Глава 7. Дисциплина

Конверт со штампом военно-воздушных сил США выглядел внушительно. На лицевой стороне были с ошибками нацарапаны моя фамилия и адрес, в графе «Отправитель» была указана фамилия человека, от которого, как я думал, уже никогда не получу никаких известий. Хотя он только начинал военную карьеру, стоящие перед его фамилией и после нее сокращения, обозначавшие его звание и должность, производили впечатление. Впрочем, в жизни всякое бывает.

В конверте не было ни письма, ни открытки. Просто фотография симпатичного молодого человека в парадной голубой форме военно-воздушных сил. На груди и рукавах красовались нашивки, свидетельствующие, что он прошел курс подготовки. На заднем плане был виден американский флаг. В общем, должен признать, что выглядел он как человек, перед которым открывается будущее.

Перевернув фотографию, я заметил на обороте текст:

«Я же тебе говорил!» Подписи не было. Да она и не требовалась: все было ясно и из этих четырех слов.

Мы встречались с ним всего один раз. Той встречи с лихвой хватило нам обоим. С его родителями я очень много общался по

телефону. Когда я жил на Восточном побережье США, мы встретились на одной из конференций, а поскольку я до этого несколько лет проработал с подростками, они решили, что я смогу им посоветовать, что делать с сыном.

Во время одного из перерывов они пригласили меня на обед, и тогда я впервые увидел, как они живут. Их дом находился в самом лучшем районе, у них была самая лучшая машина и самая лучшая одежда. Если бы я этого даже не заметил, они все равно рассказали бы об этом сами.

С их слов, им просто «повезло». Муж раньше работал с восьми утра до пяти вечера, а в свободное время возился в свое удовольствие в мастерской. Однажды в голову ему пришла одна из тех мыслей, о которых каждый потом говорит: «И как это я раньше до этого не додумался?» Он дал взятку чиновнику и с тех пор больше не появлялся на работе.

Встретились мы с ними из-за сына, который получал огромное удовольствие от своего образа жизни. Он безобразно учился, приходил домой пьяный, по ночам убегал из дому и постоянно дрался. То и дело родителям приходилось навещать местный полицейский участок. Оба признавали, что не любят конфликтовать и уступают сыну, только чтобы не сердить его. Для них было бы облегчением, если бы сын сам ушел из дому, выгнать же его они не могли. Кроме того, он был несовершеннолетним, и их могли бы привлечь к ответственности, если бы он совершил какое-нибудь преступление.

Ко всему прочему, у родителей были и собственные проблемы. За свою совместную жизнь они наталкивались на множество трудностей. Обоим приходилось бороться с тягой к алкоголю и с избыточным весом, оба балансировали на грани безнравственности. Неприятности, связанные с ребенком, еще больше обостряли их взаимоотношения, и они уже не раз всерьез подумывали о том, чтобы разделить имущество и разойтись в разные стороны.

Вскоре я понял, что в жизни им не хватает дисциплины. Видно было, что они не прилагали никаких усилий, чтобы воспитать дисциплину и в сыне. Поскольку сами они не проявляли никакого стремления к откровенности, раскаянию, примирению и ответственности за свои поступки, я был бессилен помочь им. Я был уверен, что самое большее, чего я мог от них добиться, — это пустопорожнего обсуждения любого предложенного мной плана.

Через пару месяцев они позвонили мне и сообщили, что их сын арестован. Вломившись в ювелирный магазин, он украл там столько часов и брошей, сколько не было даже у Лиз Тейлор. Однако не успел он сделать и двух шагов, как его схватила полиция. Хотя он был еще несовершеннолетним и совершил только первое крупное правонарушение, из отдела по борьбе с детской преступностью сообщили родителям, что, пока их сыну не исполнится восемнадцать лет, дело будет отложено, а потом его будут судить как взрослого.

Итак, ему грозила тюрьма.

Эта ужасная мысль толкнула родителей на запоздалый шаг. Они пошли к ювелиру и заключили сделку, пообещав вернуть все украденные вещи, возместить причиненный материальный ущерб и еще купить у него кое-что в том случае, если он снимет с их сына все обвинения. Скрепя сердце ювелир согласился, а мальчишка снова оказался на улице.

Тюрьма ему уже не грозила.

«Да как вы могли так поступить?» — спросил я родителей.

Мать заплакала и сказала, что это был единственный способ избавить ребенка от тюрьмы. Она любила его и даже представить себе не могла, чтобы его держали взаперти, уж не говоря о том, какие ужасы ждали бы его в заключении.

Теперь мне стало ясно, что они отнюдь не взывали о помощи. Они ждали от меня одобрения, я же его дать не мог.

Эти родители нарушили закон причины и следствия. Они не поняли, к чему могут привести их действия, подрывающие авторитет и дисциплину. Пострадал же от этого их сын.

Конечно, ужасно оказаться в тюрьме, особенно ребенку. Если • бы туда попал мой сын, это было бы для меня катастрофой. Однако, по логике вещей, именно в тюрьму должны попадать те, кто выбирает в жизни незаконные пути. Тюрьма — это как бы Школа Последствий для людей, которых с детства не научили дисциплине.

В тот раз на меня так громко накричали, обвинив в грубости и бессердечности, что я сам начал сомневаться, а вдруг я и правда такой.

Примерно через полгода они снова позвонили мне. Сообщив, что их сын будет проездом в Финиксе, они попросили меня поговорить с ним. Это было в первый и в последний раз, когда я согласился на подобную просьбу.

Увидев их сына, я был удивлен. Передо мной предстал энергичный, подтянутый и уверенный в себе молодой человек. Сев на стул, он сделал несколько замечаний относительно убранства моего кабинета и висевших на стене фотографий моей семьи.

Мой первый вопрос касался его отношений с отцом. Он ответил:

— Я люблю отца. Он хорошо ко мне относится. Мы нечасто бываем с ним наедине, но, думаю, это только из-за того, что я взрослею.

Целых десять минут он пылко говорил о том, как глубоко привязан к отцу. Затем я спросил, как он относится к матери. И снова — красивые и складные слова о нежности. У меня было такое чувство, будто он зачитывает поздравительную открытку. В течение десяти минут он делился со мной историями и семейными секретами, которые должны были показать, как крепко он любит мать.

Мой последний вопрос касался его будущего:

— Чем же ты хочешь заниматься?

Он оживился. Еще задолго до выхода фильма «Топ Ган» он хотел стать военным летчиком. Когда же вышел фильм (а он видел его так много раз, что помнил почти наизусть), он только об этом и мечтал. Всю оставшуюся жизнь он хотел провести «на сверхзвуковой скорости и с пылающими волосами». Он как раз ожидал призыва в армию. Все документы были готовы, и на следующий день его должны были отправить в часть.

Этого было достаточно. Я не могу похвастаться, что способен сразу определить слова, заученные наизусть. Однако на этот раз все было слишком очевидно. Начав свой небольшой монолог, я уже не знал, как остановиться. Я сказал, что он ненавидит и презирает отца за его недостатки и за то, что он позволяет сыну так относиться к себе. На мать ему тоже наплевать; это было итогом его внутренней борьбы, ведь отчасти и она была виновата в его проблемах, а так резко выраженный бунт являлся проявлением глубоко сидящей в нем злобы.

Пока я все это высказывал, он сидел, выпрямившись и стиснув зубы. Затем подвинулся ближе ко мне.

Еще я сказал, что военные летчики не пропускают уроков по математике и физике и что никто не рискнет посадить в самолет, стоящий 12 миллионов долларов, мальчишку.

Вдруг он вскочил со стула со сжатыми кулаками. Хотя я отнюдь не красавец, мне все равно не хотелось, чтобы этот мальчишка покалечил мое лицо, поэтому я тоже вскочил. Мгновенно отреагировав на его движение, я первый толкнул его. Он не ожидал этого. Перелетев через стоявший возле дивана кофейный столик, он врезался в стену. Удар был такой сильный, что со стены слетела и разбилась о его плечо застекленная картина, на которой был изображен Иисус, держащий в руках ребенка.

Мы оба не двигались — так были ошеломлены. Я сидел на краю стола ц смотрел на него. Он первым нарушил молчание:

— Отец никогда так не отвечал мне.

— Привыкай, — сказал я, — в ВВС тебе не раз придется с этим столкнуться.

Он поднялся, сказал, что с ним все в порядке, попрощался и вышел. До того дня, когда я получил от него фотографию по почте, я ничего о нем не слышал.»Я же тебе говорил!»

Глядя на фотографию, я думал, что, наверное, прав оказался все-таки он, а не я. Как знать, вдруг у него действительно были те качества, которые необходимы для службы в военно-воздушных силах? Если это так, я был бы просто счастлив, что ошибался.

Получив фотографию, я стал следить за его жизнью. До сих пор он на военной службе. Но вам, наверное, небезынтересно узнать, что теперь его местонахождение… федеральная тюрьма в Левенуорте.

Там он отбывает наказание за крупную кражу. Подкупить военный трибунал его родители не смогли.

Обходного пути нет

Говоря о воспитании дисциплинированности, нельзя не упомянуть о трудностях, которые нас ждут. Конечно, мы можем рисовать умозрительные схемы и мечтать, что несколько ласковых слов смогут стереть боль, а воспитание дисциплинированности — легкое дело. Жизнь опровергает это.

Здесь нет гарантий на всю жизнь. Если мы хотим как можно полнее прожить жизнь, мы не можем пренебрегать дисциплиной. Если же мы воспитываем в детях дисциплинированность, этот труд никогда не должен казаться нам завершенным.

Дисциплинированность помогает детям реализовать свой потенциал, способности и возможности, дает чувство уверенности в будущем. У людей, с детства привыкших к дисциплине, чаще сбываются мечты.

У молодого человека, с которым я беседовал в своем кабинете, было все, что необходимо для нормальной жизни, — потенциал, ум и способности. К сожалению, отсутствовала дисциплинированность. Жизнь никогда не подвергала его тяжелым испытаниям.

Наследие, которое мы оставляем детям, не будет полным, если не приложить необходимых усилий для воспитания дисциплинированности. Из всех элементов наследия любви именно воспитание дисциплинированности я считаю наиболее сложным. Результаты этой работы нельзя сразу увидеть. Мы с женой постоянно даем детям наставления, контролируем их поведение, молимся за них; однако, как бы мы ни старались, нам все время кажется, что они не понимают всей важности ежедневного распорядка.

Многие родители бросают попытки приучить детей к дисциплине. Ее сложно измерить количественно. Она формируется всю

жизнь понемногу и едва заметно. Мы слишком близки к детям, чтобы замечать изменения.

Нам с женой нравится искусство американского Запада. Некоторые считают, что живопись «дикого Запада» — не искусство. Мы думаем по-другому. Мы живем в городке Скотдейл (штат Аризона), и неподалеку от нас расположено несколько лучших в мире галерей искусства «вестерн».

Я считаю, что ни одно собрание «ковбойской» живописи не сравнится по богатству с галереей Троя Мюррея на Мейн-стрит. Трои Мюррей сам ковбой. Он пережил сцены, изображенные на висящих у него картинах. Слушая, как он описывает эти картины, хочется надеть ковбойские штаны и куртку, сесть в повозку и отправиться туда, где садится солнце. Слушая его рассказы, будто чувствуешь вкус пыли, запах конского пота и изнуряющую жару.

В галерее Троя я впервые познакомился с работами одного из мастеров старых времен. На самом лучшем месте в его галерее висит полотно кисти Фредерика Ремингтона.

Я люблю разглядывать картины с близкого расстояния. Видя мазки, текстуру, мельчайшие подробности, совсем по-другому оцениваешь картину. Ведь если подумать, что Фредерик Ремингтон касался этого самого холста, смешивал на нем краски, чтобы добиться нужного оттенка коричневого цвета или передать прозрачность облаков, невольно чувствуешь себя ближе к великому художнику, которого уже нет.

Если подойти близко, можно увидеть и другое: исправления, нестертый карандашный рисунок, мельчайшие промежутки между мазками, где проглядывает холст. Иными словами, видны изъяны. Это полностью меняет впечатление от картины.

Если не быть осторожным в суждениях, можно решить, что художник не так хорош, как казался раньше, и потерять веру в него. Можно потерять даже веру в искусство вообще. Сикстинская капелла покажется мазней, а «Мадонна» работы Уистлера — портретом его сестры.

Однако стоит отойти на несколько шагов и увидеть всю картину, как красота ее поразит.

То же самое относится и к воспитанию навыков дисциплинированности. Оно требует тщательного плана, внимания к деталям и четкого представления о том, каким должен быть «конечный продукт». Нельзя допустить, чтобы ошибки родителей или детей отбили у тех или других желание сделать дисциплину постоянным спутником жизни детей.

Иногда недисциплинированность родителей отбивает у них охоту воспитывать это качество в детях. Я еще не встречал родителей, которые не испытывали бы чувства вины, оглядываясь на собственную жизнь. Все наши недостатки, как физические, так и нравственные, дают нам множество поводов усомниться, сможем ли мы научить детей дисциплине.

Нельзя забывать, что воспитание дисциплинированности, так же как и воспитание веры в Бога, честности и самообладания, — это процесс. Дисциплинированность — результат повседневных поступков и привычек, которые отрабатываются всю жизнь. Всякий раз, когда мы видим, что дисциплинированность помогает нам в жизни, она закрепляется в нас, пока не станет чертой характера.

Дисциплина — помощник на всю жизнь

В нашей гостиной стоит пианино, которому уже семьдесят лет. Я почистил и починил его, а мой друг Лонни (специалист в этом деле) настроил. Если с него смахнуть пыль, оно элегантно дополняет убранство нашей комнаты.

Однако пианино делаются для того, чтобы на них играли. Их единственное назначение — радовать мир прекрасной музыкой. Несколько членов моей семьи гордятся тем, что умеют это делать. Сам я в школе и в колледже играл на духовых инструментах и не имел возможности научиться играть на пианино. Тем не менее я выучил около шести мелодий, которые моя семья слышала, наверное, уже миллионы раз.

Моя дочь Карис очень гордится тем, что умеет играть на пианино. Она уже два года учится этому, и, когда она начинает играть, вся семья собирается в гостиной. Мы знаем почти все мелодии, которые она исполняет.

Наша двухлетняя малышка Шилох тоже считает, что не обделена божественным даром музыканта. Забираясь на стульчик, она начинает свои детские концерты (нисколько не заботясь, нравится это другим или нет). Я где-то прочитал, что таким занятиям нельзя мешать. Думаю, это написал пианист, у которого никогда не было детей.

Время от времени к нам в гости приходят знакомые, которые в течение десятилетий совершенствуют свою игру на пианино. Они знают клавиши как свои пять пальцев и с удовольствием садятся за нашу семидесятилетнюю старушку. Когда они играют, вся гостиная наполняется прекрасной музыкой — плодом их дисциплины.

В чем же состоит разница между моей двухлетней малышкой и моими друзьями, у которых искусство игры на пианино отточено до совершенства?

Эта разница состоит в степени свободы.

Свобода — это самое ценное, что дает нам дисциплина. Фактически дисциплина — это единственный путь к свободе. Без

дисциплины свободы не бывает. Нельзя вкусить плодов свободы, не заплатив за них. Если вы хотите убедиться в этом, сходите на Арлингтонское мемориальное кладбище.

Иисус сказал, что истина делает нас свободными. Мы постигаем истину через веру в Бога, проявляем ее через наши убеждения, применяем ее через самообладание и поддерживаем через дисциплину. Если сегодня мы заплатим необходимую цену за то, чтобы передать детям дар дисциплинированности, то потом, когда нас уже не будет, а наши дети встанут у руля цивилизации, они вспомнят, что мы любили их.

Плохие оправдания — не оправдания

Слушая причитания людей, у которых не сложилась жизнь, понимаешь, насколько важна дисциплина. Обычно их монологи начинаются с оправданий, а заканчиваются обвинениями. Послушаем, что обычно говорят недисциплинированные люди, потерпевшие жизненную неудачу.

«Я слишком часто откладывал на завтра выполнение домашних заданий».

«Я не мог заставить себя утром встать с постели».

«Я не мог совладать с гневом».

«Я не задумывался о том, что выполнять намеченное необходимо».

«Я проводил слишком мало времени с семьей, потому что не мог уйти с работы».

«Я думал, что проблемы решатся сами собой или исчезнут».

«Я не заботился о себе и в итоге деградировал».

«Я делал все, что мне вздумается».

«Я не мог контролировать собственные расходы».

Ну что, знакомо? Все мы слышали такие оправдания, а порой и сами приводили их. Ради детей мы не имеем права пренебрегать своими обязанностями. Я видел много раз, к чему приводит постепенная деградация, и знаю, что этого допустить нельзя.

Все мы хотим, чтобы у наших детей сложилась семейная жизнь. Страсть к деньгам, сексу, признанию и власти способна убить семью. Ради наследия любви мы должны воспитывать в детях дисциплинированность.

Корни проблемы

Однажды кто-то заметил, что быть дисциплинированным — значит «пожертвовать немедленным результатом ради того, чтобы гарантировать долговременный результат». Иными словами, сказать «нет» сейчас, чтобы потом сказать «да». Если просмотреть список человеческих качеств, в нем не найдется ни одного, в воспитании которого дисциплинированность не оказывала бы огромную помощь. Что бы мы ни взяли — наше тело, ум, эмоции, настроение, интеллект, общительность, — повсюду дисциплинированность дает нам свободу, позволяющую максимально использовать потенциальные возможности.

Однако есть одна противная черта, которая мешает проявлению дисциплинированности. Она свойственна всем нам.

Эта черта называется ленью. Она виновница многих проблем, возникающих в нашей жизни.

Лень — это грех, и тем, кто не может обуздать ее, она создает в жизни множество проблем.

Если мы хотим быть выше лени и вкусить свободу, нам нужно руководствоваться тремя принципами. Эти же принципы мы должны внушить нашим детям, если стремимся к тому, чтобы и для них дисциплина стала помощницей на всю жизнь.

Принцип 1: откладывать вознаграждение. «Откладывать вознаграждение — значит планировать неприятное и приятное таким образом, чтобы сделать приятное большим, пройдя сначала через неприятное и преодолев его. Это единственный достойный подход к жизни».

Такое определение дал Скотт Пек в своей замечательной книге «Самый неизведанный путь». По словам Пека, лень была одной из причин любого случая заболевания, с которыми он сталкивался в своей врачебной практике.

Принцип откладывания вознаграждения подразумевает, что в жизни есть не только приятное, но и неприятное. Раз неприятное неизбежно, его можно запланировать.

Замечательный пример откладывания вознаграждения — процесс написания книги. Это все равно что каждый день в течение целого года писать контрольную работу. Может быть, это не так страшно, но есть доля истины в словах, будто писать книгу — это «все равно что рожать колючую проволоку». Писать книгу — мука. Для меня же эта работа стала прекрасным способом сделать дисциплину частью моей жизни.

Чем лучше родители планируют неприятности для себя, тем успешнее они научат делать то же самое детей.

Родителей можно сравнить с тренерами, наблюдающими за группой спортсменов. Том Ландри, бывший тренер команды «Даллас Ковбойз», очень интересно сформулировал выводы из долгой практики: «Моя работа не сложна, однако иногда очень трудна. Она состоит в том, чтобы заставить группу мужчин делать то, чего они не хотят, с целью добиться того, о чем они мечтают всю жизнь».

Наши родительские обязанности тоже состоят в умении заставить детей делать то, чего они не хотят, чтобы они добились всего, чего будут хотеть всю жизнь, — свободы, уверенности в себе, верности своим целям, любви.

В сердцах наших детей есть зерна дисциплинированности. Но им мешает развиться лень, эта неотъемлемая часть человеческой натуры. Если же мы удобрим эти зерна питательным веществом (откладыванием вознаграждения), они пустят корни и взойдут и в свое время вырастут даже при минимальном уходе.

Воспитанная с ранних лет вера в отложенное вознаграждение поможет нашим детям устоять перед приманкой секса и подарит им чудесные и чистые отношения с партнером по браку.

Она подготовит их к трудным будням учебы в школе и колледже, когда им придется недосыпать и экономить на всем, чтобы получить необходимое образование.

Она поможет им получить работу, чтобы затем полностью раскрыть свой потенциал.

Она научит рачительно распоряжаться собственными доходами.

Однако для того чтобы принцип откладывания вознаграждения помог поддерживать дисциплину, ему нужен союзник.

Принцип 2: принимать решения заранее. Многие сражения выигрываются или проигрываются еще до того, как мы выходим на поле битвы.

Девочка-подросток никогда не выиграет сражение со страстью, если она уже переспала с кем-то в машине. Юноша никогда не одолеет похоть, если он уже купил порнографический журнал. Мы не сможем сохранить здоровье и хорошую физическую форму, если не будем принимать решения заранее, а чтобы делать это сознательно, необходимо четко представлять, что мы хотим.

Такое планирование не подавляет импровизацию. Оно, наоборот, поощряет ее, давая нам свободу делать то, чего мы без плана никогда не делали бы.

Однако и этого недостаточно. Для того чтобы быть дисциплинированным, крайне необходимо придерживаться еще одного принципа.

Принцип ,3: быть целеустремленным. Дети спрашивают нас, зачем им нужна дисциплина, и доводы, которые мы им приводим, должны быть достаточно убедительными.

Один из таких доводов: дисциплина нужна для того, чтобы избежать другой дисциплины. Голое принуждение не может быть эффективным. Дисциплинированность должна основываться на глубоко укоренившихся в душе стимулах. Каждые четыре года люди во всем мире собираются у экранов телевизоров, чтобы наблюдать за состязаниями спортсменов на Олимпийских играх. Победители вкушают момент славы на пьедестале почета и увозят домой золотые медали.

Очень возможно, что свидетелем соревнований, подобных Олимпийским играм, был апостол Павел. Говоря о дисциплине, он использует сравнение с забегом. Читая его Первое послание к Коринфянам, я мысленно представляю толпу зрителей, ревущих на трибунах. Давайте прочтем божественный совет, который дает нам этот человек:

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного (принцип целеустремленности. — Т.К.). И потому я бегу не так, как на неверное (принятие решения заранее. — Т.К.), бьюсь не так, чтобы только бить воздух; Но усмиряю и порабощаю тело мое (откладывание вознаграждения. — Т.К.), дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор.9:24 — 27).

Наши дети — достаточно убедительный ответ на вопрос, зачем нам все это нужно. Они стоят того, чтобы мы впадали в отчаяние, отвечали на их повторяющиеся тысячи раз «почему», прощали им одни и те же ошибки, сердились, плакали, беспокоились, чтобы из-за них у нас щемило сердце. Если добавить трудности, связанные с воспитанием у них дисциплинированности, то и тогда они будут стоить их. Дети дороги нам потому, что мы были дороги Богу. Ему тоже пришлось заплатить. У Него были убедительные доводы, чтобы не приносить Себя в жертву. Однако Он сделал это. В конце Послания к Евреям есть прекрасные строки. В главе 12 говорится о красоте дисциплинированности и дается совет передавать ее детям:

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей (наших детей. — Т.К.), свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо подлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1 — 2).

Именно мы с вами и были той «подлежавшей Ему радостью». Именно нам передал Он Свое наследие любви и именно нас призывает передать его другим.

Когда вы читаете эти строки, в душной камере военной тюрьмы в Левенуорте томится молодой недисциплинированный

человек. Он находится там потому, что родители не подготовили его к трудностям, с которыми ему пришлось столкнуться в жизни. А эти трудности можно было одолеть дисциплиной.

Ему это не удалось.

Только от нас с вами зависит, сможем ли мы избавить от такой кары наших детей. Включая в передаваемое им наследие навык дисциплинированности, мы духовно освобождаем их.

И тюрьма в Левенуорте им уже не будет угрожать.

Десять путей воспитания у ребенка дисциплины

1. Сходите с ребенком в суд, где разбираются дела несовершеннолетних, и послушайте несколько дел. После этого зайдите в кафе и поговорите об ответственности за свои поступки.

2. Запишите ребенка в музыкальную школу (независимо от того, есть у него способности к музыке или нет), чтобы он поучился дисциплинированности на практике.

3. Запишите ребенка в спортивную секцию, где требуются регулярная посещаемость и участие в спортивных мероприятиях.

4. Поручайте ребенку работу по дому. Пусть он сам отвечает за ее выполнение (например, он должен заправить постель, убрать одежду, накрыть на стол и т. п.).

5. Каждое воскресенье награждайте ребенка по итогам недели.

6. Следите за тем, чтобы ребенок полностью выполнял домашние задания.

7. Следите за тем, чтобы ребенок ежемесячно писал миссионеру.

8. Подарите ребенку будильник и научите пользоваться им. Пусть в течение целого года он сам следит за тем, чтобы вовремя вставать. Если же он опоздает в школу из-за того, что проспит, не пишите ему оправдательных записок (это не учит ответственности за свои поступки). Пусть директор школы объяснит ему, почему нужно вовремя приходить на уроки.

9. Дайте ребенку задание выучить наизусть большое стихотворение.

10. Сводите ребенка на свалку и покажите обломки автомобиля, разбитого из-за того, что водитель вел машину в нетрезвом состоянии.