Почему 22 октября?

Мы говорим о 1844 годе, но еще ничего не сказали о конкретной дате, 22 октября. Наверно, вы об этом слышали: «великое разочарование» — величественное разочарование — вызванное тем, что Иисус не явился, произошло 22 октября 1844 года. Быть может, вы подумали, что если миллериты заблуждались по поводу 1844 года, то стоит ли беспокоиться о такой конкретной дате, как 22 октября? Но предлагаемая книга убедит вас, что Миллер не ошибался, называя год, он был совершенно прав. И я надеюсь, что в данной главе вы найдете подтверждения тому, что дата 22 октября, как и 1844 год, основывалась на глубоком исследовании Библии. Надеюсь, вы также убедитесь, что дата 22 октября сама по себе важна для наших дней.

Коротко говоря, при расчете даты 22 октября за основу был взят библейский День очищения. Евреи-караиты, которые считались наиболее ревностными хранителями еврейского календаря, полагали, что в 1844 году День очищения пришелся на 22 октября. Вот откуда взялась дата 22 октября. Если вам захотелось получить более подробные ответы на ваши «почему?» и «откуда?», то, пожалуйста, продолжите чтение этой главы.

Уильям Миллер и 22 октября. Дату 22 октября назвал не Уильям Миллер, а его сподвижники летом 1844 года.

Впервые Миллер исследовал Дан. 8:14 в 1818 году. Он понял, что 2300 дней окончатся в 1843 году (впоследствии, когда прояснился вопрос о нулевом годе, эту дату исправили на 1844 год). Но Миллер никогда не был абсолютно уверен, что правильно определил год для отсчета 2300 дней. Он правильно определил 457 год до н.э., однако уверенности в том, что историки не ошиблись на год или два, у него не было. Если они немного ошиблись, рассуждал Уильям, то и конечный год может немного сместиться в ту или другую сторону. Кроме того, Иисус стал его личным другом, и Миллер надеялся, что Он вернется раньше 1843 года. Поэтому на протяжении своей проповеднической деятельности, начавшейся в 1831 году, Миллер, как правило, предпочитал не указывать более точной даты окончания 2300 дней, ограничиваясь расплывчатой формулировкой: «примерно в 1843 году».

С наступлением декабря 1842 года оказалось, что многие адвентисты, последователи Миллера, с нетерпением ожидают возвращения Христа в первые же дни 1843 года. Обнаружив, что во дни Даниила библейские годы начинались и заканчивались весной, они предполагали, что Христос придет примерно 21 марта.

К этому времени миллеритское адвентистское движение значительно разрослось. В следующем году, когда оно достигло своего апогея, в его ряды влились служители и ведущие проповедники, и оно насчитывало, по-видимому, 150 тысяч последователей. Это при том, что все население страны в то время составляло 18 миллионов человек1. Движение Миллера не было новой Церковью; большинство его приверженцев оставались членами самых разных вероисповеданий. Пасторы считали большой честью принимать Миллера у себя в церкви и давать ему возможность вести собрание. Часто они приглашали его еще раз приехать к ним.

Имевшиеся церковные здания уже не могли вместить всех приходивших на многолюдные встречи, посвященные Второму пришествию, и в 1842 году миллеритские руководители начали проводить лагерные собрания на лоне природы. Такие собрания проходили очень успешно, и тогда было принято решение купить огромнейший шатер — самый большой из тех, что изготавливали в Америке. В этом огромном шатре было установлено четыре тысячи сидений, и еще две тысячи человек могли слушать проповедника стоя. С момента заказа шатра до его получения прошло не более месяца. Если Христа ждали «примерно в 1843 году», нельзя было терять ни минуты. Но поскольку имелась только одна вместительная палатка, многие лагерные собрания по-прежнему проводились под открытым небом.

Полночный КРИК. Для правильного понимания даты 22 октября нам важно знать: миллеритские адвентисты на лагерных собраниях и в многочисленных изданиях утверждали, что выполняют роль «полночного крика» из 25-й главы Евангелия от Матфея. В притче о десяти девах сказано, что жених наконец-то приходит в полночь, и раздается крик или возглас: «Вот, жених идет». Иисус назвал Себя Женихом в Мк. 2:19, 20. Сделав акцент на Втором пришествии Христа, миллериты назвали свое основное издание «Полночный крик». Когда движение разрослось, миллериты стали издавать «Западный полночный крик» в Цинциннати, а также «Южный полночный крик». Впоследствии они основали газету под названием «Истинный полночный крик», но мы немного забегаем вперед.

Иисус не вернулся в марте 1843 года, и Миллер написал необычайно глубокомысленную статью для различных периодических изданий, изъявивших желание ее напечатать. В ней он утверждал, не устанавливая точной даты, что Иисус скорее всего вернется не весной, а осенью. Доводы Миллера еще раз подтвердили глубину его библейского анализа, хотя сама идея была не нова. Знаменитый ученый Исаак Ньютон выдвинул ее намного раньше.

Главный аргумент Миллера (а до него Исаака Ньютона) связан с «образами» и «прообразами». Он рассуждал следующим образом: поскольку Иисус стал воплощением весенних прообразов во время Своего первого пришествия, то можно ожидать, что Он воплотит осенние прообразы во время Своего второго пришествия.

Непонятно? Давайте разбираться дальше.

«Образ» является воплощением «прообраза». Самый известный пример взаимосвязи прообраза с его реальным воплощением — это связь между жертвенным агнцем (прообраз) и распятым Агнцем Божьим Иисусом Христом (образ). Образы обычно намного величественнее прообразов. Распятие Творца Вселенной — событие гораздо более глубокое и значительное, чем заклание агнца; однако есть и сходство: в обоих случаях умирают два совершенно невиновных существа.

В Ветхом Завете есть много разных прообразов, ожидавших своего исполнения в служении Иисуса. Среди наиболее важных были ежегодные праздники, перечисленные и описанные в 23-й главе Книги Левит. Эти прообразы, связанные с ежегодными праздниками, подразделялись на два основных вида: весенние прообразы и осенние прообразы. К весенним прообразам относились: 1) Пасха, которая длилась целую неделю, и праздник опресноков, 2) вознесение «снопа потрясания» или начатков плодов в день после Пасхальной субботы и 3) день Пятидесятницы. К осенним прообразам относились: 1) праздник труб, 2) день очищения и 3) праздник кущей.

Не упускайте из виду, что библейский год в древности начинался весной, а не в январе2. Первый месяц в библейские времена соответствовал концу марта — началу апреля, а седьмой месяц — сентябрю или октябрю, то есть приходился на осень.

В 23-й главе Книги Левит Бог указал точные даты соблюдения этих обрядовых прообразов весной и осенью. 1) Пасху праздновали «в четырнадцатый день первого месяца». 2) Сноп («сноп потрясания») или первые созревшие ячменные колосья (начатки плодов) священник должен был возносить перед Господом «утром после субботы» (англ, перевод) пасхальной недели. 3) Что же касается Пятидесятницы, то «отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней».

Точно так же и осенью, 1) «в седьмой месяц, в первый день месяца» надо было праздновать праздник труб, 2) «в девятый день седьмого месяца сего, день очищения» и 3) «в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней» (праздник кущей).

Неудивительно, что Бог установил столь точные даты этих обрядовых образов. Ведь Бог создал время.

В Божьей Вселенной все настолько выверено;, что астрономы могут предсказывать солнечные затмения за тысячи лет. Божье пророчество о 430 годах египетского рабства было предельно точным (Быт. 15:13; сравните с Гал. 3:17) — это и позволило Моисею записать в книге, что сыны Израилевы вышли из Египта «в этот самый день» (Исх. 12:40, 41). Иисус начал Свое земное служение, провозгласив: «Исполнилось время!» Он знал, что пророчество о семидесяти седьминах в точности предсказало Его крещение в конце шестьдесят девятой седьмины.

Царь Давид мог сказать: «В Твоей руке дни мои» (Пс. 30:16). Бог знает, когда нам лучше жениться или умереть, когда наслаждаться успехом или учиться на ошибках. Ему в точности известно лучшее время для каждого из нас.

Когда Иисусу пришло время умереть, Он умер в предсказанном 31 году н.э., «в половине» семидесятой седьмины по Дан. 9:24-27. И Он умер не только в тот самый пророческий год, но и в тот самый день того года, когда закололся пасхальный агнец. Он умер в тот самый час того дня, когда закалался пасхальный агнец, то есть в середине дня!

Более того, «на другой день праздника», когда священник возносил начатки плодов ячменного урожая, Иисус воскрес из мертвых, «первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). Поразительная точность!

Можно добавить еще одно чудо к этому удивительному списку. После вознесения на небо Иисус послал Своего Святого Духа «в силе Пятидесятницы» в день ежегодной Пятидесятницы (см. Деян. 2).

С новой силой мы вспоминаем Деян. 17:31, когда давным-давно Бог сказал нам, что «назначил день, в который будет праведно судить Вселенную, посредством предопределенного Им Мужа».

Тот самый Бог, Который назначил день и год смерти Иисуса, назначил день и год начала суда.

В статье, написанной в мае 1843 года, Миллер пошел еще дальше и высказал предположение, что, подобно тому, как Иисус стал воплощением весенних прообразов при первом Своем пришествии, точно так же можно предположить, что Он воплотит осенние прообразы во время Своего второго пришествия. Таким образом, Он вполне может воплотить осенние прообразы и вернуться на землю осенью.’

Весенние прообразы

Воплощение при Первом пришествии

Осенние прообразы

Воплощение при Втором пришествии

Пасха

* Крест

Праздник труб

Вести трех ангелов

Начатки плодов

Воскресение

День очищения

+ Следственный суд

Пятидесятница

«Пятидесятница»

Праздник Кущей

Небеса

* Год исполнения пророчества о семидесяти седьминах (Дан. 9).

+ Год исполнения пророчества о 2300 днях (Дан. 8).

С.Ш. Сноу. Миллер не устанавливал точных осенних дат, но Сэмюэл Шеффилд Сноу, один из многочисленных руководителей, добровольно помогавших Миллеру, довел рассуждения Миллера до их логического завершения. Если Иисус воплотил весенние прообразы не только точно в тот год, который указан в пророчестве о семидесяти седьминах, но и в точные даты совершения этих образных обрядов, то можно быть уверенным, что

Он воплотит прообраз осеннего дня очищения не только в год исполнения пророчества о 2300 днях, но и в точную дату дня очищения.

В библейский день очищения первосвященник совершал очищение во Святом святых и выходил из святилища, чтобы благословить ожидающий его народ. День очищения был десятым днем седьмого библейского месяца. Поэтому Сноу сделал вывод, что Иисус может покинуть небесное святилище и прийти на землю, чтобы благословить ожидающий Его народ в десятый день седьмого библейского месяца. Все достаточно просто.

Однако поначалу лишь немногие прислушались к аргументу Сноу. Так или иначе, Иисус не пришел осенью 1843 года. Когда наступил март 1844 года, у людей укрепилась уверенность в том, что Иисус придет до окончания библейского года, который рассчитывается от весны до весны. Но Он не пришел и в это время, что вызвало всеобщее разочарование.

Миллериты повторно изучили притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1-10) и на сей раз обратили особое внимание на слова: «И какжених замедлил, то задремали все и уснули». Они посчитали, что живут во время промедления и еще больше, чем когда-либо, возжаждали истинного полночного крика.

Эксетер, Нью-Гемпшир, лагерное собрание. В Эксетере, штат Нью-Гемпшир, 12 августа 1844 года началось очень многочисленное лагерное собрание, но на сей раз без большого шатра, который использовался в другом месте. Заинтересованные люди прибыли со всех концов Новой Англии, из нескольких других штатов и даже из Канады. Поначалу не все шло гладко. Даже самые пламенные проповеди казались неубедительными. Кроме того, проявился нездоровый фанатизм. Люди из Уотертауна, штат Массачусетс, проводили в своем шатре длительные, шумные молитвенные собрания с громкими криками и хлопаньем в ладоши; а некоторые говорили всем подряд, как им ниспосылалось «повеление свыше» совершить какое-нибудь пустое и обыденное дело. Особенно встревожен был один из присутствовавших там руководителей пастор Джеймс Уайт3.

С другой стороны Джозеф Бейтс прибыл на собрание с большими надеждами. По дороге в Эксетер его неотступно преследовала одна мысль, как будто кто-то пытался его убедить: «Тебе откроется новый свет в этом месте, нечто такое, что придаст новый импульс всей работе»4.

На одном из собраний в Эксетере, о чем с удивительной откровенностью рассказывается в старых летописях, обычно ярко выступавший капитан Бейтс проповедовал «скучно и монотонно, словно отрабатывая повинность»5, еще не обретя нового света, к которому стремился. Вдруг в лагерь галопом прискакал всадник, быстро спешился, привязал лошадь и направился к тому месту, где сидели его сестра и ее муж Джон Коуч.

Внезапно г-жа Коуч6 решительно поднялась и сказала громким, хотя и дружелюбным голосом: «Брат Бейтс, слишком поздно говорить об этих хорошо знакомых нам истинах… Время на исходе. Здесь у Господа есть слуги, которые готовы предложить Его домочадцам подходящую пищу. Пусть они говорят, а люди слушают».

Присутствовавшие пришли в волнение. Со всех сторон послышались приглушенные «аминь». Многие начали плакать. Сам Бейтс, отнюдь не возражавший против такого вмешательства, сразу сел, с нетерпением ожидая нового света, который был обещан ему по дороге на собрание.

Посовещавшись, решили дать возможность брату Сноу выступить на завтрашнем утреннем собрании. Он уже был готов, поскольку прежде излагал свои доказательства на собраниях в Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне7.

Первый аргумент Сноу, привлекающий наше внимание8, не был основан на обрядовых образах и прообразах, которые он изучал более года. Вместо этого Сноу сначала остановился на доказательствах того, что период в 2300 лет не мог закончиться весной, поскольку он начался не весной! Указ 457 года до н.э., по которому разрешалось восстановить Иерусалим, не вступал в силу до тех пор, пока Ездра не прибыл в Иерусалим в пятом месяце того же года (см. Езд. 7). Более того, он начал действовать лишь тогда, когда Ездра принял полномочия областеначальника.

Далее, год начинался не в марте, как полагало большинство тогдашних иудеев и миллеритов, а в апреле, как указывали педантичные евреи-караиты. «Первый месяц» не мог начаться раньше времени созревания ячменя, потому что для совершения обряда потрясания первого снопа (начатка плодов) в середине первого месяца требовался спелый ячмень, а в Палестине ячмень не созревает в марте.

Итак, отсчитав от апреля 457 года до н.э. до пятого месяца, а затем прибавив еще немного времени, которое Ездре понадобилось, чтобы устроиться на новом месте, Сноу пришел к выводу, что указ мог быть выполнен не раньше осени. А если период в 2300 лет начался только осенью 457 года до н.э., он не мог окончиться раньше осени 1844 года н.э.

Присутствовавшие смотрели в Библии, на Сноу и друг на друга и изумлялись своей слепоте. Теперь для них воссиял новый ослепительный свет!

Опираясь на этот фундамент точного понимания пророчества 2300 дней по Дан. 8:14, Сноу двинулся дальше к точному истолкованию ежегодных обрядовых прообразов 23-й главы Книги Левит. Он указал на то, что «Пасха наша, Христос» был заклан за нас (1 Кор. 5:7) в четырнадцатый день первого месяца примерно в три часа после полудня, «в тот же день и в тот же час», когда умирал пасхальный агнец. Он также заметил, что и в данном случае исполнения ветхозаветного прообраза пасхального агнца «время было соблюдено наиболее точно».

Иисус, воскреснув из мертвых, «первенец из умерших» (1 Кор. 15:23), воплотил в реальность прообраз «начатков плодов» в то самое воскресенье, когда первые плоды потрясались перед Господом. Что же касается Пятидесятницы, «годовщины сошествия Господа на гору Синай, где был провозглашен закон», то Святой Дух сошел на апостолов в тот самый день, чтобы помочь им выполнить великое евангельское поручение.

«Таким образом, мы видим, — продолжал Сноу торжественно и с большим достоинством9, — что эти прообразы, указывавшие на события, связанные с Первым пришествием нашего Господа, исполнялись точно в то время, когда они соблюдались». «Следовательно, — рассуждал он, — оставшиеся неисполненными исполнятся с такой же точностью по времени».

Сноу особенно подчеркнул, что в день очищения (см. Лев. 9:7, 22-24; 16; 23:26-32), в десятый день седьмого месяца, первосвященник входил во Святое святых земного святилища и кропил кровью на крышку ковчега,

после чего «в тот же день он выходил и благословлял ожидавший его народ Израильский».

Сноу подвел все множество присутствовавших к своему триумфальному выводу: «Следовательно, наш благословенный Господь придет, к величайшему изумлению всех живущих на земле и ко спасению истинно ожидающих Его, в десятый день седьмого месяца юбилейного года, то есть нынешнего, 1844 года».

В 1844 году, согласно чрезвычайно точному летоисчислению евреев-караитов, десятый день седьмого месяца, день очищения, приходился на 22 октября. Вот откуда взялась эта конкретная дата.

Джеймс Уайт долго потом вспоминал, что, когда Сноу закончил свой библейский анализ, «необычайная торжественность охватила всех находившихся в лагере»10. Почти всеми овладело убеждение, что «оратор, по всей вероятности, прав, и через несколько коротких недель испытательный срок, отведенный человечеству, навеки закончится»11.

И все же эти миллериты-адвентисты во всем опирались на Библию. Они хотели знать наверняка, что новый свет исходит из Божественного источника, и поэтому единодушно попросили Сноу повторить эту весть на следующий день, чтобы точнее проверить ее с помощью Библии. Сноу пошел им навстречу, раскрыв истину «с еще большей силой и ясностью»12.

А тем временем другие ораторы, включая мужа г-жи Коуч Джона, стали призывать и увещевать народ жить в согласии с новым светом. Если в самом деле пришло время для истинного полночного крика: «Вот, жених идет в десятый день седьмого месяца», пусть никто не спит, подобно неразумным девам! Пусть все поправят свои светильники и несут новый свет повсюду — библейский свет, «истинный полночный крик».

Движение седьмого месяца. Сама весть о том, что Христос придет в десятый день седьмого месяца (22 октября), стала известна как «истинный полночный крик». Отклик на эту весть называют «движением седьмого месяца».

И какое это было движение!

Когда закончилось историческое собрание в Эксетере, вспоминал Бейтс некоторое время спустя13, «в гранитных горах Нью-Гемпшира эхом зазвучали могучие возгласы: «Вот, Жених идет, выходите навстречу Ему!» Когда железнодорожные составы катились по разным штатам, городам и селам Новой Англии, повсюду были отчетливо слышны отголоски этого крика: «Вот, Жених идет! Христос придет в десятый день седьмого месяца! Время близко, готовьтесь! Готовьтесь!»

«Кто сегодня не помнит, — спрашивал Бейтс своих читателей, — как эта весть летела, словно на крыльях ветра? Мужи и жены разносили ее во все стороны света со скоростью локомотивов, на пароходах и в железнодорожных вагонах. Они везли с собой множество книг и статей, распространяя их почти в таком же множестве, в каком осенние листья покрывают землю».

Но движение седьмого месяца не просто провозглашало весть. Это было глубоко духовное движение, побуждавшее людей исповедовать грехи, освящаться, отдавать долги. Всюду звучали пламенные призывы, и участники движения жили в радостном предвкушении скорой встречи с Иисусом. Как говорил Бейтс: «О, какое борение в молитве, какие пламенные мольбы о наших семьях, друзьях и братьях. Время никогда не изгладит духовное напряжение того времени: люди глубоко заглядывали в свои сердца и посвящали Богу свое время, друзей, имущество и все, все, что у них было».

С.Ш. Сноу не был в числе руководителей основного миллеритского движения. Сначала основные руководители, включая самого Миллера, не хотели определять конкретный день. Но затем, видя, какой отклик вызвало у людей исследование Сноу, руководители убедились в правомерности его выводов.

«Эта весть повсюду побуждала людей к самому глубокому покаянию и смирению перед Богом небесным», — говорилось в ведущем издании миллеритов «Полночный крик» от 31 октября, вскоре после великого разочарования. «Она привела к ослаблению земных привязанностей, к прекращению споров и вражды, к исповеданию проступков, к сокрушению перед Богом и покаянным мольбам о прощении и принятии. Такого самоуничижения и смирения души мы еще никогда раньше не наблюдали».

Какой перечень добрых подвигов! Примирение с другими людьми, разрешение недоразумений. Бескорыстие вместо материализма, искреннее стремление к близости с Иисусом. Это то, чего так жаждет всякий духовный христианин. Неудивительно, что издатели «Полночного крика» восклицали: «Это не походило на дело рук человеческих. Мы могли только воскликнуть: «Кто мы такие, чтобы противиться Богу!»

Сам Миллер, после скрупулезного анализа доказательств, писал в различных статьях: «Я вижу славу седьмого месяца, которой никогда раньше не замечал. Мы почти уже дома. Слава! Слава!»

День очищения и мы. Фактически же и Миллер, и его последователи были далеко от дома, хотя они еще на один шаг продвинулись в понимании истины. Они правильно вычислили дату 22 октября, но опять же оказались не во всем правы. Иисус не покинул в тот день Святое святых, как ожидал Миллер, потому что Ему предстояло совершить в святилище работу, требовавшую многих дней. Тем не менее Иисус почтил фактический День искупления в 1844 году тем, что вошел во Святое святых и начал великое дело, которое Ему предстояло там совершить.

На странице 457 книги «Великая борьба» Елена Уайт одобрила логику, приведшую к осени 1844 года: «Вычисление пророческих периодов… согласно которому 2300 дней должны были окончиться осенью 1844 года, не вызывает никаких нареканий». Елена Уайт одобряла и другое связанное с этой логикой понятие, признавая, что мы и сегодня живем в растянувшийся во времени новозаветный день очищения. «В настоящее время мы живем в великий День очищения», говорится в «Великой борьбе» на странице 489.

Напоминая нам об этом, автор книги «Великая борьба» на странице 490 подчеркивает, что, описывая про-бразный день очищения в Лев. 23:26-32, Бог призвал в этот день к искреннему покаянию, исповеданию грехов и примирению с окружающими.

«В прообразном служении, в то время как первосвященник совершал искупление за весь Израиль, все должны были смирять свои души в покаянии и исповедании грехов перед Богом, чтобы не быть отлученными от общества. Подобным же образом каждый, кто хочет, чтобы его имя было сохранено в книге жизни, должен теперь, в эти немногие оставшиеся дни испытания, смирить свою душу пред Богом, сожалея о своих грехах и искренно раскаиваясь в них. Необходимо глубоко исследовать свое сердце. Легкомыслие и несерьезность, присущие столь многим, называющим себя христианами, должны быть побеждены. Тяжелая борьба ожидает всех, кто желает господствовать над своими греховными влечениями».

Точная дата 22 октября 1844 года была установлена благодаря прилежному исследованию библейских пророчеств и типологии. Ее всеобъемлющее значение для нас сегодня станет еще очевиднее из последующих глав.

1. Со свойственной ему скромностью Миллер оценивал количество обращенных в 50 тысяч человек. В 1930 году в докторской диссертации профессор Эверетт Дик привел другую цифру: около 150 тысяч человек. Эти сведения вы найдете в заключительной части его работы.

2. Многие древние народы праздновали новый год весной, когда зима была позади, растения пробуждались, и на деревьях появлялись листья. Даже согласно нашему юлианско-григорианскому календарю, год когда-то начинался в марте! Если не верите, взгляните на названия таких месяцев, как сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Сегодня мы называем их девятым, десятым, одиннадцатым и двенадцатым месяцами, но их названия означают седьмой, восьмой, девятый и десятый месяцы! Мы знакомы с таким корнем, как «ось» в слове «осьминог» — восьминогая морская тварь; и «дес» или «дек» в таких словах, как «десятичный». Это система счисления, в основе которой лежит «десять». Юлий Цезарь, назвавший своим именем месяц июль, распорядился переместить Новый год с марта на январь в 46 году до н.э.

3. James White, Life Incidents (Battle Creek, Midi., 1868), 153-156.

4. Joseph Bates, Second Advent Way Marks and High Heaps (New Bedford, Mass., 1847), 30, 31.

5. James White, Life Incidents, 159.

6. Нам известна только ее фамилия. James White, Life Incidents, 159.

7. «The History of the Late Movement», The Midnight Cry, 31 October 1844, а также Bates, Second Advent Way Marks.

8. Краткое изложение его проповеди приводится по изданию «Истинный полночный крик» от 22 августа 1844 года, которое полностью состоит из материалов Сноу. См. также James White, Life Incidents, 160-163.

9. James White, Life Incidents, 160.

10. Там же, с. 163.

11. Bates, Second Advent Way Marks, 30,31. В этой книге говорится о том, что и другие верующие, помимо Сноу, пришли к такому же выводу.

12. James White, Life Incidents, 163.

13. Bates, Second Advent Way Marks, 30, 31.