Примирение

Восстановление разорванных отношений

ВСЕ НАРОДЫ мира радуются окончанию войны и день заключения мира становится всеобщим праздником. Интересен обычай североамериканских индейцев. Когда военные действия между целыми племенами прекращаются, и неприятели примиряются, они садятся в круг, чтобы выкурить «трубку мира». У этой трубки -очень длинный мундштук с особыми украшениями, имеющими символическое значение. Ритуал курения «трубки мира» — неотъемлемая часть церемонии установления мира и дружбы между бывшими врагами.

Помните, человек был сотворен для общения с Богом и другими людьми. Вы всегда будете сталкиваться с разочарованиями, несогласием, спорами и ссорами, но вместо того, чтобы начинать «войну» с целью отомстить, развивайте в сердце стремление к поиску путей примирения. Истинное примирение делает вас способными жить в мире … даже с вашими врагами.

«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18).

Определения

На земле первый разрыв взаимоотношений произошел в Едемском саду, когда Адам и Ева, согрешив, разрушили близкое общение с Богом. С тех пор и доныне существует нужда в примирении между Богом и каждым из нас! Когда-то все мы были врагами Богу, исполняли желания плоти и ПЕЛИ своим путем, все дальше и дальше удаляясь от Господа. И только Иисус Христос сделал возможным примирение человека с Богом.

«Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Римлянам 5:10).

Для того, чтобы вы могли глубже понять все, что говорит Библия о процессе примирения, ниже будет рассмотрено значение древнееврейских и древнегреческих слов, связанных с этим понятием, и то, как они переведены в русской Синодальной Библии.

А. Примирение

В Ветхом Завете можно встретить древнееврейское слово «кафар», оно означает «покрывать, прикрывать». На русский язык это слово часто переводится глаголом «очищать». Символом очищения было жертвоприношение. Кровь животного и сжигаемая жертва были предназначены для того, чтобы покрыть грех, очиститься от него и примирить человека с Богом.

«Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Притчи 16:6).

В Новом Завете древнегреческое слово «каталассо» переводится на русский язык глаголом «примирять». Буквальное значение этого слова — «изменить, уладить взаимоотношения с кем-то», а переносное — «разрешить свой долг или спор мирно, по-дружески». Иисус Христос стал жертвой за все наши грехи. Он оплатил наш долг, примирил нас с Богом и дал нам служение примирения, чтобы мы, как Его посланники, помогли людям примириться с Богом и друг с другом.

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Коринфянам 5:18).

Типы примирения:

В рамках служения примирения может возникать необходимость оказывать людям содействие и помощь в:

Разрешении финансовых вопросов — привести людей к обоюдному согласию в финансовых спорах.

Налаживании межличностных взаимоотношений — восстановить разрушенные взаимоотношения между людьми, сделать их гармоничными, теплыми.

Решении внутриличностных проблем — помочь человеку обрести мир в душе, несмотря на неприятные обстоятельства жизни.

Решении духовных вопросов — оказать человеку помощь в восстановлении гармоничных и близких отношений с Богом.

ИОСИФ — библейский персонаж, чья история служит примером примирения (Бытие 37:2-45:15)

История об Иосифе — это история о конфликте между братьями, полная горечи и предательства. Иосиф был предан своими старшими братьями и продан в рабство. Там, далеко от дома, в чужой, языческой стране, молодой юноша испытал многочисленные страдания и боль. Наверное лишь немногим из нас удалось избежать боли отвержения со стороны очень близких и родных людей. В такие минуты мы склонны нападать на обидчика, нанося ответные раны. Поступая таким образом, мы забываем, что подобным поведением мы раним сердце Бога.

Даже столкнувшись с несправедливым, страшным обвинением и будучи заключен в темницу, Иосиф не потерял своей веры в Бога. Спустя некоторое время он был освобожден из тюрьмы и занял самое высокое положение в чужой стране — стал вторым, после фараона, человеком в Египте.

Казалось бы — все страдания позади, но Бог допускает в его жизни новое испытание — встречу Иосифа с братьями. Теперь все наоборот: Иосиф — господин, имеющий право карать и наказывать, а братья — просители, достойные его гнева (учитывая содеянное ими в прошлом). И вот Иосиф стоит перед выбором. Что ему делать — простить своих братьев или покарать их за причиненное ему зло? Что же выбирает он, высокопоставленный вельможа, — ожесточение, требующее возмездия, или милосердие, отражающее милосердие Божьего сердца? Иосиф с необыкновенным состраданием прощает вину своих братьев. Так Иосиф становится миротворцем, человеком, который наделе несет «служение примирения».

«И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его» (Бытие 45:15).

Б. Отчуждение/отдаление

• В Ветхом Завете древнееврейское слово «рахак» означает «быть далеко, уходить далеко, расширяться», а также «уходить или удаляться от какого-либо места, отношений». В Синодальном тексте оно переводится глаголом «удалять». Другое древнееврейское слово «зур» означает «быть чужим, отдаленным, чуждым», «отвернуться». В Синодальном тексте это слово может переводиться глаголом «чуждаться».

«Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня.» (Иова 19:13)

Древнегреческое слово «апаллотроо» в Новом Завете переводится на русский язык глаголом «отчуждать, отделять, исключать, не участвовать, не иметь с кем-либо отношений».

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Колоссянам 1:21-22).

Типы отчужденности/отдаления людей:

Юридическое или правовое отчуждение —

Отдаление близких людей друг от друга; разрыв отношений (муж или жена уходит из семьи к другому человеку). При этом происходит развод и раздел имущества.

Отчужденность во взаимоотношениях —

Недружественные или враждебные отношения (так называемое «охлаждение») между недавними друзьями, членами семьи или людьми с разными взглядами на ценности жизни.

Замкнутость человека —

Уход от реальности по причине отсутствия истинного понимания человеком самого себя, что приводит к неспособности развивать взаимоотношения с другими людьми.

Духовное отчуждение —

Состояние «отделенности» от общения с Богом по причине греха.

ДАВИД — библейский персонаж, чья история служит примером отчуждения (2 Царств 13:1-18:33)

Многим родителям знакомо чувство горечи, которое они испытывают, потерпев поражение в воспитании своих детей. Отношения между Давидом и его сыном Авессаломом — один из самых ярких примеров гнева, горечи и непрощения между близкими людьми. Амнон, один из сыновей Давида, изнасиловал сестру Авессалома Фамарь. Но так как Давид оставил подобное зло без наказания, родной брат Фамари Авессалом, решил отомстить Амнону и убил его. Давид был далек от своих детей, и эта отдаленность привела к мучительному отчуждению, потере взаимопонимания и гибели его сыновей. В конце концов, Авессалом организовал бунт против своего отца, потому что пожелал быть царем Израиля вместо него. Результатом восстания была насильственная смерть Авессалома от руки Иова — полководца Давида.

«И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2Цар.18:33)

В. Посредничество

• В Ветхом Завете древнееврейское слово «луц» буквально переводится как «уста, рот». Но часто в тексте Синодального перевода Библии оно употребляется в значении «посредник, переводчик» или «заступник, ходатай». В Синодальном переводе Библии это слово иногда еще переводится словосочетанием «ангел-наставник», который также, по сути, является посредником между Богом и человеком.

«Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его…» (Иов 33:23-24).

• В Новом Завете древнегреческое слово «меситес» буквально переводится словосочетанием «идущий между, посередине», а в Синодальной Библии — словами «посредник» или «примиритель».

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофея 2:5).

Посредничество — это вмешательство в конфликт между двумя сторонами с целью их примирения.

• Посредник — это человек «со стороны», который входит в конфликт с целью изменить ситуацию и помочь противоборствующим сторонам найти компромиссное решение. Свою задачу посредник выполняет при помощи встреч и переговоров, цель которых — достижение взаимопонимания и мира.

• Существуют разные виды посредничества:

Профессиональное —

Беспристрастный человек, имеющий специальную подготовку, вступает в переговоры между конфликтующими сторонами с целью привести их к взаимному соглашению и восстановлению между ними взаимоотношений (юрист, психолог-консультант, специалист по разрешению конфликтов или по переговорам).

Личное —

Друг или член семьи, который добровольно и безвозмездно проявляет заботу о каждом участнике конфликта. Полагаясь на Божье водительство, он стремиться внести ясность в общение конфликтующих друг с другом, выявить истину.

Духовное —

Иисус Христос является Посредником между Богом и погрязшим во грехе человечеством.

Цели посредничества — привести конфликтующие стороны к:

— Безусловному принятию друг друга.

— Обоюдному прощению.

— Искреннему и честному общению.

— Глубокому пониманию значения и ценности другой личности.

АВИГЕЯ — библейский персонаж, чьи действия служат примером успешного посредничества (1 Царств 25:2-42)

Авигея — жена Навала, которой пришлось взять на себя «служение примирения», и она преуспела в этом. Это центральная тема в библейской истории, повествующей о двух упрямцах, столкнувшихся между собою — царе Давиде

и зажиточном землевладельце Навале, муже Авигеи. Навал грубо отверг просьбу Давида о пище и ночлеге, тем самым сильно оскорбив и Давида, и его измученную армию. Взяв на себя ответственность быть посредником в возникшем конфликте, Авигея охладила пылающее гневом сердце Давида, приготовя и принеся ему необходимую пищу. Эта женщина смогла побудить Давида отказаться от возмездия, призвав его к богоугодному поведению. Она убедила царя отвратить свое сердце от насилия и мщения, напомнив ему, что возмездие полностью во власти Бога.

«И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лице твое» (1 Царств 25:35).

Симптомы

Никто не в состоянии избежать боли, которую несут с собой разорванные отношения и конфликты. Родные и близкие люди перестают разговаривать, иногда даже разрывают взаимоотношения друг с другом по причине какого-то несогласия, и подобное отчуждение может длиться годами. Суды переполнены делами между соседями, родственниками, мужьями и женами, не способными найти общий язык друг с другом. Даже церкви не в состоянии преодолеть этот мощный и разрушающий поток разногласий и конфликтов. Проверьте свое сердце. Чем оно наполнено — обидой и отчужденностью по отношению к друзьям, родным? Или оно наполнено миром, служа отражением Божьего сердца, — сердца, несущего примирение, …сердца мира?

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матфея 5:9).

Спросите себя:

• ЕСТЬ ЛИ В МОеМ СЕРДЦЕ ОТЧУЖДЕНИЕ?

«Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деяния Апостолов 8:23).

Что приводит к отчуждению, разъединению? — Гордость, негодование, эмоциональная отстраненность, недоверчивость…

— Гордость

Не концентрирую ли я все свое внимание только на том, как сильно меня обидели? И не становлюсь ли я из-за этого несправедливым, предвзятым?

— Поиск ошибок и промахов

Не выискиваю ли я ошибки в действиях других, не замечая при этом свои собственные промахи и несовершенства?

— Негодование

Не коплю ли я гнев, из-за которого в моем сердце возникает чувство горечи?

— Стремление уклониться от встреч

Не стараюсь ли я избегать встреч с человеком, с которым нахожусь в состоянии конфликта?

— Молчаливость

Не закрываю ли я «дверь» общению, скрывая свои чувства и не проявляя их правильным образом?

— Эмоциональная отстраненность

Бывает ли так, что я эмоционально отстраняюсь от человека?

— Недоверие

Не проявляю ли я недоверие по отношению к другим людям, предпочитая говорить о чем угодно, но только не о себе?

— Безнадежность

Не проявляю ли я недостаток веры в то, что Бог может повлиять на любую жизненную ситуацию?

«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евреям 12:15).

ЖАЖДЕТ ЛИ МОе СЕРДЦЕ ПРИМИРЕНИЯ?

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Коринфянам 1:10).

Что способствует примирению? — Смирение, прощение, открытость в общении…

— Смирение

Концентрирую ли я свое внимание на том, как много мне простил (и продолжает прощать) Господь?

— Взгляд, направленный на себя

Ожидаю ли я изменений от других людей, или, глядя на себя, вижу, что сам должен меняться?

— Прощение

Каков мой выбор? Отказываюсь ли я от права на возмездие и позволяю ли я Господу исцелять мое наполненное обидой и жаждой мести сердце? Открываю ли я свое сердце навстречу прощению?

— Здоровая конфронтация

Могу ли я высказывать свои чувства, не пытаясь при этом обличать и обвинять другого человека?

— Открытость

Стремлюсь ли я поделиться тем, что у меня на сердце и поддержать личные дружеские отношения?

— Готовность пойти на риск

Готов ли я пойти на риск быть отвергнутым, зная, что Божия любовь будет мне поддержкой?

— Посвященность отношениям

Готов ли я отбросить прочь мои личные обиды и мою боль ради сохранения и укрепления отношений?

— Уверенность

Доверяю ли я Богу и Его обещанию дать мне силу прощать других и сохранить мир в моем сердце?

Причины разногласий, приводящих к непримиримости

Непримиримые разногласия — это относительно новый юридический термин, позволяющий развод и разрыв священных брачных уз вне зависимости от вины или какой-либо здравой причины. Согласно этому термину и следующему из него правилу, совершенно не обязательно, чтобы поводом и причиной к разводу было какое-либо дурное, грубое поведение или неверность одного из супругов. Это правило предоставляет семейной паре право, отвергнув всякую личную ответственность, разорвать супружеские взаимоотношения. Законы и правила такого рода способствуют моральному разложению любой культуры и общества, потому что, хотим мы этого или нет, но мы ответственны за то, каким образом мы общаемся с другими людьми. Человек, имеющий черствое, исполненное горечи и непримиримости сердце, отвергает свою ответственность и создает в жизни одни лишь неприятности и беспорядки.

«Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» (Притчи 28:14).

А. Что ведет к очерствению сердца?

Вот этапы этого пути, подобного нисходящей спирали. Человек может:

— Стремиться избегать компромисса.

— Отрицать существование самого конфликта.

— Воспринимать ситуацию как несправедливую по отношению к нему.

— Стремиться доминировать в процессе обсуждения, не уступая при этом собеседнику.

— Утверждать, что знает все факты.

— Обманывать других в отношении своих истинных чувств.

— Обсуждая проблему, говорить с вызовом .

— Не верить мотивам и побуждениям других.

— Защищать свои личные ценности, признавать только свою точку зрения.

— «Затыкать» уши, не желая слушать оправдания.

— Отвергать любые предлагаемые решения вопроса.

— Проявлять равнодушие и безразличие.

— Отстраняться эмоционально.

— Быть полным решимости не дать себя в обиду.

— Отказываться от посредника.

— Считать, что другой человек никогда не изменится.

— Желать отмщения.

— Наносить урон репутации другого человека.

— Не признавать свою личную ответственность.

— Не считать важными обязательства, сделанные в прошлом.

«Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления» (Притчи 29:1).

Б. Главная причина

Основной причиной неразрешенного конфликта обычно является тот факт, что один или оба участника конфликта не смогли простить обиду, нанесенную им другой стороной. И хотя вы не несете ответственность за отрицательное отношение другого человека к вашим попыткам примириться, тем не менее, как христианин, вы призваны к тому, чтобы любовь Иисуса Христа отражалась в вас. Поэтому вы должны проявлять свою любовь, прощая другого, как это делал Христос. Что это означает? Вы должны прощать, даже если обидевший вас человек не хочет простить вас, или признать свои неправильные действия.

«Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Колоссянам 3:13).

Неправильное убеждение: Меня так сильно обидели, мне так больно, что нет никакого желания примириться с обидчиком. Прощение невозможно, потому что этот человек никогда не изменится.

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иаков 4:1)

Правильное убеждение: Бог пожелал примириться со мной еще до того, как я изменился и стал новым человеком. Я также могу стремиться к восстановлению разрушенных взаимоотношений с людьми, прощая человека, причинившего мне боль и обиду и позволяя Христу действовать через меня.

«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед» (Филиппийцам 3:12-13).

Пути к решению проблемы

У индейцев Северной Америки есть оружие, имеющее кровавую историю: томагавк, или «топор войны». В мирное время томагавк применялся как орудие для охоты. Его изготавливали вручную: острый камень или кусок отточенной бронзы крепко привязывали к деревянной ручке при помощи сухожилий животных. Церемониальный томагавк обычно был разукрашен яркими красками или резными украшениями. В мирное время этот томагавк всегда был спрятан, но его доставали, когда племя вступало в войну. Отсюда пошло выражение — «зарыть топор войны». Это выражение, также как и более близкое нам — «Убрать меч в ножны», означает искренне желать мира и стараться простить и забыть обиду или оскорбление. Подумайте — насколько ваше прощение искренне? Или вы, несмотря на показное примирение, сохраняете в душе обиду, желание разобраться и отомстить? Помните выражение наших древних предков — «поднявший меч от меча и погибнет». Библия учит нас:

«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Петра 3:9).

А. Ключевой стих для запоминания

«Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Коринфянам 5:19).

Б. Ключевой текст из Библии для чтения и повторения

В том случае, когда кто-то другой НЕ ПРАВ или поступил по отношению к вам ПЛОХО, а поэтому ВИНОВЕН перед вами:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матфея 18:15-18).

В том случае, когда вы сами НЕ ПРАВЫ, а поэтому ВИНОВНЫ перед другим человеком:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матфея 5:23-24).

ПРИЗЫВ ХРИСТА К ХРИСТИАНАМ: ПЕРВЫМИ ИЩИТЕ МИРА, БУДЬТЕ ИНИЦИАТОРАМИ ПРИМИРЕНИЯ

В. Вопросы и ответы

Вопрос: Что делать, если примирение невозможно из-за упорства и непримиримости противоположной стороны?

Ответ: Вы не несете ответственность за поведение другого человека, но вы уполномочены Богом искать примирения и стремиться к нему. Каждый человек ответственен перед Богом за себя. «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римлянам 14:12).

Вопрос: Должен ли я искать пути к примирению, если я все еще испытываю чувство гнева?

Ответ: Примирение просто невозможно, если вы все еще не разобрались со своим гневом. Позвольте прежде Духу Святому привести ваше сердце к глубокому и истинному раскаянию, которое сможет смягчить обиду и огорчение, переполняющие душу. «Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка» (Притчи 18:20).

Вопрос: Как я могу быть уверенным в том, что стремясь к примирению, я не пытаюсь осуществить нереальную мечту?

Ответ: Никто не имеет совершенного и полного знания будущего, но если вы, оказавшись в конфликтной ситуации, остаетесь послушным Бо-гу и стремитесь поступать так, как поступал Христос, нет сомнения, что вы обретете Его мир в будущем.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоанн 14:27).

Вопрос: Что мне делать, если мои попытки примириться с другим человеком безуспешны?

Ответ: Другие люди будут внимательно наблюдать за вашими действиями, поэтому старайтесь делать только то, что правильно. Будьте ответственны за свои поступки.

«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (Римлянам 12:17).

Г. «Зарыть топор войны»

Это выражение означает искреннее желание забыть и простить обиду!

«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы, к тому призваны,, чтобы, наследовать благословение» (1 Петра 3:9).

Что для этого надо сделать? — Вы должны:

1. Приготовить свое сердце к поиску путей примирения.

«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Колоссянам 3:15).

• Расположите свое сердце к тому, чтобы воспринимать конфликт как возможность для духовного возрастания.

• Стремитесь познать все то, чему Господь желает вас научить.

• Будьте готовы признать, что вы отчасти также виновны в возникшем конфликте.

• С готовностью замечайте и признавайте свои слабости.

• Будьте искренни и не пытайтесь скрывать свои чувства.

• Будьте готовы пойти на риск, вступая во взаимоотношения, которые могут вас ранить.

• Будьте готовы к негативной реакции со стороны другого.

• Будьте готовы молиться о том, чтобы всегда исполнялась Божья воля.

2. Осознать, что нежелание искать примирения влияет на ваши личные отношения с Богом.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матфея 5:23-24).

• Господь, я не хочу быть гордым и упрямым человеком.

• Господь, я хочу Твоего благословения, а не Твоей немилости.

• Господь, я хочу, чтобы в моем поведении отражался твой характер, и я был открыт к примирению.

3. Проверить — в чем ваше поведение и отношение к другому человеку неправильно, и быть готовым измениться.

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иакова 4:17).

ТЕСТ ДЛЯ ЛИЧНОЙ ПРОВЕРКИ:

Как я отношусь к своему противнику?

* Действительно ли мои поступки подтверждают мою любовь?

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:44).

* Действительно ли я хорошо говорю о нем?

«Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Луки 6:28).

* Совершаю ли я добрые дела для него?

«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (Римлянам 12:17).

* Наполнено ли мое сердце духом прощения?

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфея 6:14-15).

* Являю ли я своим поведением кротость?

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5).

* Проявляю ли я по отношению к другим уважение и почтение?

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Филиппийцам 2:3).

* Направлен ли мой взгляд на вечные и непреходящие ценности?

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колоссянам 3:1-3).

* Молюсь ли я о человеке, с которым я нахожусь в состоянии конфликта?

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:44).

СТРЕМЯСЬ ПРИМИРИТЬСЯ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ —

• Просите прощения и извинитесь за слова, которые могли его обидеть или ранить.

«Ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего» (Притчи 6:2-3). Вы можете обратиться к своему собеседнику со следующими словами:

• Я попытался взглянуть на наши взаимоотношения с твоей точки зрения.

• Я признаюсь, что был не прав в отношении к…

• Не мог бы ты меня простить за..?

• Следуйте основополагающим правилам общения.

«Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Ефесянам 4:2).

• Старайтесь принять человека, не выдвигая ему никаких условий.

• Боритесь с проблемой, а не с человеком.

• Слушайте собеседника, не перебивая.

• Выражайте свои чувства вслух, говорите о них.

• Подчеркивайте, что вы цените собеседника.

• Стремитесь достичь взаимопонимания.

• Давайте больше, чем получаете сами.

• Будьте добры и мягки, молитесь, прося о том, чтобы Бог действовал в сердце другого человека.

«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тимофея 2:24-25).

• Избегайте негодования и раздражения.

• Не ищите извинения своим словам и поступкам.

• Не злоупотребляйте аргументами и доказательствами.

• Не переставайте молиться.

• Не ожидайте немедленных перемен со стороны другого человека и принятия вашей точки зрения.

• Стремитесь подражать Иисусу Христу во всем, что бы вы ни делали. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римлянам 8:9).

• Господь, я умер для своих амбиций и претензий, помоги мне никогда не вспоминать о них.

«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галатам 2:20).

• Господь, я умер для попыток защищать себя, помоги мне держаться

этого и в будущем.

«Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею» (Псалом 27:7).

• Господь, я не стану больше надеяться на себя и полагаться на свои

способности, помоги мне уповать только на Тебя.

«Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Притчи 28:26).

Заручитесь поддержкой посредника, если вы считаете это необходимым.

«Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матфея 18:16).

• Молитесь и просите Бога расположить вашего противника для приглашения посредника, способного разрешить конфликтную ситуацию.

• Найдите человека, к которому ваш противник относится с уважением и пригласите его на роль посредника.

• Обратитесь к нему с такими словами: «Иногда человек со стороны может лучше понять ситуацию и оценить происходящее объективно. Не могли бы вы быть посредником между нами, чтобы оказать помощь в решении нашей общей проблемы?»

• Не берите на себя ответственность за результаты предпринятой вами попытки к примирению.

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28).

• Примирение не всегда происходит.

• Возможно, Бог имеет другую цель в этой ситуации. Принимайте все, что Он допускает.

• Успокойтесь и не переживайте, если вы уже сделали все, что могли, для примирения.

«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18).

• Продолжайте проявлять свою любовь и относитесь к вашему противнику так, как будто он простил вас и вы примирились.

• Благодарите Бога за то, что Он дал вам желание и стремление быть в мире со всеми.

• Прославляйте Господа за то, что Он дает вам все необходимое для вашего духовного роста.

Д. Примирение или тяжба?

Простить или не простить? Вот в чем главный вопрос. Где вы поступили неправильно? А что сделали правильно? В Священном Писании говорится, что все проблемы и недоразумения, возникающие между детьми Божиими следует разрешать вне государственных судов (1-е Коринфянам 6:1-8). Споры между христианами должны разрешаться при помощи церковной дисциплины (Матфея 18:15-17), судебные дела между неверующими не запрещены Писанием. Но и в этих случаях чрезвычайно важно стремиться к тому, чтобы в центре любой тяжбы было стремление к примирению — именно это является отражением Божьего милосердия. Мы можем прочитать об этом в Евангелии от Луки (12:5):

«Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу».

Если ваше сердце расположено к служению примирения, то постарайтесь придерживаться следующих шести принципов. Поступая так, вы будете прославлять Бога, следуя в своей повседневной жизни Божьим заповедям, отличным от норм и правил окружающего мира и всей его судебной системы:

• Предупреждайте возникновение публичных споров, которые бесчестят имя Бога.

• Старайтесь придти к Библейскому решению проблемы, потому что только такое решение приносит мир в сердце и во взаимоотношения.

• Стремитесь подражать Христу, который стал нашим примирителем с Богом.

• Являйте жертвенную любовь.

• Самым ярким нашим свидетельством может быть наше повиновение Божиему Слову.

• Совершенствуйте вашу способность помогать ссорящимся людям

достигать мира.

«Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя 55:9).

Когда вы чувствуете себя оскорбленным и обиженным — прислушайтесь к своему сердцу. Что вы найдете в нем? — Жажду мщения, желание бороться до полной победы, или стремление к примирению? Именно состояние вашего сердца поможет вам определить ваше духовное состояние. Не ищите возможности отмщения, но соберите все свои силы, чтобы, пройдя через конфликт, возрасти духовно!

Джун Хант