Декабрь

1 декабря. Гроза над Кентербери

Генрих II был одним из самых примечательных английских королей. Он был волевым и умным человеком. Но более всего он запомнился из-за ссоры со своим близким другом, Томасом Бекетом. Бекет родился в Лондоне в 1118 году. Его отец был крестоносцем, а мать — принцессой. Он был ровней Генриху и по внешности — красивый, высокий, спортивного телосложения, подвижный, властный, приветливый. Генрих назначил Бекета, которому тогда было тридцать семь лет, лордом-канцлером (главой судебного ведомства) Англии. Это был самый высокий гражданский пост в стране, и в течение семи лет Бекет жил в почете и роскоши, путешествуя и наслаждаясь своей властью. Он стал де факта королем, самым близким советником Генриха.

В 1162 году Генрих решил назначить Бекета архиепископом Кентерберийским. Бекет предупредил его, что он потеряет друга, но король тем не менее сделал его главой английской церкви. Бекет мгновенно изменился. Он сменил роскошные одежды на лохмотья и бродил по монастырям, проливая слезы о своих прошлых грехах. Он бичевал себя, читал Библию и часами молился. К ужасу Генриха, Бекет часто становился сторонником церкви в борьбе против короны. Взбешенный король наконец выгнал его из страны.

1 декабря 1170 года Бекет вернулся, и его возвращение повергло всю Англию в великое смущение. Генрих, пылая яростью, закричал: «Неужели среди моих трусливых придворных нет никого, кто бы избавил меня от этого непокорного священника?» Четыре рыцаря выступили вперед и 29 декабря, во время вечери, напали на бывшего архиепископа. «Во имя Христа и ради Его церкви я готов умереть, — произнес Бекет, когда на него обрушились удары, а затем добавил: — Господь, прими мой дух». Нападавшие рубили его по голове, и весь пол был забрызган кровью и мозгами. В это время над собором разразилась сильная гроза.

Христианский мир застыл в ужасе, а Генрих понял, что обратил на себя гнев небес. Он прошел по улицам Кентербери босыми, окровавленными ногами, вошел в собор и поцеловал то место, где был убит Бекет, а потом склонил голову на надгробие его могилы. Там он принял от священников бичевание. Но остаток его жизни прошел в бедах и горестях, и он умер с надломленным духом, проклиная свою жизнь.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

Прит. 16:32-33

2 декабря. Возьми мою жизнь, Господь

Фрэнсис Ридли Хейвергол приняла Христа в молодом возрасте, но долгие годы боролась за то, чтобы жить победной христианской жизнью. Я надеялась, что в моем путешествии наконец настанет ровный период, когда я смогу какое-то время идти в свете, не преодолевая беспрерывной цепи гор и болот, утомительных взлетов и падений, борьбы и страданий. Но снова и снова на своем пути я, казалось, сталкивалась с одними и теми же проблемами, вызванными последствиями греховных поступков. Думаю, что самой главной причиной ощущения отчужденности было то, что я полностью и абсолютно не капитулировала перед Богом. Пока я не сдалась окончательно, я не знала мира. Я абсолютно уверена, что все дело было в этом.

Она жила в борении все свои молодые годы. Лондонская публика, восхищенная ее певческим талантом, тянула ее в одну сторону, а Святой Дух — в другую. Однажды, когда ей было тридцать шесть лет, она прочитала брошюрку, названную «Все для Иисуса». В ней было особо подчеркнуто то, насколько важно сделать Христа истинным Владыкой каждого уголка и клеточки своей жизни. Тогда Фрэнсис заново и полностью посвятила себя Богу. Несколько лет спустя сестра Фрэнсис попросила ее рассказать об этом, и она ответила так: Это произошло 2 декабря 1873 года, когда я впервые осознала благословенность истинного посвящения. Я увидела это так ясно, как при вспышке яркого электрического света. Прежде чем человек получит полное благословение, он должен полностью капитулировать перед Богом. Бог принимает человека в полное благословение после абсолютной капитуляции. Он очень ясно показал мне это.

Вскоре после этого Фрэнсис несколько дней провела в компании десяти человек, некоторые из них были неверующими, а другие — христианами, полностью себя Богу не посвятившими. «Господь, — молилась она, — дай мне всех людей в этом доме». До ее отъезда все десять человек покаялись и приняли Христа Господом. В последнюю ночь своего пребывания там Фрэнсис, слишком взволнованная, чтобы уснуть, написала «Гимн посвящения», и эта песня стала главной темой ее жизни. Она очень серьезно относилась к этим словам и 2 декабря каждого года искренне молилась над ними, видя очевидные изменения в своей жизни. Вот первый куплет этой песни:

Возьми мою жизнь, и пусть будет она

Навеки Тебе, мой Господь, отдана.

Возьми мои руки, пусть действия их

С любовью послужат ко благу других (011) .

Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Гал. 2:196-20

3 декабря. Сила героя

Никогда не следует недооценивать то влияние, которое оказывают на ваших детей их герои. Шестнадцатилетний Франциск Ксаверий переехал из северной Испании во Францию, поступил в Парижский университет и заслужил репутацию обаятельного, остроумного, утонченного, музыкального, симпатичного, имеющего успех у женщин и несколько тщеславного… то есть абсолютно земного человека, пока не встретил Игнатия Лойолу. Лойола стремился реформировать Католическую церковь изнутри. Его убеждения оказали такое сильное влияние на Франциска, что всю оставшуюся жизнь он стоял на коленях, когда писал письма Лойоле или читал его ответы. В1534 году эти два человека вместе основали «Дружину Иисуса» — орден иезуитов.

В конце 30-х гг. XVI в. Лойола и Ксаверий отправились в Венецию в качестве служителей. Там они проповедовали и работали в больницах. Затем с благословения папы Иоанна III Ксаверий покинул Европу и уехал на Восток миссионером. В 1542 году он прибыл в Индию. Одетый как нищий, он пешком обошел большие пространства, постоянно позвякивая маленьким колокольчиком и призывая жителей обратиться от язычества ко Христу. Особое внимание он уделял детям. Он советовал своим сотоварищам: «Я очень серьезно рекомендую вам учить детей… поскольку у взрослых нет страстного желания попасть в рай».

Затем Ксаверий очутился в Японии, где снял свои лохмотья, оделся в богатую одежду и устроил публичный диспут с буддийскими монахами. В христианскую веру обратились многие японцы, но Ксаверий понимал, что ключом к победе христианства в Японии будет обращение китайцев, а потому он отплыл в Китай. В ожидании аудиенции у китайского императора и разрешения проповедовать, Ксаверий подхватил лихорадку, сильно ослаб и 3 декабря 1552 года умер.

Франциск Ксаверий является отцом современных католических миссий. Начало его жизни было бесплодным, но позже он стал одним из самых бесстрашных героев в миссионерской истории. Он заложил основание для католической евангелизации Востока и сделал это за период всего в десять лет.

Такова сила героя.

Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром,

Прит. 13:20-21

4 декабря. Последний из греческих отцов

Примерно через шестьсот лет после обращения апостола Павла в Дамаске родился мальчик, которого назвали Иоанн Мансур. Тогда в Дамаске господствовали мусульмане, но отец Иоанна, казначей калифа Абдулме-леда, был христианином, представлявшим при дворе интересы церкви. Иоанн тоже стал христианином и получил образование у итальянского монаха, которого его отец выкупил из рабства. Он преуспел в занятиях и после смерти отца был назначен калифом на высокую должность.

Со временем, однако, Иоанн почувствовал призыв Господа к служению. Он покинул Дамаск и вступил в монастырь св. Саввы, расположенный между Иерусалимом и Мертвым морем. Там он стал священником и проводил свои дни в изучении Писаний, литературных трудах и смирении. День его памяти празднуется 4 декабря.

Иоанн Дамаскин страстно отстаивал практику поклонения восточной церкви иконам и образам. Но более всего он известен тем, что составил энциклопедию богословия. Он систематизировал греческое богословие так, как пятьсот лет спустя Фома Аквинский подытожил и систематизировал латинское богословие. «Как пчела, — писал Иоанн, — я собираю все, что сообразуется с истиной… Я не предлагаю собственных выводов, но излагаю только то, к чему пришли выдающиеся богословы. Я просто собрал их сочинения и подытожил их, насколько это возможно, в одном сочинении».

Иоанн также сочинял песнопения, и если просмотреть старые сборники, то можно найти там великий гимн о воскресении — «Придите, верные», которому теперь тысяча четыреста лет. Слова этого гимна до сих пор вызывают прекрасную картину в нашем воображении:

Зима холодная тянулась долго.

Тоскливо было темными ночами…

Седым морозом лес был заколдован,

Земля покрыта снежными коврами.

И жизнь притихла, замерла, уснула

Не видно пчелок, бабочек, стрекоз…

Скорей бы солнце ласково блеснуло

И отступил подальше злой мороз!

Зима грехов холодна и ужасна.

Душа тоскует в смертной темноте.

Христос воскрес! И солнце светит ясно,

Душа поет, ликует во Христе.

Хвала Христу! Он разорвал оковы!

Восстал из гроба Он на третий день

Ни смерть, ни ад держать Христа не могут!

И прочь бежит уныние и тень (012) .

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.

1 Кор. 15:20-21

5 декабря. Мир и покой

Св. Савва (Савва Освященный) родился в 439 году и был нежеланным ребенком. Его отец, армейский офицер, вынужден был постоянно разъезжать. Он всегда брал с собой свою жену, поэтому мальчика отдали на воспитание дяде, который дурно обращался с ним. Савва дважды убегал от него и в возрасте десяти лет нашел мир и покой в одном из монастырей. Там он узнал Господа.

Десять лет спустя молодой человек приехал в Иерусалим, заинтересованный рассказами об отшельниках и монахах, которые жили в палестинской пустыне. Его наставником стал аскет, св. Евфимий Великий, который отказал ему в просьбе о полном уединении. Когда Савве исполнилось тридцать лет, он опять стал просить Евфимия о посвящении в молчальники. На этот раз ему разрешили уединяться в отдаленной пещере, чтобы проводить в молитве и физическом труде пять дней в неделю. Каждую воскресную ночь Савва оставлял монастырь и уходил с охапкой пальмовых ветвей. Каждое утро в субботу он возвращался с пятьюдесятью корзинами, которые успевал изготовить за эти дни.

Когда Евфимий умер, Савва удалился в пещеру недалеко от потока Кедрон. Он прожил там долгие годы в полном одиночестве. Но паломники стали беспокоить его, приходя к нему за советом или желая стать его учениками. Савва наконец согласился и основал общину аскетов. Скоро в его общине было сто членов. Савва, которому к тому времени исполнилось пятьдесят три года, был рукоположен в священники. В его общине были построены больницы и постоялые дворы, а также действовала служба милосердия. В 493 году патриарх Иерусалима назначил Савву главой всех отшельников Палестины.

Савва оказывал большое влияние на монахов и церковь в целом. Когда началось распространение ересей, он стал мощным защитником ортодоксии. Он отправился в Константинополь, чтобы просветить императора в доктринальных вопросах, и широко проповедовал веру и защищал ортодоксию.

Ему был уже девяносто один год, когда он совершил последнюю поездку в Константинополь, чтобы предотвратить политическое давление на Палестину. Его миссия была успешной. Он вернулся в общину монахов, заболел и стал молиться о мире и покое. Он прожил еще четыре дня, затем, 5 декабря 532 года, умер в возрасте девяноста четырех лет.

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.

Лк. 3:46-6

6 декабря. Молчаливый Бык

Нелегко сразу понять, на что способен человек. Кто бы мог подумать, например, что спокойный, полноватый и неуклюжий мальчишка по прозвищу Молчаливый Бык станет величайшим богословом Средних веков и определит развитие католического богословия на грядущие века?

Фома Аквинат, или Фома Аквинский, родился в 1225 году в знатной семье и в возрасте четырнадцати лет поступил в университет в Неаполе. Его семья одобрительно относилась к церковному служению, но пришла в ужас, когда Фома выбрал не обычную церковную карьеру, а принял обет бедности в доминиканском ордене. Его братья похитили его и держали под домашним арестом более одного года. Его соблазняли деньгами и даже наняли проститутку, чтобы совратить его. Но Фома бежал в Париж, где стал учиться у Альберта Великого.

В студенческих аудиториях того времени сталкивались две великие интеллектуальные силы. Первая была представлена традиционным богословием, вторая — Аристотелем и другими нехристианскими авторами, такими, как Аверроэс и Авиценна. Философский акцент на разуме, казалось, вступал в противоречие с богословским акцентом на вере. Фома решил объединить оба течения. Он верил в то, что вся истина — понятие согласованное и последовательное. Автор творения есть автор Священных Писаний, а потому истинные факты и истинная вера никогда не должны конфликтовать между собой. Но одного разума недостаточно. Откровение, богословие и доктрины веры представляют Триединого Бога гораздо яснее.

Развитие интеллектуального аспекта жизни Фомы сопровождалось проповедническим служением. Иногда посреди проповеди ему приходилось останавливаться, чтобы дать своей пастве возможность выплакаться. Его молитвенная жизнь была еще более напряженной. «Каждый раз, когда он хотел изучить, обсудить, учить, написать или продиктовать что-то, — рассказывал его друг, — он сначала уединялся для молитвы и плакал перед Богом, чтобы ему открылись Божьи тайны».

6 декабря 1273 года, проводя мессу в церкви св. Николая, он испытал глубочайшее духовное переживание. Больше никогда Фома не писал богословских трудов. «Я больше не могу, — сказал он своему слуге, -мне открылись необычайные вещи, и все, что я написал, мне кажется пустяком. Теперь я стану ожидать конца своей жизни».

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога…

1 Кор. 2:12

7 декабря. «…И дом мой»

Джеймс Тейлор, сельский житель Англии семнадцатого века, ненавидел странствующих проповедников Уэсли, видя в них только лишь мишень для тухлых яиц. Но однажды, когда он прицеливался в одного такого проповедника, тот процитировал из Книги Иисуса Навина (24:15): «…а я и дом мой будем служить Господу». Джеймс, который собирался жениться, почувствовал себя пораженным в самое сердце. В день своей свадьбы он так долго молился, что опоздал на бракосочетание. Он объявил всем, что стал христианином. Беспокоясь за свою жену, он увел ее в спальню, заставил встать на колени и прочитать покаянную молитву, чтобы она тоже стала христианкой.

Их вера переходила из поколения в поколение, пока не дошла до праправнука, Хадсона Тейлора, основавшего Китайскую внутреннюю миссию и открывшего глубинные регионы Китая для Евангелия.

Его внук, Джеймс Хадсон Тейлор II, продолжил дело своей семьи и незадолго до Второй мировой войны вместе с домочадцами приехал в Китай в качестве миссионера. Школа-интернат, в которой учились его дети, находилась на расстоянии в тысячу миль от его дома. Когда 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор, миссис Хадсон застыла в ужасе, а затем упала на колени, но не могла молиться. В великом смятении она вдруг вспомнила парафраз из Евангелия от Матфея (6:33) — Если вы позаботитесь о том, что дорого Богу, то Бог позаботится о том, что дорого вам.

Тем временем четверо детей Хадсона Тейлора были уведены в концентрационный лагерь на оккупированной японцами территории. Они шли туда с песней на устах: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах». Детей там продержали пять лет, пока американцы не освободили и не вернули их родителям.

Один из этих мальчиков, Джеймс Хадсон Тейлор III, вырос и стал генеральным директором Китайской внутренней миссии (теперь Зарубежное миссионерское братство) — праправнук праправнука человека, который в день своего бракосочетания решил: «А я и дом мой будем служить Господу!»

Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.

И. Нав. 24:15

8 декабря. Провидение

Он был англиканином, затем пуританином, сепаратистом, баптистом и, наконец, стал «ищущим». Он ссорился с гражданскими властями, ввергал в отчаяние церковных лидеров и любил индейцев. Он основал американскую колонию и первую баптистскую церковь на американской земле. Но, что важнее всего, он настолько доверял Божьему провидению, что назвал в его честь основанный им город.

Но кто же он? Это Роджер Уильяме, родившийся около 1603 года в Англии. Роджер вырос в Лондоне недалеко от площади перед тюрьмой Нью-гейт, которая была известна как место казни многих еретиков. Юный Роджер был свидетелем многих таких казней, и в нем развилось отвращение к преследованию людей, имеющих иные религиозные убеждения. Когда ему было восемнадцать лет, он служил письмоводителем в британском суде, делая записи в делах преследуемых еретиков. К тому времени, когда Уильяме закончил Кембридж, он уже был мощным проповедником и неустанным защитником религиозной свободы.

В 1630 году, в правление короля Карла I, Уильяме был разгневан тем, как жестоко осудили его друга, доктора Александра Лейтона, пуританина. Его приговорили к пожизненному заключению, назначили крупную сумму штрафа, лишили духовного сана и публично бичевали. Кроме того, ему должны были отрезать уши и нос, а на лице выжечь две буквы SS («Sower of Sedition»- «Рассадник мятежа»).

Испытывая праведный гнев, Уильяме начал проповедовать и писать о союзе церкви и государства и о политике насилия и преследований. Оказавшись в опасности, он принял приглашение пуритан в Бостоне и тайком сел на корабль, отплывавший 8 декабря 1630 года в Америку. Но пуританские лидеры в Америке также проявляли нетерпимость к убеждениям верующих других деноминаций. Они также пытались насильственно насаждать свою веру. Однажды ночью ему стало известно, что власти намереваются схватить его и вернуть в наручниках в Англию. Закутавшись как можно теплее, он ушел ночью, в снег и мороз, к индейцам. На берегах залива Нарра-гансетт он купил у индейцев участок земли и основал поселение, назвав его Провидением. Там каждый мог поклоняться Богу в полной свободе. Там он организовал первую баптистскую церковь в Америке и основал колонию Род-Айленд.

При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Лк. 9:49-50

9 декабря. Команда мечты

Их называли миссионерской «командой мечты». Это были семь молодых атлетов из аристократических семей, учившихся в Кембридже. Они поразили всю Англию, отказавшись от славы и богатства, чтобы служить Христу в отсталой азиатской стране в качестве миссионеров Китайской внутренней миссии. Самым популярным оратором в этой группе был Стэнли Смит, капитан команды гребцов. Чарлз Т. Стадд, капитан кембриджских крикетистов, был плохим оратором, но обладал импозантной внешностью. Смит, Стадд и еще пятеро их соотечественников объехали Британские острова, проповедуя Христа и призывая к участию в миссионерской работе, а потом отправились на служение. Они стали сенсацией.

Во вторник, 9 декабря 1884 года, Смит и Стадд прибыли в Эдинбург, чтобы выступить перед студентами университета. Всю предыдущую ночь они встречались со студентами различных колледжей, молились и общались. Как позже говорил Стадд, на этот раз у них возник «смертельный страх». Организаторы арендовали Зал ассамблей, распространили огромное количество рекламных листков и развесили портреты молодых людей на улицах города. В связи с предстоящей встречей одни боялись, что скептически настроенные шотландские студенты вовсе не придут на встречу, другие боялись, что они сорвут собрание. Стадд и Смит провели вторую половину дня в молитве, «пока не одержали победу».

Далеко до назначенного часа зал был битком набит народом, и, когда там появились два молодых атлета, раздались громкие крики приветствия и аплодисменты. Первым выступил Стадд. Он говорил прерывающимся голосом, но его преданность Христу растопила сердца слушателей. Затем вышел Смит со словами о лицемерии христиан, которым недостает полного посвящения. Атмосфера была наэлектризована духовной силой, и когда Смит закончил свою речь, его окружили студенты, желая побольше узнать о Христе и Великом поручении. Позже в тот же вечер миссионеры подошли к поезду и увидели, что платформа заполнена до отказа молодыми людьми, кричавшими: «Скажите речь!» Когда поезд отошел от платформы, студенты побежали за ним с песнями: «Бог будет с вами до нашей новой встречи».

Кембриджская семерка привлекла к Китайской внутренней миссии внимание всего мира. Когда в 1885 году они прибыли в Китай, там было сто шестьдесят три миссионера. К 1900 году их стало восемьсот.

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Мф. 24:14

10 декабря. Твердая вера

Моисей веровал, утверждает Послание к Евреям (гл. 11), потому что видел Того, Кто невидим. Давайте посмотрим на веру Маркуса и Нарсиссы Уитман, миссионеров среди индейцев северо-западной Америки.

Маркус родился в 1802 году в Нью-Йорке, а после обращения присоединился к пресвитерианской церкви. Изучая медицину, он почувствовал Божий призыв поехать врачом-миссионером к индейцам, живущим на Западе. Его невеста, Нарсисса, разделила с ним это бремя, и на следующий день после свадьбы они отправились в Орегон. Нарсисса стала первой белой женщиной, которая пересекла Америку. Она была поражена красотой сотворенного Богом мира. Ее сердце было преисполнено жаждой приключений.

Преодолев две тысячи трудных миль, Уитманы прибыли в Орегон и устроились на территории свирепого племени кайюс. Маркус построил хижину для себя и своей беременной жены, и 10 декабря 1835 года они поселились в новом жилище. Через три месяца родилась дочь, Элис.

Маркус и Нарсисса работали до изнеможения. Они строили миссионерский городок, обрабатывали землю, лечили больных и делились своей верой. Им приходилось бороться с немыслимыми лишениями и трудностями. Они очень уставали и иногда впадали в отчаяние. Отношения с другими миссионерами становились все хуже. Но им предстояло перенести самое страшное горе. Маленькая Элис, которой было уже почти два года, отошла от отца, увлеченного чтением книги, упала в ручей и утонула. Уитманы героически продолжали свой труд, бескорыстно служа сиротам, больным, тем, кого не интересовали духовные вопросы, и всякому, кто готов был их слушать.

Их страсть к работе стоила им жизни. В 1847 году несколько индейцев во время эпидемии кори умерли, и в их смерти аборигены обвинили Маркуса. Мрачным вечером осеннего дня на миссию напали вооруженные кайюсы. Маркуса, Нарсиссу и нескольких других миссионеров убили томагавками. Но эта пара, решившая оставаться верными, несмотря на все обстоятельства, уже посеяла семена Евангелия на американской границе. Они сохранили твердую веру, увидев Того, Кто невидим.

Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше…

Евр. 11:27-29а

11 декабря. Бешеная собака

Для Сьюзан Талботт Венгац, методистской миссионерки в Маланге (Ангола), утро 11 декабря 1929 года началось с обхода сада, где она вдыхала аромат роз и наслаждалась теплом солнечных лучей. С огромным букетом цветов она собралась было войти в дом, чтобы подготовиться к утренним занятиям в классе по изучению Библии. Вдруг она увидела огромного пса, идущего прямо на нее. «Пошел вон! — закричала Сьюзан. — Вон! Пошел отсюда!»

Но собака оскалила зубы и бросилась на женщину. Сьюзан уронила розы и закрыла лицо руками. Бешеная собака вонзила в нее зубы. Мистер Венгац срочно отвез жену в больницу, но там не оказалось сыворотки против бешенства. Он заторопился в другую больницу. Но и там не было сыворотки. Они помчались в порт, чтобы найти корабль, отплывающий из страны, но все корабли уже отплыли. Они хотели было попытаться добраться до Бельгийского Конго, но дороги были размыты ливневыми дождями.

В Лиссабон, Кейптаун, Йоханнесбург и Конго полетели телеграммы, и фармацевты в разных точках мира начали лихорадочно упаковывать сыворотку, чтобы отправить миссионерам посылку. Прошло несколько дней напряженного ожидания, в то время как местные христиане в Анголе плакали, постились и молились. По разным причинам сыворотка задерживалась в пути. Но Сьюзан не чувствовала ни боли, ни других тревожных ощущений. Ее раны зажили, и она вернулась к своим обычным занятиям. Когда наконец пришла одна из посылок, ей стали делать уколы.

Через месяц после нападения собаки Сьюзан подошла к мужу в его кабинете и сказала: «У меня болит рука». Боль становилась все сильнее, и Сьюзан наконец совсем слегла. Она быстро угасала. «Я слышу музыку небес, — прошептала она, — я вижу Иисуса. Я держусь за якорь спасения. А ты? Увидимся утром. А теперь я усну во имя Господа».

Никто не понимал, почему Бог допустил, чтобы бешеная собака вошла в сад Сьюзан Венгац в то утро 1929 года. Он позволяет нам задавать вопросы, на которые нет ответа, — чтобы испытать веру. Проповедник Вэнс Хавнер, размышляя над подобной проблемой, говорил о «сокрушении нашего корабля о Скалу по имени Бог и о высадке на берег Его всемогущества». Чарлз Сперджен сказал об этом так: «Когда мы не можем понять действий Бога, мы можем довериться Его сердцу».

Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.

Ин. 11:21,25-26а

12 декабря. Реки крови

История изобилует именами бесчестных негодяев, которые с дьявольским восторгом жадно пили реки крови. Среди них был испанский генерал Фернандо Альварес де Толедо, герцог Альва, чью жестокость можно назвать демонической.

Он родился на заре Реформации в 1508 году в знатной испанской семье. Его дедушка, Фредерик Толедский, оказал на него сильное влияние и вырастил его воином и солдатом, лишенным всяких эмоций. В шестнадцать лет он впервые участвовал в сражении и настойчиво начал продвижение по служебной лестнице, прибегая ко всякого рода хитростям и уловкам. Фернандо был блестящим генералом, но, как и его главнокомандующий Филипп И Испанский, был коварным, фанатичным, жестоким и безжалостным.

Реформация нашла благодатную почву, особенно в Голландии, поскольку Библия была переведена на фламандский язык за несколько лет до начала реформ. Но в Нидерландах господствовали испанцы, и жители этой страны ненавидели короля Филиппа. Филипп установил в Голландии инквизицию, спровоцировал мятеж и в 1567 году отправил в Нидерланды герцога Альву с армией в десять тысяч человек. Герцог должен был подавить Реформацию, уничтожить евангельскую «ересь» и восстановить контроль над гражданами.

В течение последовавших шести лет шесть тысяч жителей были приговорены к смертной казни на «Кровавом совете» герцога. Некоторые исследователи утверждают, что мученической смертью погибло сто тысяч человек, включая женщин и детей. Один историк считает, что во время этого пролития крови погибло больше людей, чем за первые триста лет преследования христиан Римом. Альва ввел тяжелые налоги, разрушил экономику Голландии, нарушал гражданские свободы, мучил людей и спровоцировал войну за независимость, которая длилась восемьдесят лет.

Но что человек посеет, то и пожнет. В 1580 году Альву послали против Португалии. Он и там одержал победу, но на пути назад подхватил лихорадку. Дурное предчувствие, как темное покрывало, окутало его. Жизнь уходила из него, как песок из решета, и человек, который жадно пил христианскую кровь, теперь в беспомощных страданиях мог лишь пить молоко из женской груди.

12 декабря 1582 года у него была отнята душа.

…Оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают. Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются.

Иов. 4:86-11

13 декабря. Папа-отшельник

Пьетро дель Мурроне страстно желал уединения и отшельнической жизни. Его аскетизм понравился другим, и в 1254 году он основал орден целе-стинцев, известный как отшельники св. Дамиана. Он жил как затворник в горной пещере до восьмидесяти лет.

Тем временем в Риме умер папа Николай IV, и церковные власти потратили почти два года, ища замену. Не в состоянии прийти к единому мнению они наконец остановились на кандидатуре Пьетро. Три епископа преодолели расстояние в сто пятьдесят миль и вскарабкались на скалистую вершину горы, где жил отшельник, чтобы сообщить святому о его избрании. Задыхавшиеся и в поту, они осторожно пробрались по узкой тропинке к жилищу Пьетро и с любопытством заглянули внутрь пещеры сквозь решетки самодельной двери. Отшельник был лохматым и взъерошенным, бледным и больным стариком, с трудом понимавшим, что ему говорили.

Наконец, Пьетро собрал свои вещи, завернулся в тунику, взобрался на ослика и поехал вместе с епископами в Акилу (Италия), где в присутствии двух тысяч собравшихся его короновали. Он стал жить в Неаполе, взяв себе имя Целестина V. Ему построили маленькую деревянную келью, где он мог уединяться; по своему дворцу он ходил, откусывая хлеб крошечными кусочками.

Целестин не имел ни малейшего понятия об управлении церковными делами, о положении дел в мире и политических интригах. Его ошибки плодились, как кролики, и очень скоро он окончательно запутался. Церковь быстро катилась к кризису. «О, Бог! — вскричал он. — В то время как я пытаюсь управлять душами других людей, я теряю свою собственную!» Церковные деятели были в ужасе от его некомпетентности. Рассказывают, что кардинал Гаэтани пропустил через стену комнаты Целестина тростник, в который проговорил «голосом с небес» о том, что папе следует уйти в отставку.

Последним актом своего правления Целестин издал указ, разрешающий папам уход в отставку, а затем потряс мир тем, что 13 декабря 1294 года отрекся от престола, всего через три месяца после коронации. В объяснении было сказано, что он уходит в поисках лучшей жизни и чистой совести, по причине слабого здоровья и порочности людей.

На его место был избран «голос с небес», Гаэтани, ставший папой Бонифацием VIII. Он заключил старого Целестина в крепость Фумоне, где тот оставался до самой смерти в 1296 году.

И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури».

Пс. 54:7-9

14 декабря. Хороший памятник

На территории Уитона (штат Иллинойс) в 1831 году поселился Эраст Грей из Коннектикута. Через шесть лет туда приехал еще один уроженец Коннектикута, Уоррен Уитон, и построил дом, который сегодня стоит на углу Рузвельт-Роуд и Нейпервилль-стрит. Вскоре в этих местах появилась железная дорога, затем возникли бакалейный и ликерный магазины. Население городка выросло до восьмисот человек.

В Уитоне поселились также уэслианские методисты, ненавидевшие работорговлю. В ужасе от того, что их детям придется учиться в учебных заведениях, где будут преподавать профессора, симпатизирующие работорговле, они решили основать собственную школу. Жарким летом 1852 года группа верующих преклонила колени в миле от железнодорожной станции на гребне небольшого холма, откуда открывался вид на прерию. Они молились, чтобы «холм и все, что будет на нем построено», было посвящено Богу. Простое трехэтажное здание из известняка обошлось им в десять тысяч долларов, и 14 декабря 1853 года был открыт Иллинойский институт, который возглавил преподобный Джон Кросс. Скоро институт заполнился студентами и дымом, потому что дымоходы были сделаны неправильно. В институте не разрешалось курить никому, кроме дымоходов, как говорили студенты.

Но уэслианские основатели относились к категории людей, «у которых не было земных богатств», как сказал один из их потомков поколения спустя. «Они были реформаторами, в большей степени заинтересованными в борьбе против рабства. Они стремились не столько открыть деноминационную школу, сколько обеспечить образование в таком учебном заведении, где не нарушались бы их принципы».

Поскольку они не обладали земными богатствами, в институте возникли финансовые проблемы, и в 1860 году члены попечительского совета обратились за помощью к более богатым конгрегационалистам. Джонатан Бланчард, пресвитерианский пастор и ученый, был назначен ректором института. Он предложил значительное пожертвование и высказал Уоррену Уитону свое желание переименовать школу в колледж Уитона. «Вашим потомкам, по крайней мере, не придется тратиться на ваш памятник», — сказал Бланчард.

Таким образом, школа была вновь открыта конгрегационалистами при поддержке уэслианцев и с пресвитерианским ректором. С тех пор более века колледж Уитона готовит в своих стенах молодых людей «для Христа и Его Царствия».

…Разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

Прит. 1:56-7

15 декабря. Ни повиноваться, ни служить

Джон Олдкасл поражает нас большим количеством ролей, которые ему довелось сыграть в своей жизни. Примерно за тридцать девять лет ему пришлось быть рыцарем, политиком, солдатом, проповедником, бароном, беженцем, мучеником и стать прототипом шекспировского героя, Фальстафа.

«За столетие до Лютера Джон Уиклиф в Англии провозгласил реформаторские взгляды, и группа проповедников, лолларды, распространила эту весть по всей стране. После смерти Уиклифа Джон Олдкасл пытался защитить и продолжить служение лоллардов. Против него выступил архиепископ Кентерберийский, который сумел заставить короля закрыть рот Олдкаслу и лоллардам. Генрих встретился со своим бароном и умолял его «предать папе святую церковь». Олдкасл ответил: «Я всегда готов и желаю повиноваться Вам, ибо Вы король и помазанный служитель Божий… Но что касается папы и его духовности, я не обязан ни повиноваться, ни служить ему»».

Генрих прекратил поддерживать Олдкасла, и вскоре тот был арестован и посажен в лондонский Тауэр. Его осудили. Но перед казнью он сумел бежать (неизвестно, каким образом) в Уэльс.

Генрих предложил большую награду за его поимку, но Олдкасл еще четыре года наслаждался свободой. Затем «лорд Поуис из-за жадности к деньгам или из-за ненависти к истинной доктрине Христа решил сыграть роль Иуды и, внешне выражая свое расположение, наконец добился своей кровавой цели и самым подлым образом схватил Олдкасла и привез в Лондон», — говорит Джон Фоке.

15 декабря 1418 года Олдкасла привезли к месту казни мучеников и, «подвесив на железных цепях за пояс, заживо сожгли в огне, а он громко славил Бога все время, пока оставался жив».

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа… И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение…

Рим. 5:1,3

16 декабря. Землетрясение

16 декабря 1811 года на юге США началось сильное землетрясение, толчки которого распространились настолько далеко, что в Филадельфии церковные колокола зазвонили сами собой. Перемещение пластов земной коры образовало в штате Теннеси озеро Рилфут. Методистский священник Питер Картрайт, один из самых ярких странствующих евангелистов Америки, в своей автобиографии оставил нам несколько свидетельств об этих природных катаклизмах. Картрайт, обращенный во время пробуждения в Кейн-Ридж, за свои семьдесят лет служения объездил весь юг и средний Запад, распространяя пробуждение и основывая церкви. Вот что он написал об одном из землетрясений:

Казалось, течение реки Миссисипи остановилось, лодки были сорваны с причалов, а в земле образовались большие трещины и щели. Землетрясение вызвало в народе ужас, и в результате страшной паники сотни и тысячи людей собрались в разных церквах. В то время можно было наблюдать интересные происшествия, связанные с сотрясением земли. Я проповедовал в Нэшвилле перед большой аудиторией накануне того, как произошел второй ужасный толчок. Рано утром следующего дня я вышел на гору рядом с домом, в котором проповедовал, и увидел, что с горы к роднику спускается негритянка с пустым ведром на голове. Когда она была от меня в нескольких шагах, земля вдруг начала судорожно содрогаться. С крыш попадали трубы, леса, окружавшие новые здания, с громким треском рухнули вниз, люди внезапно проснулись и с пронзительными криками стали выскакивать на улицы, ибо решили, что наступил судный день. Молодые хозяйки той негритянки с ведром прибежали к ней и умоляли помолиться за них. Она возвысила голос и сказала им: «Мой Иисус грядет на облаках небесных, и мне некогда теперь молиться за вас, я должна идти и встречать Его. Я говорила вам, что Он придет, а вы не верили. Прощайте. Аллилуйя! Иисус грядет, и я готова. Аллилуйя! Аминь». И она пошла, крича и хлопая в ладоши с пустым ведром на голове.

Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. О дне же том, или часе, никто не знает… Смотрите, бодрствуйте, молитесь…

Мк. 13:7-8,32-ЗЗа

17 декабря. Без сожаления

17 декабря 1912 года Билл Борден сел на корабль, отплывающий в Китай через Египет. Его служение миссионера будет самым коротким и самым эффективным.

Борден родился в богатой и влиятельной семье в Чикаго и унаследовал значительное состояние. Его мать стала христианкой, и юный Билл вместе с ней начал посещать чикагскую церковь Мооди. Скоро он сам стал христианином. Через некоторое время пастор Р. А. Торрей призвал прихожан посвятить свою жизнь Божьему служение. В ответ на это спокойно поднялся Уильям — маленький мальчик в голубой матроске. Он стоял все время, пока шло богослужение, но не поколебался ни на минуту. Он никогда не отступал от своего посвящения.

В Йельском университете Билл добился значительных успехов в атлетике. Он был симпатичным, богатым (его состояние насчитывало пятьдесят миллионов долларов), преданным Христу молодым человеком. На студенческой миссионерской конференции в Нэшвилле его глубоко тронул призыв Самьюэла Цвимера служить проповедью Евангелия мусульманам. После окончания университета он заявил о том, что отдает свои деньги на миссионерское служение. Билл вступил в ряды работников Китайской внутренней миссии, планируя проповедовать мусульманам в Китае. Но сначала ему нужно было изучить язык в Египте. Накануне отправки его овдовевшая мать пожелала убедиться в том, что он все сделал правильно, отказавшись от денег и оставляя родину. «В ту ночь в тишине моей комнаты, усталый, печальный и задумчивый, я уснул, все время повторяя один и тот же вопрос: «А нужно ли это, в конце концов?» Когда я утром проснулся, тихий голос проговорил в моем сердце ответ: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…»»

Через месяц после прибытия в Египет Борден заболел спинным менингитом. Через две недели он умер, но под подушкой оставил свое последнее послание: «Не уклоняться! Не отступать! И никаких сожалений!»

История о его жертвенном служении облетела весь мир, и в результате этих публикаций огромное количество молодых людей предложило себя в качестве живых жертв Господину жатвы.

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Быт. 12:1-3

18 декабря. Так говорят все еретики

Джон Фоке исследовал и записал многие случаи страданий забытых евангельских верующих, которые погибли во время правления английской королевы Марии. Вот одна из историй в сокращении, рассказывающая о Джоне Филпоте, который был сожжен 18 декабря 1555 года:

Епископ, видя его несгибаемую твердость, произнес окончательный приговор. «Благодарю Бога, — сказал Филпот, — что я еретик в вашей проклятой церкви; но я не еретик перед Богом. Пусть Бог благословит вас и даст вам благодать покаяться в злых деяниях, и пусть люди остерегаются вашей кровавой церкви». Стражники отвели его в тюрьму Ньюгейт. «Хорошо, — сказал Филпот, — я весьма доволен, потому что это Божье предназначение. Я прошу, чтобы вы показали, что я должен сделать».

Ему сказали: «Если ты отречешься, тебе покажут все, что ты захочешь».

«Нет, — ответил мастер Филпот, — пока я жив, я не отрекусь никогда, ибо я говорю истинную правду, и печатью моего свидетельства будет моя кровь».

Тогда Александр сказал: «Так говорят все еретики». Затем он приказал заковать его в тяжелые цепи и посадить в камеру.

Вечером во вторник, 17 декабря 1555 года, пришел вестник и сказал Филпоту быть готовым, ибо на следующий день ему предстояло пострадать. Мастер Филпот ответил: «Я готов. Бог даровал мне силу и радостное воскресение». В своей камере он излил свой дух перед Господом, благодаря Его от всего сердца за то, что ему выпала честь пострадать за истину.

Утром, около восьми часов, за ним пришли, и он радостно вышел навстречу. Подойдя к месту казни, он сказал: «Смогу ли я отказаться от привилегии пострадать у этого столба, когда мой Искупитель пострадал за меня самой жестокой смертью на кресте?» Затем в пламени костра он отдал свою душу в руки Всемогущего Бога.

Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Рим. 6:10-11

19 декабря. Карты и игральные кости

19 декабря 1529 года Хью Латимера, английского реформатора, попросили проповедовать в Кембридже, в церкви св. Эдуарда. В то время среди студентов были популярны карточные игры, а потому Латимер решил иллюстрировать свой рассказ картами. Он предложил ответить на вопрос, который иудеи задали Иоанну: Кто ты? Без Христа ответ будет следующим: «Я подлежу осуждению из-за греха». Но через покаяние и прощение мы можем ответить: «Я христианин». И тогда по мере изучения Нового Завета мы словно переворачиваем карты, одну за другой, чтобы узнать, какой жизнью нам следует жить по воле Божьей.

19 декабря Латимер взошел на маленькую шестиугольную кафедру в церкви. Ясным голосом он громко цитировал Писания на латинском, с переводом на английский, после чего начал проповедь.

Монах по имени Бекенхам говорил о противоположном, взяв в качестве примера игральные кости. Он назвал свой метод «пять-четыре», говоря, что Бог бросил на землю кости с цифрой 5 на одной и с цифрой 4 на другой стороне. Монах использовал против реформаторов пять отрывков из Библии и четырех церковных богословов: Амвросия, Августина, Иеронима и Григория. Бекенхам смеялся над желанием Латимера переводить Писания на английский язык. «Простой человек не поймет образного языка Писаний», — заявил Бекенхам. Например, как сказал он, некоторые могут понять буквально предупреждение Библии о том, что лучше вырвать глаз, который соблазняет нас.

Латимер уверил Бекенхама, что англичане достаточно сообразительны, чтобы понимать метафоры. Под смех аудитории он добавил: «Например, когда художник изображает лису в монашеском одеянии, никому и в голову не придет подумать, что лиса собирается проповедовать. Человек сразу поймет, что под монашеским платьем скрывается лицемерие и тонкий обман, который часто прячется под личиной монахов».

Позже Джон Фоке сказал: Монах Бекенхам в том соревновании потерпел такое сокрушительное поражение, что больше никогда не пытался противостоять с кафедры магистру Латимеру.

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Рим. 5:9-10

20 декабря. Потерпите меня, мадам!

Любовь Эдмунда Гриндала к книгам спасла ему жизнь. Однажды, когда он шел через поля с книгой, засунутой за пазуху, в него случайно попала стрела охотника, которая застряла в книге. Позже его спасла еще одна книга — Библия, приведшая его к Христу. Гриндал возрастал в вере и начал служение, но когда на трон взошла «кровавая» Мария, он бежал в Германию и оставался там до тех пор, пока Марию не сменила протестантка Елизавета I. Гриндал вернулся в Англию и в 1575 году был назначен архиепископом Кентербери.

Скоро Елизавета в разговоре с новым архиепископом посетовала на то, что слишком частые проповеди приводят к возникновению мятежного духа. «Трех-четырех проповедей в год было бы вполне достаточно», — сказала королева и приказала Гриндалу сократить в королевстве количество проповедей.

20 декабря 1576 года Гриндал ответил длинным письмом, где, в частности, говорилось: Ваша речь, в которой Вам угодно было сказать о сокращении количества проповедников и собраний, чрезвычайно встревожила и обеспокоила меня. Увы, мадам, разве Писания не свидетельствуют достаточно ясно, что Евангелие Христа следует проповедовать обильно и основательно? На строительство храма Соломона было назначено сто пятьдесят тысяч строителей и триста надзирателей, так неужели мы можем надеяться, что в деле созидания духовного храма Христова мы обойдемся несколькими проповедниками? Св. Павел сказал: «Проповедуй Слово». Постоянная публичная проповедь Божьего Слова — обычное средство спасения. Не могу с чистой совестью и не оскорбляя величия Бога согласиться пресечь Его проповедь. Потерпите меня, мадам, умоляю вас, если я решусь обидеть Вас скорее, чем оскорбить Великого Бога. Молю Вас, мадам, пусть Всемогущий Бог будет перед Вашими глазами; скажите Ему: «Не моя воля, но Твоя да будет».

Елизавета в ярости посадила Гриндала под домашний арест. Но заставить Евангелие замолчать было невозможно. Несмотря на старания Елизаветы, Евангелие распространилось до самых глухих уголков Британских островов.

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

2 Тим. 2:8-9

21 декабря. Разве у них нет души?

Когда Эрнандо Кортес и другие испанские завоеватели привели на земли ацтеков и в империю инков конкистадоров, эти агрессоры с жадностью устремились на захват земли и золота. Свое вторжение они объясняли желанием делиться верой. Во имя Христа тысячи человек были уничтожены и порабощены захватчиками. Древние цивилизации исчезли с лица земли. Некоторые конкистадоры искренне верили, что таким образом распространяют веру. «Порох против индейцев есть благовоние для Господа», — заявил один из них. Однако нам следует знать, что в церквах раздавались праведные и гневные голоса против такой политики.

21 декабря 1511 года Антонио де Монтесино встал перед своей церковью в Испании с пламенем на устах:

Я взошел на эту кафедру, чтобы сказать вам о ваших грехах, ибо я есть глас вопиющего в пустыне, и вы не должны слушать меня равнодушно. Вы пребываете в смертном грехе, и вы не только пребываете в нем, но и живете в нем, и умрете в нем из-за той жестокости и тирании, которую несете этим невинным людям. По какому праву вы ведете эти отвратительные войны с людьми, которые жили в покое и мире на собственной земле ? Почему вы угнетаете и эксплуатируете их, даже не давая им достаточного количества пищи? Они умирают, точнее, вы убиваете их, чтобы каждый день получать все больше и больше золота.

Разве они не люди? Разве у них нет души? Разве вы не призваны любить их так, как любите себя? Как вы можете оставаться в таком глубоком обольщении? Уверяю вас, в вашем настоящем состоянии вы спасены не более, чем мавры или турки, которые отвергают веру в Иисуса Христа.

Его аудитория застыла на месте, а пламенная речь перелетела через океан. В Испании же разъяренный король Фердинанд сказал Христофору Колумбу: «Я читал эту проповедь… и хотя он всегда был скандальным проповедником, я поражен тем, что он сказал. Этому нет оснований ни в богословии, ни в законе».

Монтесино отказался изъять из проповеди обвинения, и все большее количество людей присоединялось к его протесту, напоминая миру, что далеко не все, что делается во имя христианства, одобрено Христом.

…Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

2 Тим. 4:2

22 декабря. Господь, спаси Фиджи!

Ребенком Джон Хант часто сидел у камина, очарованный рассказами отца о военных подвигах. В шестнадцать лет он чуть не умер от воспаления мозга. После выздоровления он принял Христа и стал членом методистской церкви. Позже женился на Ханне Саммерс, и 22 декабря 1838 года они прибыли на Фиджи в качестве миссионеров.

То, что они увидели там, потрясло их. Две трети всех детей жители сварили и съели. В каждой деревне был мясник, разделывавший человечину. Престарелых родителей убивали и съедали собственные дети. Часто хозяин дома на обед близким друзьям подавал свою любимую жену или ребенка в нежном возрасте.

Через некоторое время после их приезда младший сын вождя пропал в море. В результате этого было убито и зажарено семнадцать молодых женщин, а Ханну вынудили смотреть на это. Затем островитяне потребовали, чтобы миссионеры покинули остров. Но супруги отказались сделать это. Все большее количество людей выражали желание слушать их проповеди. Одна из женщин, вождь племени, испытала такое чувство вины, что дважды упала в обморок, а затем, придя в себя, молила о прощении. Ее деревня была охвачена пробуждением, которое перекинулось на другие поселения. Ханты перевели Новый Завет на язык фиджи и продолжали бесстрашно проповедовать Божье Слово. Количество обращенных увеличивалось, и повсюду стали возникать церкви. Но здоровье Ханта становилось все хуже, и когда островитяне поняли, что их миссионер болен, они собрались в своих церквах и стали молиться за него. «О, Господь! — взывал один из них, Илия Верани. — Мы знаем, что мы очень плохие, но помилуй Твоего слугу. Если кому-то нужно умереть, забери меня! Забери десятерых из нас! Но помилуй Твоего слугу, чтобы он нам проповедовал Христа».

Но Хант понимал, что умирает. Он вручил свою жену Господу и начал плакать: «Господь, благослови Фиджи! Спаси Фиджи!» Потом, повернувшись к Ханне, он сказал: «Если это смерть, слава Господу! Я хочу славить Его со всей силой… Аллилуйя!»

С этими словами он вздохнул в последний раз. Остров был тронут его смертью, и даже злобный царек Такомбау открыто исповедал Христа своим Господом. Большая часть Фиджи была преображена, так что один из историков миссионерского движения назвал этот остров «жемчужиной в миссионерской короне».

Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

Отк. 14:12-13

23 декабря. Совет отца

Генрих Буллингер был хорошим пастором и отцом. Он родился в 1504 году в семье священника, придерживавшегося реформатских взглядов. Юный Генрих полюбил труды Лютера, книги Меланхтона и изучение Библии. 23 декабря 1531 года, в возрасте двадцати семи лет, он занял место погибшего швейцарского реформатора и пастора Ульриха Цвингли в Гроссмюнстере (Великом соборе) в Цюрихе.

Буллингер продолжил практику Цвингли и проповедовал по Библии, стих за стихом. Его дом был открыт с утра до вечера, он раздавал нуждающимся одежду, еду и деньги. Его мудрость и авторитет стали известны всей Европе.

Но самое большое влияние он оказывал на своего сына, Генри. Когда молодой человек упаковал чемоданы, собираясь на учебу в Страсбург, Генрих дал ему десять правил:

1. Всегда бойся Бога и помни, что начало мудрости — страх Господень.

2. Смиряйся перед Богом и молись только Ему через Христа, нашего единственного Посредника и Защитника.

3. Твердо веруй в то, что Бог через Своего Сына все сделал для нашего спасения.

4. Прежде всего молись о сильной вере, которая проявляется в любви.

5. Молись, чтобы Бог защитил твое доброе имя и сохранил от греха, болезни и дурной компании.

6. Молись о родине, о своих дорогих родителях… и о распространении Слова Божьего.

7. Будь сдержанным, всегда старайся больше слушать, чем говорить, и не вмешивайся в то, чего не понимаешь.

8. Учись с прилежанием… Каждый день прочитывай по три главы из Библии.

9. Содержи тело в чистоте и непорочности, будь аккуратен в одежде, более всего избегай невоздержанности в еде и питье.

10. Следи, чтобы твоя речь была приличной, радостной и скромной.

Сын послушался совета отца. Генри, как его отец и дедушка, тоже стал служителем Евангелия Иисуса Христа.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Еф. 6:4

24 декабря. Вот ваш Бог!

Многие люди встречают Рождество без Христа, и праздничная мишура затмевает славу этого святого дня. Но эта проблема возникла уже в дни св. Франциска Ассизского. Франциск родился в 1182 году в центральной части Италии. Он был сыном богатого купца. Проучившись немного, Франциск пошел в армию и участвовал в войне, во время которой попал в плен. Вскоре после освобождения из плена он пришел ко Христу, а затем начал странствовать и проповедовать Евангелие. В феврале 1209 года во время мессы Франциска поразили такие слова из Евангелия от Матфея (гл. 10): .. .ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха…

Франциск почувствовал, что Сам Господь обратился к нему с этими словами. Он решил повиноваться Божьему призыву насколько возможно буквально: проповедовать Евангелие и не иметь ничего своего. Ему казалось, что он преодолел мост длиной в одну тысячу двести лет и оказался в положении апостолов, ходивших по земле с евангельской вестью.

Оставшуюся жизнь он провел в проповеди Христа каждому, кто встречался на его пути. 24 декабря 1223 года недалеко от Греччо (Италия) Франциск нашел пещеру и привел туда животных, которые, в соответствии с традицией, присутствовали при рождении Христа. Франциск любил животных и даже проповедовал им. Он соорудил ясли, разложил сено, воспроизведя таким образом «живую картинку» Рождества. Собрались любопытные, и там в канун Рождества Христова Франциск проповедовал о чуде воплощения Бога, родившегося в виде Младенца и положенного в ясли. «Вот ваш Бог, — говорил он, — бедный и беспомощный Младенец, а рядом с Ним вол и осел. Ваш Бог — в вашей плоти».

В тот вечер суета этого мира уступила место святой славе, когда жители Греччо поняли, Кто родился в праздник Рождества.

…И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель…

Лк. 2:7-11а

25 декабря. Массовое обращение

Далеко не каждый, кто поет рождественские песни, — христианин. В некоторых людях вместо искренней веры можно найти лишь поверхностные чувства.

Возьмем, к примеру, Кловиса. После распада Римской империи на ее территории воцарился беспорядок и анархия. Пятнадцатилетний Кловис унаследовал небольшое королевство в уголке Галлии. Король Кловис захватил близлежащие земли, объединил Галлию, перенес свою столицу в Париж и положил начало государству Франция.

В 493 году Кловис женился на христианке. Когда королева Клотильда захотела крестить их новорожденного сына, Кловис согласился, но после того как ребенок умер в своей крестильной рубашке, Кловис обвинил в его смерти христианского Бога. Когда после крещения заболел и второй ребенок, Клотильда настойчиво молилась, и ребенок выздоровел, что произвело на короля сильное впечатление.

Когда Кловису было тридцать лет, в одном из сражений он оказался на грани поражения. «Иисус Христос, — закричал он, — Клотильда говорит, что Ты Сын Божий и можешь дать победу тем, кто надеется на Тебя. Дай мне победу, и я приму крещение!» Он одержал победу и, верный своему слову, 25 декабря 496 года вошел в собор в Реймсе. «Поклонись тому, что ты однажды сжег, — сказал ему священник, — и сожги то, чему ты когда-то поклонялся».

В тот день вслед за Кловисом крестились три тысячи воинов из его армии. Воины шли к реке, где священники, произнося ритуальные слова, окунали ветви в воду, а затем окропляли воинов водой, обращая их в христиан.

Это был памятный день в христианской истории, ибо впервые люди крестились в таком количестве. Так Европа стала «христианским» континентом. В Кловисе или его войсках не произошло больших изменений, они остались такими же язычниками, какими были, явно видя во Христе военного бога, который обеспечил им победу. Но таким образом были подготовлены условия для многих истинных верующих, которые распространили весть о вифлеемском Младенце по всей Европе.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

Лк. 1:30-33

26 декабря. Это не сон

Дуайт Л. Мооди, сильно прибавивший в весе, приехав в Канзас, заболел. Он отменил все встречи и вернулся домой в Нортфилд (штат Массачусетс). Он дотащился до спальни, чтобы переодеться к обеду, но почувствовал себя совершенно обессиленным, а потому лег. Его самочувствие ухудшалось, и скоро стало ясно, что он умирает от ожирения сердца. 22 декабря он вдруг открыл глаза и отчетливо проговорил: «Земля уходит! Передо мной открываются небеса». Его сын, сидевший рядом, решил, что он увидел что-то во сне. «Это не сон, Уил, — ответил Мооди, — это чудесно! Как в сказке! Если это смерть, она прекрасна! Бог зовет меня, и я должен идти!»

Вокруг него собрались все члены семьи. «Это час моего триумфа! — сказал Мооди. — Это день моей коронации! Столько лет я ждал этой минуты». Вдруг его лицо осветилось: «Дуайт! Айрин! Я вижу лица детей!» (Дуайт и Айрин — его внуки, умершие раньше.) Мооди закрыл глаза и, казалось, забылся. Затем он заговорил снова: «Нет боли! Нет долины смертной тени! Если это смерть, она совсем не страшная! Как это прекрасно!»

Чуть позже он приподнялся на локте и воскликнул: «Что все это значит? Что вы здесь делаете?» Его жена объяснила, что он плохо себя чувствовал. Мооди упал на подушку и сказал: «Очень странно! Я вышел за ворота смерти и подошел к самому входу небесному, и вот я опять здесь. Очень странно».

Затем он сказал: «Я не очень верю, что Бог сотворит чудо и поднимет меня вновь. Сейчас я встану и сяду в кресло. Если Бог хочет исцелить меня, хорошо. Если нет, я встречу смерть в кресле». К изумлению присутствующих, он встал, прошел через всю комнату и сел в кресло. Но скоро, вконец изможденный, вернулся в постель, нежно поговорил с ними еще немного и, наконец, ушел на небеса. Заупокойную службу В 10 часов утра 26 декабря 1899 года провел С. И. Скофильд, и Мооди остался лежать на горе Хермон в Нортфилде.

Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все.

Флп. 3:20-21

27 декабря. Роберт и Мэри

Роберт Моффат был сильным и здоровым молодым человеком, любившим работать на открытом воздухе. Его нанял Джеймс Смит, владелец питомника Дукинфилд. У Смита сразу же возникли некоторые опасения, поскольку он знал, что, во-первых, его дочери Мэри понравится симпатичный Роберт и, во-вторых, что Роберт хочет стать миссионером.

Все так и случилось. Во время работы в саду Роберт встретился с Мэри и узнал, что она тоже была христианкой, питающей интерес к миссионерской работе (образование она получила в Моравской школе). Тайком от родителей Мэри два года молилась о том, чтобы Бог послал ее в Африку.

Они быстро привязались друг к другу. Но когда молодые люди объявили своим родителям о желании пожениться и уехать миссионерами в Южную Африку, реакция была бурной. Родители Роберта, казалось, смирились, но Смиты не соглашались отпустить свою дочь. Все мольбы и уговоры были напрасными. Наконец Роберт с разбитым сердцем решил отказаться от женитьбы и уехать в Африку один. «Провидение явно указывает на то, — писал он своим родителям, — что мне придется ехать одному. Пусть Господь соделает то, что Ему угодно». Так, 18 октября 1816 года Роберт Моффат отплыл в Южную Африку, оставив свое сердце в Англии.

Он прибыл на миссионерскую станцию, страдая от глубочайшего одиночества. «Мне придется столкнуться со многими трудностями, поскольку я один», — писал он своим родителям. Тем временем в Англии Мэри тоже страдала. Прошло долгих три года, и она наконец написала Роберту, что потеряла всякую надежду соединиться с ним.

Но ее следующее письмо, пришедшее через месяц, содержало другую новость: «Вчера они оба спокойно согласились отдать меня в руки Господа, — писала она, — заявив, что больше не осмеливаются сдерживать меня». Мэри быстро упаковала чемоданы, попрощалась с расстроенными родителями, не надеясь больше их увидеть, и уехала в Южную Африку. Там в кругу немногочисленных друзей они с Робертом поженились 27 декабря 1819 года. И там они работали бок о бок в течение пятидесяти трех лет, став одной из самых великих семейных команд в миссионерской истории.

Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него.

Пс. 36:4-7а

28 декабря. Глядя на звезды

ВэнсХавнер однажды пожаловался, что многие люди, посещающие церковь, сидят и зевают в то время, как им проповедуют истины, за которые их отцы проливали кровь. Таким образом, «живая вера мертвых стала мертвой верой живых». Но этого нельзя было сказать о Чарлзе Ходже, величайшем американском богослове, который родился 28 декабря 1797 года. Он изучал старые и знакомые Писания с новым волнением. На его занятиях в Принстонском университете к служению были подготовлены три тысячи пасторов, и огромное количество людей извлекло пользу из его трехтомного «Систематического богословия». Однажды в своей проповеди Ходж говорил своим слушателям о том, что Библия никогда не должна стать для них привычной и скучной книгой. Отсылая аудиторию к Посланию к Римлянам (3:29) (Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников), Ходж сказал:

Нам так хорошо известны истины, содержащиеся в этих словах, что мы не осознаем их важности. Привыкнув к разнообразным красотам этого мира, мы воспринимаем его многочисленные чудеса без эмоций. Мы редко поднимаем глаза, чтобы взглянуть на удивительной красоты небесный ковер, который каждую ночь рассыпается над нашими головами. Однако когда к слепым внезапно возвращается зрение, они смотрят с восторгом на то, на что мы взираем с равнодушием. Таким образом, тот факт, что Бог не есть Бог одной нации, какого-то племени или народа, но Бог и Отец всех людей и что Евангелие предназначено всему человечеству и применимо ко всему человечеству, как бы мало он ни влиял на нас, наполнил апостолов изумлением и радостью. Они медленно шли к познанию этой истины, у них не было ясного понимания ее до самого дня Пятидесятницы, но излияние Святого Духа, Которого они приняли в тот день, произвело замечательное изменение в их мировоззрении и чувствах. До этого события они были иудеями, а после этого события стали христианами.

Ральф Вальдо Эмерсон заметил, что если бы созвездия появлялись раз в тысячу лет, какое это было бы волнующее событие. Но поскольку звезды на небе светят каждую ночь, мы едва на них смотрим.

«Не упустите чуда», — говорил цыган Смит. Божья милость обновляется каждое утро, и Его Слово свежо каждый день.

Господь есть часть наследия моего… Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании… Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

Пс. 15:5а,7,9,11

29 декабря. Песни Блисса

Филипп Пол Блисс родился в семье поющих родителей в бревенчатом доме в лесной части на севере штата Пенсильвания. В одиннадцать лет он ушел из дому на заработки и в возрасте двенадцати публично исповедал свою веру в Христа. Он провел свою юность в домике в лесу, среди деревьев и лесопильных заводов. Но он любил петь и сделал все возможное, чтобы получить музыкальное образование. У него был удивительно сочный, звучный и гибкий голос с широким диапазоном.

Со старой лошадью по имени Фанни и аккордеоном за двадцать долларов Филипп начал странствовать как профессиональный учитель музыки. В 1858 году он женился на Люси Янг, музыкантше и поэтессе, которая вдохновила его на развитие музыкальных и поэтических талантов. В результате в 1864 году он написал и продал свою первую композицию. Ее хорошо приняли, и на следующий год он переехал в Чикаго, где стал работать помощником в музыкальном издательстве «Рут и Кейди». Популярность его росла, он начал преподавать на музыкальных курсах, давал концерты и сочинял мелодии для воскресных школ. Его работу поддерживал Мооди, и Блисс написал много евангельских песен, которые поют и сегодня: Пусть сияет свет; Муж скорбей — о, что за имя!; Иисус любит меня; Иисус — Свет миру; Почти убежденный; Чудесные слова Жизни. Он также написал музыку к таким песням, как Моя душа теперь в порядке.

Во время рождественских каникул 1876 года семья Блисс поехала навестить его мать, жившую в Пенсильвании. 29 декабря 1876 года они сели в Буффало на поезд «Пасифик Экспресс», чтобы вернуться в Чикаго. Около восьми часов вечера того же дня, когда в ослепляющем снежном буране поезд переезжал по мосту через глубокое ущелье, деревянные подпорки моста не выдержали и поезд сорвался вниз. Вагоны, заполненные пассажирами, возвращавшимися с праздника, упали в ледяную реку с высоты в семьдесят пять футов и загорелись. В этой катастрофе погибли более ста человек, среди них — Филипп Блисс и его семья. Ему было всего тридцать восемь лет.

Но совершенно случайно его чемодан попал в другой поезд и благополучно прибыл в Чикаго. Там его друзья обнаружили последний гимн Филиппа:

Я буду петь, Спаситель мой, Тебе,

Твою чудесную любовь превозносить,

За нас терпел Ты муки на кресте,

Чтоб от проклятья нас освободить (013) .

Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения; при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.

Пс. 97:4-6

30 декабря. Лимонадная Люси

Среди тех, кто был сильно опечален смертью Филиппа Блисса и других жертв катастрофы на «Пасифик Экспресс», был кандидат в президенты Соединенных Штатов Резерфорд Б. Хейс, которому вскоре предстояло стать официально признанным победителем на президентских выборах 1876 года после первого же тура голосования. Страна как раз переживала период восстановления после экономической депрессии и политических скандалов Улисса С. Гранта. Хейс обладал острым умом, любил литературу, был смелым воином (в Гражданской войне он был ранен четыре раза, и четыре раза под ним убивали коня). У него также имелось секретное оружие — его жена Люси, на которой он женился 30 декабря 1852 года. В вашингтонском колледже она получила ученую степень, став первой президентской женой с таким званием. Она была гостеприимна и не скрывала своего полного посвящения Иисусу Христу.

Но она также принесла с собой полное неприятие алкоголя.

Официальный Вашингтон был в шоке от запрета на алкоголь, исходившего от президента. По этой причине первую леди назвали Лимонадной Люси. Она не собиралась ни перед кем оправдываться. «Правда, что такого прецедента не было, — говорила она, — но я не нарушаю Конституцию, которой я обязалась повиноваться». Позже она сказала подруге, что «вырастила трех сыновей и ни одному из них не подносила чашу с вином».

Среди недовольных был государственный секретарь Хейса, который однажды после официального обеда пожаловался: «Обед был блестящим. Вода лилась как шампанское».

Президент и миссис Хейз каждый день начинали с молитвы, ни от кого не скрывая тот факт, что молятся всей семьей. Часто день заканчивался музыкой и пением. Они были верными методистами. За время пребывания на посту президента Хейс вместе с семьей посещал Методистскую епископальную церковь, а когда организовали Женское миссионерское общество Методистской епископальной церкви, Люси стала его первым президентом. Воскресные вечера в Белом доме были временем поклонения. Присутствующим раздавали сборники гимнов, и Люси энергично распевала гимны Филиппа Блисса и других авторов.

Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою…

Прит. 31:4-6

31 декабря. Прах Уиклифа

Самое мрачное время всегда наиболее благоприятно для пробуждений. Джон Фоке однажды заметил: «Когда казалось, что нет даже искры чистой доктрины, по Божьему провидению свету был явлен Уиклиф, и через него Господь разбудил мир». Джон Уиклиф был талантливым профессором в Оксфорде, его логика и популярность сделали его ведущим богословом Англии. Но к ужасу церкви — и задолго до Лютера — Уиклиф разоблачал высокомерие, жажду власти и богатства католического священства, отвергая догмат о непогрешимости папы и соборов. Принимая Библию в качестве единственного источника истины, он провозгласил Евангелие оправдания по благодати через веру. Уиклиф был не первым, кто критиковал папство, но он стал первым, кто подверг осуждению доктрины, на которых основывалось папское богословие. По этой причине его называют «утренней звездой Реформации».

Церковная власть обрушилась на Уиклифа: было объявлено, что некий Джон Уиклиф, профессор богословия, так далеко зашел в своем отвратительном безрассудстве, что не боится учить и проповедовать и даже извергать из грязных подвалов своей души явно ошибочные и ложные предположения и выводы… Но народ поддерживал Уиклифа. Когда архиепископ Лондона запретил его учение, Уиклиф все свое время посвятил подготовке первого перевода Библии на английский язык.

Но напряжение боев состарило Уиклифа, и в последнее воскресенье 1384 года, во время проведения Господней вечери, его хватил удар и он упал на пол. Друзья отнесли его в дом, и 31 декабря 1384 года он умер. Через сорок один год его враги, все еще ненавидевшие его, эксгумировали и сожгли его кости, а пепел выбросили в реку. Но, как писал его биограф тех времен, «они сожгли его кости и бросили пепел в реку Свифт, протекавшую неподалеку. Этот поток унес его прах в Эйвон, Эйвон донес его до Северна, Северн — до морей, а через моря — и в океан. Точно так прах Уиклифа символизирует его доктрину, которая теперь распространилась по всему миру».

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей… И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Пс. 1:1,3