Предлагаемое расписание уик-энда

Вечером в пятницу

Прошлое:

заполните план № 1 для каждого ребенка;

перед сном просмотрите семейный альбом и фотографии детей.

Утром в субботу

Свободное время:

внимательно прочитайте предлагаемый ниже отрывок из Священного Писания и ответьте на вопросы.

Будущее:

перечитайте главу вторую «Проект формирования характера

ребенка»;

ответьте на вопросы плана № 2. Настоящее:

начните обсуждение и заполнение плана № 3.

Днем в субботу

завершите работу над планом № 3; ответьте на вопросы плана № 4; поработайте индивидуально над планом № 5.

Вечером в субботу

Отложите работу и отдохните вдвоем.

Утром в воскресенье

Свободное время:

внимательно прочитайте предлагаемый ниже отрывок из Священного Писания и ответьте на вопросы.

План:

поработайте над предложениями к плану № 6.

Свободное время в субботу утром

Отрывок из Священного Писания:

«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5:1 — 7).

Вопросы:

1. Какой совет, по вашему мнению, особенно важен для вас как для родителей?2. Какое обещание из этого отрывка поможет с пользой провести предстоящий день? Молитва: молитесь друг за друга, за детей и за успех предстоящего дня.

Свободное время в воскресенье утром

Отрывок из Священного Писания:

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:

«За Тебя умерщвляют нас каждый день; считают нас за овец, обреченных на заклание».

Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:31 — 39).

Вопросы:

1. Какие принципы, изложенные в этом отрывке, вдохновляют вас на выполнение семейных и родительских обязанностей?

2. На какое обещание из данного отрывка можете вы рассчитывать после завершения вашего уик-энда?

Молитва:

молитесь за вашу семейную жизнь, за детей и за ваше будущее.

Чтобы извлечь максимальную пользу из планов:

не увязайте в них. Они не являются исчерпывающими и не предназначены для того, чтобы составить полную психологическую характеристику детей. Их главное назначение — быть отправным пунктом, который поможет стимулировать ваши мысли и обсуждение;

не бойтесь вносить в планы изменения и дополнения, позволяющие учитывать конкретные потребности вашей семьи и ваши планы;

обратите внимание, что в некоторых планах оставлено место, чтобы определить стоящие перед ребенком задачи. Это конкретные шаги, которые ему следует предпринять для развития характера, навыков и т. п. Хотел бы предостеречь, что, определяя стоящие перед ребенком задачи, важно учитывать, что это ребенок. Его эмоции, интеллект, организм и душа еще молоды и неразвиты. К сожалению, многие родители ожидают от своих детей уровня зрелости и достижений, на которые они еще не способны. Например, чтобы воспитать у ребенка веру в Бога, мы можем поставить перед ним задачу — выучить наизусть пять глав Послания к Римлянам. Гораздо более реальной, приятной и полезной была бы задача выучить наизусть пять стихов из этого послания. Следует учитывать и то, что мы должны быть готовы и сами помочь ребенку в выполнении задач, которые перед ним поставили;

обязательно доведите до завершения задачи, стоящие перед вами как родителями. Это окажет на детей большее влияние, чем выполнение задач, которые вы поставили перед ними;

составляя календарь на предстоящий год (план № 6), запланируйте, чтобы в ближайшие девять месяцев трижды проанализировать информацию о том, как выполняются поставленные в планах задачи.

План № 1. Анализ прошлого

(имя ребенка) (дата заполнения) (возраст ребенка)

Его сильные стороны: Его слабые стороны:

1. __________________________ 1. __________________________

2. __________________________ 2. __________________________

3. __________________________ 3. __________________________

4. __________________________ 4. __________________________

5. __________________________ 5. __________________________ Его интересы: Его опасения:

1. _________________________ 1. _________________________

2. _________________________ 2. _________________________

3. _________________________ 3. ______________;___________

4. _________________________ 4. _________________________

5. _________________________ 5. _________________________ Его главные достижения: Его самые большие неудачи:

1. ____________________________ 1. ____________________________

2. ____________________________ 2. ____________________________

3. ____________________________ 3. ____________________________

4. ____________________________ 4. ____________________________

5. ____________________________ 5. ____________________________ Главное событие в жизни ребенка за прошедший год —

План № 2. Акцент на конечном результате

Когда ребенок вырастет, ему понадобится следующее:

Умение принимать решения:

по вопросам здоровья (организация питания, отдыха, физических

упражнений и т. п.);

по личным вопросам (финансы, карьера, организация быта и т. п.);

по вопросам отношений с другими людьми, (ухаживание, любовь,

дружба, отношения с врагами и т. п.);

по вопросам духовной жизни (грех, вера в Бога, молитва, церковная

жизнь и т. п.).

Черты характера:

вера в Бога,

честность,

самообладание,

дисциплинированность,

терпение,

мужество.

Верность жизненным целям:

любить Бога и выполнять Его заповеди;

любить мужа (жену);

любить детей;

быть хорошим другом;

усердно работать;

жертвовать собой ради других.

Жизненные навыки:

практические навыки: умение придерживаться распорядка дня,

готовить пищу, плавать, водить машину, знание правил личной безопасности и т. п.;

навыки материального плана: умение укладываться в бюджет, контролировать свои расходы и доходы, следить за сохранностью имущества и т. п.;

навыки жизни в обществе: умение ладить с людьми, отстаивать

свою правоту, находить выход из конфликтных ситуаций, знание правил хорошего тона, умение выстоять, при необходимости, в одиночку и т. п.;

умение контролировать эмоции: умение вовремя плакать и смеяться;

навыки в духовной жизни: умение разделять веру с другими, каяться в грехах, обращаться за помощью к Богу и т. п. .

Умение поддерживать длительные отношения с людьми:

разрешать конфликты; служить другим; общаться; слушать; прощать и т. п.

1. Какие из перечисленных навыков и черт характера нам удается воспитывать у ребенка наиболее эффективно?

2. Какие из перечисленных навыков и черт характера нам воспитывать наиболее трудно? Почему?

3. Какие резервы могли бы мы использовать, чтобы более эффективно развивать в детях эти навыки и черты характера?

План № 3. Программа подготовки ребенка к самостоятельности

(согласно плану № 2)

Умение принимать решения Жизненные навыки

1. Какие навыки ребенок исполь- 1. Какие навыки ребенок использует наиболее эффективно? зует наиболее эффективно?

2. Над какими ему надо еще ра- 2. Над какими ему надо еще работать? ботать?

Задачи, стоящие перед ребен- Задачи, стоящие перед ребен-

ком ком

Задачи, стоящие перед родите- Задачи, стоящие перед родите-

лями лями

Верность жизненным целям Умение поддерживать длительные

отношения с людьми

1. Какие цели достигаются ре- 1. Какие качества демонстрирует бенком наиболее легко? ребенок наиболее часто?

2. Достижению каких целей тре- 2. Какие навыки необходимо раз-буется уделять больше внима- вивать?

ния?

Задачи, стоящие перед ребен- Задачи, стоящие перед ребен-

ком ком

Задачи, стоящие перед родите- Задачи, стоящие перед родите-

лями лями

План № 4. Анализ характера ребенка

Вера в Бога План действий по вос-

Как развивается у ребенка вера в Бога? питанию веры

Что можно предпринять, чтобы она развивалась более эффективно?

Ребенок заслуживает похвалы за то, что…

Честность План действий по вос-

Как развивается у ребенка честность? питанию честности

Что можно предпринять, чтобы она развивалась более эффективно?

Ребенок заслуживает похвалы за то, что…

Самообладание Шан действий по во.

Как развиваются у ребенка навыки само- спитанию самообла-обладания? дания

Что можно предпринять, чтобы они развивались более эффективно?

Ребенок заслуживает похвалы за то, что…

Дисциплина План действий по вос-

Как развивается у ребенка привычка к ди- питанию привычки сциплине? к дисциплине

Что можно предпринять, чтобы она развивалась более эффективно?

Ребенок заслуживает похвалы за то, что…

Терпение План действий по вос-

Как развивается у ребенка умение терпеть? питанию терпения

Что можно предпринять, чтобы оно развивалось более эффективно?

Ребенок заслуживает похвалы за то, что…

Мужество ^ План действий по вос-

Как развивается у ребенка мужество? питанию мужества

Что можно предпринять, чтобы оно развивалось более эффективно?

Ребенок заслуживает похвалы за то, что…__________

План № 5. Наследие семейной жизни