2. Награда

Я глубоко убежден в том, что отношения с отцом оказали определяющее воздействие на жизнь многих людей. Они определяют поведение в пору ухаживания и вступления в брак, мотивацию, самоосознание, сексуальность и работоспособность. Моя цель — помочь разобраться в этом воздействии, указать путь к здоровью и совершенствованию, к более полной самореализации.

Однако я хотел бы передать вам нечто большее, чем осознание и избавление от проблем, порожденных отношениями с физическим отцом. Я хочу приобщить вас к Создателю Вселенной… Огцу вашей души.

Я пойму вас, если вы сейчас отложите эту книгу и вернетесь к своим земным заботам. Сам я, честно говоря, тоже часто предаюсь более «осязаемым» занятиям, которые отвлекают меня от Бога. Выбор занятий на таком уровне бесконечен. По-видимому, это один из признаков нашего безумия. Мы стремимся к тому, что способно удовлетворять наши потребности в течение часа или одного дня, однако избегаем волшебной живой воды, которую дает нам Бог. Ниже мы исследуем некоторые причины, побуждающие людей к подобного рода духовному бегству, к возведению стен между собой и Богом. Возможно, мы сомневаемся в том, что Богу есть до нас дело. В действительности же Бог тянется к нам, и случай с Марианной весьма живо подтверждает это. Марианне было двадцать два года, она работала кассиром в банке и считала себя малорелигиозной. Наши беседы с ней проходили очень напряженно, и нам удалось выяснить, что ее враждебность и подозрительность ко мне на самом деле направлены против ее биологического отца, которого она видела всего несколько раз в жизни.

Однажды Марианне приснился сон. В этом сне к ней подошел человек и спросил: «Кто твой отец?»

Как только вопрос был задан, Марианна увидела на белой стене портрет своего биологического отца в круглой раме. За всю жизнь она видела его всего лишь в течение двух часов, поэтому ей было неприятно называть его своим отцом. Однако выбора не было. Поэтому она лениво и неохотно подняла руку и ткнула в портрет, висевший на стене.

— Думаю, это мой отец, — сказала она.

— Нет, Марианна, — сказал человек, — это не твой отец.

Марианна была озадачена.

— Если это не мой отец, — спросила она, — то кто мой отец?

С любовью взглянув в лицо Марианне, этот человек сказал:

— Я твой отец, Марианна. Я, Бог живой.

Думаю, кое-кто объяснит этот необычный сон выбросом энергии в мозгу или психологической напряженностью. Но к чему столь узкое понимание? Ниже мы увидим, что Богу свойственно искать людей, ощущающих себя, сиротами. Физически и психологически Марианна была сиротой, она была столь раздражительна, что никто не мог войти с ней в контакт — мне она совершенно не доверяла. Однако Бог обратился к ней и взял под Свою защиту, обратив от одиночества и пустоты к надежде.

Сон Марианны поразителен. Пробуждение духовной жизни — великолепное зрелище, похожее на первые вспышки рассвета над горизонтом. Уже в тот день, рассказывая мне о своем чудесном сне, она не была раздражительна или грустна, напротив, — спокойна и счастлива. У нее еще было множество проблем, однако она изменилась коренным образом. Она была окружена любовью, перестала чувствовать себя покинутой. Она верила, что никогда больше не окажется в одиночестве, новая радость заставляла ее смеяться.

Возможно, вы не страдаете так, как страдала Марианна. Однако, как вы сможете убедиться, можно чувствовать себя сиротой, даже если родитель не умер. Вы можете обрести исцеление, в котором нуждаетесь для того, чтобы ощущать полноту жизни и радость. Я приглашаю вас вступить на путь, на который сам я вступил много лет назад. Возможно, это поможет изменить к лучшему всю вашу дальнейшую жизнь.

Как отличить «истинно» духовное видение

Большинству из нас не снятся захватывающие сны, похожие на сон Марианны. Многие люди, живущие духовной жизнью, чувствуют, что они способны познать Бога и без таких переживаний, и зачастую так оно и есть. Но порой люди, которые думают, что они верят в Божье существование и любовь, внезапно понимают, что вера их была чисто интеллектуальной, потому что некий эпизод из их детства мешал им принять Бога в свое сердце. Волнующая исповедь Чарлза Стенли подтверждает это.

На Второй международной конференции христианских проповедников Чарлз смиренно сознался в том, что, несмотря на успех и популярность его проповедей, сам он на протяжении десятков лет не мог обрести счастья и благодати в духе, чему причиной было его детство.

Отец Чарлза умер, когда мальчику было семь месяцев. Его мать, оставшись одна, была вынуждена много работать, и не могла проводить дома много времени. Чарлз, оставаясь один, чувствовал себя брошенным. Его отец «покинул» его, ибо умер, а мать приходила домой только вечером. Возвращаясь домой из школы, он с отвращением вставлял ключ в замок входной двери, потому что знал: за дверью его не ждет ничего, кроме полного одиночества. Он испытывал необычайные страдания, когда другие дети говорили о своих отцах.

Мать ощущала, что ребенок страдает без отца, поэтому она снова вышла замуж, когда Чарлзу было девять лет. К сожалению, новый отец мальчика сам страдал от неразрешенных проблем, связанных с его собственным отцом, его горечь и злоба буквально затопили дом враждебностью и ненавистью. Все силы матери Чарлза уходили на то, чтобы сладить с капризным супругом, поэтому ребенок оказался еще более одинок, чем прежде.

Очень часто отчим срывал свой гнев на Чарлзе, который был слишком мал, чтобы противостоять, — на первых порах. Грубое обращение отчима с матерью и с ним самим привело к тому, что в Чарлзе стало нарастать враждебное и недоверчивое отношение к авторитетам. В конце концов, когда отчим, в ответ на какое-то язвительное замечание Чарлза, ударил его по лицу, мальчик ударил его в ответ. Несмотря на то, что отчим, в конце концов, побил-таки мальчика, в его глазах на какое-то мгновение мелькнул страх. Это не ускользнуло от внимания Чарлза, и с той поры он стал абсолютно непокорным. Эта непокорность вредила ему даже спустя годы, создавая проблемы в работе и проповеднической деятельности.

Кроме того, у Чарлза сформировалось неверное представление о Боге. Его познания в академической теологии были прекрасны, однако эмоциональное восприятие Бога было искажено. Бог-Отец казался ему далеким, грубым и вечно недовольным — совсем как его отчим.

Искаженное представление о Боге и грубость мужлана-отчима обрекли Чарлза на непрестанную борьбу за признание и одобрение окружающих. Не имея теплых воспоминаний об отце, которые могли бы вдохновить и успокоить его, он боролся в полном одиночестве. Ему казалось, что единственный путь к решению всех проблем состоит в том, чтобы работать все больше и больше. Он боролся за то, чтобы доказать себе и другим собственную значимость. Его проповеди становились все длиннее. Он старался молиться как можно больше. Чарлз стремился доказать всем окружающим, что он кое-чего стоит. Его требовательность к себе превратила подготовку к проповедям в сущую пытку. Ведь нужно было, чтобы каждая следующая проповедь была лучше предыдущей. Если воскресная проповедь была хороша, то через неделю надо было выдать нечто еще более выдающееся. И в конце концов он исчерпал себя.

Чарлз Стенли чуть было не умер от переутомления, на восстановление сил ушел почти год, в течение которого он начал видеть свою личность в новом свете. Он осознал, что действовал силовыми методами, понял, что, пытаясь завоевать признание Бога, всегда стремился выполнить невыполнимые задачи. Он обнаружил, что его стремление быть хозяином положения и победителем было чрезмерным. Он вспомнил, как критиковал окружающих, считая свою точку зрения истинной на том основании, что помолился об этом.

К сорока годам Чарлз Стенли добился огромного успеха и, тем не менее, был глубоко несчастен. Он постился, читал книги, ходил на религиозные семинары — ничего не помогало. Его стандартным ответом было: «Бог поможет разрешить любую проблему — надо только стать на колени и получить Его Слово», однако он начал понимать, что в подобном упрощенном подходе есть нечто «детское». Когда он стал раскрываться, рассказывать о своей душевной борьбе, то его охватила паника — ему казалось, что, заглянув в себя, он не обнаружит ничего, кроме бесконечной скорби и тьмы.

В конце концов, дойдя до отчаяния, он пригласил к себе четверых друзей, надеясь, что они ему помогут. Они удалились в потаенное место в горах Орегона ипопытались выяснить, что же происходит с Чарлзом. Там он рассказал им историю своей жизни. В течение двух дней он говорил по многу часов. Начал с самых ранних воспоминаний (как он ребенком сидел в кроватке и плакал) и говорил обо всем, до самых последних дней.

Его друзья заговорили только после того, как он закончил рассказ. Они высказали некоторые соображения по поводу его истории. В конце концов один из этих людей велел Чарлзу положить голову на стол и закрыть глаза, что тот и сделал. Тогда его друг сказал: «Твой отец только что взял тебя на руки. Что ты чувствуешь?» Чарлз разразился рыданиями, которые не прекращались в течение тридцати минут. Ощущение того, что отец держит его на руках, было необычайно теплым. Он почувствовал себя в безопасности, почувствовал, что его любят. Он еще немного поплакал.

После этого Чарлз стал понимать, в чем корень проблемы. Его всегда слегка беспокоило, что между ним и Богом существует некая стена. Но когда он сидел, положив голову на стол, и плакал, то понял, что никогда прежде не ощущал, как Бог его любит. Он мог говорить другим людям, что Бог любит их, мог знать разумом, что Бог любит его, однако никогда не ощущал этого. Из этой поездки в горы он вернулся с новым чувством близости к Богу. Стена, возведенная так давно, наконец исчезла.

Вернувшись к работе, он покопался в своем архиве, чтобы узнать, сколько проповедей посвятил он теме «любовь Бога». Оказалось, что за долгие годы служения, он говорил на эту тему всего один раз. Он вспомнил, что эта проповедь была столь убога, что он никогда не повторял ее, в то время как другие проповеди повторялись им неоднократно. Он понял, что проповедь была плоха именно потому, что он в действительности слабо представлял себе, о чем же он говорит. Будучи образованным священнослужителем, способным перевести с греческого священный текст, он не мог облечь в понятную форму понятие Божественной любви. Он был подобен слепцу, рассуждающему об оттенках цвета. В глубине души Чарлз не мог уверовать в то, что Бог любит его просто так, без всяких оговорок. Со временем он понял, что Бог любит его таким, какой он есть, и что ему не требуется прикладывать никаких усилий к тому, чтобы завоевать отеческую любовь Бога. Осознание этого факта в корне изменило жизнь и работу Чарлза Стенли. Его пример характерно иллюстрирует то, что происходит с людьми, искренне стремящимися обрести потерянного отца.

Давайте отправимся на поиски вместе.