17. Оценки и дневник

Уэнди не в ладах с математикой. Нас это несколько тревожит. Мы разговаривали с ее учителем. Каждый вечер мы тратим по нескольку часов на то, чтобы помочь ей решить задачи, и все равно Уэнди приносит тройки и даже двойки. По математике у нее в табеле стояла двойка с плюсом.

«Просто не знаю, как ей удастся закончить второй класс». Как вы думаете, чьи это слова? Сестры-двойняшки Уэнди? В том-то и дело, что это говорит ее мать. Вот кардинальное правило, касающееся отметок: их получают не родители, а дети. Дети сидят на уроках. Дети слушают объяснения учителей. Дети готовят домашние задания. И они же получают отметки. Чтобы улучшить успеваемость ребенка, родители должны внушить ему, что вся ответственность за отметки лежит на нем.

Очень важно, чтобы дети знали: их успеваемость зависит только от них самих. Нам, родителям, не могут быть безразличны отметки ребенка. Наше беспокойство может даже приобрести оттенок тревоги. Но решать за него задачи? Нет уж, это его проблема.

Я (Фостер) хорошо помню, как мой мудрый отец всегда перекладывал заботу о моих отметках на мои собственные плечи. В начальной школе у меня далеко не все складывалось благополучно. Однажды я принес домой дневник, в котором были одни двойки. Отец взглянул на отметки, достал авторучку и, помолчав, спросил: «Сынок, ты гордишься своими успехами?» — «Нет, папа», — ответил я. «Это хорошо», — сказал отец и подписал дневник. Подобный ритуал время от времени повторялся. Слава Богу, я ни разу не сказал, что горжусь своими отметками. Иначе мне наняли бы репетиторов, стали бы натаскивать при помощи частных учителей.

Серьезность проблем, касающихся успеваемости наших детей, можно оценить с помощью алгебраического уравнения, в основе которого две вещи — чувства и конкретное действие. Нижеследующая формула позволит нам определить, когда следует проявить озабоченность.

Когда ребенок хорошо успевает ( + ) и испытывает по этому поводу удовлетворение ( + ), результат положительный (+ х + = +).

Когда ребенок получает хорошие отметки ( + ), но все же недоволен собой (-), в конечном счете результат может оказаться неудовлетворительным, несмотря на высокую оценку (+ х — = -).

Когда ребенок плохо успевает (-) и поэтому недоволен собой (-), это не должно беспокоить родителей, так как в конце концов все наладится (- х — = +).

Когда ребенок плохо успевает (-), но при этом прекрасно себя чувствует ( + ), результат отрицательный (- х + = -).

Общий вывод: если ребенок слабо успевает, но хочет добиться большего, все будет в порядке. Если ребенок учится неважно, нов то же время считает, что у него все прекрасно, ему никогда не добиться успеха.

В случае с дневником, как и во множестве других ситуаций, ребенку необходим ваш эмоциональный отклик. Ребенок не придает значения тому, какие чувства, положительные или отрицательные, вызывают его отметки у родителей. Ему нужно, чтобы папа и мама прореагировали на них. Так, если у ребенка в дневнике хорошие оценки соседствуют с плохими, родители должны показать свою радость по поводу первых и проявить спокойную настойчивость по поводу необходимости исправить вторые. Ваша беседа может происходить примерно так.

ОТЕЦ. Ого, «отлично» по рисованию! Великолепно! Насколько я знаю, тебе всегда нравился этот предмет?

РЕБЕНОК. Да, это так интересно.

ОТЕЦ. «Хорошо» по физкультуре. Ну да, ты же всегда бегал быстрее ветра. Еще одна четверка — по музыке. Очень хорошо. Гм-м… «удовлетворительно» по математике… Думаю, ты способен на большее. Ого! Четверки с плюсом по истории и географии. Эти предметы очень важно знать хорошо. (Затем спокойно, без лишних эмоций.) Ну а как же все-таки насчет математики?»

Мы всегда должны проявлять интерес к тем областям, в которых наши дети особенно преуспевают. Если Бекки легко даются естественные науки, мы можем посидеть с ней у пруда, рассматривая в микроскоп мельчайшие живые существа. Если Мэнди проявляет способности в математике, мы можем возбудить у нее интерес к тому, как гармонично устроена Солнечная система. Если Аллен увлечен историей, мы подыскиваем книги, в которых она излагается наиболее красочно и захватывающе.

Когда речь заходит о плохих оценках, старайтесь обсуждать это спокойно, но не равнодушно: «У тебя есть какие-нибудь планы насчет истории?»; «Что ты думаешь о своей оценке по математике?»; «Как ты считаешь, улучшится со временем твоя успеваемость по точным наукам или ты так и будешь скатываться все ниже и ниже?» Очень важно при этом не становиться в позу обвинителя.

По сути дела, проблема заключается не в самих отметках, а в том, что стоит за ними. Дети плохо учатся из-за неуверенности в себе, неприятия системы родительских ценностей, тревоги, уныния, неумения заставить себя работать и многих других причин. Порой затруднения возникают из-за неправильного отношения к учебе.

Некоторые из этих причин потребуют другого подхода. Иногда полезно обратиться за помощью к знакомому, который сумеет взглянуть на ситуацию со стороны: непредвзятость его суждений поможет родителям найти подходящее решение.