40. Моральные ценности: как передать их детям

Похоже, что с каждым днем уровень нравственных ценностей американской молодежи падает все ниже. Наркотики сегодня можно свободно раздобыть в школах любого отдаленного городка. Быстро растет количество беременностей среди девочек-подростков. Во многих школах учителя напоминают больше полицейских, нежели педагогов. Идеями материализма заражаются даже школьники начальных классов. Похоже, что в современном обществе истинные моральные ценности стремительно терпят крах.

При одной мысли об этом нас бросает в холодный пот, и мы напряженно морщим лоб, думая о той колоссальной ответственности, которую несем как родители. «Я хочу, чтобы мой ребенок обладал устойчивыми моральными ценностями, — говорим мы, — но как этого добиться?»

За последние сорок лет нашу страну захлестнула гигантская волна перемен. Борьба за права человека распространилась даже на детей. Родители не могут навязать им свои убеждения, сказав: «Либо ты сделаешь это, либо…» Требуя и угрожая, мы добиваемся лишь временных результатов. Такие действия не убеждают детей в нашей правоте и не формируют их мировоззрение.

В сущности воспитание заключается в передаче детям наших нравственных ценностей. Мы хотим, чтобы они знали цену тяжелому труду, чтобы соблюдение этических и моральных норм было для них так же важно, как и для нас.

Однако в этом вопросе есть и отрицательная, и положительная стороны. Отрицательная состоит в том, что мы не можем идти проторенным путем, читая им бесконечные лекции. Такой подход вполне срабатывал у наших родителей, но вряд ли способен принести успех в наши дни. Зато положительная сторона вопроса состоит в том, что мы все-таки можем передать детям наши моральные ценности. Однако выполнение этой задачи потребует от нас некоторых усилий и серьезных размышлений.

Мы можем выполнить ее двумя способами: посредством того, что наши дети видят, и того, что они узнают, общаясь с нами. Когда они узнают, что мы живем честно, они учатся быть честными. Когда мы, разговаривая с нашими детьми, проявляем к ним любовь и уважение, они учатся точно так же разговаривать с другими людьми.

Наш собственный пример может подействовать еще более эффективно, если мы дадим детям возможность нас «подслушивать». То есть мама и папа, разговаривая друг с другом о своих моральных ценностях, делают это так, чтобы их невольно слышали дети. Если мы хотим, например, чтобы наши дети учились быть честными, мы позволяем им «подслушать» наши рассказы о собственных поступках, исполненных подлинной нравственной чистоты. «Знаешь, дорогая, — говорим мы супруге, — со мной сегодня произошел любопытный случай. Я покупал банку кукурузы, дал кассирше пятидолларовую бумажку и, представь, получил четырнадцать с половиной долларов сдачи: к мелким купюрам приклеилась десятка. В общем, я вернул ее в кассу. Конечно, я мог бы промолчать и стать богаче на целых десять долларов, но мне гораздо приятнее чувствовать себя честным человеком и делать то, что я считаю правильным».

Или, например, если наши коллеги ведут на работе непристойные разговоры, мы можем сказать жене, уверившись, что дети тоже нас слышат: «Сегодня за обедом наши рассказывали настолько грязные истории, что я извинился и ушел обедать за свой рабочий стол. Мне всегда страшно неприятно слышать подобное, и я очень неловко себя чувствую из-за того, что люди могут посчитать меня одним из них. Я чувствую себя гораздо лучше, если отхожу при этом в сторону».

Дети впитывают то, что слышат, и это прекрасно, если они слышат что-то хорошее. Но следует заметить, что они, как губки, впитывают и плохое.

Наши несправедливые слова и поступки действуют на них так же сильно. Если мы только и знаем, что высмеиваем наших начальников и сослуживцев, дети усвоят, что насмешки и сарказм- вполне приемлемый стиль общения. Если мы пытаемся хитрить за шахматной доской или в играх с малышами, бессмысленно будет заламывать руки и восклицать: «Почему?!» — когда наших детей поймают на вранье школьные учителя.

Если идеальным времяпровождением для нас являются кресло, пиво и телевизор, дети непременно сделают вывод, что в понимании взрослых это и есть настоящий отдых. И все умные слова, которыми мы будем пытаться доказать обратное, не смогут их переубедить.

Другой способ, которым мы можем влиять на формирование нравственных ценностей детей, — наше обращение с ними. Здесь необходимо иметь в виду золотое правило: дети будут поступать с другими точно так же, как это делают по отношению к ним их родители. Если мы относимся к нашим детям с уважением, они будут вести себя с нами точно так же. Если мы честны и справедливы по отношению к ним, значит, они будут поступать так же честно и справедливо по отношению к своим друзьям и учителям.

Дети живут собственным умом. Они хотят проявлять независимость и принимать самостоятельные решения. Они отбрасывают то, что им пытаются навязать, и впитывают то, во что хотят верить. Если мы хотим передать им наши моральные ценности, нам нужно преподнести их так, чтобы дети могли их принять, то есть с помощью наших слов и поступков. Нравственные ценности наших детей формируются на основе того, что они видят и слышат, и того, что они подслушивают. Они не принимают того, что мы старательно пытаемся вбить им в голову нравоучениями и наставлениями.