Глава 3. Элементы наследия

Многие семьи считают себя передовыми и думают, что идут в ногу со временем.

В одной из таких семей муж работал поверенным отделения крупной нью-йоркской корпорации в Финиксе. Жена, с которой он познакомился на работе, была высокооплачиваемым юристом. Поскольку оба имели значительный достаток, друзья считали, что их брак был союзом, дарованным небесами. Мыслимо ли было, что, так блестяще начав, эта семья могла потерпеть неудачу?

По службе ему приходилось постоянно ездить из Нью-Йорка в Финикс и обратно. Проводя две недели дома и две в отъезде, он был с семьей не больше шести месяцев в году. Она же, хотя и работала постоянно в Финиксе, имела еще более сложный распорядок дня и вообще редко бывала дома. Работа занимала почти все ее время, а то немногое, что оставалось, уходило на занятия аэробикой, фортепьяно, посещение лекций по искусству и еженедельные уроки в балетном училище.

И все-таки однажды эти два корабля встретились на достаточно долгое время, чтобы зачать небольшую шлюпку. Пока жена вынашивала ребенка, эта высокообразованная семья века информации поглощала книги о воспитании, которые обычно читают практичные будущие родители. К тому времени, когда девочка появилась на свет, у них все было подготовлено.

Стратегия семьи была проста: они планировали продолжать заниматься бизнесом, как и раньше, а ребенку обеспечить лучший уход и воспитание, которые только можно было купить.

Вскоре распорядок дня у их ребенка стал таким же насыщенным, как и у родителей. Через несколько дней после рождения девочки мать уже снова сидела за компьютером, занималась аэробикой, посещала занятия по искусству и ходила в балетную школу. Пока она носилась по делам и вела переговоры, с девочкой сидел кто-то другой. Потом ее передали специалистам. День начинался с изучения алфавита и занятий с компьютером. После обеда по понедельникам она занималась с преподавателями, по вторникам играла на пианино, по средам занималась балетом, по четвергам драмой, по пятницам рисовала. Два раза в неделю по вечерам и все утро в субботу ее можно было увидеть на спортивных площадках. По праздникам ее водили в церковь. Каждый месяц она по часу проводила у детского психолога.

Все шло по графику. И вот однажды, когда девочке едва исполнилось шесть лет, у нее началась… менструация.

Отцу это показалось странным, однако он не нашел причин для беспокойства.

Мать же подумала, что дочь растет намного быстрее других девочек, и даже стала немного этим гордиться. Я ужаснулся, когда узнал о реакции родителей.

Врачи, осмотрев первоклассницу, пришли к совершенно иному выводу. Прежде всего, они определили, что столь раннее начало менструации, появляющейся обычно в подростковом возрасте, не связано с какими-либо серьезными отклонениями в организме ребенка.

Потом они обратили внимание на распорядок дня девочки, и тут их вывод был единодушен. Девочка действительно росла быстро, даже слишком быстро. Она постоянно находилась в состоянии стресса, и организм столь необычно отреагировал на давление извне.

Наша нервная система, подобно электросети, имеет предохранители. При перегрузке они перегорают, но предотвращают пожар и порчу электропроводки. Точно так же срабатывают предохранители и в нашей эмоциональной системе. Обычно нормальное и полезное средство, с помощью которого наш организм справляется со стрессом, — это слезы. Однако иногда серьезные перегрузки в организме, особенно когда они носят экстремальный или затяжной характер, могут проявляться и в форме некоторых отклонений. Именно таким отклонением и была менструация у шестилетней девочки.

Девочке нужна была стратегия воспитания, направленная не на то, чтобы она во всем походила на родителей, а на то, чтобы заложить в ее характер основы любви и доверия. У нее не было запаса эмоциональных и физических сил, необходимых для того, чтобы следовать графику, составленному для нее родителями.

Я не сомневаюсь, что специалисты, нанятые родителями, были высококвалифицированными профессионалами. Лучшего ухода и воспитания невозможно было купить. Однако родителям пришлось познать горький урок: нельзя платить за то, чтобы вместо нас любили наших детей!

Мы можем заплатить за то, чтобы за ними смотрели, чтобы их учили, чтобы с ними играли и чтобы их защищали. Но невозможно передать постороннему деньги и поручить ему любить наших детей. Любовь исходит из сердца, а не из чековой книжки. Любые программы развития души и тела ребенка — ничто, если у нас нет плана формирования у него уверенности в себе через прочные и надежные узы материнской и отцовской любви.

Эту задачу нельзя поручить другим.

Раз успех родителей состоит в том, сумеют ли они направить по верному пути следующее поколение, то нам нужен проект развития не только разума и тела детей, но также их сердца и души. Мы не имеем права даже подумать о том, чтобы отправить их во взрослую жизнь, не подготовив ко всему, что их там ждет.

Сегодня вокруг ценностей, которые прививаются детям, ведется ожесточенная борьба, и ее исход решит, будем мы жить с отягощенным сердцем или у нас будет спокойно на душе. От нашего умения найти правильный подход к ребенку зависит, сможем мы испытать радость от выполнения родительских обязанностей или они станут для нас постылым бременем. Зная, что нужно нашим детям и какие черты характера мы должны им передать, мы более уверены в правильности избранного пути.

В следующих шести главах я хотел бы поговорить о шести элементах, позволяющих нам оставить наследие любви. Это черты характера, передав которые мы вселяем в наших детей спокойную уверенность и избавляем их от страха перед будущим.