37. Телевизор

Каждое новое исследование о роли средств массовой информации в нашей жизни вызывает у родителей очередной приступ беспокойства. Чего стоят одни только заголовки «Средний ребенок проводит перед телевизором пять часов в день» или «Специалисты утверждают, что телевидение оказывает самое большое влияние на жизнь среднего американского ребенка». Читая подобные статьи, мы украдкой бросаем взгляд в сторону гостиной, где наши дети, словно приклеенные, сидят перед «ящиком»,и сокрушенно качаем головой: «Наши дети смотрят телевизор слишком много!»

Что смотреть? Какие передачи? Сколько времени? Когда? Почему? Все эти вопросы становятся причиной постоянных столкновений между родителями и детьми. Отцы и матери, сражающиеся со своими чадами, которых за уши не оттащишь от телевизора, в переносном смысле пролили, пожалуй, столько же крови, сколько ее было пролито на телеэкране. Мы постоянно изобретаем различные приемы и методы, чтобы несколько ограничить время, которое наши дети проводят перед телеэкраном.

Но для решения этой проблемы, так же как и многих других, очень важен личный пример. Со стороны родителей-телеманов, нажимающих на кнопку «вкл.», не успев проснуться, и кнопку «выкл.» только после сигнала «Не забудьте выключить телевизор», довольно неразумно строго выговаривать своим детям за то, что те не отходят от «ящика».

Совершенно очевидно, что мы должны критически относиться к собственным привычкам в отношении телевизора. Но дело не только в этом. Если детям интереснее общаться с родителями, чем смотреть все то, что показывают по «ящику», они предпочтут проводить время с нами. «А не смастерить ли нам с тобой скворечник, Роб?», «Может быть, сыграем в шашки, Линда?» — эти простые предложения способны оторвать их от телевизора. Большинство детей с радостью займутся каким-то интересным делом с человеком, которого они любят.

Чтобы как-то регулировать отношение наших детей к телевизору, мы должны всячески подчеркивать преимущества других вариантов времяпрепровождения: общениях друзьями, с семьей, хобби, занятий спортом и т. д.

Проанализируйте диалог между отцом и сыном-телеманом.

ОТЕЦ. Я заметил, Тед, что в последнее время ты подолгу смотришь телевизор. Тебе это нравится?

ТЕД. Угу, очень.

ОТЕЦ. Телевизор — прекрасная вещь, благодаря ему узнаешь очень многое. Можно увидеть, что творится в мире, обогатить свой словарный запас, узнать о жизни взрослых. Но я хочу спросить тебя вот о чем: как ты думаешь, можно ли по телевизору узнать, что такое настоящий друг? Ты дружишь со своим телевизором?

ТЕД. Я не понимаю, что ты имеешь в виду.

ОТЕЦ. Правильно. Ведь телевизор не очень-то слушает, что ты ему говоришь, верно? Это он без конца что-то говорит тебе. И ему совершенно все равно, что ты ему отвечаешь, ведь так?

ТЕД. Да-а, так.

ОТЕЦ. Поэтому я хочу, чтобы ты знал одну вещь: телевизор никогда не поможет тебе стать хорошим другом кому-то еще. Разве ему интересно то, о чем ты ему рассказываешь?

ТЕД. Нет.

ОТЕЦ. Кроме того, Тед, мне кажется, что ему совершенно все равно, о чем ты думаешь. В этом все дело. А твои друзья и я — мы всегда тебя слушаем. Конечно, сидя перед экраном, ты можешь узнать много интересного. Но я не знаю, сможешь ли ты проявить свои знания: ведь, смотря телевизор, ты не учишься говорить. Было бы гораздо лучше, если бы ты смотрел его пореже. Но кто должен это решать?

ТЕД. Я.

ОТЕЦ. Конечно, ты. Кстати, дай-ка я пощупаю твою голову. Кажется, твои мозги пока еще не слишком размягчились.

При решении этого вопроса лучше не командовать и не угрожать всеми небесными карами. Если мы будем постоянно твердить об одном и том же или строго запрещать смотреть телевизор, ребенок только взбунтуется.

Однако в наших силах влиять на ребенка. Изрядная доля юмора при подходе к этой проблеме способна творить чудеса. Заглядывая в комнату, где ребенок смотрит телевизор, и во всеуслышание заявляя: «Слава Богу, мозги еще не окончательно размягчились», мы даем ему понять, что слишком долгое сидение перед телеэкраном может превратить их мозг в мякину.

Я (Фостер) рассказал как-то (ко благу моего сына Джерри) об одной операции, которую делал как нейрохирург: «Недавно к нам в клинику поступил парень, который был немного «с приветом». Мы долго не могли определить, что с ним: рентген не показал ничего особенного. Тогда мы решили прооперировать его: положили на стол, сделали обезболивание и просверлили в голове несколько отверстий. Угадай, что же было потом? Из дырок, словно жидкая сметана, потек мозг. Мы не могли понять, что это. Тогда мы снова внимательно прочитали его историю болезни, и все стало ясно как день. Оказывается, последние шесть недель этот малый проводил перед телевизором по четыре часа в сутки».

Глаза у Джерри округлились: ведь он тоже сидел перед телевизором по четыре часа в сутки, и не шесть недель, а шесть лет.

В конечном итоге наши дети сами решат, что не стоит проводить так много времени перед экраном, — у них появятся дела поважнее, и они поймут, что постоянное сидение перед «ящиком» не пойдет им на пользу.