Глава 4. Бихевиоризм

Этическая система, наиболее последовательно придерживающаяся основных принци-пов натурализма, называется бихевиоризмом. Бихевиоризм основан на предпосылках и зани-мается объяснением тех идей, согласно которым генетический фактор и фактор окружающей среды являются единственными мерилами моральных ценностей.

Центральная статья журнала «Тайм» (33) была посвящена современной теории поведе-ния, названной социобиологией. Говоря об этой теории вкратце, можно отметить, что она рассматривает мораль в прямой зависимости от генов. Согласно данной теории, все формы жизни существуют только для того, чтобы служить потребностям, заложенным в коде моле-кул ДНК. Сохранение генов личности, согласно социобиологии, является основной причиной для существования индивидуума и главным фактором, определяющим его поведение.

Придерживающиеся этой теории считают, что эволюция произвела на свет организмы, которые автоматически следуют математической логике: эти организмы, включая человече-ские существа, высчитывают генетическую ценность или полезность тех, чей набор генов близок к их собственному. Таким образом все деяния человека — даже кажущиеся альтруи-стическими поступки, такие, как спасение незнакомого утопающего — по своей природе сугу-бо эгоистичны. Социобиология, к примеру, рассматривает конфликт между родителями и детьми как биологически неизбежный. Фактически, в свете этой теории, все поступки чело-века зависят от его генетического кода. Роберт Триверз, биолог из Гарвардского университе-та, предсказывает: «Рано или поздно политология, законоведение, экономика, философия, психиатрия и антропология превратятся в ветви единой науки — социобиологии». (34)

Фундаментальный вопрос, который возникает с точки зрения этики при рассматрива-нии данной проблемы, состоит в следующем: что делает тот или иной поступок хорошим или дурным? Социобиология отвечает: то, что диктуют гены.

Предмет этой главы намного шире, чем рассмотрение одной только социобиологии. Эта новая дисциплина в свою очередь является частью теории бихевиоризма. Бихевиоризм учит, что все наши поступки прямо вытекают из нашего генетического кода, либо нашего ок-ружения. Ученые-бихевиористы, такие как Б. Скиннер, считают, что наши поступки предо-пределены нашим окружением; социобоилогисты учат, что действия обусловлены генетиче-ским кодом. В любом случае, не существует объективных моральных стандартов, согласно которым эти действия могли бы быть оценены. Никто не может нести ответственности за свое поведение; наше окружение и наши гены во всем виновны, конечно, если слово «винов-ны» здесь вообще уместно.

Для того, чтобы понять причины возникновения бихевиоризма и его ответвлений, мы должны поместить бихевиоризм в его философский и исторический контекст. Предпосылки этой теории коренятся в возрастающем неуважении к человеческой жизни в современном обществе. Аборты, эутоназии получают все большее распространение. Подобные перемены в мышлении, невозможные даже два десятка лет назад, проистекают из гуманистического взгляда на человека, ставшего образцом при создании теории бихевиоризма. Влияние же этой теории на этику невозможно переоценить.

Исторически, бихевиоризм возник из натурализма, который являлся частью концепции девятнадцатого века о механистической вселенной, а также из неразрешенных конфликтов в предыдущих взглядах на человека. Для того, чтобы понять натуралистически-бихевиористский взгляд на мир, мы должны пролистать страницы истории мировой филосо-фии, которая и породила его.

Дуализм

Платон верил в существование двух принципиальных субстанций: материи и разума (души). Для него казалось очевидным, что те идеи, которые родятся в разуме, не могут яв-ляться всего лишь материей. Материя всегда обособлена и индивидуальна; идеи же могут быть абстрактны и универсальны. Так как материя постоянно находится в процессе своего преображения, изменения, Платон верил, что она занимает по отношению к разуму зависи-мое положение. Для Платона, таким образом, разум был исключительно духовной субстан-цией.

Другой философ, Декарт, соглашался с Платоном в том, что во вселенной существуют две независимые субстанции. Он, однако, утверждал, что материя и разум (дух) столь раз-личны, что между ними нет ничего общего. Таким образом, разум не может оказывать влия-ние на материю, равно как и материя — на разум. Он считал, что человек наделен обоими эти-ми субстанциями. Согласно Декарту, тело состоит из материи, разум же — духовная субстан-ция.

Это привело к тому, что называют проблемой разума и тела. Философы задаются во-просом: если разум и тело не могут взаимодействовать, как объяснить тот факт, что разум все-таки оказывает свое влияние на тело, а тело — на разум? В конце концов мы можем пред-почесть ходить по комнате взад и вперед стоянию на месте, потому что мы руководствуемся при этом той или иной идеей. Декарт предпринимал, однако, попытки доказать свою после-довательность, но его взгляды не были приняты широким кругом философов.

Декарт столкнулся и с другой проблемой: он жил в то время, когда Ньютон только что открыл закон земного притяжения — гравитации. Посредством своих наблюдений и математи-ческих подсчетов, Ньютон обнаружил, что все земные тела (как и сами планеты) управляются одними и теми же, очевидно, непреложными законами,под действие которых попадают все материальные объекты. Ни одна частица вещества не может прийти в движение, если не под-вергнется воздействию физических сил, и при таком воздействии она будет строго подчи-няться четко определенным принципам механики. Ученые стали рассматривать вселенную как хорошо отлаженный часовой механизм, в котором движение каждой молекулы может быть предсказуемо. Таким образом каждое действие приводило к равному противодействию, и вся вселенная представлялась взаимозависимым механизмом. Детерминизм, вера в то, что все происходящее в природе является неизбежным благодаря причинно-следственной связи, получил, таким образом, широкое распространение.

Декарт, а позднее Кант, считали: если движение материи осуществляется благодаря причинно-следственным законам, следовательно человеческое тело должно также являться субъектом, на который воздействуют законы, подобные тем, что заставляют падать яблоко и кружиться планеты. Из этого со всей очевидностью вытекало, что наши физические действия предопределены, и мы не имеем свободы над движениями наших тел. Хотя Декарт и Кант видели разное решение этой проблемы, оба они считали, что человеческий разум (душа) ос-тается свободной и не является субъектом механического детерминизма. Но они утверждали и то, что тело управляемо силами гравитации. Необходимо сказать, что не было найдено лег-кого вывода, который бы объяснял, каким образом разум может оставаться свободными в то время как наши тела запрограммированы непреодолимыми физическими законами.

Обобщая, можно сказать, что ни Декарт, ни Кант не дали ответа во-первых на то, как духовная субстанция (разум) может влиять на тело, а во-вторых, каким образом разум может оставаться свободным в то время, когда движения тела предопределены причинными закона-ми.

Некоторые философы считают, что легче верить лишь в одну субстанцию во вселен-ной: материю. В свете их подхода проблема разум-тело просто сама собою снимается, так как то, что носит название «разум» на самом деле является продуктом физических и химических реакций. Таким образом, вся вселенная (включая человечество) является ни чем иным, как сложным, запутанным механизмом. Такое видение вселенной и человечества ставит нас пе-ред вопросом: есть ли вообще место этике в такой материалистичной вселенной?

Натурализм

Та материалистическая концепция вселенной, которую мы описали выше, стала из-вестна как натурализм. Согласно приверженцам натурализма, физические законы способны дать объяснение всем феноменам. Материя воспринимается ими как единственно сущест-вующая субстанция во вселенной, которая, как утверждается, существовала вечно. Таким об-разом материя представляется единственной реальностью. Французский ученый Ла Метри выразил это следующим образом: «Мы подчеркиваем, что человек — это всего-навсего маши-на, и во всей вселенной существует лишь одна субстанция в своих различных модификаци-ях». (36) Для натуралистов, человеческая природа не состоит из материи и духа, потому что никакой нематериальной субстанции просто не существует во вселенной. С их точки зрения, все мы являемся машинами: материей, приводимой в движение. И хотя мы представляем из себя довольно-таки сложное молекулярное соединение, мы состоим их того же вещества, что камни, или, скажем, верблюды.

Натурализм последователен в своих взглядах на эволюционное происхождение чело-века. Эволюционная теория представляет из себя непрерывную цепь развития от единого ор-ганизма до наиболее сложной формы организации материи: человеческого существа. Всякие различия между человеком и животными заключаются лишь в разной ступени своего разви-тия.

Одним из наиболее известных философов, который придерживался строго материали-стических взглядов, был Томас Хоббес, мыслитель 17 столетия. Хотя он считал себя верую-щим в Бога человеком, тем не менее он настаивал на том, что человек сугубо материален. На него произвел огромное влияние механистический подход к науке, который исповедовал Га-лилео Галилей. Хоббес пришел к выводу, что вселенная является гигантской машиной, управляемой законами движения. Все сущее, включая людей, является либо материей, либо движением. Для Хоббеса разум (душа) не существовал. Таким образом, мозг, по Хоббесу, вырабатывает лишь физическое движение, которое мы называем образом. Но этот образ — та же самая материя, лишь в несколько иной форме.

А как же быть с этикой? Хоббес заключил, что наши этические воззрения должны проистекать из наших желаний: то, что мы хотим это хорошо, то чего мы не хотим — плохо. В противоположность Юму Хоббес утверждал, что лишь чувства личности могут являться кри-териями добра и зла. Он утверждал, что мы не можем подняться над нашими желаниями, и что фактически мы — рабы наших желаний. Мораль, таким образом, представлялась этому философу, как личные склонности различных людей, так что в согласии с этой теорией впол-не законно будет сказать, что морали вовсе не существует.

Ля Мэтри, которого мы уже упоминали, был материалистом 8-го столетия. В своей книге «Человек — машина» он объясняет все действия человека посредством механического устройства человеческого тела. Таким образом, он рассматривал человека как мыслящую машину, имеющую определенную программу действий. Ля Мэтри применял свою механи-стическую теорию к разуму и утверждал, что все человеческие действия предопределены. Для Ля Мэтри свобода была всего лишь иллюзией.

В 19 столетии Томас Хаксли принял сходную форму редукционизма. Он верил, что как шум низвергающегося водопада является производным движения воды, также и разум есть продукт движения мысли. Но как шум водопада не может оказать никакого влияния на дви-жение воды, точно так же и разум не может влиять на наши поступки. Он считал, что разум является «эпифеноменом» материи и верил, что мысли являются производными молекуляр-ных изменений. «Разум есть производное материи, достигшей высоких форм своей организа-ции». (37)

Точно так же, как материализм Хоббеса и Ля Мэтри или эпифеноменализм Хаксли, на-турализм принимает, что существует лишь одна субстанция для вселенной. Это означает, что все субъекты материи имеют причинно-следственную связь. Вселенная, включая человека, является гигантским компьютером, контролируемым слепыми физическими силами. Человек — всего лишь винтик в этой машине. Мы не можем воздействовать на этот мир, однако мир полностью руководит нами.

Что происходит с моралью при такой модели вселенной? Ответ на этот вопрос ясно дают бихевиористы, которые оперируют предпосылками материалистически-натуралистической картины мира.

Бихевиоризм

После этой экскурсии в различные философские системы, возвратимся снова к социо-биологии. Один из ярких сторонников этого направления, Эвард Вильсон из Гарвардского университета утверждает, что «этика должна быть взята из рук философов и биологизирова-на». (38) Почему? Потому что в будущем, вполне возможно, человечество будет иметь другие моральные принципы для мужчин и женщин, молодых и старых. Все поведение будет объяс-няться генетически. Конфликт между родителями и детьми биологически неизбежен. В фор-мировании данного подхода важная роль отводится фактору эволюции. В таком конфликте нет ничего дурного с точки зрения морали, это всего лишь способ сохранить генетическое наследие. Один социобиологист заключил, что внебрачные половые отношения также явля-ются нормой, так как они генетически обусловлены.

Таким образом, согласно социобиологии, мы запрограммированы, подобно компьюте-рам. Мы делаем то, что диктуют нам наши гены. Мы ожидаем, что машина будет работать согласно механическим законам, и не считаем машину моральным существом. Почему же наш подход к человеку должен быть иным? Мы тоже машины и действуем в соответствии со слепыми физическими и химическими законами. Конечно, мы более совершенны, но, тем не менее, мы — всего лишь материя.

Вне зависимости от того, новая ли это дисциплина, или, как считают другие, это всего лишь обновленный социальный дарвинизм, социобиология еще заявит о себе в будущем. И мы можем не сомневаться в том, что перед человечеством в скором времени встанет множе-ство этических проблем, связанных с широким распространением этой теории. Однако на се-годняшний день наиболее известный тип бихевиоризма связан с именем Скиннера, который верит, что мы в первую очередь являемся продуктом нашего окружения. Скиннер считает, что традиционный взгляд на человека (тело и душа) изжил себя. (39)

Нет необходимости объяснять бихевиоризм в деталях, достаточно помнить, что он ос-нован на натурализме. И хотя он имеет некоторые отличия от натурализма, он приходит к тем же самым результатам: человек является машиной, все наши действия определяются силами, находящимися вне нашего контроля, мы не призваны играть какую-то особую роль во все-ленной.

Эволюционный бихевиоризм

Если бихевиоризм верен, то первое и наиболее очевидное применение этой теории со-стоит в том, что она снимает с человека всякую ответственность. Некоторые бихевиористы считают, что не каждый наш поступок предопределен, и что в некоторых случаях мы способ-ны совершить личный выбор. Но если быть логически последовательными, это невозможно в натуралистическом мире.

Если, как утверждает эта теория существует только материя, она является субъектом слепых физических и химических законов. Таким образом, наши мысли предопределены раз-личными материальными обстоятельствами. Мы не можем более контролировать наши мыс-ли, как не можем мы контролировать цвет наших волос или химический состав желудочного сока. Один из материалистов, Пьер Габанис, писал: «Мозг секретирует мысли точно так же, как печень секретирует желчь». (40)

Бихевиористы не спешат с заключением, что ответственность с человека снимается при принятии их теории. Подчеркивая сложность нашего физического устройства, некоторые бихевиористы иногда говорят о тех или иных формах человеческой ответственности. Но факт остается фактом, что без существования различных субстанций (разум, душа или дух), кото-рые обладают какой-то степенью независимости, человек — всего лишь винтик в механизме вселенной. Материя остается материей, как бы высоко ни была она организована.

В натуралистически-бихевиористическом мире для нас нет возможности поступать как-то иначе: наше прошлое было неизбежно и наше будущее предопределено жестким ме-ханическим законом. Мы не осуждаем кирпич, упавший со стены здания, даже если он убьет кого-то. Мы не осуждаем человека за то, что у него курносый нос. Поэтому, мы не можем осуждать кого-либо за воровство, насилие, терроризм. Эти действия обусловлены нашим ге-нофондом, или, как сказал бы Скиннер, зависят от нашего окружения.

Конечно же, никто из бихевиористов не живет последовательно применяя к своей жиз-ни эту теорию. Они обращаются в суд, когда сталкиваются с нарушением закона, и требуют с других ответственности за те или иные действия. Если бы Скиннер не получал заработной платы, или если бы его обманули издатели, он бы потребовал от виновных отчета в их дейст-виях. Он заговорил бы о своих правах и требовал бы с других возмещения тех убытков, кото-рые бы он понес. Всякая теория, которая не может быть последовательно применена в жизни, вряд ли может рассматриваться как удовлетворительная.

Более того, бихевиористы не могут доверять даже своему собственному разуму, или, скорее, своему мозгу. Если мозг секретирует мысли как печень секретирует желчь, то разум-ность является продуктом случайного сочетания физических компонентов.

Но как мы можем узнать, является ли это случайное соединение в своем роде правиль-ным или бессмысленным? Почему мы считаем, что, нам необходимо следовать законам логи-ки? И разве не является то, что мы называем иррациональным, таким же случайным сочета-нием химических реактивов, как и рациональное? Бихевиорист, который проводит исследо-вания и пишет книгу тактично предполагает, что мысли, представленные им, являются пра-вильными благодаря верной, хотя и случайной комбинации химических реакций. Но в мире, направляемом чистой случайностью, кто может быть в этом уверен?

В конце концов, в противоположность спорным идеям бихевиористов, существуют как философские, так и научные свидетельства в пользу того, что мы обладаем все-таки некоей нематериальной субстанцией.

Философские аргументы в пользу наделенности человека нематериальной субстанцией были разработаны Платоном и выражены другими философами (Аквинат и Декарт). Они считали, что нашей концепцией не может быть материальная субстанция, поскольку концеп-ции являются универсалиями, в то время как материя всегда индивидуальна. Мортимер Ад-лер суммировал эти аргументы:

«Если бы наши концепции являлись бы действиями телесных органов, таких как мозг, они должны были бы существовать в веществе, и в то же самое время быть индивидуальны-ми. Но они универсальны. Следовательно, они не существуют и не могут существовать в ма-терии, и сила концептуальной мысли, посредством которой мы формируем и используем концепции, должна быть нематериальной силой, то есть той, действия которой не являются действиями телесных органов». (41)

Для того чтобы проиллюстрировать это попробуем использовать концепцию животно-го. Она подразумевает под собою более целый класс объектов, нежели отдельного представи-теля этого класса. В эту концепцию мы включаем собак, кошек, коров и целый ряд других созданий. В общем опыте лишь индивидуальные веши существуют, но наши концепции пре-восходят индивидуальность материального существования. Поэтому концепции не могут яв-ляться субъектами веществ; они должны существовать как нематериальная субстанция,

Научные свидетельства в пользу нематериальности разума мы получаем и от такого выдающегося нейрохирурга, как Вайлдер Пенфилд. На основе многих экспериментов, Пен-филд пришел к выводу, что каждая личность является носителем нематериальной субстан-ции, равно как и материального тела. В своей книге «Тайны мозга» он утверждает, что хотя он пытался объяснить разум лишь на основе умственных процессов, постепенно он пришел к выводу, что разум и мысли должны рассматриваться как два отдельных элемента, а не как один.

«Так как мне казалось очевидным, что никогда не будет возможным достаточно полно объяснить разум на основании нейрохирургических вмешательств в мозг, а также потому, что мне казалось, что разум развивается и существует вне зависимости от жизни индивидуума, потому что компьютер (которым является мозг) должен быть запрограммирован и управляем извне, я пришел к выводу, что наше существо состоит их двух фундаментальных элементов». (42)

Подобный двусоставной (материя и дух) взгляд объясняет, почему мы воспринимаем себя как существа, наделенные ответственностью; наш разум, который связан с нашим моз-гом, не обязательно должен находиться в полной зависимости от физических и химических процессов. Такое объяснение находит свою опору во взгляде иудео-христианского мира, а также в наших ежедневных опытах и переживаниях.

Бихевиоризм, таким образом, не выдерживает критики в своих попытках построить жизнеспособную теорию. Его собственные предпосылки выступают против возможности иметь объективные моральные стандарты. По сути дела бихевиоризм не предлагает никакой моральной системы, и мы вновь стоим перед вопросом: существует ли последовательная эти-ческая теория, которая, в то же самое время, могла бы соответствовать реалиям человеческой жизни?