27. Семья и дети

1. Планирования, касающиеся семьи и всех ее нужд:

«Прежде увеличения своей семьи, родители должны принять во внимание, будет ли Бог прославлен или обесчещен их детьми, появившимися в этом мире.

Они должны стараться прославлять Бога своим союзом в первый и каждый последующий год их брачной жизни. Они должны спокойно поразмыслить — какое обеспечение они смогут предложить своим детям. Они не имеют права родить детей и наполнять этот мир лишь для того, чтобы они были бременем для других. Смогут ли они полагаться на поддержку своей семьи в полной мере или станут обузой для других? Если не смогут обеспечить в полной мере, тогда родители совершают преступление, вводя детей в этот мир и обрекая их на страдание, без надлежащей заботы, соответствующей пищи и одежды. В нашем легкомысленном, беззаконном веке все эти вопросы не принимаются во внимание… Матери влачат жалкое [130] существование, почти всегда имея грудных детей на своих руках, изыскивая всякий путь, чтобы прокормить и одеть их. Таким образом увеличивается нищета, наполняющая наш мир. (1869. СЗ. 75).

2. Дети наследуют склонности матерей:

«Благополучие ребенка зависит от привычек матери.

Аппетит и желания должны контролироваться принципами веры.

Если женщина желает выполнить план Божий относительно своего дитяти, она должна согласиться с тем, что ей нужно от чего-то отказаться, с чем-то бороться. Если же до рождения ребенка она будет исполнять все желания своего аппетита, если она будет находиться во власти своих эгоистических желаний, будет раздражительна, нетерпелива, требовательна, в таком случае все эти черты передадутся ребенку. Таким путем многие дети уже с самого рождения получают по наследству почти непреодолимое влечение ко злу.

Но если мать непоколебимо придерживается правильных принципов, если она воздержанна, умеренна и исполнена самоотречения; если она кротка, нежна, великодушна, любвеобильна,- в таком случае она может передать все эти ценные черты своему будущему ребенку. (1905. СПП. 217).

3. Библейский пример предписаний для женщины, готовящейся стать матерью:

«Когда Бог предусмотрел воздвигнуть Самсона в качестве освободителя Своего народа, Он дал его матери определенные предписания относительно ее ребенка. Эти ограничения нужно было привить ребенку до его рождения, потому что он был посвящен Богу как назорей от своего рождения. (1890. СПП. 218). [131]

4. Женщина, готовящаяся стать матерью, должна контролировать свой аппетит:

«Некоторые придерживаются того мнения, что нужно выполнять любое желание женщины, находящейся в положении, даже если оно и вредно.

Такое мнение в корне неправильно. Конечно, ни в коем случае нельзя небрежно относиться к естественным и насущным нуждам женщины в период ее беременности. От нее зависит жизнь двух существ и с особенной нежностью и заботой следует относиться к ее желаниям, нуждам и потребностям. Но именно в это время, как никогда, она должна избегать в пище и во всем другом того, что содействовало бы снижению или разрушению ее телесных и моральных сил. Согласно повеления Самого Бога,- на нее возложена особенная торжественная обязанность,- во всем проявлять самообладание. (1905. СПП. 217).

5. Определенный режим — ради здоровья в предродовой период:

«В это важное для нее время, она не должна тяжело трудиться, потому что во всем ее организме происходят большие перемены.

Ее организм нуждается в крови, которая должна пополняться за счет вкусной и здоровой пищи. Если же мать не питается в это время соответствующим образом, она ослабевает и ребенок также рождается слабым. Она должна также обращать внимание и на свою одежду. Ни в коем случае она не должна переохлаждаться. (1870. СПП. 219).

6. Молоко матери — наилучшая пища для ребенка:

«Самой лучшей пищей для новорожденного является материнское молоко, [132] и ребенка без надобности не следует лишать этого блага.

Это весьма бессердечно со стороны матери отказаться кормить ребенка грудью ради собственного удобства или общественных развлечений. (1905. СПП. 226).

8. Некоторые женщины из-за своих неправильных привычек не могут кормить грудью своих детей:

«Многие матери вместо своей груди дают малютке бутылочку с другим молоком. Им приходится так делать, потому что у них нет молока. Но в девяти случаях из десяти матери сами виноваты в этом, потому что небрежность в одежде, неправильный режим питания, усвоенный ими еще с юности, лишает их возможности быть настоящими матерями для своих детей. (1871. СПП. 227).

9. Вредные последствия искусственного питания:

«Я всегда была убеждена, что это очень жестоко и бессердечно — отнять от груди ребенка и кормить его соской.

[133] Но если даже это и необходимо сделать, тогда нужно особенно быть внимательными к тому, чтобы молоко было от здоровой коровы и вся посуда, употребляемая при этом, должна сохраняться в строжайшей чистоте.

Но на все это часто обращают мало внимания, и несчастное дитя переносит порой очень много незаслуженных страданий. (1871. СПП. 276).

10. Раздражительность матери передается дитяти:

«На ребенка также отражается и душевное настроение матери.

Когда женщина легко расстраивается, сердится из-за всякой мелочи, раздражается,- то такое ее настроение в значительной степени отражается и при кормлении ребенка.

При таком настроении молоко матери воспаляется и в результате у ребенка появляются колики, спазмы, а в некоторых случаях бывают даже судороги и приступы. (1865. СПП. 228).

11. Склонности матери и характер ребенка:

«Характер ребенка в большей или меньшей степени зависит от пищи, которой питается мать.

Поэтому, как серьезно время, когда женщина кормит свое дитя! Она должна при этом стараться сохранять счастливое и радостное расположение духа, владея собой и своими чувствами. Сохраняя себя в таких рамках, женщина всегда накормит ребенка здоровым молоком, а ее благородное, уравновешенное поведение окажет свое благотворное влияние и на умственное развитие младенца. Если даже ребенок нервный и раздражительный, то спокойное отношение матери [134] к нему во многом поможет ему привести себя в норму. (1865. СПП. 228).

12. Воспитание детей с самого раннего возраста в правильных привычках питания:

«Важность и значение правильных привычек в питании детей едва ли можно переоценить.

Маленькие дети должны с самого раннего возраста понимать, что они живут не для того, чтобы кушать, но кушают для того, чтобы жить. Этому правилу дети должны научиться, когда они находятся еще на руках матери. Ребенка следует кормить через определенные промежутки времени и по мере того, как он растет, эти промежутки должны увеличиваться. Детям не следует давать сладостей, или же пищи, которую едят взрослые, потому что их нежные пищеварительные органы не в состоянии переварить такую пищу. (1905. СПП. 229).

13. Первый урок, который должны усвоить дети:

«Первый важный урок, который должны усвоить дети — надлежащее укрощение неестественного аппетита.

Прямая обязанность матерей — следить за нуждами и желаниями своих детей, успокаивая и развлекая их вместо того, чтобы каждый раз кормить их, таким образом уча их, что пища является необходимой от всяких жизненных невзгод. (ИВ. 2. 437).

14. Считаться со вкусами своих детей относительно пищи:

«Родители обязаны правильно развивать аппетит своих детей и не допускать употребления нездоровой пищи.

Но при этом родители должны быть осторожны, чтобы не требовать от детей, чтобы они не ели безвкусную пищу или же кушали лишнее. Дети имеют свои права, свои вкусы, и [135] с этим нужно считаться, если это разумные требования. (1905. СПП. 230).

15. Яйца и мясная пища возбуждает детей:

«Вы ставите на стол масло, яйца, мясо и ваши дети кушают все это. Вы кормите их пищей, которая пробуждает низкие желания и после этого становитесь на колени и умоляете Бога благословить ваших детей и спасти их. Как вы думаете, далеко ли подымаются ваши молитвы? Прежде всего, вы должны исполнить свой долг. Только после этого, как вы со своей стороны сделаете все, что Бог поручил вам сделать, тогда можете с уверенностью молиться и просить особенных благословений, обещанных Богом. (1870. СПП. 245).

16. Дети должны быть свободны, подобно агнцам:

«Маленькие дети должны быть свободны, чтобы резвиться подобно агнцам на свежем воздухе — быть свободными и жизнерадостными; им необходимо предоставить самые благоприятные возможности, чтобы заложить основание для здорового телосложения. (1872. СЗ. 177).

17. Предусмотреть для детей физические занятия:

«Родители должны предусмотреть для своих детей занятия.

Ничто не приносит столько вреда, как праздность. Физический труд доставляет здоровую приятную усталость мускулам, возбуждает аппетит к здоровой простой пище, и молодые люди, поработавшие на свежем воздухе, никогда не встанут из-за стола с недовольным видом того, что им не [136] не было подано мясо и другие деликатесы, чтобы искушать их аппетит. (1890. СПП. 248).

18. Копилки для воспитания самоотречения у детей:

«Наши дети должны быть так воспитаны, чтобы не тратить деньги на такие ненужные лакомства, как конфеты, жевательные резинки, мороженое и другие сладости; эти деньги должны быть положены в копилку, которая должна быть в каждом доме. И эти большие и маленькие суммы денег должны быть израсходованы на дело Божье. (1908. СПП. 329). [137]