Глава 15. Восстановление наследия

Во время второй мировой войны наши войска, сражавшиеся на передовой, опирались на организованную и отлаженную машину тыла. Эта машина была введена в действие, когда президент Рузвельт разработал программы ленд-лиза для оказания помощи Англии и Советскому Союзу. Когда же наши юноши и девушки оказались на полях сражений, она заработала на полную мощность.

На одном из заводов производились медные оправы к снарядам для танков и крупных артиллерийских орудий. Их калибровка должна была быть безупречно точной, а медь — не иметь повреждений. Рабочие знали, что, если они не будут тщательно выполнять свою работу, снаряды потеряют точность или, что еще хуже, будут взрываться при перевозке.

Рабочие, делавшие боеприпасы, .радовались, когда получали с фронта открытки с благодарностью за высокое качество их продукции. И вдруг пришло сообщение, что обрешетка оправы никуда не годится и не может быть использована: медь проржавела и покрылась трещинами.

Немедленно было начато расследование. Каждый считался виновным до тех пор, пока не была доказана его непричастность к браку. Кто-то явно обливал боеприпасы кислотой, и, пока следователи не нашли виновного, ни один человек не избежал проверки.

В конце концов «диверсант» был обнаружен. Им оказался отнюдь не человек. Это была… машина. Точнее, автомат по продаже арахиса. Во время перерывов рабочие ели арахис, соль с которого оставалась на их руках, а затем попадала на снаряды, разъедая медь.

Так не замеченные ранее оплошности сделали ненужной огромную работу.

Многие из нас знают, о чем идет речь, когда дело касается семейного очага. Сегодня нам приходится бороться за сохранение семьи, потому что в прошлом мы не раз становились жертвами подобных «диверсий». Все, что происходит с нами в детстве, оставляет в нас следы эмоциональной и духовной коррозии, следы, список которых может быть бесконечным. Например:

нас били родители;

отец был весь в работе, и у него не оставалось для нас времени;

мать никогда не хвалила нас за сделанную работу;

наши родители разошлись;

нам было отказано в родительской любви;

большую часть времени нас оставляли одних;

родители никогда не говорили, что любят нас;

родители не научили нас дисциплине;

родители заставляли нас выступать перед их друзьями;

мы были как бы довеском к их «я»;

мы становились объектами сексуальных преследований;

родители никогда не давали нам советов по поводу работы, денег, секса, брака и т. п.;

родители не разрешали рассказывать посторонним о том, что у нас на уме и на сердце;

родители никогда не помогали нам и не поощряли наши хобби, занятия спортом и учебу.

Вы поняли мою мысль? Какая-то «диверсия» подточила наши представления о любви и искалечила нас, пока мы взрослели.

Мы противимся работе, потому что нас не научили быть ответственными.

Мы с трудом находим взаимопонимание с супругами и детьми, потому что самим нам в детстве было отказано в любви.

Нам приходится вести ожесточенные сражения с неуверенностью в себе, потому что нас никогда не хвалили.

Мы с трудом доводим до конца стоящие перед нами задачи, потому что нас не научили дисциплине.

Мы обижаем окружающих нас людей, потому что сами обижены на отца и на мать.

Проблемы нашего прошлого могут воздействовать на нашу жизнь по-разному. И все-таки когда-то необходимо прервать порочный круг обвинения предков в наших собственных грехах. Мы должны покончить с наследием, которое не должно более передаваться из поколения в поколение.

Сэнди находит утраченное наследие

Когда мы с Дарси впервые встретились с Сэнди, она работала воспитателем в семейном лагере. Она тесно общалась с нашими детьми и подружилась с Дарси. Они часто встречались, и однажды Сэнди рассказала ей о пережитых в детстве неприятностях.

Воспитанием Сэнди занимались мать с отчимом. Семья имела все традиционные атрибуты средней американской семьи, живущей на окраине крупного города. У Сэнди были два брата, сестра, собака и две кошки. Она вспоминала, что ее детские годы были наполнены счастьем. Однако вскоре радость ушла из семьи. Все началось, когда отчим впервые пришел с работы пьяным. Он и раньше иногда сильно напивался по вечерам в пятницу и в субботу, — но чтобы так напиться в четыре часа дня? Положение становилось серьезным.

Его алкоголизм медленно душил семью. Иногда он не просто напивался, а становился агрессивным. Напуганные приступами его ярости, жена и дети стали закрываться на ночь в спальне. Сэнди помнит, как после школы она пряталась под кроватью, чтобы он не нашел ее.

Вторая серьезная проблема возникла, когда Сэнди стала девушкой. Подробности не важны. Важно то, что отчим преследовал ее, и это породило в ней глубокий страх и чувство неуверенности в себе. Хотя он и не вступал с ней в половой контакт, такое поведение самым негативным образом отразилось на психике девушки.

Все подростки проходят через периоды угнетенности и депрессии. Они нуждаются в утешении и заботе близких. Ситуация усугублялась тем, что отчим пользовался этим и вел себя так, будто старался утешить Сэнди, однако в конце концов его грязные помыслы всплыли на поверхность.

Все годы, пока Сэнди училась в последнем классе школы, а затем в колледже, она страдала из-за отчима. Ей с трудом давалось общение с мальчиками. Она держала их на расстоянии, и им было крайне трудно подружиться с ней. Даже по отношению к друзьям по церкви она проявляла необычайную осторожность. Она вся напрягалась, если кто-либо (независимо от того, мальчик или девочка) пытался по-дружески обнять ее. В конце концов она сделала то, что делают многие, чтобы справиться с болезненным прошлым.

Она попросту перечеркнула его.

Я не хочу сказать, что она наложила на свое прошлое табу или вела себя так, будто его никогда не было. Она просто перестала придавать ему значение и считать его серьезной проблемой.

Однако жизненные неурядицы и глубокая неуверенность в себе заставили’ ее принять иное решение. Изучая Библию, она критически оценила свою жизнь. Она поняла, что если когда-нибудь выйдет замуж, не решив этой проблемы, то все ее последствия будет ощущать на себе и муж.

Поэтому Сэнди сделала мужественный шаг, признав и существование самой проблемы, и ее негативное влияние. Она разработала план примирения с прошлым, чтобы снова радоваться настоящему и обрести надежду на будущее.

Свою проблему Сэнди решила, обратившись за помощью к Богу. Господь же подвигнул ее простить отчима.

Это было непросто. Это никогда не бывает просто. Сэнди помогло то, что она сделала несколько простых шагов по восстановлению своего разрушенного поначалу прошлого. Давайте проследим и запомним некоторые из них.

Признать существование проблемы

Как и Сэнди, мы сами должны захотеть оглянуться на наше прошлое и признать, что многое в нем причиняло и продолжает причинять нам вред.

Я не предлагаю подвергать прошлое глубокому анализу и прочесывать коридоры и закоулки нашей памяти в поисках всех ошибок наших родителей. Таких ошибок множество. В конце концов наши папы и мамы были людьми и многие проблемы унаследовали от своих родителей.

Может случиться, что у одних родители были прекрасными воспитателями. Другие же не сомневаются, что они унаследовали от отца и матери негативные черты. Это необходимо честно признать. Это болезненный шаг, но без него мы не можем совладать с нашим прошлым и изменить его влияние на нашу жизнь.

Признав, что наше прошлое подверглось «диверсии», необходимо приступить к решению проблем, отягощающих нашу сегодняшнюю жизнь. Следовательно, второй шаг заключается в том, чтобы

Предпринять действия, направленные на уменьшение ущерба, нанесенного в прошлом

Я унаследовал от своих родителей проблему со зрением. В принципе я им благодарен, потому что у них было достаточно хорошее зрение. Однако в возрасте примерно сорока лет они стали с трудом разбирать мелкий шрифт. То же самое произошло и со мной. Примерно в этом же возрасте при продолжительном чтении у меня стала сильно болеть голова, а глаза краснели и чесались.

У меня был выбор: смириться с неудобством и носить очки или остаться ущербным. Я выбрал первое, ибо было глупо отказываться от средства, устраняющего страдания и помогающего лучше видеть.

Точно так же, если мы знаем, что наш эмоциональный стресс можно снять, мы должны предпринять необходимые шаги в этом направлении. Но я уже слышу возражения.»Тим, — говорите вы, — привыкание к очкам и решение болезненной проблемы прошлого — это две разные вещи, которые настолько далеки друг от друга, насколько это вообще возможно».

Я понимаю, чтобы столкнуться лицом к лицу со своим прошлым, требуется совсем иное мужество, нежели то, которое потребовалось мне для посещения офтальмолога. Однако суть остается прежней. Если мы можем облегчить себе жизнь, предприняв конкретные действия и дав тем самым надежду на будущее себе и своей семье, — разве эта цель не стоит усилий?

В одной из своих ранних книг я писал: «Любовь есть мое желание, служащее удовлетворению ваших потребностей и интересов независимо от того, чего мне это стоит».

Итак, предположим, что мы достаточно честны сами с собой, и признаем, что наше прошлое вредит нашей сегодняшней жизни. Предположим также, что мы хотим изменить свою жизнь к лучшему. Каков же будет наш следующий шаг?

Примирить прошлое с сегодняшней жизнью

Нам нужна стратегия, меняющая нас изнутри настолько, что мы меняемся и снаружи. Иными словами, нам необходимо то, что называется «примирением».

Как я уже упомянул, Сэнди простила отчима. Прощение — это сложное богословское понятие, и я не хочу слишком упрощать его. Прощение имеет две стороны. Прощая, мы делаем шаг навстречу причинившим нам зло людям, помогая им восстановить с нами отношения.

Вторая сторона прощения необходима нам самим (в хорошем смысле!). Она устраняет боль и помогает нам избавиться от чувства обиды.

Как ни парадоксально, даже если мы не можем простить причинивших нам зло людей, мы можем получить пользу от второй стороны прощения. Даже если люди, причинившие нам зло, не хотят или не могут признаться в этом, мы можем вырвать обиду из нашего сердца и жить без нее.

Жизнь есть жизнь. Некоторые люди никогда не признают, что причинили нам зло. Некоторые из них не могли бы этого сделать, даже если бы очень захотели; возможно, их уже нет в живых, или они парализованы, или смертельно больны. Было бы замечательно, если бы мы могли снова встретиться с родителями и объяснить им, какую эмоциональную боль они нам причинили, как мы из-за этого страдаем, а затем выслушать их раскаяние. Но чаще всего, к сожалению, так не бывает.

Однако Бог дает нам выбор.

Мы можем обратиться к Нему со своими обидами и оставить их Ему. Бог — это судья. Он выносит приговоры и определяет наказания. Отдав Ему наши обиды, мы освобождаемся от них.

Многие считают, что нельзя простить причинившего зло человека до тех пор, пока он не раскается; в противном случае, мол, мы нарушаем дисциплину, установленную Богом. Возможно, эти люди правы. Но, глядя с креста на торжествующую толпу распявших Его людей, Иисус Христос сказал: «Отец, прости их; ибо не ведают, что творят». Стефан, первый мученик за дело Христа, глядя в лица людей, бросавших в него камни, просил Бога, чтобы Он не вменял им греха этого (Деян. 7:60).

Были ли прощены те, кто безжалостно забил камнями Стефана и не раскаялся затем в своем грехе? В Священном Писании об этом не говорится. Я верю, что они все-таки ответили за свой поступок перед Богом. Даже если этого не произошло, я уверен, что у каждого из них было достаточно грехов, чтобы оказаться в аду.

Прощая людей, причинивших нам зло, мы не освобождаем их от Божьего суда. Сами же мы получаем возможность устранить из своей жизни боль.

Господь знал, что умирает ради тех людей, которых простил. Благодаря Его жертве, мы можем доверить Ему свой гнев, чтобы Он сам решил, как поступить с теми, кто причинил нам зло.

Прощение не заслуживают. Прощение — это дар.

Возможно, мы расходимся с родителями в оценке их поступков, даже если умоляем Бога унять наш гнев. Однако гнев можно оставить у подножия креста, и тогда последствия грехов и неудач наших родителей станут заботой Бога.

Если этого не сделать, придется бороться с чувством обиды. А если не бороться с чувством обиды, то оно будет бороться с нами. Об этом говорится в Послании к Евреям:

«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15).

Обратите внимание на три последние слова — «не осквернились многие». Именно таким будет наше наследие, если не покончить с обидами прошлого: из поколения в поколение мы будем передавать злобу, и дети наших детей будут страдать от противоречий, которые мы отказались разрешить с их прапрародителями.

По мере своих человеческих возможностей мы должны разрешить свои противоречия с родителями. Не рассказав родителям об этих противоречиях, мы лишаем их возможности заслужить Божье милосердие. Что же мы можем сделать? Думаю, лучше всего начать с признания в любви к родителям. Я знаю, что это трудно. Но помните: на карту поставлено будущее наших детей.

Один из самых ценных даров, которые мы можем передать детям, — это отсутствие недоразумений между нами и нашими родителями. Мы обязаны прийти к своим родителям и сказать, что любим их. Если, сделав решающий шаг, доверить свои обиды Богу, Он с радостью поможет ликвидировать пропасть между нами и нашими родителями.

Теперь, чтобы решить проблему прошлого, остается сделать еще один шаг.

Предпринять действия, направленные на уменьшение вреда в будущем

Только предприняв конкретные действия, мы можем не допустить, чтобы осколки болезненного прошлого мешали нам в жизни. Приведу пример.

Предположим, родители не научили нас правилам этикета. Возможно, они не сумели этого сделать потому, что сами не знали их. Как бы то ни было, нам приходится расплачиваться за их упущение. Неуклюжесть, преследующая нас всю жизнь, уже лишила нас любви, друзей, хорошей работы, из-за нее мы допустили ряд непростительных оплошностей в обществе. Что же нам делать?

Первое — прекратить отказываться от прошлого и признать, что оно создает нам проблемы.

Второе — принять твердое решение сделать конкретные шаги, направленные на то, чтобы уменьшить вред, нанесенный упущениями родителей.

Третье — простить родителей перед Богом, а затем (если они еще живы) постараться восстановить с ними нормальные отношения, начав с признания в любви к ним.

Четвертое — начать читать литературу о правилах этикета, отрабатывать их с преподавателем, не бояться оказаться в ситуациях, ранее избегаемых, чтобы научиться мужественно находить из них выход.

Все это кажется не таким уж трудным, когда речь идет о решении проблем, связанных с самообладанием. Намного труднее преодолевать последствия плохого обращения со стороны родителей, придирок, алкоголизма и других подобных проблем детства. Впрочем, одно не вызывает сомнений: ничего не делая, мы нанесем непоправимый вред тем, кого любим.

Бывает ли слишком поздно?

Возможно, ваши дети уже выросли, и мысленно вы говорите мне: «Вот если бы ты рассказал все это лет пятнадцать назад, было бы хорошо. Теперь же по многим причинам (развод, укоренившаяся в детях злоба, привычка к догматизму и т. п.) уже слишком поздно».

Друзья, еще не все потеряно. Вашим детям самим придется решать, как преодолеть гнетущее наследие прошлого. Но вы можете им помочь.

Вы можете признать свои ошибки и попросить у детей прощения. Это не изменит того, что было, однако поможет улучшить их жизнь. Признавая собственные ошибки, мы снимаем с детей тяжкий груз обид и затаенной злобы.

Вернемся к истории Сэнди. Она предприняла все возможные шаги, чтобы преодолеть тяжелые последствия прошлого. Она написала отчиму, что прощает его. До сих пор он ничего не ответил ей.

А представляете, если бы отчим пришел к Сэнди и сказал примерно следующее: «Сэнди, мне очень стыдно за то, что я говорил и делал, когда ты была подростком. Я не виню в этом алкоголь или обстоятельства моей жизни. Виноват только* я сам. Хотя ты не заслужила, чтобы я так плохо к тебе относился, ты была вынуждена страдать. Хотя я не заслуживаю твоего прощения, все равно я хотел бы попросить, чтобы ты простила меня. Ты замечательная женщина и заслуживаешь лучшего. Я не могу изменить прошлого, но я хотел бы помочь тебе, сняв чувство вины или стыда, которые у тебя, возможно, остались. Независимо от того, можешь ты меня простить или нет, я хочу, чтобы ты знала, что я думаю о тебе, горжусь тобой и хочу, чтобы ты была счастлива».

Я достаточно хорошо знаю Сэнди и уверен, что если бы отчим сделал такое признание, она без колебаний освободила бы его от чувства стыда. Однако он ей ничего не ответил. Сэнди тяжело, хотя это не уменьшает ее решимости. Поскольку она доверила свою проблему Богу, она не теряет надежду помириться с причинившим ей зло отчимом.

Ну а вы?

Или, может быть, обидели вы, а не вас? Тогда прощение нужно вам. Способны ли вы сделать мужественный шаг и попросить прощения у тех, кому причинили зло?

Я знаю, что это не просто. Однако любовь поможет нам. Возможно, чтобы освободить детей от чувства вины за развод родителей, нам придется обратиться к ним. Это особенно необходимо, если мы хотим при помощи детей вернуть бывшего супруга.Процесс примирения труден, но возможен, и тому есть примеры. Чтобы доказать это, я хотел бы привести три примера из ( Библии. Это рассказы о людях, которым Бог помог в критические для их семей моменты. Хотя в наследие от родителей им достались ненависть, зло и осуждение, каждый из них сумел передать в наследие своим детям любовь и веру. Как же им это удалось? Давайте заглянем в их истории и увидим все сами.

Иосиф

Иосиф — самый известный из троих. О нем знает каждый ребенок, когда-либо ходивший в воскресную церковную школу.

Отец баловал Иосифа, потворствовал ему и любил его больше, чем его братьев. Завидуя, братья возненавидели Иосифа. Прежде чем он узнал об этом, его связали, бросили в ров, а затем продали в рабство в Египет. Там он стал надзирателем в доме богатого египтянина по имени Потифар. Когда похотливая жена Потифара предложила Иосифу спать с ней и он отказался, его взяли под стражу и бросили в темницу. Там Иосиф провел два года. Затем он сумел разгадать сны фараона и благодаря этому стал вторым человеком в Египте.

Все эти годы он много думал о том, какое зло причинили ему братья и к чему привело потворство отца.

Когда голод привел братьев Иосифа в Египет — спустя десятилетия после того, как они продали его в рабство, — он мог заставить их корчиться от стыда. Он мог излить на братьев злобу и сполна насладиться местью.

Но Иосиф любил Бога и понимал законы наследия. Он не хотел, чтобы его семья пришла в упадок.

Поэтому с Божьей помощью Иосиф решил залечить раны прошлого и дать братьям надежду на будущее. Послушаем, что он говорит братьям, когда они стоят, дрожа, перед этим всемогущим человеком: «…Не бойтесь; ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших» (Быт. 50:19 — 21).

Интересно, что он дважды повторяет, чтобы они не боялись, а один раз говорит, что Бог обратил их зло в добро. Далее в Библии говорится, что он и «успокоил их, и говорил по сердцу их».

Иосиф был готов простить злых братьев при первой же возможности. Все эти горькие годы он не вынашивал планов мести. Вы можете спросить, откуда это известно. Ответ прост. Задолго до того дня, когда Иосиф снова встретил братьев, он стал отцом. Имена, которые он дал двум своим сыновьям,

говорят о том, что у него творилось на душе. Прочтем, что говорится об этом в Библии:

«До наступления годов голода у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия; потому что, говорил он, Бог дал мне забыть все несчастия мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем; потому что, говорил он, Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего» (Быт. 41:50 — 52).

Манассия — «Бог дал мне забыть». Ефрем — «Сделал меня плодовитым». Нет такого впечатления, будто он злился, правда? Иосиф погоревал об утраченном, встал на ноги с Божьей помощью и решил оставить своим детям наследие любви, которого был лишен сам.

В главе 48 книги Бытия есть трогательная сцена, когда отец Иосифа, Иаков, лежит на смертном одре и просит сына прийти к нему с детьми. Иосиф мог прийти к отцу со злобой и гневом. Он мог наказать Иакова за его глупость и невнимание, отказав в просьбе увидеть внуков и благословить их. Однако, как видим, Иосиф понял законы наследия. Он знал, что если не преодолеет чувство обиды, то и детям оставит в наследие злобу. Поэтому он усадил внуков на постель отца, чтобы тот благословил их. Нежными словами Иаков благословил грядущие поколения:

«…Бог, перед которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множестве посреди земли» (Быт. 48:15— 16).

Сохранить семью из поколения в поколение. Мы сможем добиться этого, если дадим Богу занять надлежащее Ему место в нашей жизни. Он поможет превратить нашу жизнь в путь к Его славе ради наших детей. В этом Он помог Иосифу.

Иосия

Говоря о людях с испорченным семейным наследием, прежде всего следует упомянуть Иосию. Его дед Манассия был на редкость злым человеком. Он восстановил разрушенные отцом языческие жертвенники, поклонялся иноземным богам, солнцу, луне, звездам, установил в храме Соломоновом отвратительных идолов; занимался ворожбой и гаданием и завел вызывателей мертвецов. Даже своего сына он принес в жертву. Поступки Манассии могли бы снискать ему «почетное» место в «Книге рекордов» древности в разделе «Самый плохой отец в мире». Он и завоевал это звание, хотя об этом не упоминается. Вот что говорится о Манассии в Библии: «…Много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его» (4 Цар. 21:6).

К сожалению, и отец Иосии, Аммон, в свою очередь немногим отличался от своего отца: «Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме… И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его. И ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им: И оставил Господа, Бога отцов своих, не ходил путем Господним» (4 Цар. 21:19— 22).

Вы, наверное, обратили внимание, что Аммон царствовал только два года. Слуги умертвили его, а затем сами были убиты народом. На этом фоне «счастливой» семейной жизни и стал царем Иосия.

При всех этих обстоятельствах разве можно было предположить, что судьба Иосии не будет такой же печальной, как у его отца и деда? Однако Бог не предполагает, а совершает. С Божьей помощью Иосия стал одним из самых богоугодных царей в истории Израиля. Он нарушил установленную предками традицию зла и заслужил репутацию, которая им не могла даже сниться:

«И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево… Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву» (4 Цар. 22:2, 23:25).

Завидная эпитафия! Родившись в семье с невиданным наследием зла и идолопоклонства, Иосия решил полностью изменить свою жизнь согласно заповедям Бога.

Это под силу и нам. Мы можем поступить так же, как Иосия: обратиться к Господу всем сердцем, и всею душою, и всеми силами. Это изменит нашу жизнь. Этот необходимый шаг сделал Иеффай.

Иеффай

Возможно, Иеффай не относится к числу самых известных персонажей Библии. Однако ему отведено в ней почетное место, хотя поначалу ничто этого не предвещало. По крайней мере, в глазах его братьев.

Иеффай был рожден блудницей. Его единокровные братья заявили, что он не достоин носить их фамилию и получить что-либо в наследство от отца, и прогнали его.

Опозоренный, он покинул родной дом.

Добравшись до земли Тов, он поселился там. «Праздные люди» собрались вокруг него и стали ему друзьями.

Прошли годы, и враги Израиля стали сильны. Иудеи проигрывали одну битву за другой, и многие из них пали на полях

сражений. Старейшины были напуганы. Что они могли сделать? Тогда кто-то из них встал и сказал: «Я знаю, что делать! Давайте позовем Иеффая, чтобы он стал нашим вождем. Может быть, он и сын блудницы, но он умеет сражаться. Что мы теряем?»

Старейшины согласились и стали просить Иеффая вернуться. Они сказали ему: «…Приди, будь у нас вождем, и сразимся с Аммонитянами» (Суд. 11:6).

Иеффай мог отказаться, вспомнив причиненное ему зло. Он мог с презрением отнестись к братьям, плюнуть им в лицо и прогнать их вон. Вместо этого он решил защищать тех самых людей, которые столь жестоко отвергли его.

Иеффай вернулся. Он сражался за свою семью. Он стал ее вождем.

Бог занес имя Иеффая в «Зал славы» верующего, который можно найти в одиннадцатой главе Послания к Евреям. В стихе 32 рядом с такими известными именами, как Самсон, Давид, Самуил и пророки, можно найти и имя Иеффая.

Если даже этот человек — отвергнутый семьей незаконнорожденный сын блудницы — сумел преодолеть все разногласия и попал в «Зал славы», неужели Бог не поможет нам совершить чудеса в нашей жизни? Если такой человек, как Иеффай, смог помириться с братьями и сестрами и передать затем своим детям наследие любви, неужели это не под силу нам?

Я уверен, что мы сможем это сделать. С Божьей помощью возможно все. Нужно только постараться.

Защита наследия

Чтобы оставить детям наследие любви, мы можем предпринять несколько шагов. Без таких шагов, как изучение Библии, молитва, участие в церковной жизни, просто не обойтись. Рассмотрим некоторые другие средства, которые могут оказаться полезными.

Наставники. Всем нам нужен кто-то, кто оценивал бы со стороны нашу жизнь и то, как мы продвигаемся к целям, стоящим перед семьей. Нам нужны наставники, которые задавали бы неприятные вопросы и не отступали бы, получив неудовлетворительные ответы. Нам нужны люди, которые любили бы нас так сильно, что не боялись бы идти на конфронтацию с нами ради блага наших детей.

Для нас с Дарси эту роль выполняют две семьи. Мы с ними — «взаимные наставники». Я регулярно молюсь за их детей, а они молятся за моих. Мы регулярно встречаемся, чтобы держать друг друга в курсе наших семейных дел и того, как мы справляемся с родительскими обязанностями. Собрания родителей. Собрания родителей — это не то же самое, что наставники. Всем родителям полезны еженедельные встречи друг с другом в небольших группах, особенно если они уделяют время изучению и обсуждению планов, позволяющих строить семейные отношения на библейских заповедях.

Конференции по вопросам семейной жизни. Каждой супружеской паре необходимо не реже одного раза в год специально уделять внимание своим взаимоотношениям. Это не просто уикэнд без детей. Супругам необходимо принимать участие в конференциях, во время которых квалифицированные преподаватели обучали бы их принципам семейной жизни согласно библейским заповедям. Это имеет огромное значение для поддержания нормальных семейных отношений.

Еженедельные свидания с мужем (женой). Пламя горит ярче, если его раздувать. Супруги, стремясь к поддержанию тесных взаимоотношений, должны специально уделять время их укреплению. Запланируйте вечер, когда вы сможете побыть вдвоем, без детей. Для детей это будет прекрасным примером, позволяющим вселить в них чувство надежности и убеждающим в прочности ваших семейных уз.

Ежемесячные свидания с детьми. Невозможно передать детям наследие любви, если не уделять им много времени. Чтобы воспитать в каждом из них индивидуальность, родителям необходимо организовывать встречи с ними. Конечно, отцы не могут назначать сыновьям «свидания», однако они могут приглашать их в кафе. Так делаем мы с Коди.

Программа уик-энда для планирования наследия любви. В одной из предыдущих глав мы говорили о том, как важно иметь проект для воспитания характера ребенка. Ежегодно мы с Дарси отводим время, чтобы вдвоем уехать в какое-нибудь спокойное место и поработать над стратегией воспитания детей. Основное внимание при этом мы уделяем их долгосрочным потребностям, а также тому, как воспитать у них шесть основных черт характера.

Чтобы облегчить для вас решение этой задачи, я включил в приложение к книге программу уик-энда: как спланировать формирование характера ребенка.

Молитва. Выше я уже говорил, что молитва — это «дар». Думаю, на ней следует остановиться подробнее. Одно из величайших проявлений любви к детям состоит в том, чтобы ежедневно молиться за них. Чтобы молиться за их надежды, страхи, привычки, борьбу и друзей, необходимо знать, чем они живут.

Молитесь вместе с детьми. Молитесь вместе с ними перед едой и перед сном. Ребенку намного легче погрузиться в сладкий мир мечтаний, если перед сном он видит, как мама или папа, встав на колени, молится рядом с ним за его безопасность.

Я хотел бы упомянуть еще одну молитву. Мы с Дарси стали молиться за родителей детей, которые вырастут и вступят в брак с нашими детьми. Мы считаем, что они оказывают большое влияние на тех, кто вместе с нашими детьми будет воспитывать следующее поколение. Я не знаю, кто они, однако уверен, что это знает Бог. Поэтому я и молюсь за них. Кстати, я молюсь, чтобы эти родители воспитали в своих детях все шесть основных черт и, следовательно, чтобы сами они сделали их частью своей жизни.

Не бывает слишком рано

Независимо от того, холосты мы, помолвлены, только что вступили в брак или у нас уже родился первенец, никогда не бывает слишком рано начать процесс формирования образа жизни, который называется «любовь». Нам необходима твердость в этом, независимо от возраста и положения.

Все мы можем внести большой вклад в человеческую цивилизацию, став родителями, создающими наследие любви для детей, живущих под одной крышей с нами.

Не бывает слишком поздно

Взглянув на идеал, а потом честно посмотрев на свою запутанную жизнь, мы стонем. Нам кажется, что мы никогда не сможем преодолеть последствия многолетних компромиссов.

Я уверен в одном: с Божьей помощью не бывает слишком поздно. Какой бы сильной ни была наша боль и какая бы пропасть ни отделяла нас от членов нашей семьи, Бог готов взять нас за руки и провести через все трудности, которые необходимо преодолеть, чтобы восстановить утраченное наследие любви.

Я знаю, что все это может показаться банальным. Знаю я и то, что написать об этом намного легче, чем осуществить практически. Но рядом Бог, он заботится о нас и поможет преодолеть трудный путь, лежащий перед нами. Вы можете спросить, откуда я это знаю. Но ведь Бог продемонстрировал Свою несгибаемую верность нам, когда страдал на кресте. И этого не изменить.

Твердая вера

Дни Иудеи были сочтены. Люди стали такими злыми, что Богу оставалось только сурово наказать их за грехи. Во время служения пророка Иеремии вавилонцы начали осаду Иерусалима, и еще до ее окончания многие евреи погибли.

На фоне всех этих событий и мрачных пророчеств Иеремии разворачивалась история, ставшая примером верности Богу. Бог призвал Иеремию связаться с семьей Рехавитов, прятавшейся от опасности в городе. Это была одна из немногих семей в Израиле, сохранивших верность Господу и Его заповедям.

Бог послал Иеремию поговорить с семьями Иерусалима, используя семью Рехавитов в качестве примера верности Его заповедям. Эта семья послушалась советов Праотца: избегать дел с израэлитами, не жить среди них и не перенимать их дурных привычек. Мне нравится, как заканчивается эта история. Прочтем, что написано в главе 35 книги пророка Иеремии:

«Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на Иудею и на всех жителей Иерусалима все то зло, которое Я изрек на них, потому что Я говорил им, а они не слушались, звал их, а они не отвечали. А дому Рехавитов сказал Иеремия: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, — За то, — так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, — не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни» (Иер. 35:17—19).

Верность заповедям Бога уберегла эту незаметную семью кочевников от гнева Божьего. Праведность одного поколения заложила основу для того, чтобы благословение Господа распространилось и на следующие поколения.

Никто из нас не знает, что ожидает наши семьи в будущем. Однако мы можем быть уверены, что, оставляя детям в наследие добродетель, мы гарантируем им многие годы счастливой жизни.

В 1944 году генерал Макартур был удостоен звания «Отец года» не только за то, что он, как отец, руководил войсками во время войны, но и за глубокую любовь к своему единственному сыну. Думаю, его слова на официальной церемонии по этому случаю достойно завершат главу о восстановлении утраченного наследия:

— По профессии я солдат и горжусь этим. Однако еще больше я горжусь тем, что я отец. Солдат разрушает, чтобы потом могли строить; отец же никогда не разрушает, он только строит. Первый способен убивать, второй же воплощает в себе творение и жизнь. Если полчища смерти сильны, то армии жизни несокрушимы. Я надеюсь, что, когда меня не станет, мой сын вспомнит обо мне не как о солдате, а как об отце, который ежедневно повторял с ним одну простую молитву: «Отче Наш, Сущий на Небесах…»

Утраченное наследие можно восстановить. Это требует от нас усилий, пота, времени и решимости. Однако прежде всего от нас требуется то, что так прекрасно знал генерал Макартур: «Отче наш… на Небесах».