Глава 4. Вера в Бога

Обычно, когда я еду на машине, мой радиоприемник настроен на одну из расположенных в Финиксе «ностальгических» радиостанций. Вернее, слово «ностальгический» относится к передаваемой музыке, которая популярна уже многие десятилетия. Эти мелодии были любимы еще во времена моего детства. Когда же я слышу, как молодой ведущий представляет их в качестве «реликвий прошлого», у меня появляется желание подъехать к радиостанции и отколотить его палкой.

На самом деле я не такой уж старый. Впрочем, и не очень молодой. Хотя у меня еще нет необходимости употреблять геритол, должен признать, что с каждым годом детство все больше вызывает у меня ностальгические воспоминания. Наверное, именно поэтому песни пятидесятых и шестидесятых так много значат для меня. Стоит мне услышать начало какой-нибудь песни «Битлз», и вот я уже снова представляю себя в футболке с нарисованным галстуком и в джинсах с колокольчиками.

Пару дней назад, когда я пробирался в потоке машин, ведущий завел старую песню группы «Дрифтере», вернувшую меня

в те далекие времена, когда я сам был полон мечтаний. Эта песня выражает мечту о свободе всех, кто живет, словно в клетке, в насквозь пропитанном смогом бетонно-асфальтовом мегаполисе:

Когда я начинаю приходить в отчаяние в этом старом мире,

А люди считают себя слишком великими, чтобы снизойти до меня,

Я забираюсь на верхние ступеньки лестницы, И все мои заботы улетучиваются в космос.

Крыша — вот единственное знакомое мне место, Где все возможно, если только захотеть…

Я сильно сомневаюсь, что «Дрифтере» вдохновила на создание этой песни какая-нибудь великая богословская истина. Впрочем, такие мысли могли прийти в голову только мне с моим неуемным воображением. Города — это памятники построившим их людям. Небоскребы возвышаются над простыми людьми, которые, работая и отдыхая в их тени, задыхаются в созданной их же руками клетке.

Если же знать нужную дверь и подняться достаточно высоко, можно прорваться к сладкой и бодрящей свободе ночного неба. Лежишь на спине на крыше небоскреба и будто находишься в центре космоса. Тут видно то, чего не видно снизу, в асфальтовых джунглях, и можно заглянуть за горизонт, скрытый за соседними небоскребами. Бесконечный простор позволяет по-новому взглянуть на людей и созданный ими мир.

Я вырос в сельской Америке, и, чтобы избавиться от толчеи, мне приходилось забираться на крышу. Более того, мне даже не нужно было выходить из дому, чтобы вспомнить о грозном Творце, предлагающем мне спасение.

Я вырос в любящей семье, и мои родители признавали важность духовной жизни. С ранних лет я узнал и полюбил Бога, жившего в моих родителях.

Нельзя передать ребенку наследие любви, игнорируя вопрос о вере в Бога. Вера позволяет нам видеть общую картину мира и радоваться Творцу, Который был до нас и Который будет вечно после нас. Без нее нет настоящей уверенности в себе. Без нее невозможно постичь истину.

Впрочем, понятие истины вызывает споры. Поскольку в рамках строго научного метода постичь абсолютную истину невозможно, многие считают, что она выше нас, непознаваема и непостижима.

Без веры ребенок растет словно в полумраке, он не уверен в себе, несвободен и беззащитен. Символические знаки внимания, которые отец с матерью оказывают Богу на Рождество и на Пасху, только усугубляют положение. Дети рождаются с пустотой в душе. Творец делает это специально, чтобы они сами поняли, что нуждаются в Нем. Человек, живущий без Бога, тоже может почувствовать эту пустоту.

Если эта душевная пустота не заполнена Богом, ее с огромным удовольствием заполняют фальшивыми ценностями силы тьмы. В сердцах людей, в которых не нашлось место Богу, строят свои капища эгоизм, карьеризм, злоба, наркотики и секс.

Три громадные проблемы

В палате родильного дома дети выглядят такими прекрасными, что их даже жаль забирать домой. Однако очень скоро это сияние красоты пропадает.

Все дети рождаются с тремя проблемами, решить которые по силам только Богу. Эти проблемы настолько велики, что ребенок не может решить их самостоятельно. Еще не умея назвать, ребенок уже чувствует их… и стремится к их решению.

Проблема 1: я враг Бога. Дети рождаются без связи с Богом. Они только претендуют на то, чтобы получить Его благословение и прощение, когда Он будет судить их по абсолютным меркам Своей святости. Сами же они не в силах изменить своего положения.

Проблема 2: я раб греха. Я не знаю, когда вы обнаружили, что ваш ребенок грешен; мы же с Дарси заметили это в одном из наших детей еще в роддоме. Когда Дарси хотела в первый раз покормить Коди, он весь напрягся и съежился. Он еще не хотел есть. Когда же эта процедура была закончена и Дарси отняла его от груди, он заорал. Ему все еще казалось мало.

Когда я слышу, как детей называют ангелами, мне становится смешно: наверное, у этих людей просто никогда не было детей. Не подумайте только, что в доме Киммела ведутся постоянные баталии. В основном моя семья живет мирно. Однако греховная природа человека всегда с нами: она прячется за разговорами и за улыбками, она с нами даже в самые возвышенные моменты. Однако грех отнюдь не ограничивается воздействием на детей! С той же неутомимостью преследует он и родителей.

Если человек не решит для себя проблему греха, она может уничтожить его. Ради наследия любви мы обязаны признать и преодолеть эту преграду.

Проблема 3: я смертен. Старуха Смерть омрачает нашу жизнь с момента рождения и до последнего вздоха. Никто не сможет избежать ее косы.

Дети рано узнают о том, что они смертны. Несмотря на попытки некоторых родителей оградить детей от мыслей о смерти, в конце концов все дети узнают правду.

Они должны ее знать.

Прятаться от смерти, не замечать ее так же глупо, как закрыть глаза и думать, что раз ничего не видно, значит, ничего нет.

Смерть неизбежна. Как бы мы ни старались избежать или отсрочить ее, она все равно настигнет нас.

Есть одна история о богатом купце из Багдада, у которого был молодой слуга. Хозяин благоволил к мальчику и полностью доверял ему: лучшего слуги невозможно было найти, к тому же он был надежен не по годам.

Однажды мальчик пошел на рынок за покупками. Вдруг кто-то его слегка задел. Обернувшись, он увидел Старуху Смерть, и ему показалось, что она ему угрожает. Мальчик в ужасе убежал с рынка.

Дома он все рассказал хозяину:

— Я делал на рынке покупки, и вдруг кто-то слегка задел меня. Когда я обернулся, то увидел Старуху Смерть, которая делала мне угрожающие знаки. Если вы, хозяин, дадите мне своего самого быстрого коня и я сразу отправлюсь в путь, то к вечеру доберусь до Самарии.

Хозяин выполнил просьбу мальчика, и тот немедленно ускакал. В тот же день купец пошел на рынок и встретил там Старуху Смерть. Подойдя к ней, он сказал:

— Сегодня утром здесь был мой самый надежный слуга. Кто-то слегка задел его, а когда он обернулся, то увидел тебя, и, по его словам, ты делала ему угрожающие знаки.

Смерть ответила:

— Это была не угроза, а удивление. Я просто была поражена, что увидела его здесь: ведь сегодня вечером я должна встретиться с ним в… Самарии.

Дети узнают, что такое смерть, когда наблюдают за происходящими в природе изменениями. С тех пор как мы переехали в Аризону, я все время воюю с воробьями; ранней весной у карнизов и выступов нашего дома снуют воробьихи, и, как им ни мешай, каждый год они вьют два или три гнезда.

1 Не подумайте только, что я против птиц или против того, чтобы они размножались. Но два или три птенца обязательно выпадают из гнезда. Хотя, разбиваясь о цемент, они вряд ли попадают в рай, для моей дочери они словно святые. Ее намерения божественно святы, однако ей не удалось спасти ни одного птенца. Когда они умирают, Карис заливается слезами. Моя девочка, наверное, могла бы стать специалистом по похоронам: она подолгу прощается с птенцами, делает гробики из спичечных коробков, отпевает их у могилки и много-много плачет.

Мой сын Коди спокойнее смотрит на смерть. Может быть, потому, что он мальчик, а возможно, и потому, что он и Карис просто разные люди. У Коди были две рыбки, которых звали Бертил и Джеймс (обе были больны). Однажды, укладывая мальчика в постель, я заметил, что одна из них умерла. Когда я сказал об этом Коди, он расстроился, однако было видно, что он полон решимости быть мужественным и перенести утрату достойно.

Я спросил, не хочет ли он похоронить рыбку в море. Сын согласился. Мы пошли в туалет и положили Джеймса в унитаз. Включив краны, я устроил рыбке салют, а Коди спустил воду.

Вечером, когда мы молились перед сном, я услышал, как Коди прошептал:

— Господи, моя рыбка умерла… она попала на небеса… Рай для рыбки — это унитаз.

Тут я не выдержал и рассмеялся. Потом я смеялся над происшедшим весь вечер.

Птицы и рыбы дают нам хорошие уроки, а иногда и повод от души посмеяться. Когда же в гробу лежит человек, тут уже не до смеха.

Всем нам в жизни приходится дать ответ на важные вопросы: верить ли в Господа? быть ли рабом греха? страшиться ли смерти? Однако все они разрешимы.

Или слишком мало, или слишком поздно

Общество предлагает целый набор созданных человеком средств защиты. Некоторые из них весьма сомнительны, другие кажутся вполне надежными:

— гуру из Беверли Хиллз и пророки нового века советуют отгородиться от внешнего мира и заниматься медитацией;

— — реформаторы утверждают, что пороки человечества можно исправить с помощью законов, образования и контроля за оружием;

— просвещенные предлагают путь ответственности друг перед другом, общения в небольших группах, семейных вечеров и преподавания религии.

Некоторые из этих предложений вполне достойны. Однако ни одно из них не позволяет решить три самые большие проблемы, стоящие перед каждым. Это объясняется тем, что их объединяет идея, будто мы что-то должны делать.

Например, из-за своей греховной природы человек впадает в отчаяние. Тогда он обращается к наркотикам. Они создают опасность для жизни и гарантируют, что он раньше времени попадет на кладбище. Общество предлагает программу… «Нужно просто сказать нет!» Однако нельзя сказать «нет» до тех пор, пока не скажешь «да» чему-либо, что дает смысл самому существованию. Здесь и появляется вера в Бога. Это единственное решение всех трех проблем. Причем вера не вообще, а очень конкретная.

Ответы на три крупнейшие проблемы

Избавление человека стало делом Бога. Его божественная Миссия Спасения имела цель устранить эту проблему. Зная лучше нас кошмар, в котором мы находимся, Бог предложил единственно возможный выход из него.

Бог направил к нам Своего Сына, который умер за грехи человеческие, распятый на кресте. Крестные муки Иисуса Христа связали нас с Богом.

Господь счел нужным послать Сына, чтобы Он умер за людей. Грехи человечества были оплачены Богом.

Тем самым Он уже решил за нас нашу главную проблему.

Ответ на проблему 1: мое положение изменилось. Иисус изменил мои отношения с Богом-Отцом. Вместо того чтобы быть Ему врагом, я теперь Его возлюбленный и принятый Им Сын.

Ответ на проблему 2: решена проблема моей греховности. Я больше не раб греха. Бог изменил меня изнутри. Он меняет мои желания и стремления. Он дает единственную настоящую власть над грехом, потому что Он уже заплатил за него.

Ответ на проблему 3: мне обеспечена вечная жизнь. Уверовав в муки Иисуса Христа на кресте, я обеспечил себе вечную жизнь. Смерть для меня становится состоянием комы, переходом от времени к вечности. Смерть — это тигр без зубов и когтей, который грозно рычит, но не представляет большой опасности.

Освобождение души

Вера — это фундамент нашего наследия любви. Она позволяет передать детям один из самых важных даров — подготовить их к смерти.

Смерть неизбежна и не знает исключений. Почему бы нам не избавить детей от ее бремени? Ведь жить намного легче, когда не приходится оглядываться на нее.

Если мы* подготовлены к смерти, мы можем жить свободно.

В Библии есть об этом несколько строк. В девятнадцатой главе Книги пророка Иова приводятся слова человека, который заглянул смерти в глаза, но не испугался:

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» (Иов. 19:25—27).

Вот это вера!

Плоды такой же веры наши дети могут вкусить уже с ранних лет.

Хорошие намерения, но неправильный подход

Уже почти два десятилетия я работаю с детьми. Никто не спорит со мной насчет необходимости неустанного развития у ребенка веры в Бога. Однако, как я, к сожалению, заметил, одно из главных препятствий состоит в том, что родители, имея самые лучшие намерения, часто не знают, как подойти к решению этой задачи.

Это довольно деликатный вопрос.

Родители хотят быть уверены, что вера их детей в Бога надежна и вечна. Они знают, что в Библии ясно говорится: никто не попадет в рай, пока не уверует всем сердцем в Иисуса Христа.

Поэтому, желая устранить все, что препятствует вере детей в Бога, родители с ранних лет изолируют их от внешнего мира, сами выбирают им друзей, контролируют всю поступающую к ним информацию и пытаются всеми силами воспрепятствовать появлению у них ложных представлений о жизни.

Пока в этом нет ничего плохого.

Они также считают, что лучшая защита от сил тьмы — это активное нападение с использованием Сил Света. Церковь, воскресная школа, приходские школы и библейские клубы становятся постоянной частью жизни детей.

И в этом они опять правы.

Однако родители допускают две ошибки, которые могут привести к совершенно обратному результату и травмировать не сформировавшуюся еще душу ребенка.

Одна из ошибок состоит в том, что родители считают, будто само по себе преподавание детям основ христианства гарантирует достижение желаемого результата: ребенок усвоит знания и сделает их частью своей духовной жизни.

Однако христианство нельзя постичь умом. Это система вероисповедания, не опирающаяся на знания. Ребенок никогда не примет план жизни, подготовленный для него родителями на теоретической основе. Если мы хотим передать ребенку свою веру в Бога, мы должны сделать ее частью нашей жизни.

Не могу даже припомнить, сколько раз я слышал, как матери со слезами на глазах жалуются на сбившихся с истинного пути детей. Как ни странно, кажется, будто все эти жалобы сводятся к одному и тому же:

«Каждую неделю он ходил в церковь и в воскресную школу. Просто понять не могу, как же после всего этого он мог попасть в тюрьму?»

«Все свои деньги мы тратили на то, чтобы она училась в христианской школе. И что же нам теперь досталось? Незамужняя дочь с ребенком на руках».

Я уверен, что в большинстве подобных случаев слова хотя бы одного из родителей расходятся с делами. Компромисс в таких семьях стал привычкой отца или матери, а только это и требуется, чтобы оттолкнуть ребенка от системы истинных духовных ценностей.

Никто из нас не совершенен. Каждый родитель делает ошибки. И все равно заметна разница между отцом, который только на словах утверждает, что верит в Бога, и отцом, который живет этой верой; между матерью, для которой религия составляет небольшую часть ее жизни, и матерью, для которой вера — это смысл существования.

Родители должны делать все, чтобы их религиозность была видна детям.

Как я уже сказал, даже имея самые лучшие намерения, родители допускают две ошибки, препятствующие воспитанию в детях веры в Бога. Если разговор о первой ошибке требует деликатности, то разговаривать о второй — это все равно что идти по минному полю.

Хорошие намерения, но неправильный выбор времени

Хорошие родители-христиане заботятся о потребности детей в спасении. Иногда они говорят своим детям: «Каждый должен позвать в своем сердце Иисуса Христа, если он хочет получить прощение за свои грехи и попасть в рай. Мы любим Иисуса и позвали Его в свои сердца. Почему бы тебе не сделать то же самое?»

В этих словах нет ничего неправильного или неискреннего. Родители, ласково говорящие их ребенку, заботятся исключительно о его душе. Если же немного отвлечься и проанализировать данную ситуацию, можно заметить некоторые подводные камни.

Дети хотят жить вечно. Они хотят верить в Бога. Однако еще больше они хотят нравиться родителям.

Когда дети маленькие и впечатлительные, они воспринимают почти все, что мы им говорим, и, к сожалению, очень часто вера, которая у них формируется, — это вера не в Бога, а в родителей. Вера в родителей замечательна, однако она не примиряет с Богом, не решает проблему греха и не избавляет от страха смерти.

У детей, слепо следующих вере родителей, вместо того чтобы постигать Бога своим сердцем, может развиться ложное чувство надежности. Когда они переходят в подростковый возраст и ценности, внушаемые родителями, начинают играть в их жизни меньшую роль, у них может появиться чувство душевной опустошенности или даже открытое неприятие духовной жизни.

Родители могут избежать этой ловушки, планомерно создавая дома обстановку любви, заботы и духовности, основанную на дисциплине. Святой Дух знает, когда лучше обратить к Богу душу ребенка; он может сделать это через благую весть, переданную в церкви, в школе или во время домашнего разговора.

Мы с Дарси подолгу обсуждали это до того, как у нас родился первый ребенок. Мы решили, что будем как можно строже следовать заповедям Иисуса Христа и ежедневно говорить, как мы зависим от Него, но не станем открыто призывать детей уверовать в Бога. Мы молимся за них и вместе с ними. Сейчас, когда я пишу эту книгу, у нас с Дарси двое маленьких детей. Они любят Бога и учение Иисуса Христа. Однако мы подавляем в себе искушение подтолкнуть их к принятию конкретных обязательств и решений. Мы продолжаем ждать и молимся милосердному Богу, чтобы Он обратил их к Себе.

Наша старшая дочь Карис решила посвятить свою жизнь Господу после того, как услышала благую весть от кого-то постороннего. Больше часа она задавала этому человеку вопросы и самостоятельно приняла решение обратиться к Господу. Уже на следующий день мы увидели, как сильно изменилась ее жизнь. Теперь нашим самым ценным даром для нее будет сохранение в доме атмосферы любви и духовности, в которой ее вера сможет расцвести.

Путь к вере

Перед Новым годом мы с Карис были в молодежном лагере «Поконос» (штат Пенсильвания), где я читал лекции собравшимся там на каникулы студентам. По расписанию лекции были утром и вечером, а после обеда я был свободен и все свое время проводил с дочерью.

Лагерь отдыха «Поконос» расположен на берегу реки Делавэр. После обеда мы с дочерью садились в микроавтобус и отправлялись осматривать деревушки и небольшие городки, разбросанные во множестве по Восточной Пенсильвании.

Одна из таких поездок запомнилась мне особенно. День был замечательный, и настроение у нас было приподнятое. Мы с Карис побывали в нескольких антикварных лавках, выпили по стаканчику содовой в кафе-мороженом, прошлись по мосту и изучили надписи на надгробиях кладбища XIX века.

В лагерь мы возвращались по густой аллее параллельно реке.

Я был погружен в свои мысли, когда Карис вдруг спросила:

— Пап, а что если это неправда? Я посмотрел на нее:

— Что неправда, дорогая?

— Если все, что говорится об Иисусе Христе и о Библии, — неправда?

Я моментально насторожился. Мое благодушие улетучилось, а день вдруг показался хмурым. Я понял, что вера дочери в Бога проходит одно из первых настоящих испытаний.

Мой опыт подсказывал, что я должен вернуться в лагерь, открыть Библию и перечитать места, где говорится о божественном вдохновении. Однако что-то подсказывало, что не время и не место это делать: дочь задала простой и честный вопрос и ждала от меня ответа, а не реакции.

Я остановил микроавтобус у обочины и быстро помолился. Затем я ненадолго задумался о том, как лучше ответить на вопрос Карис.

Тем временем дочь развила свою мысль:

— Я хочу сказать, что… ну, мне просто интересно, откуда известно наверняка, что все рассказы об Иисусе Христе — это правда. Хотя, наверное, плохо в этом сомневаться.

— Нет, Карис, сомневаться не плохо. Это нормально. И у меня раньше были сомнения. Главное, все сводится к вере. Бог оставил после себя достаточно свидетельств, которые позволяют постичь Его умом. Однако многое остается неясным. Он оставляет нам немало возможностей, чтобы самим сделать выбор, верить в Него или нет. Меня не тревожит, что ты иногда можешь сомневаться. Я буду обеспокоен только тогда, когда эти сомнения овладеют твоею жизнью.

В этот момент Карис вдруг вспомнила стишок, который выучила где-то по дороге:

— «Не веря в Бога, невозможно сделать так, чтобы он полюбил нас…»

И как же я был рад, что тоже запомнил этот стишок и смог закончить его:

— «…ибо приходящий к Богу должен верить, что Он есть и что Он вознаграждает всех, кто ищет Его…»

Мы не можем считать, что посвятили свою жизнь вере в Бога, только потому, что наши дети ежедневно молятся. Путь к вере— это долгий путь. И наши усилия по воспитанию у детей веры в Бога никогда не должны прекращаться. Посвящая жизнь Богу, мы и сами вкушаем плоды Его обещания. «Он вознаграждает всех, кто ищет Его».

Десять путей воспитания у ребенка веры в Бога

1. Каждое утро, просыпаясь, ребенок должен заставать вас за чтением Библии.

2. Выработайте у ребенка привычку молиться перед едой и перед сном.

3. Посмотрите вместе с ребенком старый фильм «Пожиная бурю», затем поговорите о том, что он чувствует.

4. Расскажите ребенку о корнях веры в вашей семье. Если вы верующий в первом поколении, расскажите ребенку о том, почему вы уверовали.

5. Разбейте садик и объясните ребенку, почему нужно с терпением и доверием относиться к законам природы, созданным Богом.

6. Поручите ребенку подготовить трехминутный рассказ о том, как он верит в Бога.

7. Поручите ему рассказать о своей вере другу.

8. Постоянно напоминайте ребенку, что Бог внемлет его молитвам.

9. Ежедневно молитесь при ребенке о заблудшем или больном друге или родственнике.

10. Пригласив высококвалифицированных специалистов, организуйте для ребенка курс обучения, в котором подчеркивалась бы роль веры в связующую людей нить. Это может быть, например, курс скалолазания. Такой курс должен дать хорошие наглядные примеры, которые можно будет использовать, беседуя о вере в Бога, доверии и преодолении невзгод.