие и приняли Иисуса своим Господом. Вскоре трое из них договорились донести весть Христа до своей страны, что было запрещено корейским правительством. Поскольку корейский и китайский алфавиты сходны между собой, они решили контрабандой пронести через границу китайскую Библию. Поэтому они кинули жребий, чтобы решить, кому выпадет эта честь — донести Евангелие до Кореи.

Первый спрятал Библию в свои пожитки и направился к границе. Этот путь пешком занял у него много дней. Там его обыскали, нашли Библию и убили. Новость о его смерти дошла до друзей. Тогда второй разорвал Библию и спрятал отдельные страницы в разных местах среди своих вещей. Он тоже долго шел до границы, где его обыскали и обезглавили.

Третий решился во что бы то ни стало преуспеть в своем предприятии. Он вырвал из Библии все страницы по отдельности и свернул каждую страничку в тоненькие полоски. Эти полоски он вплел в самодельную веревку и завязал этой веревкой свой багаж. Когда он дошел до границы, чиновники попросили его развязать багаж. Обыскав его вещи, они ничего не нашли и отпустили его.

Этот человек пришел домой, расплел веревку и утюгом тщательно разгладил каждую страничку Библии. Затем он вновь собрал страницы в книгу и начал проповедовать везде, где только мог. И когда в 80-х гг. XIX в. в страну проникли миссионеры, они увидели, что семена веры уже посеяны, а вскоре появились и первые плоды.

На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.

Пс. 118:89-90,95

12 июля. Шотландский проповедник

Томас Гатри родился 12 июля 1803 года в семье преуспевающего коммерсанта и его набожной жены. В возрасте двенадцати лет он поступил в Эдинбургский университет, изучал естественные науки и в шестнадцать лет закончил его. Он последовал своему желанию изучать богословие, а в 1830 году стал пастором небольшого прихода в Арбирлоте (Шотландия), где жили земледельцы и ткачи. Он рьяно взялся за дело, организовал молитвенные собрания по домам, воскресные школы и приходскую библиотеку. Он неустанно проповедовал, и его жаркие проповеди имели успех.

Через семь лет Гатри был назначен служителем в церковь Old Gray Friars в Эдинбурге, а затем переведен в трущобы Эдинбурга, в церковь св. Иоанна. Он организовал служение бедным, которых часто сам навещал, разговаривая с ними о их проблемах и нуждах. Он постоянно придумывал что-то новое. Для малолетних правонарушителей он разработал ставшую широко известной программу «Школа для бедных». Он страстно ратовал за трезвый образ жизни, видя вокруг себя разрушительные последствия употребления алкоголя.

Бедные любили его. Но не только. Его неординарная личность, страстность и яркие проповеди нравились и людям из высших слоев общества. Скоро Гатри стал самым популярным проповедником в Шотландии.

Когда его здоровье ухудшилось, он прекратил пасторское служение и оставшиеся годы посвятил изданию христианского журнала. 24 февраля 1837 года, лежа на руках своего сына, он взглянул на него и сказал: «Теперь я лежу без сил, как когда-то лежал ты у меня на руках, когда был младенцем». С этими словами он умер. За его гробом тянулся шлейф из тридцати тысяч человек, среди которых было двести тридцать детей из «Школы для бедных».

Он сам объясняет успех своих проповедей так: Когда я поехал в Арбирлот, я прекрасно знал, как читать проповеди, но очень плохо — как составлять их, поэтому я постарался понять, каким образом возможно иллюстрировать великие истины Евангелия, чтобы в церкви никто не спал и не отвлекался, но все слушали бы с неослабным вниманием. Я не обладал властью обратить моих слушателей, но я мог привлечь их внимание, разбудить их интерес, коснуться их чувств и назидать их разум — и я решил так и сделать.

Слово ваше да будет всегда с благодатна, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

Кол. 4:6

13 июля. Domini Canes

Доминик и Франциск жили в одно время и оба основали ордены проповедников — доминиканцев и францисканцев. Франциск вырос в роскоши и богатстве, отрекся от всего и основал орден, в котором основное внимание уделялось физическому труду и проповеди. Доминик вырос в библиотеках и кельях и перенес этот опыт в орден, в котором господствовали научные изыскания и проповедь.

Доминик родился в 1170 году в Испании. Его мать, Хуана, воспитывала его до семи лет, после чего отдала на воспитание дяде-священнику. Молодому человеку нравились науки, особенно философия и богословие. В 1202 году, сопровождая во Францию испанского епископа, который должен был вести переговоры о невесте для испанского принца, он увидел величайшую духовную нужду, которая глубоко тронула его сердце. Богословие во Франции было слабым, доктрины нетвердыми и везде процветала ересь.

Доминик вновь отправился туда с проповедью, особое внимание обращая на тех, кто впал в ересь. На каждом шагу ему грозили опасности и смерть, но он не прекращал проповедовать, более прибегая к убеждению, чем к преследованиям, чтобы обратить еретиков. К 1215 году он привлек к выполнению этой задачи других священников. Орден быстро набирал силу в Париже, Болонье, Риме, Мадриде и Севилье. Доминиканские проповедники отправились в Германию и организовали монастыри этого ордена в Кельне, Вормсе, Страсбурге и Базеле. В 1221 году монахи ордена прибыли в Англию и обосновались в Оксфорде.

Доминик проповедовал по всей Европе, пока не заболел, после чего вернулся в Болонью, где 6 августа 1221 года умер. Он был канонизирован 13 июля 1234 года. Ко времени его смерти у проповедующих монахов его ордена было шестьдесят монастырей, разбросанных от Англии до Восточной Европы.

Но даже хорошее дело может принять плохой оборот. Символом доминиканцев стала сторожевая собака, несущая зажженный факел — Domini Canes. Рвение доминиканцев привело к тому, что именно они стали главным орудием инквизиции. Они хватали подозреваемых в ереси и заключали их в мрачные подземелья, где жестоко пытали. Дьявол, родив болезнь ереси, сумел также извратить и средство против нее.

…Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

2 Пет. 3:176-18

14 июля. Игрок

Азартные игры могут оставить человека без последней рубахи, но Христос может облачить его надеждой. Камилло де Леллис прошел оба урока. Он родился в Италии в 1550 году, когда матери его было почти шестьдесят лет. К семнадцати годам он был крупным мужчиной ростом в шесть с половиной футов, с широкой костью, развитыми мускулами и решительным характером, который к тому же не был обременен добродетелями. Он завербовался в армию, отправился на войну, но подхватил болезнь ног, которая мучила его всю оставшуюся жизнь.

С этой напастью он попал в больницу св. Джакомо в Риме, где лежали с неизлечимыми болезнями, но его оттуда выгнали из-за скандалов, которые он учинял. Но не это было самое страшное. Камилло обожал держать пари, и к 1574 году эта страсть оставила его буквально нищим. В ту осень на улицах Неаполя он стал играть на последнюю рубашку, в которую он был одет. Проиграв ее, он захромал прочь, разбитый и подавленный.

Камилло пошел работать строителем и однажды услышал проповедующего монаха. Его слова дошли до самого сердца Камилло, и он упал на колени, воззвав к Богу о милости. Ему было двадцать пять лет, когда он стал христианином. Он вернулся в больницу св. Джакомо и стал работать там добровольцем. Он с радостью служил всем страдающим и со временем получил сначала одно повышение, затем другое. В конце концов он стал управляющим больницы.

На пожертвования своего друга он организовал конгрегацию из медбратьев, готовых служить больным во имя Христа. Он также мобилизовал добровольцев, которые вместе с войсками пошли в Венгрию и Хорватию. Таким образом Камилло стал основателем первой в мире «военно-полевой медицинской помощи». Он посылал медбратьев на галеры, чтобы служить рабам во время эпидемий. Камилло организовал восемь госпиталей, стал основателем медицинской гигиены и диеты и успешно боролся против преобладавшей в то время практики хоронить пациентов заживо.

Тем временем состояние ноги Камилло становилось все хуже и по всему телу у него начался разрыв кожных покровов. Иногда во время обхода он буквально полз от кровати к кровати. 14 июля 1614 года Камилло де Леллис умер в возрасте шестидесяти четырех лет. Он был канонизирован в 1746 году и был объявлен папой Львом XIII святым покровителем госпиталей и больных, а папой Пием XI — покровителем медбратьев и медсестер. В католической традиции каждый год в этот день Церковь чтит его память.

Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.

Прит. 28:13-14

15 июля. Первый крестовый поход

В 1095 году папа Урбан II прочитал зажигательную проповедь перед огромным скоплением народа. Он описал бедственное положение Восточной церкви, наводненной турецкими мусульманами. Неверные правят в Святой земле, гремел в своей обличительной речи Урбан, а Иерусалимский храм Гроба Господня, самое святое место для христиан, попал в руки исламистов.

Вся Европа поднялась на освобождение Иерусалима. Орды воинственных лордов и леди, рыцарей и крестьян маршем двинулись в поход через всю Европу, намереваясь преодолеть две тысячи миль.

Однако их количество значительно сократилось, когда они столкнулись с реалиями войны. К тому времени, когда крестоносцы подошли к Иерусалиму, в их рядах осталось только двадцать тысяч человек. Тем временем исламский губернатор Иерусалима готовился к осаде. Внешние стороны стен города были покрыты ядом. В город ввели стада домашних животных, а жителей-христиан выгнали. Укрепили древние башни Иерусалима.

Лунное затмение 5 июня, казалось, предсказывало паломникам успех, и вечером 7 июня основные силы вплотную подошли к святому городу. 12 июня отшельник на Масличной горе обещал крестоносцам: «Если вы нападете на город завтра, Господь отдаст вам его в руки».

На рассвете следующего дня затрубили трубы и войско двинулось на захват крепостных стен. Когда рыцари взбирались на вал, лестницы с нападавшими опрокидывали, а их встречали палками, камнями и кипящим маслом. Штурм не удался. Людям хотелось пить. Было очень жарко, дул горячий ветер. Разлагающиеся трупы лошадей отравляли воздух. Среди крестоносцев начались ссоры. Слух о приближающихся мусульманах навел на них страх.

В среду, 13 июля, начался еще один штурм. Город наконец пал в пятницу, 15 июля 1099 года, в три часа дня — в день и час смерти Спасителя, кстати сказать. Крестоносцы вырезали всех жителей города, и все улицы были заполнены трупами. Не щадили никого. Иудеи гибли в горящих синагогах, а кровь мусульман лилась по улицам города ручьем. Победившие крестоносцы пели гимны, переходя вброд море трупов по пути к самому святому месту для христиан.

Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих (1) . Мир на Израиля!

Пс. 121:6-7; 127:66

16 июля. Но и тогда я буду радоваться о Господе

Лондонская эпидемия чумы 1665 года была ужасной. Многие магазины закрылись, по улицам бродили сироты, родители причитали, и каждый день в городе жгли трупы умерших. 16 июля 1665 года коммерсант Уолтер Питерик, вдовец с четырьмя детьми, повел свою семью в приходскую церковь. Ярко светило солнце, Темза была спокойной. Но сердце Лондона было исполнено печали, и полутемная церковь была заполнена народом. Проповедник прочитал из Книги Пророка Аввакума: Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе.

В тот день Питерика охватил ужас. Он боялся, что его дети тоже погибнут от этой смертельной болезни. Он собрал их вместе, прочитал отрывок из Книги Пророка Аввакума (гл. 3), затем отослал спать, а сам преклонил колени и стал искренне молиться, впервые за многие годы. Он плакал о каждом своем ребенке и говорил: «Если Ты заберешь у меня моих детей — моих чудесных сыновей и очаровательных дочерей, то сокровище, что она оставила мне, как же мне радоваться о Господе?» Он продолжал молиться в жестоких муках: «Помилуй его, Господи, о помилуй! Помилуй ее, Господь, будь милостив!»

Пока он молился, он понял, что давно игнорировал молитвы и Самого Господа. Его более интересовали смоковницы и виноградные лозы, нивы и рогатый скот, чем дела Христовы. Он плакал, каялся, молился — и обрел мир.

На следующий год в Лондоне произошел Великий пожар. Он угрожал уничтожить склад Питерика, в котором хранились практически все его земные сокровища. На этот раз, однако, он не испытывал мук, а просто доверился Божьей воле. Позже он написал: «Господь, Тебе угодно было при помощи чумы и пожара искупить мою душу от уничтожения. Ты грозил забрать мои драгоценные дары, чтобы я еще раз мог обратить мое сердце к Даятелю. Но у меня и смоковница расцвела, и маслины не изменили, и виноградные лозы дали свой плод. Чума не коснулась моих детей, пожар не уничтожил мой товар. Прими благодарность от Твоего слуги в этот день и помоги ему во все дни его радоваться о Господе».

Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя…

Авв. 3:17-19а

17 июля. Скиллианские мученики

Во втором веке на северных берегах Африки было много христиан, но исповедовать эту веру было небезопасно. В 180 году семь мужчин и пять женщин были схвачены властями по обвинению в «хранении священных книг и посланий Павла, праведного человека». 17 июля 180 года они предстали перед римским проконсулом Сатурнином в Карфагене. В официальном обвинении было сказано: «Сперат, Нарцал, Циттин, Доната, Веста, Секунда и остальные признали, что соблюдают религиозные ритуалы христиан, и когда им была предоставлена возможность вернуться к римским обычаям, они проявили упорство, а потому приговариваются к усечению мечом».

Сперат, услышав обвинение, крикнул: «Слава Богу!» Нарцал сказал: «Сегодня мы мученики небесные. Вся слава да будет Богу!»

Проконсул был в бешенстве от такой реакции и от утверждения, что христианство есть единственно истинная вера. «У нас тоже есть религия, — сказал он, — наша вера проще. Мы клянемся благополучием императора. И вам следует делать то же».

Сперат ответил: «Я не признаю в этом мире никакого царства. Я служу Богу, Которого никто не видел и не может увидеть. Господь, Которого я признаю, есть Царь всех царей и всех народов».

Доната добавила: «Кесарю честь, но вся слава единому Богу». «Мы не поклоняемся никому, но только нашему Богу, Который на небесах», — сказал кто-то из них.

Сатурнин, сбитый с толку, спросил: «Вы не хотите еще раз все обдумать?»

«Зачем? — ответил Сперат. — И так все ясно».

Так оно и было. Ранние христиане были готовы к преследованиям. Спаситель умер на кресте, двенадцать апостолов тоже пострадали за свою веру, и с тех пор не было ни одного поколения христиан, которое избежало бы боли и пролития крови. В 95 году Домициан казнил членов своей семьи, которые исповедовали христианство. В 107 году Симеон, епископ Иерусалимский, погиб мученической смертью. В 110 году погиб Игнатий. Поликарп мученически погиб в 155 году. В 165 году бичевали и убили Иустина Мученика. В 177 году во Франции были казнены сорок восемь христиан. И в 180 году в Скилле были обезглавлены двенадцать человек.

«За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

Рим. 8:36-37

18 июля. Исключительная жестокость

18 июля 64 года жители Рима недалеко от Большого цирка услышали треск горящих построек и почувствовали запах дыма. Объявили тревогу, но было уже поздно. Ветер раздул огонь в адское пламя, охватившее Вечный город и бушевавшее в нем в течение целой недели. Тысячи человек погибли в огне, сотни тысяч остались без крова. Ходили слухи, что город поджег сам император — двадцатишестилетний Нерон.

Нерон правил уже в течение десяти лет и, будучи еще подростком, погряз в блуде. Он организовал убийства собственной матери, жен, соперников и врагов. В то же время он хвастался своими художественными и спортивными достижениями. Он считал себя богом, хотя на самом деле был «дегенератом со вздутым животом, слабыми и дряблыми мышцами, оплывшим лицом, прыщавой кожей, кудрявыми желтыми волосами и тусклыми глазами свинцового цвета».

Подозрения в поджоге основывались на том, что Нерон хотел разрушить до основания целые районы Рима, а на их месте возвести новые строения и дать городу свое имя. Народ решил, что император приказал поджечь город. Чтобы отвести от себя подозрение, Нерон обвинил в пожаре христиан. Тацит писал, что последователи Христа «были преданы смерти с исключительной жестокостью, и к их страданиям Нерон добавил насмешки и оскорбления. Одних заворачивали в шкуры диких животных и оставляли на съедение собакам, других распинали на крестах, многих сжигали заживо или покрывали несгораемым веществом и зажигали, чтобы они горели по ночам как факелы». Петр и Павел, по преданиям, тоже оказались среди этих мучеников.

Но что сталось с молодым императором? Через четыре года он умер, содрогаясь от холода и ужаса в мрачном подвале в четырех милях от Рима, где он оказался, пытаясь спрятаться от собственной армии. Несколько раз он пытался покончить с собой, но ему это никак не удавалось, пока друг не помог ему вонзить кинжал в горло.

Но через короткое время церковь в Риме стала еще сильнее, чем прежде, и сегодня собор св. Петра стоит на том самом месте, где в цирке Нерона христиан предавали мученической смерти.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа… силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. …Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота…

1 Пет. 1:3а,5,7а

19 июля. Чувствительная совесть

Самьюэл Уорд однажды вечером опять съел слишком много слив. На следующее утро, 19 июля 1596 года, в своем дневнике он исповедал этот грех так: «Мое несдержанное отношение к сливам, изюму и слишком много выпитого после ужина». Таких исповеданий было много.

Самьюэл был пуританином, родился в 1577 году, учился в колледже св. Иоанна, в Кембридже, и преподавал в колледже Сидни. В 1603 году он стал проповедником в небольшом городке Ипсвич в церкви св. Марии. На следующий год он женился на вдове Деборе Болтон. Когда король Иаков одобрил проект нового перевода Библии, Самьюэла выбрали в качестве члена команды переводчиков. Самьюэл, самый младший из переводчиков Библии, более известен своим дневником, в котором он ежедневно исповедовал свои грехи:

13 мая — Слишком сильное желание продвижения по службе. Во время молитвы в церкви твои мысли (он часто говорил о себе во втором лице) блуждают.

17 мая — Твое обжорство предыдущим вечером.

23 мая — Я уснул, не помня последней своей мысли, хотя должен был думать о Боге.

26 мая — Твоя рассеянность при слушании Слова Божьего… тем же вечером посторонние мысли во время молитвы.

12 июня — Я слишком много выпил после ужина.

14 июня — Моя небрежность, проявившаяся в том, что сразу после обеда я уснул.

22 июня — Моя неумеренность в еде, я ел сыр.

27 июня — Я ходил в таверну и пил вино перед тем, как обратиться к Богу.

8 июля — Мой чрезмерный смех в холле.

15 июля — Мои невоздержанные мысли о Хобсонах.

23 июля — Опять съел слишком много слив, хотя ты слышал о многих людях, умерших от излишеств.

13 августа — Мое неумеренное потребление чернослива, а также сыра после ужина.

21 августа — Ты слишком долго спал утром.

Несмотря на свои пороки (а может быть, именно благодаря своему прилежанию в исповедании грехов и обличению чувствительной совести), он проделал огромную работу для Христа и помог перевести самую прекрасную версию Библии в истории.

…Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело

водою чистою…

Евр. 10:22

20 июля. Восточно-западная схизма

В первом тысячелетии существования христианства возникли два центра этой новой религии — Рим и Константинополь. Шли годы, в богословии этих центров появлялись все новые различия, которые постепенно привели к вражде между римским папой и патриархом Константинополя. Два лагеря не могли согласиться друг с другом по самым различным вопросам, например, могут ли жениться священники, из каких компонентов должен состоять хлеб евхаристии, в какие дни проводить пост и исходит ли Святой Дух от Отца и Сына или только от Отца.

В 1043 году жесткий и амбициозный Михаил Керуларий был назначен патриархом Константинополя, а через пять лет в Риме французский епископ стал папой, приняв имя Льва IX. В эти дни норманны захватили южную Италию и заменили восточных (православных) епископов из Константинополя западными (католическими) епископами из Рима. Новые епископы начали менять формы богослужения, и когда Михаил Керуларий услышал об этом, он отплатил тем, что закрыл оставшиеся католические церкви в Восточных регионах.

Лев отправил троих служителей в Константинополь, чтобы разрешить возникшую проблему. Во главе группы был поставлен Гумберт, высокомерный и бестактный человек, который, придя в столицу империи, стал критиковать, унижать, бранить и осуждать православных лидеров. Легатов поместили в императорском дворце, но патриарх игнорировал их, отказавшись даже повидаться с ними. 16 июля 1054 года, когда в храме св. Софии в Константинополе началось послеобеденное молитвенное служение, Гумберт прошел через весь собор и положил перед священником пергамент, озаглавленный Videat Deus et Judicet, акт отлучения Михаила Керулария и его партии. Затем Гумберт отряхнул прах со своих ног и покинул город. Через четыре дня, 20 июля 1054 года, на том же месте Керуларий ответил тем же и отлучил папу и его последователей. Его поддержали патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима.

Так наступил окончательный разрыв, Великий раскол. Начиная с того момента, каждая сторона видит в противоположной не братьев по вере, но врагов или язычников, которых нужно обратить в свою веру. Сегодня Западная Церковь представлена в основном римско-католической и протестантской ответвлениями, а Восточная церковь — греческой и русской православной верами.

…Живем ли — для Господа живем; умираем ли для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

Рим. 14:8-10

21 июля. О, Сюзанна

Какая трудная жизнь! Она была двадцать пятым ребенком в семье диссентеров (член одной из церквей, отделившихся от Англиканской церкви в XVI-XIX вв. — Примеч. пер.). Обладая блестящим умом, она получила лишь начальное образование; будучи волевой и с сильным характером, она жила в век, когда преобладала власть мужчин. Она вышла замуж за человека старше себя и родила ему девятнадцать детей. Девять из них умерло. Ее дом сгорел, здоровье пошатнулось, и она жила буквально в нищете.

Это была Сюзанна Уэсли.

Самьюэл и Сюзанна поженились в 1689 году и в 1697 начали пасторское служение в маленьком Эпворте. Они прослужили там сорок лет, пережив немало трудностей:

* Жалованье Самьюэла было таким маленьким (а он настолько неумело им распоряжался), что его наконец бросили за долги в тюрьму и Сюзанне пришлось самостоятельно начать борьбу за выживание.

* Оба супруга обладали волевым характером и часто спорили. Однажды Самьюэл молился за короля и в конце молитвы стал ждать, когда Сюзанна ответит «аминь». Но она отказалась. «Я не считаю принца Оранжского королем», — уверенно заявила она. «В таком случае мы с тобой должны разойтись, — ответил Самьюэл, — ибо если у нас разные короли, то и кровати должны быть разными». Они действительно перестали делить одну постель и объединились только тогда, когда король умер.

* У них также были разные взгляды на служение Сюзанны, потому что ее библейские уроки привлекали больше народу, чем его проповеди.

* Во время выборов 1750 года Сюзанна родила дочь. Няня, уставшая после ночной пирушки, на следующее утро спала так крепко, что, повернувшись, придушила ребенка во сне.

* Сюзанна часто болела, и потому ей приходилось домашние обязанности возлагать на детей. Но некоторые ее дети были настолько своевольными, что она называла их своим «наказанием».

* Ее брат пообещал ей какой-то большой подарок, но после этого таинственным образом исчез, и с тех пор его никто больше не видел.

* И наконец, Сюзанна описывает происшествие 21 июля 1731 года, когда лошади обезумели, выбросили Самьюэла из повозки и он так сильно покалечился, что до конца своих дней так и не смог поправиться.

Трудная жизнь. И все же…

И все же дом приходского священника в Эпворте стал самым знаменитым в английской истории, потому что из него вышли два величайших евангелиста всех времен, Джон и Чарлз Уэсли. Мать, вырастившая их, произвела сильное впечатление на весь мир.

…Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободрись ныне… говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!

Агг. 2:3-5

22 июля. «Мейфлауэр»

Многие нации возникли в языческой обстановке и затем медленно обращались к христианству. Американское общество уникально в том отношении, что оно единственное было построено на христианских основах, после чего стало медленно уклоняться в язычество.

Американская история началась во времена короля Иакова. Пуританам не нравились политические реформы в церкви Англии, они хотели истинной духовной реформы. Иаков разрешил новый перевод Библии, но отверг все остальные требования, и это вконец расстроило пуритан. Некоторые, посчитав церковь Англии безнадежной, решили совершенно порвать с ней и организовали независимые конгрегации. Они стали известны как сепаратисты, и король Иаков, назвав их предателями, изгнал из страны.

В 1607-1608 годах две группы несогласных отплыли в Голландию. В одной из них верующие, изучая Писания, пришли к выводу, что ритуал крещения предназначен только для тех, кто уже уверовал (но не для младенцев), и таким образом зародилось баптистское движение. Члены другой группы под руководством Уильяма Брустера и Джона Робинсона оставались в Голландии до 1620 года, а 22 июля 1620 года, упаковав пожитки и выстроив детей, возвратились обратно в Англию, а там на свой страх и риск погрузились на корабль «Мейфлауэр».

В ноябре того же года пилигримы прибыли на побережье полуострова Кейп-Код в Америке и выработали устав, договор «Мейфлауэр», первый письменный документ о самоуправлении, вступивший в силу в Америке.

В этом документе была четко обозначена цель первого независимого правительства, образованного на берегах Америки: Во имя Твое, Бог. Аминь. Мы, чьи имена с подписями стоят в конце документа, верные подданные суверенного Господа и почитаемого короля Иакова, по милости Божьей короля Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры. Предприняв путешествие во славу Божью и ради утверждения христианской веры и чести нашего короля и страны, чтобы основать первую колонию в северных частях Вирджинии, этим настоящим торжественным заветом мы объединяемся вместе в гражданский политический орган; ради лучшего порядка, сохранения и продвижения вышеупомянутой цели…

А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что Устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то Добро, которым хотел облагодетельствовать его. …Так говорит Господь.

Иер. 18:9-11а

23 июля. Восстань, ибо это твой День!

Протестантизм выстоял среди бурь и преследований в Англии шестнадцатого века отчасти благодаря смелому человеку, который не был ни проповедником, ни политиком. Джон Дей был печатником. Он родился в правление Генриха VIII и в возрасте двадцати двух лет, во время короткого правления протестанта Эдуарда, стал заниматься книгопечатанием. Он был самым выдающимся печатником в Лондоне, и король Эдуард приказал ему издать протестантский катехизис Пойнта. Джону тогда исполнилось тридцать лет. Он с радостью взялся за работу. Но когда королевский трон заняла сестра Эдуарда по матери, «кровавая» Мария, радость превратилась в угрозу смерти. Лучшие авторы, чьи произведения печатал Джон Дей, были сожжены на костре, а его самого посадили в тюрьму, из которой ему чудом удалось бежать за границу.

Джон Дей в своей европейской ссылке много ездил, знакомился с новыми методами книгопечатания, встречался с молодыми подмастерьями и планировал будущую работу. Когда королевой стала протестантка Елизавета, Дей вернулся в Лондон еще более подготовленным к новым свершениям, чем раньше. Он первым стал печатать ноты, ввел, отлил и стал использовать англо-саксонский шрифт, а также математические символы, прямой и светлый шрифт и курсив на той же строке, что обычный текст. В свои книги он стал включать иллюстрации (гравюры). Он стал также первым, кто начал печатать Библию небольшими фрагментами, объясняя это новшество в своей рекламе таким образом: «Напечатано из разных мест Библии для бедных, которые не в состоянии купить книгу целиком, но могут купить ее частями».

Окончательно обосновавшись в Англии, Дей опубликовал все проповеди Латимера, а затем «Дружеское прощание» Ридли. Но самой его знаменитой книгой стала «Книга мучеников» Джона Фокса, которая переиздавалась множество раз и стала самой популярной книгой… книгой дня (фамилия нашего героя — Дей (Day), т. е. «день». — Примеч. пер.). Бизнес процветал, и Дей вынужден был перебраться в помещение побольше, недалеко от собора св. Павла. На его новой мастерской красовалась вывеска: «Восстань, ибо это твой День» (на английском языке печатник опять обыгрывает совпадение своей фамилии со словом «день». Шутливый смысл его вывески в таком случае следующий: «Восстань, ибо это твой Дей». — Примеч. пер.).

Прошло много времени. У Джона было тринадцать детей от первой жены и еще тринадцать от второй. Когда он умер 23 июля 1583 года, его сын Ричард продолжил семейное дело, публикуя прекрасные Библии и другую христианскую литературу для Англии и всего мира.

Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

Пс. 18:8-9

24 июля. Пробуждая разум и побеждая души

Отец Чарлза Баулза был африканцем, а мать — дочерью героя Революции. Он был обращен еще юношей и почувствовал призвание стать служителем баптистской организации «Свободная воля». 24 июля 1816 года он прочитал свою первую проповедь, и скоро в результате его служения появились как обращенные, так и враги. Он был чернокожим проповедником, который будоражил умы людей и завоевывал души для Господа, и происходило это на дальнем севере. В Хантингтоне (штат Вермонт) группа людей решила напасть на него сразу после богослужения. Они хотели привязать его к деревянной лошади, бросить в озеро и посмотреть, утонет он или всплывет. Однако Баулз узнал об этом заговоре.

Наступила пора начинать собрание. И пока враг готовил оружие своего нападения, проповедник начал готовиться к выступлению. Смотрите, как он низко склонился перед престолом своего Искупителя. Какое благородное зрелище представляет собой этот смиренный слуга Божий, коленопреклоненный перед алтарем, стремящийся подготовить свое сердце. В это время бандиты подкрепляют себя горячительными напитками и проклятиями.

Началась служба, и заговорщики, сидевшие впереди, стали ждать сигнала. Баулз читал отрывок из Евангелия от Матфея (23:33) — Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Он проповедовал с такой горячностью, что никто не смел пошевелиться. Наконец он закончил такими словами: «Мне сказали, что здесь сидят люди, которые договорились между собой отнести меня к озеру, привязать к деревянной лошади и бросить в воду. А теперь, дорогие творения, берите меня, я не сопротивляюсь». Но у него была лишь одна просьба — чтобы по пути к озеру эти люди позволили ему петь гимн «Слава, слава Богу! Да будет слава Богу!»

Это было сказано таким властным тоном, с такой уверенностью в Господе, что собравшиеся словно почувствовали удар электрического тока. На заговорщиков все это произвело такое впечатление, которое можно сравнить с громом, прогремевшим среди ясного неба. Их охватило всепоглощающее чувство поражения, и они упали ниц.

Очень скоро после этого происшествия заговорщики действительно встретились с Баулзом у озера, и там он погрузил их в холодные воды, крестя их как последователей Господа Иисуса Христа.

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай Дело благовестника, исполняй служение твое.

2 Тим. 4:5

25 июля. Человек привычки

Уильям Ромейн был надежным и предсказуемым служителем в Англии восемнадцатого века, пока не услышал проповедь Джорджа Уайтфилда. После этого в течение всей оставшейся жизни Ромейн оставался в церкви Англии пламенным евангелистом. Его рвение приводило в смятение церковных руководителей, в результате чего он потерял многих друзей и положение. В одной церкви власти отказались освещать здание в то время, когда он проповедовал, вынудив его говорить при свете единственной свечи, которую он держал в руке. Но речи Ромейна привлекали к нему все большее количество слушателей до тех пор, пока он не зажег своим пылом весь Лондон.

Уайтфилд странствовал по всему миру, Уэсли — по всей Британии, а Ромейн осел в Лондоне. Этот город стал его цитаделью, а он сам — животворным источником для тех лондонских англикан, которые любили евангельскую истину.

Ромейн был человеком привычки. Каждый день он завтракал в шесть часов, а за столом читал Псалтирь. Обед ему подавали в половине второго, ужин — в семь вечера, после ежедневной прогулки. В девять утра и в девять вечера он проводил семейные молитвы. В десять часов он отправлялся спать.

В полном здравии он дожил до восьмидесяти одного года, пока его не настигла смерть. В субботу, 25 июля 1795 года, Ромейн обнаружил, что не может спуститься вниз по ступенькам. Он сел на верхней площадке в великой слабости, «воздавая хвалу Богу». После обеда присутствующие услышали, как он прошептал: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Чуть позже один друг наклонился над ним и сказал: «Надеюсь, дорогой сэр, теперь вы находите спасение в Иисусе Христе драгоценным и полезным для себя». Ромейн отвечал: «Теперь Он для меня драгоценный Спаситель». Некоторое время спустя, словно увидав Господа, он вскричал: «Свят! Свят! Свят! Благословен Иисус! Тебе да будет вечная хвала». Около полуночи, «когда уже начался день Господень», он вздохнул в последний раз. Его близкие хотели провести скромные похороны в кругу друзей, но проводить его пришли многие тысячи. За катафалком следовали пятьдесят карет и толпы народа пешком. С тех пор его критики сложили оружие. Город любил его, и это была любовь к истине.

Господь — Пастырь мой… направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.

Пс. 22:1,3-4

26 июля. Уилберфорс

В XVIII в. в маленькой деревушке Клапхэм в пригороде Лондона обосновались несколько выдающихся евангельских верующих, боровшихся за евангельские истины. Историки называют этих христиан «клапхэмской сектой». Самым известным членом этой «секты» был тщедушный политик по имени Уильям Уилберфорс, который пришел ко Христу в возрасте двадцати пяти лет. Уилберфорс объединил своих клапхэмских друзей, которые встречались на регулярно созывавшихся «заседаниях Кабинета», чтобы обсуждать тенденции развития своей страны и разрабатывать христианскую стратегию для разрешения политических проблем. Таким образом, клап-хэмская секта стала самым необычным братством в общественной жизни Британии. Из нее выросли такие организации, как Церковное миссионерское общество, Британское и зарубежное библейское общество, Общество по улучшению условий жизни бедного населения, Общество реформации тюремной дисциплины и, что самое важное, движение Уилберфорса за отмену рабства в стране.

В 1789 году Уилберфорс внес на рассмотрение палаты общин законопроект, запрещающий торговлю неграми. Через два года в другой речи он сказал: Мы не остановимся до тех пор, пока начисто не смоем это пятно с христианского имени, пока не освободим себя от бремени вины и не уничтожим все следы кровавой работорговли.

Клапхэмская группа много работала по выяснению общественного мнения и помогала Уилберфорсу выстраивать аргументы. Они выступали перед народом, писали книги, расклеивали плакаты и встречались с политическими и общественными лидерами. В 1807 году, спустя почти двадцать лет после начала работы, Уилберфорс, согнувшись в кресле, зажав голову руками, плакал, потому что парламент Британской империи принял закон о прекращении работорговли. Чуть позже в тот же вечер сияющий Уилберфорс повернулся к одному из своих друзей и спросил: «Ну, Генри, что будем отменять дальше?»

Само рабство, вот что. Уилберфорс продолжал напряженно работать еще в течение двадцати лет, сражаясь за полное освобождение всех рабов в Британской империи. Фактически он представлял собой беспрерывно действующую кампанию за освобождение, состоящую из одного человека. Но наступил день, когда стало ясно, что он окончательно подорвал свое здоровье. Его друзья завершили начатую им борьбу. 26 июля 1833 года в палате общин был принят билль о полном освобождении негров в британских колониях. Эту новость принесли Уилберфорсу, который лежал в постели. Он приподнялся на локте, спокойно улыбнулся и сказал: «Слава Богу, что я дожил до этого дня».

Он умер через три дня, достигнув цели всей своей жизни.

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благо -чествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы…

Ис.61:1

27 июля. Кровавый день

Доналд Карджилл был шотландским пресвитерианцем в то время, когда протестанты в этой стране были объявлены вне закона. Один из тех, кто слышал его выступления, сказал, что его проповеди «исходили из его сердца и входили в сердца его слушателей. Он говорил так, как никто другой, и его слова пропитывали человека насквозь». Люди часто жаловались, что его проповеди были слишком короткими. Но его жизнь тоже оказалась короткой, как и проповеди. Когда он понял, что его скоро арестуют, он призвал своих людей и проповедовал им на тему из 26 главы Книги Пророка Исайи. Очевидцы свидетельствовали о последних словах его последней проповеди следующее: Он искренне назидал нас укрыться в расщелинах скал, спрятаться в ранах Христа, облачиться в обетования Божьи и в сени Его крыл найти себе убежище, пока не пройдут эти бедствия.

10 июля 1681 года шотландские королевские войска ворвались в дом, где спали Карджилл, Джеймс Бойг и Уолтер Смит. Людей вытащили из постелей, привязали к спинам лошадей и увезли в тюрьму. Всех их осудили.

На эшафоте Карджилл поставил ногу на ступеньку, повернулся, благословил Господа воздетыми к небу руками и сказал: «Господь знает, что я иду вверх по этой лестнице с меньшим страхом, смятением или волнением разума, чем когда я шел к кафедре, чтобы проповедовать».

Уолтер Смит видел смерть Карджилла, после чего сам отправился на казнь. Ему на голову надели мешок, но он снял его и заявил: «Я хочу сказать одно слово. Каждый, кто любит Бога и Его правое дело, посвятит Ему свое время и воспоет песнь хвалы Господу за то, что Он сделал для моей души. Да будет Ему вся слава». На него снова надели мешок, прижали к обезглавленному телу его друга, и скоро его голова тоже пала.

Следующим шел Джеймс Бойг. Он громко воздал хвалу Богу, сказав, что спокоен перед эшафотом, как перед брачным алтарем.

Следующим в очереди на смерть стоял Уильям Катхилл и, наконец, Уильям Томсон — пять доблестных мужей Божьих, мученически погибших в Эдинбурге в тот незабываемый кровавый день, 27 июля 1681 года.

Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная…

Ис. 26:3-4

28 июля. В воскресенье нельзя

Джонатан Эдварде влюбился в Сару Пайеррепонт, когда ей было тринадцать лет. Он был мрачным и чопорным, она же была живой и веселой, как птичка. Он не мог ни о чем думать, кроме нее, и однажды, изучая греческий, написал в уголке своего учебника, что Сара ходит со сладкой песней на устах, переполненная радостью. Ей нравится быть одной, она гуляет по полям и рощам, и кажется, будто кто-то невидимый постоянно общается с ней.

Они поженились 28 июля 1727 года, и невеста (ей было тогда семнадцать лет) была в зеленом платье. Джонатана пригласили служить в церкви в Массачусетсе. Но прихожане часто критиковали молодую чету. Джонатана находили слишком строгим, а Сару слишком расточительной.

Но что хуже всего, по всей видимости, они позволяли себе вступать в интимные отношения в Господень день. Жители колониальной Новой Англии верили, что дети рождались в тот же день недели, в который были зачаты. Когда шестеро из одиннадцати детей Джонатана родились в воскресенье, злые языки дали себе полную волю. Этот аспект супружеской жизни считался недопустимым в воскресные дни.

Но, несмотря на все трудности, они сумели сохранить свою любовь. Они любили прогулки верхом по лесным дорогам. По ночам они часто молились и разговаривали, и Джонатан каждый день читал Саре свои сочинения. Каждый день он посвящал детям определенное время и старался каждого из них по отдельности брать с собой на прогулку.

Джордж Уайтфилд писал: Я никогда не видел более чудесной пары. Их дети не были одеты в шелка и бархат, но являли собой чистоту и пример христианской простоты. Миссис Эдварде обладает даром кроткого и спокойного духа, она уверенно говорит о вещах Божьих и, похоже, представляет собой добрую помощницу для своего мужа настолько, что я возобновил свои молитвы к Богу о том, чтобы Он ниспослал мне жену.

Последними словами Джонатана перед смертью были: Передайте моей дорогой жене мою любовь и скажите ей, что необычный союз, который связывал нас все это долгое время, был, как я полагаю, духовной природы, а потому будет продолжаться вечно.

Много лет спустя один репортер отыскал следы одной тысячи четырехсот потомков Джонатана и Сары. Среди них было восемьдесят директоров колледжей, профессоров и деканов, сто юристов, шестьдесят шесть врачей, восемьдесят политических деятелей, три сенатора, три губернатора, бесчисленное количество проповедников и миссионеров — и только один отступник, Аарон Берр.

Мудрая жена устроит дом свой… В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Прит. 14:1,26-27

29 июля. Раб Стоукли

Ричард Аллен вырос в рабстве, работая в поте лица вместе с родителями, братьями и сестрами на ферме Стоукли Стерджиса в Делавэре. Ричард был еще подростком, когда семью разлучили. Мистер Стерджис продал мать Ричарда и троих братьев и сестер, и Ричард больше никогда их не видел. Однажды с тяжелым сердцем он вышел в поле и услышал методистского проповедника. «Я увидел себя, бедного, несчастного и погибающего, — писал он. — Вскоре после этого через кровь Христа я обрел благодать».

Позже Аллен выкупил себе свободу и начал жизнь странствующего методистского евангелиста. В 1786 году он стал штатным служителем Методистской епископальной церкви св. Джорджа в Филадельфии, где зародился в свое время американский методизм. По воскресеньям он проводил по пять утренних богослужений. Когда его мощные проповеди привели в церковь св. Джорджа многих чернокожих, белые прихожане почувствовали себя неуютно, в результате чего африкано-американские верующие перестали садиться во время богослужений и оставались стоять вдоль стен.

Но церковь продолжала расти, и нужно было ее достраивать. На первом же собрании в обновленной церкви Аллен сел на свое место на новом балконе. Когда прихожане опустились на колени, он услышал шум. Церковный служитель пытался поднять чернокожих на ноги, вынуждая их покинуть галерею. «Подождите до окончания молитвы, — шептал чернокожий прихожанин, — мы уйдем и не будем вас больше беспокоить». Но служитель лишь удвоил свои старания. Тогда Аллен и его друзья покинули церковь, поклявшись больше никогда не возвращаться в нее.

Они оказались без церкви, а Аллен без работы. Он нанялся чистить трубы, затем открыл сапожную мастерскую. Но все свободное время он посвящал проповеди Евангелия и служению общине чернокожих. Его героические усилия во время эпидемии желтой лихорадки 1793 года произвели такое впечатление на филадельфийцев, что неприятность в церкви св. Джорджа была урегулирована. С благословения церкви 29 июля 1794 года Аллен собрал группу чернокожих христиан в переделанной кузнице. Так была организована Вифлеемская африканская методистская епископальная церковь, от которой впоследствии произошла Африканская методистская епископальная церковь, теперь известная по всему миру. Аллен стал первым посвященным епископом в растущем движении, которое сегодня относится к самой большой группе методистов на земле.

Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…

Флп. 2:26-5

30 июля. Хромой иезуит

Реформация Лютера затопила Европу, как мощное наводнение. Большая часть населения Германии и Скандинавии стала протестантской. Англия разорвала отношения с Римом. Швейцария и Нидерланды в основном приняли протестантизм, и Реформация взялась за покорение Франции, Австрии, Венгрии и Польши. Высказывались предположения, что на очереди Испания и Италия.

Ватикан реагировал на эти события по-разному. Трентский собор обратился к церковным проблемам. Инквизиции дали полную свободу. Были задействованы военные и дипломатические средства. Но, пожалуй, самым эффективным ответным ударом стал религиозный орден, основанный в 1540 году калекой, знатным испанцем по имени Игнатий Лойола.

Лойола родился в Баскской области Испании и был самым младшим из двенадцати детей. Он был беспечным юношей и часто попадал в беду, не желая ладить с законом. Во время службы в испанской армии он был покалечен на всю жизнь, получив тяжелое ранение обеих ног. Врачи несколько раз без всякой анестезии ломали ему ногу, чтобы кости срослись правильно, но успехов не добились. Когда Игнатий пошел на поправку, он читал книги о Христе и святых. «А что если и я сделаю для Бога великие вещи, как св. Франциск и св. Доминик?» — спрашивал он себя в волнении. В его сердце нарастала новая страсть, он постился и молился, занимался самобичеванием, и ему являлись сотни странных видений.

Из этих переживаний выросло руководство, «Духовные упражнения», и с этой книгой в руках он отправился в Парижский университет. Ему было тридцать восемь лет, он был чуть выше пяти футов ростом и нездоров. Однако он сумел увлечь шесть студентов (включая Франциска Ксаверия) в «дружину Иисуса» — в орден иезуитов.

Иезуиты подчеркивали важность знаний и проявили недюжинный интеллект. Еще при жизни Лойолы в орден вступила одна тысяча мужчин. Ими было основано сто колледжей и семинарии. Иезуиты стали самой влиятельной силой в католической Реформации. Жизненный путь Лойолы закончился 30 июля 1556 года, когда, сильно страдая от воспаления желчного пузыря, он посвятил весь вечер молитве, а затем умер. Но после себя он оставил, вероятно, самый мощный религиозный орден в Католической церкви.

Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то Даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени… И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога…

Деян.З:6-7,9

31 июля. Благословенные узы

Джон Фосетт был обращен еще подростком, когда слушал Джорджа Уайтфилда. Он присоединился к баптистской церкви и был рукоположен 31 июля 1765 года. Он стал пастором бедной церкви в Уэйнсгейте и находил время для того, чтобы писать. Его труды стали известны за границей, и маленькая церковь стала бояться, что может потерять своего пастора, если его пригласят в церковь побольше. Фосетта тяготили те же мысли, и он сокрушался в своем дневнике о том, что его семья растет быстрее, чем доход.

Его действительно пригласили в знаменитую лондонскую церковь на Картер-Лейн. «Ты только подумай, — сказал Фосетт жене, — они приглашают нас в Лондон занять место покойного доктора Джилла в этой большой церкви! Это просто невероятно!» В следующее воскресенье он оповестил об этом свою церковь и начал собираться. Книги, посуда, картины и мебель были упакованы для дальнего путешествия в самый большой город мира. Когда наступил день отъезда, члены церкви собрались к дому пастора и храбро пытались сдержать слезы. Наконец все погрузили, кроме одного ящика, и Фосетт вошел в дом, чтобы забрать его. Там он увидел глубоко задумавшуюся жену. «Джон, — сказала она дрогнувшим голосом, — ты думаешь, мы все решили правильно? Найдем ли мы приход, который бы так любил нас и помогал в Божьей работе, как эти люди?»

«Ты считаешь, мы слишком поторопились?» — спросил Джон.

«Да. Я думаю, мы должны остаться здесь и служить этим людям».

Джон помолчал минуту, ибо его сердце тоже разрывалось. Затем он кивнул головой. «Я так радовался, когда пришло это приглашение, что в действительности и не помолился об этом, как подобает служителю».

Они вышли на крыльцо, созвали людей и открыли им решение своего сердца, а затем посреди радостных слез разгрузили фургон. Фосетт больше не стремился уехать из Уэйнсгейта. Но он не остался в забвении. На основании своего опыта он написал гимн, ставший знаменитым на весь мир:

Благословенна та нить, что любовью

Христианские свяжет сердца,

Разум братским единством наполнит,

Как наполнены им небеса (003) .

…Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов…

Флп. 1:9-10