7. Дети хотят учиться

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Прит. 22:6).

Красный спортивный автомобиль подъехал к церкви и остановился. Из него выпрыгнули две маленькие (одной примерно восемь, другой — десять лет), хорошо одетые девочки.

— После воскресной школы ждите нас прямо здесь, на ступенях церкви. Мы с папой вернемся за вами в 11 часов.

— Конечно, мама. До встречи.

Дети взбежали по ступенькам и скрылись за дверями церкви, а их родители развернулись и быстро уехали. Они не хотели опаздывать на теннисный турнир.

— Ах, у нас с тобой есть целых два часа, — сказал муж, улыбаясь своей жене. — Мы можем потратить на теннис около часа, а потом позавтракать где-нибудь. Как тебе мое предложение?

— Да, так и сделаем, дорогой. Нам просто необходимо иногда проводить время вдвоем.

Знаком ли вам этот сценарий? Не замечали ли вы чего-нибудь подобного у ваших соседей или одного из друзей? Или, может быть, вы и сами разыгрывали его?

Дети учатся на примере родителей. Чему научатся эти девочки? Печально, но научатся они лишь тому, что, став такими же взрослыми, как мама и папа, они будут ездить играть в теннис воскресным утром. Эти родители, возможно, сообщили своим детям, что они христиане, но ничем не доказали этого. Дети способны откликнуться и воспринять систему духовных ценностей своих родителей, если те подтверждают ее своей жизнью, но гораздо менее вероятно, что так случится, если эта система существует только на словах. Родители очень ошибаются, если думают, что могут одурачить своих детей.

Детская способность доверять

В детях с рождения заложена способность к обучению. Начиная с первых месяцев жизни, их поведение направлено на выживание. Например, громко крича, они сообщают, что в чем-то нуждаются.

Одна довольно расхожая теория воспитания детей советует родителям не обращать на ребенка внимания, когда он кричит, поскольку это лишь избалует его. В действительности происходит обратное. Малыши, которых на ранних месяцах жизни утешали каждый раз, когда они начинали плакать, вырастают затем в морально более крепких, более уважающих себя детей, чем те, к которым относились так: «Ну, поплачь, поплачь».

Если в течение первых месяцев жизни потребности ребенка удовлетворяются, он понимает, что есть кто-то, кто его любит. Не знаю, где именно зародилась идея, что плач ребенка следует игнорировать, но лично я не согласен с этим. Удовлетворяя его потребности, вы тем самым установите доверительные отношения с ним.

Если вы будете уделять ребенку много внимания и общаться с ним, то по мере того как он будет расти, делать свои первые шаги, его доверительное отношение к вам будет только возрастать. Один из лучших методов показать ребенку, что вы ему доверяете, — это поручить ему выполнить какую-нибудь простенькую домашнюю работу.

Например, когда убираете на место чашки, сковородки и т. д., вы можете поручить ребенку помочь вам. Понятно, что двухлетний малыш не в состоянии выполнить эту задачу с первого раза должным образом, но все это очень полезно. Главное — чтобы он учился чему-то. Даже если он положит сковородку не туда и не так, все равно похвалите его. Дайте ему понять, что вы очень довольны тем, что он делает.

— Спасибо, Тони. Это было так хорошо. Я рада, что ты помог мне убрать все на место.

Тони научился двум вещам. Он узнал, что вы доверяете ему, и научился относиться к себе с уважением.

Начиная с того времени, когда ребенок делает первые шага, а вы хотите, чтобы у вас выработалось доверительное отношение друг к другу, постарайтесь сделать так, чтобы рядом с ребенком находилось поменьше предметов, представляющих для него соблазны. Я бы посоветовал вам украсить и обставить дом как можно проще. Это полезно по двум причинам. Во-первых, это облегчит уборку дома, а, во-вторых, вам не придется постоянно следить за тем, чтобы ребенок не схватил для игры вашу любимую вазу или какую-нибудь другую безделушку.

Если же ваш дом заполнен этими «соблазнами», то вы постоянно будете срываться на крик оттого, что не всегда можно уследить за дорогими для вас семейными реликвиями. Вы, конечно, можете повысить голос на ребенка, но вряд ли от этого вещи вернутся на свои места.

Недавно я был в книжном магазине и обнаружил там книгу о воспитании детей, написанную одним христианским автором. Пролистав несколько страниц, я не мог поверить своим глазам. Автор сообщает читателям, что не только допустимо, но и полезно, начиная с четырех-пяти месяцев, строго выговаривать ребенку за его проступки.

Как я уже говорил, повышать голос иногда нужно, но не на шестимесячного же младенца! Пример, когда повышать голос просто необходимо, — это если ваш ребенок сорвется и побежит на проезжую часть улицы. В этом случае можно крикнуть, чтобы сохранить ему жизнь. Однако если вы станете кричать на своего ребенка, начиная с того времени, когда он находится еще в младенческом возрасте, то вполне вероятно, что он не будет в дальнейшем обращать на вас и ваши крики никакого внимания.

Тот же самый автор сообщает родителям, что если они в каком-то случае поведут себя некорректно, то это не принесет ребенку никакого вреда. Автор объясняет это тем, что психика детей очень гибка, и они легко все забывают. Стоит ли удивляться, что в наше время так много трудных подростков, если на прилавках появляются книги, подобные этой?

Швейцарский ученый Джин Пайджет предлагает разбить процесс обучения ребенка на четыре стадии. Возрастные границы этих стадий примерно следующие: от рождения до двух лет; от двух до семи лет; от семи до одиннадцати лет; от одиннадцати лет и дальше.

До семи лет дети безоговорочно верят всему, что говорят им родители. И действительно, до того как в ребенке разовьется способность сомневаться и задавать вопросы, практически все, что ему говорят, он воспринимает буквально. Позвольте мне продемонстрировать это на забавном, но правдивом примере.

Трехлетний Адам спокойно сидел на заднем сиденье автомобиля рядом со своей сестрой, восьмилетней Линн. Вместе с родителями они возвращались домой из зоопарка.

— Я так устала, — объявила Линн. — У меня болит голова.

— У меня тоже, — вмешался Адам. — Прямо здесь, в костяшках, — продолжил он, указывая на свою макушку.

— Ох, Адам, костяшки на руке, а не на голове, — по-детски нетерпеливо откликнулась Линн. — Мам, скажи Адаму, что не может быть головной боли в пальцах!

— А у меня может! — настаивал Адам. — Мама всегда стучит по моей голове и называет меня глупышом!* (* Здесь игра слов. Слово «глупыш» в дословном переводе означает «костяшкоголовый». Вследствие этого у маленького Адама создалось впечатление, что костяшки пальцев находятся у него на голове. — Примеч. пер)

Видя, как Адам реагировал на то, что его называли «маленьким глупышом», вы можете легко убедиться, что заложить негативные мысли в голову маленького ребенка совсем несложно — они полностью верят в то, что им говорят, и любые слова воспринимают буквально.

Мне вспоминается случай, который произошел с моим другом, когда он был ребенком. Учительница воскресной школы рассказывала им об Иисусе.

— Вы знаете, — сказала она, — Иисус говорил: «Пустите детей приходить ко мне».

— Знаешь, что произошло, когда она прочитала этот стих, Росс? Я стал бояться ходить в воскресную школу, потому что думал, что меня тоже пригвоздят к кресту и я буду мучиться, как Иисус*. (*Здесь опять игра слов. Слово «пускать» в английском языке имеет также значение «страдать». — Примеч. пер.)

Мой друг напомнил мне Адама. Он также верил в то, что ему говорят. Хочу подчеркнуть главное — именно в такие доверчивые юные умы следует закладывать основы духовных ценностей. Именно в этом возрасте ребенок раскрывается (и вы в состоянии помочь ему в этом) как в эмоциональном, психологическом и физическом плане, так и в духовном. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы вы как можно раньше начали помогать ребенку стать цельной личностью. Только будучи цельной личностью, ребенок превратится в счастливого, ответственного за свои поступки взрослого человека, который всегда будет придерживаться своих духовных ориентиров.

Детей невозможно обмануть

Дети чрезвычайно восприимчивы к нашей реакции. Они знают и чувствуют, когда мы говорим им что-то только лишь затем, чтобы они вели себя потише, и прекрасно понимают, что в этот момент они нас по-настоящему не интересуют.

Одна очень занятая одинокая женщина, мать троих сыновей, рассказала мне случай, который доказывает, насколько хорошо дети знают нас.

Работая в течение недели, эта женщина посвящала субботнее утро своим мальчикам. Они ходили по магазинам или она вела их куда-нибудь еще, где бы они могли получить удовольствие.

Одним особенно суетливым субботним утром, когда она помогала сыновьям одеваться, старший мальчик попросил ее завязать ему шнурки на ботинках.

— Сядь на этот стул, и я помогу тебе, — рассеянно сказала она. Мальчик быстро подчинился, и, когда спрыгнул со стула с завязанными шнурками, с этой же самой просьбой к ней обратился второй, а затем и третий.

Прекрасно понимая, что мать не слышит их по-настоящему, старший сын развязал шнурки и забрался на стул снова.

— Мам, ты мне завяжешь шнурки? — спросил он. Второй мальчик быстро все понял и тоже, тихонько хихикая, развязал свои шнурки.

— Конечно, — ответила мама и начала завязывать шнурки по второму кругу.

Правда, прежде чем третий успел снова влезть на стул, мать заметила их проделку.

Зная, какое давление оказывает на молодую мать занятость и суета каждодневной жизни, нетрудно догадаться, как мог произойти этот забавный эпизод. Тем не менее это хорошая, крепкая семья, и поэтому влияние негативных моментов в ней оказалось минимальным.

Когда дети подрастают и им уже не нужна помощь в таких ежедневных делах, как одевание, умывание и т. д., у вас появляется больше свободного времени. Однако существует опасность, что вследствие этого вы станете проводить со своими детьми все меньше и меньше времени. Конечно, из-за суеты современной жизни очень трудно, а порой и невозможно уделить детям хоть сколько-нибудь времени, но вы все равно должны это делать каждый день, даже если вам придется отказать в чем-то себе лично.

Сила семьи в ее единстве

Сейчас, более чем когда-либо за всю историю человечества, на ребенка очень заметное воздействие оказывают силы, источник которых находится за пределами семьи и дома. Современные дети гораздо больше времени проводят сидя перед телевизором, чем в общении с вами. Передачи и фильмы, которые предлагает телевидение, сами по себе являются достаточным основанием, чтобы отвлечь ребенка от общения с родителями. У ребенка есть естественная потребность чему-нибудь учиться. Если вы сами не уделите времени тому, чтобы учить его, и будете оправдывать свое бездействие отсутствием времени, он станет искать знания где-нибудь на стороне. Ребенок очень подвержен негативным влияниям за пределами своего дома. Исследования этого вопроса показали, что некоторые дети уже в 10 лет пробовали алкоголь и наркотики.

Хороший способ учить и воспитывать ребенка — это делиться друг с другом событиями каждого дня. Рассказывайте ребенку о тех событиях, которые случились с вами за день, но при этом учитывайте, конечно, его возрастной уровень. Так ребенок учится использовать ваш опыт и перенимает ваши духовные установки.

Если вы обращаетесь со своими нуждами к Богу, расскажите ребенку, каковы результаты ваших молитв. Помогите ему понять, в чем заключается радость и удовлетворение, которые вы получаете, обращаясь с молитвой к Богу. Это наиболее красноречиво продемонстрирует ему важность присутствия Бога в нашей жизни.

Одним из лучших методов воспитания ребенка является чтение вслух. Этим достигается несколько целей. Во-первых, вы контактируете с ребенком физически, поскольку большинство детей любят слушать истории, сидя на коленях своих родителей; во-вторых, вы концентрируете свое внимание на ребенке; и, кроме того, чему-то учит его и содержание книги. Лучше всего читать ребенку книги перед сном, это время удобно для работающих родителей, у которых на счету каждая минута.

Рассказывайте ребенку истории не только из Библии, но и почерпнутые из самой жизни. Мои дети до сих пор помнят некоторые случаи, происшедшие со мной и рассказанные им в детстве. Они почти всегда просили меня рассказать им что-нибудь перед тем, как погасить свет.

Время, когда вы читаете и рассказываете что-нибудь своему ребенку,- лучшее время для общения друг с другом. Родителям, которые приходят ко мне на консультацию, я всегда советую уделять детям несколько минут перед сном. Поделитесь с ними своими трудностями и радостями, почитайте им, помолитесь вместе с ними. Поступая так, вы удовлетворите не только эмоциональные, но и интеллектуальные потребности вашего ребенка, сообщая ему содержательную, полезную и интересную информацию.

Одна женщина рассказала мне, что она хотела почитать кое-что из классической литературы и поэтому принесла домой пару книг из библиотеки. Пригласив в гостиную своего мужа и четырнадцатилетнего сына, она предложила им почитать эти книги вслух.

— Вы можете представить себе четырнадцатилетнего парня, который позволит, чтобы мама читала ему книжки вслух? — спросила она. — Но я вступила с ним в сделку. Просила его послушать всего 30 минут, потом он может уйти, если захочет. Поскольку за окном шел снег и делать было больше нечего, он согласился. Через 30 минут я сказала сыну, что он может идти, но он остался.

— Ну, раз уж я здесь, то не прочь послушать до конца, — сказал он, ерзая на стуле. — Тебе будет приятнее, если я останусь.

Эта женщина — очень мудрая мать. Чтением книг она не только доставила удовольствие самой себе, но нашла способ объединить всю семью.

— Это оказалось очень полезно для нас, — заключила она. — Мы узнали много нового и, кроме того, как-то особенно сильно ощущали любовь друг к другу, в особенности, когда потом обсуждали прочитанное.

Она была счастлива оттого, что ее сын тоже принимал участие в этих семейных вечерах. Эта история отчетливо демонстрирует, что у детей всегда есть потребность в любви своих близких, а когда они подрастают, им необходимо знать также, что в некоторых вопросах они имеют право на собственное мнение.

Включать ребенка в дела и жизнь семьи стоит с самого раннего возраста. Польза, которую получит от этого вся семья, неоценима.

Начинать никогда не рано

Ребенку необходимо, чтобы родители уделяли ему достаточно внимания. Особенно это важно на ранних этапах его жизни, когда он чрезвычайно восприимчив. Именно тогда его отношение к вам наиболее позитивно и именно этот период является наилучшим для того, чтобы познакомить ребенка с духовными истинами. Дети с большой радостью учатся этому и, посещая церковь и воскресную школу, закрепляют то, что узнали дома.

Все то, чему ребенок научился на ранних этапах своей жизни, в той или иной степени останется с ним на всю жизнь. И если вы последовательны, внимательны и проявляете к ребенку свою безусловную любовь, то, несомненно, он на пути к тому, чтобы стать духовно сильным, уважающим себя подростком, а затем и взрослым.

Недавно одна моя знакомая посещала курс изучения Ветхого Завета, который читался в колледже. Прошло 40 лет с тех пор, как она обучалась в летней библейской школе, но все, чему ее там научили, осталось с ней. Одним из требований, предъявляемых к слушателям и необходимых для сдачи экзамена, было перечислить названия книг Ветхого Завета и десять заповедей. Все это моя знакомая помнила еще с тех давних пор, с летней школы. Почему? Во-первых, потому, что она христианка и за 40 лет не раз читала и перечитывала Библию, а во-вторых, потому что в том возрасте, когда ей впервые преподнесли эти знания, она воспринимала и запоминала все чрезвычайно легко.

Те духовные ценности, которые родители передадут своему ребенку, останутся с ним на всю жизнь. Мне вспоминается история одного участника войны во Вьетнаме, который семь лет провел в плену в северной части Вьетнама. Недели шли за неделями, и этот человек, чтобы чем-то занять свой ум, начал вспоминать библейские стихи и гимны, которые он учил еще тогда, когда ходил в воскресную школу. Вскоре эти ежедневные упражнения помогли ему заново установить отношения с Богом. Став взрослым, этот молодой капитан не был активным христианином, но те знания, которые крепко держались у него в памяти, помогли ему вынести семь лет плена.

Если ваш пятнадцатилетний сын бросил колледж и не может решиться вернуться туда, я молюсь о том, чтобы это было самой серьезной его проблемой, чтобы он никогда не воевал и не оказывался в плену. Я упомянул об этом для того, чтобы показать, что для духовной жизни ребенка очень важно, чтобы родители начали передавать ему свое духовное достояние еще в раннем возрасте.

Приведу один интересный факт: оказывается, обстановка, окружающая человека в момент обучения, играет существенную роль в том, насколько хорошо он воспринимает знания и как долго они сохраняются. Дети, которые изучали Библию в обстановке любви и доверия, не только хорошо помнят Евангелие, но и могут рассказать вам о местах событий и действующих лицах библейских историй.

Недавно ко мне на консультацию пришла молодая одинокая работающая женщина, мать двоих детей.

«Вы знаете, доктор Кэмпбелл, боюсь, что не смогу сделать так, чтобы мои девочки получили то, что в свое время получила я. Моя мать не работала, и мы обязательно разговаривали с ней несколько минут во время завтрака. Я с детства помню эту кухню, помню маму, как она убирает стол, за которым мы сидим. Когда я была совсем маленькой, она, сидя за этим столом, учила меня читать и писать. Еще она учила меня рисовать акварельными красками. А когда я подросла, за этим столом мы обсуждали все — от одежды до моих знакомых мальчиков. Мне кажется, что эти разговоры по утрам принесли мне больше пользы, чем какое-либо другое обучение».

Эта молодая мать пришла ко мне на консультацию потому, что была обеспокоена, станут ли ее дети деятельными, уважающими себя взрослыми. Я посоветовал ей все же постараться ежедневно отрываться от обычных дел и уделять немного времени и внимания своим девочкам.

Согласен, что это трудно, но если вы будете это делать, то польза намного превысит те дополнительные усилия, которые вы затратите. Ваше внимание разовьет у ребенка самоуважение, что чрезвычайно важно для него. Того позитивного, полного любви внимания, которое вы ему дадите, никогда не может быть слишком много. И, конечно, счастливый, уверенный в себе ребенок будет намного более восприимчивым к духовным ценностям своих родителей. Заканчивая главу и разговор о сложностях подросткового возраста, хочу напомнить еще раз, что начинать передавать ребенку свои духовные ценности лучше всего именно на ранних этапах его жизни. Дети — как губки, они впитывают в себя все знания, которые им преподносят. Очевидно, что если на ранних этапах жизни они приобретают позитивный эмоциональный, физический, интеллектуальный и духовный опыт, то более вероятно, что впоследствии они станут полноценными членами общества.

Главное условие для этого — безусловная любовь. Дети, родители которых уделяют им лишь немного больше внимания сверх требуемого для ухода за ними, развиваются медленней почти во всех отношениях. В связи с тем, что эмоциональные потребности этих детей не удовлетворяются, у них могут возникать разного рода проблемы, которые задерживают их развитие и ограничивают возможности. И, как правило, потом они превращаются в раздраженных, всегда недовольных взрослых, не способных унаследовать духовные ценности своих родителей.

Если ваш ребенок знает, что его любят, то и в своей жизни он захочет следовать вашему примеру, потому что будет уважать вас. Поэтому вы должны позаботиться о том, чтобы во всех сферах жизни, а не только в духовной, вы подавали ему хороший пример.

Несколько лет назад у одних наших друзей после 15 лет совместной жизни родился сын. Из всех поздравлений и пожеланий наиболее высоко был оценен ими следующий стих (его текст отец держит теперь у себя на столе). Не помню, кто именно является его автором, но думаю, что лучшей концовки для этой главы не придумать.

Иди за мною, мой малыш,

Я от невзгод тебя уберегу.

От неудач и горя, мой малыш,

Я потерять дорогу не могу:

Я не один — за мною ты спешишь.

Стараясь делать все, что делал я,

Ты взгляда от меня не отведешь,

Ты хочешь быть похожим на меня

И по моим следам, малыш, идешь.

Ты веришь мне, всему, что я скажу,

Я для тебя всех лучше и добрей,

И зла во мне не должен видеть ты.

Иди за мной, малыш, иди за мной скорей.

Я должен помнить весь свой долгий путь,

Как шел я сквозь пургу и летний зной.

Я устоял в борьбе лишь потому,

Что ты, малыш, всегда шагал за мной.