Глава 7. Уильям Миллер — проповедник

Когда называется имя Уильяма Миллера, многие вспоминают его проповедь о Втором пришествии Христа. Конечно, его главной и основной темой было пришествие, но проповеди Миллера служили и призывом к посвящению Христу. Великая тема Второго пришествия, казалось, отходила на второй план в тот момент, когда Миллер призывал своих слушателей посвятить свою жизнь Христу. Он нашел в Иисусе друга и хотел познакомить с Ним других.

Эта забота о людях отражена в письме к служителю церкви, сотрудничавшему с Миллером:

«Те души, о которых я говорил прежде… постоянно стоят перед моим взором, сплю ли я или бодрствую. Я вижу их погибающими тысячами, и когда вспоминаю об ответственности их учителей, говорящих им «мир и безопасность», мое сердце обливается кровью» (1).

Миллер проповедовал о Втором пришествии как о видимом событии. Иисус придет на облаках небесных, и всякое око узрит Его. Он не верил в тайное пришествие.

В отношении сроков прихода Иисуса у Миллера также был свой взгляд, сильно отличавшийся от широко проповедуемого в те дни. Большинство церквей ожидали тысячелетнего мира, во время которого человечество будет обращено. И только тогда придет Христос. Миллер же верил во Христа, который вернется до начала тысячи лет (миллениума). Господь придет, когда будут еще живы нынешние слушатели Миллера. Он должен прийти в 1843 или 1844 году! Безотлагательность этих сроков стала главной причиной противостояния проповеди Миллера со стороны многих конфессий.

Несмотря на существование противодействия, многие пасторы просили Миллера проповедовать в их церквах, потому что его проповеди всегда приводили к возрождению веры и притоку новых членов. Он никогда не предпочитал одну церковь другой, хотя сам был баптистом. Он советовал людям идти в ту церковь, которую они выберут по своему усмотрению.

Практически с самого начала проповедь Миллера была принята несколькими церквами. Первая лицензия на проповедь была выдана ему 12 сентября 1833 года в Хэмптоне поместной баптистской церковью.

Документ гласит:

«Баптистская церковь Христа в городе Хэмптоне и Уайтхолле настоящим подтверждает, что брат Уильям Миллер является действительным постоянным членом этой церкви. Брат Миллер вместе с нами некоторое время назад совершенствовал свои дары в Истолковании слов Священной Истины публично по одобрению и наставлению церкви. Мы удовлетворены тем, что у брата Миллера есть дар, который должно улучшать на публичных выступлениях, и готовы дозволить ему улучшить оный, когда бы ему ни выпал на то жребий среди Сиона Господня» (2).

13 ноября 1833 года одно природное явление вызвало среди проповедующих о кончине века известный интерес. Многих поразил сильный звездный дождь (падающие звезды). Тем не менее Миллер, видимо, не придал ему в своих проповедях особого значения.

К 1834 году у Миллера накопилось так много приглашений проповедовать, что он едва ли мог удовлетворить и половину. В тот же год он прекратил свою работу в качестве мирового судьи, чтобы уделить все время только проповеди. Он стал проводить более длительные серии встреч и опубликовал трактат в шестьдесят четыре страницы с изложением своих взглядов. Этот трактат давали читать тем людям, у которых возникали вопросы относительно проповедуемого им.

В 1834 году он уже говорил о получении рекомендации для работы лектором, истолковывающим пророчества, подписанной «почти пятьюдесятью служителями церкви из числа моих братьев-баптистов и двадцатью, даже почти тридцатью, представителями других конфессий» (3).

В том же году Миллер стал записывать названия тех мест, которые он посещал, в тетрадку, которую называл «руководством». На первой странице приведено расписание, которое должно было стать типичным на последующие десять лет проповедования (4):

Таблица!

 Место

 Время

Текст

Текст

 Форкс, Н-Й

 01.10.1834

 Лук. 15:18.

 Откр. 8:13.

 Кисвилл Я-Й

 05.10.1834

 Откр. 3:20.

 Иов. 23:24.

 Бикмантаун

 06.10.1834

 Дан. 8:13-14.

 Иов. 10:14.

 Платтсбург

 08.10.1834

 Дан. 8:13-14.

 Откр. 20:6.

 Кисвилл

 11.10.1834

 1Кор. 3:11.

 

 Кисвилл

 12.10.1834

 Рим. 8:6-7.

 Лук. 15:18.

 Вестпорт

 14.10.1834

 Дан. 8:13-14.

 Лук. 10:14.

 Вестпорт

 15.10.1834

 Откр. 20:6.

 

Согласно «руководству», с 1 октября 1834 года до 9 июня 1839 года он прочитал 800 лекций; в среднем почти четыре проповеди в неделю!

В 1835 году Миллер получил еще одну верительную грамоту, которая помогла ему преодолеть конфессиональные различия. Подписанная священниками нескольких разных конфессий из Нью-Йорка, Вермонта, Массачусетса и Канады, эта бумага оказалась совершенно необычной. Она наделяла гораздо большими полномочиями, чем обычные верительные грамоты служителей церкви, которые выдавались отдельными конгрегациями (5). В 1838 году Миллер получил также сертификат-подтверждение от христианской конференции штата Вермонт; и в 1839 году — от баптистской группы свободной воли и от методистской церкви (6). Очевидно, что уже на раннем этапе его служение получило очень широкую поддержку.

В письме к своему коллеге, проповеднику Трумэну Хендриксу, датированном 1835 годом, Миллер описывает успех своей проповеди:

«Я побывал в ряде городов Вермонта. Некоторые старые закосневшие бунтари приходили ко мне, умоляя о пощаде еще до того, как я начинал читать курс своих лекций. Да будет благословенно святое имя Господа Бога нашего; Он дал мне даже больше того, о чем я осмеливался Его просить. Как это прекрасно, дорогой мой брат, — проповедовать, имея Бога за душой. Мне нет нужды быть наемником для овец или мира… Бог заботится об этом: Он платит мне душами».

Затем Миллер добавляет следующую мысль:

«Я… провожу почти неделю в одном месте, собираю большие толпы народа, обычно больше в последний день, чем в предыдущие. Многие говорят, что сказанное мной разумно, и обращаются к чтению; некоторые насмехаются и потешаются, иные же считают, что это истина. Труднее всего обычно убедить служителей» (7).

На следующий год, вновь обращаясь к Хендриксу, Миллер пишет:

«Ах! Брат Хендрикс, удивительно пред очами вашими, что Он использует такой ветхий сухостой, как я, и смиряет горделивых и надменных безбожников, и да будет прославлено имя Его. Он непременно будет совершать дело через того, кого Он пожелает, а потому молись за меня… Ныне в церквах наблюдается пробуждение интереса к этому вопросу, и служители собирают общие встречи, чтобы изучить его… Теперь в каждом месте, где я читаю, на лекции у меня присутствует четыре или пять служителей, и скажу тебе, что это производит большой фурор в тех местах». (8)

И в письмах к друзьям, и во время публичных проповедей Миллер выглядел уверенно. Но иногда за всем этим скрывался страх. Вновь обращаясь к Хендриксу в письме от 27 августа 1835 года и отмечая, что ощущает себя эгоистом, он пишет: «Иногда я чувствую, что все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе, а иногда малейший ветерок повергает меня в панический страх». (9)

В другой раз Миллер говорит о проповеди так, как будто он все еще солдат:

«Полагайся только на силу Духа. Держи свой меч обнаженным, направив острие к сердцу, и рука твоя да не дрогнет. Будь готов поразить. Не бойся причинить боль своим слушателям, не опутывай лезвия твоего меча шелковыми платочками». (10)

В своем «руководстве» Миллер методично отмечал тему каждой проповеди, текст, на который она говорилась, а также иные детали своей работы. В записи от 20 июня 1836 года на полях он пометил, что кто-то дал ему четыре доллара на проезд. В предыдущей записи от 3 сентября 1835 года упомянуты еще два доллара. 10 февраля 1837 года имеется запись о данных ему полутора долларах. По-видимому, эти дары показывают общее количество наличных денег, переданных ему с начала служения в 1831 году. Очевидно, что служение не преследовало цель собрать большие прибыли, возможность которых оно обеспечивало. (11)

В 1838 году в письме к сыну Миллер выразил искреннее желание, чтобы проповедуемую им весть приняла его собственная семья, и позже обратились все его близкие. В письме он говорит о собственном чувстве долга:

«Да поможет мне Господь преподавать истину! Думаю, что Бог уже помог мне. Я все больше и больше убеждаюсь в том, что Бог говорит через меня. Я знаю свои слабости и прекрасно понимаю, что во мне нет ни силы плоти, ни силы разума, чтобы совершать то, что Господь совершает через меня как через инструмент… Мир не знает, насколько я слаб. Они лучше, гораздо лучше думают о старике, нежели я сам. Поэтому я и знаю, что именно Бог предупреждает людей об опасностях, им грозящих». (12)

Огромные толпы народа, посещавшие лекции Миллера, свидетельствовали о большом интересе к его проповеди. Но он был реалистом. От слушателей поступали самые разнообразные отклики, и Миллер знал, что даже те, кто вначале проявлял хоть какой-то интерес к услышанному, могли впоследствии изменить свое мнение. В 1838 году в письме к своему другу-проповеднику Хендриксу он написал:

«Ты говоришь о том, чтобы я пришел туда, и дом будет набит битком. Мне нет нужды отправляться за тридевять земель, чтобы увидеть дом не только набитым, но и переполненным. В прошлую субботу я проповедовал в Бенсоне и видел, что дом был совершенно переполнен: и коридоры, и зал. Но, дорогой брат, я лично не испытываю от этого никакого удовольствия. Толпа сегодня может кричать — «осанна», а завтра — «распни его». Господи, что такое человек?» (13)

В письме к сыну, датированном 28 января 1839 года, Миллер пишет об успехе своих встреч:

«В каждом месте, в котором я проповедовал с тех пор, как покинул свой дом, происходили изменения и повсюду дело продвигается стремительно. Места встреч переполнены до отказа. Многие очень возбуждены. Некоторые утверждают, что верят, кто-то насмехается над услышанным, иные же трезвятся и размышляют» (14).

Весной 1839 года Тимоти Коул, служитель церкви в Лоуэлле, штат Массачусетс, знавший о Миллере только понаслышке, послал письмо, приглашая последнего прочитать в этой церкви лекцию. Коул согласился встретить Миллера на железнодорожной станции.

Встречавший знал только, что тот, кого он ждет, будет в определенного типа пальто и в белой шляпе. Ожидая встретить внешне респектабельного джентльмена, Коул не встретил среди выходящих из поезда ни одного, подходившего под описание.

Затем Коул увидел человека в возрасте за пятьдесят, больше похожего на фермера, нежели на проповедника. На мгновение задумавшись, шагнул ему навстречу и прошептал на ухо: «Вас зовут Миллер?» Тот утвердительно кивнул. «Хорошо, следуйте за мной», — ответил Коул.

И пошел от станции, а за ним следовал Миллер, поспешая насколько возможно, пока они не добрались до дома Коула. Последнему было стыдно, что он пригласил проповедника с такой внешностью. «Наверняка он ничего не знает о Библии», — думал Коул.

Ко времени начала встречи Коул сказал Миллеру, что, вероятно, уже пора идти в церковь. Все еще чувствуя стыд за простой облик Миллера, Коул указал ему на кафедру, а сам сел в собрании.

Миллер прочитал слова гимна, а затем возглавил его исполнение. Он приготовил проповедь на текст: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). Через пятнадцать минут, слушая мощную проповедь Миллера, Коул забыл о своем стыде, поднялся на сцену и сел сзади.

Миллер проповедовал ежедневно на протяжении следующих нескольких дней, и после этого в общине последовало духовное обновление. Услышанную весть принял и Коул. В письме к Миллеру две недели спустя Коул сообщил, что в результате этих встреч в церковь пришли шестьдесят человек (15).

В той же поездке по Массачусетсу Уильям Миллер проповедовал и в Линне. Местный редактор написал о своем впечатлении от проповеди Миллера, представляя интересный отчет стороннего наблюдателя:

«Мы заранее были предубеждены против этого доброго человека, когда он впервые приехал к нам, на основании того, что, как мы полагали, было явной «ошибкой истолковывать библейские пророчества таким образом, что миру в 1843 году придет конец. Мы все еще склонны считать, что это ошибка или неверное вычисление. В то же время, посещая его лекции, мы Преодолели свое предубеждение против него и узнали еще больше о замечательном характере этого человека и о великом благе, которое он совершил и совершает поныне… Любой, послушав его пять минут, убеждается в его искренности и получает наставления в виде его размышлений и сообщений… У нас есть причина верить, что проповедь или лекции мистера Миллера произвели великое и обширное благо. По его пятам следовало духовное обновление. И где бы он ни был, его слушали с прилежным вниманием».

Уильям Миллер был метр восемьдесят три ростом, прямой, как столб. Редактор продолжает описание внешних данных Миллера:

«В манерах и внешнем виде мистера Миллера нет ничего особенного. И то, и другое соответствует общему стилю и облику служителей. Его жесты легки и выразительны, внешний вид приличен. Его объяснения Писаний и примеры чрезвычайно просты, наглядны и убедительны; и повсюду, где бы он ни проповедовал, проявлялось великое желание людей послушать его. (16)

Миллеру часто приходилось проповедовать и писать под насмешки и подтрунивание. Иногда он отвечал на эти выпады, и всегда попадал в самую сердцевину. Вот как Миллер проповедовал о Ное и потопе:

«Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Они ели и пили, женились и выходили замуж, пока Ной не вошел в ковчег. Я представляю себе события того дня. Разве вы не видите вон там, рядом с ковчегом, изящное строение, сделанное из дерева гофер? Это строение было возведено хозяином за большие деньги для развлечения посетителей, которые, приходя, заодно наведывались и к ковчегу, чтобы потешиться и посмеяться над старым, убеленным сединой человеком, который строит ковчег. Хозяин заведения разбогател от великой выгоды, которую получил, продавая рабочим, местным жителям и прохожим пищу и питье по самой высокой цене… Видите, хозяин стоит в дверях своего заведения и завлекает проходящих, предлагая забежать на минуточку и угоститься. Послушаем разговор между хозяином и посетителем, только что вошедшим в заведение.

Гость: — Что это там за большое здание в поле, на возвышенности?

Хозяин: — Это ноев ковчег.

Гость: — Но какое применение хозяин думает найти ему? Кажется, это строение предназначено для плавания. Не думает же старик плавать на суше?

Хозяин: — Да, ты прав. Старик говорит, что миру наступит конец (Быт. 6:13. — Прим. автора), и он построил ковчег, чтобы спасти себя и свою семью, ибо всякая плоть будет уничтожена водой, как он говорит.

Гость: — Но откуда он это знает?

Хозяин: — Он говорит, что Бог сказал ему об этом.

Гость: — Что это за человек? Я думаю он какой-то фанатик.

Хозяин: — О, да. Мы считаем, что он немного сумасшедший. Из-за строительства этого огромного ковчега он забросил ферму и другие земные дела. Правда, ни в чем другом фанатизм не проявляется. Но что он потерял, то я приобрел.

Гость: — Фермер, говоришь? Фермер! Почему Бог не обращается к некоторым из наших сильных, издревле славных людей? (Быт. 6:4 — прим. автора). Фермер какой-то! Нет, это неправда. Ну, а кто-нибудь верит ему?

Хозяин: — Верит ему?! Не-ет. У нас есть другие занятия, и мы не тратим время попусту, слушая старого фермера. Но все мы, не позже как вчера, очень сильно удивились, ибо старик рассказывал, что приготовил место для зверей полевых, и для птиц небесных, и для всякого, пресмыкающегося по земле, и вчера они, по две пары каждой твари, вошли в ковчег, видимо, добровольно (Быт. 7:8, 9). Это, скажу я, несколько удивило нас, но банкеты и празднества прошлой ночи совершенно развеяли страхи, и сегодня все так, как и должно быть» (17).

То, что Миллер называл Ноя фермером, воспринималась его аудиторией как сравнение с самим собой.

В ноябре 1839 года Миллер прочитал курс лекций Экзетере, штат Нью-Гемпшир. Как обычно, на его встречу пришло несколько служителей. Один из них, Джошуа Хаймс, христианский служитель, вновь пригласил Миллера в свою церковь в Бостоне. Встреча Миллера и Хаймса оказала сильное влияние на будущее их обоих.

(1) Manuscript letter. March 31, 1840; Signs of the Times, April 15, 1840. Цит. по: LeRoy Edwin Froom, The Prophetic Faith of Our Fathers (Washington: Review and Herald Publishing Association, 1954), vol. 4, p. 682.

(2) Adventual Collection, Aurora Colleg; Цит. по: Froom, p. 499.

(3) William Miller. Apology and Defence (Boston: Joshua V. Himes, 1849), p. 19.

(4) Sylvester Bliss. Memoirs, of William Miller (Boston: Joshua V. Himes, 1853), p. 115.

(5) Bliss, pp. 120-122.

(6) Adventual Collection. Цит. по: Froom, p. 681.

(7) Manuscript. letter, November 28, 1834; Цит. по: Francis D. Nichol, The Midnight Cry (Washington: Review and Herald Publishing Association, 1944), p. 60.

(8) Manuscript letter, March 6, 1835, Цит. по: Froom, p. 506.

(9) Manuscript letter, August 27, 1835, Цит. ро: Nichol, p. 63.

(10) Manuscript, letter, May 19, 1841, Цит. по: Nichol, p. 90.

(11) Nichol, p. 66.

(12) Manuscript letter. November 17, 1838. Цит. по: Nichol, p. 70.

(13) Manuscript letter. July 27, 1838. Цит. по: Nichol, р. 68.

(14) Manuscript letter. January 28, 1839; Цит. по: Bliss, p. 133.

(15) Bliss, pp. 135, 136.

(16) Lynn Record; Цит. по: Bliss, pp. 137, 138.

(17) Bliss, pp. 210, 211.