Библиотека soteria.ru
Воспитание с любовью и логикой
Фостер В. Клайн, Джим Фэй
Дата публикации: 30.03.13 Просмотров: 22951 Все тексты автора Фостер В. Клайн, Джим Фэй
39. Как приучить ребенка пользоваться туалетом
А теперь соберитесь с духом и приготовьтесь услышать, что приучать детей пользоваться туалетом — это удовольствие! «Что?! — воскликнете вы. — Рассказывайте! Сколько бывает скандалов из-за того, чтобы усадить ребенка на горшок! А когда наконец это удается, вы думаете, они делают то, что от них требуется? Как бы не так! Они сидят на нем несколько секунд, затем вскакивают, заявляя, что «все готово», а потом бегут куда-нибудь в угол гостиной и там делают свое «черное дело». А дальше начинается вся эта возня с уборкой. И это, по-вашему, удовольствие?!»
Ну хорошо, хорошо, мы сказали неправду. На самом деле мы имели в виду вот что: приучение детей к пользованию туалетом может доставить удовольствие и нам, и нашим детям. Но для начала факты.
Некоторые дети совершенно естественно приучаются пользоваться туалетом.
Некоторых детей приучить к этому очень трудно. Дети различаются по своему развитию. Некоторые готовы пользоваться туалетом уже в двухлетнем возрасте, тогда как другие не умеют это делать и в четыре года. Очень важно сделать эту процедуру радостной и приятной. К сожалению, очень легко создать вокруг нее тягостную атмосферу — в силу нашей чрезвычайной заинтересованности в формировании «туалетных» навыков наших детей. Мы действительно хотим, чтобы они пользовались горшком. Нам хочется, чтобы они впервые в жизни сделали что-то для нас.
Учитывая все это, мы можем подойти к «проблеме горшка» не с ужасом, как к некой пытке, которой вынуждены подвергать наших детей по нескольку раз в день, а с большим энтузиазмом и прекрасным настроением.
Не забывайте, что между мальчиками и девочками существуют анатомические различия, и то, что подходит для одних, не годится для других. Анни рисует картинку для своей маленькой дочки Хезер и разговаривает с ней.
МАТЬ. Посмотри, вот котенок. Сейчас он сходит в туалет вот в эту ямку, которую сам себе выкопал. Посмотри, как он доволен!
ХЕЗЕР. Доволен?!
МАТЬ. Да, он очень доволен, что сделал это в ямку. Животные делают это по-разному. Вот собачка. Она любит ходить в туалет у дерева. Ей нравится делать это вот так. А знаешь что? Мне тоже хочется порадоваться вместе с ней, поэтому я прямо сейчас пойду в ванную и пописаю в горшочек. Мне станет так хорошо, оттого что я это сделаю!
ХЕЗЕР. А можно, я тоже?
МАТЬ. Ну конечно! Это будет просто замечательно. Только сначала это сделаю я.
Мальчикам отцы могут продемонстрировать «процедуру» на личном примере. Например, Ларри играет со своим маленьким сыном Алексом в игру под названием «Потопи корабль».
ОТЕЦ. Смотри, я беру туалетную бумагу, сворачиваю ее в несколько раз, бросаю сюда и знаешь, что это теперь у нас будет?
АЛЕКС. Нет.
ОТЕЦ. Это корабль. А вот еще один — броненосец. Отгадай, что я собираюсь сейчас сделать?
АЛЕКС. Не знаю.
ОТЕЦ. Я собираюсь их все потопить. Смотри!
АЛЕКС. А можно мне тоже?
ОТЕЦ. Если ты меткий стрелок. Нужно постараться сделать это как можно скорее, потому что они очень быстро тонут сами.
Некоторые родители приклеивают к дверям туалета два леденца как награду за успешно выполненное «дело» (но ни в коем случае не в качестве «взятки»), поскольку и дети и родители чувствуют себя настолько хорошо после удачно сделанного «дела», что считают награду вполне заслуженной ими обоими.
При этом следует избегать лишь одной весьма распространенной ошибки. Ни в коем случае нельзя приказывать ребенку: «Сиди до тех пор, пока все не сделаешь». Такой подход может вызвать множество неприятных эмоций и, как правило, оказывается малоэффективным.